Какие лошади были у скифов

Опубликовано: 30.04.2024

Искусство верховой езды Скифов
Если скифы не были первыми, кто одомашнил лошадь, то они были одними из первых, которые научились ездить верхом. И в Китае, и в Индии, а возможно, и в Египте, во 2-м тысячелетии лошади использовались как вьючные животные для перевозки грузов или для того, чтобы волочить телеги, установленные на твердых колесах, вытесанных из камня или стволов деревьев. Скифы научились использовать коней, впряженных в легкие колесницы, в бою и для преследования врага. Военных успехов скифы добивались во многом благодаря тому преимуществу, которое было у их в скорости и маневренности по сравнению с пешими врагами. Это превосходство быстро оценили и сами враги Скифов.
Скифы использовали своих коней только для верховой езды, будь то охота или война, рассматривая их как средство быстрого передвижения, и продолжали держать быков для домашних нужд и тяжелой работы.
В Скифии также все верховые лошади кастрировались, и этот обычай сохранялся во многих казачьих поселениях Дона и центральной России до самой революции, где никто, кроме бедняков, не согласился бы на то, чтобы его увидели скачущим на некастрированном жеребце.

У каждого Скифа была, по крайней мере, одна лошадь, но, как правило, их было значительно больше. Даже в женские могилы клали по одной убитой лошади, хотя ничто не объясняет, как эти лошади использовались при жизни. Покрой женских одежд не позволяет предположить, что женщины ездили верхом. В Скифии большинство воинов имели в собственности значительное количество лошадей, а вожди племен, как правило, обладали большими табунами жеребцов и племенных кобыл. В скифских захоронениях, которые были изучены в Венгрии, редко можно найти более двух лошадей, похороненных в одной могиле, обычно бывает одна.
У всех верховых лошадей, обнаруженных в захоронениях, были подстрижены гривы. То же самое, вероятно, практиковалось не только в Скифии,но и в Греции. Вероятно, гривы подстригали для того, чтобы они не мешали всаднику целиться из лука на всем скаку и рубить мечом.
У тягловых же лошадей, можно увидеть длинные, свободно ниспадающие гривы. Почти всем лошадям заплетали хвосты, но иногда вместо этого их завязывали узлом, уменьшая длину наполовину.
Своей удалью на охоте и в бою скифы были обязаны в большой степени замечательной ловкости, с которой они управлялись со своими лошадьми. Но хотя они тратили много часов на обучение своих животных, гораздо большее количество времени они посвящали изготовлению конской сбруи, боевого и охотничьего снаряжения. Все конское снаряжение, которое пока было найдено как на восточной, так и на западной части равнины, показывает, какое огромное значение скифы придавали экипировке своих коней. Не исключено, что внешний вид экипировки, а также декоративные детали оказали влияние на кельтское искусство. Из описаний Скифов по Геродоту, было то, что никто, из вторгавшихся к ним, не мог спастись бегством. Скифов никто не мог захватить врасплох. У Скифов в 3 веке до н.э. не существовало городов. Все свое хозяйство они возили за собой. Этот принцип переняли у них Монголы. Да и не только Монголы, но и все кочевники. Жили Скифы за счет скота. Который кочевал вместе с ними, а так же пополнялся при военных операциях. Неоспоримым доказательством неуязвимости Скифов, был поход на них царя Дария I. Это произошло в 512 году до н.э. Скифы перевозящие свои семьи в повозках, образовывали неприступную крепость. Которую кроме них самих, еще защищали женщины, и даже дети. К стати о женщинах Скифов, они, как и мужчины прекрасно держались в седле. Мое детство прошло в казачьей станице, и я видел, что настоящие казачки, очень хорошо справлялись с конем верхи. А во времена геноцида и красного террора, умело обращались для защиты с огнестрельным оружием. Единственно, чем не владели казачки, это саблей. Но в курганах на Дону, встречаются останки женщин, у которых кости правой руки, такие же по массе и структуре, как и у мужчин. Это говорит, об умении Скифских женщин пользоваться акинаками, скифским холодным оружием. В описаниях Монгольского войска Чингис – Хана, присутствуют те же приемы , что и у Скифов.
Еще один интересный момент , это использование «стремени» Современные люди не представляют себе, как использовать коня с седлом, без стремян. Кроме конечно станичных мальчишек. Мы, будучи еще совсем маленькими, не доставали даже до стремени, по этой причине использовали седельные ремни и подпруги. Подпруга - это два или один широкий сыромятный ремень, удерживающий седло. Более взрослые , умели прыгать с седло без стремян , нам это показывали цыгане. История создания стремени уходит в глубину веков. На раннем этапе стремена, сначала в виде односторонних подсадочных подножек, а затем и двусторонние, не повлияли на развитие военного дела и были всего лишь аристократическим аксессуаром, чуждым кочевнической традиции. Превращение стремян во всеобщий всаднический стандарт произошло не в итоге постепенного развития и распространения северокитайских и корейских прототипов, а в результате сложения
своеобразных, отличающихся от обычного кочевничества, условий, в которых племя
оказалось после 460 г., с началом алтайского периода своей истории. Первые стремена были в виде обыкновенного ремня, немного позже. Появились деревянные стремена. Форма стремян менялась и совершенствовалась. Особенно пригодились стремена при использовании в бою акинаков, скифских мечей. Для удара нужна была опора. Которую давали стремена. Но пришли Скифы к этому открытию в ходе своей эволюции. Кто - то первый воспользовался для получения опоры подпругой. Конечно, это было не совсем удобно, те, кто седлал коня знает, что конь в знак протеста в этот момент надувает живот. В ходе скачки, ремень ослабевал, вот этим и воспользовались первые Скифы. Согласно древнегреческому историку Геродоту, историки отмечают, что меч, будучи оружием ближнего боя, «никогда не играл первостепеннои; роли в вооружении скифских воинов». Кочевники в первую очередь славились тем, что были отличными конными стрелками из лука. Вообще акинак среди вооружения кочевников занимал лишь третье место, конечно же, после лука со стрелами и копья. Меч, будучи оружием ближнего боя, не играл первостепеннои; роли. Длина акинака колебалась между 35 и 45 сантиметрами. Позднее меч стал длиннее, до 60 сантиметров.
Меч в большей степени был неотъемлемой частью, так называемой военной; аристократии, а вот рядовые воины не всегда имели в своем арсенале это оружие. В частности поэтому, как предполагают историки, мечи сравнительно редко встречаются в знаменитых скифских курганах, и это помимо того факта, что могильники часто подвергались разграблению. Акинак, по сведениям историков, — это персидский термин, который употреблял все тот же Геродот.

Сложно сказать какое отношение Донские казаки имеют к скифам. Скорее всего - самое отдаленное, возможно как наследники "Дикого поля", но не более.
Схожесть тактики конницы больше объясняется схожестью вооружения, эффективностью его прменения чем исторической, или этнической связью.
С уважением.

Скифы-это содружество народов.Туда входили и славяне.Славяне тяготели к оседлой жизни.Поэтому ушли из неплодородных и засушливых земель на север.Некоторые племена славян,которые приняли потом название русы,добрались до угро-финских племён и стали мирно с ними сосуществовать,приняв их языческую веру.

Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi[1]) — древний ираноязычный[2][3][4][5][6][7][8] народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.[9]. Скифы не имели письменности[10], от их языка известны всего несколько слов[11]. Прямым потомком скифского языка в современный период является осетинский язык[12].

Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией[13]. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.

О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.

Л.Н.Гумилев.По соседству с Киевской державой в Восточной Европе зарождалось могучее

государство - Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Сами

хазары были одним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их

поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия. В то

время уровень воды в Каспийском море находился на отметке -36, иными

словами, на 8 м ниже, чем сейчас. Оттого очень большой была территория

волжской дельты, доходившей до полуострова Бузачи - продолжения Мангышлака.

Это были настоящие каспийские Нидерланды, изобиловавшие рыбой.
Хазары - кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана.

Автору этих строк доводилось находить в низовьях Волги их скелеты;

казалось, они принадлежат подросткам. Длина скелета составляет около 1,6 м,

сами кости мелки и хрупки. Подобный антропологический тип сохранился у

терских казаков. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим

морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в

дельту Волги, остался свидетельством их миграции.
Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы и булгары. И тех, и

других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей

династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар.

Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где

основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с

ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами,

положила начало новому народу - болгарам.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Археозоолог и археологи обобщили сведения о лошадях – самых близких спутниках кочевников.

Скифы Северного Причерноморья, вероятно, разводили несколько пород лошадей, а в загробный мир они отправлялись верхом на взрослых жеребцах. Об этом говорят опубликованные археозоологические данные, которые обобщены в статье, вышедшей в недавнем номере «Кратких сообщений Института археологии РАН».

КСИА-261: знаковое искусство верхнего палеолита и скифские лошади

По письменным источникам известно, что жизнь скифов была тесно связана с лошадьми: на них ездили верхом, их запрягали в телеги, ели и доили, приносили в жертву. Но древние авторы сообщают очень мало о том, что это были за лошади: каких пород? Менялись ли они с течением времени? Была ли селекция? Каких лошадей предпочитали использовать в ритуалах? Кому скифы продавали своих лошадей и покупали ли их у кого-то?

Каких лошадей разводили скифы?

На эти вопросы могла бы ответить археология, а точнее, археозоология. Авторы статьи в «КСИА» попытались составить ответы, обобщив опубликованные данные.

Сейчас в степи и лесостепи Северного Причерноморья исследовано более трёх тысяч скифских погребальных комплексов. Гораздо меньше поселений, ритуальных комплексов и случайных находок, но и их количество довольно представительно. По разным оценкам в VI–III вв. до н.э. захоронения коней сопровождают скифские погребения в 2–4% случаев, а лошади в виде жертвенной пищи – в 44%.

Несмотря на то, что кости лошадей так часто встречаются, археологи на них мало обращают внимание: опубликованы результаты исследований всего из девяти курганов и пяти городищ. Что же известно о скифских лошадях по этим работам?

Каких лошадей разводили скифы?

Оказалось, что в курганах могли погребать от 1 до 16 лошадей. Значительно больше остатков лошадей находят во рвах курганов, куда они могли попадать во время поминальных ритуалов. Размер кургана и количество погребенных лошадей отражали социальный статус умершего человека.

В погребальных обрядах использовали в основном жеребцов. Вероятно, и в другом мире они должны были исполнять ту же роль, что и при жизни – быть верховыми животными, служить своим хозяевам.

И во время похорон, и во время поминальных событий, использовали в основном лошадей в возрасте старше 3 лет. Однако публикации не дают возможность определить возраст точнее (он мог достигать 20-25 лет) и сказать, какого возраста лошади попадали во рвы, а какого – в могильные ямы.

Сведения о размерах и пропорциях костей показывают, что животные имели разные экстерьерные характеристики. Видимо, правы те исследователи, которые выделяли минимум три типа скифских лошадей: рослых и стройных верховых; низкорослых, выносливых — и под седло, и для хозяйственных работ; среднерослых — табунных. Для более подробных и обоснованных выводов о породах лошадей нужен более основательный анализ, но по одним публикациям его сделать невозможно.

Каких лошадей разводили скифы?

«Несмотря на то, что скифская археология насчитывает уже более 250 лет, сведений о скифских лошадях, которые имели столь важное значение в жизни этой культурной общности, как выяснилось, совсем не много. И значительная часть вопросов по-прежнему оказывается без ответа. Это касается и пород животных, и хозяйственных вопросов их использования, и экономических аспектов, и прочее», – говорит один из авторов исследования, Наталья Николаевна Спасская, учёный секретарь Зоологического музея МГУ. По её мнению, костям животных (и лошадей в том числе) уделяют мало внимания: археологи фиксируют не все возможные сведения, а музеи, как правило, не хранят такие коллекции. Из-за этого нет возможности обследовать материал снова, нельзя уточнить сведения и применить новые методы.

Егор Антонов. Наука и жизнь. №03 март 2021.

Н. Н. Спасская, А. Р. Канторович, В. Е. Маслов. ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О СКИФСКИХ ЛОШАДЯХ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: ОБЗОР ОПУБЛИКОВАННЫХ АРХЕОЗООЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Витязи. история России, всемирная история

«…Вперед вы, монгольские кони, Вашу тень обгоняет народов страх!..»

Перед нами строки из песни, которую когда-то пели покорители вселенной, непобедимые, могучие русоволосые воины с голубыми глазами из гвардии Тимчака, по-тюркски Чингисхана. Но почему тогда «монгольские», если у них были голубые глаза и русые волосы? Дело в том, что с древнерусского и санскрита «могол» означает одно и то же – «могущественный».

Мы не будем доказывать, что Сибирская Русь – последний центрально- азиатский союз племен белой расы — никакого отношения к современным монголам не имел, это не относится к теме данной статьи. У сибирских скифов была своя культура, говорили они на двух языках, на древнерусском и тюркском, и имели лучших в мире, высоко аллюрных лошадей. О монгольских конях, точнее о сибирских, хочется рассказать отдельно.

Мы знаем о Сибирской Руси совсем не много. Не знаем где стояли древние её столицы, с какими народами она вела торговлю, а с какими вступала в союзы. И еще меньше мы знаем о её знаменитых конях. Когда речь заходит о великих завоеваниях монголов, то мы невольно представляем людей монголоидной расы, покрытых кожаной броней, сидящих на низкорослых, лохматых, злобных лошадках. Историки изо всех сил пытаются вбить нам в голову, что это и есть знаменитые монгольские кони, на которых предки халху и ойратов (настоящее название средневековых монголов) в 13 веке завоевали почти всю Азию и больше половины Европы.

Никому из нас не приходит в голову, что конь для средневекового воина — что самолет для летчика-истребителя. Каким бы летчик асом ни был, но если он сидит в самолете, на котором невозможно никого догнать и ни от кого улететь, если этот самолет не способен летать на вертикалях, то в первом же бою такому летчику «крышка».

В древности человек и конь дополняли друг друга. Цена воина зависела от его коня. Если конь был способен скакать, не сбавляя темпа несколько часов подряд и нести на себе тяжело вооруженного всадника, если на этом коне можно было уйти от любой погони и догнать в степи любого противника, но этому коню не было цены. Результат конных сражений наполовину зависел от резвости, выносливости и силы коней.

конь скиф

Скифский конь. Напёрсток. Серебро

Многие летописцы 13 века, описывая «монгольских» коней, восхищались их красотой, быстротой, силой и выносливостью. Они не скрывали того, что половина успеха в битвах, которые выигрывали сибирские скифы у своих противников, принадлежала их коням. Сибирские скакуны одинаково переносили холод, жару, каменистые и песчаные пустыни. В походах им практически не нужен был фураж, они питались любой, попавшейся на пути, растительностью. И в то же время, по своим качествам не уступали никаким другим породам коней своего времени.


Современные ученые, занимаясь исследованием печенежских, половецких и ордынских могильников, пришли к выводу, что похороненные в них кони никакого отношения к современным «монголкам» не имеют. По костям было определено, что печенежские, половецкие и ордынские лошади были очень близки к современным ахалтекинцам. Кони описываемой породы отличались высоконогостью, небольшой горбоносой головой, они были поджары и высоки в холке.

Но удивительное дело, когда были вскрыты скифские могильники на плато Укок, что на Алтае, то там, в вечной мерзлоте, были найдены точно такие же кони. По масти они оказались гнедыми или рыжими с золотым отливом. Их так и звали – «золотые кони». Все они отличались высоким ростом, поджаростью и аккуратной горбоносой головой.

Что же мы видим? Со времен тагарской культуры, это 800 лет до н.э. вплоть до 15 века и даже позднее, до века 20, на огромных просторах евразийской степи царствовала одна породная группа великолепных верховых скакунов. Она была в Средней Азии у массагетов, у сарматов, скифов, позднее у их потомков – великих гуннов, на севере Китая у динлиней и предков печенегов, половцев и тех сибирских племен, которые построили свое царство, названное Ордой.

Namtar - Татуировки мумий из Пазырыка, ч.2

Татуировки мумий из Пазырыка

Существует легенда, что перед своей смертью Чингисхан-Тимчак, собрав на совет своих полководцев, сказал, что когда будет завершено завоевание всего мира, то по бескрайним степям Азии и Европы будут пастись только монгольские скакуны, и никаких других коней, кроме них, на земле не будет. Никто из знаменитых полководцев и сыновей ему не возразил, все были согласны с его завещанием.

Скифская и средневековая русская культура. Звериный стиль. Комментарии : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Скифская пряжка. Парные головы коней

Возникает вопрос, неужели монголы не знали о великолепных никейских конях Ирана, или арабских скакунах Аравии и севера Африки? Конечно, они об этих конях хорошо знали, но ценили их намного меньше чем своих. Знаменитых персидских лошадей сибирские скифы не любили за их изнеженность и привередливость к содержанию.

Арабских скакунов они вообще за боевых коней они не считали. Когда небольшое войско сибирской Руси проиграло битву мамелюкам в передней Азии, то, чтобы уйти из окружения, всадники севера развернули своих коней и стали уходить в степь. Началась погоня, мамелюки пытались догнать своего врага на арабах, но через несколько часов всадники на рыжих и гнедых конях растворились на горизонте.

Читатель может спросить, куда же делать эта великая порода в наше время, что с ней сталось? То же самое, что с самими ордынцами – сначала они назывались степными ассами или кайсаками, потом стали называться просто – казаками. А их знаменитые кони были переименованы в донскую породу верховых казачьих лошадей.


Позднее, от донской скаковой отделилась кабардинская, терская, но по сути, все три породы являются конями одной племенной группы. К ним можно отнести и уцелевших в Средней Азии ахалтекинцев. Тот же рост, высоконогость, строение головы, невероятная выносливость и резвость, только ахалтекинцы больше приспособлены к условиям пустыни.

Именно от них когда-то произошли никейские кони, о которых мы написали выше. Беда всех нас русских в том, что не умеем ценить то, что имеем. Для нас всё что за границей — обязательно лучше, хотя свое намного превосходит иностранное и заморское. Вот почему мы не ценим древнейшую в мире породу коней, которая сохранилась на нашей земле.

Своих коней ценят только сами казаки, ни один настоящий казак не поменяет своего дончака или кабардинца ни на араба, ни на тракена, ни на ахалтекинца.

Дневник AlexandrS : LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Много лет назад автор встретился с кубанским казаком, который воевал в армии Буденного против бухарского эмира. Во время взятия Бухары казаки забрали себе коней азиатского правителя. Получил коня и знакомый автора. По его словам, коня очень хорошего, если он находился в конюшне царька. Но на вопрос автора, кто оказался лучше, эмирский конь или его, казачий, старый казак с удивлением посмотрел в глаза автору и ответил, что, конечно его конь. Он был удивлен таким глупым вопросом.

подвеска

Подвеска в скифском стиле (перекрученные животные)

Чтобы доказать превосходство нашей древней породной группы над другими конями, в частности, над арабскими, мы приведем один факт. Во время гражданской войны в Америке, сотня кубанских и донских казаков-волонтеров решили отправиться на помощь к северянам, но французский корабль, который их повез, попал в шторм, и его снесло далеко на юг, он разбился на берегах южного Марокко, на краю пустыни. Французские моряки остались дожидаться помощи из Франции, а казаки решили вернуться на родину. Они сели на своих коней и двинулись в Сахару. И так, от оазиса к оазису, казачья сотня передвигалась к портам Египта. На пути им встречались озлобленные берберы и арабы. Местное население пыталось уничтожить христиан, но казачья сотня на своих дончаках и кабардинцах легко уходила от любой погони, и если надо, догоняла своих врагов.

Змееногая богиня

Скифская змееногая богиня Апи

Так, пройдя через всю Северную Африку, казаки добрались до Александрии, где были взяты на борт, специально для них посланного султаном, турецкого корабля и в целости, и сохранности доставлены на родину.

Чем хороша данная породная группа? Кони, как дончаки, так и кабардинцы, или карачаевцы, разницы особо нет, ходят и под седлом, и в упряжке. У этих лошадей очень уравновешенная психика. При доброй выездке самый сильный конь будет нести даже младенца, а стрелять с них можно, используя голову как упор для ружья. Так же они не способны, в основной своей массе, своевольничать, и очень сильно привязываются к хозяину, как собака. Их выносливость не имеет себе равных. Если по резвости они на короткой дистанции немного уступают чистокровным коням, то на дистанции 2000 м. и более, сравниться с ними может лишь ахалтекинец.


Кстати, насчет ахалтекинцев. Есть один рассказ, как в советское время, единственный в истории ахалтекинец участвовал на знаменитых британских скачках. И он победил. Хозяин этого коня, англичанин, обрадованный большим гонораром за победу, вернул коня в СССР, подарив девушке, которая за ним там ухаживала. Это подлинный факт, его знают и в Европе, и в России.

В Орде разводили всегда две ветви лошадей. Одни кони были среднего роста, очень быстрые и маневренные, они предназначались для средне и легковооруженных всадников. Другие кони были высокого роста и очень мощные. Они несли на себе тяжеловооруженную ордынскую латную кавалерию.

Международная конференция

Именно такие кони, с мощными, закованными в броню всадниками, переломили ход в великой битве ордынцев и рыцарей Европы в апреле 1242 г. при Лигнице. Долгое время эти две ветви разводились как на Дону, так и на Северном Кавказе. В советское время коней среднего роста, почему-то, стали называть старо-донской, а лошадей высоких и могучих – ново-донской. На самом же деле обе ветви очень древние.

Об этом хорошо знал ценитель казачьей породы, маршал Буденный, который в 1931 г. основал для сохранения донской породы конный завод «Зимовниковский». Много лет этот завод работал по сохранению лучших в мире коней, его директоры и администрация спасли коней даже во время Великой Отечественной войны.

В трагическое время 1942 г. в момент немецкого наступления кони были эвакуированы за Волгу. Даже тогда советское правительство нашло средства и время что бы спасти бесценную породу. А что же происходит в наше время с заводом? Наш президент оказался на высоте – Владимир Владимирович в 2009 г. лично наградил директора Василия Бурку за хорошую работу и сохранение породы, но враги рода человеческого, и нашей родины в частности, тоже не дремали.


В 2011 г. они организовали рейдерский захват конного завода и поставили во главе предприятия некого безработного Берча Мухаммедовича Карданова, а на следующий день предприятие выставили на торги. Коней самой древней на земле скифской породы кого распродали по мясной цене, а кого пустили под нож.

Нам могут сказать, что таковы законы экономики, и что завод оказался ни с того, ни с сего нерентабельным. Все это отговорки, экономикой здесь и не пахнет. Это политический акт уничтожения русского национального достояния, нашей русской породы великолепных коней, на которых когда-то Сибирская Русь покорила и Китай, и Иран, и Переднюю Азию.

Здесь — попытка уничтожить нашу национальную гордость. Наверняка, президент не знает, что произошло и с заводом, и с людьми, которых он благодарил за вклад в возрождение России. Тут удар не только по породе, но и по президенту. Либерал-демократы этим актом пытаются показать, что они еще живы и что-то могут.


У нас в Сибири сохранена традиция разведения ордынских коней, это и понятно, ведь мы живем на территории бывшей Сибирской Руси. Сибирские скакуны по экстерьеру мало отличаются от донской породы, тут их так и зовут – «донские». Им не страшны морозы за - 40С, копытят пастбище они до февраля, самостоятельно добывая корм, и при этом ни сколько не худеют.

Пример тому – наши кони, которых мы держим на базе. Этих коней мы испытывали в упряжи, и под седлом, и везде они великолепны. В Сибири, в частности в Томской области, сохранена и традиция изготовления высококачественной конской упряжи. ООО ПКФ «ИНКАР АГРО», под руководством Шушарина Сергея Петровича создает прекрасные седла как для охоты, прогулок и пастушьего дела, так для спорта и цирка, под заказ.

Также они изготовляют отличные казачьи комплекты амуниции, вьючные походные седла, праздничную и повседневную упряжь. Наши сибирские мастера создают свои произведения по качеству не уступающие немецким и британским, но гораздо дешевле, а также могут выполнить на заказ изделия в любом цвете, размере, украшениях по желанию коневладельца. Не подумайте, что мы банально рекламируем томскую фабрику.


Речь о другом, о том, что у нас в Сибири жива национальная русская традиция коневодства, и как доказательство этому — действует эта фабрика по изготовлению шорно-седельной продукции. Зная об этих русских умельцах и мастерах своего дела, не надо обращаться куда-то за моря, за океаны. Все что нужно, для вас сделают здесь, в России, в частности в Томске. И последнее. Вернемся снова к трагедии породной группы ордынских коней. Есть старинный психологический прием. Если хочешь уничтожить народ, назови его другим именем, и со временем народ вымрет.

Пример тому – наши казанские татары. «Татарами» их назвал В. И. Ленин в 18 году прошлого столетия. Зачем он это сделал? Для того чтоб их название ассоциировалось в сознании русских с татарской ордой, которая якобы притесняла Русь. На самом деле всё было не так, но это другая тема. Ленину хотелось, что бы русские видели в булгарах своих врагов татар – политика разделения. Результат сказался, булгары как нация, под названием «татары», стала медленно вымирать.

То же самое и с конями. Когда единую породную группу ордынских коней разделили на части, придумали дончаков, кабардинцев, карачаевцев, терскую породу, то фактически отсекли сибирских коней той же самой породной группы. Мелкие нарымские лошадки, хакасские, тувинские и бурятские «монголки» не в счет — они исстари мясная порода. Мы имеем в виду крупных высоко аллюрных коней.


Ахалтекинец. Небесный аргамак

Что же получилось? Сибирские кони первые оказались без имени, роду и племени, а лучше их вряд ли найти здесь, да и во всем мире. Пример тому подвиг амурского жеребца по кличке Серко, который в конце 19 века за одну зиму дошел от берегов Амура до Петербурга. А сейчас наступает очередь гибели других ветвей этой породной группы. Что происходит с дончаками, мы уже сказали. На очереди, в будущем, кабардинцы и карачаевцы. Поэтому, что бы спасти породу, прежде всего надо вернуть ей старое название. Пора так и называть этих великолепных лошадей – Конями Великой Скифии, кратко КВС, или Ордынской породой верховых и упряжных лошадей. Надо создать на базе племенного поголовья, которое еще можно найти, мы имеем в виду две ветви донских коней, новый государственный племенной центр русской национальной породы, под патронажем федерального правительства.

Недавно в России и Казахстане были обнаружены останки легендарных скифских лошадей. Ученым удалось восстановить их ДНК и раскрыть секрет знаменитых коневодов этого древнего народа при помощи выделенной геномы.

Раскрыта тайна легендарных скифских лошадей

Так была получена первая "фотография" скифской лошади. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

По словам Людовика Орландо из университета Копенгагена (Дания), в своей работе ученые постарались выйти за пределы мифа о том, что скифы были агрессивными воинами, пьющими кровь врагов из их черепов.

"Мы хотели понять, как эти люди установили ту уникальную связь с лошадьми, которая стала их определяющей чертой и визитной карточкой", — рассказывает ученый.

По мнению исследователей, человек приручил лошадь примерно 3,5-4 тысячи лет назад. И если поначалу лошади были только пищей, то потом их стали использовать в хозяйстве. Предположительным предком домашних скакунов считаются как ныне существующие лошади Пржевальского, так и вымершие в 20 веке тарпаны.

Удивительное открытие ученым удалось совершить пять лет назад, когда они смогли извлечь и расшифровать обрывки ДНК из костей лошади, пролежавшей в вечной мерзлоте Аляски около 700 тысяч лет. Это натолкнуло ученых на мысль, что захоронения лошадей в схожих условиях на юге Сибири и на севере Казахстана, в знаменитых могильниках скифов, можно использовать для раскрытия секретов одомашнивания скакунов и их эволюции.

Скифы, жившие на территории степей Центральной Азии и Алтая около четырех тысяч лет назад, были одними из первых народов, кому удалось приручить лошадей и научиться скакать на них верхом. Многие ученые уверены, что особенности анатомии и устройства ДНК скифских скакунов могут быть наиболее близкими к предполагаемому предку всех домашних лошадей.

Недавно авторам статьи улыбнулась удача — в Туве, в курганном комплексе Аржан-2, были найдены останки нескольких сотен скифских лошадей, захороненных вместе с их предполагаемыми хозяевами в вечной мерзлоте. Аналогичная находка была сделана в окрестностях села Берель на северо-востоке Казахстана, где казахстанские и российские археологи нашли непотревоженный курган с останками 13 лошадей, захороненных с предполагаемым вождем местных скифов.

Ученые смогли восстановить и "прочитать" геномы сразу 13 скифских лошадей. Их ДНК ученые сравнили с геномами современных коней, лошадей Пржевальского, древней 700-тысячелетней лошади и кобылы возрастом в 4 тысячи лет, чьи останки были найдены в окрестностях Челябинска. Выяснилось, что скифские лошади были очень пестрыми — среди них были как черные, так и гнедые, каштановые и "кремовые" скакуны, так и даже кони, напоминавшие по своей расцветке пятнистых орловских рысаков.

Эти лошади, как отмечают ученые, были носителями мутаций, увеличивавших толщину костей и улучшавших их беговые качества и способность быстро проходить короткие дистанции. Это говорит о том, что скифские селекционеры отбирали только самых быстрых, выносливых и резвых лошадей. Еще одной интересной их особенностью было повышение активности генов, связанных с производством молока, которое скифы использовали для производства кумыса и других напитков.

Тот факт, что в захоронении не обнаружилось лошадей-родственников, говорит о том, что скифы активо торговали этими животными, то есть, скакунов у них было много. Возможно, что самых красивых лошадей отбирали для сопровождения умерших вождей в иной мир. Ученые высказали и другое предположение: скифы могли не вмешиваться в естественную жизнь лошадиных табунов, что помогло избежать близкородственого скрещивания.

По мнению ученых, их исследования говорят против существующей теории о том, что все современные лошади имеют общего предка. Таким образом, потеря генетического разнообразия произошла тогда, когда современные селекционеры стали выводить идеальную породу, а не в процессе одомашнивания лошади.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

В курганах умерших скифов могли находиться до 16 лошадей. Как правило, древние люди разводили несколько пород — для поездок, хозяйственных работ и табунных.

horses-83270_1280-e1556274565526

Об этом сообщается в статье, опубликованной в номере «Кратких сообщений Института археологии РАН».

Специалисты заметили, что скифская археология насчитывает уже более 250 лет, однако развернутой информации о том, какую роль играли лошади в жизни древнего народа, нет. Например, на данный момент опубликованы результаты исследований всего из девяти курганов и пяти городищ.

На основе имеющейся информации археологи проанализировали, каки лошадей заводили скифы, использовали ли селекцию и почему животные встречаются в курганах. Оказалось, что скифы разводили три типа лошадей: рослых и стройных верховых; низкорослых, выносливых — и под седло, и для хозяйственных работ; среднерослых — табунных.

Особенно важное значение имел ритуальный статус животных. Например, останки лошадей находят в скифских захоронениях — в 2-4% случаев. Гораздо чаще их использовали в качестве ритуальной пищи — в 44% случаев.

Есть информация, что в скифских курганах находили от 1 до 16 лошадей. Как правило, размеры кургана зависели от личность усопшего и его статуса. Значительное число останков лошадей находили во рвах, куда они попадали в жертвенных целях. Обычно организаторы похорон выбирали лошадей возрастом старше трех лет.

Как правило, в поминальных обрядах использовали жеребцов. Ученые считают, что они выполняли символическую роль — умерший должен иметь своего ездового коня на том свете.

Раздел: Н овости истории
Дата публикации: 15.03.2021 10:00:57 1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК
Твиттер
Телеграм
Я.Кью
Я.Дзен
Фейсбук

В ас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:


Найденный зуб связал неандертальцев Польши и Кавказа

Европейские исследователи обнаружили в польской пещере Стайня останки древнейших неандертальцев. .

Читать

Энтузиасты докажут планы фашистов уморить голодом жителей СССР

Представители Ассамблеи народов Евразии соберут и оцифруют данные о геноциде мирного населения во время Великой Отечественной войны. Об этом сообщает «Российская газета» . .

Читать

В Норвегии с помощью радара нашли поселение викингов

Специалисты Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU) нашли 15 древних курганов. Об этом говорится в сообщении на сайте Archaelogy News.

Читать

В Чехии предположительно нашли гвоздь с распятия Иисуса Христа

Чешские археологи нашли в Милевском монастыре в Южночешском крае Чехии гвоздь, который может является реликвией Страстей Христовых. .

Читать

Рассекречено название парада на Красной площади 7 ноября 1941 года

Минобороны России рассекретило название парада на Красной площади, который состоялся 7 ноября 1941 года. .

Читать

В пещерах Мертвого моря нашли древний свиток

В расположенных вдоль побережья Мертвого моря (Израиль) пещерах нашли фрагменты древнего свитка. Находка была сделана в Пещере ужаса. Об этом сообщает издание.

Читать

Раскрыта дата происхождения языка

Исследователи из Университета Уорика (Великобритания) выяснили, когда приблизительно появились первые зачатки человеческого языка..

Читать

Первобытными охотниками были не только мужчины, но и женщины

Ученые опровергли популярный миф о том, что древними охотниками становились исключительно мужчины. .

Читать

Турист нашел под деревом клад возрастом 700 лет

Мужчина нашел клад древних монет, когда прогуливался по местному лесу. Энтузиаст изначально был настроен на поиск клада, так как у него при себе был металлодетектор. В результате изысканий он обнаружил 147 серебряных монет..

Читать

Раскрыта дата становления Пекина столицей Китая

Пекин сформировался в качестве столицы Китая около 900 лет назад. Об этом сообщает издание China.org.cn. Соответствующая информация была получена в ходе полевых работ на.

Все права принадлежат авторам выкладываемых работ. Материалы сайта разрешено копировать с согласия автора работы, с обязательным указанием автора материала и прямой ссылкой на текст копируемого материала. На сайте используются файлы куки (cookie) для организации работы сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, произведите соответствующие настройки в браузере, либо воздержитесь от посещения сайта. Ознакомтесь с политикой конфиденциальности нашего сайта.

Читайте также: