Как сделать кордео для лошади своими руками

Опубликовано: 16.04.2024

На сегодняшний день амуниция на лошадь насчитывает огромное количество разнообразных приспособлений, начиная от средств управления в виде множества удил, уздечек и вспомогательных ремней и заканчивая средствами предохранения лошади. Для повседневной верховой езды человеку достаточно иметь хорошую уздечку, подходящее седло со стременами и несколько предметов из гардероба скакуна. Однако верховая езда связана с риском для жизни и здоровья человека, поэтому здесь мелочей не бывает. Нужно хорошо понимать и уметь использовать различные средства снаряжения.


Разновидность снаряжения

Есть утверждение, что снаряжение лошади для тренинга и различные вспомогательные средства хороши только в руках профессионала. Но ему они не нужны! Опытному всаднику достаточно хорошо понимать лошадь, иметь в руках два повода и шенкель (нижняя часть ног). Однако, если вы собираетесь заниматься конным спортом или хотите изучить азы верховой езды, вы должны будете хорошо разбираться в конной амуниции и знать, что из снаряжения, когда можно и нужно применять. Даже профессионалам, как показывает практика, в заездке или тренинге лошадей порой не обойтись без специального снаряжения (шамбон, мартингал, шпоры и др.).

Итак, на сегодняшний день выделяют снаряжение для тренинга, защитное и дорожное снаряжение для лошади. Важно понимать, что амуниция для тренинга применяется на хорошо обученной послушной лошади, в то время как дополнительные и вспомогательные средства помогают сдерживать или корректировать нежелательное поведение животного. Мы рассмотрим некоторые предметы и того, и другого назначения.


Амуниция для управления лошадью

Уздечка и удила являются самыми важными элементами амуниции для верховой езды. С их помощью человек подает сигналы животному, указывает направление и сдерживает нежелательный посыл. В сочетании с шенкелем, а также голосом и положением корпуса уздечка с удилами как раз завершает ту необходимую комбинацию для управления конем. Основой являются разные виды удил, выбор которых представляет собой настоящую науку.

Начинающему всаднику достаточно знать, что есть пять видов удил: трензеля, мундштуки, гэги, хакаморы и пелямы. Каждый вид удил имеет свое предназначение и подбирается индивидуально для каждой лошади. Более подробно о видах удил читайте в наших следующих публикациях.


Уздечка

Уздечка предназначается для удерживания во рту лошади удил. Она состоит из нескольких видов ремней, которые изготавливаются из кожи или других плотных материалов. Наиболее известный и распространенный вид трензельной уздечки. Трензель – это вид удил, которые представляют собой грызло с двумя кольцами на концах и располагается на беззубом крае рта лошади. Подробнее о строении уздечки ищите в тематических публикациях.

Уздечки бывают самых разнообразных видов и назначения. Однако самым важным ее элементом остаются удила и повод, который и передает сигналы от всадника к лошади.


Мартингал

Мартингал представляет собой дополнительные поводья, которые не позволяют лошади во время движения высоко закидывать голову. Это важно, так как затылком животное может травмировать всадника. Мартингал крепится одним концом к подпруге, а в районе груди разделяется на два ремня с кольцами на концах. В эти кольца продеваются поводья, тем самым удерживая голову лошади в необходимом положении. Это описание стандартного мартингала, но они, как и другие предметы снаряжения, бывают различных видов.


Шамбон

Шамбон – длинный ремень из вида развязок, который крепится на голову лошади для фиксации правильного положения головы при тренинге. В отличие от мартингала шамбон не ограничивает вытягивание шеи и лишь позволяет снять излишние напряжение со спины коня. Чаще всего шамбон используется при выездке скакунов. Шамбон одним краем крепится к подпруге, другим к трензелю, продеваясь под щечным ремнем, как на фото.


Расположение шамбона на лошади

Хлыст

Хлыст или стек – это дополнительные средства управления лошадью, предназначенные для усиления посыла всадника. Использование хлыстов ограничено в конном спорте и в некоторых его видах (выездка) запрещено. Его можно применять в особых случаях при тренинге или на соревнованиях по скачкам и конкуру. Здесь разрешается хлыст длиной не более 75 см, а на рысистых испытаниях – 125 см. Хлыст для лошади – это не плетка и посылать коня разрешается исключительно легкими шлепками по спине и крупу.


Стремена

Стремена – это часть седла, которая служит для удерживания ноги всадника и поддержания баланса тела во время верховой езды. Изначально стремена изготовлялись в виде петель, что было достаточно непрактично и не безопасно. В 4-5 веке впервые стали использовать металлические стремена. Сегодня они бывают различных форм, предназначены под разные виды седел, но функция у любого стремя одна – упор ноги. Более подробно о том, что такое стремена и как они выглядят, читайте в статье о седлах.


Бич – это длинный кнут или плетка, предназначенный для работы с лошадью в манеже или загоне. Длина бича составляет около 2-х метров, состоит из деревянной ручки для удержания в руке и тетевы, обычно скрученной из тонких ремешков. Часто на конце тетевы или плетки есть специальный узелок, который создает щелчок.

Важно! Бич не предназначен для того, чтобы бить лошадь, ним только указывают направление и дают указания, располагая ссади или спереди скакуна.


Средства предохранения лошади во время езды

Участие лошади в спортивных состязаниях и каждодневная тренировка должны включать различные средства защиты. Они помогают уберечь ноги лошади от травмы, растяжений, перенапряжения. К защитным средствам также относят и всевозможные виды попон.

Бинты

Бинты или бандажи предназначены для предохранения ног лошади от растяжения, фиксации сухожилий, также могут использоваться как утепляющее средство. Бинты для конного спорта делаются из трикотажа или крепа и имеют ширину около 8-10 см. Накладываются они поверх специальных мягких подкладок. Бинтовать ноги нужно правильно, чтобы не ограничивать кровоток и не делать зазоры, иначе бинты могут натирать кожу или пропускать под себя грязи и песок.


Ногавки и кобуры

Ногавки как и кобуры служат для защиты ног лошади от ударов копытами, но имеют более плотную форму. Изготовляются из кожи или войлока, подбираются индивидуально и в отличие от бинтов быстро одеваются с помощью крепежных ремешков. Кобуры имеют вид колокольчиков, которые одеваются на венчик ног для защиты от ударов. Используются на скачках и в конкуре, чтобы лошадь не ударилась копытом об жердь.


Как сделать своими руками кордео для лошади

Кордео сегодня достаточно популярно, так как своего оборота набирает естественное управление лошадью без применения уздечки и прочих средств управления. Если вы знаете систему работы с лошадьми Александра Невзорова, то сразу поймете, что такое кордео. Это своего рода веревка, которая одевается на шею лошади. С помощью кордео всадник контролирует движение скакуна. При этом никакой вид уздечки не используется, только седло со стременами и реже хлыст и шпоры. Как проходит тренировка с кордео, смотрите на видео. (автор видео – NevzorovHauteEcole)

Материалы и инструменты

Сделать кордео своими руками весьма просто, для этого вам может пригодиться уже имеющийся чомбур, например, 1,8 метра или любая прочная тесьма. Но если вы ходите сделать своими руками нечто новое и оригинальное, то можете попробовать сплести из прочных веревок. Главное, чтобы кордео было не узким, чтобы во время натяжения не ранил кожу. Также для этого могут подойти тонкие ремешки из сыромятной кожи.

Пошаговая инструкция

  1. Измерьте ширину шеи лошади в наиболее толстом месте, возле груди, как на фото ниже.
  2. Возьмите синтетические веревки или тонкие ремешки из сыромятной кожи и начните плетение своими руками. Можно по типу обычной косички или в виде жгута.
  3. На конце хорошо опалите веревку, чтобы не шаталась и закрепите края узлом. Можно для красоты сделать своими руками китецу. Вот и все готово! Немного фантазии, времени и кордео своими руками готово для использования.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Фотогалерея

Видео

Сделать своими руками кордео можно и за 2 минуты. Как? Об этом смотрите на видео. (автор видео – EquVINE)

Девушка с лошадью зимой
Девушка с лошадью зимой

Кордео служит только для подсказки сигналов, подающихся лошади

В последнее время становится все популярнее езда на лошади без трензельного оголовья. Одним из заменителей оголовья является кордео – ремешок или веревка на шее лошади. Кордео служит только для подсказки сигналов, подающихся лошади, управлять им как поводьями не только бесполезно, но и вредно. Без доверительных отношений между вами и вашей лошадью ездить на кордео не получится. Из чего можно сделать кордео и как его сплести своим руками? Сегодня мы подробнее остановимся на этих вопросах.

Для начала нужно определиться, с какой целью вы собираетесь его использовать, потому как кордео для езды верхом подойдет и с узлом, а для работы на корде оно должно быть без узлов, чтобы карабин не задерживался на корде.

В последнее время становится все популярнее езда на лошади без трензельного оголовья. Одним из заменителей оголовья является кордео – ремешок или веревка на шее лошади. Кордео служит только для подсказки сигналов, подающихся лошади, управлять им как поводьями не только бесполезно, но и вредно. Без доверительных отношений между вами и вашей лошадью ездить на кордео не получится. Из чего можно сделать кордео и как его сплести своим руками? Сегодня мы подробнее остановимся на этих вопросах.

Для начала нужно определиться, с какой целью вы собираетесь его использовать, потому как кордео для езды верхом подойдет и с узлом, а для работы на корде оно должно быть без узлов, чтобы карабин не задерживался на корде.

В последнее время становится все популярнее езда на лошади без трензельного оголовья. Одним из заменителей оголовья является кордео – ремешок или веревка на шее лошади. Кордео служит только для подсказки сигналов, подающихся лошади, управлять им как поводьями не только бесполезно, но и вредно. Без доверительных отношений между вами и вашей лошадью ездить на кордео не получится. Из чего можно сделать кордео и как его сплести своим руками? Сегодня мы подробнее остановимся на этих вопросах.

Для начала нужно определиться, с какой целью вы собираетесь его использовать, потому как кордео для езды верхом подойдет и с узлом, а для работы на корде оно должно быть без узлов, чтобы карабин не задерживался на корде.

Кордео из подручных средств

Конные магазины предлагают широкий ассортимент самых различных кордео. Однако если конным магазин – не вариант, и вы собираетесь использовать кордео для езды верхом, то подойдет чомбур, ошейник от мартингала и даже повод. Однако плоский ремень все же будет не очень удобен как всаднику, так и лошади. В идеале кордео должно иметь круглое сечение. Лучше всего использовать кордео из плетеного шнура синтетической веревки. Можно приобрести в магазине круглую веревку и концы сшить.

Лошадь с кордео
Лошадь с кордео

Лучше всего использовать кордео из плетеного шнура синтетической веревки

Выбор материала

Выбор материала полностью зависит от вашего желания и ваших средств. Очень красиво смотрятся кордео, сплетенные из сыромятной кожи, однако они довольно дорогостоящие. Главное, чтобы материал, из которого вы собираетесь сделать кордео, был не тянущийся.

Кордео из кожи
Кордео из кожи

Очень красиво смотрятся кордео, сплетенные из сыромятной кожи

Рассчитываем длину

Длина кордео рассчитывается для каждой лошади индивидуально. Для этого возьмите веревку, подойдет и чомбур. Оптимальной считается такая длина кордео, при которой, когда вы беретесь за него, у вас угол в изгибе локтя равен 90 градусов.

Если кордео будет слишком коротким, то руки при езде уйдут вниз, за ними потянутся и плечи и посадка будет разрушена до основания, не говоря уже о дискомфорте, причиненном лошади.

Слишком длинное кордео приведет к тому, что ваши руки уйдут вверх и плечи будут напряжены, поясница будет работать неправильно, посадка нарушится.

В среднем длина кордео достигает 160 см.

Поездка на лошади с кордео
Поездка на лошади с кордео

Длина кордео рассчитывается для каждой лошади индивидуально

Плетение кордео своими руками

Так как кордео – по сути, веревка, плести его можно с помощью самых различных способов, используя технику плетения из макраме. Можно также плести кордео техникой, используемой для плетения шамбалы, тут все зависит от вашей фантазии. Одним из самых простых способов плетения является косичка, когда вы сплетаете отрезки веревки (можно их вдвойне сложить) в виде косички, подтягивая потом петельки. Закреплять концы кордео можно также с помощью узелков – можно сделать таким образом регулироемое кордео, можно концы сшить, или закрепить к кольцу. Ну и, конечно, кордео можно красиво украсить.

Видео о плетении кордео

Подробнее о том, как плести кордео, вы сможете посмотреть в видеоролике.

Важно запомнить то, что кордео служит лишь для подсказки лошади, управляем мы ей с помощью шенкеля и корпуса. Кордео не должно причинять лошади дискомфорт, ни в коем случае не натягивайте его, чтобы оно не давило на шею вашего скакуна.


Работа на корде - важный, но недооцененный этап тренинга. В данной статье мы расскажем, как из “работы на корде” действительно сделать “работу”, а не простое “выпускание пара”.

Основные команды: как гонять лошадь


Стоит помнить, что правильная работа с лошадью с земли основана на двух принципах:

  1. Применяется то, что полезно для выездки лошади
  2. Применяется то, что психологически понятно лошади

В сумме эти пункты дают так называемое “правило треугольника” - оптимальное положение человека относительно лошади, работающей на корде.


  • Одна сторона треугольника - это направляющая рука всадника (при работе в правую сторону - правая, в левую - левая), от которой корда проходит к капцунгу, трензелю, либо недоуздку. Направляющая рука совершает лёгкие отзывающие движения и засчет этого отвечает за правильное сгибание и концентрацию внимания лошади. Помните: для эффективной работы корда не должна провисать!
  • Вторая сторона треугольника - это шамбарьер, который кладётся в другую руку и смотрит по направлению скакательных суставов лошади. При помощи шамбарьера лошадь демонстрирует смену аллюров, прибавки и сокращения, сгибание внутрь, подведение зада под корпус.
  • Основание получившегося треугольника - это лошадь, двигающаяся вокруг кордового.

Чтобы не нарушить сложную геометрию правильной работы, всадник должен следить как за своими руками - они не должны препятствовать движению лошади вперёд, так и за своим корпусом - он должен быть параллелен плечу лошади. Взгляд кордового должен быть направлен на лошадь, в область, где обычно пролегает линия подпруги.

Голосовые команды


Знание лошадью голосовых команд имеет много плюсов: это развивает уровень её взаимодействия с человеком, облегчает работу на корде и под седлом, прибавляет ещё один способ экстренной остановки.

С обученной лошадью голосовая команда всегда должна предшествовать воздействию шамбарьером и кордой.

С необученной лошадью последовательность закрепления команд проста:

  1. Всадник подаёт лошади уже известную команду.
  2. Одновременно с этим дублирует её словесно. Стоит учитывать также тембр голоса: если команда “шаг” произносится длинно и певуче, то “галоп” - энергично, резко.
  3. Правильные ответы лошади подкрепляются похвалой, отдыхом, поглаживанием, голосом, угощением.
  4. Когда лошадь переходит в нужный аллюр по первой просьбе, следует убрать сигналы шамбарьером и кордой, оставив только голос.
  5. При правильном ответе лошади на голос необходимо обильно её похвалить и, возможно, даже закончить занятие на этой удачной ноте.

Следует помнить, что одно занятие можно посвятить изучению только одной команды, чтобы не запутать лошадь!

Дополнительные средства. Как накачать шею и спину лошади


Когда лошадь уже обучена основным принципам движения на корде и не имеет серьёзных проблем с дисциплиной, можно переходить к работе на дополнительных средствах. Рассмотрим самые популярные.

Развязки


Боковые поводья, проходящие от трензельных колец к кольцам гурты или же закрепленные за седло. Учат лошадь принимать давление повода и железа, держать установленную рамку.

Шамбон


Эластичная верёвка,проходщая от трензельного кольца через место соединения налобника с щёчным ремнём, которая далее пропускается между передними ногами лошади, крепясь к гурте или подпруге. Шамбон не фиксирует положение шеи лошади так строго, как развязки, но при выдирании головы оказывает достаточное воздействие, чтобы лошадь, почувствовав его, потянулась вниз.

Шлея Пессоа


Система, воздействующая одновременно и во взаимосвязи на положение шеи лошади и работу ее задних ног. Имеет варианты регулировки: низкий (знакомство лошади с системой, растяжение мышц спины и шеи), средний (основное рабочее положение, наработка мышц спины и шеи), высокое (работа над качеством сбора для подготовленных лошадей).

Лонжа


Система “ленивый конюх”, которую зачастую заменяют двумя скреплёнными чомбурами) - две мягкие верёвки, пропущенные между передних ног лошади и закрепленные на холке. Используются без гурты, поэтому при выборе следует обратить внимание на качество материала. Расслабляют мышцы спины и шеи, создают лошади комфортную рамку для активного движения и работы спиной.

Приучение к любому дополнительному средству следует начинать с самой слабой регулировки.

Кардео своими руками для лошади schleich Подробнее

Кардео своими руками для лошади schleich

HANDMADE #2 - кордео для игрушечной лошади Schleich (Шляйх) за 1 мин | своими руками ЛЕГКО И ПРОСТО Подробнее

HANDMADE #2 - кордео для игрушечной лошади Schleich (Шляйх) за 1 мин | своими руками ЛЕГКО И ПРОСТО

HM#1 Как сделать конюшню для Schleich? Подробнее

HM#1 Как сделать конюшню для Schleich?

AngelDIY / попона на лошадь schleich своими руками Подробнее

AngelDIY / попона на лошадь schleich своими руками

Конюшня Шляйх! Клуб верховой езды: обзор набора мечты! Подробнее

Конюшня Шляйх! Клуб верховой езды: обзор набора мечты!

DIY||попона своими руками||чит. описание! Подробнее

DIY||попона своими руками||чит. описание!

Детская поделка ферма и загон для лошадей, животных/игрушка своими руками Подробнее

Детская поделка ферма и загон для лошадей, животных/игрушка своими руками

Мк на кардео для Schleich лошади Подробнее

Мк на кардео для Schleich лошади

AngelDIY / недоуздок на schleich своими руками Подробнее

AngelDIY / недоуздок на schleich своими руками

DIY Как сделать недоуздок двумя способами для schleich лошадей Подробнее

DIY Как сделать недоуздок двумя способами для schleich лошадей

🔨Как сделать полочную конюшню для лошадей Schleich🔨 Подробнее

🔨Как сделать полочную конюшню для лошадей Schleich🔨

Конюшня на 2 денника для лошадей Шляйх Schleich семьи Аппалуза Appaloosa Shetlendskij pony Подробнее

Конюшня на 2 денника для лошадей Шляйх Schleich семьи Аппалуза Appaloosa Shetlendskij pony

DIY|| как сделать недоуздок своими руками|| ЧИТ.ОПИСАНИЕ! Подробнее

DIY|| как сделать недоуздок своими руками|| ЧИТ.ОПИСАНИЕ!

Кошмарные лошади от Schleich! Что с ними не так? Подробнее

Кошмарные лошади от Schleich! Что с ними не так?

Амуниция для лошадей SCHLEICH | Приз из конкурса Подробнее

Амуниция для лошадей SCHLEICH | Приз из конкурса

Как сделать набор для лошади шляйх?/#hand made/🐎 Подробнее

Как сделать набор для лошади шляйх?/#hand made/🐎

Ожерелье из резинок для лошадей Schleich 1 вариант Подробнее

Ожерелье из резинок для лошадей Schleich 1 вариант

Как сделать кардео для лошади Schleich (Шляйх) из резинок Подробнее

Как сделать кардео для лошади Schleich (Шляйх) из резинок

Научу life Schleich-делаем уздечку для лошадей Подробнее

Научу life Schleich-делаем уздечку для лошадей

/Как сделать конюшню-денник для лошади шляйх?/DIY/ Подробнее

Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

лошадь с телегой

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть — металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно — оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт — более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.

лошади перевозят сено

Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.

тележка

Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.

дроги

Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость — их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.

экипаж

Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке — деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные — тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко — для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.

карета

Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски — фаэтон, ландо.

повозка коляска

Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас — нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.

тарантас

Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом — кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.

бричка

Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.

инструменты для работы

Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.

изготовление телеги

Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр — 20 мм. Дырка нужна для шквореня — металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие — нет шквореня и металлических кругов.

изготовление рамы

Дальше приступают к изготовлению рамы:

  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая — на «полпути» ко дну.

Как правильно запрячь коня в телегу

Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

Сначала идет подготовка:

  1. Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
  2. Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.

конь в упряжке

При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

  1. Регулируют гужи.
  2. Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
  3. Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
  4. Надевают седелку. Сначала — чуть выше, потом опускают.
  5. Дальше идет подпруга.
  6. Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
  7. Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
  8. Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
  9. Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
  10. Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
  11. Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
  12. Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
  13. Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
  14. Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.

Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

Читайте также: