Как перестать бояться галопа на лошади

Опубликовано: 30.04.2024

Среди конников – в обсуждениях на форумах, книжках, статьях – то и дело всплывает тема страха. Что такое страх? Почему он появляется? Как с ним бороться? Почему не помогают советы? Когда мы попытались написать очередную статью на эту тему, то быстро поняли – одной статьей дело не обойдется.

Что же такого сложного в этом самом страхе?

Ну, во-первых, то, что обычно, говоря про страх, сгребают в кучу очень много всего. А что-то, наоборот, оставляют «за кадром». Как правило, в категорию «страх» помимо собственно страха попадает еще тревога и растерянность, которые на самом деле все-таки другие чувства. А злость, раздражение и агрессия – не попадают, хотя часто в основе своей вызваны именно страхом. Растерянность тоже может быть вызвана страхом – а может быть следствием недостаточной квалификации всадника или кучи других причин.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото horsecity_com, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что страхи очень разные. У них бывают разные проявления (как мы боимся), поводы (чего мы боимся), причины (почему мы боимся), и больше половины страхов вообще к лошади не привязаны напрямую, мы приносим их с собой на конюшню из других областей жизни. А верховая езда просто их проявляет – как лакмусовая бумажка.

Вот простой пример: два принципиально разных страха могут проявляться одинаково — мешать всаднику… пользоваться защитным снаряжением.

Принято считать, что отсутствие шлема – это уверенность в себе и\или лошади (или нездоровый пофигизм, как посмотреть), лень, экономия, незнание – что угодно, только не страх. А на самом деле, помимо других причин, здесь «пасется» как минимум два страха: иррациональный (чувство, что приготовлениями к возможной опасности можно «накликать беду») и социальный (а вдруг кто-то подумает, что я боюсь\плохо езжу). И ведь куча народу упасть – боится, а шлем – не носит! Нелогично? Еще как логично! Просто чего-то другого человек боится еще больше.

Надо как-нибудь сесть и подумать: а правда у меня руки не доходят? В магазин некогда съездить? Денег лишних нет? Или дело в чем-то другом все-таки.

Чего может бояться человек, сидя на лошади?

— Естественно, травмы. Самый логичный, но не самый распространенный страх. Зато очень часто люди его себе приписывают. Боюсь? Боюсь. Чего логично бояться в седле? Упасть. Точно! Вот этого и боюсь!

— Социальные страхи. Тоже очень распространенное явление. Они могут существовать как самостоятельно, так и органично дополнять любой другой вид страха. Человек боится не столько проблем с лошадью, сколько «потери лица». Кто-то скажет или подумает, что я плохо езжу, ничего не умею; я кому-то помешаю, влезу под прыжок, испорчу элемент, и обо мне станут думать плохо и т.д. А иногда этот страх проявляется обратным образом: человеку все время кажется, что на его статус кто-то покушается, его недостаточно уважают, и он начинает агрессивно вести себя на рабочей площадке, мешать (в т.ч. намеренно) другим всадникам, раздавать непрошенную критику и советы.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото ff0345c3c15aa0aa6e73642e60b1502d, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

— Случайные страхи. Встречаются чаще, чем принято думать. Человеческий мозг очень плохо переносит длительное состояние тревоги, и, как правило, раньше или позже фокусирует ее на чем-то.

Если человек запрещает себе думать о реальном источнике тревоги, «фокус страха» локализуется в какой-то случайной точке. Просто на том, что в критический момент, когда мозг перестал справляться с тревогой, оказалось в поле внимания. Опасения потерять работу, вылететь из института, напряженность в отношениях с близкими – если достаточно долго не решать проблему и запрещать себе о ней думать, в один непрекрасный момент можно обнаружить себя на лошади с трясущимися руками и сердцем в пятках.

— Ситуативные страхи. Как правило, напрямую отношения к лошади не имеют, и часто связаны с нехваткой каких-то коммуникативных навыков. Например, человек не умеет конфликтовать, отстаивать свою точку зрения. В случае конфликта он теряется и уступает до тех пор, пока не заканчивается пространство для маневра, а потом чувствует себя загнанным в угол и переходит к избыточной агрессии. Это не специально конный, а просто общечеловеческий коммуникативный навык: вовремя перестать уступать, когда тебя еще не прижали к стене и можно отстаивать свою позицию, не выходя за рамки.

В случае сопротивления лошади такой человек испытывает растерянность, не может настоять на своем (со стороны – «пугается» и уступает лошади) до определенного предела, после которого скачком переходит к злости и грубой работе. В остальной жизни страх конфликта не так резко бросается в глаза, а в седле проявлятся во всей красе, и создается ложное впечатление, что человек боится именно лошадь. Сюда же относится страх ответственности и ряд других.

Помимо того, что люди могут бояться разного, они еще и делать это могут по-разному. Например, страхи бывают рациональные и иррациональные. Часто думают, что иррациональный страх – это страх перед чем-то, не представляющем реальной опасности (а то и вовсе несуществующим). Ничего подобного. Можно бояться вполне рациональных вещей (например, собак или самолетов) абсолютно иррационально.

Главное отличие в том, что обычный (рациональный) страх – это нормальный и полезный адаптивный механизм: увидеть опасность и отдать команду на устранение угрозы (или себя – от угрозы). А у иррационального страха этот механизм подпорчен. Сигнал тревоги есть, а дальше ничего не происходит: ни оценки уровня опасности, ни выработки стратегии решения проблемы.

Человек, с рациональным страхом перед собаками (даже сильным), может быстро, даже без особых сознательных усилий, оценить ситуацию: собака на поводке, или за забором, или добрая и хорошо знакомая, а потом принять решение: перейти на другую сторону улицы, попросить хозяина подозвать пса, перестать бояться и погладить… А если страх иррационален, никакой оценки не происходит, и никакой стратегии не вырабатывается. Механизм буксует.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото Tumblr, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

Часто за страх принимают тревогу. Если человек «дергается», нервно вздрагивает от любого звука, это еще не значит, что он боится. Любой человек подскакивает от неожиданного раздражителя. Но чем сильнее напряжена нервная система, «натянуты нервы», тем меньший раздражитель нужен для того, чтобы подпрыгнуть на месте. Причины тревоги могут быть самыми разными. Совершенно не факт, что всадник боится, как бы лошадь не шарахнулась из-за упавшего листика. Он сам шарахается, из-за собственного внутреннего состояния, и не обязательно это имеет прямое отношение к лошади.

Чаще, чем кажется, страх принимает форму агрессии: напасть превентивно на то, что кажется опасным! Обычно у человека несколько стратегий выхода из нежелательной ситуации: одна основная и две-три запасных. Но случается и так, что основная «забивает» конкуренток и выскакивает к месту и не к месту.

Два человека совершенно одинаково боятся одного и того же: «потерять лицо». Один в присутствии других всадников трусит по стенке, боясь кому-то помешать, по минимуму требует от лошади («а вдруг не получится, что про меня подумают?»), а другой игнорирует траектории движения окружающих, скандалит по любому поводу, грубо обращается с конем («пусть они не думают, что я кому-то уступлю!») Страх – один. Результат – разный. Причем не исключено, что второй человек в общем-то даже воспитан, и в других ситуациях, когда не боится, очень мил и обходителен.

Так что первое, что требуется, это сесть, подумать и постараться докопаться до причины. Например: я испытываю сильную тревогу и страх, когда езжу на плацу, где много народу. А чего я боюсь.

— я кому-то помешаю

— я с чем-то не справлюсь, все увидят, надо мной станут смеяться, обсуждать за моей спиной

— кто-то станет вести себя грубо, мешать моей работе, а я не смогу дать отпор

— я не могу уследить за всеми всадниками и боюсь с кем-то столкнуться

— а вдруг кто-то упадет и его лошадь начнет носиться по рабочей площадке?

— я упаду, и кто-то меня затопчет

В первом списке речь идет о социальных страхах, во втором – о страхе потери контроля. Нет общего рецепта, как научиться спокойно работать на переполненной площадке, потому что внешне ситуация одна, а причины – разные.

Только поняв причину своего состояния, можно эффективно с ним разобраться.

С проблемой посадки на галопе сталкивался практически каждый всадник в начале своего пути. Трясет, куда-то заваливает, хочется сжать пальцы мертвой хваткой на седле или гриве, лишь бы не скатиться с лошадиной спины, особенно, если лошадь - не мягкий диванчик. Но все сложности решаемы, надо лишь понять, с чего начать.

Хотим уточнить, что лучше всего применять все советы и осваивать галоп на надежной спокойной лошади с мягким галопом, когда вас держат на корде, и вы можете сосредоточиться на своих ощущениях, не отвлекаясь на управление лошадью и поддержание аллюра.

Основные советы

1. Не зацикливайтесь на процессе езды. Это правда сложно, но необходимо максимально расслабиться и выдохнуть. Два темпа галопа - вдох, два - выдох. Можно петь песни или рассказывать стихи. Это - распространенная практика, и не так важно, что именно делать - хоть главы из любимой книги наизусть вслух цитировать или деревья и кусты вокруг считать. Вся проблема заключена в том, что когда человек не привык к данному аллюру, он непроизвольно начинает использовать при езде мозг для управления телом, не позволяя телу сработать вовремя самостоятельно. Пытаясь ехать «как положено», всадник опаздывает, плюхается и все больше зажимается. В итоге — надо просто отключить голову всадника от процесса езды, заняв мозги чем-то другим. От зажатых, как бы то смешно не звучало, мозгом мышц не стоит ждать эластичности и правильной работы. От зажатого галопа всадник получит только боли в спине и шее, а так же лишнюю нагрузку на лошадиную спину.

2. Осознавайте свои естественные реакции на стрессовую ситуацию. Хочет ли того всадник или нет, но одна из самых частых ошибок - это завал корпуса вперед на быстрых аллюрах, когда всадник автоматически пытается свернуться в позу эмбриона. Особенно это актуально, когда на начальном этапе приходится держаться за седло. Руки словно сами тянут человека вперед и вниз, заставляя буквально скрючиться. Как же избежать этого? Утрированно отклониться назад. Откинувшись и использовав руки, как ванты подвесного моста, всаднику будет проще срабатывать поясницей. Мера эта временная, и, конечно, все время ездить в таком положении — неправильно. Но как только всадник почувствует, как надо работать поясницей, и плотно сядет в седло, он может начать постепенно выпрямляться, принимая классическую посадку.

Сюда же можно отнести и езду без стремян. В первое время такие вроде бы удобные стремена могут стать помехой, усугубляющей и так не стабильное положение. Очень часто начинающие напрягают мышцы ног, незаметно для себя привставая на стременах, приподнимаясь над седлом, и вместе с наклоном вперед, начинающий всадник лишает себя остатков баланса. А без стремян вес ног всадника более плотно прижмет его самого к седлу, что само по себе обеспечит большую стабильность.

3. Не стоит спешить галопировать без рук. Сперва стоит посадить в седло самого себя, после чего необходимость держаться отпадет сама собой. А если уж есть острая нужда срочно отпустить седло, никогда не стоит делать это резко. Плавность и размеренность - сперва просто разжимайте пальцы рук по очереди, лишь затем стараясь отводить руки по одной от седла. Понемногу, позволяя себе привыкнуть. Стремление быстрее развиваться - это хорошо, но не стоит забывать, что к любому делу следует подходить с умом. И спешка в данном случае может лишь откинуть всадника на шаг назад, затормозив процесс обучения.

Также помочь приобрести стабильную посадку на галопе могут упражнения. Повторимся: упражнения на галопе лучше всего делать на спокойной лошади с мягкими аллюрами, которая привыкла к разнообразным движениям всадников у нее на спине. Крайне желательно, чтобы вас держал на корде тренер, инструктор, или хотя бы опытный друг. Так куда безопаснее, вы не отвлекаетесь на управление лошадью и контроль над аллюром, а человек с земли подскажет вам, правильно ли вы все делаете.

Как только всадник ощутил минимальную уверенность в том, что прямо сейчас он падать не планирует, и может освободить хотя бы одну руку, можно начинать пробовать упражнения.

Упражнения

1. Освободив одну руку, нужно отвести ее прямую в сторону и аккуратно повернувшись всем телом, плавно положить ладонь на круп лошади сверху. Такое положение поможет ощутить колебательные движения, что совершает спина лошади и должна совершать поясница всадника. Делать его следует в обе стороны по очереди, желательно меняя так же и направление галопа.

2. Уже уверенно делая Упражнение 1, можно перейти к следующему шагу. Всадник не может ездить всю жизнь с рукой на лошадиной попе, следовательно, следует начать выпрямляться. Это делается от положения с опорой на руку, потихоньку поднимая ладонь над телом лошади и плавно выпрямляя корпус. Не нужно пытаться на первом же кругу сесть ровно, будет достаточно просто перестать касаться и лишь ощутив себя уверенно в таком положении, можно уже поворачивать корпус в нормальное положение и возвращать руку обратно вперед. Главное - плавность, не нужно "геройствовать".

3. Кроме всего вышеперечисленного, освободить руки полностью и раскрепоститься поможет отвлечение, о чем мы говорили в первой части статьи. Уже есть свободная одна рука и вы никуда не падаете? Отлично. Не забываем чуть отклонять корпус назад, но при этом остаемся в обычной посадке и рукой поправляем собственный воротник (шлем, ремень, косичку и тд). Чем больше времени займет действие, тем лучше. При этом, параллельно со всем этим не следует забывать о том, что можно попробовать отпускать две руки. Однако стоит помнить, что не следует сразу ими что-то делать. Попробуйте разжать пальцы обеих рук, держа их рядом с седлом, так же постепенно, как и с одной рукой уже обе убирая все дальше и все более надолго. В идеале, убрав обе руки от седла, необходимо добиться возможности ими обеими, например, снять и надеть капюшон, при этом сидя все так же на галопе.

4. Есть небольшие общие указания, которые сложно назвать упражнениями и которые нет смысла каждое расписывать в отдельный пункт. Не стоит забывать про учебную рысь и шаг. Стоит прислушаться к своим ощущениям на хорошем широком шагу (закрыв глаза и расслабившись) и рыси. Крайне важно не забывать о необходимости смотреть вперед или даже немного вверх. Представьте, что у вас впереди препятствие, ищите его глазами и не в коем случае не смотрите на уши или шею лошади, и уж тем более на свои руки.

Не стоит сильно огорчаться, когда что-то не выходит сразу. Галоп не так страшен, как иногда о нем рассказывают. Это прекрасный удобный аллюр, который дарит всаднику чувство полета и единения с лошадью. Терпение, работа над собой и упорство помогут справиться со всеми трудностями!

Onhorseback. Equestrian blog Конный спорт

♦️ Боязнь галопа ♦️ Иногда мне приходят письма с просьбой дать совет, как перестать бояться ездить галопом.
⠀ 🔹 Чаще всего страх перед галопом у тех, кто уже ездил раньше, но упал, пострадал, напугался, потерял … Ещё уверенность. Моя Саша не так давно упала с пони (это бла не Пицца). Этот понь растащил её галопищем, а когда она упала, ещё и пробежал по ней. Теперь она боится галопа. Конечно, хочет скакать, но боится, зажимается, вцепляется. И вот что я для неё придумала, возможно это поможет и ещё кому-то.
⠀ 🔹 Суть упражнения в том, что это не галоп, хотя, галоп в нём присутствует. Я разложила жерди по кругу и Саша должна двигаться по ним рысью. Всё внимание на траектории и заходы/отходы ровно по… Ещё

Onhorseback. Equestrian blog Конный спорт

♦️ Багажник ♦️ Интересно, это только у меня хронический бардак в багажнике? А может это только у конников?
⠀ 🔹 В субботу я получила в подарок от @avtoporyadok чудо-саквояж! Он выполнен по заказу конкретно для моей … Ещё машины: чёрный с синей строчкой с табличкой Lexus. Цвета материалов, табличку и размер можно выбрать на свой вкус. Я выбрала 70см, чтобы наверняка 💪
⠀ 🔹 Теперь у меня образцовый багажник! Мало того, что в нём порядок, так ещё и саквояж дополняет его в качестве стильного аксессуара! Спасибо большое @avtoporyadok
⠀ 🔹 Так что от души рекомендую! Саквояж легко собирается, выглядит дорого-богато, очень вместительный и удобный! Что бы муж не ругался, что в машине бардак, прячьте всё в красивый саквояж 😂


⠀@_onhorseback___
⠀#OnHorseback_опыт_коневладельца
⠀КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО
⠀___________
⠀#chestnutchampion

Onhorseback. Equestrian blog Конный спорт

♦️ Сегодня ♦️ Сегодня прыгали упражнения и моим оператором был умный штатив @getpivoru @getpivo Ну и фоточка с моей любимой фотосессии 😍
⠀ … Ещё

⠀@_onhorseback___
⠀#OnHorseback_опыт_коневладельца
⠀КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО
⠀___________
⠀#chestnutchampion 💜

Onhorseback. Equestrian blog Конный спорт

♦️ Защита ♦️ Вы меня много раз спрашивали про уход за амуницией и я с удовольствием писала на эту тему. А сегодня хочу рассказать про защиту обуви!
⠀ 🔹 Обувь конника - это вам не просто сапожки дойти от машины до … Ещё ресторана ☺️ Обувь конника бывает в самых разных неблагоприятных условиях: в грязных левадах по колено, весь день на сыром грунте, на морозе, слякоти, в мойке и снова на морозе! Конечно, ноги сыреют и бедные конники мёрзнут, а обувь быстро теряет товарный вид. Но! Если обработать обувь хорошими водозащищающими средствами, то можно не только продлить ей жизнь, но и защитить себя от вечной сырости.
⠀ 🔹 Совсем недавно я открыла для себя средства SIBEARIAN @sibearian.care и сразу делюсь с… Ещё

Onhorseback. Equestrian blog Конный спорт

♦️ Одинаково ♦️ Стоит задача преодолеть связку из двух проездов два раза подряд одинаково! Эта задача мне не под силу 🤣 🙈 Вот вам видеодоказательство со всеми косяками и ошибками.
⠀ 🔹 Дистанция для нас с Альтаиром … Ещё получается на три ровных темпа между оксерами (14.5) и четыре темпа «к себе» (17.50) между чухонцами. Надо сохранять ровный ритм, корректируя ширину галопа между проездами. Для меня сложность в том, что не могу попадать всегда в одну и ту же точку на отталкивании. Из-за этого коню приходится делать прыжок шире или короче и, как следствие, нарушается ровность темпа внутри проезда.
⠀ 🔹 Вообще это очень полезное упражнение, развивающее глазомер, ритмичность, импульсивность, равномерность, выдержку, контроль, посадку, отходы и подходы, линии и траектории. Попробуйте сами, будет интересно! Выкладывайте свои результаты и отмечайте меня под постом, буду делать репосты в сторис 🤗


⠀@_onhorseback___
⠀#OnHorseback_опыт_коневладельца
⠀КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО
⠀___________
⠀#chestnutchampion 💜

Работа над галопом постоянно становится темой самых разных мастер-классов и «клиник». Всадники стремятся узнать, что они могут сделать, чтобы улучшить качество галопа их лошадей. Но среди множества возникающих у них вопросов можно выделить следующие три:
1. Почему моя лошадь никогда не поднимается с нужной ноги?
2. Что я могу сделать, чтобы остановить эту ужасную быструю рысь, на которую лошадь переходит перед тем, как подняться в галоп?
3. Что делать, если моя лошадь не хочет поддерживать галоп?
К счастью, эти три основные жалобы на галоп достаточно легко исправить.

Если лошадь здорова, хорошо обучена и за свою жизнь уже прошла «не один километр» галопом под всадником, можно со значительной долей уверенности говорить о том, что ее проблемы с галопом связаны со всадником.

Дело в том, что положение вашего тела, напряжение и время подачи сигналов могут говорить вашей лошади что-то иное, чем вы думаете. Сделав посылы четкими, приняв на себя ответственность, вы можете ожидать, что ваша лошадь ответит правильно.

Сигнал для подъема в галоп с правильной ноги

Вариантов сигналов для подъема лошади в галоп много. Но вам нужен подъем в галоп с правильной ноги. Для начала надо понять, что происходит, когда лошадь переходит в галоп. Сначала она отталкивается своей внешней задней ногой. Если вы просите о галопе направо, лошадь оттолкнется левой задней ногой, и наоборот.

Перед тем, как приступить к галопу, убедитесь, что вы можете воздействовать на задние ноги лошади. Делайте это на шагу, в расслабленной и легкой рамке, не задумываясь о добавлении скорости. Вы должны иметь возможность побудить лошадь уступить бедром (так называемое бедро внутрь).

Сместите внешний шенкель на несколько сантиметров назад и примените там пульсирующее давление ахиллесовым сухожилием. Чтобы подготовиться к подъему с правой ноги, переместите левый шенкель назад. Хорошо обученная лошадь сместит бедра направо.

Мне нравится поступать следующим образом: двигаясь прямо по длинной стенке манежа, я смещаю шенкель назад, и, если лошадь уступит бедрами, снимаю давление и хвалю ее. В конце концов, лошадь начинает понимать, что так я прошу ее сместить бедро. Теперь она настроена на подъем с правильной ноги, и вы можете продолжить работу с подъемом в галоп.

Я использую следующую последовательность сигналов: внешний шенкель, смещающий бедро, затем я поднимаю вверх и внутрь внутренний повод, чтобы не допустить падения лошади плечом вовнутрь и, наконец, даю фактический сигнал для подъема в галоп своим седалищем (качательное движение). В процессе обучения можно использовать и голосовой сигнал, например, причмокивание.

Все дело в строгой последовательности – внешний шенкель, внутренний повод, толчок седалищем и причмокивание. Многие всадники, которые думают, что их лошадь имеет проблему с подъемом в галоп с нужной ноги, обнаруживают, что проблема уходит, когда они улучшают последовательность сигналов.

Если у вашей лошади все еще возникают проблемы с подъемом с нужной ноги после работы над бедром внутрь, попробуйте давать сигнал прямо перед поворотом на короткую стенку манежа. Не забудьте давать сигнал перед поворотом, а не во время поворота. Если лошадь входит в поворот, она может подняться не с нужной ноги, так как ее бедро выпадет наружу. Вот почему работа на круге – не самый простой способ научить лошадь подниматься в галоп с нужной ноги. Когда вы выводите свою лошадь на круг, она выставляет бедро наружу и не может подняться с нужной ноги. Если вы едете прямо, а затем просто начинаете поворачивать, она все еще правильно движется в тот момент, когда поднимается в галоп.

Если лошадь поднимается правильно только в одну сторону, есть вероятность наличия у нее физической проблемы. Это особенно верно, если лошадь, которая обычно поднималась правильно, внезапно отказалась это делать. Посоветуйтесь в вашим ветеринаром. Если имела место старая травма, особенно на задней ноге, лошадь, возможно, научилась компенсировать ее, и просто не достаточно развита физически, чтобы галопировать в каком-то направлении.

Почему умение подниматься в галоп с нужной ноги так важно?

Лошади трудно сохранять баланс, когда вы проезжаете угол. Если лошадь следит за вашими ясными сигналами, она должна подняться с нужной ноги, с которой вы просите, а не просто ехать с той ноги, с которой ей захотелось. Кроме того, на соревнованиях часто требуется заходить на препятствие с какой-то определенной ноги в зависимости маршрута.

Когда всадники приезжают на «клинику» и хотят поработать над подъемом с нужной ноги, я, прежде всего, спрашиваю, поднимается ли лошадь неверно в обоих направлениях. Если да, то, скорее всего, имеет место проблема с подачей посылов. Лошади не ясно, что вы хотите от нее, с какой ноги ей подняться.

Из рыси в галоп

Если вы поднимаете лошадь в галоп, но она лишь ускоряет рысь, вы, вероятно, применяете посыл в неподходящий момент. Обученные лошади могут непреднамеренно путать подъем в галоп с просьбой ускорить рысь. Если лошадь ошибается, и вы продолжаете быстро рысить, вы, по сути, принимаете этот ответ и говорите лошади, что она поступает правильно. Если вы остановите лошадь, потому что она перешла на рысь, а не поднялась в галоп, вы также усиливаете неправильный ответ. Как только лошадь получает перерыв, она решает, что поступила правильно и была вознаграждена.

Убедитесь, что вы подаете ясные сигналы. Если вы уверены, что подаете их в правильной последовательности, а ваша лошадь все еще переходит на быструю рысь, сообщите ей, что это не то, о чем вы ее просите. Остановите ее внезапно и немедленно вновь попросите галоп. Если она все равно пойдет рысью, резко используйте стоп-сигнал вашим седалищем, затем поводом и сразу же попросите галоп снова. Не давайте лошади отдыхать (останавливаться) – исправьте ее, а затем немедленно двигайте вперед. Продолжайте применять давление во время всего процесса подачи посыла, пока лошадь не даст вам правильный ответ и не начнет галопировать.

Лошади мешает всадник

Нервный всадник часто тянет повод назад в момент посыла. Даже если всадник делает что-то случайно, это влияет на лошадь.

С каждым шагом галопа нос лошади «ныряет» вниз, она поднимает спину и заднюю часть и растягивается вперед шеей. Это происходит, прежде всего, на первом темпе, когда лошадь переходит от бездействия к полному импульсу. Если вы вовремя не смягчите повод, лошадь ударится о трензель. Если вы напряжены и не расслабляете свои руки, то можете усугубить проблему. Если ваша лошадь ленива, то, ударившись о трензель, она дает себе полное разрешение остановить галоп. Если же у вас чувствительная и нервная лошадь, то, удар о трензель может испугать ее, породив недоверие к вам, как к всаднику. Решение будет одним для обоих случаев: не забывайте подавать повод вперед и вниз (не вверх, так как это все еще может ударить лошадь по зубам, когда ее голова опустится).

Некоторые лошади действительно боятся галопа - вскидывают голову вверх и несутся в панике. Когда я пытаюсь побороть эту привычку, я преувеличенно, больше, чем нужно, подаю лошади повод, чтобы показать ей, что она может мне доверять. Если вы не думаете, что сможете исправить эту привычку, обратитесь за помощью к профессионалу. Пусть он покажет, как может выглядеть галоп, и напомнит лошади, что подъем в галоп не обязательно должен сопровождаться ударом по зубам. Вам все равно придется сосредоточиться на исправлении самого себя, но вы станете увереннее, если увидите, что кто-то может ехать на вашей лошади правильно, и лошадь без проблем выполняет правильные команды.

Потеря галопа

Не высылайте лошадь на каждый темп галопа! Вместо того чтобы толкать ее на каждый темп, объясните лошади, чего вы от нее ожидаете, и она будет сама поддерживать галоп. Как только вы подняли лошадь в галоп, ее задача – поддерживать его, делать то, что вы просили, пока вы не скажете ей сделать что-то другое. Тем не менее, многие лошади, не желая галопировать, будут искать повод, чтобы остановиться.

Если вы тянете повод или у вас закрепощены руки, это может стать для лошади приглашением прекратить движение нужным аллюром. Если ваша лошадь почувствует лишнее давление трензеля, она может понять это, как сигнал к остановке.

Когда вы проходите поворот, вы можете потянуть повод и таким образом дать лошади сигнал остановиться, тогда когда на самом деле вы не хотели этого делать. Направляющий повод подайте вперед, а не назад. Это движение вперед руками поможет лошади понять, что она должна продолжать двигаться вперед. Вы можете считать, что не тянете повод назад, думая, что вы поворачиваете, указываете поворот. Но, если вы не смягчите повод и отклонитесь назад, ленивая лошадь может решить, что вы хотите, чтобы она остановилась.

Всадники также могут случайно обучать лошадей терять галоп, позволяя им долго отдыхать после перехода на рысь или шаг. Лошадь, если не поднять ее в галоп сразу же, может посчитать, что вы поощрили ее, дав ей отдых. Она снова и снова будет переходить на рысь или шаг, чтобы получить этот мини-перерыв.

Если лошадь не поддерживает галоп, это серьезный признак непослушания. Такой лошади нужно дать понять, что вы недовольны ее поведением. Вы можете использовать шенкеля, дополнить их воздействие хлыстом или голосом, чтобы побудить лошадь к движению. Вы должны найти количество давления, которое мотивирует. Я предпочитаю дать один сильный сигнал, чем пинать лошадь под каждый темп. Не нужно злоупотреблять хлыстом или шпорами, не нужно кричать. От вас требуется одно резкое воздействие, которое будет услышано.

Когда вы изменяете положение своего тела, изменяйте свои сигналы, чтобы сделать их понятными.

Знайте, чего вы ожидаете и будьте уверенны в тех средствах, которые применяете. Хорошо обученная лошадь оправдает ваши ожидания в ответ на использование должных средств управления. Будьте последовательны, объясняя лошади, чего вы от нее хотите, и со временем она научится реагировать на самое легкое давление.


Вам еще только предстоит узнать, что лошадь - это не просто животное для верховой езды, даже не просто друг или компаньон, даже не просто спортсмен или лекарь. Лошадь - это действительно целый мир, удивительный, полный тайн. А пока Вы собираетесь на первую в жизни тренировку и грезите о дикой скачке по бескрайним просторам, мы предлагаем Вам 10 простых правил, как не упасть с лошади на первых занятиях в конно-спортивном клубе, практикующем классическую верховую езду.

1. Ничего не бойтесь.

На самом деле бояться нечего: Вам достанется спокойная, миролюбивая лошадь для новичков, заниматься Вы будете либо в огороженом манеже, либо на корде (это специальная веревка, с помощью которой тренер управляет Вашим конем). Так что на время о прериях и бешеном галопе придется забыть.

Привыкайте, приходя в конюшню, оставлять негатив за дверями - Ваша нервозность и страхи передадутся лошади, она будет нервничать, а значит и усидеть на ней будет сложнее.

2. Познакомьтесь и подружитесь с лошадью, на которой Вам предстоит ездить.

Подружиться - это не значит просто сунуть ей сахарок, это значит пообщаться, погладить, принять участие в чистке и седловке. Всадник и лошадь - это дуэт, поэтому контакт между вами будет очень важен. Зарабатывайте “плюсики”, но не заискивайте - лошади очень чувствуют фальшь.

Всегда помните, что лошадь - животное достаточно пугливое. В случае опасности она постарается убежать, а если бегство невозможно - может начать драться. Прислушивайтесь к лошади и сделайте все, чтобы ей с Вами было интересно и комфортно.

3. Одевайтесь правильно.

Не стоит украшать себя бусами, браслетами, кольцами - все это может сослужить дурную службу: отвлечь Ваше внимание от лошади, зацепиться за повод или седло, запутаться в гриве, поцарапать лошадь. Помните о том, что конный спорт очень травмоопасен, не усугубляйте. Всадник одевается просто: бриджи или спортивные брюки, рубашка, сапоги или краги, перчатки. В холодное время года, естественно, надеваете куртку длиной до бедра и шапочку. И не забывайте о защите, попросите у тренера шлем!

Не стоит одеваться вычурно - на всаднике лишняя “мишура” выглядит очень комично, особенно на новичке, да и на лошадь таким образом впечатления не произвести - проверено.

4. Беспрекословно слушайтесь тренера, помните: тренер всегда прав.

Даже если с точки зрения Вашей логики он требует невозможного или говорит глупости. Поверьте, тренеру виднее! Квалифицированный тренер никогда не потребует невозможного ни от Вас, ни от коня. Помню, у нас на ипподроме висела памятка коннику-спортсмену, в ней первым пунктом значилось "Тренер всегда прав", а вторым - "Если тренер не прав, см. пункт 1".

5. Садитесь в седло аккуратно!

При посадке в седло не надо подпинывать лошадь ногой, иначе она пойдет, а Вы с непривычки упадете, потеряв равновесие. Не приземляйтесь в седло с размаху, Вы не Боярский в фильме про мушкетеров и повезти Вам может гораздо меньше, когда Ваше седалище ударит лошадь по спине.

6. Равновесие.

Это самое главное, что Вы должны обрести, сидя верхом, не считая уважения к тренеру и лошади, конечно.

Как ни парадоксально, хороший всадник, сидя в седле, ни за что не держится. Не цепляется руками за седло и повод, не пытается сцепить ноги под животом коня. Он едет только за счет равновесия! Начиная зажимать мышцы, Вы его теряете, даже Вам кажется, что напряжена только стопа или кисть. Но и излишняя расслабленность ни к чему. Не растекайтесь по коню, как квашня ;) Будьте в тонусе, чувствуйте движение лошади и двигайтесь вместе с ней так, будто Вы - кентавр, тогда в любой непредвиденной ситуации Вы останетесь на коне.

Не дергайте повод и не бухайтесь в седло - это очень больно, а когда лошади больно - она избавляется от всадника. Если Вы теряете баланс и зажимаетесь, то обязательно начнете заваливаться вперед, а для лошади такой наклон корпуса может послужить посылом к ускорению. В конце концов, конь поскачет и Вы можете оказаться на земле.

7. Если вдруг Ваша лошадь встала на дыбы или свечу, не паникуйте!

Не надо тянуть повод на себя и наклоняться назад - так можно перевернуться вместе с конем. Лучше всего обхватить шею лошади руками или хотя бы схватиться за гриву повыше, возле конских ушей, и постараться удержать заветное равновесие. Не стесняйтесь выслать лошадь шенкелем (шенкель - это внутренняя часть ноги от колена до пятки): прыжок вперед перенесется Вами проще, чем вертикальная свечка.

8. Если Ваша лошадь выбрасывает вверх задние ноги или бьет спиной - козлит.

Здесь наоборот: как ни пыталась бы Ваша лошадь "выдернуть" Вас поводом вперед и вниз, постарайтесь не заваливаться вперед, лучше всего сесть прямо или отклониться назад, параллельно не давайте коню опустить голову, крепко держа повод и высылая лошадь шенкелем вперед. Конники называют это “загрузить зад лошади”. Это совсем не просто, но очень важно. Когда лошадь прекратит сопротивляться, попросите тренера осмотреть спину коня - часто сопротивление бывает вызвано болью. Будьте внимательны к лошади!

9. Если все-таки Вы решили упасть, или лошадь решила за Вас, что сегодня Вы упадете.

Постарайтесь переубедить лошадь и слушайтесь тренера - его волшебный окрик "Сидеть!" способен творить чудеса, возвращая в седло всадников, уже парящих в воздухе в районе конских ушей. Поверьте. Если и после волшебного слова не получилось удержаться - бывает и такое, сгруппируйтесь и падайте. Бросайте повод, если лошадь скачет - на быстрых аллюрах Вас за повод может затянуть под копыта. Упали? Прекрасно! Без падений не рождается всадник! Как чувствуете себя? Все хорошо? Ну тогда скорее ловите Вашу лошадь!

10. Послушайте тренера, он всегда прав: после падения надо обязательно вернуться в седло.

Это - негласное правило. Не сядете - появится страх, бороться с которым очень непросто.

Никогда не наказывайте лошадь, не разобравшись, почему она Вас сбросила. Конечно, если Вам дорого ее доверие. Немного статистики: в 99,9% случаев причина сопротивления лошади сидит на ее спине.

Кстати, в конно-спортивных клубах существует еще одно негласное правило: упавший на следующее занятие приносит торт. Помните об этом и экономьте деньги, соблюдая равновесие ;)

На самом деле удержаться в седле на первых занятиях — не такая уж сложная наука. Гораздо сложнее научиться понимать лошадь и соблюдать спокойствие, слушать и принимать замечания тренера. Справитесь — значит из Вас получится всадник.

Читайте также: