Какой жанр хорошее отношение к лошадям

Опубликовано: 22.04.2024

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.
История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи. Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Основная тема произведения

Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор. Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс. Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью – огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост. Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она — такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа. Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением. Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский)

Образ лошади очень значим для русской литературы — стоит вспомнить только лошадь-собеседника из рассказа Чехова «Тоска» или замученную побоями лошадь из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Маяковский тоже ввёл в свою поэзию образ лошади — очень по-своему, дерзко и необычно.

Литературное направление: модернизм (футуризм). Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Лошадь идёт по ледяной поверхности. Её копыта стучат, будто звучат какие-то мрачные слова: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Лошадь поскользнулась и упала на спину. И все начали смеяться. Не смеялся только лирический герой. Он подошёл к лошади и посмотрел ей в глаза. А в глазах лошади стояли слёзы.

И на героя навалилась «звериная тоска»: он стал утешать лошадь и говорить ей, что она вовсе не хуже всех этих людей, что все эти люди — «немножко лошади». Лошадь сделала усилие и поднялась. (Далее, по всей видимости, изложена мечта автора.) Она пошла в стойло, где ей было хорошо. Лошадь чувствовала себя молодой, даже маленькой.

И всё в её жизни имело смысл.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «звериная тоска», «рыжий ребёнок».

Метафоры: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему». Олицетворения: «смех зазвенел и зазвякал», «Смеялся Кузнецкий. / Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему».

Архаические слова: «сих» (этих, подчёркивается, что лирический герой отмежёвывается от толпы).

Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь».

Риторический вопрос: «чего вы думаете, что вы сих плоше?». Риторическое восклицание: «Лошадь, не надо!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Ответ. Лошадь упала.

Охарактеризуйте приведённый троп из этого стихотворения: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему».

Ответ. Метонимия. Движение людей по улице переносится на саму улицу. Соответственно, улица движется (течёт).

Приведите примеры нескольких других произведений русской литературы, в которых лошадь фигурировала в качестве персонажа.

Ответ. «Холстомер» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Тоска» (А. П. Чехов).

Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковский

В суровые дни советской республики у Маяковского рождается стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, написано в стиле аллитерации, потрясшее любителей такого стиля.

За основу писатель взял момент, когда упала старая лошадь, вызвавшая таким образом большое любопытство окружающих людей, а так же смех окружающих зевак.

Вот поэтому использованная аллитерация помогла передать звуки цокота подбитых копыт клячи.

Нужно отметить, что имитирующие звуки тяжелой ходьбы животного, в тот же момент и несут смысловую окраску. Таким же образом передается и звонкий смех зевак, “штаны Кузнецким клешить”, вливаясь в совместный вой, напоминающий волчий, когда они в стае.

В этот момент и подходит наш герой, не “вмешивающий в вой свой голос”, сочувствующий лошади, которая не просто оступилась и упала, а сильно “грохнулась”, и потому, что увидал “лошадиные глаза”.

В них герой увидел тоску о участии людей и плачь, который окружающим не дано было увидеть: “Капли катятся по морде и прячутся в шерсти”.

Герой так сильно сочувствовал

животному, что и сам ощутил некую тоску. Вот это и дало ему толчок для объявления: “Деточка, все мы лошади, но каждый из нас по-своему”. И правда, ведь каждый сталкивался с таким днем, когда в каждом начинании дела терпели фиаско. Разве не было желание все бросить?

А у кого-то, из-за неудач, даже было желание о самоубийстве. В такой ситуации только утешительные слова могут помочь проблеме.

Произнося свои подбодренные слова, он догадывается, что “может быть она и не нуждается в няньке”, ведь не приятный тот фат, что кто-то видел твой провал, а его хотелось бы утаить от глаз других.

Но тут герой своими словами чудотворно подействовал на животное, наблюдая как она “встала на ноги и пошла”.

И, ощущая себя полной сил, “рыжий ребенок” начала махать хвостом.

Свой стих Маяковский окончил выводом: “И стоило жить, и работать стоило”, который заставил понимать название стиха совсем в другой форме: нужно проявлять хорошее отношение ко всем людям.

(1 votes, average: 5.00

Краткий анализ

Перед тем как приступить к анализу «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского, следует внимательно прочесть произведение и попытаться понять всю суть. После этого можно начинать анализировать прочитанное, придерживаясь плана, что позволит обратить внимание на важные авторские моменты и главную идею:

  1. История создания (противостояние тематике тех времен, посвященной революционным действиям).
  2. Тема стихотворения, краткое содержание — любовь к трудолюбивому животному, олицетворяющему простых работяг.
  3. Композиционные основы и жанр (последовательность развития, лирика автора).
  4. Стихотворный размер и художественные приемы.

В последнем пункте следует упомянуть об используемых писателем эпитетах, метафорах, неологизмах. Каждое сравнение не гиперболично и полностью отражает настроение главных «героев».

История создания

Написано произведение Владимиром Маяковским было в 1918 году. Большинство авторов того времени посвящало свои прозаические и стихотворные творения революции. Владимир Владимирович решил задеть не менее важные темы, о чем делился в преддверии создания с Лилией Брик. Поэт чувствовал, как военные действия озлобили и ожесточили людей. В них не оставалось места состраданию или вниманию.

Согласно предварительным данным, замысел написать что-то прочувствованное про лошадь возник у автора еще до мая. Признанный в литературных кругах писатель решил создать стихотворную презентацию своих ощущений тоски и непонимания. Эмоциональные страдания вылились в известные строки, ставшие криком авторской души. Несмотря на непонятость, писатель желает творить дальше, чтобы хотя бы один человек признал писательский талант Маяковского, услышал идеи.

Тема стихотворения, краткое содержание

Незадачливое, на первый взгляд, произведение затрагивает больные вопросы тогдашнего общества и многочисленные проблемы. В первую очередь писатель рассказывает о любви к ломовой кляче, олицетворяющей простой трудолюбивый народ, работающий на благо страны. Но общество не способно отблагодарить тех, кто трудится на благо родины, оно превозносит себя выше.

Помимо этого, производя анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», можно выделить такие важные темы, как равнодушие и жестокость, волновавшая тогда юного Владимира. Лирический герой невольно оказывается втянутым в ситуацию, когда старая кляча, уставшая от утомительной работы, валится с ног. Люди просто проходят мимо изможденного животного, тычут пальцами, смеются. Никто не предлагает коню помощь.

Автор пытается донести до читателей главную идею — нужно быть добрее. Лирический герой сочувствует трудолюбивому животному, он говорит ему ободрительные слова. Они воодушевляют лошадь, которая снова встает на ноги и продолжает свой путь. В этот момент конь чувствует себя малым ребенком, веселеет, так как понимает, все усилия не напрасны, кто-то ценит их.

Писатель пытается сказать, что нужно ободрять друг друга, чтобы жизненная ноша не казалась столь тяжелой.

Композиционные основы и жанр

Произведение представляет собой рассказ, облеченный в стихотворение репортажного типа. Сюжет его последователен:

  • падение лошади от изнеможения;
  • насмешки людей над бедным животным;
  • пришествие лирического героя, который говорит ободряющие слова;
  • счастье лошади, которая находит в себе силы на подъем.

Используя столь необычные образы, Маяковский рассказывает читателям собственную историю. В 1918 году ему довелось немало потрудиться, чтобы привнести что-то новое в формирующееся революционное общество. Несмотря на это, его труды не признавали, из-за чего писатель чувствовал себя изгоем, хотя работал как конь.

Анализ стихотворения, позволяет сделать выводы о постоянных насмешках, которые привели к обессиливанию и желанию прекратить старания, но автор нашел в себе силы, чтобы работать дальше на благо общества.

Жанр произведения — нетипичное авторское лирическое стихотворение, воспринимающееся литераторами и читателями несколько по-другому из-за разговорного стиля. Некоторую изюминку ему добавляет нетрадиционный стихотворный размер — лесенка. В качестве дополнения писатель добавил свойственную ему неточную рифмовку, помогающую создавать нестандартные ситуации, образы и идеи. Поэтому отношение к стихотворению несколько иное, нежели к традиционной лирике.

Художественные приемы и средства выразительности

Делая анализ стихотворения, кратко можно упомянуть о новаторстве писателя. Несмотря на то что им применялись привычные выразительные средства — эпитеты (лошадиные глаза, звериная тоска, рыжий ребенок) и метафоры (опрокинутая улица, звяканье смеха, выливание тоски), автором использовались более значимые приемы. Именно они сыграли важнейшую роль при создании концептуальной основы, выражающей чувства и эмоции Владимира Маяковского.

Поэтому применяются всевозможные неологизмы, аллитерации:

  • клешить;
  • ржанула;
  • грабь, гриб, гроб, груб.

С помощью индивидуальных авторских средств выразительности поэту удалось передать глубокий смысл, заложенный в стихотворение, и показать тяжесть лошадиной поступи, боль падения, радость от сострадания, дающего надежду и силу на дальнейший путь.

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение написано в 1918 году, когда другие поэты, также захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – тонический – акцентный стих.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая: тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского: он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенёс своё эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчёркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль: надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребёнком и поняла, что все её усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всём и во всеми: люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжёлой.

Композиция

Это облечённый в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает её – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю: в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся советскому обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но всё же продолжил работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворение, но, как и многие произведения Маяковского, оно имеет сюжет, поэтому воспринимается часто как рассказ. Знаменитая “лесенка” и тоническая система стихосложения также влияют на такое восприятие данного стихотворения. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогает ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они всё же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. В этих звуковых образах чувствуется и поступь времени: грабь, гроб, груб. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

«Хорошее отношение к лошадям» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – образы, главная мысль, жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Анализ стихотворений

Работы Маяковского затрагивают разные проблемы. В его раннем творчестве можно увидеть тему противостояния толпы и человека. Не стало исключением стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Анализ текста позволяет не только определить средства выразительности, но и лучше понять смысл произведения — сложную судьбу рабочих людей.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение было написано в 1918 году, и в это время многие поэты были потрясены революцией. Маяковский делился своими мыслями в письмах к Лиле Брик. В разгар революции люди словно озлобились, испугались, забыли, что такое милосердие и внимание друг к другу. Все это смущало поэта, и он решил выразить свои мысли в стихах.

Владимир Маяковский

Автор не зря сделал коня главным героем стихотворения. Обычной ломовой лошади было нелегко. Ее толком не кормили, заставляли много работать. Именно она стала символом простых людей. Скорее всего, Маяковский написал текст в мае, после письма Брик.

В 1918 году поэт переживал сложное время. Он уже получил признание в поэтических кругах, но это не приносило удовлетворения. Маяковский все равно оставался непонятым и одиноким.

В тексте он словно выразил свой крик души, который остался без ответа. Простые люди все равно остались безучастными, но поэт продолжал надеяться: когда-нибудь хоть один человек примет его.

Краткое содержание

Анализ «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского нужно начать с детального разбора текста. Поэт начинает работу с описания мелодии, которую выбивают копыта по мостовой. В ней слышатся слова — гриб, грабь, груб, гроб. Улица была покрыта льдом, и дорога стала скользкой. Поэтому лошадь поскользнулась и упала.

На это собрались посмотреть все окрестные зеваки. Они шли клешить штаны (делать широкими брючины), но происшествие заставило их остановиться. Толпа принялась смеяться над бедной лошадью. Только лирический герой понял, что произошло.

Герой подбадривает лошадь

Он внимательно посмотрел на несчастное животное. По морде лошади катились слезы. Герой настолько прочувствовал ее боль, что решил с ней поговорить. Он сказал, что она не хуже гогочущей толпы, а каждый является по-своему лошадью. После этого животное встало на ноги.

У лошади изменилось настроение. Она весело махала хвостом и ржала, на миг став обычным рыжим жеребенком.

Доброе отношение главного героя позволило ей почувствовать себя нужной, востребованной. Ее работа не была напрасной, и все усилия были не зря.

Художественные приемы

Стихотворение нельзя разделить на части, оно словно представляет собой репортаж с места событий:

  • лошадь падает;
  • над ней смеются;
  • приходит лирический герой, который ее подбадривает.

Через эти образы Маяковский рассказывает личную историю. В 1918 году он много работал, но не чувствовал пользы от своей деятельности. Он представлял себя уставшей рабочей клячей, но все равно продолжал трудиться.

Жанр работы — лирическое стихотворение, но оно нетипичное. Из-за разговорного стиля оно не походит на традиционную лирику. Маяковский применяет свою любимую «лесенку», которая позволяет создать особое настроение.

Стих «Хорошее отношение к лошадям»

В стихотворении можно найти следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт представляет тоску звериной, глаза становятся лошадиными, жеребенок рыжим;
  • метафоры — у Маяковского улица опрокинулась, смех зазвякал, тоска вылилась;
  • неологизмы — поэт смело придумывает новые слова, такие как «клешить» или «ржанула».

Для того чтобы понимать основную идею работы, недостаточно только прочитать текст. Нужно кратко разобрать каждое предложение.

Например, с третьей по шестую строчку поэт передает тяжелую поступь лошади. Для этого он использует созвучные слова.

Закончил поэт работу важной мыслью: люди должны быть добрее друг к другу, это очень важно. Хорошее отношение позволяет сделать жизнь менее тяжелой. Нельзя высмеивать кого-то в тяжелой ситуации — это не красит человека. Поддержка со стороны других всегда помогает.

Маяковского изучают на уроках литературы в школе. Дети должны уметь высказывать свое отношение к стихотворению в сочинении и устно. Им также важно научиться выделить средства выразительности, замечать, какие художественные приемы использовал поэт. Информацию можно представить в виде презентации.

Читайте также: