Какая порода лошадей была у казаков

Опубликовано: 25.03.2024

Клинская казачья община

Традиции и обычаи

  • Казачья слава
  • Казачьи чины
  • Казачьи обычаи
  • Казачьи символы
  • Боевые заветы
  • Воспитание казака
  • Книги
  • Видео
  • Песни

Документы

  • МОКО СКР
  • КГКО МОКО СКР

Последние новости

Рождество в центре "Согласие"

Клинской казачьей общине 10 лет!

Фильм о жизни Клинской казачьей общины

Соглашение о стратегическом сотрудничестве и взаимодействии …

Поддержание порядка

Клинские казаки возложили венки к мемориалу погибшим войнам …

12 мая 1570 года – дата основания Донского казачества

Казаки во время Великой Отечественной Войны

Поздравление заместителя Верховного Атамана СКВРиЗ в ЦФО В.А…

Поздравление верховного Атамана СКВРиЗ Дьяконова Н.Л. со Све…

Масленица началась в усадьбе Демьяново

Открытие масленичной недели

Клинские казаки провели соревнования по рубке

Казаки СКВРиЗ Центрального федерального округа получили знам…

Право на воссоединение всех коренных народов России

7 русских пород коней (фото)

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко. Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Донская лошадь


Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции. Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».


Орловский рысак


Создатель этой породы — граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русская верховая


Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно. Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу 19-го века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.


Русский рысак



Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале 20-го века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской. Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков. За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.



Русский тяжеловоз



Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

Вятская лошадь



В «Мёртвых душах» Гоголь сравнивает со спинами вятских приземистых лошадей спину Собакевича. Вятская лошадь – одна из примитивных пород, то есть, пород, появившихся в результате естественного отбора, а не селекции. Вятская лошадь – житель лесной. Появилась она, по одним версиям, при Петре Первом, по другим, и вовсе в 14-м веке. До появления орловских рысаков считалась лучшей упряжной породой. В русских тройках используются в качестве упряжных. Вятские лошади способны бегать по глубокому снегу и, обладая спокойным нравом, не боятся детей.


Башкирская лошадь



Ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой. Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

Григорий Саблин

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//

"Казак - Богу свеча, Отечеству - слуга"

Донская - одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками.


Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.

Кони наших дедов

Истоки донской породы - на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки, выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем татары смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.

История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, - такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.

Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти - и придали ее экстерьеру своеобразие и нарядность. С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, орлово-ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.


В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. На период случки в табуны назначались жеребцы из числа особо отличившихся на военной службе или ценных трофейных. Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Эти места приходилось отвоевывать у кочевников. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах атаман Платов, затем появились заводы Иловайских, Серикова, Кутейникова, Янова и многие другие. Росту их числа и поголовья способствовало положение о безвозмездном и неограниченном использовании под коневодство задонских степей, принадлежащих Войску Донскому. Однако формы содержания лошадей были крайне примитивными, действовал жесточайший естественный отбор.

В 1835 году «Войсковым положением» правила предоставления земельных участков были изменены. На 500 голов табуна предоставлялся участок в 1,5 версты вдоль реки и 5 верст в глубину степи. Была установлена арендная плата за одну лошадь - 15 копеек серебром в год. Теперь коневодство стало выгодным в основном крупным коннозаводчикам, располагавшим большими средствами, но такое положение способствовало качественному улучшению донской лошади.

В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл.

Новые правила о донском частном коннозаводстве, появившиеся в 1877 году, способствовали наплыву на Дон торгового капитала. Заводы казачьего дворянства начинают переходить к новым владельцам, бывшим ремонтерам, торговцам лошадьми и скотом. Появляются заводы Корольковых, Пишванова, Подкопаева, Букреева. Идет бурный рост конского поголовья. В 1910 году численность маток в Задонье составляла 32 тысячи голов.


Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.

Войны и революции полностью разрушили и задонское, и станичное коневодство. От многотысячных табунов осталось лишь несколько сотен полуодичавших лошадей. К восстановлению донского коннозаводства приступили в конце 1920 года, но лишь через четыре года удалось собрать маточный состав для военных конных заводов. Никаких племенных записей, конечно, не сохранилось. Происхождение лошадей устанавливали путем опроса, по таврам бывших коннозаводчиков, ориентируясь по выраженности типа породы. После сортировки и типизации поголовья в 1926 году было сформировано 6 крупных конных заводов. Поголовье донских лошадей было сосредоточено в конном заводе им. Буденного. Небольшая группа маток некоторое время находилась в конезаводе им. Первой Конной армии. По состоянию на 1 января 1929 года маток донской породы было всего 209 голов!

Племенных жеребцов осталось очень мало, приходилось работать с тем, что было. Однако продуманное использование имевшихся производителей позволило заложить линии, которые существуют в породе и поныне. Так, современная линия Боливара восходит к золотисто-рыжему Буяну, рожденному в 1916 году в конном заводе С.Воеводина, основатель другой линии Барвинок - потомок рожденного в 1918 году золотисто-бурого Бордо. Большинство жеребцов-продолжателей линий родилось в конезаводе им. Буденного. А вот продолжателей линий Забавника I и Челна получил коннозаводчик П.Л.Лопаткин, который в период столыпинских реформ ушел с Дона в Киргизию вместе со всем своим имуществом. Во время национализации он передал государству все племенное поголовье лошадей и овец. Лопаткинские лошади стали основой Нарынского конезавода, а потом были переведены в Иссык-Кульский завод.

И все же на первых порах донской породе страшно не повезло. В среде кавалеристов, а в военных конных заводах их было немало, большой популярностью пользовались английские чистокровные и полукровные лошади. Донских лошадей стали рассматривать лишь как сырье для получения полукровок. Лучшие донские кобылы крылись жеребцами чистокровной верховой породы, донские жеребцы использовались на беспородных ремонтных кобылах. К счастью, этот процесс успели вовремя остановить. С 1930 года отношение к донской породе круто меняется: приоритетным направлением в работе с ней становится чистопородное разведение.

Однако маятник качнулся в противоположную сторону: чистопородность стали возводить в абсолют. Для донской породы это, как и любая крайность, могло оказаться не меньшим бедствием. Отсекался ценный генофонд: ведь многие из лучших донских кобыл почти весь приплод оставили от чистокровных или полукровных жеребцов. Возвращать этот генофонд в донскую породу приходилось путем возвратного скрещивания с донскими жеребцами. Лошадей с 1/4 крови по чистокровной верховой породе на первых порах отнесли к буденновской породе. После некоторого колебания в донскую породу все же допустили лошадей с 1/8 английской крови, и опыт последующей работы подтвердил правильность такого решения.


Первый том Государственной племенной книги лошадей донской породы, составленный А.Ф.Басовым, был издан в 1934 году. В 1939 году выходит книга Л.В.Каштанова «Донская лошадь»: в ней тогдашний начкон конезавода им. Буденного подробно излагает историю возникновения и развития донского коневодства, дает характеристику состояния донской породы на тот период и намечает пути ее дальнейшего развития.

Уже в довоенные годы начался достаточно быстрый рост численности породы сначала в Ростовской области, а затем и в прилегающих южных и юго-восточных регионах европейской части России, в Казахстане и Киргизии. К концу 40-х - началу 50-х годов донских лошадей разводили уже в 32 конных заводах. Дончаки проявили удивительную способность к акклиматизации в различных условиях, от южнорусских степей до предгорий Тянь-Шаня и Алтая, и стали основным улучшателями верховых рабоче-пользовательных лошадей на всей территории Советского Союза. Донская порода использовалась при выведении кустанайской, новокиргизской и кушумской пород лошадей.

Масштабное сокращение всего конского поголовья, которое произошло в середине 50-х годов, затронуло и донскую породу: большинство конных заводов было преобразовано в многоотраслевые совхозы. Некоторые из них сохранили конефермы, но уровень племенной работы, технология содержания лошадей резко ухудшились. И это при том, что дончаки находили широкий спрос как улучшатели верховых рабоче-пользовательных и табунных лошадей. К концу 50-х - началу 60-х годов донская порода по численности занимала второе место после рысаков: общее ее поголовье исчислялась сотнями тысяч. Однако количество лошадей, происхождение которых подтверждалось записями в государственных племенных книгах, было несравненно меньше. Фактически работа с породой замыкалась в четырех конных заводах: им. Буденного и Зимовниковском в Ростовской области, Иссык-Кульском в Киргизии, Луговском в Казахстане, а также нескольких племенных конефермах в Ростовской области.

Первые пять жеребцов английской чистокровной породы появились на Дону в 1813 году, в заводе атамана Платова. В течение всего XIX века количество английских производителей было невелико, невелико поэтому было и их влияние. Однако с начала XX века положение стало меняться. Дело в том, что с развитием задонского товарного коннозаводства уровень работоспособности у донских лошадей стал постепенно, но неуклонно снижаться. Коннозаводчики, отдавая должное типичности, породности и нарядности донских лошадей, отмечали у них серьезные экстерьерные недостатки. Причина проста: ни жеребцы, ни, тем более, кобылы, никак не оценивались по рабочим качествам. В этом было серьезное отличие от системы разведения в казачьих плодовых табунах, когда для воспроизводства использовались жеребцы, хорошо проявившие себя на воинской службе.

Армии же теперь требовалась лошадь более резвая, с хорошими движениями. Быстро получить такую лошадь можно было, используя скрещивания с английскими чистокровными лошадьми. Приток их на Дон резко возрос. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение. Чистокровные верховые жеребцы стояли и в Провальском войсковом конном заводе, созданном для обслуживания казачьего коневодства жеребцами-производителями. Влияние английской крови на донскую породу ограничивалось только примитивными условиями выращивания молодняка.


В начале XX века в Ростове, Новочеркасске, Великокняжеской (ныне город Пролетарск) появились скаковые общества, однако для донских лошадей испытания не носили систематического характера. Когда в 1924 году скачки на ипподроме в Ростове-на-Дону были возобновлены, цель их проведения была сформулирована четко: в племенной состав должны поступать производители и матки, не только отобранные по экстерьеру, но и проверенные по внутренним качествам.

Со временем донские лошади стали испытываться не только на Ростовском, но и на Алма-Атинском, Фрунзенском, Сальском и Чолпон-Атинском ипподромах. Этот способ выявления работоспособности донских лошадей постоянно вызывал споры, у него были и свои убежденные сторонники, и непримиримые противники. Однако многолетний опыт показал, что скачки - это практически единственный реальный способ выявления работоспособности у лошадей отечественных верховых пород. В качестве альтернативы были разработаны и дали неплохие результаты на практике другие системы тренинга и испытаний, но они не прошли проверку временем. И не потому, что они были плохи и не отвечали поставленным целям: просто ипподромная система испытаний зрелищна, имеет экономические преимущества и давние традиции в районах верхового коневодства. Благодаря селекции на основании сведений о скаковой работоспособности удалось значительно улучшить не только качество движений донских лошадей, но и строение конечностей.

Но все же состояние породы позволило к началу 60-х годов планировать ее использование в будущем, в первую очередь в массовом конном спорте, прокате, туризме. Целенаправленная племенная работа дала свои плоды. Были преодолены последствия массового скрещивания с чистокровной верховой породой. Донские лошади, выращенные в конных заводах, отличались типичностью, нарядностью, одновременно неприхотливостью и хорошим здоровьем. Они могли удовлетворить спрос и на очень крупную лошадь до 170 см в холке, и на лошадь среднего роста до 159 см в холке. Теперь сложились все предпосылки для решения следующей очень важной задачи - улучшения качества движений на всех аллюрах. С 1962 года все четыре конных завода начали работать в этом направлении и к началу 70-х уже добились положительного эффекта.

Однако сама идея использования донских лошадей в массовом конном спорте далеко не всеми была воспринята с энтузиазмом. В то время имело место скептическое отношение к использованию в спорте не только дончаков, но и буденновцев. Многие, главным образом чиновники от коневодства, видели в дончаках лишь улучшателей рабочих и табунных мясных лошадей в восточных районах СССР. Сначала, вопреки мнению специалистов конных заводов, ипподромов и ВНИИ коневодства, в 1977 году был наложен запрет на вводное скрещивание, потом начались атаки на испытания донских лошадей в гладких скачках. В конце 1983 года из Главконупра МСХ СССР поступило распоряжение о прекращении испытаний донских лошадей на ипподромах страны. Донские лошади ушли с ипподромов, а одновременно и из поля зрения всей коневодческой общественности.


После распада СССР племенное ядро породы сократилось почти в два раза. За пределами России оказались Луговской и Иссык-Кульский конезаводы. Отпал и весь восточный рынок. Впервые за многие годы конные заводы стали испытывать трудности с реализацией лошадей, что повлекло за собой сокращение донского поголовья на племенных конефермах. Так недальновидность чиновников в прошлом обернулась большими проблемами сегодня.

Современная донская лошадь обладает качествами, которые позволяют ей найти широкое применение и сегодня. Недорогая, многоцелевого назначения лошадь пока не вошла в широкий обиход нашей жизни, но первые ростки этого явления вполне ощутимы. Красивая, сильная, отзывчивая на доброе отношение, неприхотливая в содержании и кормлении, обладающая крепкой конституцией и отменным здоровьем - такой лошади легко найдется место и в детской конноспортивной школе, и в крестьянском хозяйстве, она прекрасно подойдет и для верховых прогулок, и для иппотерапии.

Донская порода - это наша гордость, наша история. Обидно, что сегодня она, как и многие другие отечественные породы, оказалась в тяжелом положении: донского коня и не найдешь нигде, кроме как непосредственно в конных заводах. Порода держится и прогрессирует лишь благодаря энтузиазму людей, причастных к ее судьбе, их острому чувству ответственности, ясному пониманию того, что время все расставит по своим местам.

Марина КИБОРТ, канд. с.-х. наук, старший научный сотрудник ВНИИ коневодства

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Конь в казачьей культуре

В течении многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.



Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.




Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.


Стати лошади: 1 — затылок; 2 — челка; 3 — подбородок; 4 — ганаш; 5 — яремный желоб; 6 — гребень шеи; 7 — шея; 8 — холка; 9 — лопатка; 10 — плечо; 11 — грудь; 12 — подплечье; 13 — локоть; 14 — запястье; 15 — пясть; 16 — путовый сустав; 17 — бабка; 18 — венчик; 19 — копыто; 20 — спина; 21 — поясница; 22 — круп; 23 — маклок; 24 — колено; 25 — голень; 26 — каштаны; 27 — скакательный сустав; 28 – плюсна.

Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.



Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.

С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови. Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта. От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.


Слова Наполеона Бонапарта о казаках:

« — надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел:

1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.

2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.

Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого.

Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали.

Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.


Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс. Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».

Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.

На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.

Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками. Борьба на конях часто встречается у тюркских народов. Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков, что роднит их с древнейшими тризнами.

В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.

Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).

karabai96

Несколько слов о казачьей лошади, методика исправления ошибок.
karabai96 31 июля, 2015


Мне достаточно часто приходилось вспоминать, одну фразу касательно казачьей лошади. "Казаки лошадей не
били", "казак на лошадь даже плохого слова не скажет". Все это как-то, резко контрастировало с колхозной реальностью, 70-80-х, годов прошлого века. Где лошадей заезжали крайне жеско и быстро. С повалами, переворотами на свечках, и с прочими неприятностями. Вопрос, где правда и что, эффективнее? Следовать старым адатам, или ориентироваться на колхозный новодел?
На самом деле ответ на этот вопрос есть. Казачья верховая езда, эта такой же стиль, верховой езды, как американский вестерн, или даже, как испанская школа верховой езды. Я уже приводил в прошлой публикации, пословицу что, "на чужом коне и со своим седлом не наскачешься", которая емко оворит о том какой была подготовка казачьей лошади. Казаки часто, умышленно, использовали такие методы и приемы подготовки лошади, которые не позволяли, другому человеку бепрепятственно сесть и ускакать на чужом коне. Это обсулавливалось основной задачей, в подготовке лошади. Подготовить, надежного, верного коня, на которого можно было положиться и при "полюваниях" т.е. длительной жизни в степи, когда казаки занимались облавными охотами и в бою и в быту. Скажем чтобы лошадь привязанную у шинка, не увел первый встречный.
Но основная задача подготовки лошади, состояла в подготовке боевого коня, способного к дальним переходам, и к стремительным набегам. Французы, впервые повстречавшие казаков, на поле боя, отмечали что, казак и его конь составляют одно целое. Заглянув в прошлое мы с вами вернемся в день сегодняшний. Насколько актуально в наше время говорить о казачьей верховой езде, как о самостоятельном виде верховой езды? Подготовка боевой лошади хотьи потеряла массовую актуальность, но не исчезла совсем. Существует конная полиция, существуют и наверное будут развиваться казачьи конные дружины. Второй аспект, этно-культурный. Казачья верховая езда есть один из столпов этнической культуры казаков. И в этом направлении тематика развития и поддержания казачьего конного, этно- спорта, выглядит как очень важная. Ведь исторический архетип казака, неразрывно связан с лошадью, с ней же связана историческая узнаваемость казачьего народа.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу подготовки лошади. Начнем с того, что казачья верховая езда, опирается на казачьи породы лошадей Т.е. не те породы, которые казаки испокон веков использовали в своих целях. К таким породам можно отнести в первую очередь, донскую породу и кабардинскую и карачаевские породы лошадей. Буденовскую лошадь, как производную от донской мы рассматривать не будем, поскольку она исторически не связна с традицией.
Чем, отличаются данные породы лошадей? В первую очередь норовом. Эти породы лошадей, наиболее близки к природе у них более развит инстинктивный аппарат нежели у спортивных лошадей. Потому работа с ними наиболее трудна, но те кто познал эти породы, говорят уже о "спортсменах", как о бездушных автоматах. И дончаки и кавказские лошади, получили еще одно название "однорукие". Т.е. эти лошади сильно привязываются к одному хозяину и очень плохо ведут себя при перепродаже. В зависимости от опыта всадника, взаимное привыкание может растянуться на месяцы и даже годы.
В прение годы, в русской кавалерии применяли палочную систему заездки, ( и людей тогда тоже воспитывали палками), в основе такой ситемы заездки, стояла задача как можно быстрее заездить лошадь и поставить её в строй. Если лошадь попадалась норовистая, то делалось это так, на лошадь наваливали два мешка с землей, перкинув трок через седло, и гоняли их до изнеможения. Потом на изможденную лошадь садидись и если на завтра, он продолжала сопротивляться то все начиналось заново. Подобная ссиистема заездки приводила к тому, что попав в полк, отъевшись и отойдя от шока, лошадь начинала бороться с человеком воспринимая его как, врага.


В старых черкасских семьях, где лошадь почитали, где не даже не ели хлеб, с поля распаханного лошадью, подход был иной. Лошадь покупали не когда, нужно было становить казака в строй, а брали либо из своего табуна, либо покупали двухлетку или третьяка, т.е. трехлетнюю лошадь. Будущий хозяин сам оповаживал, лошадь, сам водил её в степь на аракане, сам постепенно, приучал её под верх, сначала накидывая, попону, затем садяь охлюпом, а потом постепенно, лаской приучая к седлу. Это давало совсем другое качество, тандема "всадник - лошадь". Вот почему будущий красный казак Филипп Миронов, попав на Нижний Дон, понял, что он на самом деле не умеет ездить верхом.
Первая ошибка, которой почему то, гордятся, наши казаки, это ломание лошади при заездке, включая падение вместе с лошадью. На самом деле такая метода, дает самые печальные последствия. Ошибка заключается еще в том, что казачья верховая езда не возможна без своей лошади. Те "тренажеры", которые используются в джигитовке, не имеют никакого отношения к казачьей верховой езде. Это лошади, как правило с искалеченной психикой, нуждающиеся в перезаездке. Потому, то, что я пишу, касается тех кто имеет свою лошадь, а не ходит в прокат или использует клубных лошадей.


Зададимся вопросом, можнно ли восстановить доверие лошади, психика которой искалечена, неправильной работой в казачьем КСК? Да можно. Это вопрос, времени и умения. И тут мы должны вернуться к историческому опыту наших предков. Т.е. к работе в руках. Работа в руках, кажется простой, только для начинающих. Новичку кажется что, стоя на земле он избегает рисков, падения и.т.д. Да это отчасти верно. Но риски на земле куда выше! Можно получить жесткий удар ногой, лошадь может бросится на всадника! Было и такое в соседнем клубе, лошадь с искалеченной психикой набросилась на девочку, растоптала её и сломала зубами руку. Во взаимоотношениях с лошадью, только дурак расчитывает на силу. Зверь в пять- шесть центнеров весом, может сделать с вами все что, захочет не взираю на средста контроля. Потому начинать нужно с простых вещей. К примеру с прогулок в поводу. Хотя и тут бывали случаи когда лошади срывались и убегали. Самое сложное для всадника это завоевать доверие лошади. Нужно помнить, что казачьи породы лошадей, сравнимы с самими природными казаками. Чем сильнее на них давишь, тем сильнее они сопротивляются. Зачастую, такие сражения между всадником и лошадью, переходят в самоцель, в некие поединки, мол кто, сильнее. Но следует помнить, что лошадь по своей сути не хищник ине агрессор. И расслабить её добрым отношением вполне возможно. Второй аспект, казачьи породы лошадей не предназначены, для постоянного стойлового содержания. Для таких лошадей находиться в деннике 22 часа в сутки это перманентный стресс. И это тоже может быть одной из причин плохого поведения и отсутствия взаимопонимания со всадником. При потере контакта с лошадью, 80% работы должно быть перенесено на работу в руках.


При наичии прогресса, работа под седлом, прибавляется по 10% в неделю. Даже при достижении хороших результатов, отшагивание лошади в руках после работы в течении 20 - 30 мин, должно быть нормой. Всем известный Филлис, писал, что если лошадь захочет высадить всадника, то никто не усисдит в седле. Это так. Потому, всаднику, осваивающему казачью верховую езду, неплохо освоить быстрый соскок с седла, при любых объстоятельствах. Автору этих строк, один раз пришлось в ходе поездки в лесу попасть в осиный рой. Если бы не наработанный навык, соскока с седла ( а лошадь начала кружиться на месте как юла), то мне пришлось бы плохо. Потому при неадекватном поведении, лошади лучше спешиться соскоком и привести коня в чувство, нежели наслаждаться полетом из седла. То же самое можно делать если лошадь заупрямилась и не идет вперед. Нужно спешиться и провести её в поводу метров 50 или 100. Затем можно сесть и поехать.


Одним из важных моментов, работы с казачьей лошадью является выявление её положительных черт. Именно сопоставление положительных и отрицательных черт, ведет вас к дальнейшему выводу. К принятию либо выбраковке лошади. Особенно это актуально с кавказскими лошадьми, с которыми всадники бывает входят в такой клинч, что выводят лошадь к навозной куче и стреляют ей в голову. Действительно, ситуация с полным несовпадением характера всадника и лошади, могут встречаться. В таких случаях, нужно либо искать компромисс либо избавляться от лошади. Другой аспект. При проблемах, которые вы не можете решить, можно обратиться к специалистам. Если они могут, а вы нет,значит дело в вас. Не стоит забывать, что обучая лошадь, мы обучаемся сами. Опыт при работе с казачьими лошадьми бесценен. В нектором смысле он может быть использован и в работе со спортивными лошадьми. Особенно в части установления доверия. Доверие же в свою очередь основывается на лидерстве человека в тандеме, всадник - лошадь. Подобный подход может давать во истину великолепные реультаты.
Итак, что нужно сделать, чтобы восстановить доверие лошади?

1. Настройтесь на позитивный лад. Окружите себя позитивными вещами, смотрите позитивные конные фильмы и видео. Это мотивирует. Мне очень нравятся три фильма, первый это "Смелые люди", второй "Застава в горах", и третий американский фильм "Идальго". Все три фильма, о партнерских отношениях с конем.
2. Разберитесь, что не так. Почему испортились отношения.
3. Оставьте критику лошади. Лошадь это не мопед с ушами. Возможно за нежеланием сотрудничать, стоит что-то, вам не ведомое. К примеру, страх или проблемы со здоровьем.
4. Поменяйте стиль работы с лошадью. К примеру оставьте работу под седлом и рабоотайте на корде, на шамбоне и.т.д. Расслабьте лошадь.
5. Измените распорядок работы. Я к примеру замечал, что моя лошадь в 14 часов спит, и в это время работает не охотно.
6. Откажитесь от ругани, проклятий и негатива. Используйте метод кнута и пряника. За хорошее поощеряем, за плохое наказываем. Иногда есть смысл, не замечать негатива исходящего от лошади. Мой карачай, в период моих с ним "баталий", испльзовал целый арсенал борьбы сос мной. От укладывания на землю, до поддавания задом на галопе. Первоначально я всегда останавливался и наказывал его. Наказание, наказанием, а от работы получалось отлынивать. Впоследствии я изменил тактику и не стал отвечатьна его выпады. После нескольких раз они пропали.
7. Применяйте основной принцип подготовки лошади. Я его называю правила трех "П".
1. Посильность. Требования должны быть посильны возможностям лошади, как физическим, так и психологическим.
2. Последовательность. Всегда, добивайтесь своего. Но это не значит, что каждое занятие должно заканчиваться вашей победой. Иногда можно отступить, "шаг назад и два шага вперед".
3. Постоянство. Работайте по плану и постоянно не допускайте длительных перерывов. Для молодой лошади с который вы ищите контакт, оптимально работать каждый день в течении полугода.

Клинская казачья община

Традиции и обычаи

  • Казачья слава
  • Казачьи чины
  • Казачьи обычаи
  • Казачьи символы
  • Боевые заветы
  • Воспитание казака
  • Книги
  • Видео
  • Песни

Документы

  • МОКО СКР
  • КГКО МОКО СКР

Последние новости

Рождество в центре "Согласие"

Клинской казачьей общине 10 лет!

Фильм о жизни Клинской казачьей общины

Соглашение о стратегическом сотрудничестве и взаимодействии …

Поддержание порядка

Клинские казаки возложили венки к мемориалу погибшим войнам …

12 мая 1570 года – дата основания Донского казачества

Казаки во время Великой Отечественной Войны

Поздравление заместителя Верховного Атамана СКВРиЗ в ЦФО В.А…

Поздравление верховного Атамана СКВРиЗ Дьяконова Н.Л. со Све…

Масленица началась в усадьбе Демьяново

Открытие масленичной недели

Клинские казаки провели соревнования по рубке

Казаки СКВРиЗ Центрального федерального округа получили знам…

Право на воссоединение всех коренных народов России

7 русских пород коней (фото)

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко. Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Донская лошадь


Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции. Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».


Орловский рысак


Создатель этой породы — граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русская верховая


Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно. Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу 19-го века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.


Русский рысак



Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале 20-го века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской. Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков. За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.



Русский тяжеловоз



Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

Вятская лошадь



В «Мёртвых душах» Гоголь сравнивает со спинами вятских приземистых лошадей спину Собакевича. Вятская лошадь – одна из примитивных пород, то есть, пород, появившихся в результате естественного отбора, а не селекции. Вятская лошадь – житель лесной. Появилась она, по одним версиям, при Петре Первом, по другим, и вовсе в 14-м веке. До появления орловских рысаков считалась лучшей упряжной породой. В русских тройках используются в качестве упряжных. Вятские лошади способны бегать по глубокому снегу и, обладая спокойным нравом, не боятся детей.


Башкирская лошадь



Ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой. Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

Григорий Саблин

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//

"Казак - Богу свеча, Отечеству - слуга"

Читайте также: