Какие кони были запряжены в кибитку чичикова

Опубликовано: 26.04.2024

Литературная викторина по поэме И. В. Гоголя «Мертвые души». Путешествие по России с П. И. Чичиковым

Глава II. Манилов

1. Чем не могла «заманить» деревня Маниловка?

2. Где стоял господский дом?

(Одиночкой на юру, открытом всем ветрам.)

3. Что можно было увидеть на возвышении?

(2—3 клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; 5—6 берез с жиденькими вершинами; беседку; пруд; избы крестьян.)

4. Что представляла из себя беседка?

(Зеленый купол, деревянные голубые колонны; надпись: «Храм уединенного размышления».)

5. Сколько изб насчитал Чичиков? (Двести.)

6. Чего не было видно среди изб? (Зелени и растущих деревьев.)

7. Какой лес был у Манилова? (Сосновый.)

8. Тема лирического отступления в этой главе?

(Об изображении характеров большого размера.)

9. Какой словесный ярлык дает Гоголь Манилову?

(Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.)

10. Какая деталь в описании героя является преобладающей? (Сахар.)

11. Есть ли любимые занятия у Манилова? (Нет.)

12. Занимался ли Манилов ведением хозяйства? (Нет, «оно шло как-то само собою».)

13. О чем мечтал Манилов?

(Подземный ход; через пруд выстроить каменный мост, на котором были по обеим сторонам лавки, а в них купцы продавали мелкие товары для крестьян.)

14. Чего недоставало в его зале?

(В гостиной два кресла обтянуты рогожей вместо шелковой материи; в некоторых комнатах не было мебели; подсвечник медный, сломанный.)

15. Каких вопросов себе не задавали Маниловы?

(«Зачем пусто в кладовой? Зачем воровка ключница? Зачем. пьяницы слуги?»)

16. Кто, Чичиков или Манилов, первым прошел в двери?

(«Оба приятеля вошли в дверь боком».)

17. Как относится Манилов:

а) к губернатору?

(«Препочтеннейший и прелюбезнейший человек»; «обходительный и приятный человек»; «искусник»);

б) к вице-губернатору? И всем остальным?

(«Все оказались самыми достойными людьми»).

18. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)

19. По какой части «прочит» Манилов Фемистоклюса?

(По дипломатической части.)

20. Что было в кабинете Манилова?

(Табак в разных видах на столе.)

21. Что находилось на окнах?

(Горки выбитой из трубки золы, расставленные очень красивыми рядами.)

22. Знают ли Манилов или его приказчик, сколько у него умерших душ? (Нет.)

23. По какой цене были проданы мертвые души? (Отданы бесплатно.)

24. Что пообещал Чичиков привезти детям Манилова?

(Фелистоклюсу - саблю, Алкиду - барабан.)

25. О чем думал Манилов после отъезда Чичикова?

(«О благополучии дружеской жизни», о жизни с другом на берегу реки, о строительстве моста через реку, о строительстве «огромнейшего дома с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть Москву: что государь пожаловал их генералами за дружбу и еще, бог знает что такое».)

Глава III. Коробочка

1. Какие кони были запряжены в кибитку Чичикова? (Чубарый, гнедой, каурый.)

2. Как звали кучера Чичикова? (Селифан.)

3. Какой конь у Чичикова был самый ленивый? (Чубарый, пристяжной с правой стороны.)

4. Что обещал дать Селифан коням, кроме Чубарого? (Лишнюю меру овса.)

5. Какие слова были произнесены Селифаном в адрес Чубарого?

(Дурак, невежа, варвар, Бонапарт проклятый.)

6. С кем любил говорить кучер Селифан? (С хорошими людьми.)

7- Какое слово употребил Чичиков, первый раз обращаясь к Коробочке? (Матушка.)

8. Сколько собак было у Коробочки? (Четыре.)

9. Основное занятие Коробочки? (Прятать денежки по чулкам.)

10. Как зовут крепостную девку Коробочки? (Фетинья.)

11. О чем сожалела Коробочка, когда приехал Чичиков? (Нельзя покормить его - ночь.)

12. Какие фруктовые деревья были у Коробочки? (Яблони.)

13. Что выращивала Коробочка?

(Арбузы, капусту, лук, картошку, свеклу и прочие хозяйственные овощи, как говорит автор.)

14. Что она продает? (Мед, пеньку, муку.)

15. Что у Коробочки есть из живности? (Свиньи, цыплята, куры и индейки, которым нет числа.)

16. Какие избы были у крестьян?

(. «Крестьянские избы, которые, хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились, а в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где две».)

17. Что еще стояло в крестьянских дворах? (Новые телеги.)

18. Кто из полководцев был изображен на картине? (Кутузов.)

19. Сколько было крепостных у Коробочки? (Восемьдесят.)

20. Сколько человек у нее умерло (крепостных)? (Восемнадцать.)

21. Кто сгорел? (Кузнец.)

22. Какой словесный ярлык получила Коробочка от Чичикова? (Крепколобая, дубинноголовая.)

23. Что купил протопоп у Коробочки и по какой цене? (Двух девок по 100 рублей.)

24. Что умели делать девки? (Салфетки ткать.)

25. По какой цене продала Коробочка мед? (По двенадцать рублей.)

26. Что посулил Чичиков Коробочке, чего она так испугалась? (Чёрта.)

27. Чем угощала Коробочка Чичикова? (Пирог с яйцом, блины с маслом.)

28. Как звали девочку, которая показывала дорогу кучеру Селифану? Сколько ей было лет? (Пелагея, 11 лет.)

29. Как назвал Селифан девочку? (Черноногой.)

Глава IV. Ноздрев

1. Почему Чичиков остановился у трактира?

(Дать отдохнуть лошадям и самому подкрепиться.)

2. Чему позавидовал автор? (Аппетиту и желудку.)

3. Что напоминал трактир? (Русскую избу в большом размере.)

4. Что в трактире вместо двух глаз показывало четыре? (Зеркало.)

5. Что спросил поесть в трактире Чичиков? (Поросенка со сметаной и хреном.)

6. Что напоминала накрахмаленная салфетка? (Засохшую кору.)

7. Сколько зубьев было в вилке? (Два)

8. Что нельзя было поставить на стол прямо? (Солонку.)

9. Как автор называет приехавших? (Белокурый, чернявый, черномазый.)

10. С чем сравнивают бакенбарды? (Черные, как смоль, бакенбарды.)

11. Что говорится о внешности чернявого?

(Свеж, как кровь с молоком; черные густые волосы; полные румяные щеки; белые, как снег, зубы; черные, как смоль, бакенбарды.)

12. Сколько бутылок шампанского, по словам Ноздрева, выпил он? (Семнадцать.)

13. Что он решил заложить? (Ружье.)

14. Как Ноздрев называет городских чиновников? (Скряги.)

15. Какие бранные слова употребляет Ноздрев в адрес Чичикова? (Свинтус, скотовод.)

16. Как Ноздрев назвал Собакевича? (Жидомор.)

17. Что Ноздрев показал Чичикову? (Щенка.)

18. До чего у щенка он заставляет дотронуться Чичикова? (До ушей и носа.)

19. Как иногда возвращался Ноздрев домой? (С одной бакенбардой.)

20. Каким человеком был Ноздрев? (Исторический и многосторонний.)

21. На что предлагает Ноздрев меняться Чичикову? (Ружье, собака, лошадь.)

22. Что заставил Ноздрев осмотреть Чичикова у него в имении?

(Конюшню, волчонка, пруд, псарню, мельницу, кузницу и границу своего владения - столб.)

23. Сколько, по словам Ноздрева, он заплатил за жеребца? (Десять тысяч.)

24. Что увидел Чичиков в конюшне? (Козла.)

25. Кем был Ноздрев среди собак, по мнению автора? (Как отец среди семейства.)

26. Что висело на стене в кабинете Ноздрева?

(Сабля, два ружья, турецкий кинжал с надписью «мастер Савелий Сибиряков».)

27. Что еще было в кабинете Ноздрева? (Шарманка, трубки, кисет.)

28. Какую песню исполняла шарманка? («Мальбруг в поход поехал».)

29. Что продавал Ноздрев Чичикову? (Жеребца, каурую кобылу, собак, шарманку.)

30. В какую игру предложил Ноздрев сыграть Чичикову? (В шашки.)

Глава V. Собакевич

1. Чичиков думает о себе после встречи с Ноздревым: «Пропал бы, как. » Что? (Волдырь на воде.)

2. О чем заботился Чичиков? (О потомках.)

3. О чем думал Селифан? (Не накормили овсом лошадей у Ноздрева.)

4. О чем думали кони? (Одно сено нехорошо.)

5. Какое происшествие произошло на дороге с Чичиковым?

(Столкнулась коляска Чичикова с другой, в которой были старуха и 16-летняя блондинка.)

6. Кого из мужиков заставили разводить лошадей в разные стороны? (Дядя Митяй, дядя Миняй.)

7. Какие деревья росли в лесах Собакевича? (Березы и сосны.)

8. Какого цвета краской был покрашен дом Собакевича? (Красная крыша, темно-серые стены.)

9. Чего добивался зодчий при строительстве барского дома, а чего хозяин?

(Зодчий - симметрии, хозяин -удобства.)

10. От чего отказался Собакевич? (От больших окон, от колонны.)

11. Какой была решетка, окружавшая двор? (Крепкой, непомерно толстой.)

12. Из чего были построены конюшни, сараи, кухни? (Полновесные, толстые бревна.)

13. Чего не было в крестьянских избах? (Резных узоров, прочих затей.)

14. Во что был обделан колодец? (В крепкий дуб.)

15. С какими овощами сравнивает Чичиков два лица в окне? (С огурцом и тыквой.)

16. Кого напоминал Собакевич? (Медведя средней величины.)

17. Какого цвета был его фрак? (Медвежьего.)

18. Особенности одежды Собакевича? (Рукава и панталоны длинны.)

19. Отличительная черта Собакевича при ходьбе?

(Ступал вкривь и вкось и всем наступал на ноги.)

20. Каким был цвет лица Собакевича?

(Каленый, горячий, как на медном пятаке.)

21. Как трудилась природа над отделкою лица Собакевича?

(Рубила со всего плеча, хватила топором - нос и губы, большим сверлом ковырнула глаза.)

22. Каким был Собакевич? (Крепкий и на диво стачанный образ.)

23. Ворочал ли шеей Собакевич, глядел на того, с кем говорил? (Нет.)

24. С каким зверем сравнивает Чичиков Собакевича? (Медведь, совершенный медведь.)

25. Чем имя Собакевича напоминало медведя? (Михайло Семенович, так в сказках называют медведя.)

26. Кто был изображен на картинах у Собакевича?

(Молодцы, полководцы, такие толстые, с неслыханными усами; Багратион, тощий худенький; греческая героиня Бобелина с толстыми ногами.)

27. Что еще было в комнате у Собакевича? (Клетка с дроздом.)

28. Чем он напоминал Собакевича? (Темного цвета с крапинками.)

29. Как звали жену Собакевича? (Феодулия Ивановна.)

30. Какой она была? (Высокой, голову держала прямо, как пальма.)

31. Чем были вымыты ее руки? (Огуречным рассолом.)

32. Что в комнате напоминало Собакевича?

(Пузатое ореховое бюро, стол, стулья, тяжелые кресла.)

33. Какого мнения Собакевич:

а) о председателе палаты?

(Дурак, какого свет не видывал.)

б) о губернаторе?

(Первый разбойник в мире.)

в) о вице-губернаторе?

г) о полицмейстере?

(Мошенник, продаст, обманет еще и пообедает с вами.)

(Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.)

34. Вставьте пропущенные слова.

«. И потекли все в столовую; впереди их как . понеслась хозяйка».

35. Чем угощал Собакевич Чичикова?

(Щами, няней, бараньим боком с кашей, ватрушками больше тарелки, индюком (ростом с теленка), вареньем.)

36. Каким необычным вареньем угощала хозяйка Чичикова?

(Редька, варенная в меду.)

37. Сколько, по мнению Собакевича, у Плюшкина крепостных душ? (Восемьсот.)

38. Сколько просит Собакевич за умершую душу? (100 рублей.)

39. Что рассказывает Собакевич о своих умерших крепостных?

(Мастеровые или здоровые мужики; каретник Михеев - силач; Пробка Степан - плотник, очень сильный; Милушкин - кирпичник, печник; Максим Телятников - сапожник; Еремей Сорокоплехин торговал в Москве, оброк - 500 рублей.)

40. Сколько стал просить Собакевич за душу? (75 рублей, потом 50 рублей, затем 25 рублей.)

41. Какую цену дает Чичиков?

(Сначала - 8 гривен, потом 1,5 рубля, затем 2 рубля, в конце - 2,5 рубля.)

42. Как назвал Чичиков Собакевича? (Человек-кулак.)

43. Какой задаток просит Собакевич? (50 рублей.)

44. Какую сумму отдает Чичиков за мертвую душу? (25 рублей.)

45. Как назвали мужики Плюшкина? (Заплатанный.)

46. Тема лирического отступления в главе V поэмы? (О слове русского человека.)

Глава VI. Плюшкин

1. Что из себя представляло имение Плюшкина?

(Обширное село со множеством изб и улиц.)

2. С чем сравниваются бревна мостовой?

(Бревна, как фортепьянные клавиши.)

3. Что заметил Чичиков во всех строениях?

(Какую-то особенную ветхость.)

4. Что напоминали огромные клади хлеба?

(По цвету - старый, плохо выжженный кирпич.)

5. На кого был похож господский дом?

6. Что говорило о нищете?

(Бельведеры пошатнувшиеся, без краски; на стенах - голая штукатурная решетка; окна забиты досками.)

7. Что освежало обширную деревню? (Обширный сад.)

8. Какие породы деревьев, растения росли в саду?

(Береза, хмель, бузина, рябина, лесной орешник, ива, чапыжник, клены, осины.)

9. Как назвал Чичиков человека у одного из строений? (Фигура, баба, матушка, ключница.)

10. Что говорило о беспорядке в комнате?

(«На столе - сломанный стул и часы со сломанным маятником; боком к стене стоял шкаф со старинным серебром, графинчиком и китайским фарфором; на бюро с выпавшей мозаикой лежала куча исписанных бумажек, пресс, старинная книга, высохший лимон, отломанная ручка кресел, рюмка с жидкостью и тремя мухами, письмо, кусочек сургуча, тряпки, два пера, зубочистка; на стенах бестолково навешаны картины; на потолке люстра в холстинном, очень запыленном мешке; в углу комнаты куча; в ней отломанный кусок деревянной лопаты, старая подошва сапога».)

11. Почему Чичиков стал сомневаться, что перед ним ключница?

(«Этот человек брил бороду, подбородок и щеки походили на скребницу».)

12. Что выделялось на лице барина?

(Длинный подбородок и маленькие глазки, которые бегали, как мыши.)

13. Что же замечательного было в наряде хозяина?

(Халат: рукава и верхние полы походили на юфть (тонкую кожу), сзади вместо двух, болтались четыре полы, из которых лезла хлопчатая бумага.)

14. Что было на шее?

(Разобрать было трудно: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник, но никак не галстук.)

15. Сколько крепостных было у Плюшкина? (Тысяча с лишним душ.)

16. Почему Плюшкин был богатым человеком?

(Хлеб зерном и мукою, хлеб в кладях, холсты, сукна, овчины, высушенная рыба, овощи, посуда деревянная всякого рода, и все это в большом количестве.)

17. Отличительная черта Плюшкина?

(Собирает все по улицам деревни и складывает в кучу: старая подошва, бабья тряпка, гвоздь, глиняный черепок, забытое ведро, шпора.)

18. Как назвали Плюшкина за этот промысел его крестьяне? (Рыболов.)

19. А каким он был раньше? (Бережливый хозяин, семьянин.)

21. А что случилось с семьей?

(Жена умерла, старшая дочь убежала с военным, сын определился в полк, младшая дочь умерла.)

22. Что произошло с Плюшкиным после этого?

(Ключи перешли к нему, становился скупым и подозрительным.)

23. Помог ли он своим детям? (Нет.)

24. Был ли в хозяйстве доход? (Да.)

25. Приезжали ли покупщики? (Нет.)

26. Во что превращалось все?

(Сено и хлеб гнили, клади и сапоги превращались в чистый навоз: мука в камень, сукна, холсты, домашние материи - в пыль.)

27. Что дал Плюшкин маленькому внуку? (Поиграть пуговицей, больше ничего.)

28. Что подарила дочь отцу? (Халат и кулич к чаю.)

29. Сколько было умерших крестьян у Плюшкина? (Горячка унесла 80, а с ревизии 120.)

30. Сколько сапог было у дворовых людей Плюшкина? (Одни, в них заходили в барские покои.)

31.0 чем пишет Гоголь в лирическом отступлении в этой главе?

(О человеке в старости; это обращение к юным.)

32. Сколько беглых крестьян у Плюшкина? (Семьдесят восемь душ.)

33. Сколько дает за мертвую душу Чичиков? (25 копеек.)

34. Сколько просит Плюшкин? (40 копеек.)

35. Как дальше идет торг? (30 копеек.)

36. Какой глагол употребляет Плюшкин, уговаривая Чичикова увеличить стоимость? (Пристегните.)

37. Что решил Плюшкин сначала подарить, а потом оставить после своей смерти Чичикову? (Карманные часы.)


Три коня, именно столько было их в повозке главного персонажа известного произведения "Мертвые души" и звали их очень так себе по разному: Гнедой - самая обычная кличка из всех, ничего особенного. А вот второй именовался так - Заседатель ( в том, дореволюционном российским государстве, так называли такое лицо, которое избирали участником разных органов (судебных или государственных). Кличка же третьего и вовсе была Бонапарт (дело в том, что книга писалась еще в 1835 году, издание №1 было несколько позже - в 1842 году, но все еще помнили о войне 1812-го года и ее предводителе со стороны неприятеля).


Господин Чичиков отправился в путь, дабы нажиться и приобрести души мертвых крестьян. Таким образом на его пути по плану было несколько помещиков, которых он посещал поочередно.

Его повозку тянули три коня. Этих коней звали: Гнедой, Заседатель, Бонапарт.


Каурого пристяжного коня Чичикова, в поэме Гоголя: "Мертвые души", звали - Заседатель.


Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом.

Именно поэтому «Мертвые души» нельзя назвать рома ном или повестью. Хотя через все произведение проходит Чи чиков как центральный персонаж, для Гоголя все-таки важен не он сам по себе, его нельзя назвать главным героем. Чичи кову Гоголь уделяет не больше, а может быть, и меньше вни мания, чем Манилову, Собакевичу, прокурору, полицмейстеру и др. Именно поэтому предысторию Чичикова Гоголь поме щает и последней главе I тома.


Главный герой поэмы Чичиков который выдает себя за помещика.Он приезжает в город и хочет втереться всем в доверие,ему это удается.Но не кто не догадывается что его цель в скупке мертвых крестьян которые числились как живые,можно сказать,покупая "Мертвые души"



Пушкин написал роман в стихах, а Гоголь - поэму в прозе, такие они были чудаки.

В "Мёртвых душах" действительно была поставлена цель изобразить падение, исцеление и возрождение души, подобное путешествию Данте по кругам ада, чистилища и рая. Но если у Данте лирический герой перестал различать дурное от доброго


то гоголевский Чичиков целенаправленно идёт дорогой зла, и лишь жизненная необходимость пересекаться с самыми разными людьми, населявшими огромную Россию, должна была заставить его переродиться в другого человека.

Поэма - большое по форме произведение, в котором значительную роль играет не столько сюжетная основа, сколько внутренние переживания героя, часто выражающиеся в лирических отступлениях. Этим размышлениям о судьбах человека автор намеревался уделить большое внимание, но и того, что мы видим в "аде" уже достаточно, чтобы увидеть отход от сугубо романной формы. Знаменитый отрывок "Птица-тройка", которым завершается первый том, - образец лиро-эпической поэзии. Да, формально без чёткого ритма и рифмы, но не это главное в стихах.

Окончательно поверить в то, что перед нами именно поэма, а не роман, не позволяет форма - она идеально вписывается в требования к роману-путешествию. Это обстоятельство не давало покоя и самому автору, поэтому он сам определил жанровую принадлежность своего произведения.

Названия старинных экипажей часто встречаются в литературе, но авторам рассказов, романов, повестей или поэм зачастую не приходило в голову подробно их описывать. К счастью, у нас есть словари. С их помощью мы можем понять, на чём доехала до Москвы Татьяна Ларина или перемещался по российским дорогам Павел Иванович Чичиков и почему, к примеру, старую, потрёпанную машину сегодня могут назвать «колымагой». Итак.

В V главе «Евгения Онегина» читаем, что на именины Татьяны:

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.

Что такое «сани», мы знаем. А вот что такое «возок», «бричка» или «кибитка»?

В «Иллюстрированном словаре забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII—ХIХ веков», составленном Л. А. Глинкиной, говорится: «Возок — старинная крытая зимняя повозка на полозьях, с дверцами и окнами».

Действительно, возок — очень старое средство передвижения. А. С. Пушкин называл его «бояр-ским» (хотя Ларины конечно же не числились боярами, а принадлежали к дворянскому сословию). На возках разъезжали зимой в допетровской Руси. А когда юную Татьяну решили привезти в Москву, то, надо думать, возок, в котором поместилось семейство Лариных, доверху был набит сундуками с одеждой и припасами, раз в него, как отмечает поэт, запрягли целых «осьмнадцать кляч». И ехали они неспешно, так что «наша дева насладилась дорожной скукою вполне». Зато когда добрались до Москвы:

Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…

В рассказе И. С. Тургенева «Пётр Петрович Каратаев» в возке разъезжает старая барыня: «. глядь, ползёт по дороге старый зелёный возок, и лакей на запятках торчит. Барыня, барыня едет!» А в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» в возке отправилась в Сибирь к мужу-декабристу княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая:

Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;
Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.
Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.
Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал.

Но вернёмся к Лариным на именины. Почему некоторые из гостей приехали на бричках? Дело происходило зимой, а согласно словарю под редакцией Д. Н. Ушакова: «Бричка — лёгкая колёсная повозка, иногда крытая». По сугробам ездить в лёгкой колёсной повозке не очень-то удобно. Поэтому бережливые хозяева зимой ставили летние экипажи на полозья, превращая их в некий гибрид кареты (или брички) и саней. В повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» героиня тоже «катилась по мордасовским улицам в своей карете на полозьях». Помещики, которые приехали в гости к Лариным, поступили так же.

Самая известная бричка в русской литературе — это, разумеется, та, на которой, «усевшись получше на грузинском коврике», заложив за спину кожаную подушку, отправлялся в гости к окрестным помещикам Павел Иванович Чичиков. Немудрено, что он заботился о своём комфорте; ведь ему часто предстоял длинный путь, и бричка становилась, по сути, маленьким домом, в котором живут хозяин, лакей и кучер. Кстати, во втором томе «Мёртвых душ» дей-ствие происходит зимой, и Чичиков, сменивший бричку на коляску, тоже приказал поставить её на полозья.

А что отличает от других экипажей кибитку, которой тоже воспользовались гости Лариных? Само слово напоминает то ли о степных кочевниках, то ли о цыганах. Вспомните строчки из романса «Мой костёр в тумане светит», написанного на стихи Якова Полонского:

Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

В кибитке совершил знаменитое путешествие из Петербурга в Москву герой А. Н. Радищева: «Отужинав с моими друзьями, я лёг в кибитку. Ямщик, по обыкновению своему, поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже за городом». В самом деле, в кибитке удобнее всего было лежать — там, как правило, не было сидений, на дно для утепления кидали меховые шкуры, а сверху путешественника защищала крыша из рогожи, натянутой на изогнутые дугой прутья (слово «кибитка» в переводе с арабского означает «купол»).

В произведениях Пушкина кибитка упоминается очень часто. Откроем ещё одну главу «Евгения Онегина»:

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Что такое кибитка, мы уже себе представляем. А дровни? Это крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и других грузов. Остаётся выяснить значение слова «облучок».

Обратимся к Толковому словарю Т. Ф. Ефремовой: «Облучок — передок повозки, на котором сидит кучер, возница». Или откроем Толковый словарь С. И. Ожегова: «Облучок — толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней».

Теперь мы без труда поймём цитату из другого произведения Пушкина «Капитанская дочка», где Петруша Гринёв уезжает из родного дома в кибитке: «Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая». А потом там же оказывается и Пугачёв: «Дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: “Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай”».

Любители комфорта в дороге пользовались «дормезами» — каретами для дальних путешествий, в которой можно было лежать, на что намекает название: «dormir» в переводе с французского — «спать».

Близкие «родственники» дормеза — рыдван и колымага. Рыдванами называли большие, громоздкие кареты — от польского «rydwan» — «колесница». А что такое «колымага»?

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. И. Даля, «колымага» («калымага») не какой-то конкретный вид экипажа, а общее обозначение тяжёлой громоздкой повозки. Слово пришло к нам из тюркских языков, где оно означало: «накрытая пологом повозка для невесты, за которую уплачен калым».

В XVI веке в Московской Руси колымагами называли закрытые экипажи с кожаными пологами. В петровские времена, когда появились европей-ские кареты, их тоже сначала именовали колымагами. Потом кареты оснастили рессорами; название «колымага» закрепилось за старыми, безрессорными экипажами и приобрело насмешливый, уничижительный оттенок.

С таким же пренебрежением стали относиться к тарантасу. Происхождение этого слова не ясно, но предполагают, что оно заимствовано из татарского языка. Владимир Соллогуб в рассказе, который так и называется «Тарантас», описывает его очень красочно: «…тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округлённая по бокам, как исполинский кубок, как чаша преждепотопных обедов; на концах дубин приделаны колёса, и всё это странное создание кажется издали каким-то диким порождением фантастического мира, чем-то средним между стрекозой и кибиткой».

Можно было путешествовать и без кузова — на дрогах. Поездка на них была менее комфортной. Пользовались ими люди небогатые, крестьяне или мещане. На дрогах ехал из родного Таганрога по приазовской степи юный Антон Чехов со своим отцом. В его рассказе «Красавица» читаем: «Маша со скрипом отворила нам ворота, мы сели на дроги и выехали со двора».

Конструкция дрожек такая же, что и у дрог, недаром у них схожие названия: длинная деревянная рама без крыши, простое сиденье, рассчитанное на двух человек. Дрожки были лёгкими, на них передвигались быстро, используя всего одну лошадь. На дрожках не совершали далёкие путешествия, зато они отлично подходили для поездок по городу. Те же, кто ценил не только быстроту, но и удобство, ставили на лёгкую раму дрожек кузов, а потом и рессоры. И получалась коляска, сочетавшая в себе лёгкость дрожек и удобство тарантаса.

Название «дрожки», возможно, очень древнее и происходит от англосаксонского слова «dragan», которое означает «тянуть».

Вспомним эпизод из «Ревизора» Н. В. Гоголя, когда городничий велит закладывать дрожки и спешит в гостиницу вместе с Добчинским на встречу с таинственным «инкогнито»:

«Городничий. Нет, нет, Пётр Иванович, нельзя, нельзя! Неловко, да и в дрожки не поместимся.

Бобчинский. Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та в дверь эдак посмотреть…»

Наступило время, когда зажиточные люди стали отдавать предпочтение лёгким, быстрым экипажам, которые привозили из Европы. Например, кабриолет (от французского cabriolet) — лёгкий, одноконный или пароконный щегольской экипаж о двух колёсах; одноколка. Такое объяснение приводится в Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, под редакцией А. Н. Чудинова, изданном в 1910 году. Достоинство кабриолета в том, что править им мог сам пассажир. Кучер для поездки не требовался, и это позволяло вести беседу с попутчиками без свидетелей. Недостаток кабриолета — его неустойчивость. Недаром В. И. Даль приводит такие народные синонимы: «беда, опрокидка, брыкушка, брыкалка». Но, кажется, неустойчивость кабриолета совсем не смущала ездоков в XIX веке. Вот отрывок из письма императора Николая I: «Погода у нас отличная. Сегодня вечером была небольшая гроза и славный дождик, после которого мы с Мамá проехали в кабриолете». Матушка Николая, императрица Мария Фёдоровна, была женщиной почтенной, но всё же не побоялась сесть в кабриолет.

А ещё кабриолетом в XVIII веке могли называть небольшое лёгкое кресло с изогнутыми подлокотниками, ножками и округлой спинкой и… женскую шляпку особого фасона (поля только спереди), стянутую с боков лентами. В XX веке этим словом стали называть кузов легкового автомобиля с откидывающимся верхом.

К списку лёгких и быстрых экипажей надо прибавить и линейку. Нет, нет, школьная линейка тут ни при чём! Линейкой называли конный экипаж, на котором сидели боком (другое название — «катки»). В «Анне Карениной» Константин Левин усадил гостей в линейку, чтобы отправиться на охоту.

Впоследствии к линейкам начали приделывать длинные скамьи и навесы от дождя. Пассажиры сидели спинами друг к другу по обе стороны от середины и могли любоваться окрестностями. Вероятно, ездить на линейке было не очень удобно, зато в таком экипаже могла поместиться большая компания.

К щегольским экипажам относится и ландо — разновидность четырёхместной коляски. В поэме «Поездка на манёвры» В. А. Жуковский описывает компанию, решившую с шиком прибыть на военные манёвры:

Уже шестого половина,
Шестого сорок пять минут:
Поэт вздыхал, а дамы ждут.
Вот улыбнулася судьбина —
И три ландо с коляской тут!

Ландо называют также легковой автомобиль, имеющий кузов с верхом, откидывающимся над задним сиденьем.

На чём ещё могли ездить в прошлом? На шарабане! Это забавное слово пришло из французского языка (Сhar a bancs — повозка с деревянными скамьями) — так называли коляску с поперечными сиденьями в несколько рядов. Герои «Анны Карениной» прокатились «в новеньком шарабане на крупном вороном рысаке».

Название ещё одной разновидности лёгкой двухместной коляски с открытым верхом — фаэтон — как бы намекало на то, что ездить на ней рискованно. Ведь герой греческих мифов — Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса — захотел править колесницей отца, но не удержал коней и разбился. Недаром волнуется герой пьесы русского драматурга Ф. А. Кони «Принц с хохлом, бельмом и горбом»:

Фаэтон у вас забавный!
Но спокойна ли езда?
А четвёрки такой славной
Не встречал я никогда.

Родственницей фаэтона можно считать пролётку — лёгкий открытый четырёхколёсный двухместный экипаж. О ней писал поэт Серебряного века Валерий Брюсов в стихотворении «Раньше утра»:

Я знаю этот свет,
неумолимо чёткий,
И слишком резкий стук
пролётки в тишине,
Пред окнами контор
железные решётки,
Пустынность улицы,
не дышащей во сне.

Вряд ли нам доведётся кататься в пролётках, но мы вполне можем понять поэта, его ощущение раннего утра, когда каждый звук разносится далеко и ясно и только подчёркивает тишину ещё спящего города. А будет ли это стук колёс пролётки о булыжную мостовую или шорох шин по асфальту, в конце концов не так уж важно.

Прошу прощения за долгое отсутствие. Продолжаем разбираться в русской литературе и готовиться к экзаменам. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по ЕГЭ, напишите в комментариях – отвечу, разберем подробнее.

А пока неожиданная тема про лошадей, повозки, станции и дороги.

Я неоднократно сталкивалась с тем, что современные школьники не очень понимают принцип езды в XIX в. на лошадях, которых в произведениях то меняют на станциях (очень часто встречающаяся сцена в русской литературе), то распутывают в момент, когда столкнулась бричка и коляска (сцена из "Мертвых душ" Гоголя); которых (лошадей) то одна, то три, то шесть в одной упряжке. Плюс недавно я наткнулась на интересную статью Анатолия Ганулича в журнале "Конный мир", поэтому буду приводить некоторые цитаты и из нее.

1. "Станционный смотритель" А.С. Пушкина

Все события повести разворачиваются на почтовой станции, где Самсон Вырин работает смотрителем.

В.М.

Уже в XVII в. в некоторых городах и деревнях были устроены почтовые станции: здесь содержалось несколько (по имеющимся данным около 8 на одной станции) лошадей, чтобы проезжающие (изначально только почтари) могли остановиться, поесть, отдохнуть сами или дать отдых лошадям, а также чтобы можно было оставить своих лошадей и взять других (свеженьких, отдохнувших) для безостановочного пути. При таких станциях обычно была гостиница и трактир. Это нужно было также еще и потому, что периодически лошадей не хватало и те, кто приехал, могли задержаться на день, два, а то и больше (нужно было ждать, либо когда имеющиеся лошади отдохнут, либо когда кто-то приедет на станцию). Поэтому в очень многих произведениях есть сцены, где разбушевавшийся путешественник кричит на станционного смотрителя, требует лошадей, чтобы ехать дальше и ехать тотчас же, но лошадей нет, и нашему герою приходится сидеть и ждать. В "Дубровском" именно в такой ситуации главный герой встретился с французом Дефоржем ( "На станции ** в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца, то есть человека, не имеющего голоса на почтовом тракте" ).

Вернемся к "Станционному смотрителю":

Помимо того, что станция стала местом знакомства гусара с дочерью смотрителя Дуней (при каких обстоятельствах они бы еще могли встретиться?), здесь важным является образ самого Самсона Вырина. Станционный смотритель является маленьким человеком , который занимает низкую должность, которого любой может обидеть и который не может ничего сделать обидчику в ответ. Это первый образ маленького человека в русской литературе, и его создал А.С. Пушкин.

2. "Мёртвые души" Н.В. Гоголя

Выше я уже упомянула сцену из поэмы Гоголя, в которой запряженная тремя лошадями бричка Чичикова столкнулась с коляской "с шестериком коней". По количеству лошадей сразу можно определить статус и богатство проезжающего.

Но самой известным, конечно, является момент, которым заканчиваются "Мёртвые души", – лирическое отступление о птице-тройке . Оно представляет собой развернутую метафору: от реальной тройки лошадей, которые запряжены в бричку Чичикова, уезжающего от разоблачения и позора, мы постепенно переносимся на некий метафизический уровень (похожая трансформация будет с лошадьми и в "Мастере и Маргарите" Булгакова):

Так, обычные (реальные) кони превращаются в метафору России: лошади скачут очень быстро, при этом каждая своим ходом: "Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. При этом левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, а правая – с левой. Лошади выбирают "ведущую" ногу инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость – передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову" (из статьи Анатолия Ганулича).

Если лошади понесут (то есть выйдут из-под контроля, перестанут слушать команды, двигаясь тем аллюром, каким им вздумается), то никто не остановит их, они снесут всё на своем пути. Гоголь сравнивает эту езду-полёт с судьбой нашей страны, так как писатель тоже не знает, куда мы мчимся как ошалелые: в светлое будущее или в пропасть.

Н.Е. Сверчков

"Другие народы и государства" дают дорогу Руси, потому что, с одной стороны, поражены ее силой и скоростью, с другой – опасаются, что она сшибет их в процессе своей безумной езды.

3. "Ионыч" А.П. Чехова

Рассказ о деградации души и параллельно о накоплении богатства и "заплывании жиром" Дмитрия Ионыча Старцева. Об изменении статуса земского врача мы можем судить по тому, как он передвигается по губернскому городу С.

Сначала Ионыч не имел лошадей и ходил пешком, гулял с удовольствием:

Отработав земским врачом год, Старцев наконец заводит себе пару лошадей и кучера:

Он делает предложение Котику, но получает отказ. С этих пор Ионыч ударяется "во все тяжкие".


В статье из журнала "Конный мир" говорится: "В последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала бронзовый колокольчик , миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения служебных обязанностей" . Это напоминает современную ситуацию с мигалками (проблесковыми маячками) на служебных автомобилях и обществом "синих ведёрок". Но в XIX в. запрет научились обходить: вместо почтового колокольчика люди стали вешать на шею лошадей гирлянды из бубенцов . Именно поэтому тройка с бубенцами является символом богатства, шика, высокого статуса, о котором нужно сообщить всем вокруг.

Друзья, если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите их в комментариях! Я с удовольствием разберу предложенную вами тему. Будем вместе готовиться к экзамену!

Повесть «Мертвые души» — объемное и сложное произведение. Поэтому не удивительно, что даже после прочтения можно забыть детали книги Николая Гоголя. Хотите вспомнить, о чем произведение «Мертвые души»? Краткое содержание поможет освежить сюжет в памяти.

«Мертвые души»: краткое содержание

Николай Гоголь написал свое произведение еще в конце XIX века. С книгой связано много мистических тайн. Известно, что автор сжег второй том «Мертвых душ», однако непонятно, почему он так поступил. Сохранилось лишь несколько глав, которые также были изданы. Исследователи творчества Гоголя выдвигали несколько версий такого поведения писателя, однако какая из них правдивая, мы уже никогда не узнаем.

Хотите ознакомиться с произведением «Мертвые души» кратко? Тогда предлагаем вашему вниманию описание поэмы Гоголя по томам и главам:

«Тамань»: краткое содержание и анализ произведения

Том 1. Глава 1

Во время общения с гостями трактира Павел Иванович проявляет себя как обходительный человек. При этом о себе он практически ничего не рассказывает. Завоевав доверие горожан, Чичиков быстро становится желанным гостем во всех домах. Последующие дни своего пребывания в городе герой проводит, совершая визиты ко всем главным чиновникам.

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Глава 2

Павел Иванович посещает вечеринку губернатора, где знакомится с помещиками Собакевичем и Маниловым. Затем он наносит визит полицмейстеру и узнает помещика Ноздрева. Далее автор проводит лирическое отступление, чтобы познакомить читателя со слугами Чичикова. Он детально описывает Петрушку, однако не спешит останавливаться на личности кучера Селифана.

Гоголь возвращается к Чичикову, который отправляется в соседнюю деревню к Манилову. После обеда с хозяином, его женой и двумя сыновьями со странными именами Фемистоклюс и Алкид Чичиков перешел к делу. Он признается Манилову, что хотел бы купить у него документы на крестьян, которые уже умерли, но еще числятся живыми по документам.

Чичиков мотивирует это тем, что хочет избавить Манилова от необходимости платить налоги. Хозяин дома вначале недоумевает, однако Павел Иванович убеждает его совершить сделку. После успеха Чичиков спешно отправляется восвояси.

«Что делать?»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Мертвые души»: UGC

Глава 3

Чичиков отправляется в гости к Собакевичу. По дороге кучер Селифан увлекается беседой с лошадьми и пропускает нужный поворот. Путники понимают, что заблудились. Также портится погода, начинается дождь. Бричка переворачивается, и путники вынуждены просить ночлег у помещицы Настасьи Петровны Коробочки. Она пускает гостей в дом только после того, как узнает о дворянском титуле Чичикова.

Утром Чичиков предлагает хозяйке дома сделку: он выкупает у нее мертвые души за хорошую цену. Коробочка не соглашается, долго торгуется, однако в итоге все же уступает Чичикову. Помещица пытается продать гостю свиное сало, муку и прочий провиант, однако тот отказывается.

Глава 4

На отремонтированной бричке Чичиков отправляется в трактир. Там он встречает Ноздрева, который признается Павлу Ивановичу, что проигрался в карты. Помещик был душой компании, веселым и общительным. Он отговаривает Чичикова от визита к Собакевичу и зазывает его к себе в гости. Вместе с ними отправляется и зять Ноздрева.

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

После осмотра дома и сытного обеда зять Ноздрева отправляется восвояси, а Чичиков приступает к цели своего визита. Павел Иванович не хочет раскрывать все карты, однако Ноздрев чувствует явный интерес гостя и не намерен сдаваться просто так. Он предлагает Чичикову купить жеребца или кобылу, однако тот не соглашается. В результате оба отправляются спать.

Утром Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. Кто выиграет, тот и забирает мертвые души. Оба играют нечестно, однако неожиданно партию прерывает исправник. Он пришел за Ноздревым, который находится под судом за избиение помещика. Чичиков с облегчением уносит ноги прочь.

Глава 5

Чичиков вновь отправляется в путь. По дороге его бричка сталкивается с другим экипажем. Пока слуги распутывают коней, Павел Иванович замечает в соседней упряжке очаровательную барышню. Он мечтает о семейной жизни и долго думает о прекрасной незнакомке.

«Анна Каренина»: краткое содержание и анализ произведения

Наконец Чичиков попадает к Собакевичу и рассказывает о мертвых душах. Помещик реагирует спокойно, однако долго торгуется. В ходе беседы Чичиков узнает о Плюшкине — помещике из соседней деревни. Главный герой решает навестить и его.

Кадр из фильма «Мертвые души»: UGC

Глава 6

Деревня Плюшкина производит на Чичикова гнетущее впечатление: всё унылое и заброшенное. Герой находит дом барина и удивляется, насколько он завален хламом. Сам Плюшкин также не вызывает положительных эмоций: ничем не примечательный, в грязной одежде, небритый.

Отказавшись от чая с сухарем, Чичиков приступает к разговору о мертвых душах. Плюшкин соглашается продать 78 душ, и Павел Иванович отбывает.

Глава 7

Чичикову удалось приобрести 400 душ, и теперь он изучает бумаги в своей гостинице. Он остается недоволен фамилиями крестьян, которых приобрел у Настасьи Коробочки. Затем Павел Иванович размышляет о том, кем же были его «подопечные» до смерти.

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

Чичиков вместе с Собакевичем и Маниловым отправляется в суд, чтобы заверить документы, однако герою намекают на взятку. Затем Павлу Ивановичу удается убедить председателя заверить бумаги, мотивируя это тем, что он вывозит крестьян в Херсонскую губернию. Председатель вспоминает, что вроде бы один крестьянин из списка Чичикова умер, однако ему заговаривают зубы. Удачную сделку отмечают шампанским и сытным обедом.

Глава 8

В городе быстро узнают о покупках Чичикова. Люди недоумевают, зачем Павлу Ивановичу понадобилось столько крестьян. Ходят слухи, что Чичиков стал миллионером, и за это его ценят еще больше.

Чичиков находит анонимное любовное письмо, однако не может понять, от кого оно пришло. Герой отправляется на бал, где его встречают очень тепло, особенно внимательны к Павлу Ивановичу дамы. Однако Чичиков встречает губернаторшу и обращает внимание на ее дочь: это та самая незнакомка, которая пленила его сердце после встречи на дороге.

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

К Чичикову подходит пьяный Ноздрев, который расспрашивает его о том, много ли мертвых душ он наторговал. Павел Иванович избегает разговора и покидает бал.

Кадр из фильма «Мертвые души»: UGC

Глава 9

Глава начинается с разговора двух дам, которые встретились рано утром, чтобы посплетничать. Оказывается, накануне в город приехала Настасья Коробочка. Ее цель — узнать, не продешевила ли она с мертвыми душами. Дамы пришли к выводу, что покупки нужны Чичикову для того, чтобы украсть дочку губернаторши.

Сплетни разнеслись по всему городу. Чичикова начали сторониться, перестали приглашать на обеды. Сам Павел Иванович не выходил из гостиницы из-за болезни. В итоге местные жители рассказали о мертвых душах прокурору.

Глава 10

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

Жители города посетили полицмейстера и начали гадать, кто же такой Чичиков на самом деле. Они вспомнили, что приезжий практически ничего не рассказывал о себе. Тогда полицмейстер предположил, что Чичиков — это на самом деле капитан Копейкин — разбойник, который ополчился на весь мир.

Однако затем эту идею отвергают, поскольку у Копейкина не было руки и ноги, а у Чичикова всё на месте. Дальше следуют версии о том, что Павел Иванович — шпион или переодетый Наполеон. От всего услышанного у прокурора останавливается сердце.

Тем временем Чичикова навещает Ноздрев, который рассказывает ему о том, что происходит в городе.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

Глава 11

Чичиков спешно уезжает. По дороге он встречается с похоронной процессией и узнает, что умер прокурор. Тут автор наконец раскрывает читателям правду о Чичикове. Оказывается, родители Павла были дворянами, однако владели только одной крепостной семьей. Чичикова отправили в училище, где он начал зарабатывать первые деньги: продавал пирожки одноклассницам, дрессировал мышь, чтобы показать на публике. Павел Иванович всегда мечтал быть богатым и для этого часто использовал людей, жульничал. Чичиков работал во многих ведомствах и занимался контрабандой.

Чудом избежав наказания, Павел Иванович начал заниматься передачей документов на крестьян в опекунский совет. Ему платили за каждую особь. Затем Чичиков узнал, что даже если человек умер, но числится живым, за него все равно заплатят. Тогда-то Павлу Ивановичу и пришла идея скупать мертвые души.

«Война и мир»: краткое содержание и анализ

Кадр из фильма «Мертвые души»: UGC

На этом первый том заканчивается. Узнали краткое содержание «Мертвые души»? Тогда перейдем ко второму:

Том 2

Второй том повести «Мертвые души» Гоголь начинает описанием поместья Андрея Ивановича Тентетникова. Это молодой барин, который не знает, чем ему заниматься.

Как догадывается читатель, вскоре Тентетникова навещает Чичиков. Павел Иванович решил быть аккуратнее и не заводить разговор о мертвых душах сразу. Пожив у Андрея Ивановича какое-то время, главный герой отправляется к генералу Бетрищеву. Он располагает к себе хозяина дома и заводит разговор о мертвых душах. Однако генерал считает это шуткой, и Чичиков спешит уехать.

Павел Иванович едет к полковнику Кошкареву, однако попадает не к нему, а к Петру Петуху. Понимая, что там ему поживиться нечем, Чичиков знакомится с помещиком Платоновым, и они навещают Кошкарева. Однако и там Павла Ивановича ждет неудача.

Чичиков отправляется к Холобуеву, который продает поместье за бесценок. Он занимает денег у Платонова и его зятя Костанжогло и выкупает имение. Затем рукопись прерывается.

Читателям доступен еще один конечный эпизод второго тома. В нем рассказывается о том, что Чичиков приезжает на ярмарку и там встречает Холобуева. Последний недоволен тем, что Павел Иванович его обманул. На Чичикова валятся многочисленные доносы и его арестовывают.

Затем знакомый Чичикова Муразов застает Павла Ивановича в подвале. Главный герой оплакивает утрату шкатулки с ценными бумагами, с помощью которой он мог бы избежать наказания. Муразов убеждает Чичикова жить честно, однако Павел Иванович дает чиновникам взятку. Они запутывают дело, а Чичиков уезжает из города.

Вот и всё описание поэмы «Мертвые души». Читать ли произведение в полном объеме? Конечно, ведь только так можно полностью понять задумку автора и насладиться его стилем написания.

«Мертвые души»: анализ произведения

Чтобы полностью понять поэму Гоголя, необходимо разобраться в деталях. На помощь придет анализ произведения и предыстория его написания.

Николай Васильевич Гоголь, книги которого популярны во многих странах мира, создавал «Мертвые души» очень долго с 1835 по 1842 год. Темой поэмы стала жизнь помещиков в XIX веке. Несмотря на то что большинство критиков называют «Мертвые души» романом, сам автор описал книгу как «поэма». Направление произведения — реализм. Композиция произведения: в первом томе 11 глав, которых объединяет образ Чичикова.

Фото: Wikimedia Commons: UGC

Рассмотрим поэму детальнее:

История создания

Сюжет «Мертвых душ» Николаю Гоголю подсказал Александр Пушкин. Изначально автор планировал показать всю сущность русских людей, раскрыть тайны их характера и души.

Гоголь задумал написать три тома произведения: первый бы рассказывал о проделках человека, второй давал возможность понять свои ошибки, а третий описывал исправление главного героя. Также Николай Васильевич руководствовался примером «Божественной комедии» Данте. Однако автору удалось написать только два тома.

В процессе работы Гоголь не раз менял образы главных героев, что-то переписывал и добавлял. Также известно, что автор был на грани смерти, однако чудесным образом исцелился. Это заставило Гоголя изменить концепцию и жанр книги. Николай Васильевич посчитал, что Бог помог ему выздороветь, чтобы он окончил произведение.

Доподлинно неизвестно, что случилось со вторым томом «Мертвых душ». Выдвигались такие версии:

  • поэму сжег сам автор, посчитав ее недостойным произведением;
  • Гоголь сжег второй том по ошибке;
  • черновики уничтожены, а подлинная рукопись хранится у потомков или друзей автора.

Третий том планировался — об этом говорил сам Гоголь. Все части, однако, так и не были написаны.

Фото: Википедия: UGC

Тема произведения

Главная тема — нравы и пороки общества. Также Гоголь показал, как жили люди в России в 1830-х годах. Автор тонко и со знанием дела описывает проблемы общества, раскрывает всю сущность русской души. Алчность Чичикова, желание помещиков нажиться за чужой счет, недалекость ума простых людей — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Поэма не зря называется «Мертвые души». Это вовсе не крестьяне, которых скупал Чичиков. Гоголь считал мертвыми всех своих персонажей. Для Чичикова не осталось ничего святого, кроме денег. Ноздрев пьет, гуляет, при этом забывая о детях. Коробочка одержима жаждой наживы. Все персонажи повести мертвы духовно.

Сюжет и жанр

В основе сюжета — афера Павла Ивановича Чичикова. Всю жизнь он мечтал стать богатым и ради достижения своей цели был готов на все. Однажды ему приходит идея выкупать мертвые души: бумаги на крестьян, которые умерли, но еще числятся в живых.

Тут следует отметить, что в России 1830-х годов перепись крестьян проводилась каждые 10 лет. Поэтому усопшие в период между десятилетиями не вносились в список. Тогда Чичиков придумал скупать души по низкой цене и продавать в опекунский совет по высокой. Главный герой рассчитывал на то, что помещики с радостью отдадут ему желаемое, поскольку за мертвых не нужно платить налоги.

Сюжетная канва строится на том, что Чичиков ездит по России и скупает мертвые души. В первом томе он оказывается в городе NN. Читатель знакомится с главными героями, подробностями аферы Чичикова на протяжении 10 глав. В последней автор раскрывает сущность главного героя и смысл его плана.

А еще в произведении много лирических отступлений, комментариев писателя, почему Гоголь и назвал свое детище поэмой. Для нас это по жанру поэма в прозе, в отличие от романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин». Белинский, стоит подчеркнуть, небезосновательно, называл ее романом.

Главные герои

Николай Васильевич Гоголь детально описал всех своих героев, наделив каждого из них отрицательными чертами.

Так выглядят главные персонажи «Мертвых душ»:

  • Павел Иванович Чичиков — герой неопределенного возраста, не старый и не молодой. Всегда модно и опрятно одет, учтив, галантен, общителен. Коллежский советник в отставке, который зарабатывает на жизнь аферами. Умеет подстраиваться под обстоятельства и практически всегда выходит сухим из воды.
  • Манилов — приятный и добрый человек, однако абсолютно бесхарактерный. Он живет в особом, придуманном мире и совершенно не думает о будущем. Доверчив, без особых способностей, мечтает, чтобы жизнь была сказкой. Женат, воспитывает двоих сыновей.
  • Настасья Петровна Коробочка — мелкая помещица пожилого возраста. Муж Настасьи Петровны умер, и она вынуждена сама управлять хозяйством. Аккуратная, подозрительная, однако бедная духовно. В каждом человеке видит потенциального покупателя.
  • Ноздрев — молодой веселый мужчина. Любит выпивать и играть в карты. Один воспитывает двоих детей, жена Ноздрева умерла. Однако ему плевать на отпрысков, поместье и людей. Также Ноздрев любит собак и держит дома волка.

Фото: Википедия: UGC

  • Михаил Семенович Собакевич — богатый помещик крепкого телосложения. Автор сравнивает героя со зверем: он сильный, подозрительный, неуклюжий. Собакевич очень прямолинейный, однако вместе с тем хитрый человек.
  • Степан Плюшкин — человек неопределенного возраста, неопрятный, похож на бедняка. Очень жадный, сносит в дом весь ненужный хлам. Жена Плюшкина умерла, а детям он не нужен. Это глубоко несчастный человек.

Также автор детально описывает слугу Чичикова — Петрушку. Это молодой человек, который очень редко моется, из-за чего обладает характерным амбре. Любит выпить и погулять, однако при этом не слишком общительный.

Поэма «Мертвые души», герои которого достаточно колоритны, — это произведение, которое не может оставить равнодушным. Кому-то оно нравится, а кто-то искренне не понимает, что хотел передать читателям Гоголь. «Мертвые души» — поэма, которую прочитать все же стоит, хотя бы ради того, чтобы составить собственное мнение.

Вы прочли краткий пересказ поэмы «Мертвые души» и вместе с нами проанализировали произведение. Надеемся, представленная информация поможет вам лучше разобраться в непростой поэме Николая Гоголя.

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Читайте также: