Когда кони сытые они бьют копытами

Опубликовано: 16.04.2024

Мне кажется, что человек знает точно, чего он хочет, и даже то, что надо делать. Каждый. Но почему-то откладывает этот первый и потому самый трудный шаг на завтра, на послезавтра, на годы, сам себя успокаивая, обманывая, урезонивая, одергивая:"Ты же не один.Разве можно вот так?!Да и чего уж теперь-то?! Поздно! Поздно,поздно,поздно!"
В моем случае "поздно" началось очень рано, как я сейчас оцениваю. Слишком рано.

А душа плачет и терпеливо ждет, когда же ты, наконец, сделаешь то, что тебе просто необходимо сделать. Когда перестанешь сам себя запугивать всеми мыслимыми и не мыслимыми потерями, ожидающими тебя на непростой дороге к новому. Что там впереди?! Страшно. А эта колея, тропинка, знакома тебе, и кажется такой безопасной.
Но, может быть, это и есть самое опасное заблуждение - безопасность эта?
Душевная боль - это сигнал, что ты не в порядке.
И прислушиваться к ней столь же важно, как, например, к физической боли, которая для того и существует, чтобы человек, в целях избавления от нее, обязательно предпринял необходимое действие.
Почему же к своей душе относимся так беспечно и считаем глупыми, излишними, неразумными ее потребности?
Почему же сами себе не доверяем?
Чего боимся?
Изменить привычный образ жизни.
Но ведь привычка - это лишь мимикрия, приспособление,способ выживания,но не сама жизнь.
Ошибиться боимся. И что хуже будет.
А есть куда - хуже-то?
Есть.
Вот если бы ты голодала. Если бы тебе не где было спать. Если бы ты была больна. Вот, тогда.

А ты. красивая, умная, здоровая. Дочери у тебя какие замечательные. Работа неплохая. С жиру ты бесишься: кони сытые - бьют копытами.

Все правильно, да. Я согласна!

Господи! Но почему, почему же так болит душа?!
Глупая она совсем. Ничего не понимает.

Спасибо, Юрий! Сегодня совершенно случайно попала к Вам на страницу. Понравилась Ваша рецензия . В общем, заинтересовали Вы меня. Дай, думаю, гляну: кто такой, о чем думает, пишет. Зашла к Вам в гости. И получила такое удовольствие. И настроение странным образом улучшилось. Всё,что успела прочесть, очень нравится. Написано тепло, трогательно, с такой замечательной иронией, печаль лишь чуть-чуть. оттенком.
А еще я очень отчетливо ощутила,как мне, кажется, главное - Вашу любовь к жизни и благодарность ей. И я обязательно буду приходить к Вам. в гости. Потому что у Вас мне очень хорошо.
Да. еще. Читаю про белые сапожки. удивляюсь.. и понимаю. ничего в жизни не происходит случайно.
С уважением и симпатией.

Милая Мария! Можно так? Как же вас отблагодарить за такие тёплые слова?
Для начала, чтоб вы не потерялись, включу я вас в свои Избранные авторы!
Вы не против? Меня очень удивило одно обстоятельство: вы за 27 минут
прочитали пять самых моих любимых рассказов. У меня всего 50, а вы прочли именно эти - пять. Как это случилось? А белые сапожки. Я их вижу
на ваших ножках. Не ошибся? Извините за лирику. С улыбкой:-)

Юра, милая Мария - можно. конечно же. Даже нужно.
Юра,а я Вас опередила. Я Вас тоже добавила в избранные авторы. только чуть раньше.
Пять рассказов. самых любимых. - это действительно удивительно. и очень хорошо. В жизни иногда такое случается .
Как, например, в случае с белыми сапожками. Вы - не ошиблись. И я - не ошиблась.
Спасибо. за радость. и тепло.

Мистика какая-то. Одновременно принять одно и то же решение, ну пусть вы
чуть-чуть раньше. А сапожки? И вообще. Но если у вас поднялось настроение это прекрасно! И,чтоб оно никогда не опускалось! С улыбкой:-)

Спасибо,мой избранный автор.
Мистика,да. И хорошо,что такое случается в жизни. Юра, это ведь так интересно. отслеживать. замечать. как совершенно, казалось бы, несвязанные между собой случайные события, вдруг выстраиваются в цепочку, удивляющую своей последовательностью. разумностью. и правильностью.
Я Вам тоже желаю настроения хорошего.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Трое с площади Карронад

Здание было старинное. В давние времена, лет сто назад, в нём устроили гимназию, а ещё раньше, до Первой обороны, здесь размещались классы морских юнкеров. Говорят, в этом доме не раз бывали знаменитые адмиралы парусного флота – те, кто похоронен сейчас в белом храме на горе, высоко над синими бухтами.

От французских и английских ядер здание почти не пострадало. Чудом уцелело оно и во время последней войны. Теперь в этом длинном двухэтажном доме находилась обыкновенная школа номер двадцать. Общеобразовательная, средняя, с преподаванием ряда предметов на английском языке. Проще говоря, «с английским уклоном».

С тыльной стороны к школе пристроили спортивный зал и крыло для малышовой продлёнки, а классы и кабинеты помещались в старом корпусе.

Окна были узкие и очень высокие, прорезанные в могучих стенах из посеревшего инкерманского камня. Перед окнами росли громадные акации. В самый знойный полдень в классе стоял мягкий зеленоватый свет и было прохладно.

…За окнами забренчал звонок. Славка удивился: неужели конец урока? Но ни один человек не поднял головы от тетради. Значит, просто недалеко от школы проехала машина для сборки мусора. Они ездят медленно и водитель на ходу звенит колокольчиком. Здешние ребята умеют отличать колокольчик от школьного звонка. А Славка ещё не научился…

Славка улыбнулся, отодвинул тетрадь и стал смотреть на окна. В крайних были только деревья, и между листьями ярко синели клочки неба. В среднем окне видна была часть школьною двора и белая изгородь с решетчатым каменным забором. Её узор напоминал поставленные в ряд штурвалы.

За «штурвалами» виднелись крыши ближних улиц – школа стояла на взгорье. Крыши были под оранжевой ребристой черепицей. Раньше Славка видел такие лишь на картинках и в кино. Между крышами торчали узкие острые тополя. Они назывались «пирамидальные», но походили не на пирамиды. На зелёные копья они походили.

Дальше было видно только небо. Но Славка знал, что за крышами и тополями лежит море.

От того, что море совсем близко, Славку ни на миг не покидала спокойная прочная радость.

Он познакомился с морем не так, как ожидал… В самолёте Славку укачало, и в конце рейса он уже не поднимал голову с подлокотника кресла. И чего греха таить, несколько раз даже сунулся носом в плотный бумажный пакет, который по маминой просьбе торопливо принесла стюардесса. Когда через динамик объявили, что самолёт идёт над «самым синим в мире» Чёрным морем, Славка не смог даже привстать, чтобы глянуть в иллюминатор.

Мама сказала укоризненно и жалобно:

– Что же ты? А ещё в моряки собрался.

Славка в ответ еле шевельнул спиной. Мама сама не понимала, что говорила. Качки Славка не боялся. А самолёт и не качало, он шёл, как автобус по бетонке, но всё равно желудок наливался муторной тяжестью, и сердце словно повисало в пустоте.

Из самолёта Славка вышел на ватных ногах и с каплями на лбу. Пахло нагретым бетоном от рулёжной дорожки, остывающим металлом от самолёта и незнакомыми травами откуда-то издалека – от вечернего горизонта.

Земля качнулась под Славкой, но он улыбнулся.

«Пусть, – подумал он. – Ничего…»

Эта земля была не виновата, не она измотала Славку. Измотал самолёт, а он был частью прежней жизни, частью города, из которого Славка прилетел. Там могло быть плохо, а здесь уже не могло…

Ехать надо было ещё километров семьдесят, и мама боялась. Думала, что в машине Славку совсем укачает. Но пока получали багаж, пока мама искала такси, Славка почти пришёл в себя.

Кода подъезжали, было совсем темно. Города Славка не увидел. Он увидел только несметное множество огней – и очень ярких, и не очень, и еле заметных. Они горели и внизу и вверху, потому что улицы взбегали высоко по склонам. В небе огни смешивались со звёздами, а внизу вытягивались в дрожащие золотые нитки. Славка понял, что огни отражаются в чёрной воде. Среди отражений тоже горели огни: белые, зелёные, красные.

– Это корабли! – догадался Славка. – Мама, там корабли!

Было похоже на сон. Голова слегка гудела от долгой дороги, врывался в кабину и шумел в ушах тёплый ветер, стремительно шуршали колёса. А огни наплывали – снизу, сверху. Отовсюду…

– Мама, это же корабли, да?

Мама погладила его по плечу.

– Большой рейд, – сказал водитель. – Флот стоит…

Они долго ездили по узким улицам с неяркими фонарями, искали переулок с названием Якорный спуск. Машина выла на крутых подъёмах. Славку опять слегка замутило. Мама нервничала. Ей казалось, что водитель спешит и сердится. Но шофёр сделал всё, как надо: отыскал нужный дом, подъехал к самой калитке, вытащил из багажника чемоданы и сказал:

– С прибытием вас. Всего вам хорошего…

Бабушка Вера Анатольевна оказалась высокой старухой с морщинистым коричневым лицом. Она неторопливо и крепко обняла маму, и они поцеловались. Потом она протянула к Славке ладонь, словно хотела по голове его погладить, но не дотронулась. Пожевала впалыми губами и тихо сказала:

– Вот ты какой, Славушка. Большой…

Морщины у неё слегка разошлись. При яркой лампочке Славка увидел, что лицо у Веры Анатольевны покрыто мелкой белой сеткой: это кожа в глубине морщинок была незагорелая…

Потом Вера Анатольевна кормила маму и Славку ужином: голубцами, виноградом, арбузом. Мама всё благодарила и боялась, что у Славки заболит живот. А ещё они с Верой Анатольевной о чём-то говорили вполголоса… Славка не слушал, он думал о своём.

– Вера Анатольевна, а море далеко?

Бабушка замолчала, будто удивилась.

– Море? Тут везде, Славушка, море… Вот спустишься до гостиницы, потом направо, а там и набережная.

– Мама… – умоляюще сказал Славка.

Мама рассердилась. Потому что Славка сумасшедший! Он едва держится на ногах (мама, кстати, тоже). Идти неизвестно куда среди ночи. Море никуда не денется!

– Ну, ма-ма… – отчаянным шёпотом сказал Славка.

Мама виновато посмотрела на Веру Анатольевну…

На улице, так же как на аэродроме, пахло незнакомыми травами, а ещё почему-то – свежим тёплым хлебом. Горели редкие фонари, светились окна. Тени от листьев падали на белые заборы и домики. Они были похожи на мягкие серые крылья, эти тени.

Кто-то весело, не по-ночному, трещал в траве: то ли сверчки, то ли цикады.

«Какой ты хороший, Город», – одними губами сказал Славка. И вдруг его толкнуло: он-то всё видит и слышит, а бедный Артёмка…

Славка кинулся во двор, влетел в комнату, слегка напугав бабушку Веру Анатольевну. Выволок из-за чемоданов портфель, а из портфеля выдернул за уши Артёмку. Тот обалдело косил блестящими глазами. Славка бегом вернулся к маме. Артёмка радостно махал растопыренными лапами.

– Боже мой, какой ты ещё ребёнок, – сказала мама…

Набережная в самом деле была недалеко. Славка не сразу понял, что это набережная. Были деревья с фонарями (листья на свету казались очень зелёными), потом под ногами вместо асфальта появились мокрые каменные плиты, и вдруг Славка увидел, что он на краю земли.

Дальше ничего не было. Громадная темнота была дальше. Начиналась она в двух шагах и уходила неизвестно куда. Эго распахнулся космос. Он дышал йодисто-солёной свежестью, словно в темноте развесили громадные чёрные простыни, выстиранные в холодном рассоле.

Из этой темноты и прохлады подкралось что-то смутно-белое, шипучее, и – бах! – перед Славкой встала стена из брызг. Они секунду висели неподвижно, а потом посыпались на Славку, на маму.

Мама по-девчоночьи взвизгнула и отскочила. А Славка засмеялся:

– Мама, это прибой!

– Отойди, Славка, вымокнешь!

– Это же прибой! Мама, он солёный!

Бах! – опять выросла белая стена. А когда рассыпалась и упала, Славка увидел, что космос не пустой. В нём жили огоньки. Яркий красный огонёк – прямо перед Славкой – давал тройную вспышку и угасал на несколько секунд. Конечно, это был маяк. А левее маяка, теряясь во мраке, тоже мигали белые и красные огоньки, каждый по-своему: одни редко, другие часто.

Когда кони сытые - они бьют копытами…

С некоторых пор в Узбекистане образовалась одна серьезная проблема, которая до последнего времени, к сожалению, оставалась неразрешенной. Тем не менее, определенные шаги в данном направлении сегодня уже сделаны и будем надеяться, что они, эти шаги, окажутся плодотворными.
Вот уже почти как девятнадцать лет наша страна пребывает в состояние независимости, однако сей факт пока еще не нашел достойного отображения в искусстве и в частности – в литературе.
Получается некрасиво. В государстве, бессменный президент которого сам является выдающимся писателем, до сих пор не создано ни одного литературного произведения по своим масштабам соответствующего тем грандиозным преобразованиям, которые произошли в текущие годы.
Есть писатели, но писать так, как этого требует само время, они не могут.
Читатель вправе задать справедливый вопрос – не могут или не хотят?
Уже стало доброй традицией, что любое прогрессивное начинание в нашей стране исходит непосредственно от Нашего Президента. Вот и на этот раз дело так бы и не сдвинулось с мертвой точки, если бы сам Ислам Абдуганиевич Каримов не взял его в свои твердые руки.

Весной текущего года Президент пригласил к себе вновьназначенного председателя Союза писателей Бабура Алимова, чтобы спросить у последнего напрямую:
- С кем вы, инженеры человеческих душ, мастера слова?
(Само собой подразумевалось – "Кто не с нами – тот против нас"!)

- Писателей мы держим у себя для того, - начал Президент, - чтобы они писали! Что же это получается? Наша страна большая, а пишущих писателей в ней всего-то раз-два и обчелся?
("Раз-два" - имелись в виду сам Президент и его дочь-поэтесса).
- Почему до сих пор в литературе отсутствует образ нашего гражданина-созидателя Великого Будущего? На что прикажите нам ориентировать молодое поколение? Без таких образов поколение вырастет не гармоничным, а безобразным! Вам, возможно, кто-то мешает? Назовите имена саботажников! Если это действительно так, то я прикажу разобраться тем, кому следует.Шеф СНБ Рустам Иноятов быстро проведет прополку в писательском огороде и с корнем вырвет всю сорную траву!

Жалкий и растерянный Бабур Алимов заикаясь начал объяснять, что "качественный состав" Союза вроде бы и не плох, но литераторов заели бытовые условия. Им, по сути, просто негде творить, да и напряженная работа серьезно сказывается на здоровье писателей.

- Ну, этот вопрос мы решим в самом скором времени, - пообещал Ислам Абдуганиевич, - но чтобы уж потом…
Смотрите у меня!
В течение трех дней представьте на утверждение развернутый план-график творческой деятельности вашего Союза с указанием конкретных исполнителей и ответственных.
В течение года должно быть опубликовано и распространенно в Интернете, причем на государственном языке:
Роман-эпопея – 3 шт.
Героическая поэма – 25 шт.
Ода Нашему Президенту – 5 шт. ("Дарю название – "Исламиада")
Патриотические киносценарии – 10 шт.
Исторический роман из жизни главного Бобокалона – 3шт.
И так далее – рассказы, очерки, стихи, эссе…
Главное не жалейте в своих будущих произведениях "духовности", пусть читающая публика черпает ее полной мерой. "Духовностью" любую книгу, как кашу маслом, не испортишь!

У Нашего Президента каждое слово – кремень, и Ислам Абдуганиевич его сдержал, облегчил тяжкий писательский труд соответствующими подарками.
Об этом радостном событие сообщает УзА в статье "Еще одно проявление внимания к духовности и литературе", автор Олим Туракулов.

"Капитально реконструированы и сданы в эксплуатацию творческий дом "Дурмон" и поликлиника Союза писателей Узбекистана".
Все работы были выполнены за счет средств специального фонда "Ижод" ("Творчество"), организованного по личной инициативе Нашего Президента.
В презентации состоявшейся 31 июля приняли участие премьер-министр Шавкат Мирзиеев и Государственный советник Президента Хайриддин Султанов.

Устал, писатель? Быт тебя заел? Теперь можешь отправляться в ведомственный "творческий дом" и писать, писать, писать ….. до тех пор пока совсем не одурмОнишься!
Ежели тебя, писатель, в результате длительного сидения на стуле настигнет профессиональное заболевание "почечуй" (греч. – haimorrhois), то – милости просим пожаловать в ведомственную поликлинику. Вылечат согласно мировым стандартам. Продолжай и дальше творить на здоровье!

В "Дурмоне" - 58 мест. Чистые, уютные двух и трехместные номера. Имеется и пара "люксов".
Есть мебель, электророзетки, телефон в холле, чайники и пиалы в каждом номере, кровати застелены чистым бельем, а возле каждой имеется отдельная тумбочка.
Организованна библиотека, где любой из проживающих, для того чтобы пришпорить свою творческую фантазию может ознакомиться с трудами Президента, припасть губами к этому неиссякаемому источнику мудрости.
Желаешь отдохнуть - пожалуйста! Достаточно попросит у администрации шашки-шахматы, а в рекреации установлен теннисный стол. Можно на досуге погонять целлулоидный шарик. Туда-сюда, туда-сюда…. Бесплатно!
Два раза в неделю происходит замена постельного белья. На каждом этаже к услугам литераторов располагаются душевые кабины с холодной и горячей водой.
Творческая интеллигенция и руководство республики нисколько не сомневается, что литературные таланты в "Дурмоне" с этого дня станут вызревать как ананасы в оранжерее.

Въезд в "творческий дом" осуществляется по срочным творческим путевкам Союза писателей.
Приехал на одну-две недели, будь добр создать за этот срок патриотический рассказ или новеллу.
За месяц положено сочинить трехактную пьесу.
До одного года – пожалуйте произвести на свет многоплановый роман-эпопею.
Таковы непременные условия.

Читающая публика желает больших творческих успехов отечественным служителям муз – Мельпомены, Полигимнии и Талии! В добрый час, творцы!
По нашей просьбе молодой ташкентский поэт Имярек посетил открывшуюся писательскую поликлинику. Ее обслуживают семьдесят высококвалифицированных медработника, причем пятеро из них являются дипломированными врачами. Медицинское оборудование в основном импортного производства, то есть самое современное. Имеются два китайских электронных тонометра, которые надеваются на запястье и показывают величины артериального давления и частоту пульса одновременно. Широким спросом посетителей обещают пользоваться и кружки Эсмарха, простые и удобные в эксплуатации.

Не ударили в грязь лицом и создатели процедурного кабинета.
К услугам писателей имеются два специальных душа - "душ Шарко" и восходящий душ, оба работают.

Теперь дело за нашими литераторами. Они должны откликнуться на проявленную заботу. И неутомимо создавать то, что требует от них Руководство. Прививать молодежи национальную, а не гнилую западную культуру, воспитывать у нее преданность идеям независимости.
Воспевать и художественно отображать путь нашей страны, проделанный под мудрым руководством Нашего Президента! Быть достойными классиков!
Как говорит Ислам Абдуганиевич – "Духовность, духовность и еще раз духовность"!
В заключение позвольте кратко коснуться личности автора упомянутой статьи, уважаемого Олима Туракулова. После того, как он по определенным причинам оставил прежнее место работы, (должность руководителя пресс-службы СНБ РУз.), и перешел в УзА, его талант высветился совершенно новыми гранями. Он стал публиковаться еще чаще, а высказанные им слова стали еще более правильными.

Олим ныне на творческом Олимпе!
Господин Туракулов научился так хорошо и высокохудожественно "воспевать", что ему может позавидовать любой член Союза писателей.
И недаром в этом году наш Олим стал победителем (второе место) конкурса "Олтин калам". По заслугам и честь!
Можно было бы порекомендовать ему теперь заняться чисто литературной деятельностью, (ведь все условия для таковой уже созданы), если бы не отдельные огрехи, связанные с грамматикой и серьезные упущения политического характера.

Мой драгоценный Олим!
Неправильно выражаться – "творческий дом", следует – "дом творчества", что отвечает смыслу.
Не следует писать – "писатели и поэты", правильно будет – "прозаики и поэты".
Но это совсем не важно, поскольку известно, что грамотность никогда не входила в перечень Ваших "коньков".

Страшны политические ошибки!
Вы, мой Олим, походя приписали Нашему Президенту авторство несуществующей книги: "Внимание к литературе – внимание к духовности, к будущему"!
На самом деле так озаглавлена одна статья Вашего непосредственного идейного вдохновителя, Советника Президента Хайриддина Султанова.
Между нами говоря, статья эта просто глупейшая!
Тем самым Вы бросили грязную тень на светлый облик Нашего Президента!

Ислам Абдуганиевич! Ваш кумир Иосиф Сталин за гораздо меньшие промашки политического характера, ссылал провинившихся туда, куда Макар телят не гонял, причем "без права переписки"!
Я не подстрекатель, но я бы не стерпел!
В Жаслык, негодяя!

И вслед за ним своего "советника" направьте, Султанова! Куда он-то смотрел? Совсем зазнался и мышей перестал ловить? Или на место президента нацелился?
И главного редактора УзА – туда же! Пусть цугом побегут!
На плато Устюрт для подобных безответственных лиц уже давно существует достойный "творческий дом" со всеми удобствами.

Автор просит прощения у читателей за то, что отдельные крылатые выражения им невольно заимствованы из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Суббота. Москва. Лужники. ЦСКА -

  • ФК Спартак (Москва)
  • ФК ЦСКА (Москва)

СОГАЗ-ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 7-й тур.
ЦСКА - "СПАРТАК" - 0:1

ИНТЕРВЬЮ МАТЧА

Поговорить о дерби корреспондент "СЭ" предложил художественному руководителю театра "У Никитских ворот".

Матчей своего любимого "Спартака" Марк Розовский обычно не пропускает, но на этот раз футбол смотрел по телевизору.

- Вячеслав Колосков игру в Лужниках назвал посредственной. А вам как показалось?

- Категорически не согласен! Гол Ари - разве посредственность? Такие голы любой чемпионат украсят! Да, маловато было моментов и ударов. Команды осторожничали, действовали с оглядкой на свои ворота. Но все равно игра смотрелась.

- В "Спартак" перед матчем не сильно верилось?

- Не знаю, как остальные, а я верил! "Спартак" - такая команда, которая способна неудачно провести один-два матча, но потом преображается. Дерби - всегда рубка. Не сказал бы, что сейчас она была. На наше счастье, армейцы вышли какие-то вялые. Глядя на них, мне сразу вспоминалась строчка из песни: "Кони сытые бьют копытами…" Это я уж так, по-болельщицки.

- Ничего-ничего, Марк Григорьевич.

- Но ведь действительно не чувствовалось у них такого запала и остервенения, как у "Спартака". Наши ребята столько мячей выигрывали на опережение! Они выстояли - и заслуженно победили. Потому что, когда встречаются равные по силе клубы, все решают микроэпизоды. Ари сотворил блистательный удар, а Думбья прекрасный шанс загубил. Вот и получите 1:0. Дикань в той ситуации, конечно, выручил. Но я больше удивился тому, насколько коряво сыграл форвард ЦСКА. Я-то помню, как в прошлом сезоне Думбья разделывался с нашими защитниками. Паршивлюка будто мальчика обходил с мячом на скорости. А здесь был не похож на себя. Наверное, не в форме. Теперь с огромным интересом жду 11 мая. В полуфинале Кубка точно будет рубка. Ввязываться с армейцами в открытый футбол "Спартаку" не надо. Лучше придерживаться той же тактики, что и в этом матче. Хотя ЦСКА будет уже другим, тут у меня сомнений нет.

- После матча удалось переброситься парой слов с Михаилом Ефремовым. "Отдельное спасибо за игру Кариоке с Шешуковым и, как всегда, Диканю", - сказал он. Кого хотите поблагодарить вы?

- Все молодцы! Даже Родригес, который прежде не отличался надежностью, справился с опекой Вагнера. Честно говоря, тот же Кариока, когда только появился в "Спартаке", меня ужасно раздражал.

- Не вас одного.

- Кариока не выкладывался, позволял себе играть спустя рукава. Выглядел в команде абсолютно инородным телом. Хотя в чем-то его можно понять. 19 лет, впервые уехал из Бразилии, все вокруг чужое, морозы, скверные поля. Поневоле захандришь. Кариоку отправили в аренду на родину, откуда он вернулся другим человеком. И доказывает, что не зря "Спартак" его покупал. Играет блестяще.

- О чем вы подумали, не обнаружив в спартаковском составе ни Веллитона, ни Алекса?

- Мы настолько привыкли к этим бразильцам, что без них "Спартак" уже вроде как и не "Спартак". Особенно тревожило, что нет Алекса. Но выяснилось, что и в его отсутствие есть кому вести игру. Я в восторге от Макгиди. Единственный минус - не забивает пока. Зато с какой страстью отдается на поле! Какая скорость, какой дриблинг! В нашем чемпионате такие футболисты наперечет. Ему бы окружение достойное. А то порой обыграться не с кем. У Дзюбы, например, великолепные физические данные. Техника же хромает, неповоротлив, не может вовремя освободиться от опеки, отдать мяч аккуратно или принять. У футболиста он должен быть привязан к ноге! Огорчает, что никак не раскроется Ананидзе. И техничный мальчишка, и голова светлая. Но то ли захвалили, то ли проблемы со здоровьем мешают…

- Чем, по-вашему, закончится история с "отставкой - неотставкой" Валерия Карпина?

- В игре с ЦСКА помимо собственно результата решался еще вопрос о доверии Карпину. И Слуцкий замечательно ему в этом смысле подыграл. После матча мне хотелось кричать вместе со спартаковскими болельщиками: "Валера, оставайся!" О его возможном уходе заговорили после вылета от "Порту". Я и тогда считал, что ни к чему хорошему такой шаг не приведет, и сегодня мнения не изменил. Десять голов в двух матчах пропускать недопустимо, это позор. Но "Спартак" сделал все, что мог. Просто нет у него таких исполнителей, как у "Порту". Неужели кто-то скажет, что "Вильярреал" - слабый клуб? Однако и он от португальцев пять мячей получил. К сожалению, любим мы бросаться в крайности, используя какой-то совковый подход.

- Раз сыграли неудачно, обязательно надо снять тренера. Но почему нападаем на Карпина? Разве "Спартак" разваливается? Или нет у нас команды? Есть! И мы это видели после побед над "Аяксом" - игровых, не случайных. Так зачем метаться и все ломать в разгар чемпионата? Если все-таки произойдет смена тренера, на этом сезоне можно будет ставить крест.

- Вы полагаете?

- Уверен! Ни Раньери, ни ван Гал, ни другой заморский кудесник сразу ничего не сделают. Наоборот, будут лепить новую команду, покупать игроков под свой вкус - и опять придется начинать с нуля. Отставка Карпина пойдет "Спартаку" сейчас только во вред. Так что оставайся, Валера! Мне он вообще очень импонирует.

- В трудные минуты ведет себя мужественно, с достоинством. Нравится, как отзывается о своей команде. Скромный, строгий, точный в оценках, ироничный. Впрочем, последнее слово - за Федуном. Если он человек ответственный и по-настоящему разбирается в футболе, то обязан сохранить Карпина на посту главного тренера. Вне зависимости от того, как завершится полуфинал Кубка.

- С какими решениями Карпина вы внутренне были не согласны?

- Разумеется, и он не избежал ошибок. Прежде всего это относится к подбору игроков в обороне. Рано с Йиранеком расстались - чех мог бы помочь. Взяли Рохо - говорят, неплохой защитник. Но в матчах с "Порту" оказался несостоятелен. А теперь и в запас не проходит. Кирилл Комбаров пока небезупречен. И он, и брат - футболисты хорошие. Но будем откровенны - лишь на уровне чемпионата России. Хотя оба могут прибавить. Как резко прибавили однажды Паршивлюк с Макеевым. Травма надежного Сережи Паршивлюка подкосила оборону. Дай бог чтобы он поскорее восстановился. Что касается Карпина, то меня еще один момент настораживает.

- Валера - одиночка. В "Спартаке" всю власть замкнул на себе. Это тяжело и может сыграть против него. Должен быть кто-то рядом. В тренерском штабе такой фигурой способен стать Андрей Тихонов. Тем более что по непонятным причинам оттуда выпал Сергей Родионов. Ходят разные слухи о мотивах его перевода в спартаковскую академию. Но комментировать их не хочется. Вообще наши современные тренеры мало внимания уделяют черновой работе. Раньше-то Якушин, Маслов, Бесков не стеснялись учить игроков, с каждым могли возиться подолгу. А нынешние больше озабочены тем, чтобы купить готовых футболистов, расставить их - и пусть играют. Все это оборачивается потерей фирменного стиля. Иногда даже "Спартак" становится неузнаваем. А вот "Барселону" не спутаешь ни с кем - хоть "Реал" ей противостоит, хоть "Рубин". Она всегда придерживается собственной философии, которой игроки давно пропитались и научены. Именно этого не хватает нашему футболу.

Александр КРУЖКОВ

КТО ЧТО СКАЗАЛ

Валерий КАРПИН, главный тренер "Спартака":

- Вся команда сработала, как надо, как договаривались. Благодарю игроков за то, что выполнили намеченное, за самоотдачу и желание. Болельщикам тоже большое спасибо. Рохо здоров, просто не попал в заявку. Алекс не до конца восстановился. А у Веллитона были небольшие проблемы на минувшей неделе. Видимо, дернул мышцу сегодня.

(На вопрос, зачем к нему после игры подошли представители РФПЛ Сергей Чебан и Александр Мейтин.) - Просто Сергей Фурсенко очень переживает за "Спартак" и потому послал двух сотрудников узнать, сколько иностранцев заканчивали матч в нашем составе.

Леонид СЛУЦКИЙ, главный тренер ЦСКА:

- Очень тяжелая, вязкая игра, как и любая другая со "Спартаком". Все решили эпизоды. Мы не смогли реализовать свои возможности, а Ари использовал. Хонда оказался более готовым к схеме "Спартака" с двумя форвардами, которую мы угадали. Тем более что Дзагоев после шести проведенных матчей подустал. Однако я предпочел бы отдать должное игре "Спартака" в обороне.

Дик АДВОКАТ, главный тренер сборной России:

- Матч очень понравился. Правда, команды предстали немного не в том виде, в каком ожидал я да и большинство болельщиков, но тем интереснее было. Мне кажется, получилось хорошее зрелище, особенно во втором тайме.

Андрей ТИХОНОВ, играющий тренер "Спартака":

- Где вы видели интересные дерби? Подобное бывает редко, цена каждого очка очень велика. Но выигрывать всегда приятно, а сегодня "Спартак" ни в чем не уступил ЦСКА и победил заслуженно. Команда провела семь встреч по плотному графику и в какой-то момент провалилась, однако сейчас она оживает, приходит в себя. Очень рад, что нашим болельщикам наконец-то устроили праздник - футболисты старались.

Андрей ДИКАНЬ, вратарь "Спартака":

- Оборона сыграла очень-очень хорошо. Ошибок в защите фактически не было. Самое главное - мы на правильном пути. Эта победа сто процентов поднимет психологическую уверенность команде. Но нужно двигаться вперед, решать внутри коллектива проблемы и показывать свою игру на поле.

Артем ДЗЮБА, нападающий "Спартака":

- Мы все заслужили эту победу - игроки, болельщики, все те, кто причастен к "Спартаку". Нас миллионы. И этот матч очень важен был для всех. Мы вышли гнуть свою линию, с пониманием, четкими установкой и схемой. Немножко отдавали инициативу и терпели.

Николас ПАРЕХА, защитник "Спартака"

(На вопрос, останется ли Карпин на посту главного тренера.) - Решать ему, но мы все хотим, чтобы он продолжил работу с нами. Считаю, что это было бы хорошо и для клуба, и для всех игроков.

Сергей АНДРЕЕВ, экс-нападающий сборной СССР:

- Ари попал здорово, точнехонько в дальний угол. Пробил быстро, почти без замаха. Да еще мяч нырнул - к Акинфееву никаких вопросов. Даже показалось, Игорь задел мяч кончиками пальцев. А вот Набабкин уж очень легко попался на обманное движение. После этого спартаковец просто пробросил мяч, и уже сбивать его было нельзя - слишком близко к штрафной.

Максим БОКОВ, ветеран ЦСКА:

- Не знаю, по какой причине, но ЦСКА не сыграл в полную силу. Хотя моменты были - у Вагнера, Думбья, Секу. И тут, видимо, сработал принцип: не забиваешь ты - забивают тебе. Если честно, внутри до сих пор все кипит. Смотрели футбол всей семьей, болели за армейцев, никак не ожидали такой развязки. Наверное, ребята перегорели. Статус матча давил, к тому же "Спартак" жаждал реабилитироваться за недавнюю неудачную серию. Что ж, победил сильнейший. Им в данном случае оказался "Спартак", но футбольная жизнь на этой игре не заканчивается.

Анатолий БЫШОВЕЦ, экс-нападающий и бывший главный тренер сборной страны:

- Я, наверное, единственный верил, что игра будет напряженной. Во-первых, "Спартак" после двух побед обрел психологическую уверенность. Во-вторых, как выяснилось в ходе субботнего дерби, он лучше усвоил уроки "Порту". Можно сказать, португальский клуб стал хорошим учителем для красно-белых. И для игроков, и для тренера. Дважды крупно проиграв в Лиге Европы, команда Карпина приобрела очень многое. Матч с ЦСКА стал для нее словно третьим поединком в серии с "Порту", поскольку у армейцев такая же, как у португальцев, индивидуально сильная линия атаки. Сделав ставку на командные действия и высокую плотность, "Спартак" до крайности осложнил жизнь нападающим соперника. Сказалось и то, что настрой отдельных футболистов ЦСКА оставлял желать лучшего. Это еще игра с "Томью" показала. Армейцы рассчитывали главным образом на мастерство своих форвардов, тогда как спартаковцы предстали крепко сжатым кулаком - сплоченной командой. Неудивительно, что решающий удар остался за ними.

Виктор НОЗДРИН, ветеран "Спартака":

- У "Спартака" прорезался характер, что, конечно же, радует. Ребята сыграли друг за друга, даже выделять никого не хочется. Молодцы! Между прочим, красно-белые, пусть и без особого блеска, уже третий матч выигрывают. Но, как говорится, лучше десять раз по 1:0, чем один раз 10:0. Спартаковцы в субботу предстали настоящей командой, будто и не существовало еще недавно внутри коллектива никакого "бразильского лобби". А вот армейцы разочаровали. Мне кажется, трудно им будет претендовать на чемпионство, если они по примеру "Спартака" не разберутся как можно быстрее со своими "бразильцами".

Владимир ПОНОМАРЕВ, ветеран ЦСКА:

- Я в шоке! Вроде ЦСКА был на подъеме, казалось, команда во всех линиях хороша. И тут - провал. Не игра, а сумбур. Центр проиграли, все сводилось к тому, чтобы забросить мяч в зону Вагнера. Весь матч гнули эту линию, хотя видно было - не получается. Непонятно, почему не попробовали что-то еще: больше комбинировать, задействовать фланги. В общем, поражение закономерно. "Спартак" не то чтобы удивил, но заставил себя уважать. Он явно нащупывает свою ниточку, через хороший пас налаживает игру. Эта команда будет прогрессировать.

Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются на 14.00-16.00 (мск) пятницы накануне спортивного уик-энда. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется в субботу до 14.00

В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.

Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Марш сталинских артиллеристов

Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Идем Мы в смертный бой за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.

Припев:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!

Узнай, родная мать, узнай жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья,
Что бьет и жжет врага стальная наша вьюга,
Что волю мы несем в родимые края!

Пробьет победы час, придет конец походам.
Но прежде чем уйти к домам своим родным,
В честь нашего Вождя, в честь нашего народа
Мы радостный салют в победный час дадим!

Припев:
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой.

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Несокрушимая и легендарная

Над страною шумят как знамена
Двадцать семь героических лет.
Отзвук славных боев отдаленных,
Весь твой путь в наших песнях воспет.

Несокрушимая и легендарная,
В боях познавшая радость побед -
Тебе любимая, родная армия
Шлет наша Родина песню - привет.

Родилась ты под знаменем алым
В восемнадцатом грозном году.
Всех врагов ты всегда сокрушала,
Победишь ты фашистов орду.

Ленинград мы в боях отстояли,
Отстояли родной Сталинград.
Нас ведет в наступление Сталин,
Наши танки фашистов громят!

Победим, наша сила несметна,
Гений Сталина в бой нас ведет.
Наша армия в битвах бессмертна,
Как бессмертен Советский Народ.

Несокрушимая и легендарная,
В боях познавшая радость побед -
Тебе любимая, родная армия
Шлет наша Родина песню - привет.

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Вперед наперекор невзгодам
Снова войском и народом Площадь Красная полна,
И шумит людское море, за волной идет волна.
Вместе с матерью - Москвою, у старинных стен Кремля
Собралась, пришла на праздник вся Советская земля.

Припев:
Вперед, наперекор невзгодам!
Дружней напор, сильней подъем!
Уверен Вождь с таким народом,

Могуч народ с таким Вождем!
Вспомним годы огневые, вспомним сорок первый год,
В дни великих испытаний был героем наш народ,
И сейчас как прежде дружно он за Сталиным идет,
По геройски выполняя план невиданных работ.

Припев:
Вперед, наперекор невзгодам!
Дружней напор, сильней подъем!
Уверен Вождь с таким народом,
Могуч народ с таким Вождем!

Побеждая все преграды и в работе, и в бою,
Мы проносим, словно знамя, песню звонкую свою.
И звучит в напеве милом, широка и хороша,
Наша правда, наша сила, наша смелая душа.

Припев:
Вперед, наперекор невзгодам!
Дружней напор, сильней подъем!
Уверен Вождь с таким народом,
Могуч народ с таким Вождем!

Сталинский марш 9 мая 2014 года

В бой за Родину

Пролетают кони, да, шляхом каменистым,
В стремени привстал передовой,
И поэскадронно бойцы-кавалеристы,
Подтянув поводья, вылетают в бой.

Припев:
В бой за Родину,
В бой за Сталина,
Боевая честь нам дорога!
Кони сытые
Бьют копытами.
Встретим мы по-сталински врага!

Всю страну прошли мы, да, в годы боевые,
Всю страну прошли во все концы.
В сталинской дивизии кони золотые,
Шашки огневые, крепкие бойцы!

Не разбил в боях нас, да, враг в былые годы,
И дружны, как прежде, мы с клинком.
Мчится кавалерия, и в бои-походы
Танк несется вместе с боевым конем.

Ордена недаром, да, нам страна вручила,
Помнит это каждый наш боец.
Мы готовы к бою, товарищ Ворошилов,
Мы готовы к бою, Сталин - наш отец!

Припев:
В бой за Родину,
В бой за Сталина,
Боевая честь нам дорога!
Кони сытые
Бьют копытами.
Встретим мы по-сталински врага!

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Марш танкистов
Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны:
В строю стоят советские танкисты -
Своей великой Родины сыны.

Припев:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Ворошилов в бой нас поведет!

Заводов труд и труд колхозных пашен
Мы защитим, страну свою храня,
Ударной силой орудийных башен
И быстротой, и натиском огня.

Припев:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Ворошилов в бой нас поведет!

Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде
Мы начеку, мы за врагом следим.
Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим.

Припев:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Ворошилов в бой нас поведет!

А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде!
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде.

Припев:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Ворошилов в бой нас поведет!

Сталинский марш 9 мая 2014 года

Если завтра война
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.

На земле, в небесах и на море
Наш ответ для врага будь суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!

Если завтра война, всколыхнется страна
От Кронштадта до Владивостока.
Всколыхнется страна, велика и сильна,
И врага разобьем мы жестоко
На земле, в небесах и на море
Наш ответ для врага будь суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!

Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки.

На земле, в небесах и на море
Наш ответ для врага будь суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!
В целом мире нигде нету силы такой,
Чтобы нашу страну сокрушила, —
С нами Сталин родной, и железной рукой
Нас к победе ведет Ворошилов!

На земле, в небесах и на море
Наш ответ для врага будь суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!

Читайте также: