Каких размеров был троянский конь

Опубликовано: 16.04.2024

История о Троянском Коне, с помощью которого тридцать бойцов Одиссея попали внутрь Трои, говорит не только о коварстве нападающих, но и о наивности защитников. Между тем, о том, был ли Конь, историки спорят по сей день.

Свидетельства очевидца

Древнеримский сочинитель Вергилий, живший во время правления императора Августа, написал эпическую поэму «Энеида», в которой говорится о странствиях Энея из Трои в Италию. Ряд историков считает, что «всё, что написал поэт», он нашел в достоверных источниках. В конечном счете, его стихотворное свидетельство о трагедии Трои вошло в мировую историю, а словосочетание «Троянский конь» - стало нарицательным. Не в последнюю очередь это произошло потому, что военная хитрость трех десятков бойцов сокрушила крепость, которую не могла взять вся армия царя Менелая.

Перед тем, как снять осаду, нападающие сообщили троянцам, что построенный ими деревянный «конь» - это символ мира и приношение Афине в знак искупление грехов. И пока он будет стоять, они не нападут. Об этом троянцам поведал Синон, двоюродный брат Одиссея, который, якобы, перешел на сторону защитников.

Деревянный исполин

Судя по описаниям, Троянский Конь был высотой 7.6 метров и шириной около трех метров. Построенная уже в наши дни модель весила около двух тонн и могла вместить максимум двадцать мужчин средней конституции, характерной для тех времен. Чтобы закатить эту конструкцию по бревнам, смазанным жиром, необходимо было сорок человек.

Скорей всего, была построена деревянная дорога, поскольку многие эксперты сомневаются, что Троянский Конь имел колеса. Историк Давид Рол (David Rohl), приводя доказательство канонической версии, ссылается на то, что в стене был сделан проем, через который можно было затащить Троянского Коня указанных размеров. На Коне была надпись: «приношение Афине», чтобы она хранила греческие корабли по дороге домой.

Верить, или не верить?

Между тем, этого Коня в Трою завезли не сразу после того, как флот греков исчез вдали. Для того чтобы провести подготовительные работы, потребовалось время, как минимум, несколько дней. Если бы в этой деревянной конструкции и на самом деле прятались бойцы Одиссея, то им пришлось бы очень тяжко.

Пока греки томились в «брюхе» коня, в городе решали его участь. Многие жители считали, что приношение нужно жечь. Среди них была прорицательница Кассандра, которая, указав рукой на коня, заявила, что там спрятаны войны. Троянский жрец Лаокоон бросил копье в приношение греков, призывая не верить врагам. «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», - кричал он. Вскоре, как гласит легенда, он и его два сына были задушены морскими змеями.

Таким образом, вокруг этого «данайского дара» кипели нешуточные страсти, но всё-таки его затащили в город. Это произошло, по некоторым данным, 6 июня 1209 г. до нашей эры. В тот роковой вечер перед «конем» была выставлена многочисленная охрана, но начавшееся пиршество опьянило и её. Поздно ночью тридцать бойцов во главе Одиссеем выбрались из «подарка» и открыли ворота города. В эту ночь Троя пала. Эней, один из немногих, кто спасся, поведал миру о коварстве греков и наивности Трои.

Был ли конь?

Римский путешественник и ученый Павсаний, живший во II веке нашей эры, в книге «Описание Греции» писал, что Конь в реальности существовал, только это был не подарок, а таран, который троянцы отбили у греков во время штурма и увезли вовнутрь города, чтобы тот больше не разрушал стены. В нем и спрятались некоторые греки, которых не заметили в суматохе.

Имеется и другая версия. В то время о рабах-гребцах, находящих в трюме корабля, говорили, что им также тяжело, как и в брюхе лошади. Возможно, это был один из брошенных греками поврежденный корабль - бирема, в которой затаились бойцы Одиссея. Кто-то из троянцев доставил судно в гавань, чтобы привести в порядок.
Впрочем, немецкий археолог Генрих Шлиман, участник раскопок мест, где могла находиться Троя, сомневается, что вообще была греческая осада. Во всяком случае, ему не удалось найти ни одного наконечника греческих стрел или копий.

Другие военные хитрости

Чтобы обмануть врага, использовались и другие хитрости, схожие с Троянским конем. В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как греческие странники бежали от Циклопа, спрятавших под овцами. Иными словами, неприятеля можно обмануть, выдав своих солдат за его бойцов. Переодевание в обмундирование противника, чтобы проникнуть в стан врага или, напротив, бежать от него, является одной из самых распространенных военных хитростей.

Таких случаев в истории – масса. Например, часть русских войск покинула осажденную в 1704 году Нарву, переодевшись в форму погибших при штурме шведов. В 1812 году отряды Дениса Давыдова довольно часто переодевались в форму разношерстых наполеоновских полков, а затем, приблизивших к врагу, внезапно нападали на него.

В структуре Абвера имелся полк «Бранденбург», солдаты которого были диверсантами, одетыми в форму бойцов Красной армии. Были такие подразделения и у нас. Например, в мемуарах немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса рассказывается о группе советских бойцов, которые, переодевших в форму Вермахта, нанесли серьезные потери немцам, обороняющим Белгород в 1943 году.

Фото Что значит троянский конь. История и смысл выражения

Троянский конь - это идиома, обозначающая хитрую ловушку, замаскированный обман, губительный подарок. Выражение-синоним - «дары данайцев».

В компьютерном мире троянским конем или трояном называют программу, которая тайно выполняет скрытые функции - например, ворует пароли и личные данные пользователя.


Изображение Троянского коня на античном сосуде (VI век до н.э.), найденном в Черветери, Италия https://img.anews.com/media/gallery/107878243/879322432.jpg

Миф о троянском коне

Троянский конь в «Илиаде» - это огромная деревянная лошадь, в которой спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. По легенде, безуспешная осада города продолжалась десять лет. И тогда хитроумный Одиссей придумал уловку: ахейцы изготовили гигантского деревянного коня, спрятали внутри отряд лазутчиков. Войско греков оставило лагерь и скрылось из вида, оставив лишь коня - якобы как приношение богине Афине.


Сооружение троянского коня. Джованни Баттиста Тьеполо. 1757-62 https://img.anews.com/media/gallery/107878243/453657533.jpg

Троянцы решили, что война закончилась, а враг отступил. После обсуждения они решили забрать странный подарок в город и принести в дар богам.

Наделенная даром предвидения Кассандра предупреждала троянцев, что принимать этот дар опасно. Опасался коня и троянский жрец Лаокоон. В поэме Вергилия «Энеида» он говорит: «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» (Timеo Danaos et dona ferentes). Это выражение стало крылатым, в другом варианте оно звучит так: «Бойтесь данайцев, дары приносящих» или просто «дары данайцев».

Однако ни Лаокоона, ни Кассандру троянцы не послушались. Коня перевезли в город, за крепкие стены. А ночью из фигуры выбрались лазутчики и открыли ворота вернувшейся ахейской армии. Троя пала.


Шествие Троянского коня в Трою. Джованни Баттиста Тьеполо. 1773 https://img.anews.com/media/gallery/107878243/861556025.jpg

В переносном смысле троянским конем называют коварную уловку: способ пробраться в защищенную и враждебную среду, дар врагу с целью его погубить. Отчасти схожие по смыслу выражения - «засланный казачок» или «пятая колонна».

Вагон, везущий Ленина, - не тот же ли троянский конь?
М.И. Цветаева. «О Германии» (1919)

Оставаясь стратегическим партнером Америки, Турция постепенно избавлялась от образа троянского коня США на Ближнем Востоке.
Александр Терентьев. «Наследники блистательной Порты» // «Однако» (2010)

Генштаб уличил США в разработке новой стратегии «Троянский конь»… Суть новой стратегии заключается в активном использовании протестного потенциала так называемой «пятой колонны» для дестабилизации обстановки в неугодной стране с одновременным нанесением ударов высокоточным оружием по наиболее важным гособъектам.

Иван Петров. «Генштаб уличил США в разработке новой стратегии "Троянский конь"» // «Российская газета» (2019)

Троян или троянец в компьютерном сленге

В компьютерных науках троянский конь (trojan horse), троянец или просто троян (trojan) - это программа, которая содержит скрытые опасные функции. Выполняя какую-то полезную задачу, троян одновременно тайно нарушает безопасность. Например, похищает личные данные пользователя, номера кредитных карточек, пароли и отправляет их своему создателю.

Вообще не вводите эту запись в компьютер, если с него ходите в Сеть. Вам троян вобьют - не заметите, и все равно расшарят.

Алексей Иванов. Комьюнити (2012)


Троянский конь в фильме «Троя» (2004) https://img.anews.com/media/gallery/107878243/210322848.jpg


Троянский конь является деревянный конь с Троянской войны использовали греки , чтобы войти в город Трою и выиграть войну. В « Илиаде» Гомера нет троянского коня , стихотворение которого заканчивается до окончания войны. Но в « Энеиде » Вергилия , после бесплодной 10-летней осады, греки по велению Одиссея построили огромного деревянного коня и спрятали внутри отборный отряд людей, включая самого Одиссея . Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы затащили коня в свой город в качестве трофея победы. Той ночью греческие войска выползли из коня и открыли ворота для остальной греческой армии, которая отплыла назад под покровом ночи. Греки вошли и разрушили город Трою, положив конец войне.

Метафорически , «троянский конь» стал обозначать любую уловку или уловку, заставляющую цель пригласить врага в надежно защищенный бастион или место. Вредоносная компьютерная программа , которая обманывает пользователи в добровольно запустить его также называют «троянским конем» или просто «трояном».

Главный древний источник для истории является Энеидом из Вергилия , Latin эпоса со времен Августа . Это событие также упоминается в « Одиссее Гомера » . В греческой традиции лошадь называется «деревянной лошадью» ( δουράτεος ἵππος douráteos híppos в гомеровском / ионическом греческом ( Odyssey 8.512); δούρειος ἵππος , doúreios híppos на аттическом греческом ).



СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Литературные отчеты
  • 2 человека на лошади
  • 3 Фактические объяснения
  • 4 Древние представления
  • 5 Современное метафорическое использование
  • 6 цитат
  • 7 Внешние ссылки

Литературные отчеты


Согласно Квинту Смирнею , Одиссей задумал построить большого деревянного коня (конь является эмблемой Трои), спрятать внутри элитный отряд и обманом заставить троянцев везти лошадь в город в качестве трофея. Под руководством Эпея греки построили деревянного коня за три дня. План Одиссея требовал, чтобы один человек оставался вне лошади; он будет вести себя так, как будто греки оставили его, оставив лошадь в подарок троянцам. На коне была выгравирована надпись: «По возвращении домой греки посвящают это приношение Афине». Затем они сожгли свои палатки и ночью ушли в Тенедос. Греческий солдат Синон был «брошен» и должен был подать сигнал грекам, зажег маяк.

В стихотворении Вергилия Синон, единственный доброволец на эту роль, успешно убеждает троянцев, что он остался позади и что греков больше нет. Синон сообщает троянцам, что Конь - это подношение богине Афине , призванное искупить предыдущее осквернение ее храма в Трое греками и обеспечить безопасное путешествие домой для греческого флота. Синон говорит троянцам, что Лошадь была построена слишком большой, чтобы они могли взять ее в свой город и завоевать расположение Афины.

Во время допроса Синон троянский священник Лаокоон догадывается о заговоре и предупреждает троянцев в знаменитой фразе Вергилия Timeo Danaos et dona ferentes («Я боюсь греков, даже тех, кто приносит дары»), Danai ( акк. Danaos ) или Danaans (имя Гомера для Греки), создавшие троянского коня. Однако бог Посейдон посылает двух морских змей, чтобы задушить его и его сыновей Антифантес и Тимбрей, прежде чем какой-либо троян прислушается к его предупреждению. Согласно Аполлодору, двух змей послал Аполлон , которого Лаокоон оскорбил тем, что спал со своей женой перед «божественным образом». В « Одиссее» Гомер говорит, что Елена Троянская также угадывает заговор и пытается обмануть и раскрыть греческих солдат внутри лошади, подражая голосам их жен, и Антикл пытается ответить, но Одиссей закрывает рот рукой. Дочь царя Приама Кассандра , прорицательница Трои, настаивает на том, что лошадь приведет к падению города и его королевской семьи. Ее тоже игнорируют, отсюда их гибель и поражение в войне.

Окружение: Троя (современный Гиссарлык , Турция ).
Период: бронзовый век.
Традиционная датировка: ок. 1194–1184 гг. До н.э.
Современная датировка: ок. 1260–1180 до н.э.
Результат: греческая победа, разрушение Трои.

Вызвал войну:

С греческой стороны:

  • Афина
  • Гефест
  • Гера
  • Гермес
  • Фетида
  • Посейдон

Со стороны троянца:

  • v
  • т
  • е

Этот случай упоминается в « Одиссее» :

Что же это было за вещь, которую этот могучий сотворил и вытерпел на резном коне, на котором сидели все мы, аргивские вожди , неся троянцам смерть и судьбу!

Но пойдемте же, измените свою тему и спойте о строительстве деревянного коня, которое Эпей сделал с помощью Афины , коня, которого однажды Одиссей привел в цитадель как хитрость, когда он наполнил ее люди, которые уволили Илиоса.

Самая подробная и известная версия содержится в книге II « Энеиды » Вергилия (перевод А.С. Кляйна).

По прошествии многих лет вожди греков,
противостоящие судьбе и пострадавшие от войны,
с помощью божественного искусства Палласа построили коня огромного размера
и обвили его ребра еловыми досками,
притворившись жертвой по обету. : этот слух распространяется.
Они тайно прячут отобранную группу людей, избранных по жребию,
там, в темном теле, заполняя живот и огромные
пещеры внутри вооруженными воинами.
[. ]
Тогда Лаокоон нетерпеливо бросается вниз с высоты
цитадели, чтобы противостоять им всем, большой толпе с ним,
и кричит издалека: «О несчастные граждане, какое безумие?
Как вы думаете, враг уплыл? Или вы думаете, что
любой греческий дар лишен предательства? Это репутация Улисса?
Либо греки прячутся, скрываются за деревом,
либо он был построен как машина для использования против наших стен,
или шпионит за нашими домами, или нападает на них. город сверху,
или он скрывает какую-то другую уловку: троянцы, не верьте этому коню.
Что бы это ни было, я боюсь греков даже тех, кто несет дары ».

Книга II включает изречение Лаокоона : « Equo ne credite, Teucri. Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes » («Не верьте лошади, троянцы! Что бы это ни было, я боюсь данайцев [греков], даже тех, кто несет дары . ")

Задолго до Вергилия эта история также упоминается в греческой классической литературе. В пьесе Еврипида « Троянские женщины» , написанной в 415 г. до н.э., бог Посейдон провозглашает: «Ибо из своего дома под Парнасом Фокейский Эпей с помощью ремесла Паллады создал лошадь, чтобы нести в ее чреве вооруженное войско, и послал он в стенах, чреват смертью; откуда в грядущие дни люди будут рассказывать о «деревянном коне» с его скрытым грузом воинов ».

Мужчины на лошади

Тридцать лучших воинов ахейцев спрятались в утробе троянского коня, а двое шпионов - в его пасти. Другие источники приводят другие цифры: The Bibliotheca 50; Tzetzes 23; Квинт Смирней называет имена 30, но говорит, что их было больше. В поздней традиции число было стандартизировано и составляло 40. Их имена следуют:

Список ахейцев в троянском коне
Имена Источники
Quintus Hyginus Трифиодор Tzetzes
Одиссей (лидер)
Акамас
Агапенор
Аякс Младший
Амфидама
Амфимах
Антиклюс
Антимах
Антифаты
Calchas
Cyanippus
Демофон
Диомед
Эхион
Эпей
Eumelus
Euryalus
Eurydamas
Евримах
Эврипил
Ialmenus
Идоменей
Ифидама
Леонтеус
Махаон
Meges
Менелай
Менестей
Мерионес
Неоптолем
Пенелеос
Филоктет
Подалирий
Полипоеты
Сфенел
Teucer
Thalpius
Терсандер
Тоас
Thrasymedes
Число 30 9 23 23

Фактические объяснения


Было предположение, что троянский конь мог быть тараном или другим видом осадной машины, напоминающей до некоторой степени лошадь, и что описание использования этого устройства было затем преобразовано в миф более поздними устными историками, которые не присутствовали на битве и не знали о значении имени. Затем ассирийцы использовали осадные машины с именами животных, которые часто были покрыты влажной шкурой лошади для защиты от пылающих стрел; не исключено, что троянский конь был таким. Павсаний , живший во II веке нашей эры, написал в своей книге « Описание Греции» : «То, что работа Эпея была изобретением, направленным на пролом в троянской стене, известно каждому, кто не приписывает фригийцам абсолютную глупость »; под фригийцами он имел в виду троянцев.

Некоторые авторы предположили, что подарком мог быть также корабль, внутри которого были спрятаны воины. Было отмечено, что термины, используемые для посадки людей в коня, используются древнегреческими авторами для описания посадки людей на корабль, и что существуют аналогии между постройкой кораблей Парижем в начале троянской саги и построение коня в конце; корабли когда-то в «Одиссее» назывались «морскими коньками». Эта точка зрения недавно получила поддержку военно-морской археологии: древние тексты и изображения показывают, что финикийский торговый корабль, украшенный головой лошади, которую греки называли бегемотами ( `` лошадь ''), стал очень распространенным в районе Леванта примерно в начале I века. тысячелетие до нашей эры и использовался для торговли драгоценными металлами, а иногда и для выплаты дани после окончания войны. Это вызвало предположение, что первоначальная история рассматривала греческих солдат, прячущихся внутри корпуса такого судна, возможно, замаскированных под дань, и что этот термин позже был неправильно истолкован в устной передаче истории, происхождение мифа о троянском коне. .

Корабли с изображением конской головы, возможно, культовые корабли, также представлены в артефактах минойской / микенской эпохи; изображение на печати, найденной в Кносском дворце, датируемое примерно 1200 г. до н.э., на котором изображен корабль с гребцами и наложенная на него фигура лошади, первоначально интерпретировавшаяся как изображение конного транспорта по морю, на самом деле может быть связано с этим типом судов. , и даже считаться первым (до литературным) изображением эпизода с троянским конем.

Более спекулятивная теория, первоначально предложенная Фрицем Шахермейром , утверждает, что Троянский конь - это метафора разрушительного землетрясения, которое повредило стены Трои и позволило грекам войти внутрь. В его теории лошадь представляет Посейдона , который, будучи богом моря, был также богом лошадей и землетрясений. Теория подтверждается тем фактом, что археологические раскопки показали, что Троя VI была сильно повреждена в результате землетрясения, но ее трудно согласовать с мифологическим утверждением, что именно Посейдон сам построил стены Трои .

Древние представления

Графические изображения троянского коня до или одновременно с первым литературным появлением этого эпизода могут помочь прояснить, каков был смысл истории, как ее понимала современная аудитория. Сохранилось несколько древних (до 480 г. до н.э.) изображений троянского коня. Самый ранний находится на беотийской малоберцовой кости, датируемой примерно 700 годом до нашей эры. Другие ранние изображения обнаружены на двух рельефных пифоях с греческих островов Миконос и Тинос , которые обычно датируются периодом между 675 и 650 годами до нашей эры. Ваза с Миконоса (см. Рисунок) известна как ваза Миконоса . Историк Майкл Вуд датирует вазу Миконоса восьмым веком до нашей эры, до появления письменных свидетельств, приписываемых Гомеру , и считает это доказательством того, что история о Троянском коне существовала до того, как эти сообщения были написаны. Другие архаические изображения троянского коня можно найти на коринфском арибалле, датируемом 560 г. до н.э. (см. Рисунок), на фрагменте вазы 540 г. до н.э. (см. Рисунок) и на этрусском сердоликовом скарабее.


Самое раннее известное изображение троянского коня на бронзовой малоберцовой кости (около 700 г. до н.э.), обратите внимание на колеса и квадратные отверстия на боку лошади.


Mykonos ваза (750 до 650 до н.э.), с одним из самых ранних известных выдач троянского коня, (обратите внимание на изображение граней скрытых воинов , показанных на стороне лошади)


Изображение троянского коня на коринфском арибалле (ок. 560 г. до н.э.), найденном в Черветери (Италия).


Воины, выходящие из Троянского коня, фрагмент чердакского чернофигурного кратера из Орбетелло (Италия), ок. 540 г. до н.э.

Современное метафорическое использование

Термин «троянский конь» используется метафорически для обозначения любой уловки или стратегии, которые заставляют цель пригласить врага в надежно защищенное место; или обманывать внешне, скрывая недобрые намерения за внешне доброжелательной внешностью; подрывать изнутри, используя обманные средства.


Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою. wikimedia
Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою. wikimedia

О существовании троянского коня знают и те, кто не осилил и первых страниц «Илиады». И даже те, кто не смотрел фильм «Троя». История об огромном деревянном коне, которого подарили ахейцы жителям Илиона (Трои), предварительно спрятав в его брюхе вооруженных воинов, давно стала притчей во языцех. А каким был этот конь на самом деле? Да и был ли вообще?

Версия поэтов

Если верить Гомеру и Вергилию, дело было приблизительно так: эллины, возмущенные тем, что троянский царевич Парис, побывав в Спарте, увез с собой Елену, жену спартанского царя, приплыли на множестве кораблей к берегам Трои и после бесплодных переговоров начали осаду города. Десять лет спустя, отчаявшись войти в неприступную Трою, греки послушались хитроумного Одиссея и пошли на обман: оставили у ворот города огромного деревянного коня, а свои корабли отогнали за пределы видимости, за остров Тендос. «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы», – было написано на боку коня.

Троянцы ужасно обрадовались и уходу ахейцев, и неожиданному подарку. Были, правда, отдельные недовольные: Кассандра, дочь царя Трои Приама, уверяла всех, что в коне спрятались воины, жрец Лаокоон заявил, что данайцев, даже приносящих дары, следует бояться, и даже бросил в коня копье (после чего жреца и двух его сыновей задушили внезапно выползшие из моря змеи).

Но недовольных никто не слушал. Коня принялись затаскивать в город, ради чего разобрали часть стены, поставили перед храмом Афины и принялись праздновать окончание войны. Ночью же из коня выбрались воины, перебили охрану, открыли изнутри ворота Трои и впустили греков, вернувшихся к берегам Илиона на кораблях. Так пала непобедимая Троя.

Так выглядит троянский конь, выстроенный специально для съемок фильма «Троя. Фото: MarkusMark / wikimedia

Так выглядит троянский конь, выстроенный специально для съемок фильма «Троя. Фото: MarkusMark / wikimedia

Лошадиная сила

Если верить многочисленным описаниям, высотой пресловутый троянский конь был более семи с половиной метров, а в ширину – метра три. По одним источникам, этого гиганта втаскивали в город по смазанным маслом бревнам; по другим - для этого не только разбирали часть крепостной стены (в ворота конь не прошел бы), но и строили дорогу из дерева, что заняло не один день; можно себе представить, как все это время чувствовали себя воины, вынужденные сидеть внутри и не давать о себе знать.

Сколько бойцов могло уместиться внутри такого «подарка»? Наиболее скромную и наиболее правдоподобную цифру приводит Вергилий – согласно «Энеиде», воинов в деревянном конском брюхе было девять. Гомер утверждает, что в коне спрятались «лучшие аргосцы», но по именам почему-то называет лишь пятерых – подразумевая, что «лучших» было значительно больше. Древнегреческий поэт Стесихор уверяет, что воинов было сто, а другой поэт, Лесхей с Лесбоса, в своей «Малой Илиаде» говорит, что ахейцев, спрятавшихся в коне, было пятьдесят.

Высказывались также версии, согласно которым, конь был вовсе не конем.

Еще одна версия того, как мог выглядеть троянский конь. pixabay.com

Еще одна версия того, как мог выглядеть троянский конь. pixabay.com

Таран или корабль?

Не очень понятно, как троянцы, несмотря на здравый смысл и предупреждения Кассандры с Лаокооном, могли своими руками втащить в город полого внутри коня, забыв проверить, не спрятались ли там злокозненные ахейцы.

Так, Павсаний, римский ученый, во II веке нашей эры писал, что конем Гомер и Вергилий, скорее всего, называют таран – стенобитную машину. По его мнению, троянцы отбили этот таран у греков и затащили в город, не подозревая, что внутри конструкции спрятались несколько воинов.

Еще одна версия гласит, что речь в поэмах шла о брошенном ахейцами поврежденном судне; троянцы решили отремонтировать корабль и завели в гавань – тогда как в его трюме скрывались противники.

Высказываются и другие предположения: у греков была сложная военная машина, оснащенная пятиметровым сверлом и обитая конскими шкурами; греки проникли в Трою по тайному подземному лазу, у входа в который была нарисована лошадь; троянский конь – это просто аллегория, которой изначально обозначалась некая военная хитрость греков.

Точно известно только одно: со времен Троянской войны прошли тысячелетия, а люди до сих пор говорят о троянском коне, подразумевая подарок, преподнесенный с недоброй целью.

4. Троянский конь

С Троянской войной связана знаменитая легенда о Троянском коне. Для взятия Трои греки использовали «некое подобие серого коня» [851], с. 76. Разные хроники описывают «коня» по-разному. Например: «Возвестили волхвы, что невозможно в бою овладеть Троей, а можно взять ее только хитростью. И тогда соорудили греки деревянного коня (? – Авт.) НЕВИДАННЫХ РАЗМЕРОВ, спрятали в его чреве храбрых воинов… Троянцы решили ВТАЩИТЬ КОНЯ В ГОРОД (? – Авт.)… Втащив коня, предались веселым пирам… потом уснули… Воины же, спрятанные в коне, тихо вышли из него и стали поджигать дома троянцев… Через ворота, отворенные находившимися уже в Трое греками… хлынуло… бесчисленное греческое войско. Так пала крепко – башенная Троя» [851], с. 76. Итак:

1) Для взятия Трои греки использовали СЕРОЕ ПОДОБИЕ КОНЯ. 2) Говорится о гигантских размерах этого «подобия коня». 3) Внутри него могли разместиться несколько сотен воинов. 4) «Конь» стоит на огромных ногах, на колесах, его катят. 5) По мнению одних летописцев, «конь» – деревянный, по мнению других – медный. Либо сделан из стекла, воска и т. п. [2 т]. Здесь налицо разнобой мнений. 6) «Конь» каким-то образом «вошел в город».

Летописцы Готской войны якобы VI века ни о каком коне не говорят. А сообщают следующее. При штурме Нового Города (Неаполя, дубликата Нового Рима = Царь-Града) полководец Велизарий применил действительно хитрый прием [196], т. 1. В Неаполь сквозь его мощные стены снаружи внутрь входил старый полуразрушенный АКВЕДУК, то есть огромная каменная труба. Когда-то акведук доставлял воду в Неаполь. Отверстие трубы – водопровода на уровне стен было закрыто каменной пробкой. Акведук давно не работал [196], т. 1.

Отряд греков-ромеев в несколько сотен человек тайно проникает внутрь огромной трубы снаружи города. Пройдя по ней до крепостной стены, греки разбивают пробку и ночью пробираются в Новый Город = Неаполь. Рано утром греки выбираются из акведука, подают сигнал основной массе войск, находящихся снаружи и открывают ворота изнутри. В Неаполь врываются войска Велизария. Начинается резня. Полусонные защитники не успевают даже схватиться за оружие. Так пал Неаполь = Новый Город.

Возможно, полуразрушенный акведук, «входивший» в Царь-Град, и был поэтически воспринят как «огромное животное». Знаменитый Троянский Конь – это поэтический образ огромного каменного сооружения – акведука-водопровода, удачно использованного греками для взятия Нового Города.

Кроме того, по-латыни, слово «лошадь», «кобыла» пишется EQUA (equae). А слово «вода» пишется AQUA (aquae) [2т1], гл. 5. То есть ВОДА и ЛОШАДЬ пишутся практически одинаково! Поэтому ВОДОПРОВОД-АКВЕДУК (акведук = ведущий воду, aquae-ductio) мог превратиться у поздних авторов, спутавших одну гласную, в ЛОШАДЬ. Что и породило букет легенд о «громадном подобии СЕРОГО коня». Его серый цвет мог объясняться цветом запыленного акведука.

Или же речь шла о передвижной осадной башне на колесах, обитой мокрыми шкурами, чтобы избежать возгорания от огненных снарядов, пускаемых осажденными. Такие средневековые деревянные башни действительно ставили на колеса и подталкивали к стенам осажденного города. Недаром Троянского коня часто изображали стоящим на колесах и говорили о нем как о деревянном. А «конем» назвали потому, что башня двигалась. Возможно, именно в начале XIII века подобное осадное сооружение было применено впервые, и дало вклад в куст легенд о Троянском коне [НОР], гл. 1.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА ПЕРВАЯ ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

ГЛАВА ПЕРВАЯ ТРОЯНСКИЙ КОНЬ Когда я впервые собирал группу своих единомышленников для поездки в Турцию, то намеревался начать экспедиции по местам «Хроник Земли» с Трои. И не потому, что это самое интересное или впечатляющее место (каковым оно явно не является) или что

Троянский конь (М. Н. Ботвинник)

Троянский конь (М. Н. Ботвинник) Ночь была морозная. Сильный ветер с моря продувал насквозь маленькую, наскоро сколоченную хижину. Генрих Шлиман и его жена — гречанка София, несмотря на поздний час, не могли уснуть. Холод был такой сильный, что от него нельзя было укрыться

13.2. Троянский конь, пробитый копьём

13.2. Троянский конь, пробитый копьём Решающая битва Ольги с Древлянами начинается с того, что ЮНЫЙ СВЯТОСЛАВ БРОСАЕТ КОПЬЁ И ПРОБИВАЕТ НЕКОЕГО КОНЯ. Воодушевлённые воины поражают Древлян и через некоторое время Искоростень пал. В истории «античной» Троянской войны

17.38. Троянский конь

17.38. Троянский конь «По легенде, длительная Троянская война кончилась благодаря придуманной Одиссеем хитрости с деревянным конем. Греки построили гигантского деревянного коня, в брюхе которого укрылась группа воинов. Затем они сделали вид, что отплывают, а в

«Троянский конь» — Видкун Квислинг

«Троянский конь» — Видкун Квислинг Перед вторжением в Норвегию Гитлер заимел в ней своего «троянского коня» — верного себе властолюбца, готового лечь под немцев ради обретения власти над страной. Честолюбца и мерзавца, обладающего своей сетью сторонников и боевиков. То

13.2. Троянский конь, пробитый копьем

13.2. Троянский конь, пробитый копьем Решающая битва Ольги с Древлянами начинается с того, что ЮНЫЙ СВЯТОСЛАВ БРОСАЕТ КОПЬЕ И ПРОБИВАЕТ НЕКОЕГО КОНЯ. Воодушевленные воины поражают Древлян и через некоторое время Искоростень пал. В истории «античной» Троянской войны

Глава 2 Троянский конь королевы Виктории

Глава 2 Троянский конь королевы Виктории 22 января 1901 г., на пороге нового века, на 82-м году жизни скончалась королева Виктория. Английский историк У. Блант писал о ней: «В последние годы своей жизни она была довольно банальной почтенной старой дамой и напоминала многих

«Троянский конь» во главе «Чёрной капеллы»

«Троянский конь» во главе «Чёрной капеллы» «. Особым коварством, лицемерием и жестокостью. » – именно такими чертами, согласно Советской Военной Энциклопедии (том 4, с. 65), характеризовалась деятельность руководителя военной разведки фашистской Германии (в просторечии

4. Троянский конь

4. Троянский конь С Троянской войной связана знаменитая легенда о Троянском коне. Для взятия Трои греки использовали «некое подобие серого коня» [851], с. 76. Разные хроники описывают «коня» по-разному. Например: «Возвестили волхвы, что невозможно в бою овладеть Троей, а можно

Троянский конь

Троянский конь В числе самых распространенных стратегических хитростей фигурируют переодевания, шпионаж, диверсия и симуляция отступления. Все это широко используется героями Гомера — изобретательным Долоном, отважным Диомедом и хитроумным Одиссеем. Но самый

Глава I Троянский конь для Святой Софии

Глава I Троянский конь для Святой Софии …а люди сквернословы, плохы, а пьют много и лихо; только Бог их блюдет да их глупость. «Сказание о градех». Новгород. XV век. На борту тонущего корабля Сереньким днем 8 ноября 1470 года в Великий Новгород вступила довольно внушительная

17. «Бирнамский лес», двинувшийся на замок Макбета, это — знаменитый Троянский конь, которого «вкатили» в Трою

17. «Бирнамский лес», двинувшийся на замок Макбета, это — знаменитый Троянский конь, которого «вкатили» в Трою «Лес, двинувшийся на крепость», это — исключительно яркий эпизод в трагедии «Макбет». Напомним, что Макбету-Ироду было предсказано ведьмами-Волхвами, что он

Троянский конь — «Сделано в Германии»

Троянский конь — «Сделано в Германии» Молниеносная война в Польше все больше вызывает в Гитлере и его непосредственном окружении такое чувство, что германская армия непобедима. Так, едва проходит полгода с момента польской кампании, вермахт снова марширует. 9 апреля

Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук Влесова книга: троянский конь норманнизма

Всеволод Меркулов, кандидат исторических наук Влесова книга: троянский конь норманнизма Влесова книга… Это название хорошо знакомо всем, кто так или иначе обращается к древнерусской истории. У специалистов-историков оно вызывает однозначную реакцию: подделка. Да и

«Троянский конь» чужеязычия

«Троянский конь» чужеязычия Приспособление иноязычных имен и фамилий к русским языковым условиям чаще всего корыстно – прикинуться своими среди русских, чтобы получить равные права на участие в русской политике и русской культуре. Это внедрение проходило в разные

Читайте также: