Как выглядит конь в пальто

Опубликовано: 29.04.2024

В русском языке есть немало устойчивых выражений, и мы к ним настолько привыкли, что даже не замечаем, когда произносим. Неудивительно, что в разных городах нашей страны стали появляться памятники героям этих фразеологизмов. Эти колоритные и порой абсолютно нелепые персонажи тут же становятся и местной достопримечательностью, и визитной карточкой города, и даже символом удачи, возле которого можно загадать желание.


Конь в пальто.

1. Тамбовский Волк

Негативному выражению «Тамбовский волк тебе товарищ» жители этого города решили придать более дружелюбный оттенок. На въезде в Тамбов можно увидеть трехметровую деревянную фигуру волка. Он сидит смирно, как дворовый пес, и выглядит вовсе не злобно, а вполне дружелюбно. Внизу красуется позитивная надпись: «Тамбовский волк. Надежный товарищ». Фигура вырезана скульптором В.Парамоновым из двухсотлетнего дуба.


Добрый тамбовский волк.

Еще один памятник Тамбовскому Волку расположен в самом центре города, на территории отеля. Он выглядит более монументально и гордо, но тоже вполне миролюбиво.


Еще один, не менее добрый, тамбовский волк.

Просторечное, почти бранное выражение «ёшкин кот» уже давно воспринимается как нечто шутливое. Неслучайно оно стало узнаваемой «фишкой» кинокомедии «Любовь и голуби».

Группа скульпторов из Йошкар-Олы решила сыграть на созвучии называния родного города и этого выражения, ведь местные жители в обычной речи часто называют город «Йошка». Бронзовая скульптура, изображающая вольготно сидящего на лавочке кота, появилась семь лет назад в центре Йошкар-Олы в сквере возле здания университета.


Йошкин Кот и йошкины таксы.

А два года спустя совсем неподалеку появился еще один памятник, посвященный этой поговорке. Он называется «Йошкина Кошка», как и расположенное тут же кафе. Шутливая композиция представляет собой кокетливую кису, в ногах у которой прилег разомлевший кавалер – тот самый Йошкин Кот. Он выглядит настолько довольным, что даже не обращает внимания на пробегающую под его носом мышь.


Йошкин Кот и его дама сердца.

3. Грибы с глазами

Пять лет назад в Нижнем саду города Рязани появился памятник, иллюстрирующий известную поговорку про местные грибы с глазами. В центре скульптурной композиции расположено грибное семейство, стоящее на сферическом холмике, а окантовывают его абстрактные фигуры, также стилизованные под грибы. Вокруг памятника, по всему диаметру, установлена лавочка.


Их едят, а они глядят.

Авторы памятника – Василий и Полина Горубновы, а финансировала проект местная страховая компания. Она приурочила его открытие к своему 20-летию и Дню города.


Грибы с глазами - рязанская достопримечательность и одновременно место отдыха.

4. Конь в пальто

На вопрос: «Кто?» часто можно услышать шутливое: «Конь в пальто». Это старое выражение до сих пор настолько популярно, что в России существует немало памятников этому самому Коню.

Один можно увидеть в Сочи на Театральной улице. Конь с трубкой в зубах и бокалом вина в руке (вернее, в копыте) сидит на лавочке, закинув ногу на ногу. Известный скульптор Акоп Халафян смастерил его из обычного металлолома. Прохожие по традиции часто бросают Коню в бокал мелочь – на удачу.


Курортный Конь в пальто разве мог выглядеть как-то иначе?

А вот такой «Конь в пальто» стоит в екатеринбургском парке отдыха им. Маяковского


Это лишь один из бесчисленного количества Коней в пальто, появившихся в разных городах нашей страны.

Выражение «сдать хвосты» или «нет хвостов», известное всем студентам, в Туле приняло вполне реальную форму. Небольшого размера бронзовая ящерка с «обрезанным» хвостом держит в руках зачетку и монеты. Автором этой креативной идеи стал местный предприниматель и бывший студент Тульского государственного университета (ранее – политеха) Игорь Золотов. Проект он назвал «Хвостов.Net». В это же время в Туле стала выходить и одноименная студенческая газета.


Ящерица помогает сдать экзамены и зачеты.

Чтобы успешно сдать свои студенческие «хвосты», нужно потереть у фигурки зачетку и бросить монетку. Памятник породил и другие приметы – считается, что он помогает и в поиске хорошей работы, и даже сулит счастье в личной жизни студентам-молодоженам, если они принесут ящерке цветы.


Хвоста нет - и это хорошо!

6. «Сдать на шару…»

Известное русское выражение «на шару», которое когда-то воспринималось как «бесплатно, на халяву», при сдаче экзаменов у студентов быстро приняло другой смысл. И выражение это у братьев-славян интернационально. Например, в украинском Харькове в помощь беспечным студентам установили памятник Шаре. По мнению авторов, Шара – это обычный шар. Перед «мячиком» нужно загадать желание – и тогда, говорят, проблем со сдачей экзаменов не будет.


Шара в Харькове - в помощь студентам.

Интересно, что практически такой же шар есть и в Севастополе, в студгородке государственного университета. Говорят, его установили студенты еще во второй половине прошлого века, а внутри шара спрятаны бутылка шампанского и шпаргалки. По традиции, после успешной сдачи студент СевГУ должен ополоснуть памятник этим шипучим напитком либо пивом, иначе в следующий раз ему не повезет.


Шара в Севастополе.

7. Пермяк-соленые уши

В центре Перми возле гостиницы «Прикамье» с 2006 года стоит памятник, который иллюстрирует русскую поговорку: «Пермяк – солены уши». Сейчас она уже не так распространена, а вот в старые времена ее знали во всех уголках России. Почему же пермяков так называли? Выражение пошло от того, что рабочие местных соляных приисков носили мешки с солью на спине и, просыпаясь, она попадала им на уши. Соль, добываемая в верховьях Камы, ценилась во всей России, а ее продавцы часто слышали в свой адрес это расхожее выражение и никогда не обижались.


Пермяки никогда не обижались на это прозвище.

Памятник, придуманный скульптором Рустамом Исмагиловым, представляет собой изображение зеркала с ушами. В него можно вставить голову и сфотографироваться. Напротив даже установлена соответствующая скульптура – бронзовый фотограф со старинным фотоаппаратом.


Из этой поговорки сделали целую скульптурную композицию.

8. Сидорова Коза

Фразеологизм «ругать, как Сидорову козу» или «лупить, как Сидорову козу» до сих пор в ходу, а вот гипотез о его происхождении немало. По одной, например, он пошел от того, что в старину сидорами называли злобных, скупых купцов. По другой, выражение появилось от восточного «садар каза» – так звучал жестокий приговор мусульманского судьи, который обычно подразумевал избиение провинившегося палками.

С недавних пор в Нижнем Новгороде в центре города есть памятник Козе-Дерезе, который местные жители также именуют «Сидорова Коза». Возле симпатичной козочки прохожие часто загадывают желания. Как правило, при этом они трут ей спинку или рога.


Cидорова Коза в Нижнем не бита, а всеми любима.

Скульптуру также называют «Веселая Коза» – по названию ежегодного фестиваля театральных капустников, который проводят в городе еще с 1993 года.


Конь в пальто может быть разным. Конь в пальто как обычный конь, только в пальто. Конь в пальто может быть грустным:

текст при наведении

Он может быть веселым и даже курить трубку:

текст при наведении

Еще конь в пальто является призом за всестороннесть:

текст при наведении

А вообще, конь в пальто- это конь деда Пихто, на которого тот надел пальто:

текст при наведении


Будто словно ни кто

Хоть ко всем, без различий - к каждому

Конь приходит по делу важному.

Кони они как и лошади - люди

Может сам "конь в пальто" я буду!

P.S. Ход конем без пальто дело смелое,

Без пальто плохо всем в зиму белую!


А ведь коню другое и не надобно:

Он и пальто надел лишь для того,

Чтобы поговорить о том: "Ну кто есть кто?")

И в диалоге(иль многоголосьи),

Вдруг оказалось, что пальто не сбросишь,

Открылась тайна скрытая доселе!

Пальто одеть-не надо много канители,

Но, так бывает и сейчас:

Конь, он и без пальто, всё конь,

А кто-то и в пальто. всё он)))

Мораль нехитрая: пальто лишь часть одежды,

А не единственный оплот надежды,

Коль даже конь искусством надеванья овладел)

текст при наведении


Конь в пальто - это очень известный конь, которого знают все - от мала до велика. О нем говорят тысячи, да что уж там говорить, миллионы людей! А потому слава и популярность сделали его таким:

текст при наведении

текст при наведении

Ему пытаются подражать многие кони, чтобы тоже хоть как-то привлечь к себе внимание людей. Они делают это разными способами.

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

текст при наведении

Поэтому современные кони выбрали другое направление. Они не хотят быть такими же, как Конь в пальто, выбирая другой имидж:

текст при наведении


Для меня конь в пальто - это тот, которого я меньше всего хочу видеть в данную минуту. Я люблю лошадей, но когда они одевают пальто, становятся на себя непохожими, включают дурака, делают вид, что работать - это ни их конячее дело. Есть в моем окружении пара коней в пальто.



Вот он Конь в пальто..)) Спрятал все свое достоинство..))

текст при наведении


Лично я с самого детства представлял себе данного любопытного персонажа примерно так:


Интеллигентный, даже несколько аристократичный. С высокими, изысканными манерами обязательно!

С определённым шармом и изрядной долей королевского изящества. Прямо-таки, английский сэр.

А вообще, зачастую и подумать не успеваешь как он выглядит после такой реплики.

- Кто, кто?? Да конь в пальто!

Значит мы кому-то изрядно поднадоели и отвечать на вопрос "кто?" не хотят..

А потом уже и не хочется его заново задавать. Настроение не то совсем! И конь в голове появляется лишь моментом. Проскакивает себе и никто его не видывал ни разу..

Вот такой он, родной брат сферического коня в вакууме.

Конь в пальто́ — памятник знаменитому герою русской поговорки, установленный в июне 2007 года в центре Сочи и олицетворяющий анекдотичный образ, фигурирующий в присказке: «Кто, кто? Конь в пальто!»

Автор памятника — сочинский скульптор Акоп Халафян.


Содержание

Описание памятника

Вальяжный конь в дорогом английском пальто, с чашей вина в левом копыте и фирменной трубкой в прокуренных лошадиных зубах, сидит, вытянув передние конечности. Конь улыбается широкой лошадиной улыбкой: жизнь, мол, удалась !

Расположение

История создания

Скульптура изготовлена в 2007 году всего за несколько дней сочинским скульптором Акопом Халафяном. Памятник создан с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата из куска водопроводной трубы большого диаметра из чёрного металла весом более 80 кг.

Изготовление произведения обошлось в 120 тысяч рублей. Финансирование взял на себя один из сочинских меценатов.

Памятник куплен городом Сочи.

Железные скульптуры автора

В городе Сочи установлены:

  • Коза и страусы
  • Квартет (скульптура, Сочи)
  • Бременские музыканты (скульптура, Сочи)

Ссылки

  • Ход скульптурным конём // Метро.- № 80(1410).- вторник, 26 июня 2007.- с.12.
  • В Сочи появился памятник Коню в пальто

Герб Сочи

Сочинский дендрарий | Парк «Ривьера» | Тисо-Самшитовая роща | Парк «Южные культуры» | Парк имени Фрунзе | Адлерский парк | Хостинский парк | Лазаревский парк | Юбилейный лесопарк | Лунапарк | Комсомольский сквер | Пушкинский сквер | Сад российско-японской дружбы | Парк имени Бестужева-Марлинского | Сквер имени Одоевского | Ленинский сквер | Мацестинский лесопарк | Мамайский лесопарк | Лесопарк имени Ленина | Дендропарк «Белые ночи» | Лазаревский лесопарк | Сочинский национальный парк | Сад-Музей «Дерево Дружбы»

Приморская беседка в Сочи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Конь блед
  • Конь в пальто (Сочи)

Смотреть что такое "Конь в пальто" в других словарях:

Пальто - получить на Академике актуальный промокод на скидку Aizel или выгодно пальто купить с дисконтом на распродаже в Aizel

Конь в пальто. 1 — Прост. Шутл. Ответ на вопрос «Кто?» Вахитов 2003, 83. 2. Жарг. мол. Шутл. Незваный гость. Максимов, 195. 3. Жарг. мол. Шутл. Должностное лицо. Максимов, 195. 4. Жарг. мол. Презр. Грубая, нескладная, неаккуратная девушка. Максимов, 195 … Большой словарь русских поговорок

Конь в пальто (Сочи) — Конь в пальто памятник знаменитому герою русской поговорки, установленный в июне 2007 года в центре Сочи и олицетворяющий анекдотичный образ, фигурирующий в присказке: «Кто, кто? Конь в пальто!» Автор памятника сочинский скульптор Акоп Халафян … Википедия

Конь в пальто (памятник) — Памятник Конь в пальто Местоположение Сочи Скульптор Акоп Халафян … Википедия

Конь — (в древности также комонь): Содержание 1 Животное 2 Астрономия 3 Спорт 4 Архитектура … Википедия

КОНЬ — Бывать (быть) и на коне, и под конём. Волг., Пск., Сиб. Многое испытать, приобрести опыт в жизни. Глухов 1988, 8; СРНГ 2, 228; ФСС, 20. Загнуть, что на добром коне не объедешь (не увезёшь). Сиб. Неодобр. или Ирон. Наговорить много… … Большой словарь русских поговорок

пальто — см.: Конь в кожаном пальто … Словарь русского арго

Конь в кожаном пальто — ирон. ответ на вопрос «кто?» … Словарь русского арго

Кто-кто?! Хуй (конь) в (кожаном) пальто! — Раздражённый ответ на вопрос о личности стоящего за дверью либо переспрашивание о ком то, упоминаемом в разговоре … Словарь народной фразеологии

Комонь — Конь (в древности также комонь): Конь взрослый самец лошади; иногда лошадь вообще, безотносительно к полу (особенно во множественном числе); среди коневодов и спортсменов конников в настоящее время встречается использование слова «конь» вместо… … Википедия

Дед Пихто — Дед Пихто персонаж русского диалогического фразеологизма (присловия, ответной фразеореплики), постепенно проникающий в массовую культуру. Содержание 1 Происхождение и первоначальная семантика имени … Википедия

Alexey Morozov" > Памятник «Конь в пальто» в Сочи
Рейтинг TripAdvisor - 4.0
182 отзыва
Автобус ост. «Театральная», № 1, 2, 3, 14, 18, 22, 23, 103, 105, 105с, 113, 120, 121, 124С, 125, 125П, 125с, 180.
Маршрутное такси ост. «Театральная», № 19, 37, 38, 41, 43, 45, 47, 83, 86, 87, 92, 94, 95, 98, 122.

Городская скульптура «Конь в пальто» — памятник в честь анекдотического образа из русской поговорки — шутливого ответа на раздражающий вопрос: «Кто, кто? Конь в пальто!». Но сочинский конь — не просто «Конь в пальто», он — настоящий аристократ. Вальяжно попивая вино, конь одет как английский джентльмен: пальто, котелок, трубка в зубах.

Фигура сидящего на металлическом кресле коня изготовлена из широкой водопроводной трубы весом свыше 80 кг. Мелкие детали и аксессуары выполнены отдельно, а затем собраны и сварены в единую композицию. Средства на создание памятника выделил один из сочинских меценатов, а затем памятник был выкуплен городскими властями и теперь является собственностью курорта.

Памятник «Конь в пальто» в Сочи

История изготовления памятника

Неординарная скульптура появилась на черноморском курорте в разгар туристического сезона — установлена в июне 2007 года на Театральной улице у перекрестка с улицей Орджоникидзе и пешеходного перехода.

Автор этого веселого памятника — А. А. Халафян, создавший также и другие популярные городские скульптуры, в настоящее время украшающие улицы Сочи, Таганрога, Липецка, Армавира.

Железной скульптурой мастер увлекался давно. У здания Художественного музея Сочи можно увидеть впечатляющую коллекцию произведений скульптора: «Бременские музыканты», «Осел, собака, кот и человек», «Квартет».

Одна из версий появлений памятника именно у здания прокуратуры гласит о том, что приставы часто жаловались: «Мы приходим в прокуратуру, стучим в двери и нас постоянно спрашивают: «Кто?». Приставам надоело представляться и они стали отвечать «Конь в пальто». Впрочем, сами муниципальные работники эту версию не подтверждают, хотя и не опровергают.

Другая версия повествует о том, что автора памятника вдохновила супруга. Его жена частенько любила повторять: «Кто-кто? Конь в пальто!». Услышав в очередной раз эту фразу, скульптор отправился в мастерскую и изготовил мифического персонажа из подручных средств: куска водопроводной трубы, молота и кузнечного горна.

Памятник «Конь в пальто» в Сочи

Конь из поговорки изображен эдаким весьма уверенным в себе улыбающимся франтом: в шляпе и пальто в английском стиле, с трубкой в зубах, левая задняя нога закинута на правую, в левом переднем копыте — винный бокал.

Со скульптурой любят фотографироваться туристы и горожане. И хотя многие по привычке бросают в бокал коня монетки на счастье, это противоречит авторской задумке. Скульптор поясняет, что конь не просит милостыню, и «пьет вино за Ваше здоровье».

Происхождение фразы «Конь в пальто»

Популярное русское выражение «Конь в пальто», по версии некоторых исследований, происходит от традиции извозчиков укрывать своих коней овчинными тулупами или пальто — в холодные зимы в ночное время извозчики подолгу простаивали на месте. Часто случалось, что какой-нибудь вор после преступления брал такой экипаж, и на вопрос полиции: «Кто же скрылся с места преступления?», местные отвечали: «Конь в пальто», так как они действительно не могли никого разглядеть в темноте, кроме коней, укрытых теплыми тулупами.

Памятник «Конь в пальто» в Сочи

Как добраться до памятника «Конь в пальто» в Сочи

Ближайшая к памятнику остановка общественного транспорта — «Театральная», находится примерно в 150 метрах от скульптуры. Доехать до «Театральной» можно на автобусах № 1, 2, 3, 14, 18, 22, 23, 103, 105, 105с, 113, 120, 121, 124С, 125, 125П, 125с, 180; маршрутках № 19, 37, 38, 41, 43, 45, 47, 83, 86, 87, 92, 94, 95, 98, 122.

Недалеко до популярного памятника (один квартал пешком) и от остановки «Зимний театр», расположенной на другом конце Театральной улицы (со стороны берега). До Зимнего театра едет только автобус № 18.

Транспорт до театральной улицы и памятника коню в пальто с ЖД вокзала и автовокзала Сочи — автобус № 105, 105с, 124С, 125с. Поездка занимает около 20 минут.

Из отдаленных курортных уголков Сочи удобно добираться на пригородных электричках — особенно в высокий сезон, когда на дорогах выстраиваются километровые пробки.

Пешком до памятника недалеко от Приморской улицы — популярного места курортного променада — и расположенных вдоль нее общедоступных пляжей. К тому же во время такой прогулки можно успеть отчасти познакомиться с архитектурой города и увидеть другие памятные места и достопримечательности.

Такси

На главном курорте России функционирует множество служб такси. Но, как и в остальных крупных городах, выгоднее пользоваться специальными приложениями для мобильных телефонов для заказа автомобиля с частным водителем. В Сочи вызвать такси можно с помощью приложений: Uber, Gett, Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси.

Сочинский «Конь в пальто» на панорамах Google Maps — вид с перехода по ул. Театральной

Любительское видео о сочинском памятнике «Конь в пальто»

Конечно, мы все хорошо знаем, что есть такой вот восточный календарь, и по нему 2014 год был «годом лошади». Сейчас у нас «год обезьяны», но по той роли, что сыграла обезьяна в истории человечества, она даже близко рядом с лошадью не стояла, хотя во многом похожа на нас. Ну, а лошадь мы поминаем очень часто, хотя в нашей современной жизни она большой роли уже не играет. Есть и выражение «конь в пальто», что соответствует действительности, потому что коней было издавна принято одевать в попоны для защиты от холода. А вот когда появились первые попоны и для чего они предназначались?

«Конь в пальто»

Рыцари на конях и все «закованы в латы». Артиллерийский музей в С. Петербурге.

Интересно, что нет древних изображений, свидетельствующих, что древние греки либо римляне прикрывали лошадей матерчатыми попонами. Зато есть древнеегипетские памятники (росписи и барельефы), на которых лошади, запряженные в колесницы, покрыты легкой наспинной попоной. Вряд ли у них была какая-то иная функция, кроме… опознавательной. Мол, на такой колеснице едет царь!


Там же. Эти же рыцари и… как замечательно выполнены их доспехи!

Сарматы – соперники скифов относительно всего, что касается военного дела, начиная с длинных мечей и тяжелых копий, и заканчивая… конскими доспехами, наверное, были первыми, кто сообразил, что для защиты от стрел коней своих следует одевать в панцири из металлических чешуек. Впрочем, еще греческий историк Ксенофонт написал о всадниках-персах, с которыми лично ему пришлось сражаться, как о воинах, облаченных в доспехи и имеющих «особые доспехи», прикрывавшие грудь и голову их коней. В своей «Киропедии» он писал, что видел воинов в одинаковой одежде пурпурного цвета (вот она – древнейшая униформа!), в доспехах из бронзы и шлемах с белыми плюмажами… Вооружение их состояло из короткого меча и пары дротиков. Лошади же их имели бронзовые нагрудники и наголовники.


Миниатюра из «Библии Мациевского». Середина XIII в. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Когда с сарматами столкнулись римляне, они… также переняли их вооружение (на всякий случай!), но популярными конские доспехи у них все равно не стали. Хотя известно, в 175 г. н.э. император Марк Аврелий отправил в Британию целый «полк» сарматских катафрактов. Существует и изображение такого всадника из Дура-Европос в Сирии и там же была найдена его конская попона из металлической чешуи. Но вот что интересно. Хотя римляне и потерпели несколько поражений от всадников, восседающих на «панцирных лошадях», они их не слишком-то уважали, о чем говорит их название – клибанарии, происходящее от латинского слова клибанус – особой железной печки для хлеба, похожей на известную нам печку-буржуйку. То есть для них это были «воины-печки»!


Презренный Гюг де Бов спасается бегством с поля битвы при Бувине, 1214 г., и получает стрелу в круп коня! «Большая хроника» Матвея Парижского, ок. 1250 г. Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кембридж.

Ну, а потом наступил период всеобщего упадка и социальной неразберихи и для того, чтобы одевать коней, у людей просто не осталось материальных возможностей – как говорится выживали по принципу: «не до жиру, быть бы живу!»


«Романс об Александре», стр. 43, 1338 – 1344 гг. Бодлеанская библиотека Оксфордского университета. Обратите внимание, что конская попона всадника состоит их двух половин.

Нет никаких попон и на известной «вышивке из Байё». То есть всадники в кольчугах и с каплевидными щитами на ней есть, а вот кони у них у всех «голые» и, значит, в битве при Гастингсе 1066 года они не участвовали.

Ну, если судить по тому, что в 1170 году написал некий рыцарь Анаут Гуилхем де Маршан, то и попона рыцарского коня, и седло, и его щит, и длинный вымпел на копье - все должно было служить рыцарю вместо «паспорта»! Конечно, тканые попоны вне всяких сомнений должны была защищать коня от непогоды, но особых защитных функций они не имели. То есть прошло сто лет и… попоны появились! Но цель была своеобразная: показать свой герб всеми возможными средствами. «Псалтырь Латрелла» 1349 года показывает нам английского рыцаря Джеффри Латрелла, у которого абсолютно все его снаряжение имеет на себе рисунок его герба. Причем герб изображен и на платьях его жены и дочери, которые подают ему шлем и щит. Причем можно подсчитать, что герб его повторяется 17 раз! То есть, значит, так было. И никого это не смущало.


Известная миниатюра из «Псалтири Латтрелла» – впечатляющего образца иллюминированных рукописей средневековья. Ок. 1330-1340. Роспись по пергаменту. 36 х 25 см. Библиотека Британского музея, Лондон.

Что до доспехов, то уже с конца XII в. в Европе на голову коня стали надевать наглавник: вначале кожаный (известный со времен Рима), а затем и металлический (также известный еще римлянам и, в первую очередь, участникам состязаний «хиппика гимнасия»), и очень часто украшали его так же, как и шлем самого всадника. Во французском документе 1302 года отмечается наличие доспехов, называвшихся бард и капаризон, о которых известно, что они были и стегаными, и также набивными, а еще тогда уже была известна конская броня, сделанная из кольчуги. Наглавник мог быть и кольчужным, и кожаным, и что интересно, кожаный наглавник тогда даже золотили! Вполне возможно, что и стеганые попоны, и набивные в то время самостоятельным средством защиты уже никто не считал, а применять их могли в качестве подкладки под кольчужную «ткань». Ну, а самый ранний образец конских пластинчатых доспехов датируется 1338 годом, хотя не ясно, что это был за доспех.


Рыцарь Генрих фон Бреслау. «Манесский кодекс» из библиотеки Гейдельбергского университета, ок. 1300 г.

На Востоке кони тоже имели свои «пальто». И даже раньше, чем в Европе. В Иране уже в 620 году лошади несли на себе броню из кольчуги, а у китайских всадников на лошадях стеганые защитные панцири появились ещё до гуннского вторжения в Европу. Панцири были и на конях у тяжеловооруженных всадников конницы византийцев, и у их заклятых противников арабов. Причем у арабов они упоминаются еще при жизни пророка Мухаммеда, очень многое заимствовавшего у…персов!


«Минучихр убивает отступающих туранцев». Миниатюра из поэмы «Шахнамэ», тебризская школа, первая половина XIV века. Библиотека музея Топкапы, Стамбул.

Многие средневековые авторы описывают пятичастные конские доспехи воинов Бату-хана. Ну, а что касается собственно рыцарей, то именно под знойным солнцем Палестины они оценили по достоинству не только восточный шербет, массаж и знаменитую турецкую баню, но и широкие свободные одежды, закрывающие сверху доспехи, и конские попоны, защищающие лошадей и от жары, и от раздражающих животных насекомых.

Интересно, что в Персии на миниатюрах конской брони мы не увидим до 1340 года, хотя известно, что она там была даже в 920 году. Но зато после ее изображения встречаются сплошь и рядом, что позволяет говорить о том, что в начале XV в. около 50 процентов всадников имели подобную броню. У персов доспехи были разных типов, но в них кольчуга, как в Индии, не использовалась. Сама их конструкция была традиционной: нашейник, нагрудник, две боковые пластины и накрупник. Открытыми оставались только ноздри, уши и, разумеется, ноги. Известны доспехи одного цвета, в чем проявлялось стремление к единообразию, которое можно рассматривать как некое подобие военной формы наряду с красными плащами спартанцев и туниками римских центурионов. Применялись иранцами и попоны из «стеганого шелка», которые есть на иллюстрациях 1420 года. Однако реально доспехи, которые в музеях отнесены к «персидским» или «турецким», невозможно идентифицировать, так как они очень часто меняли своих хозяев. Их покупали, их продавали, они были частью военной добычи. Поэтому и весь комплект, целиком или отдельные его части, вполне могли совершать длительные «турне» по странам мусульманского Востока! Ну, а количество всадников на «панцирных лошадях» было где-то в пропорции один такой всадник на 50 – 60 всадников «бездоспешных», то есть не очень высоким.

В Индии весьма популярны конские доспехи были вплоть до XVII в. Во всяком случае, Афанасий Никитин видел там конницу, «целиком облаченную в доспехи», при этом он не упустил из вида такую деталь, как конские маски, отделанные серебром, а еще написал, что «у большинства (они) позолочены». Конские попоны, которые он видел, были из цветного шелка, вельвета, сатина и… «ткани из Дамаска».


Лошадь в стеганой попоне и наглавнике. Рис. А. Шепса

Интересно, судя по миниатюрам, то в Персии уже в начале ХV в. примерно половина всех всадников, что на них изображены, имеют на лошадях доспехи. В армии Великих Моголов (судя по миниатюрам 1656 – 1657 гг.) также присутствовали такие всадники.


Лошадь, рыцаря покрытая кольчужной броней. Начало XIV в. Рис. А Шепса.

В Европе важную роль в процессе развития конского доспеха сыграла Столетняя война, показавшая явное превосходство лука и арбалета над популярной в то время многослойной кольчужно-пластинчатой броней. Уж очень дорогими были тогда рыцарские кони, чтобы вот так запросто подставлять их под выстрелы простолюдинов, вот их и начали защищать! Поэтому не стоит удивляться, что если доспехи самого рыцаря в основном должны были защитить его от копий и мечей, то доспехи коня – от стрел. И главным образом… падавших сверху! Ведь лучники выпускали их не прямо в цель (как в кино!), т.е. целясь в голову и грудь лошади, а посылали их в небо по крутой траектории так, что они затем падали бы на всадников и их коней сверху, поражая коней в круп, в шею в области гривы. Именно поэтому эти части тела и «бронировались» вплоть до полного исчезновения доспехов, хотя нагрудными латами мастера-оружейники тоже не пренебрегали.


Конский доспех, включающий критнет, пейтраль и круппер. Музей истории искусств, Вена.

В ХV и XVI вв. появились уже вовсе сплошные цельнокованые латы из металлических пластин вроде тех, в которых сражались сами рыцари. Как правило, ими закрывали у лошади все тело, включая и шею, и круп. Большие поверхности из металла украшались позолотой и чеканкой, а рисунки для нее делали многие великие художники своего времени. Понятно, что эти латы, плюс латы всадника, были так тяжелы, что выносить такую тяжесть могли лишь только самые сильные кони, стоимость которых (как и стоимость доспехов!) составляла целое состояние!


Замок Варвик – средневековый замок, расположенный в городе Варвик (графство Йоркшир в центральной Англии): рыцарь на коне и оба в доспехах.

Зато в Японии самураи лишь в редких случаях использовали бронированную «одежду» для своих коней. Ну и понятно почему. Ведь большая часть территории Японии покрыта горами (75% площади!), большая часть которых поросла лесом, и там требовались небольшие резвые лошадки, чтобы скакать по горным тропинкам, а не тяжелые рыцарские кони, подобные европейским, способные везти большой груз, но только лишь по ровному месту. Вот почему конская броня в Японии так и не прижилась, также как и щиты, которые самураям в силу специфики их вооружения были не нужны!


Св. Христофор. Роспись XVI в. на стене собора в Свияжске. Фото автора.

Интересно, что если речь зашла у нас про «одетых коней», то самым известным «конем», одетым в чешуйчатые доспехи, нужно будет признать… Св. Христофора, имевшего по воле Господа… конскую голову! Ну, а в доспехах и с мечом в руке его изобразили живописцы Ивана Грозного на стене храма на острове Свияжске, неподалеку от Казани. Ну, а в нашу современную эпоху конские попоны остались разве что только у редких извозчиков.

Читайте также: