Какой хозяин такой и конь

Опубликовано: 03.05.2024

Во все времена лошади играли важную роль в жизни человека, но некоторые из них прославились особенно за свою храбрость и подвиги. Таких было много, а я расскажу о самых ярких представителях.

Начнёт мой рассказ своенравный Буцефал. В честь него назвали город, который носит сейчас название Джалалпур. Хозяином такого красавца был Александр Македонский, который познакомился с ним в 12 лет. Буцефал был с диким нравом и никого не подпускал близко. Маленький Александр очень долго наблюдал за конём и в итоге понял, что беспокоит друга.

Оказалось, что чёрный конь боится теней всадников, тогда мальчик поставил его мордой к солнцу и поскакал на нём. С этого дня началась настоящая дружба лошади и человека. Вместе они прошли множество воин, а умер своенравный Буцефал под своим хозяином в одной из битв.

Пожалуй, самым странным конём из-за своего хозяина был жеребец Инцитатус. Особых заслуг конь не имел, но прославился благодаря своему хозяину одиозному Калигуле. Римский Император для любимца сделал мраморную конюшню, кормушки из слоновой кости, подарил пурпурную попону и ошейник с драгоценными камнями, сделал гражданином Рима, женил, подарил дом, а потом задумался над его карьерой. И всё-таки назначил жеребца сенатором, приводил на заседания, но политическая карьера не сложилась, так как Калигулу убили. Что стало с конём неизвестно.

Билли

А сейчас поговорим о самом долгоживущем коне в истории. Звали эту лошадь Билли, и пока его не пережил никто. При средней продолжительности жизни лошадей в 25-30 лет, Билли жил целых 62 года! Причём он не был в роскошных стойлах, его не чистили как надо, даже медицинского осмотра должным образом не было.

Всю жизнь Билли трудился на одну из английских компаний, перевозя вдоль канала на буксире грузовые судна. Хозяина коня звали Генри Гаррисон, который знал его 59 лет. Сегодня череп коня-долгожителя хранится в Манчестерском музее, а чучело головы экспонируется в Белфордском музее.

Эклипс

Самое время познакомится с непобедимым конём Эклипсом. Он выступал на скачках 23 года, и не разу не был побеждён. Вначале жизни и карьеры в Эклипса никто не верил, а всё из-за маленького роста, но оказалось, что конь очень выносливый. Столько сколько эта лошадь завоевала наград, никто до него не завоёвывал, да и после тоже.

После вскрытия рекордсмена выяснилось, что выносливым был Эклипс благодаря сердцу весом в 6 кг и 300 гр. Сегодня бронзовый монумент Эклипса можно наблюдать на входе у Ньюмаркетского ипподрома.

Литл Пампкин и Шайр Самсон

Немного отвлечёмся от рекордсменов и познакомимся с самым маленьким пони и большим гигантом. Самый маленький миниатюрный пони родился в Южной Каролине. Назвали это чудо Литл Пампкин (Маленькая Тыква). Порода лошадки – фалабелла. Тыковка весил всего 9,7 кг, а рост 35 с половиной см.

А самый крупный конь в истории – это шайр Самсон. Его прозвали Мамонтом, потому что весил гигант полторы тонны, а рост достигал 2 метра 20 см. До сих пор его имя не сходит с уст коневодов.

Олимпийская легенда СССР – конь Абсент

И завершает мой рассказ Олимпийская легенда СССР – Абсент. Конь 18 лет служил советскому спорту, а впоследствии его называют «Чёрным лебедем». Абсент – участник легендарного конного пробега Ашхабат, в 1960 году завоевал в Риме первое в истории конного спорта СССР золото, бронзовый призёр Олимпийских игр, семикратный чемпион СССР по выездке, лучшая спортивная лошадь мира в 1968.

Абсент был сыном звезды конкура и любимца маршала Жукова, на котором знаменитый военачальник принимал парад в 1945 году. В своей жизни знаменитый конь перенёс потрясение, его чуть не отправили на колбасу из-за халатности работников конезавода. Хорошо, что всё обошлось.

Вот такие у нас прекрасные лошади жили в мире. Надеюсь, что этот список будет расширятся, и многие лошади станут звёздами кино, ипподрома, выставок.

Сельскохозяйственных животных в мире много — полезных и даже вкусных. Лошадь, бесспорно, выделяется среди них – как красотой, так и количеством мифов, с ней связанных.
Взять хотя бы миф о знаменитой лошадиной преданности и верности. «Верный конь» давным-давно стал мемом. Да и кто бы не хотел, чтобы красавец (или красавица) принадлежал только ему? Отсюда, из ревностного тумана человеческих фантазий и являются лошади–однолюбы, преданные одному хозяину и готовые его на себе и с поля боя вытащить, и потом – если не удалось вытащить – на могиле от тоски и горя умереть.


«А по ночам мне снится конь…»

А тут ещё и мастера изящной словесности с их воспалённым восприятием всего прекрасного:
«Господь, сотворив лошадь, сказал ей: “С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле, и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча”…»

«Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз,

Сладко любить их, завидная доля,

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет».

(М.Ю. Лермонтов. «Песня Казбича»)

«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и чувствами…

Нет ей равного на Земле животного».

(А. И. Куприн «Великий размах»)

А с другой стороны – карикатурный метросексуал из «Обыкновенного чуда» в исполнении Андрея Миронова с его обиженным: «Лошади – предатели!», адресованным кобылам, посмевшим поржать над министром-администратором.

Под таким мощным культурным прессингом у самого скептично настроенного иппофоба закрадётся мысль: а вдруг и правда лошади – самые верные друзья человека, лучше всех других людей и даже лучше собак, а может – о, ужас! – лучше котиков. Эта надежда особенно легко проникает в сердце, когда у самих людей – проблемы с однолюбством, преданностью и выносом с поля боя, про могилу вообще молчу, только Галину Бениславскую помню…

Однако, все эти сказки про лошадей – просто сказки. И до верной фанатки Сергея Есенина, добровольно принявшей смерть на могиле кумира, им скакать не доскакать.


«Догоню, протяну ему ладонь…» Если догоню, конечно

А дело всё в том, что лошадь – животное стадное, которое миллионы лет жило табунами. И она естественно и инстинктивно стремится в коллектив, и чувствует себя хорошо только в нём.

Тяготея к жизни в табуне с соплеменниками, лошадь признаёт человека просто как некую замену другим лошадям, правда, замену неполноценную. Смену хозяев, конюхов, спортсменов лошадь переносит легко. А вот смену окружающих её других лошадей или изоляцию от себе подобных – очень тяжело.

Знаменитый наездник и тренер Джеймс Филлис, автор настольной книги любого «лошадника» – «Основы выездки и езды», писал ещё в позапрошлом веке:


«Привязанность лошадь не чувствует, ей свойственна только привычка. Привычку лошадь приобретает легко, а иногда даже и слишком легко, и сохраняет её, и часто в ущерб делу. Это обстоятельство не следует упускать из виду. У одного моего приятеля была лошадь, которая шла на его голос, ржала при его входе в конюшню. Приятель полагал, что лошадь так к нему привязана, что не вынесет разлуки с ним. Я упросил его отдать мне эту лошадь на время. Я узнал подробно ее привычки и на другой день в обычное время заставил ее работать, причем подражал голосу приятеля. В награду, как делал он, дал ей моркови. В положенное время сам задал ей корм. На другой день я общался с ней своим голосом, и лошадь ласкалась ко мне, не замечая даже, что я не прежний ее хозяин».

Лошадь любит ласку и корм, который вы ей даёте, но не любит работать (только очень редкие сумасшедшие особи – трудоголики, как и у людей, впрочем). Вы её кормите и ласкаете – значит, вы хороший и любимый, а начали седлать и заставлять работать – вы изверг и садист. Вне этих двух видов взаимодействия вы для лошади вообще не существуете, не помнит она вас, не думает о вас, не заламывает копыта, не грустит, не плачет!

Мой личный опыт общения с лошадьми полностью подтверждает утверждение Филлиса. Да, кобыла Рея, на которой я ездила, ржала, когда я заходила в конюшню, но исключительно из прагматических соображений – в ожидании получения лакомства. Если же я шла ловить её в поле для работы, то с собой обязательно прихватывала ведро с овсом, потому что без этой приманки поймать её было просто нереально: едва завидев меня любимую, она с завидным постоянством и стремительностью сматывалась прочь. Иногда приходилось даже загонять весь табун в конюшню, чтобы эту «преданную лошадь» поймать. В общем, любила я её безумно, безответно, безнадёжно то робостью, то ревностью томима, а она просто пользовалась моими безответными чувствами и регулярно их обманывала.

Что касается поля боя, то известно: как только всадник покинет седло, лошадь будет спасаться бегством со всех ног. Лошадь – животное травоядное. Для выживания в природе ей куда важнее, чем преданность – осторожность, хорошая реакция и быстрые ноги. Эти качества лошади и сформировали в процессе эволюции.

Так что смелость лошадей – тоже миф. Лошади очень пугливы, и их первая реакция на любую опасность – убежать, что они и демонстрируют людям веками. Если бы они были другими – их бы давно сожрали зубастые хищники.


Ещё один миф – лошади очень умные, эдакие свифтовские Гуингнмы! Известный любитель лошадей Александр Невзоров так прямо и пишет: «Не существует какого-то особенного – человеческого – отдела мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лошадь может читать или составлять слова. Гораздо более удивительно было бы, если бы она не могла этого делать». Пожалуй, без комментариев. Скажу лишь, что да, лошади сообразительные, хитрые и обладают хорошей памятью, тут всё как у людей. Но особого «аналитического ума», как у дельфинов, слонов, обезьян или хотя бы свиней и людей, у лошадей, конечно, нет.

Миф о благородстве лошади – оставим для бледных дам с нежными локонами, пусть кропают стансы, сидя в сумерках у окна. Внешнее, показное благородство лошадей – несомненно. А вот поведенческого никогда не встречала, скорее наоборот. Каждого начинающего спортсмена учат при падении держать повод мёртво – чтобы если оторвать, то только с рукой. Уж, наверное, такое правило возникло не потому, что смелая, преданная и благородная подруга будет стоять с выражением сострадания на морде рядом с поверженным всадником. Как бы не так! Удерёт, как только почувствует, что узда ослабла.

Я уже не говорю, что падения всадника в большинстве случаев провоцирует сама лошадь – либо обманом, либо наглым высаживанием всадника «к ядрене-фене». А эти прекрасные «припадки «благородства» – когда лошадь с новичком разворачивается и несётся на конюшню, не обращая на него никакого внимания – наверное, беспокоится, чтобы он не простудился от быстрой езды и спешит дать ему поскорее отдохнуть в тепле на конюшне! Или вот лошадь невзначай наступила вам на ногу и, разумеется, совершенно случайно всю массу тела (500 кг) перенесла на эту же ногу. Тут уж от прилива встречных добрых чувств к благородной лошадке трудно не заорать благим матом…

«Ты лети, лошадка, пулей под рукой. »

В СССР, в котором вся страна была подобна единому табуну, простор для мифов и легенд о лошадях был особенно широк. Даже целые конские породы выводились с прицелом на «верность и преданность». Считалось, что «наши, пролетарские» лошади – сознательные ударницы ком. труда, не в пример буржуазным индивидуалисткам. Эти мифы живы по сей день, только теперь «нашим» лошадям стали приписывать «наши» же национальные качества (замечу, столь же сказочные, как и лошадиные).

Вот что пишет, например, некий анонимный отечественный комментатор книги Джеймса Филлиса «Основы выездки и езды»:

«Многие отечественные породы, такие, как ахалтекинская, донская и будённовская, традиционно славились преданностью своим хозяевам. Легенды не единожды подтверждались и современными примерами из жизни, когда великолепно подготовленные животные отказывались работать под новыми всадниками. Часто это служит причиной ограниченного использования лошадей этих пород в классических видах конного спорта, где подготовку лошади ведет берейтор или тренер, а выступает на ней совсем другой человек. Многие европейские породы добились своей известности благодаря тому, что в свое время армейские лошади в обязательном порядке меняли своего хозяина. Так, например, в Германии кавалеристы каждые десять дней пересаживались на другую лошадь своего полка, что было обязательным и совершенствовало навыки верховой езды. У нас же до сих пор звучат песни о верности и преданности боевого коня своему хозяину. Видимо, каждая нация создает породы, соответствующие ее особенностям и требованиям, к ним предъявляемым».

Вообще, из этого комментария, больше похожего на торжественную оду, если понимать его буквально, следует, что отечественные породы в конном спорте использовать нельзя, ввиду полной профнепригодности. Ну, и чёрт с ним! Главное ведь для нас, говорит «специалист», не в конкуре участвовать, а петь песни и сочинять легенды. То есть – наши породы выводились исключительно для фольклора, и прикладного применения не имеют. Но даже если и так, всё равно комментатор ускакал куда-то не туда, в какие-то совсем завиральные дали.

Начнем с того, что ахалтекинская порода – не отечественная. Это самая древняя культпорода (около 5000 лет), и выведена она на территории Туркмении. Донская порода – отечественная, тут не поспоришь (хотя и с оговорками – об этом подробнее чуть ниже). Формировалась она, как порода исключительно табунного содержания, и те особи, кто плохо уживался в лошадином обществе или мешал работе табунщиков, выбраковывались. А это значит, что обладать описанными в отрывке мифологическими свойствами – особой привязанностью к конкретному человеку – донская лошадь никак не могла.

Что же до главной мифообразующей из перечисленных пород – будённовской, то она, увы, отечественная лишь на самую малость.

«Государственно дело – ты улавливаешь суть?»

Выведение этой породы началось ещё в 1920-е годы стараниями экс-командира Первой конармии и сталинского «кореша» Семёна Буденного. Коммунистам во что бы то ни стало надо было придумать альтернативу дончакам, которые дискредитировали себя тем, что покорно становились под белых офицеров и казаков. Разве ж пристало красному командиру на такой вражеской лошади гарцевать? Вот и собрал тогда Будённый своих боевых генералов и приказал в кратчайшие сроки вывести чудо-породу – будённовскую. Краскомы вызвали селекционеров и строго наказали: сделайте нам коня, чтобы и под танк, и в горящую избу, и с поля боя с санитарной сумкой на боку! И побыстрее! Ну, селекционеры, понятное дело, дружно ответили: есть! Пятилетку – в два года. Селекцию – в два счёта!

И что придумали селекционеры, чтобы не прослыть врагами народа, тормозящими наступление светлой эру коммунизма? А вот что: взяли классово чуждую донскую породу и скрестили её с совсем уже вражеской – английской чистокровной верховой. Придумать это было тем сподручнее, что саму донскую породу в свое время улучшали теми же чистокровными англичанами аж с 1813 года, в заводе атамана Платова. Так что и придумывать ничего по сути не пришлось. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение.

С 1926 по 1940 год пригнали красные командиры с селекционерами на конные заводы более 70 английских чистокровных жеребцов, но… Но дальше что-то пошло не так. Не смогли высококровные помеси жить в примитивных условиях табунного содержания, поскольку английская чистокровная лошадь, несмотря на все свои основные табунные инстинкты, привыкла жить в комфортабельных денниках (помещениях для индивидуального содержания без привязи) и приспособленческими навыками не обладает – такова плата за высокую работоспособность. А может, саботажничать стали вражеские буржуазные зоотехники и вступили в преступный сговор с недобитыми аристократами-жеребцами? И не дали за год-другой вывести новую советскую породу! Оттягивали, как могли, момент славы советского коннозаводства и рождения легенды о будённовской чудо-породе.

Но, в конце концов – 1937 год, видать, был не зря! – всё-таки сляпали породу, как говорится, на коленке, и сказали красным командирам – вот вам, дорогие вы наши, лошадь прекрасная! Проверьте-ка её в бою! Но в бою будённовскую лошадь так проверить и не успели. Воевали в Великую Отечественную красные казаки всё на тех же предательских дончаках. Зато уже после войны генералы и весь советский народ выпил и песни спел про новую славную породу, верную и преданную, когда вышло постановление Совета министров СССР за № 4210 от 15.11.1948 г., официально «учредившее» будённовскую породу. В общем, не селекционеры создали новую породу, а советская власть во главе с генсеком.

Что ж, какие создатели – такие и создания. Очень быстро оказалось, что будённовские лошадки – не особо красивые (особенно по сравнению с заводскими породами Европы), да к тому же со скверным характером – враждебны и строги к людям. Такой брыкалистой животине хотя бы одного хозяина найти! Не все хотят убиваться, на любителя это. И хорошо, если этот хозяин окажется доминантным, тут у строптивого коня всё сразу по феншую табунной иерархии – доминантный вожак главный в табуне, ибо закон табуна не обсуждаем. Но если вдруг следующий хозяин окажется потрусливее, то тут же скрутит его непокорный коняга в бараний рог, а люди скажут – предан он, чертяка, старому хозяину! – и всплакнут от умиления.

Одним словом, породу в самом деле вывели «с национальными чертами». И поползла легенда о «верности будённовцев одному хозяину», я бы даже сказала – Хозяину…

При этом внутрипородные типы в будённовской породе – почти идентичны с донской породой (только в донской их на один больше). Ну, так добавили бы ещё один тип в донскую породу – будённовский, и все дела! Речь-то, по сути, идёт не о новой породе, а о вариации дончака – в виде высококровной помеси. Но нет. Решили назвать дончака с примесью английской чистокровной «буденновцем».

Самая знаменитая лошадь будённовской породы – жеребец Рейс 1967 г.р. – абсолютный чемпион СССР под седлом Галины Зотовой и Геннадия Хаяйнена. Золотой призер в командном зачете XXII Олимпийских игр под седлом Виктора Асмаева. Вот его pedigree (родословная): отец – чистокровный английский верховой Рубильник, мать – англо-донская Эпопея. На основании такой pedigree Рейса правильнее было бы отнести к верховому внутрипородному типу донской породы. Рейс на ; – чистокровный англичанин, и вся его уникальность и феноменальный прыжок, увы, от отца Рубильника – жеребца выдающегося чистокровного происхождения линии Дарк Рональда, сына чистокровного Рауфбольда. О каких заслугах будённовцев можно говорить, если их лучшие представители на ; крови – английские чистокровные? Уж если и слагать легенды по праву, то про донскую лошадку, знакомую и с англичанами, и с атаманом Платовым, как мне кажется, а не о Будённом и его селекционно-кавалеристских атаках.

Кстати Рейс, по словам его тренера Антона Афанасьевича Жагорова – в совершенстве овладел неповиновением, и не был ни однолюбом, ни преданным другом. Но спортсменам, которые были связаны с ним, это не мешало его любить.

«…Асмаев в день рождения Рейса появляется у него в деннике с цветами. Не знаю, что потом делает Рейс с букетом: съедает ли его, сожалея о дурном вкусе своего партнера, который отдает предпочтение жестким гвоздикам перед сочным клевером, или благоговейно нюхает… Но сам факт подношения Рейсу букета вызывает у меня большие симпатии к Асмаеву.

— Интересно, — говорю я, — Рейс понимает, что Асмаев его любит.

— Как ученый, обязан вам ответить: «Нет». Здесь ведь все по Павлову — построено на условных рефлексах… Но я могу вам ответить, как человек: «Мне кажется, что Рейс все понимает. Хочется в это верить…»

— Мне тоже, — признаюсь я»

(Из статьи Коршунова. А «Коневодство и конный спорт» № 4, 1981 г.)


Одним словом, если вам недостаточно просто сознания того, что лошадь – самое красивое, изящное, прекрасное и удивительное животное на земле, если вам нужна лошадиная верность и преданность (а равно важны национал-будённовские приоритеты), то лучше от любви к лошадям воздержаться.

Любовь к лошади не предполагает владения ею. Предоставьте лошади быть просто лошадью и не требуйте от неё ничего большего.

Лошади если и люди, то с ограниченными духовными возможностями, поэтому любите лошадей за двоих, и не заставляйте их отвечать взаимностью, ибо бремя истинной любви тяжело, а любовь в обмен на ведро с овсом – унизительна.


Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова)

Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.

КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.


В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего — смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой — добрым.

Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это — ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.


Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, — стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.

Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.

Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).

Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.

На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира).


Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.

Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.

Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.

Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.


В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.

С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».

Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.

Боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком.

Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.


Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»

Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.
Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения. .

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.


Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

Конь споткнулась на пороге – к беде

Конь воина нюхает – к гибели

Больной бредит о конях – скоро умрет

Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке

Актер Томи Микс и его любимец Тони.

Лошади служат людям на протяжении многих веков, но до сих пор не перестают нас удивлять. Им посвящали ни один рассказ, о них слагали легенды и снимали кино. В их жизни тоже есть свои законы, правила и, как у нас, есть свои знаменитости.

1.Лошадь, давшая имя городу. Своенравный красавец Буцефал (Букефал) – один из самых известных коней в мировой истории, верный друг и боевой товарищ Александра Македонского. В его честь царь даже назвал один из городов, который ныне носит название Джалалпур и находится в пакистанской провинции Пенджаб.

А познакомились друзья, когда Александру было всего 12 лет. Буцефала подарили его отцу, но конь был с таким диким нравом, что оседлать его никому не удавалось. Наблюдательный Александр догадался, что животное боится теней всадников, и развернул коня мордой к солнцу. Когда тот рванул с места, мальчик бежал рядом и, только убедившись, что конь задышал ровно, запрыгнул ему на спину.

Буцефал прошел множество битв со своим хозяином. Когда конь состарился, Александр, сохраняя перед сражением силы боевого товарища, перевозил его в походах на других лошадях в специальной повозке. Погиб Буцефал под своим хозяином в одной из битв.

Буцефал - любимец Александра Македонского

2. Конь-сенатор. Инцитатус – жеребец испанского происхождения – особых заслуг перед народом не имел. Неплохо выступал на скачках, но всемирную славу приобрел благодаря своему безумному хозяину, коим был известный своими выходками Юлий Цезарь. Римский император для любимца ничего не жалел: сделал мраморную конюшню, кормушки из слоновой кости, подарил пурпурную попону и ошейник с драгоценными камнями. Все, как полагается: сделал гражданином Рима, женил, настоящий дом подарил, а дальше и за карьерой дело – назначил жеребца сенатором и даже привел его на заседание. Должен был Инцитатус и консулом стать, но политическая карьера не сложилась – хозяина убили.

Инцитатус прославился благодаря безумствам своего венценосного хозяина.

3.Долгожитель Билли. Этого мерина кливлендской гнедой породы пока не пережила ни одна лошадь. При средней продолжительности жизни этих животных в 25-30 лет, он прожил все 62. И это при каждодневной тяжелой работе! Всю свою жизнь Билли трудился на одну из английских компаний, перевозя вдоль канала на буксире грузовые судна (в 1700-х годах конные баржи использовались для перевозки грузов по всей Англии).

Единственный существующий образ Билли запечатлен за два года до его смерти на литографии 1820-го года. Здесь старый Билли со своим хозяином Генри Гаррисоном, который знал его целых 59 лет. Сегодня череп коня-долгожителя хранится в Манчестерском музее, а чучело головы экспонируется в Белфордском музее.

Старый Билли со своим хозяином Генри Гаррисоном.

4. Эклипс Непобедимый. Если вы о таком еще не слышали, самое время знакомиться: перед вами обладатель титула «Лошадь века» и основатель лошадиной премии за скорость. Эклипс (что, кстати, означает «затмение») выступал на скачках двадцать три года и ни разу не был побежден. Он завоевал 11 «Королевских чаш», вручаемых лучшим скакунам Великобритании. Столько наград до сих пор не удавалось завоевать никому, а родился он 1 апреля 1764 года. В начале его совсем считали совсем неперспективным из-за невысокого роста. Однако он оказался на удивление выносливым. Уже после смерти рекордсмена вскрытие покажет: сердце лошади было огромных размеров - весом 6 килограммов 300 граммов. Бронзовый монумент Эклипса можно и сегодня увидеть на входе у Ньюмаркетского ипподрома.

Эклипс - обладатель титула «Лошадь века». Картина художника George.

5. Длинногривое чудо Линус. Вот уж кому обзавидовались все барышни конца 19 века, да и, пожалуй, нынешние тоже не останутся равнодушны! Этот потомок диких орегонских длинноволосых лошадей (породы ныне утраченной) прославился своими гривой и хвостом. Длина его шелковистой гривы составила 4 метра 27 сантиметров, а пышного хвоста – 3 метра 66 сантиметров. Братья Рутерфорд продали каштанового красавца с льняной шевелюрой в цирк на колесах, где он становился «гвоздем» любой программы. Линус, как никто, знал: красота требует жертв. Ему часами приходилось смиренно стоять, пока предмет его гордости тщательно вычесывали, промывали, делили на четыре части и собирали в пучки, чтобы не спутывались. Это длинногривое чудо прожило совсем недолгую жизнь. В 1894 в возрасте 10 лет Линус погиб от удара молнией.

Линус - потомок диких орегонских длинноволосых лошадей, обладатель удивительных хвоста и гривы.

6. Мальчик-с-пальчик Тыковка. Самая маленькая в мире лошадь родилась 15 апреля 1973 года в штате Южная Королина. Жеребец по имени Литл Пампкин (маленькая Тыква) принадлежал к редкой породе миниатюрных лошадей Фалабелла, названных так по имени аргентинского фермера, впервые занявшегося их разведением. В зрелом возрасте Тыковка весил всего 9,7 килограмма при росте в 35 с половиной сантиметров.

7. Мерин-гигант Самсон (Семпсон) почти два столетия (с 1846 года) не сходит с уст коневодов – до сих пор этот представитель породы лошадей-тяжеловозов шайр остается самой большой в мире лошадью. Не зря его позже прозовут Мамонтом – к четырем годам малыш весил уже полторы тонны и вымахал до 2 метров 20 сантиметров.

До сих пор этот представитель породы лошадей-тяжеловозов шайр остается самой большой в мире лошадью.

8. Самая богатая и знаменитая лошадь жила в начале 20 века и принадлежала известному американскому актеру, «королю ковбоев» Томи Миксу. Его любимец Тони, как и сам хозяин, заработал себе 8 миллионов долларов, снимаясь в кино. Всего в его фильмографии более 300 картин, и могло быть еще, но серьёзная травма заставила уйти оборвала карьеру.

9. Абсент — олимпийская легенда СССР. С него писали портреты самые известные художники, он стал героем документального фильма и книги о себе и большом спорте – вороной ахалтекинец с дурманящим именем Абсент 18 лет служил советскому спорту, а сегодня о нем знает весь мир и называет «Черным лебедем». Абсент - участник легендарного конного пробега Ашхабад – Москва (1935 год), когда 34 туркменских всадника за 84 дня по каракумским пескам преодолели 4300 километров. Именно он в 1960 году в Риме завоевал первое в истории конного спорта СССР олимпийское золото. Бронзовый призер XVIII (Токио, 1964г), четвертый XIX Олимпийских игр (Мехико, 1968г.), семикратный чемпион СССР по выездке, лучшая спортивная лошадь мира 1968 года - все это он. Между прочим, сын достойный своего отца – звезды конкура и любимца маршала Жукова, на котором знаменитый военачальник принимал Парад победы в 1945 году.

В своей жизни Абсент пережил и большое потрясение: из-за халатности работников конезавода его чуть не отправили на колбасу, но все обошлось, и он мирно дожил свой век на 54-м Иссык-Кульском конезаводе.

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Яндекс.Метрика

Конь, басня Крылова

  • Госпожа и две Служанки, басня Крылова
  • Лягушка и Юпитер, басня Крылова

басня Крылова читаем онлайн текст книги в стихах сказках для детей популярного русского баснописца про животных образы людей большими буквами с иллюстрацией для изучения в школе на уроках литературы краткое содержание мораль басни 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс выучить наизусть рассказать с выражением запомнить слова написать сочинение

Басня «Конь»

Данная басня является, пожалуй, самой спорной в творчестве И.А. Крылова. Авторство его не доказано до сих пор. Напечатанное в сборнике «Утро» под подписью знаменитого баснописца, произведение сразу навлекло на себя шквал критики – говорили, что басня не его.

Чуть позднее в защиту басни выступил Крузе, который утверждал, что эту басню написал именно Крылов, как отклик на громкое увольнение неустрашимого полководца Ермолова и отстранение его от службы.

В 1878 году басня вышла под авторством неизвестного поэта Степана Маслова из Перми. А позже исследователи отмечали, что находили черновики этой басни в бумагах Крылова. До сих пор вопрос об авторстве остаётся открытым…

Герои и сюжет

В басне ведётся рассказ о некоем лихом ездоке, у которого был конь под стать ему – статный, красивый, сильный. Конь был верным другом своему хозяину, смело переносил того в горах через пропасти, скакал на поле боя.

Однако лихой наездник умер, и конь достался другому человеку, не совсем хорошему. Он приказал норовистого коня привести в конюшню, кормить, есть и ухаживать. Теперь прекрасная сильная лошадь стояла без дела, по сути жила в «золотой клетке» – никто не скакал на нём, не отправлялся в боевые походы. Все вокруг вздыхали – какая лошадь пропадает!

Безделье быстро сказалось на лошади – красота с него спала, тело похудело, мышцы стали дряблыми, а взгляд потух. Что делать с таким конём новый хозяин не знал. Оседлать его боялся, а в воз запрячь не получалось – тот не хотел его тянуть, упрямился и всё тут.

В конце басни автор делает вывод, что есть такая определённая порода лошадей, которых проще истребить вовсе, чем заставить что-то делать против его воли.

Мораль басни про коня

Басня отличается достаточно сложным подтекстом, затрагивающим такие моральные понятия – как гордость, свободолюбие, а также рациональность, внутренний потенциал, умение правильно управлять богатством.

Богатство в басне — это прекрасная лошадь, гордая и умелая, но неумение правильно ею распорядится, привело, фактически к гибели животного. В басне подчёркивается, что очень важно разумно использовать потенциал богатства, которое тебе досталось.

Если переводить смысл басни в человеческую плоскость, то можно сказать, что очень часто талантливые люди не получают возможности проявить себя – прозябают не на тех должностях, которые отвечают его уровню, ограничены рамками обстоятельств. Всё это приводит к тому, что их внутренний талант, азарт, стремление попросту гаснут, превращая самородка в заурядную личность, которая не может проявить себя уже никак.

Почему так происходит? Если судить по басне, виною всему глупость, страх, а также несоответствие окружающих таланту человека.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Конь» и выучить её наизусть.

Конь

У ездока, наездника лихого,
Был Конь,
Какого
И в табунах степных на редкость поискать:
Какая стать!
И рост, и красота, и сила!
Так щедро всем его природа наградила…
Как он прекрасен был с наездником в боях!
Как смело в пропасть шел и выносил в горах.
Но, с смертью ездока, достался Конь другому
Наезднику, да на беду — плохому.
Тот приказал его в конюшню свесть
И там, на привязи, давать и пить, и есть;
А за усердие и службу удалую
Век не снимать с него уздечку золотую…
Вот годы целые без дела Конь стоит,
(Хозяин на него любуется, глядит,
А сесть боится,
Чтоб не свалиться.
И стал наш Конь в летах,
Потух огонь в глазах,
И спал он с тела:
И как вскормленному в боях
Не похудеть без дела!
Коня всем жаль: и конюхи плохие,
Да и наездники лихие
Между собою говорят:
«Ну, кто б Коню такому был не рад,
Кабы другому он достался?»
В том и хозяин сознавался,
Да для него ведь та беда.
Что Конь в возу не ходит никогда.
И вправду: есть Кони, уж от природы
Такой породы,
Скорей его убьешь,
Чем запряжешь.

Читайте также: