Как выглядит иона и его лошадь

Опубликовано: 16.05.2024

«Тоска» Чехова

Сочинения

Антон Павлович Чехов — психолог человеческих душ. Писатель был обладателем редкого таланта вовлечь читателя в личный разговор и ёмко отразить глубину проблемы. Его «Тоска» не стала исключением. Она показывает трагедию жителей не только большого города, но и всей планеты. Чтобы понять основную идею, необходимо ознакомиться с сюжетом «Тоски» и характеристикой главных героев. Чехов написал это произведение в жанре рассказ.

  1. Краткое содержание
  2. Характеристика Ионы Потапова
  3. Лошадь и другие герои
  4. Анализ произведения
  5. Критика рассказа

Краткое содержание

Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Его душа наполнена горем, но не с кем поделиться этими чувствами. Судя по всему, он — вдовец. Дочка осталась в деревне, а сам он отправился на заработки. Никому нет дела до несчастного старика. Поджидая седока, герой полдня стоит со своей лошадью на улице. Он настолько задумчив, что даже не стряхивает с себя снег. Под вечер его окликает военный с требованием довезти на Выборгскую. Герой оцепенело трогает.

Убитый горем, он едет очень невнимательно: то едва не сталкивается с другими санями, то чуть не наезжает на прохожих. Измученному старику сложно следить за дорогой. Пассажир ругает и высмеивает его. Кучер молча оборачивается, а затем тоскливым голосом сообщает, что на этой неделе не стало его сына. Военный недовольно спрашивает, отчего он умер. Герой отвечает, что, должно быть, от горячки. Услышав это, пассажир нетерпеливо гонит извозчика дальше.

Старик несколько часов ждёт новых седоков

Доставив военного до места назначения, старик несколько часов ждёт новых седоков. Через короткое время к нему подходят трое парней, они переговариваются между собой. Молодые люди платят двадцать копеек и садятся в сани, извозчик соглашается довезти их даже за такую мизерную плату. Они направляются к полицейскому мосту. Пассажиры то и дело перебивают друг друга, обсуждают свои попойки и какую-то Надежду Петровну. Они шумят, ругают извозчика и лошадь. Один из них даёт подзатыльник кучеру.

Старик не обращает внимания на издевательства парней. Он чувствует, что его одиночество начинает потихоньку отлегать от груди. Когда в разговоре наступает пауза, он оборачивается и говорит, что недавно лишился сына. Пассажиры не обращают никакого внимания на эти слова. Вскоре они просят кучера остановиться и уходят. Оставшись наедине с самим собой, мужчина снова чувствует невыносимую тоску. Он принимает решение ехать на извозчичий двор. Заработанных сегодня денег не хватает даже на овёс лошади.

Встретив молодого извозчика, Иона пытается заговорить с ним о своей трагедии, однако тот с равнодушием отворачивается и идёт спать. Старику нужно как-то успокоить свою тоску.

Он направляется в конюшню к верной лошади. Вместо овса кобыла ест сено. Заглянув к ней в глаза, бедный кучер незаметно для самого себя начинает выговариваться, и ему становится легче.

Характеристика Ионы Потапова

Главным героем является престарелый извозчик по имени Иона. Обладая низким социальным статусом, мужчина не наделён какими-то особыми способностями и талантами, в то же время он никому не причиняет вреда. Это обычный дворовый кучер, зарабатывающий себе на хлеб.

Старик относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». В русской литературе этот образ стал знаковым и объединил совершенно не похожих друг на друга персонажей, каждый из которых переживает настоящую человеческую трагедию. В данном случае извозчик похоронил сына. Среди многолюдных улиц города он ощущает себя потерянным и одиноким. Согнутый под тяжестью тоски, старик с нетерпением ожидает каждого нового пассажира в надежде поделиться хоть с кем-то своей болью. Однако куда-то торопящиеся ездоки не хотят его слушать, проявляя абсолютное равнодушие.

Горе кучера

Горе кучера не трогает чёрствые души случайных пассажиров, им нет дела до трагедии маленького неприметного человека. За весь день извозчику так и не удаётся отыскать кого-нибудь, чтобы выговориться. Внутренние терзания мужчины и его потребность облегчить душу настолько велики, что ему больше ничего не остаётся, как открыться своей кобыле. Лошадка хоть ничего и не отвечает, но всё же внимательно слушает и, скорее всего, всё понимает.

Главный герой проявляет беззащитность перед жестокостью внешнего мира. Он добр и по-детски наивен. На грубость и удары своих пассажиров он реагирует нелепой улыбкой и глуховатым смехом. Неспособность и нежелание постоять за себя можно назвать типичной чертой «маленького человека». Примечательно, что автор произведения выбрал для своего персонажа имя Иона, имеющее древнееврейское происхождение. В переводе на русский оно означает:

  • «голубь»;
  • «нетерпеливый».

Помимо этого, история знает христианских святых с подобным именем. В поведении и словах персонажа находит своё отражение идея христианского смирения.

На месте главного героя может оказаться каждый, а это огромная трагедия. Повествуя грустную историю извозчика, Чехов даёт возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Он призывает проявлять заботу не только о себе, но и о других. Автор учит приходить к окружающим на помощь и быть чутким к чужому горю. Он подталкивает читателя к самостоятельным выводам, но не поучает напрямую.

Лошадь и другие герои

Кобыла Ионы Потапова

Важным героем произведения выступает кобыла Ионы Потапова, её образ можно назвать аллегоричным изображением хозяина. И лошадь, и кучер стары, больны и безмерно одиноки. Именно к своей кобылке извозчик приходит за обычным человеческим общением и не встречает отказа, как в случае с ездоками. Без неё рассказ бы не имел глубины и завершённости, которых сумел добиться автор.

Лошадь Ионы — жалкое и обессиленное животное, которое является единственным другом извозчика. Именно она помогает ему справиться с невыносимой тоской и одиночеством. Кобыла не умеет говорить, но она дышит теплом на руки хозяина, и это исцеляет его изнутри.

Что касается прочих героев данного произведения, то это жители Петербурга. Когда Иона пытается рассказать о своём горе, они реагируют:

  • холодным равнодушием;
  • неприкрытой злобой.

В этом проявляется жестокость горожан по отношению друг к другу.

Анализ произведения

Главной темой творчества Антона Чехова является социальная жизнь человека. Действие происходит в зимний период: снег засыпает улицы, и человек со своей трагедией как бы становится призрачным и нереальным. После смерти сына жизнь героя лишилась всякого смысла. Ему невыносимо жутко рисовать в своём воображении образ родной кровинки и хочется с кем-нибудь поговорить о случившемся. Однако безысходное горе не трогает никого из людей, с которыми кучер пытается развить разговор.

Библейский Иона

Автор акцентировал внимание на одиночестве старика, назвав его именем библейского Ионы, который оказался отгороженным от всех в чреве кита. Смысл произведения отражается в эпиграфе: «Кому повем печаль мою…» Здесь звучит жалоба на бесконечную тоску и сильное желание быть услышанным.

Анализ рассказа Чехова «Тоска» позволяет осознать основной смысл этой истории. Неспроста произведение называется именно так. Автор хотел донести до своих читателей, насколько в действительности страшно одиночество и безразличие окружающих. Ключевая идея состоит в том, что люди должны быть:

  • более внимательными друг к другу;
  • чуткими;
  • сострадающими.

Также в тексте освещается проблема людского равнодушия. Никто из пассажиров не проявил к старику должного внимания. Каждый из них знал о трагедии кучера, но был занят исключительно своими мыслями и планами. Главный герой смог излить душу только животному.

Чехову близка проблема «маленького человека». К подобной личности окружающие зачастую испытывают пренебрежение. Ведь она пуглива, согнута под ударами судьбы, осторожна и не в силах что-либо изменить. Однако к извозчику читатель, скорее, ощущает жалость, сочувствие и сострадание. Автор стремится показать важность гуманизма во всём мире.

Данное произведение является напоминанием о том, что нельзя проходить мимо чужого горя, проявляя равнодушие.

Критика рассказа

Рассматриваемый рассказ считается знаковым в раннем творчестве автора. Ещё при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом юный автор нажал на больную мозоль общества. В 1909 году И. А. Сикорский писал, что сложно себе представить более строгий приговор русской интеллигенции, чем тот, что содержится в чеховской «Тоске».

Чтение рассказа «Тоска»

Творческое наследие автора по достоинству оценили и потомки. Даже в СССР произведение не подверглось нападкам цензоров. Гуманный посыл был высоко оценён и церковными изданиями.

Антон Чехов умел распознать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемое произведение полностью это подтверждает. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но также и в побуждении внимательнее относиться к окружающим, не отгораживаться от участия в их проблемах. Читать данный рассказ — одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией.

Рассказ Антона Павловича Чехова "Тоска", вышедший в "Петербургской газете" в 1886 году относится к его ранним произведениям и подписан псевдонимом "Антоша Чехонте". Не смотря на общий юмористический стиль коротких, но необыкновенно хлестких прозаических миниатюр писателя, характерных для его творчества того времени, повествование про ямщика Иону лишено сарказма: напротив, оно глубоко трагично и, по оценкам критиков, в частности, Льва Толстого, стало одним из самых значимых в литературном наследии Антона Павловича.

Для Чехова, воспитанного в христианском патриархальном семействе, где привычным и любимым делом было посещение храма, евангельские сюжеты стали, вне всякого сомнения, частью духовной жизни и камертоном восприятия мира. Именно поэтому многие темы, поднимаемые гениальным автором, оказываются проникнуты столь высоким смыслом и остаются современными столетия спустя.

Так, центральной мыслью и больным вопросом этой драмы, по замыслу Антона Павловича, очевидно, является дилемма, имеет ли человек право на сострадание. Разумеется, это право не закреплено никакими государственными законами, и далеко не все родители учат своих детей сочувствовать чужому горю. Заповедь любить ближнего как самого себя принёс на землю Христос и уже тогда она не была популярной. В Евангелии описывается ситуация, когда Спасителя ещё в первом веке нашей эры придирчиво допрашивали, кто такой этот "ближний"? Вопрос этот является на самом деле ключевым в христианстве, так как деятельное сострадание требует определенного труда и побед над своим эгоизмом и напрямую связано с альтруистическим отношением к окружающим.

Герои рассказа "Тоска" это ямщик Иона Потапов, у которого неделю назад умер сын, пассажиры его пролетки и коллега по цеху, - молодой ямщик. Никто из них не желает выслушать рассказ несчастного отца. Пассажиры вряд ли воспринимают его своим ближним, скорее, уравнивают его с лошадью, едва живой старой клячей, которая нуждается в понуканиях и привычна к любым оскорблениям. Молодой его сосед столь же равнодушен как и прочие, к тому же устал и хочет спать. В итоге Иона беседует с лошадью, "братом кобылочкой", которая, "Если у нее умрет, скажем, жеребёночек, а она ему, скажем, мать" - ведь жалко же ей будет!

В чеховских рассказах, как правило, читателю не сообщается никакой морали. Писатель оставляет нас в самый кульминационный и драматический момент повествования. "Тоска" обрывается после слов о том, что Иона "все рассказал" своей неуклюжей, "пряничной" как описывает её ходульность сам Чехов, лошади. Это нам, читателям, не смотря на кратость и лаконичность повествования, успевшим проникнуться трагедией Иониной жизни и чудовищной несправедливостью этой ситуации, остаётся додумывать, чем болел, как мучился, что сказал перед смертью его сын. Чехов воздвигает из нас Ионе невидимых собеседников, которые ещё долго будут разделять с ним тот неописуемый ужас, от которого трепетала душа ямщика в попытках размышлять обо всем этом в одиночку.

Автор оставляет нам много смыслов. Здесь и крайнее одиночество человека перед лицом самого страшного горя: никто не утешит и не заметит, что старый Иона и сам, полумёртвый от боли, бредёт, не разбирая дороги вместе со своей клячей и не в состоянии заработать даже на овёс для неё. Здесь и уравнивание человека со скотиной: разве ямщик - человек? И, наконец, то самое требование сочувствия, когда невозможно в одиночку пережить своё страдание. И что же? Бессловесное животное оказывается более, чем люди, способно услышать и понять.

Многие русские писатели обращались к этой теме. Скоропостижно гибнет героиня романа Фёдора Достоевского "Бесы", Мария Шатова. Встревоженная долгим отсутствием мужа, предчувствуя сердцем недоброе, она идёт к своём соседу Кириллову и находит его только что повесившимся. Растерянная, больная, с новорожденным младенцем на руках, почти не одетая, она бежит по по холодной улице и стучится во все двери. Никто не открывает ей, а когда открывает, то уже поздно, и Мария погибает вслед за своим ребёнком, догадавшись перед тем о смерти вновь обретённого своего супруга.

Здесь же вспоминается и Гоголевский Акакий Акакиевич, лишившийся обновлённой шинели, внезапно ставшей смыслом жизни этого маленького человека. Благодаря шинели на него обращают внимание коллеги, и впервые в привычную рутину его жизни входит праздник. Шинель украли. Увы, вместо помощи, потерпевший получает гневную отповедь начальства и скоропостижно умирает. Николай Васильевич Гоголь снабжает свою притчу моралью, которая лишь подчеркивает безвозвратность и хрупкость человеческой жизни, которая может внезапно прекратиться.

Эпиграфом к рассказу "Тоска" стали строки из песенного эпоса русских пилигримов - калик перехожих: "Кому повем печаль мою?"

Это начало популярного духовного стиха "Плач Иосифа и быль".

Кому повем печаль мою

Кого призову к рыданию

Токмо тебе, владыко мой

Известна печаль моя.

Чехов оставляет своего героя наедине с Богом. Это ещё одна, пожалуй, самая значительная мысль рассказа. Никто не может утешить нас в горе, кроме самого Всевышнего. Тщетно искать утешение в людях. Эту мысль высказывает сам ямщик, заговаривая о смерти сына с первым из своих собеседников:

- Три дня полежал в больнице и помер. Божья воля.

Современники писателя знали, что храмы - это не только места молитв и богослужений, но и духовные лечебницы. Люди всегда обращались ко Господу в поисках утешения.

Однако писатель напоминает нам, что мы живём в мире людей. И этот мир слишком равнодушен и жесток. Люди перестают освещать друг другу путь, перестают согревать ближних и не могут воспринять чужую боль, так как не имеют Бога в себе. Сегодня наш мир ещё страшнее, чем та ночь, занесённая снегом, полная яростных огней, в которой никто из окружающих не помог и не поддержал старого ямщика. Мы освоили космос, наши мысли в мгновения ока перелетают через океан, но найдем ли человека, способного сопереживать и сочувствовать, и сможем ли сами в трудный час оказаться тем самым евангельским "добрым самаритянином", и не пройти мимо чужого горя?

Критики, оценивая рассказ, отметили его драматизм и незначительность жизненных обстоятельств, послуживших темой Чехову. «Куда он ни посмотрит,— писал критик Л. Е. Оболенский,— везде для него является источник творчества: где мы с вами ничего не увидим, не поймем, не почувствуем, где для нас все просто, обыденно,— там для него целое открытие». И дальше: «Что такое, что извозчик задумался и натыкается на экипажи и прохожих? Пьян, верно, или глуп непроходимо, подумаем мы с вами. Но едва на все это взглянет Чехов, перед ним раскрываются тайны, его любящее сердце видит за всем этим целую жизнь, которую умеет так понять, так полюбить, что и мы начинаем ее любить и понимать!»

В самом деле, рассказ начинается с городского зимнего пейзажа: валит мокрый снег, всюду сугробы, уже зажжены фонари. На этом фоне изображены двое — извозчик Иона и его лошаденка. Они словно одни на целом свете, и оба не шевелятся и «погружены в мысль». Иона думает о чем-то своем, а лошаденка — о том, что она выпала из привычной среды, что ее «оторвали от плуга» и «бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей. ». Так создается печальное настроение: извозчик и его лошадь погружены в свои думы, ушли в безысходную тоску и замерли в ней. Но и между ними нет единства: каждый думает о своем. Однако Иона хочет выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться и почувствовать себя членом человеческого сообщества.

Все персонажи, которых везет Иона (военный, трое гуляк-весельчаков) и с которыми встречается (дворник, молодой извозчик), приходят из внешнего мира. Этот окружающий Иону мир остается к нему равнодушен. Военный, ради вежливости бросив незначащие фразы, потом закрывает глаза и «не расположен слушать». Знаком полного отчуждения мира от Ионы, оставляющего его наедине с тоской и лошадью, снова служит пейзаж и поза извозчика: «. он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется. Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку». Молодые люди циничны, разнузданны и драчливы. Слова Ионы о смерти сына вызывают у них банальную отповедь: «Все помрем. » Дворник прогоняет Иону, едва удостоив ответа. Свой брат-извозчик, услышав от Ионы о смерти его сына, «укрылся с головой» и заснул.

Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Иона пытается преодолеть тоску и понимает, что ему необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует его душу. Чехов смеется над странным, даже нелепым поведением героя, над его ложными представлениями о мире и людях, но все это поглощается тем состраданием, той трогательной теплотой, которая особенно впечатляюща в последней сцене.

Отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идет в конюшню к лошади 1 . Он думает «об овсе, сене, о погоде. Про сына, когда один, думать он не может. Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко. » Лошадь и стала его единственной «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина. ». Ее кроткое и умное поведение подбодрило извозчика: «Иона увлекается и рассказывает ей все. »

«— Так-то, брат кобылочка. Нету Кузьмы Ионыча. Приказал долго жить. Взял и помер зря. Теперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать. И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить. Ведь жалко?»

В начале рассказа Иона и лошадь изображены вместе, но думы у обоих были разные при общем чувстве неизбывной тоски. В конце рассказа они снова вместе, но теперь и тоска одна, и мысли сходные — о детях. Единственное существо, которое с молчаливым «пониманием» отнеслось к Ионе,— лошадь. Прочитав только что приведенную сцену, брат Чехова, Александр Павлович, писал ему: «. В этом месте твоего рассказа ты — бессмертен».

В последней картине лошадь и извозчик образуют нечто единое, сливаясь в необычный, тоскующий образ. Но это только усиливает неизбывное и безысходное их одиночество в огромном человеческом море. В мире не нашлось ни одной человеческой души, которая ощутила бы боль Ионы, и он волей-неволей вынужден обратиться со своей мукой к другому живому существу. У лошади тоже нет никого, кроме Ионы.

Чтобы читатель мог увидеть причину щемящей тоски любого человека, даже самого обыкновенного, самого заурядного, в одиночестве, в пагубной разъединенности людей в мире, в их отверженности друг от друга, Чехов предпослал рассказу эпиграф из духовного стиха «Плач Иосифа и быль».

Эти стихи бросают дополнительный свет на рассказ: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому-то «печаль моя», как сказано в плаче, остается не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова — молчание всего мира. Так бытовая зарисовка о судьбе безвестного извозчика и его лошади подключается к вселенскому мировому гуманистическому контексту. Драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.

1 У Чехова даже женский род играет свою роль, и лошадь вместо коня выбрана совсем не случайно: когда-то Иона заметил, что «с бабами говорить еще лучше», и вот теперь разговаривает с лошадью.

Чехов «Тоска» очень кратко

Краткое содержание Тоска для читательского дневника:

У старика-извозчика умирает сын. Его душа наполнена тоской, но ему не с кем поделится — и пассажирам, и знакомым нет дела до его горя, и извозчику приходится делиться им со своей лошадью.

Извозчик Иона и его лошадь погружены в томительное ожидание. Наконец им попадается военный, ищущий извозчика. С ним старик пытается поделится своей грустью — у него умер сын, но военному нет до этого дела. Доехав до места, он покидает извозчика.

Кучер со своей лошадью ожидают новых пассажиров. Трое человек появляются часа через два. Несмотря на низкую цену, Иона берётся довезти и их. Молодые люди шумят, ругают кучера и лошадь, но старик не замечает этого. Он пытается рассказать клиентам о своём горе, но им тоже не интересны беды старика. Как и первый пассажир, они покидают извозчика, оставив его один на один с тоской.

Иона пытается открыть душу дворнику, которому нет дела до смерти сына Ионы — тот прогоняет старика. Кучер пытается согреться дома у печи. Старик ищет сочувствие у других, но сталкивается с равнодушием. Иона идёт к своей лошади и, сам не замечая, рассказывает всё ей.

Это интересно: Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте. В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

История создания

Рассказ был написан в 1886 году и в тот же год в январе опубликован в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1899—1901 годы он также был незначительно пересмотрен Чеховым и вошёл в третий том его сочинений.

Какое реальное событие могло послужить толчком для написания рассказа или лечь в его основу, остаётся неизвестным, но в своих работах Чехов часто рассказывал о самых обычных незначительных ситуациях, из которых можно почерпнуть много нового при внимательном рассмотрении. Писатель, начиная со своей первой пьесы «Безотцовщина», всегда очень тонко улавливал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений.

Ещё при жизни писателя рассказ был переведён на многие языки. В «Петербургских ведомостях», «Русском богатстве» и «Вестнике Европы» многие критики литературы положительно отзывались о произведении. Леонид Оболенский отметил удивительную способность Чехова видеть драму за обманчиво простыми вещами, а Лев Толстой включил «Тоску» в число лучших чеховских произведений.

Короткий пересказ «Тоски» Чехова

А. П. Чехов Тоска краткое содержание:

Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Несколько дней назад у него умер сын Кузьма. Все эти дни Иона пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но никому нет дела до несчастного старика.

Судя по всему, Иона является вдовцом, его дочь Анисья осталась в деревне. Сам старик приехал из деревни в Петербург на заработки. Убитый горем Иона полдня стоит на улице без работы.

Наконец под вечер у него появляется клиент, военный, которого он везет на Выборгскую сторону. Раздавленный горем Иона едет по городу, с трудом следя за дорогой. Старик заговаривает с пассажиром о смерти сына, но тот не проявляет особого интереса. Иона замолкает и довозит военного до места назначения.

После этого старик в одиночестве стоит несколько часов в ожидании работы. Наконец подходят новые клиенты, трое молодых людей. Иона везет их за маленькую плату в 20 копеек (“двугривенный”), лишь бы были пассажиры. В этой шумной молодой компании Иона наконец чувствует себя не таким одиноким. Он заговаривает с юношами о смерти сына, те слушают его. Старик надеется рассказать им все, но в этот момент коляска подъезжает к месту назначения.

Оставшись один, Иона чувствует страшную тоску. Вокруг него ходит множество людей, но никто из них даже не догадывается о его страшном горе.

Наконец Иона приезжает ночевать на двор. В доме все спят. Внезапно Иона видит, как один молодой извозчик просыпается, чтобы попить воды. Старик заговаривает с ним о смерти сына, но тот равнодушно ложится спать.

Мучаясь от тоски, Иона идет в конюшню к своей лошади. Сын Ионы умер почти неделю назад, а старик так ни с кем не говорил о своем горе. Наконец Иона обращается к своей лошади и рассказывает ей все.

Главные герои

Основным действующим лицом является Иона, внутренний мир которого может увидеть читатель. Все второстепенные персонажи необходимы для понимания его беды, и все без исключения являются примером человеческого равнодушия. Описание и характеристика главных героев «Тоски» Чехова:

Идея и основная мысль в рассказе Тоска

  1. Иона Потапов — старый извозчик. Ему необходимо выговориться после смерти сына Кузьмы Ионыча, который тоже работал извозчиком. Со дня смерти сына скоро будет неделя, а он так до сих пор толком и не говорил ни с кем. Иона малообразован, но добр, имеет большую, открытую и честную душу, ищет простого человеческого сочувствия и понимания. Любит свою лошадь, с заботой относясь к ней. Представляет собой типичный образ «маленького человека» в литературе: он смиренный, кроткий, не перечит господам, не жалуется на свою судьбу, даже про смерть сына говоря: «На то божья воля». В деревне у него осталась дочка Анисья, про которую он тоже хотел бы поговорить, если бы было с кем.
  2. Военный — первый клиент Ионы, попросивший доставить его на Выборгскую, в шинели с капюшоном. Видно, что он остряк, поскольку во время поездки отпускает едкие комментарии по поводу того, что все норовят столкнуться с лошадью Ионы. Сердится на то, что тот не может быстро доставить его по адресу. На реплику извозчика о сыне спрашивает, из-за чего тот умер, но дальше не хочет слушать и даже закрывает глаза, тем самым показывая своё нежелание поддерживать беседу.
  3. Троица молодых людей — следующие седоки, попросившие доставить их к Полицейскому мосту. Двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат. Судя по всему, они недавно вышли из трактира. Они переругиваются между собой, толкаются, сквернословят, долго не могут определить, кто из них в санях будет сидеть, а кому придётся стоять. В итоге стоять приходится горбатому, как самому маленькому. Они платят Ионе двугривенный, и, хотя это цена несходная, он не отказывается: ему теперь всё равно, какая цена, главное — чтобы клиенты были. Они говорят между собой о том, что вчера выпили у Дукмасовых четыре бутылки коньяка, затем — о какой-то Надежде Петровне. Несмотря на то что они бранятся на Иону, его чувство одиночества постепенно отлегает от груди благодаря присутствию людей.
  4. Дворник — человек, с которым Иона тоже пытается завязать разговор, спросив, который час. Дворник отвечает ему, но затем довольно грубо заставляет его проезжать дальше, а не останавливаться на дороге.
  5. Молодой извозчик — равнодушный парень, проснувшийся, чтобы попить воды из ведра. Он ничего не отвечает на слова Ионы об умершем сыне, а только укрывается с головой и ложится спать дальше.
  6. Лошадь — на заснеженной вечерней улице она стоит, погружённая в мысль, поскольку её оторвали от плуга, от привычных серых картин, бросив в этот омут и суматоху. Автор называет её «лошадёнкой», этим словом словно бы демонстрируя её ничтожность, как и её хозяина. Но именно она становится единственным существом, готовым выслушать человека.

Ещё одним персонажем произведения по праву можно назвать тоску — громадную, горькую, не знающую границ и не дающую покоя. Она в полной мере завладевает душой и телом несчастного Ионы. Лопни вдруг грудь извозчика и вылейся из неё тоска, то она, казалось бы, залила весь белый свет, но при этом она умудрилась поместиться в этого маленького человека так, что её и не увидеть, и не отыскать.

Содержание рассказа «Тоска» с цитатами

Тоска Чехов краткое содержание с цитатами из рассказа:

Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет». Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.

По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах», «словно не понимает, где он и зачем он здесь».

Извозчик пытается поделиться с военным, что на этой неделе у него от горячки умер сын. Но пассажир невнимательно слушает извозчика. Высадив военного, Иона снова сгибается на козлах и не шевелится.

Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.

Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске». «Обращаться к людям он считает уже бесполезным». Приехав домой, «ко двору», Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.

«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…». Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Заключение

Литературные критики высоко оценили произведение Чехова «Тоска», включив его в список лучших современных рассказов. Произведение было переведено на немецкий, французский, болгарский, финский и другие языки.

Это интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы « и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.

Краткое содержание произведения

Сюжет развивается в XIX веке в Петербурге. Действия происходят на улицах города, в доме извозчиков и в конюшне.

В Петербурге на улице уже длительное время стоял извозчик Иона Потапов со своей лошадью. Их припорошил снег, работы не было, поэтому каждый из них думал о своем. Первый клиент появился, когда начало темнеть. Это был военный, ему необходимо было срочно оказаться на Выборгской.

Сани тронулись, как вдруг из темноты показалась карета. Потапов чуть не столкнулся с ней. Немного погодя, под его лошадь едва не попал человек. Мужчина подгонял Иону, называл его нерасторопным. В ответ Потапов прошептал, что у него на этой неделе умер сын. Он пробыл в горячке в течение трех дней, а потом скончался. Только мужчина был равнодушен к словам, продолжал его поторапливать.


Иона высадил военного, прождал еще пару часов, пока не пришли новые клиенты. К нему подошли подвыпившие парни, предложили довольно низкую цену. Делать было нечего, старик согласился. Молодые люди были очень шумными, хвастались друг перед другом, кто больше выпил, говорили про женщин. Потапов счел их веселыми господами, попытался рассказать им о своем несчастье, но его никто не хотел слушать.

Мужчина довез компанию до места назначения, да еще вдобавок получил от них подзатыльник. Он снова остался в тишине. В этот момент на него накатилась страшная тоска. Ионе не с кем было поговорить, излить душу. Он встретил дворника, хотел побеседовать с ним, но тот посоветовал ехать мимо. Тогда Потапов понял, что говорить с людьми на улице не имеет смысла, нужно ехать ко двору, домой. Там было много людей, но все спали, поэтому вновь Ионе не с кем было поделиться горем.

Мужчина очень желал выговориться, рассказать, как болел сын, что он ему сказал перед смертью. Тогда он пошел в конюшню, покормил своего коня, а заодно и сам не заметил, как рассказал ему все свои горести.

Видео краткое содержание Тоска Чехова

Краткое содержание Чехов Тоска подмечает актуальную проблему общества и сегодня. Это одиночество в окружении людей. Рассказ побуждает быть внимательным к своим родственникам, друзьям и просто прохожим. Выслушав человека можно облегчить его страдания. То, что должны были делать люди, сделала кобыла. Оставаться людьми – важнее всего. Возможно, будучи богаче, старик мог спасти сына. Но судьба распорядилась иначе. Эта несправедливость должна побуждать помогать окружающим, не проявлять черствость к чужому горю.

Иона Потапов

Главный герой произведения - извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем. Он хочет рассказать, как хоронил сына. Все заняты своими делами. Никому нет дела до какого-то извозчика.

Горе или нет, а надо работать, иначе можно умереть с голоду. Вот Иона с утра и выехал на работу. Но мысли далеко отсюда, ему бы выговориться, поплакать, может даже немного выпись, чтобы снять стресс.

Военный

Он решает поведать о своей беде своим клиентам. Первым к нему сел военный. Но он не тот человек, которому можно открыть душу. Он ругается из-за того, что Иона медленно едет, а ему надо быстро. И лошадь постоянно тыкается мордой в идущие навстречу кареты. Голова у извозчика занята своими думами, до которых военному нет никакого дела.

Трое молодых людей

После военного Иона взял троих пассажиров, молодых людей. Двое из них высокие и худые, а третий низкого роста и горбатый. Они его обманули с деньгами. Но это сейчас мало волновало Иону. Ему нужны были просто слушатели, кому можно было рассказать про своё горе.

Троица была явно «на веселее». Они шумели всю дорогу, ругались на Иону за то, что он медленно едет. Хотели отлупить его за это. Когда он им поведал про свою беду, они флегматично заявили, что все люди умирают, когда-нибудь умрут и они. Похоже, это их мало волновало.

Дворник

По дороге ему попался дворник. Он остановился в надежде излить ему своё горе. Но дворник стал ругаться и гнать Иону, т.к. он мешал движению. Так не с кем и не поговорив, Иона вернулся назад. В доме, везде, где придётся, спали извозчики.

Он хотел поговорить с молодым извозчиком. Но тот, молчком выслушал его, встал, попил воды. И снова лёг, укрывшись с головой, и повернулся на другой бок. Его, как и остальных людей, не интересовали чужие проблемы.

Иона решил проверить, как там лошадь, всё ли в порядке. И пошёл в конюшню. Лошадь мирно жевала сено. Извозчик любил свою лошадку, как единственную родную душу, хоть и бессловесную. Может именно поэтому, он решил ей рассказать про своё горе.

Он сказал ей, что сын его умер в больнице от горячки. А потом вдруг спросил у лошади, если бы она потеряла своего ребёнка, жеребёнка, жалела бы она его. Лошадь посмотрела на него умными глазами, как-будто всё поняла. И вдруг стала дышать на его руки.

Она поняла человека, поняла, что у него беда, и ему нужна помощь. И по-своему, по-лошадиному, придумала, как ему помочь. Она согрела ему озябшие руки. Удивлённый Иона стал ей рассказывать про своё горе.

В этом нет ничего странного. Лошади, собаки, кошки понимают человека, его настроение. Им не важно, бедный ты или богатый, не важно, во что ты одет. Они просто чувствуют, что человеку плохо, и по-своему сочувствуют ему. Чего нельзя сказать о людях.

К несчастью, и в наше время, в больших городах люди одиноки. Хоть и много народа, но обратиться за помощью и сочувствием не к кому. Будешь лежать с сердечным приступом, и никто к тебе не подойдёт – посчитают за пьяного.

2 вариант

В 1886 году вышел в свет рассказ «Тоска», который был опубликован в «Петербургской газете». Одно из лучших сочинений великого писателя Антона Павловича Чехова.

В этом произведении автор затрагивает тему одиночества и неизбывного страдания маленького человека и равнодушия окружающих людей к чужому несчастью. Данная проблема актуальна и в современном мире, где идеалы добра отошли на второй план. А пошлость, мещанство занимают главную позицию.

Главный герой рассказа перенес душевное потрясение: потерял сына. Мальчик скончался в больнице от горячки, проболев три дня. Иона испытывает душевную муку. Тоска его настолько сильная, что могла бы залить целый мир. Извозчику хочется выговориться. Хотя бы немного облегчить страдание, но ни один человек не считает нужным посочувствовать горю.

Первый пассажир, военный, услышав откровение Ионы, говорит: «Поезжай…подгони-ка!», а затем вовсе закрывает глаза, тем самым давая понять, что не намерен слушать старика.

Три молодых человека, севших к извозчику на Выборгской, с самого начала вызывают негативное отношение. Брань, перепалка за место в санях, сквернословие не лучшим образом характеризует седоков. Но Потапову уже все равно. Желание поведать печаль свою вынуждает обратиться и к ним. Но горбач лишь роняет равнодушно: «Все помрем». Затем с общего согласия отвешивает подзатыльник скорбящему отцу. По разговорам праздных гуляк видно, что дни их проходят в постоянных попойках и кутежах. Поэтому горе человека не вызывает у них никакого сочувствия. В мыслях молодых людей очередное веселье.

Случайно встретившийся дворник, к которому обращаются с речью, говорит: «Чего же встал…Проезжай».

И даже коллега по работе, услышав о смерти Кузьмы, отворачивается и тотчас засыпает.

Никто за целый день не изъявил желания внять старику. А ему нужно было всего лишь сочувствие. Возможно, тогда отчаяние не давило бы с такой силой.

Потеряв надежду встретить собеседника, наш герой отправляется в конюшню задать корм лошади. И вдруг неожиданно для себя находит в лице животного благодарного слушателя. Несчастному кажется, что кобыла все понимает. Сначала отрывками, а потом рекой льется все наболевшее из уст рассказчика.

Хочется верить, что Потапову станет легче после монолога с лошадью. И со временем удастся справиться с постигшим горем, смириться с потерей родного человека.

Писатель учит нас быть чуткими к чужому несчастью. Думать не только о себе. Ведь каждый человек на земле имеет право на сопереживание, сострадание. Нужно помогать ближнему в трудной ситуации. Каждого человека может постигнуть несчастье. И только поддержка окружающих поможет справиться с любой бедой.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Тоска

Популярные сегодня темы

Данное произведение Карамзина стало одним из начальных работ в жанре сентиментализма в истории литературы России. Писатель хотел показать переживания и эмоции персонажей крайне интересными и необычными.

Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.

Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию.

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

Читайте также: