Как управлять повозкой с лошадьми

Опубликовано: 28.04.2024

Основы управления, правила разбора поводьев.

WEBValenciaPastAndFuture

Тренировочный стенд

Тренировочный стенд используется для обучения способу держания вожжей, не прикрепляя их к лошади и трензелям.

untitled

Стандартный разбор вожжей

Обе вожжи держат в левой руке гладкой стороной вверх. Левосторонняя вожжа проходит через сгиб указательного пальца, а правосторонняя вожжа держится между средним и безымянным пальцами. Два нижних пальца держат обе вожжи. Левая рука держит вожжи со слегка изогнутым запястьем на уровне средней части тела, а предплечье находится в горизонтальном положении. Кнут находится в правой руке и направлен слегка вперед, вниз и влево. Это исходное положение кучера.

1аеа

Разбор в две руки

Разбор в две руки обычно применяется на гонках экипажей в сложных обстоятельствах. При разборе вожжей в две руки с элементами стандартного разбора, правая рука выносится перед левой рукой. Три нижних пальца удерживают вожжу. Большой и указательный пальцы правой руки лежат изогнутыми на левой вожже и направлены на левое плечо лошади. Обе руки держатся прямо перед туловищем, предплечья находятся в горизонтальном положении, кисти слегка повернуты к себе. Локти упираются в туловище. Кнут держится между большим и указательным пальцем.

untitled6_1

Гонки экипажей и разбор поводьев при выездке

Настоящий разбор в две руки может быть переделан из стандартного разбора в две руки. Расслабленной правой рукой берется правосторонняя вожжа в 100 мм от левой руки. Тремя нижними пальцами левой руки держится левосторонняя вожжа. Обе вожжи должны удерживаться на равном расстоянии друг от друга, чтобы лошадь двигалась прямо вперед.

untitledпма

Подготовка к управлению лошадью

Прежде чем сесть в коляску, поставьте левую ногу на ступеньку, повернув голову в сторону лошади. Продолжайте наблюдать за лошадью, усаживаясь на место. Лошади нельзя давать трогаться с места до подачи соответствующих посылов голосом и/или кнутом.

untitledсмасе

Как правильно взять вожжи

Длина вожжей должна быть соответствующей, чтобы не пришлось менять положение рук после того, как вы сели в коляску. Следует поддерживать легкий контакт со ртом лошади от начала посадки в коляску до отправления в путь.

Укорачивание вожжей

Чтобы замедлить ход, следует укоротить вожжи. Это всегда делается постепенно. Правая рука находится в положении стандартного разбора в две руки, но немного перед левой рукой, и перехватывает вожжи. Левая рука затем двигается вперед, и это движение может повторяться по мере необходимости. Также можно менять руки, перехватывая левой рукой перед правой рукой и т. д.

untitled44_1

Остановка

Разбор вожжей при остановке начинается из стандартного разбора в две руки, но правая рука держит вожжи на расстоянии 250 мм впереди левой руки. Правая рука затем натягивает вожжу, а левая рука движется вертикально вверх, чтобы освободить место для правой руки. Вожжи удлиняются путем постепенного отпускания правой рукой слева. После этого правая рука возвращается в положение стандартного разбора в две руки. Для непредвиденной остановки всадник может применить силу, держа левую руку над правой рукой, но только при действительно опасной ситуации.

untitledаав

Начало движения

Чтобы тронуться с места, лошадь должна управляться трензелем. Всадник слегка отпускает вожжи, и лошадь начинает двигаться. Если она не реагирует на голос, легкое указание может быть дано с помощью кнута. Кнутом дают лошади указания, но не бьют ее.

untitledя

Посылы кнутом

Хотя применение кнута должно быть умеренным, кнут является незаменимым инструментом для езды в упряжке. Следующие посылы даются кнутом:
-Трогаться или ускорить темп движения. При подаче посыла кнутом вожжи должны быть ослаблены.
-Посыл, чтобы лошадь сосредоточилась, аналогичен посылу к движению, но без ослабления вожжей. Иногда необходимо легкое отпускание вожжей, например, при смене аллюра со свободной рыси на более собранную рысь.
-Как наказание, вместе со строгим предупреждением вожжами, чтобы лошадь не бежала слишком быстро и не понесла. Кучер должен только слегка использовать кнут для наказания и только в момент, когда лошадь непослушна. Если наказание произошло поcле cлучившегося, лошадь не поймет его, и наказание не принесет ей пользы.

untitledя3

Поворот

Для осуществления поворота руки должны находиться в положении двуручного варианта стандартной хватки. Кучер должен учитывать свое положение в коляске при укорачивании вожжи с той стороны, куда надо повернуть, и поддерживать контакт с ртом лошади. Укорачивание производится понемногу, при этом правая рука скользит впереди левой, как при натягивании вожжей. После завершения поворота, руки возвращаются в положение двуручной хватки, и вожжи удлиняются.

Разбор вожжей в одну руку (Ахенбах)

Наиболее известный метод управления лошадью иногда называют в честь его изобретателя немца Бенно фон Ахенбаха. При этом методе вожжи удерживаются исключительно левой рукой, и повороты делаются перемещением руки вправо или влево. Вместо давления на внешние вожжи, поворот производится за счет отпускания внутренней вожжи. Правая рука постоянно остается свободной, чтобы указывать направление при помощи кнута.

Наши рекомендации пригодятся не только начинающим наездникам, но и матерым всадникам. Проверьте себя!

Как управлять лошадью? 10 правил

  • Изучение снаряжения для управления
  • Нужно отчетливо представлять для чего нужны все ремни и веревки, входящие в амуницию. А амуниция совершенствовалась веками и не содержит ничего лишнего, как это может показаться на первый взгляд.
  • Выбирайте снаряжение исключительно под вашу лошадь
  • Для животных с характером подойдет более строгий трензель, который будет оказывать большее давление на рот лошади. Для пугливых особей возможно придется обзавестись уздечкой с шорами.
  • Самостоятельно запрягайте лошадь
    Это позволит не только повторить назначение всех комплектующих, но и убедиться в том, что все снаряжение не причиняет дискомфорта животному. Если вы новичок в этом деле, попросите помощи опытного товарища, но обязательно присутствуйте при самом процессе, а лучше делайте все сами под чутким руководством. Постоянно поглаживайте морду лошади, тем самым успокаивая животное и входя в доверие перед будущей поездкой.
  • Не нервничайте
    Ваше беспокойство может передаться лошади, а это не приведет ни к чему хорошему.
  • Сядьте в седло

Лучшее положение для того, чтобы держать лошадь под контролем:

  • сидеть прямо и высоко
  • расслабить спину
  • нежно держать поводья
  • вставить ступни в каждое стремя и удерживать равновесие

У лошади не должны возникать ощущения, что она несет невероятно тяжелый груз. Для начинающих рекомендуем использовать безопасные стремена, которые исключают застревание ноги при падении, а значит и обезопасят от травм, связанных с этим.

  • Возьмите поводья
    Чтобы правильно держать повод лошади, ваши руки должны образовывать прямой угол в локте. Хотите направить лошадь влево? Переместите левый повод влево в движении, который похож на открытие двери. Если нужно повернуть направо, просто сделайте то же самое с правым поводом. Остановитесь, осторожно потянув назад и опуская пятки вниз.

Управление лошадью: как это делать легко?

  • Сохраняйте равновесие
    Будет сложно сохранить равновесие, держась за ручку седла или за само седло. Если вы чувствуете себя нестабильно, остановитесь, отрегулируйте осанку, выпрямите ноги и перехватите поводья, не натягивая их слишком сильно. Отбросьте привычку хвататься за седло при каждой неожиданной ситуации, так возрастает риск упасть. Лучше учиться правильному управлению с самого начала, чтобы не навредить себе в долгосрочной перспективе.
  • Не зацикливайтесь на лошади во время езды
    Смотреть на свою лошадь было бы равносильно тому, чтобы обращать внимание на капот вашего автомобиля, забыв о дороге. Специалисты утверждают, что направлять взгляд необходимо вперед через уши лошади.
  • Начните с медленной прогулки
    Не стоит ставить под угрозу вашу безопасность, сразу переходя на галоп только ради того, чтобы произвести на кого-то впечатление. Сломанная рука, если вы упадете, не так впечатляет, как пусть медленный, но уверенный шаг грациозного животного под управлением начинающего всадника.
  • Убедитесь в конце поездки, что лошадь неподвижна
    Еще лучше, чтобы кто-то придержал животное, когда вы спускаетесь из седла. Вытащите обе ноги из стремян, наклонитесь вперед, поверните правую ногу над лошадью и спрыгните максимально плавно. Поблагодарите свое животное за бесценный опыт.

Есть люди, которые ограничиваются общением с лошадьми, не садясь верхом. Одни занимаются разведением, выращивая жеребят, другие - устраивают семейные прогулки в повозке. Но и те и другие лишают себя неописуемого чувства езды в седле. Чтобы испытать всю гамму эмоций от катания и при этом быть уверенным в своей безопасности, нужно подготовиться.

И помните, что главные секрет управления - доверие и уверенность. Ваш страх и беспокойство лошади не сделают поездку приятной. Почувствуйте животное под седлом, и новые эмоции от незабываемого общения вам обеспечены.

В большинстве случаев едущий по дороге экипаж во главе с одной или двумя лошадями вызывает противоречивые мнения одновременно. Во-первых, восторг за необыкновенно сказочный вид, а во-вторых – сожаление, за минувшим временем, за теми днями, когда такую повозку, и не одну можно было увидеть на улицах больших городов и маленьких деревень.

Существует своеобразне конное соревнование

В наше время экипаж часто нанимают для торжеств

Если хорошо подумать, то в прошлом роль лошади не была полностью романтичной и божественной. Лошадь в основном выполняла всю тяжелую работу: переносили огромное орудие и иную военную технику, использовались для работы в поле, были ответственными за перевозку всевозможных товаров и людей. Сила лошадей играла непосредственную роль в покорении чужих земель, усовершенствование сельского хозяйства и развития туризма.

И когда в человеческую жизнь вошли автомобили, то их мощность поначалу измерялась в лошадиных силах. На сегодняшний день экипаж с упряжной лошадью считается удовольствием и своеобразным развлечения. Но на их основании появился интересный вид конного спорта, который является, в первую очередь, соревнованием зрелищного характера. При этом гонки упряжек называют по количеству использованных лошадей – пара или четверка. А для правленья лошадьми кучер применяет вожжи, лошадиную узду, кнут и голосовые команды.

Гонки различают на три вида:

  1. гонки упряжек;
  2. упряженные классы;
  3. забавное катание.

В этой статьи попробуем разобраться об инструментах упряжи, рассмотрим технику управления лошадьми.

Упряжь для тягловой лошади

Управлять упряжкой лошадей не так то и просто, как кажется на первый взгляд, для этого требуются большие знания в специфике сбруи. Имеются два вида упряжи:

Упряжь охватывает все части тела

  • нагрудник;
  • хомут.
Нагрудник регулируется по размеру с помощью пряжек

Упряжь нужно выбирать только первоклассного качества. Нагрудник регулируется по размеру животного с помощью пряжек, но выбирать хомут следует по размеру, соответственно параметрам лошади.

Упряжь для тяглового животного продумана таким образом, чтобы охватывать все части тела. Грудь и шея лошади подпоясаны нагрудным ремнем, к нему крепятся ремни и подшейк з своеобразными кольцами для вожжей. Спину, а также живот обходит подпруга, а сверху наблюдается седелка с зажимом, который при надобности регулирует вожжи, после нее спинной ремень и ремень, что служит для крепления оглобель. На крупе размещена шлея с ремнем, подхвостник и ободовый ремень. Вожжи направлены от узды в руки кучера.

В состав нагрудника входит две части:

Схема всех составляющих

  • подшеек, обхватывающей шею имеет пряжки, с их помощью регулируется необходимая длина. Подшеек дает возможность регулировать расположение нагрудного ремня. Его особенностью является то, что он должен располагаться свободно на лошади, чтобы не врезаться в нее. Нагрудник шьют из двойной кожи, при этом он идет швом наизнанку. Ширину и надежность нагрудника подбирают соответственно грузу.
  • Постромки, прикрепляющие с двух сторон нагрудника, производят кожаные или веревочные. Кольца предусматривают обыкновенные или подвижные, они поддерживают вожжи в одном положении.
Илюстрация конской упряжи

Дальше по-порядку идут элементы сбруи, находящиеся на холке. Это:

  • зажим для дополнительных нужд, например для дополнительного поддерживания вожжей;
  • седелка и две мягкие подседельные прокладки;
  • кольца с обеих сторон, через них проходят вожжи. Кольца должны быть широкие, чтоб вожжи свободно двигались и не застревали;
  • кожаные гужи – препятствуют перегибанию постромок;
  • подпруга, которая бывает как единичная, так и двойная (внутренняя и внешняя);
  • спинной ремень и накрупник, крепящиеся к кольцам сзади ;
  • шлея – широкий ремень, что обхватывает заднюю часть лошади. На концах имеются ремни либо шлеевые кольца, которые контролируют движения оглоблей, тем самым защищают карету от опрокидывания. Ремни на крупе держат шлею на соответственной высоте.

Хомут

Сбруя охватывает шею, часть груди спереди, холку вокруг и живот. А хомут для лошади – шею и плечи. Хомут изготавливается под каждую лошадь индивидуально, соответственно её замеров, поскольку не является регулированным. Хомут снизу подбивается прокладкой, вроде своеобразной подушки и одевается лошади через голову.

Хомут охватывает шею и плечи

Хомут изготовляется индивидуально

Закрепляется он с помощью хомутин, к которым подсоединены ремни хомутные. Снизу находится хомутный ремень, а также хомутный гуж. А самое верхнее крепление принято называть верхним хомутным ремнем. Он наиболее слабый изо всей хомутной связи. Поэтому он нуждается в постоянном контроле и уходе, ведь его разрыв может привести к ужасным последствиям. Экипажи на четыре колеса, у которых присутствуют поворачивающие оглобли, соединяются с натяжными кольцами, а не с D-образными на шлее как положено. Таким образом, идет препятствие отвязывания шлей от глобель.

Вожжи

Одна упряжная лошадь имеет две вожжи: левая и правая. Вся длина одной вожжи при её полном растягивании становит не меньше чем 4,3 метра. В самом конце левой петли имеется так званая пальчиковая петля, а на правой – овальная пройма либо пряжка. Вожжи применяют гладкие, без каких-либо петель и застежек. Могут присутствовать и дополнительные вожжи, в случае управления двумя или большим количеством животных, но они тогда различной длины. Внутренние вожжи должны быть длиннее, чем внешниее.

Для того чтобы использовать пальчиковую петлю достаточно просунуть два пальца в конец левой вожжи, на том месте, где левая и правая вожжи скреплены пряжкой. Петля препятствует провисанию вожжей.

Также предусмотрена аварийная защелка, штекер которой вынимают при опасности для того чтобы одним движением отделить лошадь от экипажа.

Оголовье

Оголовье тягловой лошади имеет несколько отличий от упряжи лошади для верховой езды. Дополнительно в набор оголовье к суголовному ремню, нахрапнику, щечным ремням существуют шоры, розетки и трензеля, что регулируются – «Ливерпуль» и «Бакстон». Также зачастую применяется подбородная цепочка с целью выравнивания рычажной движение мундштука.

В оголовья входят отдельные эллементы сбруи

Вид оголовья тягловой лошади

Их применяют с целью защитить глаз лошади от любых неожиданных предметов, что появляются рядом с ней или сзади нее и тем самым могут её отвлекать. В результате чего может возникнуть непредвиденная ситуация, подвергающая опасности экипаж и пассажиров.

Шоры для лошади не должны затруднят обзор движения вперед и надевают их так, чтобы они не касались глаз и их две треть их части находятся ниже уровня глаз. А еще их нужно надежно закрепить.

Шородержатели

Шородержатели защищают шоры от любых движений при езде: колебаний связанных с ветром или в результате потока воздуха. Ведь раскачивающиеся шоры заставляют лошадь волноваться. Шородержатели прикреплены к налобнику. Их производят из грубой кожи либо укрепляют металлической проволкой.

Розетки

В местах, где соединяются надлобник и суголовник размещены пластинки, имеющие декоративное значение и розетки. Раньше прототипами розеток были амулеты , что защищали лошадей от злых духов.

Капсуль

Такое приспособление как капсуль для лошади, должен быть прочно закреплен с внутренней стороны нащечного ремня. Он защищает этот ремень от излишнего сдвига назад во время натяжки вожжей. Проверить правильность закрепления капсуля очень легко – если под него можно просунуть два пальца, значит все сделано хорошо.

Оголовья для одной упряжки могут надевать одинаковые украшения, чтобы визуально вся группа лошадей спереди смотрелась красиво и одинаково.

Трензеля и удила

Помимо трензеля, используемый зачастую во время тренировок молодняка, упряжным лошадям чаще всего одевают мундштук-стержень. Действует он по принципу рычага с шарнирным соединением. Уровень шарнирного соединения, идущий выше мундштука, и определяет размах рычага. Сила эффекта зависит от длины расстояния, а этот факт заставляет кучера всегда быть начеку. Угол рычага к загубнику должен быть в пределах 45°.

Ливерпульский трензель характеризуется 2-3 местами соединения с вожжами, что позволяет хоть немного регулировать размах мундштука.

Бакстонский трензель

В упряжке из нескольких лошадей (двух и больше) заднему животному часто одевается мундштук типа «Бакстон». Он имеет перемычку с двумя рычагами. Такая перемычка препятствует вожжам, что идут от передних лошадей с большой силой давить на трензель.

Способы запрягания

В том случае, когда требуется запрячь одну лошадь, то сбруя надевается с левой стороны, а если пару, то лошадь с левой руки запрягается слева, а та, что с правой руки запрягается справа.

Если требуется надеть нагрудник, то возьмите его в обе руки подшейком наверх. Поставте подшеек на шею и просто подогните. Нагрудник пристроен правильно, если место идущие выше грудины не больше чем ладонь. Хомут нужно одевать верх ногами, при этом узкий конец идет вниз. После того как сквозь него прошли уши хомут стоит перевернуть. Он одет правильно, если между хомутом и телом лошади свободно проходит кулак. Дальше нужно надеть на ремни холки, и немного затянуть подпругу. Если вам нужно надеть хомут, фальш-матрингал соединяют с подпругой, при этом направляют его между ног. Упряжь в таком случае должна находиться на ширину руки сзади от подпруги. Спинной ремень достаточно свободно ложится по спине и соединяется с накрупником. После того как расправлен хвост подгоняется размер спинного ремня и закрепляют его.

Накрупник подсоединяют к спинному ремню, шлея же проверяется рукой, ее просувают между упражью и крупом. После чего подсоединяют постромки и в самом конце вожжи пропускают через кольца либо ушки и соединяют с трензелями. Когда надели оголовье, очень важным является момент проверки подбородной цепи, нужно убедиться в том, что она не перекрученная в желобе.

Запрягание

Приведите лошадь спереди коляски и нужно попросить второго человека толкать коляску в направлении животного, но при этом немного приподнять оглобли, чтоб не зацепить лошадь. После чего они опускаются и соединяются к постромкам и D образным кольцам. Петли нужно направить перед скобами, чтоб защитить оглобли от сильного подъема вверх. И конечное действие – соединение постромка и шлеи. Шлея при любых обстоятельствах должна находиться в горизонтальном положении. После закрепления всех необходимых элементов можно приступить к затягиванию подпруги.

Распрягание

Естественным является тот факт, что распрягание проводят в обратном порядке от запрягания. После того как лошадь полностью освободилась от коляски следует проверить целостное состояние упряжи и не образовалось ли на теле лошади свежих ран.

В каком уходе нуждается сбруя?

Лучше всего периодически ухаживать за конной амуницией: тщательно чистить мокрой губкой, и делать это надо сразу после каждого использования, чтобы убрать пот и грязь. Соль, что содержится в поте, способна сделать кожу загрубевшей. Помимо этого один раз в неделю надо мыть упражь в седельном мыльном растворе, только перед этим обязательно надо отсоединить всевозможные элементы упряжи друг от друга. После такой процедуры все части сбруи должны высохнуть естественным путем, поскольку возле нагревательных приборов или на солнце процесс высыхания кожи способствует растрескиванию кожи. Смажьте вычищенную упряжь воска и протрите до блеска. Патентованную кожу отменного образца воском натирать не рекомендуется, вместо воска протрите сухой тряпочкой.

Вешалка для упряжи

Такое несложное приспособление на колесиках способно облегчить процесс запрягания и распрягания лошади в правильном порядке. Очень удобно подкачивается к лошади, и снимаются (или развешиваются) все части по очереди. Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке: для хомута, для седелки и подпруги, для оголовья и так дальше.

Каждая основная часть упряжи нуждается в отдельной вешалке

Удобно подкатить к лошади и совершить запрягание или распрягание

На такую вешалку можно приспособить и кнут, но только надобно следить и всегда вешать его на крючок, ведь нужно, чтоб он всегда оставался в прямой форме.

Для того, чтобы запрячь лошадь, крепим элементы в таком порядке: уздечка, хомута, седелка, шлея, чересседельник и подбрюшник, дуга, хомут, заправляем ремни, крепим повода, крепим вожжи.

Более подробно в нашей статье.

Кратко о том, из чего состоит упряжка

Запряженная лошадь

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Уздечка у лошади

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху.

К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Шоры

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов.

Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке.

Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

Как запрячь лошадь?

Седёлка

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям.

Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Как запрячь лошадь?

Воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами.

Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Какие бывают запряжки?

Оглобельно-дуговая запряжка

Как запрячь лошадь?

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи.

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
  3. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  4. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  5. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  6. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  7. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  8. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
  9. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  10. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  11. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

Постромочно-дышловая запряжка

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Как правильно запрячь в сани или телегу?

Как запрячь лошадь?

Повторяйте действия по цифрам из фото, самое главное — соблюдайте порядок правильной заправки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  • Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  • Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  • Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  • Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  • Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  • Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  • Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю.
    Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  • Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  • Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  • Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  • Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Если что-то осталось непонятым, посмотрите видео:

Парная запряжка

Парно запряженные лошади

Парная упряжка всегда пользовалась повышенной популярностью, особенно в России. Её предназначают для прогулок и сельскохозяйственных нужд.

Имеет свои особенности запрягания:

  • первоначально выравниваются нагрудники;
  • после ремень от хомута (нашильник);
  • далее ремни, смыкающие хомут и валек (нагрудники);
  • затем надевается хомут и узда;
  • нашильник прикрепляется на кольце после укладки на кончик дышла или валек спереди;
  • постромки сначала закрепляются на внутренней стороне валька, после ‒ на внешней.

Как приучить лошадь к упряжке?

Лошадь в упряжке

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно.

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

    • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
    • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
    • После того, как жеребец привыкнетк седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
    • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
    • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.
    • При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
    • Погода при заездах должна быть благоприятной.
    • Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
    • В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
    • Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать.

На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.

Как распрягать коня?

Конь

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду.

С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Езда на лошади в упряжи значительно проще по сравнению с верховой ездой. Здесь отпадает необходимость сохранять равновесие, балансируя в седле. Вместо этого следует позаботиться об удобном месте в экипаже. Турист, управляющий лошадью, по традиции называемый ездовым, должен выбрать себе место справа.

Припомним, что в верховой езде все манипуляции с лошадью, включая посадку в седло, выполнялись с левой стороны, что сохранилось со времен основной функции лошади как боевого коня. Кавалерист с клинком на левом боку просто не смог бы сесть на лошадь с правой стороны, ему пришлось бы «карабкаться» на лошадь, держа в руках ножны с оружием. При езде же на лошади в упряжи сторона посадки не имела значения, а правая рука ездового должна была быть свободна для удобства действия кнутом. Эти традиции сохранились до настоящего времени. Поэтому чересседельник и подбрюшник подвязываются с правой стороны - это позволяет ездовому при необходимости быстро распустить узлы, не перебегая на другую сторону.

Место для ездового должно отвечать трем требованиям: иметь прочную опору для ног, быть удобным и позволять быструю эвакуацию, если это необходимо. Опора для ног потребуется для управления лошадью.

Средства управления. Как вы помните, у всадника четыре средства управления - уклоны корпуса, шенкеля, поводья и хлыст. У ездового их только два - вожжи и кнут. Дополнительным средством управления служит голос. В конном туризме кнут не используют, в этом просто нет необходимости. Для управления лошадью в упряжи вполне достаточно вожжей и голоса. Вожжи, как и повод, служат для указания направления движения лошади, регулирования его темпа, остановок, осаживания и поворотов. В отличие от повода вожжи служат и средством посыла - хлопком по крупу лошади и встряхиванием.

Вожжи нужно держать двумя руками раздельно и, как говорили в старину ямщики, «взагреб», т. е. вожжи должны проходить через всю ладонь обязательно снизу, быть зажаты в кулаке и прижаты большими пальцами. Управление вожжами осуществляют движением кистей рук, сгибанием в локтевых суставах, и если это необходимо, то и напряжением мускулатуры спины с упором ногами в повозку.

Такой разбор вожжей поначалу кажется туристу неудобным, и он предпочитает пропустить вожжи через ла донь сверху и прижать большими пальцами. Может быть, так держать вожжи новичку и удобнее, если не нужно управлять лошадью, а просто держать вожжи в руках, «катаясь» на лошади. Но стоит только лошади «лечь в вожжи», как несостоятельность такого способа станет очевидной. При этом разборе вожжей руки поднимаются вверх, большие пальцы скоро устают и руки начинают скользить по вожжам, уступать лошади, она в этой ситуации еще более «ляжет в вожжи» и ускорит движение.

При разборе вожжей через ладонь снизу, «взагреб», они проходят через блок ребра ладони, зажаты в кулаке, а большие пальцы только фиксируют это положение и меньше устают. Управление становится надежным. Руки выдерживают большее напряжение. Кроме того, создаются более выгодные условия для включения в управление мускулатуры спины с упором ногами. При втором способе это включение просто невозможно, так как фиксация вожжей за счет прижима большими пальцами слабее усилия напряженной спины с упором ногами в повозку.

При движении на маршруте, может быть, и не потребуется часто прилагать значительные усилия при управлении лошадью, но ситуации, требующие этого, не исключены, поэтому советуем вам прежде всего освоить и сделать привычным положением правильный разбор вожжей. Тогда управление лошадью не будет затруднительным.

Правила и техника управления лошадью. Управление лошадью в упряжи элементарно, для освоения техни ки достаточно двух - трех тренировочных занятий.

При страгивании с места нужно послать лошадь голосом, встряхнуть вожжами, можно хлопнуть ее вожжой по крупу. Было бы неправильно дернуть вожжами. На вожжи лошадь нужно мягко принять только после того, как она тронется.

Для того чтобы остановить лошадь, следует мягко набрать вожжи движением сверху - вниз - на себя. Можно сделать при этом перевод вожжами (справа - налево - направо). Обычно для остановки достаточно слегка набрать вожжи. В некоторых случаях это нужно сделать более твердо и энергично, но без рывка; иногда же можно и нужно сильно набрать вожжи, упираясь в переднюю часть повозки (саней) и включая в управление мускулатуру спины.

Для поворота в движении нужно набрать вожжу стороны поворота, не ослабляя натяжения второй; можно повторить набор вожжи поворота несколько раз, «отзывая» лошадь во время поворота.

При изменении аллюра с шага на рысь необходимо выслать лошадь вперед, как при страгивании с места, а при переходе с рыси на шаг действия вожжами те же, что и при остановке, различна только мера воздействия.

Читайте также: