Какие подковы используют для рысистых лошадей

Опубликовано: 23.04.2024

Чрезвычайно важное значение имеет выбор для рысака подков определенной массы и конфигурации. При ковке лошади увеличивается масса каждого копыта, смещается его центр тяжести, изменяется характер опирания конечностей о землю и отталкивания их от земли.

Для ковки рысистых лошадей в зимнее и летнее время применяют подковы различных видов: летние - гладкие, с бороздкой, с бороздкой и желобком, с бороздкой и откосом и др.; зимние - обычные с шипами, квадратные с шипами, квадратные с крючком и шипами (рис. 70, 71, 72).

Рис. 70. Передние подковы: слева направо - летняя гладкая с широким полотном; летняя с полной бороздкой; летняя с широким полотном, полной и дополнительной (на зацепе) бороздками и с крючком (масса

Рис. 70. Передние подковы: слева направо - летняя гладкая с широким полотном; летняя с полной бороздкой; летняя с широким полотном, полной и дополнительной (на зацепе) бороздками и с крючком (масса 'в лоб'); зимняя с квадратным зацепом

Рис. 71. Задние подковы: слева - летняя с полной бороздкой и

Рис. 71. Задние подковы: слева - летняя с полной бороздкой и 'ковыльком'; справа - зимняя (винтовые шипы вывернуты)

Рис. 72. Зимняя передняя подкова с крючком. Рядом винтовые шипы

Рис. 72. Зимняя передняя подкова с крючком. Рядом винтовые шипы

По массе задние подковы не оказывают существенного влияния на характер движения рысака резвой рысью, но, чтобы не обременять мускулатуру лишней нагрузкой, они должны быть как можно легче (об исключениях из этого правила см. в разделе "Расчистка копыт и ковка рысаков с недостаточно продуктивными движениями"). В гораздо большей степени ход рысака зависит от соотношения между массой передних подков и массой задних. Если передние подковы легче задних, то это, как правило, затрудняет движение рысью и заставляет рысака двигаться иноходью. Чтобы перевести рысака на иноходь, иногда достаточно расковать его передние ноги. Наоборот, увеличение массы передних подков по сравнению с задними стимулирует движение рысью. Недаром многие наездники расковывают задние ноги тех лошадей, которые склонны к иноходи или шлапаку и для которых другие методы исправления хода оказались безрезультатными. Отношение массы передних подков к массе задних должно составлять примерно 4:3.

Решающее значение для постановки рысака на правильный устойчивый ход имеет масса передних подков. При ее увеличении; возрастают инерционные силы во время движения (как и при увеличении длины зацепа, но в большей степени), и ход рысака становится более устойчивым. Одновременно увеличивается амплитуда движения конечностей, более четким становится их вынос вперед, и усиливается сгибание после отрыва от земли. При этом возрастает нагрузка на мускулатуру, лошадь быстрее утомляется, и на финише ее движения становятся менее производительными. В итоге при большой массе передних подков резвость рысака снижается. Поэтому для лошадей со стойким продуктивным ходом следует подбирать возможно более легкие передние подковы. При минимальной массе задних подков, колеблющейся в пределах 110 - 120 г, масса передних подков для таких рысаков не превышает 150 - 160 г. В США, Западной Европе, а в последнее время и в СССР известны случаи применения алюминиевых и пластиковых подков, которые при достаточной прочности бывают значительна легче обычных. В большинстве же случаев, чтобы добиться от рысаков правильного устойчивого хода, приходится пользоваться 200-граммовыми передними подковами, а иногда 300-граммовыми и более.

Масса подковы определяется ее размером, толщиной и шириной полотна, наличием шипов и другими особенностями изготовления. В США подковы делают из заготовок различного стандартного сечения. Для гладких подков приняты две стандартные толщины и пять размеров ширины заготовок. Всего там принято восемь вариантов подков, разнообразных по массе (табл. 22).

Таблица 22. Приблизительная масса гладких подков для передних копыт, соответствующая размерам сечений стандартных заготовок (по Джону Ф. Симпсону)

Таблица 22. Приблизительная масса гладких подков для передних копыт, соответствующая размерам сечений стандартных заготовок (по Джону Ф. Симпсону)

В результате увеличения массы копыта после ковки лошади и более низкого расположения его центра тяжести по сравнению с неподкованным копытом инерция движения конечностей лошади увеличивается. Если масса подковы будет распределена по ее полотну неравномерно, то из-за этого соответственно сместится и центр тяжести подкованного копыта. Положение же его центра тяжести, как уже отмечалось, оказывает своеобразное влияние на характер движения лошади. Для лучшего вымаха ног вперед применяют подковы с утяжеленной (утолщенной) зацепной частью (масса "в лоб") или используют лобовые довески (рис. 73). Для лучшего сгибания конечностей утяжеляют концы ветвей подковы или применяют напятники. Утяжелением наружной или внутренней ветви подковы можно добиться расширения или сужения хода лошади.

Рис. 73. Довески на передних подковах

Рис. 73. Довески на передних подковах

Конфигурация подков определяет характер опирания конечностей о землю и отталкивания их от земли. Гладкая подкова в некоторых случаях может не обеспечивать достаточного сцепления с грунтом. Если лошадь при движении скользит, то она, во-первых, зря растрачивает энергию, а во-вторых, легко может захромать из-за растяжения сухожилий или заболевания мускулатуры. Бороздка и особенно шипы на подковах увеличивают сцепление копыта с грунтам. Но если сцепление слишком сильное и копыто намертво впечатывается в грунт, то при опускании конечности на землю связки, сухожилия, мускулатура и кости получают настолько резкую ударную нагрузку, что могут ее не выдержать. Поэтому наиболее желательна такая конфигурация подковы, при которой копыто лошади при опускании на землю будет чуть-чуть проскальзывать, прежде чем получит окончательную твердую опору. Следовательно, при выборе подков важно учитывать также свойства грунта и состояние дорожки, на которой проводятся тренировки и испытания рысаков.

Силой сцепления подковы с грунтом определяется во многом и скорость отрыва копыт от земли. В частности, при гладких подковах рысак будет отрывать копыта от земли быстрее, чем при подковах с бороздкой, а тем более с шипами. Быстрый или медленный отрыв копыт от земли связан с основным приемом, позволяющим избавиться от засечек задних конечностей, ускорить движение передних ног и замедлить движение задних. Скорость отрыва копыт от земли зависит также от формы зацепного края подковы. Для ускорения движения передних ног рысака применяют подковы с так называемым квадратным зацепом, а также подковы, полотно которых в сечении полукруглой формы (с закругленной нижней поверхностью). Следует, однако, не подгонять зацеп копыта под форму подковы с квадратным зацепом до тех пор, пока рысак с такими подковами не будет проверен в работе. Если при таких подковах ход рысака действительно улучшается, то тогда под форму подковы обрезают зацеп. Если же зацеп копыта будет подрезан по форме подковы без предварительной проверки, а ход лошади не исправится, то придется выжидать довольно продолжительное время, пока восстановится старая форма зацепа.

Подковы полукруглого сечения широко применяют в США. Они носят условное название полукруглых (рис. 74). Такие подковы не только ускоряют отрыв передних ног от земли, но и способствуют выработке более плавного, округлого хода передних конечностей.

Рис. 74. Полукруглая подкова, широко применяемая в Америке

Рис. 74. Полукруглая подкова, широко применяемая в Америке

Подкова призвана защищать копыта лошади от излишнего истирания, вследствие повышенных нагрузок или анатомических особенностей каждой конкретной лошади. В зависимости от того, какую работу выполняет животное, нужно использовать разные виды подков для лошадей.

История совместной жизни человека и лошади насчитывает не одно тысячелетие. Несмотря на это, такая привычная для нас вещь, как подкова, появилась не так давно. В Древнем Риме использовались гиппосандалии, которых можно назвать “бабушками” современных подков. И только в 8-9 века нашей эры появились первые настоящие подковы, которые получили широкое распространение с 12 века.

Стандартные

Обычные, стандартные подковы для лошадей могут быть разных размеров. На сегодняшний день, таких размеров 13. Шипы могут быть как конусообразными, так и Н-образными. Шипы оберегают лошадь от скольжения зимой.

Стандартные

Обычные стандартные

Спортивные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца – подковы без шипов, со специальными утолщениями.

Спортивные

Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать передние конечности на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.

Легкие

Для рысаков используют легкие подковы с различным весом для задних конечностей и передних. Различие в весе на 25-40% помогает удержать от иноходи тех лошадей, которые имеют к этому склонность. Также с этой целью используют чуть более тяжелые подковы, чем обычно, вес может доходить до 180-210 гр. Толщина подковы для рысистых лошадей не меньше 4 мм, а ширина не меньше 8 мм. Молодняк в начале тренировок подковывать не обязательно. Впоследствии, для тренировок и испытаний на ипподроме, рысаков подковывают на круглые подковы с перемычкой на концах ветвей.

Легкие

Легкий вариант

Это были основные виды подков для лошадей. Если же животное заболело, например, у лошади грипп или она получила травму, незаменимыми будут ортопедические подковы. Такие подковы позволяют уменьшить дискомфорт и боль при ходьбе, ускорить процесс заживления, скорректировать деформацию копыта, выровнять движение лошади.

В каждом отдельном случае применяются разные подковы для лошади. К примеру, при серединной трещине копыта выбирают подкову круглой формы с боковыми отворотами и зацепными шипами. При воспалении основы кожи копыта используют круглую подкову с вырезом на уровне воспаления. В любом случае, такие подковы должен подбирать ветеринарный врач.

КОМПАНИЯ

  • О компании
  • Адреса магазинов
  • Сервис-Центр
  • Консультация специалиста
  • Написать письмо
  • Вакансии

УСЛУГИ

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

  • Инструкции к металлоискателям
  • Игра "МДКЕШИНГ"
  • Газета "Вестник МДРегион"
  • Игра "Дневник Купца"
  • Наш YouTube
  • Наша группа "ВКонтакте"

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.


Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.


Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.


И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.


Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.


Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.


Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.


Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ - Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П - передние или З - задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.


Формы подков. 1 - московская подкова для упряжных лошадей; 2 - восточная подкова; 3 - горная подкова; 4 - зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 - зимняя подкова со съемными шипами; 6 - подкова для скаковых лошадей; 7 - подкова для троеборных лошадей; 8 - летние подковы для рысаков; 9 - зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.


Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Основное назначение этого предмета конской амуниции – защита лошадиных копыт от повреждений. В естественных условиях животным подковы не нужны, поскольку роговой копытный слой хорошо приспособлен для конкретных земных поверхностей, характерных для региона обитания. Однако домашние лошади часто вынуждены ходить и бегать по таким поверхностям, которых в дикой природе просто нет. В результате их копыта стираются быстрее, чем успевают отрастать.

  • Причины появления и история появления подков для лошадей
  • Обязательно ли подковывать лошадь?
  • Какие бывают подковы?
  • Как куют коней?
  • Периодичность замены

Появление городов привело к строительству дорог с твердыми покрытиями, которые не являются для этих животных привычными. Риск возникновения травм в результате стирания рогового копытного слоя значительно вырос, а такое повреждение приводит к потере работоспособности и мешает полноценной жизни животного.

Подковы для лошадей

Причины появления и история появления подков для лошадей

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

Какие бывают подковы?

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.

Подковы для лошадей

И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.

Как куют коней?

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.

Подковы для лошадей

Современная подкова для лошадей

Периодичность замены

Обычно подковы меняют каждые месяц-полтора.

Поскольку подкова замедляет стирание, именно за это время отрастает лишний копытный рог, и его необходимо обрезать. Однако это – средний условный период. Конкретный интервал между сменами лошадиной обуви зависит от интенсивности использования и условий работы животного.

YouTube responded with an error: API key expired. Please renew the API key.

Список используемой литературы:

  • А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
  • Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
  • Животноводство - Википедия
  • Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Подковы для лошадей: назначение, виды, правила подковки


Заводчики лошадей — большие счастливчики, поскольку конь становится им настоящей опорой, верным товарищем и другом, бесценным помощником и просто спасением от плохого настроения. Однако за таким питомцем требуется очень тщательный уход, и особое внимание необходимо уделять именно ногам.

Зачем лошадям подковы

Чтобы разобраться, для чего лошадям нужны подковы, необходимо вспомнить, что естественной средой для лошадей являются луга и поля, то есть они рождены бегать по мягкой почве. Стирание копыт о землю является нормальным процессом, однако от грубого покрытия, такого как щебень, их износ происходит быстрее, чем восстановление тканей. Чтобы защитить животное от износа копыт, сопутствующих травм и различных инфекций, люди и придумали такой способ защиты копыт, как подковы.

  • помимо защиты от механических повреждений, подковы также оберегают животное от заражений различными инфекциями;
  • наличие железного «протектора» увеличивает сцепление с относительно скользкими поверхностями и помогает подниматься вверх без сильного скольжения.

Существует 3 вида современных защитных набоек, выбор которых зависит от предназначения лошади. Каждый тип имеет свои особенности.

Стандартные (простые)

Самым распространённым видом лошадиных протекторов являются стандартные подковы. Ими пользуется большинство заводчиков и фермеров. Такой аксессуар изготовлен из железа, имеет полукруглую форму и весит около 350 г.
Бывают простые и шипованные (зимние) наконечники (в случае выгула лошадей по скользким поверхностям). Использование стандартных подков допустимо в любом возрасте, при любых целях использования животного.

Спортивные

Как понятно из названия, спортивные подковы необходимы спортивным породам, которые получают ежедневную нагрузку при подготовке к чемпионатам. Данный вид протектора рассчитан на большие нагрузки и способен долго оставаться надёжной защитой для скакуна. Его особенностью является то, что он максимально облегчён и имеет индивидуальную анатомическую форму.

В свою очередь, спортивные протекторы можно разделить на несколько видов, в зависимости от целевого назначения:

  • для скакунов — лёгкие (125–150 г), полукруглые (есть зимние прорезиненные модели);
  • для многоборцев — угольные, с дополнительным слоем (150 г);
  • для конкуров — облегчённые (должны соответствовать стандартным нормам: шипы внутрь, минимальная высота);
  • для бегунов — утолщённые, подбираются под дорожное покрытие;
  • для рысаков (так называемые «лёгкие») — особенностью является разный вес между передними и задними изделиями (задние на 40% тяжелее для более лёгкого движения устойчивым бегом).


Ортопедические

Ортопедические набойки призваны исправить ряд проблем с конечностями, таких как:

  • быстрая утомляемость;
  • травмы конечностей (снимают боль);
  • долгое заживление копыт после травм и заражений инфекциями;
  • неровное движение конечностей;
  • высокая нагрузка на ноги;
  • деформация копыт.

Ношение подков на протяжении всего нескольких дней значительно улучшит общее состояние конечностей лошади.
Также существуют подковы-зажимы, которые используют как гипс при раздроблении нижних частей ног.

Как выбрать подкову для лошади

Неправильно выбранная защита копыт может не только создать животному дискомфорт, но и вызвать серьёзные травмы. Поэтому необходимо следовать определённым правилам по выбору необходимого аксессуара:

  1. Правильно определить цель, ведь от неё будет зависеть вид нужного протектора.
  2. Размер. Набойка должна быть сделана по индивидуальным характеристикам стопы животного.
  3. Материал. Существуют железные, резиновые и пластиковые варианты. Самыми оптимальными всё-таки считаются подковы из железа, ведь они подходят для любого случая.
  4. Сезон. Так же, как и резина для автомобилей, подковы бывают летние и зимние, поэтому их надо устанавливать в правильное время года.
  5. Установка. Её может сделать только профессионал. Самому лучше не подковывать лошадей.

Как подковать лошадь

Многие владельцы переживают, не больно ли лошади при подковке. И напрасно, ведь копыто — роговое вещество, которое не имеет нервных окончаний. А вот отсутствие необходимой защиты действительно может принести животному боль. Итак, подковы выбраны; осталось приобрести все необходимые инструменты — и можно приступать к установке.
Для подковки коня необходим следующий инвентарь:

  • щётка средней жёсткости;
  • обсечка;
  • крючок для копыт;
  • резцы (гвозди);
  • клещи;
  • рашпиль;
  • наковальня и молоток (500 г).

Когда всё, что нужно, приобретено и подготовлено, осталось взять четвероногого питомца под узду и приготовиться к ответственной процедуре:

  1. Первым делом коня необходимо привязать к надёжной опоре, поскольку животное должно стоять неподвижно. Должен быть доступ ко всем его конечностям.
  2. Переднюю ногу надо поднять по естественному суставному сгибу. При помощи обсечки и молотка надо расшатать и вынуть заклёпки, чтобы снять старую подкову.
  3. Теперь нужно прочистить копыта от грязи и навоза, ведь любая грязь вызовет воспалительные процессы и инфекции. После вытереть копыто насухо, и, не опуская ногу на землю, выполнить дальнейшие действия.
  4. С помощью копытного резца необходимо максимально выровнять копыта, избавиться от всех неровностей (процедура напоминает подпиливание ногтей).
  5. После выравнивания необходимо отшлифовать копыто (при помощи рашпиля).
  6. Далее, после измерения длины и ширины копыта, подбирается соответствующая подкова. В случае если подкова подошла не идеально, с помощью молота и наковальни её необходимо подогнать под необходимый размер.
  7. Набойку необходимо закрепить — для этого в ней имеются специальные отверстия, в которые следует поочерёдно вбить резцы (гвозди). Резцы, которые вышли наружу из копыта, необходимо отрезать, поскольку они могут травмировать животное и человека.
  8. На внешних концах гвоздей при помощи молотка или заклёпочника устанавливаются заклёпки.
  9. Далее с помощью клещей подкова максимально прижимается к подошве, а острые края по всей площади шлифуются рашпилем.
  10. Те же процедуры проделываются с другими конечностями.

Видео: проверено на себе: как коня подковать

Как часто нужно менять

Поскольку подкова призвана защитить копыто от износа, а лошадь имеет довольно внушительный вес, данный протектор быстро изнашивается, так что владелец должен быть готов к регулярной замене стёртых подков. Обычно это происходит раз в 1,5–2 месяца. К тому же летом и зимой необходимо носить разные набойки.

Показаниями для того, что защиту нужно поменять, являются:

  • травмы конечностей;
  • смена сезона;
  • длина копыта более 10 см.

Итак, защита ног коня — важная задача, поскольку это будет напрямую влиять на самочувствие и трудоспособность животного. Самому это делать достаточно сложно, однако большая лошадиная семья требует постоянной смены подков, поэтому необходимо научиться справляться с этим и не доставлять дискомфорт ни себе, ни своему любимцу.

Размеры подковы для лошади, разновидности подков


1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье — XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.


7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX — начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода («ЮЗ» — Юризанский завод или «КМ» — Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась («П» — передние или «З» — задние, левые и правые подгонялись по месту).


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди — с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

Размеры подковы для лошади, разновидности подков


Стандартные универсальные подковы для верховых лошадей.

Семейство DF The Royal Kerckhaert разработано с тем, чтобы представить лучшие корпоративные разработки по производству подков высочайшего качества.
Их новаторский характер обеспечивает компании лидерские позиции в сравнении с их конкурентами.
Запатентованный дизайн отворотов Radius tm, особый метод дизайна профиля подковы помогают ковалям из многих стран мира обеспечить.


Лучшие алюминиевые подковы для скачек и верховых лошадей.

Теперь Royal KERCKHAERT предлагает принципиально новый тип подков для скачек и бегов с характеристиками, которых недостает аналогам на профессиональном рынке.
Обширный ассортимент серии Kings Plate – прекрасный выбор, отвечающий всем требованиям по подковам для скачек. Прежде, чем создать этот суперкачественный и многоликий продукт, компания Royal KERCKHAERT годами прислушивалась.


Подковы для классических видов конного спорта с расширением ветви в пяточной части.

Увеличение опорной поверхности способствует равномерности распределения нагрузки в опорно-двигательном аппарате лошади.

Семейство Meister характеризует технологии компании KERCKHAERT с наилучшей стороны.
Для того, чтобы обеспечить высокий стандарт технологий ковки, компания использовала новейшие технологии для производства подков семейства Meister.


Подковы для классических видов конного спорта из полукруглой стали.

За счет особой полукруглой формы полотна помогают добиться более просторных движений лошади. Снижают нагрузку на связочный аппарат лошади.

Семейство Classic The Royal Kerckhaert прекрасно удовлетворяет запросы профессионалов-ковалей из самых разных стран.
KERCKHAERT смог революционизировать традиционные конические подковы: компания оснастила их системой отворотов.


Классические подковы скошенные на конус по внутренней ветви. Подковы для тяжеловозов и крупных лошадей.

Семейство WH и SSP образует модельный ряд подков, с которых начался рост успешной репутации Royal KERCKHAERT, как компании-производителя лучших на массовом рынке подков машинной штамповки. Конечно, ковали разных стран пользуются и подковами иных мировых марок и модификаций, но почти все они едины во мнении, что подковы KERCKHAERT.



Облегченные стальные подковы для верховых лошадей с двумя отворотами.

Американское семейство подков происходит из США, однако KERCKHAERT усовершенствовал этот дизайн. Стремясь идти навстречу пожеланиям ковалей из американской клиентуры, KERCKHAERT разработал широкий модельный ряд подков, в котором подходящий вариант можно подобрать практически под любую лошадь. Он предлагает большой выбор размеров и видов профилей.
Подковы семейства American.


Подковы для конного спорта высоких достижений.

Семейство подков Triumph – еще один пример штучного характера всей продукции Royal KERCKHAERT.
Специально разработанная, отдельная серия Triumph (доступная, как в стальном, так и алюминиевом исполнении) молниеносно стала хитом продаж на мировом рынке. Для этой серии Royal KERCKHAERT применяет метод объемной штамповки на падающем молоте – он позволяет добавить разнообразия в образцах дизайна подков.


Легкие и прочные, подковы для ипподромных испытаний. Помогают повысить спортивные результаты лошади, участвующей в спортивных состязаниях. Острые, точные края, обеспечивающие крепкую усадку, идеальные для точной подгонки. Высочайшее качество материала.

Если Вы желаете улучшить спортивные результаты Ваших лошадей — доверьтесь Royal KERCKHAERT, мы предложим Вам лучшее!

Семейство Steel Race – одно из самых удивительных в ассортименте Royal.

Читайте также: