Как вронский сломал лошади позвоночник

Опубликовано: 30.04.2024

Мой тренер казался мне идеалом спортсмена-конника. Я был в него влюблен, как влюбляются двенадцатилетние мальчишки в космонавтов, в полярников. Тренер и в самом деле был фигурой яркой.

- Что вы крутитесь, что вы елозите по седлу? - кричал он своим хриплым голосом, и длинный бич, как змея, нервно извивался по песку манежа. - Что вы дрыгаетесь, мальчик?

- Я боюсь сломать ей спину, как Вронский!

- Запомните на всю вашу жизнь, мальчик, - рявкнул тренер, - только неумные дурачки в это верят. Лошадь не диван - ее не продавишь.

- А как же Толстой? - Я так растерялся, что вылез из строя и стал посреди манежа.

- Что вы раскорячились! Ваш друг Толстой ездил лучше вашего. Слава богу, свою конюшню имел. И лошадей знал! В строй!

И, повернувшись на каблуках, закричал:

- Для всех неумных дурачков сообщаю, что продавить лошади спину нельзя. Прямо под седлом животное имеет четыре сросшихся позвонка. Чтобы сломать их, нужен кузнечный пресс с Ижорского завода.

Я шел домой ошарашенный. Не знал, кому верить: тренера я боготворил, он не мог ошибиться, а Толстой. К Толстому в нашей семье было особое отношение. Оно шло еще оттуда, с тех времен, когда моя бабушка носила гимназическую форму. По эху, докатившемуся до меня, можно было представить, чем был Толстой для России. Достаточно сказать, что, когда он умер, старый, бежавший из дому, отлученный от церкви, отрекшийся от имения, предавший позору и армию, и государство, и всякое насилие, как бы оно ни называлось. когда он умер, императорская гвардия, "опора престола", без всякого приказа надела траур!

Была здесь и другая семейная тема. Тот начальник станции в Астапово, на чьей кровати умер великий старик, был школьным товарищем и чуть ли не родственником моего деда. Когда отгремела шумиха, вызванная уходом и смертью Толстого, он приехал к деду, и они всю ночь о чем-то горячо разговаривали.

Лев Толстой сжег этого человека, как сжигает сонную тайгу внезапно упавший метеор.

Маленький чиновник стал яростным толстовцем, роздал имущество, ушел от семьи и повесился.

Вот какая это была величина - Толстой! И вдруг - такая мучительная неправда. Дома я схватил "Анну Каренину" и лихорадочно отыскал нужные страницы. И снова мне показалось, что это не Вронский, а я еду на Фру-Фру пружинистым галопом от препятствия к препятствию.

"Он заметил нерешимость в ушах лошади и поднял хлыст, но тотчас же почувствовал, что сомнение было неосновательно: лошадь знала, что нужно. Она наддала и мерно, так точно, как он предполагал, взвилась и, оттолкнувшись от земли, отдалась силе инерции, которая перенесла ее далеко за канаву; и в том же самом такте, без усилия, с той же ноги, Фру-Фру продолжала скачку".

Когда читаешь этот кусок, кажется, что смотришь замедленную съемку.

И вдруг: ". Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что не поспел за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло".

В этот момент у читателя появляется желание уничтожить Вронского. "Вронский тянул лошадь за повод. Она опять вся забилась, как рыбка, треща крыльями седла, выпростала передние ноги, но не в силах поднять зада, тотчас же замоталась и опять упала на бок".

Однажды, совсем маленьким мальчишкой, я поймал стрекозу. И, наигравшись с нею досыта, отпустил ее. Она не могла взлететь. Треща сухими крылышками, извиваясь суставчатым тельцем, она только ползала у меня на ладони. И я понял, что убил ее! Убил, и теперь уже ничего нельзя поделать, эта красивая стрекоза-синекрылка никогда больше не полетит, не будет пить росу с круглых листьев кувшинки.

Я заболел от огорчения.

А здесь лошадь, которая в любом читателе вызывает необыкновенную нежность. Толстой описывает ее с талантом опытного коннозаводчика. "Она была вся узка костью: хотя ее грудина и сильно выдавалась вперед, грудь была узка. Зад был немного свислый и в ногах передних, и особенно задних была значительная косолапина. Кости ее ног ниже колена казались не толще пальца. и притом, когда он (Вронский) подошел к ее голове, она вдруг затихла и мускулы ее затряслись под тонкою нежною шерстью ".

. В Сибири издавна существует особый вид охоты - охота на лошади, без собаки. Лошадь выезжена так, что сама чует зверя, замирает, как пойнтер, и становится так, чтобы всаднику было удобнее стрелять.

Об этой охоте не раз вспоминал В. И. Суриков. Его дядя, отчаянный охотник и, как казак, человек невероятно азартный, однажды в ярости откусил коню ухо - за то, что тот дрогнул во время выстрела.

На первых рисунках В. Серова изображены лошадки с восемью, с шестнадцатью ногами. Мальчик с утра и до ночи рисовал своих многоногих коней. Современные психологи объясняют это особым художественным даром будущего художника: Серов видел несколько фаз движения и пытался передать это движение на бумаге. Кони всю жизнь были его любимой натурой. Он оставил много портретов лошадей, в том числе портрет знаменитого орловского рысака по имени Летучий.

. В 1928 году возобновилось издание журнала "Коневодство и конный спорт" - одного из старейших русских журналов. Основан этот журнал в 1842 году. В нем публикуются материалы о коневодстве, спорте, статьи об истории лошадей, хроника. Журнал рассчитан на специалистов и широкий круг любителей конного спорта.

. В нашей стране много художников, которых привлекают кони и кавалерия. Первый среди них, конечно, П. Греков; большинство его картин посвящено Первой Конной. Н. Самокиш звание академика получил за изображение батальной сцены и всю жизнь писал кавалерийские сшибки и атаки.

Из художников младшего поколения особенно много рисует и пишет коней И. Скоробогатов.

В нашей книжке вы уже видели несколько "конных" полотен Н. Моисеенко. У него есть своя тема (хоть он нигде специально ее не оговаривает) - конница гражданской войны.

. Лошадей знал и очень любил Ф. М. Достоевский. У него есть поразительный по силе рассказ о том, как обезумевший от работы крестьянин забил насмерть свою лошадь.

С удовольствием пишу о том, что подобного в наши дни произойти не может: за жестокое отношение к животным советский закон предусматривает уголовную ответственность. Больше того, года три назад в спортивном журнале было опубликовано сообщение, что на состязаниях проигравший скачку в ярости стал хлестать коня. Федерация конного спорта немедленно лишила его всех спортивных званий и наград. Сообщение публиковалось для того, чтобы этого человека никогда больше не приняли ни в один манеж.

И это-то чудо, эту необыкновенную красоту, которая "бьется, как рыбка", Вронский бьет каблуком в живот. Джентльмен Вронский, которому неписаный закон спортивной чести не позволяет взглянуть на лошадь соперника (он отворачивается с "чувством человека, отворачивающегося от чужого раскрытого письма. "). А тут каблуком!

Гибель коня - страшная трагедия для всадника. Я видел, как пятидесятилетний спортсмен, мужественный человек, фронтовик, пристрелил коня (который погиб, кстати, не по его вине) и, отойдя на двадцать шагов, повалился без сознания.

Мой приятель, замечательный конник, когда читает эти строчки, всегда разъяряется до того, что, кажется, появись сейчас Вронский, несдобровать ему.

И вот однажды, наблюдая в сотый раз такую реакцию, я вдруг подумал: "А что, если она запланирована Толстым?" С момента скачек начинаешь Вронского люто ненавидеть. Эту ненависть не объяснишь разумом. Это чувство. Не знаешь, за что, а просто ненавидишь, и все. И предчувствуешь, что он может стать причиной гибели Анны. Нет в нем той человечности, что есть в Левине и, может быть, даже в Стиве.

Ну, а как же с Фру-Фру? Неужели все-таки Толстой ошибся? В черновиках писателя, где описаны красносельские скачки, гибель лошади зафиксирована с протокольной точностью. В этой гибели жокей не виноват. Лошадь оступилась на краю канавы.

Но повседневная правда и правда художественная так же не похожи друг на друга, как не похожа на Анну Каренину Мария Гартунг, дочь А. С. Пушкина, прототип героини. И Вронский - это другой человек, мало похожий на Н. Раевского * .

* ( Н. Раевский - внук героя Бородина, ученик знаменитого профессора Т. Ф. Грановского, студент физико-математического факультета Московского университета. Полковник гвардии, добровольно уехал в Сербию, где погиб в сражении с турками.)

Говоря о художественном произведении, никогда нельзя сказать, что автор "списал" с живого, реального человека тот или иной образ.

Он слишком хорошо знал коней, этот великий старик. Посмотрите, как свободно и спокойно сидит он на лошади, как изобразил его в скульптуре Паоло Трубецкой.

Гибкая поясница, твердые и вместе с тем очень подвижные, правильно поставленные в стремена ноги и покойно скрещенные на груди руки.

Толстой ездил верхом до самой смерти, в возрасте восьмидесяти лет.

«Анна Каренина» – пожалуй, одно из самых экранизируемых произведений Льва Толстого. Впрочем, немудрено: не каждый режиссер в силах найти в себе внутреннего Бондарчука-старшего, миллионы денег и сотни актеров массовки для экранизации «Войны и мира». А вот история русской дворянки Анны Карениной проста, стара как мир и одновременно актуальна в любое время. Вечная тема супружеской измены, поисков семейного счастья и своего места в обществе интересна любому.

thumb_5db074184cce7_1571845144.jpg

Кира Найтли в роли Анны Карениной

И актрисы, примерившие когда-то на себя роль Анны, считают это подарком судьбы: море душевных переживаний, моральные терзания, возможность раскрыть и воплотить на экране или сцене этот сложный женский образ привлекают многих.

Свою интерпретацию образа Анны Карениной представляли зрителю и великая Грета Гарбо, и обворожительная Вивьен Ли, и пронзительная Татьяна Самойлова, и прекрасная Кира Найтли, и неоднозначная Елизавета Боярская. А неповторимая Майя Плисецкая танцевала партию Анны в одноименном фильме-балете. Да что уж говорить, роль Анны Карениной настолько привлекательна, что никто не смог удержать даже чернокожую актрису Они Ухиара в борьбе за эту роль в постановке Манчестерского театра «Королевская биржа».

thumb_5db074f56f044_1571845365.jpg

Чернокожая Анна Каренина – Они Ухиара

Впрочем, наша задача – не раскрытие образов героев и не вопросы толерантности, а взгляд на это произведение через главную тему сайта Легалбет – спортивные ставки. И да, несмотря ни на что, даже в «Анне Карениной» можно за эту тему уцепиться. Ведь герои книги – всего лишь люди, а людям свойственна тяга к зрелищам и развлечениям, в том числе и в виде ставок.

Итак, один из самых ярких эпизодов книги – это скачки, в которых принимает участие Вронский. Толстой, конечно же, уделил описанию этого ключевого, по мнению некоторых литературоведов, события несколько глав и не пожалел при этом своего писательского таланта. Мы же, отбросив красивые слова, попытаемся выжать из этого важные факты, повлиявшие на исход скачки.

thumb_5db076bb44863_1571845819.jpg

Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского» (2017). Вронский – Максим Матвеев

1. Скачка, которая нам интересна, была в этот день четвертой по счету. В этой скачке участвовали семнадцать офицеров.

2. Скачки проходили «на большом четырехверстном эллиптической формы кругу пред беседкой. На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер пред самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала, утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, – и конец скачки был против беседки. Но начинались скачки не с круга, а за сто сажен в стороне от него, и на этом расстоянии было первое препятствие – запруженная река в три аршина шириною, которую ездоки по произволу могли перепрыгивать или переезжать вброд».

3. В день скачек прошел сильный, но непродолжительный ливень, который все же размыл трассу.

4. Судя по тексту, главными фаворитами скачки были: Вронский и кобыла Фру-Фру, Махотин и конь Гладиатор, Кузовлев и кобыла Диана.

5db078077f0f7_1571846151.jpg

Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012). ВронскийАарон Тейлор-Джонсон

Давайте рассмотрим каждого претендента, насколько это возможно. Явным андердогом в этой тройке был Кузовлев. И слабость тут была не в лошади, а в наезднике. Читаем: «Вронский и все его товарищи знали Кузовлева и его особенность «слабых» нервов и страшного самолюбия. Они знали, что он боялся всего, боялся ездить на фронтовой лошади». Как мы увидим далее, неопытность седока привела к печальным последствиям: лошадь Кузовлева перевернулась через голову.

О личности Махотина известно мало, но по тому, что Вронский его не любил, можно сделать вывод, что Махотин был довольно успешен и в военном деле, и в соревнованиях. А вот его коню Гладиатору Толстой уделил внимание: «Крупные, прелестные, совершенно правильные формы жеребца с чудесным задом и необычайно короткими, над самыми копытами сидевшими бабками невольно останавливали на себе внимание Вронского». Единственный недостаток коня, который упоминает писатель, – лопоухость – скорее, особенность, чем действительно недостаток. Интересно мнение тренера-англичанина, как эксперта. Он видел Гладиатора до скачек и сказал Вронскому: «Если бы вы ехали на нем, я бы за вас держал».

Что касается Вронского, то описанию его лошади Фру-Фру, его действиям и встречам в день скачек писателем уделено столько времени, что вряд ли бы кто-то из читателей решился после этого поставить на победу Вронского. Вот всего лишь часть описания его лошади: «Фру-Фру была среднего роста лошадь и по статям не безукоризненная. Она была вся узка костью; хотя ее грудина и сильно выдавалась вперед, грудь была узка. Зад был немного свислый, и в ногах передних, и особенно задних, была значительная косолапина». Согласитесь, уже по этому описанию Фру-Фру проигрывает всего лишь лопоухому Гладиатору. Ну а о душевном состоянии Вронского в день скачек говорят эти факты: он получил неприятное письмо с упреками от матери; за пару часов до начала скачки Анна рассказала ему о своей беременности. Добавьте к этому присутствие Анны и ее мужа на скачках, и сломанная спина бедной Фру-Фру в результате ошибки Вронского вас уже не удивит.

thumb_5db0790c816fa_1571846412.jpg

Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Анна – Татьяна Самойлова, Вронский – Василий Лановой

Кто, в конце концов, одержал победу в этой скачке, не уточняется. Но в черновиках Толстого упоминается Милютин, сын военного министра, который выиграл скачку в Красном Селе. Он-то и назван в романе Махотиным. В целом же, эти скачки оказались несчастливыми: из семнадцати человек попадало и разбилось больше половины.

А если говорить о ставках на эти скачки, то, естественно, были тут ставки и прематч, и лайв. Например, ротмистр Яшвин, который считался первым игроком в Английском клубе, держал большое пари за Вронского. Ну а лайв-ставки делались зрителями примерно в таком шутливом тоне:

«– Княгиня, пари! – послышался снизу голос Степана Аркадьича, обращавшегося к Бетси. – За кого вы держите?

– Мы с Анной за князя Кузовлева, – отвечала Бетси.

– Я за Вронского. Пара перчаток».

И немного истории.

Первые официальные скачки в России состоялись в июле 1772 года под Петербургом в Красном Селе. Именно Красносельские скачки описаны в романе Толстого.

На Балтийской железной дороге, между Горелово и Красным Селом, и по сей день существует платформа с необычным названием «Скачки». Косогор, речка, обширная луговина – естественные препятствия, как будто специально созданные природой для проведения конных состязаний. В шестидесятые годы XVIII века военное министерство принимает решение о сооружении ипподрома. Предназначался он для состязаний военных кавалеристов, для чего соорудили большую четырехверстную беговую дорогу эллиптической формы. На финише построили императорскую беседку, украшенную резными колоннами, кружевными аркадами, деталями, изображающими военную амуницию. По бокам беседки соорудили четыре галереи для придворных и высшего общества. Зрители из простонародья следили за скачками, расположившись на пригорках по периметру беговой дороги. Здесь же построили бараки-конюшни для лошадей.

thumb_5db07a681ddd4_1571846760.jpg

Обычно состязания проводились в середине лета. Скачки по сложности подразделялись на три разряда: самая сложная – большая четырехверстная с препятствиями на призы императора. На эту скачку приглашались строевые офицеры и адъютанты гвардейской и армейской кавалерии, гвардейской и полевой конной артиллерии и казачьих войск на лошадях всех пород, рожденных в России.

Офицерские скачки в Красном Селе считались почетнейшими и заносились в послужные списки офицеров наравне с важнейшими переменами в служебной деятельности.

Подводя в 1897 году итоги 25-летия офицерских скачек в Красном Селе, обозреватели подсчитали, что за все это время в них приняли участие 369 наездников, из них 148 представляли гвардию и 221 были армейскими офицерами. Победителям было выдано 86 призов на сумму больше 150 тысяч рублей. Наибольшее число офицеров приходилось на Кавалергардский полк.

Последний раз скачки в Красном Селе состоялись в июле 1914 года.

С.Л. Толстой, сын писателя, отмечал: «Скачки в «Анне Карениной» описаны со слов князя Д.Д. Оболенского. С одним офицером – князем Дмитрием Борисовичем Голицыным – в действительности случилось, что лошадь при взятии препятствия сломала себе спину. Замечательно, что отец сам никогда не бывал на скачках».

Литературоведы в эпизоде со скачками видят некую параллель: как Вронский погубил бедную Фру-Фру, так же он погубил и Анну. Что ж, с этим поспорить сложно, ведь чтобы найти какие-то аргументы против, придется перечитать весь роман.

Власюк И.В. К вопросу о травматизме в конном спорте

Кафедра судебной медицины (зав. – д.м.н., проф. А.И. Авдеев) ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск

К вопросу о травматизме в конном спорте / Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013. — №13. — С. 70-74.

библиографическое описание:
К вопросу о травматизме в конном спорте / Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013. — №13. — С. 70-74.

код для вставки на форум:

С травмами, причиняемыми лошадьми, можно встретиться в сельской местности, в организациях занимающихся содержанием и разведением лошадей, а также при занятиях конным спортом. По данным зарубежных авторов [1], повреждения, образующиеся в результате контакта с лошадьми, в 15 % возникали на фермах, в 15 % случаев – в местах, оборудованных для занятий конным спортом, и в 3,5 % при передвижении лошади по дорогам. Остальные случаи связаны с травматизмом людей в местах выпаса, на увеселительных мероприятиях и т.д.

Уровень травматизма, связанный с лошадьми, всегда высок в силу того, что лошадь достаточно мощное животное, которое всегда сильнее и быстрее человека. В процессе эволюции лошадь приобрела два оружия для защиты – передние зубы и сильные ноги, снабженные копытами. При обороне лошади ограничиваются, как правило, одиночными укусами или ляганием.

Конный спорт по статистике травм не входит в десятку опасных видов спорта. Чаще всего встречается падение с лошади, которое по уровню высоты мало отличается от падения с одноименного спортивного снаряда или забора и грозит, в основном, получением травм лишь под тяжестью собственного веса. Наиболее же опасны падения вместе с лошадью, когда лошадь накрывает собой человека, так как вес животного в среднем около 500 кг. Опасно падение вместе с лошадью на бок. При этом самая травмируемая часть у всадника – ноги. Падение вместе с лошадью вперед чаще можно наблюдать на галопе, когда лошадь оступается и падает на передние ноги или кувырком вперед.

Падение с лошади, особенно на скаку, по травматичности сравнимо с падением с высоты 5-го этажа или выпадением из движущегося автомобиля. Скорость движения лошади может достигать 50 км/час. Тяжелые травмы может получить упавший в начале движения и запутавшийся в стремени седок. В этом случае лошадь неоднократно ударяет его задними копытами, пытаясь сбросить с себя, наступает на него. Известны случаи множественных переломов костей таза, переломы длинных трубчатых костей. Если падение произошло на скаку, при не высвободившейся из стремени ноге, помимо травмы запутанной конечности седок получает тяжелые травмы головы и верхней части тела в результате контакта с землей и волочения по ней. При падении с лошадью могут образовываться сочетанные переломы длинных трубчатых костей, перелом позвоночника.

Лошадь также может ударить седока своим затылком при запрокидывании головы, пытаясь избавиться от седока. Удар приходится на область лица с повреждением костей лицевого скелета, потерей сознания и падением с запутыванием в стременах. Лошадь может намеренно придавить седока своим весом – прием, который используется для освобождения от запрыгнувшего на спину хищника. Наездник получает повреждения как от падения, так и от придавливания весом лошади.

В целом, травмы можно разделить на легкие, не требующие медицинского вмешательства (ссадины и кровоподтеки), и тяжелые (раны, переломы, сотрясения и ушибы внутренних органов). Тяжелые травмы у людей, находящихся в постоянном контакте с лошадьми, встречаются в 2,5 %, легкие – у 20 % контактирующих. Основной объем травматизма обусловлен укусами животного и ляганием.

Укус лошадью связан с ее поведенческими реакциями. Лошадь отгоняет мух и кусающих ее оводов с тела посредством зубов и легко может укусить попавшуюся на пути руку. Можно получить травму от зубов лошади, если незаметно подойти к ней и прикоснуться к телу, или же при кормлении с руки. Данный вид травмы обеспечивается сочетанием широкого угла обзора глаза лошади (300°) и плохого, неконтрастного зрения.

Очень часто кусаются жеребята, что связано с освоением окружающего мира и пробой всего «на зуб». Укусы жеребят и молодых лошадей (до двух с половиной лет) особенно травмоопасны, так как у них некрупные зубы с округлой, малой по площади резцовой поверхностью с большими промежутками. Покусывание у лошадей является частью брачных игр, и поэтому в качестве особой благодарности и привязанности к человеку она может прикусить руку, шею человека. Серьезную травму можно получить, если пытаться разнять соперничающих или дерущихся взрослых жеребцов. Таким образом, при укусе страдают, как правило, руки, возможны укусы головы.

Укус лошади очень силен. Описаны случаи частичной ампутации пальцев кисти и образования укушено-скальпированных ран. Сила укуса лошади обусловлена не только массивностью жевательных мышц, но и положением относительно друг друга резцов верхней и нижней челюстей. Резцы у молодой лошади располагаются полукругом, а прикус прямой или клещеобразный; у зрелой дуга более плоская, а положение челюстей принимает форму острого угла.

При укусе лошадью остаются ссадины, раны, кровоподтеки. Образование тех или иных повреждений обусловлено силой укуса и состоянием зубов, наличием или отсутствием одежды, областью укуса, а также видом укуса (статический или динамический). При статическом укусе массива мягких тканей, например плеча, образуются дугообразные кровоподтеки шириной до 3,0 см, с нечеткими краями, обширной гематомой в подкожной клетчатке. Массивность кровоподтека обусловлена силой сжатия, широкой поверхностью прикуса, значительным захватом тканей. При захвате достаточно тонкой кожи, расположенной над костными образованиями, образуются поверхностные раны. При отдергивании части тела или движении лошадью головой укус приобретает динамический характер, и от кровоподтека отходят осаднения линейной формы, истончающиеся в конечной части следа. Если при статическом укусе образовалась рана, то при динамическом она может приобрести скальпированный вид.

Вторыми по частоте, после укуса, являются травмы от удара копытом. Лошадь способна лягаться как одной ногой, так и обеими сразу, при этом наносится наиболее сильный и мощный удар. Сила удара копытом лошади может достигать 500–600 кг. В связи с анатомической особенностью строения ног лошадь не может бить копытом вбок, бьет только вперед или назад. При прочих равных условиях наиболее сильный удар наносится на излете копыта, когда достигается максимальная скорость. При попадании под удар в начале движения копыта энергия передается всему телу, в результате чего происходит отброс и падение на грунт, что утяжеляет характер травмы. При согнутой передней ноге в коленном суставе и осмотре копыта лошадь может нанести короткий, но не менее ощутимый удар. При указанных выше ударах дуга копыта обращена вниз или кзади, а задняя часть копыта, не покрытая кератином (стрелка), – кверху, что может служить дифференциальным признаком вида удара. Подмечено, что задними ногами лошадь наносит чаще удар всей подошвенной поверхностью копыта, в то время как передними – ребром. Защищаясь, лошадь может встать на дыбы и резко ударить противника сверху вниз передними копытами. В этом случае дуга копыта обращена кверху или кпереди. В таком случае также высока вероятность того, что после падения потерпевшего лошадь всей своей массой придавит его.

Рассматривая копыта как травмирующее орудие, можно столкнуться с двумя случаями: повреждения от подкованных и неподкованных копыт. Неподкованные животные, как правило, обитают в табунах. Повреждения могут возникнуть у табунщиков или лиц, случайно забредших в табун. Поскольку копыто не раздвоено, в отличие от копыт крупного рогатого скота, то в результате удара образуются дугообразные или округлые ссадины и кровоподтеки. Кроме того, само копыто непарнокопытного больше по площади. Самые болезненные удары причиняют жеребята, так как имеют маленькие по площади копыта, снабженные острым краем. От удара жеребенка образуются ссадины и кровоподтеки, сопровождаемые глубокими гематомами.

Повреждения подкованными животными встречаются в сельской местности. Источник опасности – рабочие лошади, используемые в хозяйстве. В городе с подкованными лошадьми можно встретиться на ипподромах, в конных клубах, увеселительных местах, где производится катание на лошадях.

Подкова имеет форму неполного круга и изготавливается из металла. Для движения по разной местности она может иметь различные выступающие поверхности – пеньки, шипы, прорези и т.д. Каждая подкова, в зависимости от предназначения, обладает тем или иным набором групповых признаков, которые могут служить для групповой идентификации.

Подковы бывают кустарного изготовления, но чаще используют подковы промышленного производства со стандартными или съемными шипами. Минимальная масса подковы 200 г, максимальная – 720 г. Ширина полотна подковы среднего размера – около 22 мм, толщина – 8 мм. Подошвенная поверхность подковы плоская; нижняя, как правило, полукруглая или имеющая скосы. В передней части подковы обычно имеется направленный вверх отворот – язычок, способствующий более прочной фиксации подковы на копыте. На нижней поверхности подковы есть гвоздевая дорожка, в которой располагаются головки подковных гвоздей. Подковы для передних копыт имеют округлую форму, для задних копыт – несколько более вытянутую, что соответствует форме передних и задних копыт.

Идентификация по узкогрупповым признакам возможна по повреждению костей черепа (вдавленный перелом) при наличии крупных эксплуатационных дефектов на подкове (забоины, дефекты). Необходимым условием является скорейшее изъятие подковы как травмирующего орудия, так как в процессе эксплуатации могут образоваться новые дефекты металла.

Строение и форма подковы и копыта определяют и оставляемые ими повреждения. В зависимости от силы удара могут возникать кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны, переломы костей. При ударе плоскостью подковы возникают округлые кровоподтеки с просветлением в центре, сопоставимые по размеру с диаметром подковы. При ударе под углом или контакте не всей плоскостью возникают дугообразные кровоподтеки, соответствующие ширине полосы металла подковы. При ударе ребром подковы возникают, как правило, ссадины, раны и переломы костей. Дырчатые переломы костей свода черепа возможны при ударе ребром копыта в височную область. Ссадины могут быть статическими (штампованными) – отражают строение и рельеф подковы, и динамическими – отражают строение контактного участка в начале повреждения. Образующиеся от удара раны имеют дугообразную форму с выраженным осаднением, размозжением краев, соединительнотканными перемычками в концах и углах раны – в ране можно обнаружить все признаки воздействия тупого твердого предмета со слабо выраженным ребром. При исследовании повреждений обнаруживаются частички грунта, травы, навоза.

При попадании в область головы могут возникать вдавленные и террасовидные переломы костей свода черепа серповидной или полулунной формы. В таких случаях развивается тяжелый ушиб головного мозга. Нередко образуются линейные трещины и переломы костей свода черепа с переходом на основание на стороне удара. При ударе копытом в область грудной клетки возникают локальные разгибательные переломы ребер, сопровождающиеся ушибом легких и сердца. При ударе в область живота – разрывы паренхиматозных и полых органов, возможны повреждения костей таза. При попадании по костям предплечья и мелким трубчатым костям возникают трещины и переломы. При исследовании контактно-диффузионным методом области повреждений кожного покрова можно обнаружить присутствие металла – железа.

Лошадь может не только ударять копытом, но и случайно наступить на ногу. Давление копытом в положении стоя – от 100 до 150 кг, а при опускании ноги сила давления возрастает до 1000 кг. При воздействии на тыльную поверхность стопы, особенно подкованным копытом, как правило, образуются обширные кровоподтеки, зачастую сопровождаемые переломом плюсневых костей и фаланг пальцев.

При исследовании одежды в области удара копытом можно обнаружить спрессованность волокон на месте воздействия подковы, иногда линейные надрывы от действия ребра или крестообразные разрывы от действия шипов и пеньков подковы. При исследовании контактно-диффузионным методом области повреждений одежды обнаруживается присутствие металла – железа.

Опасно находиться рядом с лошадью в маленьком помещении, что случается в случаях транспортировки и погрузки в транспортное средство. Лошадь может придавить человека к стенке или борту, толкнуть его грудью или крупом. Наиболее часто в этих случаях страдает грудная клетка, что выражается в явлениях ушиба и переломах ребер.

Помимо всего, лошадь может причинить повреждения хвостом. Отгоняя насекомых, лошадь случайно может нанести довольно ощутимый удар по глазам стоящего рядом человека, особенно если в волосах хвоста застрял мусор или колючки растений. В этом случае возникает контузия глазного яблока, явления кератита, блефарита и т.д.

Таким образом, занятия конным спортом, ухаживание за лошадьми может привести к различным по механизму образования и характеру травмам, морфологическая картина которых порой не специфична, а отсутствие предварительных сведений может привести к неправильной трактовке повреждений.

Список литературы:

1. Northey, G. Equestrian injuries in New Zealand, 1993–2001: knowledge and experience // NZMJ. – 2003. – Vol. 116, № 1182. – P. З73-381.

похожие статьи

К вопросу о повреждении лица в результате укуса животными / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 51-54.

Оценка самоповреждений дистальных отделов нижней конечности от воздействия тупыми предметами / Куликов С.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 153-154.

Смерть спортсмена: случай из практики судебно-медицинского гистолога / Глазунов А.Г., Сахаров А.И., Евдокимова Е.В., Богомолов Д.В., Шай А.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 56-58.

Травматизм при занятиях фитнесом (оздоровительным спортом) / Андрейко И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2016. — №15. — С. 14-19.

  • Все
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э

Синдром конского хвоста

Спинной мозг заканчивается на уровне первого поясничного позвонка в пояснице, формируя конус medullaris. Волокнистое вытяжение спинного мозга - filum terminale. Пучок нервных корешков ниже конуса medullaris называют конским хвостом.

Компрессия или воспаление нервных корешков могут вызвать симптомы такие как боль, изменение рефлексов, снижение мышечной силы, и снижение чувствительности. Хотя эти симптомы могут быть выраженными и приводить в некоторых случаях к стойкой потери трудоспособности, чаще всего симптоматика достаточно хорошо поддается консервативному лечению.

Чрезвычайным вариантом компрессии корешков или воспаления является синдром конского хвоста. Синдром конского хвоста – очень серьезное состояние, вызванное компрессией корешков в нижнем отделе позвоночного канала. Синдром конского канала является экстренным хирургическим заболеванием и, при несвоевременном оперативном вмешательстве, может привести к стойкому нарушению функции мочевого пузыря и парезу нижних конечностей.

Симптомы

Симптомы синдрома конского хвоста включают:

  • Боль в области поясницы
  • Радикулярную боль в одной или двух ногах (боль начинается в ягодице и иррадиирует вниз по задней поверхности бедра и голени).)
  • Онемение в паху или в области крестца, копчика
  • Нарушения функции мочевого пузыря и кишечника.
  • Мышечная слабость в нижних конечностях и снижение чувствительности
  • Снижение или отсутствие рефлексов на нижних конечностях.
  • Боль в области поясницы может быть разделена на местную и корешковую боль.
  • Местная боль - это глубокая, хроническая боль, возникающая вследствие раздражения мягких тканей и тела позвонка.
  • Корешковая боль - это острая боль, возникающая в результате сжатия нервных корешков. Корешковая боль проецируется в дерматомах (вдоль определенных областей, которые иннервируются данным корешком).

Нарушения функции мочевого пузыря при синдроме конского хвоста проявляются:

  • Задержкой мочи
  • Трудности при начале мочеиспускания
  • Снижение чувствительности сфинктера уретры.
  • Нарушения со стороны кишечника могут включать следующие симптомы:
  • Недержание
  • Запор
  • Снижение тонуса и чувствительности ануса.

Синдром конского хвоста является серьезным хирургическим состоянием. Пациентам необходимо при наличии симптомов обратиться за медицинской помощью. Нередко боли в пояснице и слабость в мышцах бывает связана с грыжей диска и не требует экстренного оперативного вмешательства.

Клинические исследования показали, что вероятность восстановления функции и наличие положительного результата непосредственно связана с продолжительностью симптомов синдрома конского хвоста. В течение 48 часов после начала появление симптомов конского хвоста необходимо провести хирургическую декомпрессию - хирургическое удаление тканей, вызывающих сдавление корешков (такие как грыжа диска, остеофит).

Диагностика

Предварительно диагноз синдрома конского хвоста выставляется на основании результатов осмотра пациента, истории заболевания, наличия моторных нарушений в нижних конечностях, нарушения чувствительности в области промежности, снижения рефлексов в нижних конечностях

Методы визуализации включают обычную рентгенографию, позволяющие определить дегенеративные изменения или травму. МРТ (в том числе с контрастом) дает возможность диагностировать опухоль, инфекцию, наличие грыж дисков и визуализировать нервные корешки (степень их компрессии). На основе исследований хирург может планировать необходимое лечение.

Но не у всех людей с болью в пояснице и/или болью в ноге и изменениями в функции кишечника или мочевого пузыря есть синдром конского хвоста. Нередко нарушения в мочевом пузыре связаны с инфекцией мочевого пузыря (диагноз может быть поставлен с помощью анализа мочи) или диабетом (можно сделать анализ крови на сахар).

Кроме того, необходимо исключить возможность инфекции или онкологический генез симптоматики. Поэтому необходимо провести расширенные лабораторные исследования такие, как общие анализы крови, биохимия крови, серологические анализы (исключить сифилис или болезнь Лайма).

Вот то, что позволяет достоверно поставить диагноз синдрома конского хвоста:

  • История болезни
  • Физикальное обследование: позволяет оценить мышечную силу, рефлексы, чувствительность, устойчивость и двигательные способности.
  • Лабораторные анализы
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяет получить трехмерные изображения позвоночника.
  • Миелограмма рентгенологический метод визуализации позвоночника с введением контраста, позволяющий определить давление на спинной мозг или нервы
  • Компьютерная томография (КТ).

Лечение

Варианты лечения зависят от первичных причин развития синдрома конского хвоста. Противовоспалительные средства, такие как ибупрофен (Advil, Motrin), и кортикостероиды, такие как метилпреднизолон (Solu-Medrol, Depo-Medrol), могут быть эффективными у пациентов с воспалительными процессами, включая анкилозирующий спондилит (болезнь Бехтерева). В редких случаях, таких как метастазы, в позвоночник, возникает необходимость рассмотреть вопрос о применении лучевой терапии, особенно если противопоказано хирургическое лечение,

У пациентов с наличием синдрома конского хвоста, причиной которого явилась инфекция необходимо назначение адекватной антибиотикотерапии. Пациентам с наличием опухолей спинного мозга необходимо назначение лучевой терапии или химиотерапии.

Тактика лечения при синдроме конского хвоста должна быть предельно аккуратной. Если есть признаки первичного синдрома конского хвоста (онемение в промежности, нарушения функции мочевого пузыря и кишечника, слабость в ногах), то пациенту можно проводить консервативное лечение только в течение 24 часов. Отсутствие эффекта является показанием к экстренному оперативному вмешательству (хирургическая декомпрессия позволяет минимизировать последствия компрессионного воздействия на нервы и неврологический дефицит в будущем)

У пациентов с грыжей межпозвоночного диска (явившегося причиной синдрома конского хвоста) производится ламинэктомия или дискэктомия.

Проводилось много исследований по выявлению зависимости различных факторов при определении прогноза после оперативного лечения при синдроме конского хвоста.

  • У пациентов с двусторонней ишиалгией, прогноз, был менее благоприятный, чем у людей с односторонней болью.
  • У пациентов с полной перинеальной анестезией, более вероятно, будет стойкий парез мочевого пузыря.
  • Степень нарушения чувствительности в области промежности считается наиболее достоверным прогностическим критерием.

Профилактика

Профилактика синдрома конского направлена на идентификацию симптомов этого синдрома. В большинстве случаев у пациентов с болью в пояснице, в ноге, слабостью в ноге не развивается синдром конского хвоста. Большую настороженность должно вызывать появление симптомов со стороны кишечника или мочевого пузыря или нарушения чувствительности в области паха.

Нередко происходят необратимые изменения в нервных волокнах и, хирургическое вмешательство не устраняет стойкий неврологический дефицит. Поэтому, пациенту придется жить с этим дефицитом. Поэтому в таких случаях будет необходима поддержка ряда специалистов таких, как физиотерапевт, социальный работник, врач-сексолог. Кроме того, будет необходимо придерживаться некоторых правил при наличии нарушений функции мочевого пузыря и кишечника:

  • Использовать катетер для выведения мочи из мочевого пузыря (3-4 раза в день).
  • Употреблять достаточное количество жидкости и соблюдать гигиену дл того чтобы предотвратить инфекцию мочевых путей.
  • При наличии запоров делать очистительную клизму или применять свечи.
  • Ношение гигиенических прокладок для возможных эпизодов недержания.

Кроме того, необходимо регулярно консультироваться с лечащим врачом по поводу наличия болей или эпизодичности естественных отправлений. Перспектива при синдроме конского хвоста зависит от продолжительности симптомов до хирургического лечения. Чем дольше у пациента были симптомы до соответствующего лечения, тем менее вероятно у него полное восстановление.

Использование материалов допускается при указании активной гиперссылки на постоянную страницу статьи.

Очевидно (и хорошо известно), что в романе «Анна Каренина» самого Толстого (его мысли о семье, хозяйстве и т. п.) представляет Левин. Это наиболее близкий Толстому персонаж. А наиболее далекий, пожалуй, Вронский (как и для Левина). Вронский представляет собой все то, от чего Толстой отталкивается (внешняя, светская жизнь). Однако есть нечто, что объединяет Левина и Вронского. Во-первых, это некоторые сюжетные вещи (любовь Кити сначала к Вронскому, потом к Левину, увлечение Вронского Анной Карениной и его любовь к ней, краткое увлечение Левина Анной и т. п.). Во-вторых, Анна, познакомившись с Левиным, видит в нем некое особое мужское качество, благодаря которому она могла бы его полюбить, и это качество (не названное Толстым, а только указанное) у Левина – общее с Вронским («несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчин, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского и Левина»). В-третьих, Кити с Левиным и Анна с Вронским ведут себя часто довольно одинаково: они то и дело ревнуют и обижаются на то, что у спутника жизни есть другие дела и интересы помимо них. Тут вы, наверное, мужчины, улыбнулись и подумали: так поступают все женщины. Думаю, что всё же не все, к счастью. Тут Толстой, видимо, выразил свой собственный мучительный опыт.

Но главное не это. Вронский (не от английского ли слова ‘wrong’ его фамилия, особенно если принять во внимание, сколько всего английского в романе, вплоть до английских вариантов имен персонажей и массы английских фраз) ломает хребет лошади во время скачки и ломает жизнь Анны Карениной. Как заметил Набоков, и в сцене «падения» Анны, и в сцене скачек у Вронского дрожит нижняя челюсть:

«То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желанье его жизни, заменившее ему все прежние желания; то, что для Анны было невозможною, ужасною и тем более обворожительною мечтою счастия, – это желание было удовлетворено. Бледный, с дрожащею нижнею челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться, сам не зная, в чем и чем.

– Анна! Анна! – говорил он дрожащим голосом. – Анна, ради Бога.

Но чем громче он говорил, тем ниже она опускала свою когда-то гордую, веселую, теперь же постыдную голову, и она вся сгибалась и падала с дивана, на котором сидела, на пол, к его ногам; она упала бы на ковер, если б он не держал ее».

И этот момент романа повторится (с вариацией) в сцене самоубийства Анны, аукнется настоящим спинным переломом:

«Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину».

А вот как подобное происходит с лошадью (Фру-Фру):

«Канавку она перелетела, как бы не замечая. Она перелетела ее, как птица; но в это самое время Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло. Вдруг положение его изменилось, и он понял, что случилось что-то ужасное. Он не мог еще дать себе отчет о том, что случилось, как уже мелькнули подле самого его белые ноги рыжего жеребца, и Махотин на быстром скаку прошел мимо. Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу. Он едва успел выпростать ногу, как она упала на один бок, тяжело хрипя, и, делая, чтобы подняться, тщетные усилия своей тонкою потною шеей, она затрепыхалась на земле у его ног, как подстреленная птица. Неловкое движение, сделанное Вронским, сломало ей спину. Но это он понял гораздо после. Теперь же он видел только то, что Махотин быстро удалялся, а он, шатаясь, стоял один на грязной неподвижной земле, а пред ним, тяжело дыша, лежала Фру-Фру и, перегнув к нему голову, смотрела на него своим прелестным глазом. Все еще не понимая того, что случилось, Вронский тянул лошадь за повод. Она опять вся забилась, как рыбка, треща крыльями седла, выпростала передние ноги, но, не в силах поднять зада, тотчас же замоталась и опять упала на бок. С изуродованным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья. Но она не двигалась, а, уткнув храп в землю, только смотрела на хозяина своим говорящим взглядом».

Анна Каренина, вообще говоря, – это само воплощение жизни, прекрасной и опасной. И еще это воплощение глаз Толстого, или, точнее, глаз самой этой жизни. Иными словами, Анна – Муза Толстого. Это проявляется в сквозном образе романа – блестящих глазах, в частности, глазах Анны, ощущающих самих себя, собственное въдение:

«Она долго лежала неподвижно с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела».

А вот глаза Анны в тот момент, когда Вронский встречает ее впервые:

«Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».

Это «Прекрасная Дама», «Хозяйка зверей», Артемида (и, таким образом, нечто совершенно несклонное к браку). И ее «двойница» в романе – загубленная Вронским лошадь. Вот Фру-Фру перед скачкой:

«Фру-Фру продолжала дрожать, как в лихорадке. Полный огня глаз ее косился на подходившего Вронского».

А потом будет то, что мы уже прочли: «пред ним, тяжело дыша, лежала Фру-Фру и, перегнув к нему голову, смотрела на него своим прелестным глазом».

И это, при всех лошадиных отличиях, та же самая лошадь, которую бьют по глазам (вот-вот!) и убивают в «Преступлении и наказании» Достоевского. Та лошадь – «двойница» и Лизаветы, и Сони, которые сами суть «двойницы».

Итак, Прекрасная Дама, она же мифический зверь. Итак, мифический источник жизни. Что за ерунда, разве Толстой – символист? Нет, он не символист. В том смысле, что когда непосредственно читаешь какой-либо эпизод романа, символизма не ощущаешь, просто погружаешься в жизнь героев (у записного символиста же символ сразу нужно узнавать как символ). Да, он символист. В том смысле, что по окончании чтения (и даже совсем не сразу) проступают символы, заключенные в романе. Такой вот символизм замедленного действия.

Более того, эти символы входят в плоть культуры и продолжают, и продолжают в ней проступать: и в «Прекрасной Даме» Блока, и в этих вот стихах Мандельштама – тоже о сломанной спине зверя:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

Обратите внимание не только на «позвоночник», но и на «зрачки».

Роман «Анна Каренина» – о гибели въдения, о гибели зрения.

Можно еще заметить, что Толстой, убивая своего прекрасного персонажа (Анну Каренину), прощался (или, скажем, начинал прощание) и с художественным творчеством. В этом смысле он не только Левин, но и Вронский. Причем не так, как писатель вообще «вынимает из себя» любого персонажа, а более глубинно: Вронский – его alter ego. Скажем так: если Левин – близкий двойник Толстого, то Вронский – его далекий двойник, двойник-антипод. От которого он отталкивался, но которому все же завидовал, как завидует Вронскому Левин.

Но нельзя упрекать Толстого, что он “wronged” жизнь, ту (того времени) жизнь. Что-то “wrong”, что-то переламывающееся, что-то теряющее зрение было в самой той жизни, и писатель это, как говорится, «уловил».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зоркий Глаз и Чуткое Ухо

Зоркий Глаз и Чуткое Ухо Цзяньли Янь, прозванный «глаз в тысячу ли», и Шуньфэн Эр – «ветер, благоприятствующий уху» были когда-то двумя братьями по имени Гао Мин и Гао Цзо. Прослышав об их храбрости, император Чжоу Ван назначил их генералами и отправил служить в Мэнцзы под

Сколько глаз у безглазого большеглазого паука?

Сколько глаз у безглазого большеглазого паука? а) Нет глаз.б) Глаз нет, но они большие.в) Один большой глаз, который не работает.г) 144 глазоподобные бородавки.У него нет глаз.Слепое паукообразное было впервые обнаружено в 1973 году, причем вся популяция обитает в трех

XXIII. ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК

XXIII. ЛОШАДИНЫЙ ПРАЗДНИК На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью

3. Игра глаз в картинах Одзу и Нарусэ

3. Игра глаз в картинах Одзу и Нарусэ В предыдущей части мы видели, как Одзу избегает показывать персонажей лицом к лицу, предпочитая, чтобы они смотрели в одном направлении. Может быть, это было вызвано и его пристрастием к симметричным фигурам, статичной композиции и

Глаз художника (художественное видение Гёте)

Глаз художника (художественное видение Гёте) Ophthalmцn men amerse, didoy d’hкdeian, aoidкn(Od. VIII, 64)Очи затмила его, даровала за то сладкопение(Одиссея, VIII, 64) (Пер. В. Жуковского)Среди «Смирных ксений» Гёте есть такое, нередко цитируемое четверостишие:Wдr nicht das Auge sonnenhaft,Die Sonne kцnnt es nicht erblicken;Lдg

Читайте также: