Когда начали подковывать лошадей

Опубликовано: 25.03.2024

Исто­рия под­ко­вы ста­ра, как стар сам союз чело­ве­ка и лоша­ди. Кто и зачем при­ду­мал под­ко­вы? В при­ро­де лоша­ди ходи­ли боси­ком, так поче­му же при­шлось обу­вать домаш­них? И поче­му такой неза­тей­ли­вый пред­мет оброс мно­же­ством легенд и суе­ве­рий, кото­рые акту­аль­ны для мно­гих людей и по сей день?

Дикие лоша­ди не зна­ют под­ков и пре­крас­но себя чув­ству­ют, так поче­му же нуж­но ковать домаш­нюю лошадь? В отли­чие от домаш­них собра­тьев, лоша­ди, живу­щие на сво­бо­де, ска­чут всю жизнь по опре­де­лен­но­му типу грун­та. Копы­та диких лоша­дей, живу­щих на одной тер­ри­то­рии мно­го поко­ле­ний, рав­но­мер­но ста­чи­ва­ют­ся и отрас­та­ют, при этом твер­дость копыт степ­ных и гор­ных лоша­дей силь­но отли­ча­ет­ся. Домаш­няя лошадь вынуж­де­на ходить по твер­до­му грун­ту, поэто­му ее копы­та от это­го быст­ро изна­ши­ва­ют­ся, живот­ное испы­ты­ва­ет болез­нен­ные ощу­ще­ния, начи­на­ет хромать.

История подковы

Попыт­ки защи­тить ноги лоша­ди от изно­са и уда­ров о твер­дый грунт всад­ни­ки нача­ли пред­при­ни­мать сра­зу, как столк­ну­лись с про­бле­мой. Несмот­ря на свою кажу­щу­ю­ся про­сто­ту, под­ко­ва обре­ла совре­мен­ный вид дале­ко не сра­зу. Что­бы сохра­нить копы­то, было изоб­ре­те­но нема­ло при­спо­соб­ле­ний. Извест­но, что пер­вая лоша­ди­ная «обувь» пред­став­ля­ла собой чулок или баш­мак, спле­тен­ный из лыка, трост­ни­ка, кожи или рас­ти­тель­ных воло­кон. Кре­пи­лось при­спо­соб­ле­ние верев­ка­ми или рем­ня­ми под щет­кой. Прав­да, вско­ре от баш­ма­ков при­шлось отка­зать­ся: они были недо­ста­точ­но проч­ны­ми, а под рем­ня­ми часто воз­ни­ка­ли дерматиты.

134

Впер­вые исполь­зо­вать металл для предо­хра­не­ния копыт лоша­дей люди нача­ли еще в пер­вом веке нашей эры, но это были те же баш­ма­ки, толь­ко метал­ли­че­ские. Они хоть и были проч­ны, но так­же неудоб­ны для лоша­ди, поэто­му не прижилась.

Древ­ние рим­ляне сами обу­ва­лись в сан­да­лии, поэто­му при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ные сан­да­лии для лоша­дей. Они пред­став­ля­ли собой метал­ли­че­ские пла­сти­ны оваль­ной фор­мы. Для креп­ле­ния к копы­ту на гип­по­сан­да­ли­ях были преду­смот­ре­ны крюч­ки, дуж­ки, ушки или коль­ца для креп­ле­ния верев­кой или рем­нем. Подоб­ные при­спо­соб­ле­ния защи­ща­ли так­же копы­та мулов — муло­сан­да­лии, и быков — бососандалии.

При­ня­то счи­тать, что тра­ди­ция кре­пить желе­зо к копы­там гвоз­дя­ми заро­ди­лась в Скан­ди­на­вии. Пер­вы­ми нача­ли под­ко­вы­вать таким спо­со­бом сво­их лоша­дей гал­лы и кель­ты, а уже в VI веке гвоз­ди нача­ли наби­рать попу­ляр­ность по всей Европе.

Инно­ва­ци­он­ные спо­со­бы защи­ты кон­ских копыт были срод­ни воен­ной тай­ны: ведь итог огром­но­го коли­че­ства сра­же­ний зави­сел имен­но от здо­ро­вья лоша­дей. Счи­та­ет­ся, что одной из при­чин пора­же­ний Алек­сандра Вели­ко­го ста­ли про­бле­мы с копы­та­ми коней. А Напо­ле­он поте­рял боль­шую часть сво­е­го вой­ска лишь пото­му, что лоша­дей не «пере­обу­ли» в зим­ние под­ко­вы. Поэто­му не уди­ви­тель­но, что под­ко­вам в про­шлом часто при­пи­сы­ва­лось не про­сто очень важ­ное, а мисти­че­ское значение.

В Рос­сии ковоч­ное дело нача­ло раз­ви­вать­ся на госу­дар­ствен­ном уровне после Ука­за Пет­ра I 1715 года: «В Москве и губер­ни­ях сыс­кать куз­не­цов доб­рых, взять во вся­кую губер­нию по два чело­ве­ка и велеть им учить куз­неч­но­му делу рус­ских…». В 1732 году в селе Хоро­ше­во под Моск­вой была откры­та пер­вая в Евро­пе коно­валь­ная школа.

Подкова на счастье

Вера в счаст­ли­вые каче­ства лоша­ди­ной под­ко­вы — одно из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных совре­мен­ных суе­ве­рий сре­ди мно­гих наро­дов, неза­ви­си­мо от веро­ис­по­ве­да­ния. Хри­сти­ане, мусуль­мане, буд­ди­сты и ате­и­сты верят, что под­ко­ва при­но­сит сча­стье в дом, одна­ко дале­ко не каж­дый зна­ет, отку­да пошло это пове­рье. Суще­ству­ет мно­же­ство инте­рес­ных легенд.

По одной из вер­сий, при­ме­та о том, что под­ко­ва при­но­сит сча­стье, заро­ди­лась в Древ­нем Егип­те. Лоша­дей для колес­ниц Фара­о­на кова­ли золо­ты­ми под­ко­ва­ми и, если одна из лоша­дей теря­ла под­ко­ву, чело­век, под­няв­ший ее, дей­стви­тель­но, был счастлив.

143

Пове­рье, что под­ко­ва может защи­тить от злых сил, мог­ло воз­ник­нуть из леген­ды о Свя­том Дун­стане и дья­во­ле. Одна­жды к свя­то­му, извест­но­му куз­не­цу, явил­ся дья­вол и попро­сил под­ко­вать копы­то. Свя­той Дун­стан не отка­зал в прось­бе, а когда начал ковать, дья­вол запро­сил поща­ды. Перед тем, как осво­бо­дить при­ко­ван­но­го, Свя­той заста­вил его поклясть­ся, что Нечи­стый нико­гда не вой­дет в поме­ще­ние, где висит подкова.

Так­же суще­ству­ет вер­сия, что веру в защит­ные силы под­ко­вы раз­нес­ли по Евро­пе рим­ские заво­е­ва­те­ли – они счи­та­ли, что зло мож­но при­гвоз­дить к чему-либо.

А вот более про­за­и­че­ское объ­яс­не­ние. Рань­ше металл сто­ил очень доро­го, поэто­му най­ден­ной под­ко­ве радо­ва­лись, как воз­мож­но­сти сде­лать из нее полез­ные в быту вещи.

Отку­да бы ни при­шла вера в чудес­ные силы под­ко­вы, она очень проч­но уко­ре­ни­лась в народ­ных умах и попу­ляр­но по сей день.

Напри­мер, жите­ли бри­тан­ско­го Суф­фол­ка не реши­лись дове­рить­ся свя­той воде, и зары­ли под­ко­ву в пор­та­ле Стей­н­ин­фил­дской церк­ви, что­бы ото­гнать дьявола.

В нача­ле про­шло­го века одним из самых доб­рых поже­ла­ний близ­ким людям было «Пусть ваш порог нико­гда не лишит­ся сво­ей подковы!»

Не обо­шла вера в под­ко­ву и вели­кие умы. Напри­мер, адми­рал Нель­сон при­бил под­ко­ву к мачте флаг­ман­ско­го суд­на «Вик­то­рия».

И, конеч­но, осо­бое отно­ше­ние к под­ко­вам у тех, чьи рабо­та или увле­че­ние свя­за­ны с лошадь­ми. Напри­мер, мно­гие жокеи хра­нят под­ко­вы, кото­рые были на лоша­ди в день ее побе­ды на сорев­но­ва­ни­ях. Мно­гие иппо­дро­мы дела­ют целые выстав­ки таких счаст­ли­вых под­ков – на них нано­сят гра­ви­ров­кой имя лоша­ди, всад­ни­ка и дан­ные о гонке.

Источ­ник: Кон­но­спор­тив­ный ком­плекс “Лева­дия”

Погода в Мариуполе
давление
температура 23..25 С, давление 759..761 мм рт.ст., ветер Северный, 4 м/с

  • Мариуполь
    • Украина
    • Мариуполь
    • Луганск
    • Крым
    • Херсон
    • Одесса
    • Николаев
    • Запорожье
    • Днепропетровск
    • Харьков
    • Сумы
    • Чернигов
    • Житомир
    • Киев
    • Луцк
    • Львов
    • Полтава
    • Черкассы
    • Кировоград
    • Черновцы
    • Тернополь
    • Хмельницкий
    • Винница
    • Ужгород
    • Ивано-франковск
    • Ровно
    • Севастополь

Мариуполь

Кравчук: Существует угроза большой войны с РФ

Кравчук: Существует угроза большой войны с РФ

26 Марта 2021, 17:48

Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук полагает, что вероятность большой войны с Россией существует, а потому необходимо быть всегда готовым к масштабной российской агрессии. Об этом он рассказал в эфире телеканала «Дом». Кравчук предупредил, что Украина обязана готовиться ко всем сценариям.

Кравчук: Кремль отрицает новый план по Донбассу

Кравчук: Кремль отрицает новый план по Донбассу

Кремлю передали новую стратегию по урегулированию ситуации на Донбассе, однако Россия продолжает её игнорировать и отрицать. Об этом рассказал глава делегации Украины в Трёхсторонней контактной группе Леонид Кравчук. Причём план по прекращению боевых действий в ОРДЛО передали российской стороне в прошлом году.

4 14 Марта 2021, 19:48

Кравчук поведал, как избежать полномасштабной войны

Кравчук поведал, как избежать полномасштабной войны

Россия совершит огромную ошибку, если на оккупированной территории Донбасса разразится полномасштабная война. Об этом предупреждает бывший президент Украины Леонид Кравчук. Как он озвучил в эфире канала «Украина 24», агрессия на Донбассе происходит волнами, но сейчас причины для настоящей войны нет.

3 13 Марта 2021, 19:31

 Данилов: Атаковать Луганск и Донецк никто не собирается

Данилов: Атаковать Луганск и Донецк никто не собирается

Российские пропагандисты запустили дезинформацию о том, что якобы военные ООС планируют наступать на Донбассе. Хотя в ОРДЛО имеется реальное обострение ситуации в зоне боевых действий, это обычная психологическая атака Кремля. Об этом рассказал в эфире одного из украинских телеканалов секретарь СНБО Алексей Данилов.

5 13 Марта 2021, 19:29

Встреча в нормандском формате состоится в апреле

Встреча в нормандском формате состоится в апреле

Следующую встречу руководителей «нормандской четвёрки» могут организовать в следующем месяце. С таким предположением в эфире телеканала Украина 24 выступил экс-президент Украины и глава делегации в ТКГ Леонид Кравчук. Однако он предупредил, что российская позиция меняется каждый день.

3 12 Марта 2021, 17:59

Песков: В России не знают о стратегии урегулирования конфликта в ОРДЛО

Песков: В России не знают о стратегии урегулирования конфликта в ОРДЛО

В Кремле заявили, что там ничего не ведают о плане, который позволил бы урегулировать ситуацию в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Об этом сообщил глава пресс-службы российского президента Дмитрий Песков. По его словам, у него нет никакой информации о том, что такой план существует.




спортивная лошадь


Ноги спортивных и рабочих лошадей защищают ногавками. Их делают из литого щитка, снабженного мягкой подкладкой.

Причины появления и история появления подков для лошадей

Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.

В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.

История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.

Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.

Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.

Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.

И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.

Ещё по теме: Какие бывают породы лошадей?

Предназначение

При работе лошади на твёрдом грунте роговые части копыта быстро изнашиваются. При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, начинает хромать, или вообще отказывается ступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Специальные типы подков (ортопедические подковы) применяются при лечении различных заболеваний конечностей лошади. Крупный рогатый скот тоже нуждается в ортопедических подковах.

Обязательно ли подковывать лошадь?

Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.

Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.

Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.

В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.

В некоторых случаях даже наоборот, отросший рог приходится подрезать, чтобы обеспечить комфортное передвижение и предотвратить растрескивание. Кроме этого, в табуне кони нередко дерутся, и удар подкованной ногой может обернуться печальными последствиями.

История

Первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало дерматиты. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на копыте верёвкой или ремнём. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями

, для мулов —
мулосандалиями
, для быков —
бососандалиями
.

Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в III — IV веке.

В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — ухналями.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: « В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Какие бывают подковы?

Назначение любой подковы – защита копыта, и, в зависимости от сферы применения животного и времени года, они бывают разных видов. Классические подковы изготавливают из металла и металлических сплавов. Современные варианты предусматривают использование пластика и резины.


И Стоит сказать, что пластиковые подковы не уступают по долговечности железным, при этом амортизационные свойства у них – намного лучше. Подковы для спортивных лошадей делают облегченными, чтобы не снижать резвость и прыгучесть животного.

Ещё по теме: Как сделать седло для лошади?

В зависимости от вида соревнований, в которых участвует подкованный конь, различают:

  • подковы для скачек (толщина от пяти до шести миллиметров и вес от ста до ста двадцати грамм);
  • для длинных забегов – стандартные подковы весом примерно триста грамм;
  • для рысистых бегов использует разновесные подковы – передние тяжелее задних.

Зимой часто используют шипованные подковы, улучшающие сцепление со скользкой поверхностью.

Также их применяют при забегах по скользкой траве. Зимой шипы длиннее, чем летом, и могут доходить до 12-ти миллиметров. Кроме того, чтобы предотвратить налипание снега, зимние подковы часто делают с дном из тонкого металла.

Также подковы бывают специальными и ортопедическими. С их помощью корректируют постановку копыта, движения животного и правильно распределяют нагрузку на конечность. Ветеринарные подковы – отдельная тема, и на ней мы подробно останавливаться не будем.












Виды подков!

1. Ледоходный шип XI-XV вв. 2. Подкова. XI-XVII вв. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами. . 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей. 12. Подкова. Конец XIX — начало XX в. Германия. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ — Юризанский ); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П — передние или З — задние). 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди — с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

*С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор они стали коваться вручную.















Как куют коней?

Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.

Перед началом процесса копыто нужно расчистить. Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы.

Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.

После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.

Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.

Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.


Современная подкова для лошадей

Что делать, если нашел лошадиную подкову?

Это хороший знак и стоит ним воспользоваться. Существует ряд правил, которым стоит следовать, если найдете подковку.

  • Для начала избавьтесь от негативной энергии. Для этого наберите в емкость воды из колодца и погрузите подкову на 3-4 часа
  • После этого обсушите полотенцем и на три дня оставьте на подоконнике, рожками в дом
  • Только после этих манипуляций можно использовать изделие в качестве оберега
  • Наши предки не прибивали подкову гвоздями. Они привязывали к ней бичовку и вешали над дверью

Найденная лошадиная подкова


Найденная лошадиная подкова
Варианты расположения:

  • Перед входом. То есть за дверью, вам необходимо повесить изделие кончиками вниз
  • Также можно расположить оберег внутри жилья. Для этого лучше вешать подковку над дверью рожками вверх. Ее не стоит прибивать. Желательно привязать веревку и повесить
  • В машине. Такой амулет будет беречь вас от автомобильной катастрофы
  • Если вы положите подковку там, где у вас обычно хранятся деньги, то это к прибыли
  • Также можно повесить предмет в спальне. Это обеспечит здоровый сон
  • Если разместить на кухне, то это к сытным застольям
  • Если повесить в кладовке, то вы никогда не будете нуждаться в продуктах

Подкова — поверье о счастье | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Всем известно, что подкова — древний и самый известный талисман, приносящий в дом удачу, успех, богатство.

Причем это поверье широко распространено в разных странах мира. Почему люди стали приписывать магические свойства такому обыденному предмету?

Немного истории.
Когда впервые стали подковывать лошадей, точно не известно.

В древности подковывания не существовало в теперешнем значении этого слова; существовало только обувание ног лошади в особого вида соломенные сандалии, подобно тому как это и поныне делается еще в Японии.

Однако, уже в древнем Риме хозяева проявляли заботу о лошадях и мулах. Они надевали на ноги животных специальные башмаки, сделанные из дерева или металла. Обувь крепилась к их ногам кожаными ремнями.

Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало дерматиты. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

В древних летописях описано, как император Нерон, собираясь посетить Олимпийские игры, приказал «обуть» несколько тысяч мулов в серебряные пластинки, крепившиеся к их ногам ремнями.

Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в IV–III вв. до н. э. Подковы были найдены в захоронении короля франков Хильдерика. В гробнице обнаружили останки боевого коня, подкованого на все четыре ноги. О способах крепления подков сведений найти не удалось.

В средние века научились крепить металлические подковы специальными плоскими гвоздями — ухналями.

Подкова — поверье о счастье, фото № 1

В России первая коновальная школа была открыта под Москвой в селе Хорошево в 1732 году. Местные мастера могли поставить подкову на ногу лошади за полчаса. За полный рабочий день один коваль мог подковать шестерку лошадей.

Подкова — поверье о счастье, фото № 2

Зарождение легенд.
Вера в счастливые качества лошадиной подковы — одно из наиболее распространенных современных суеверий среди многих народов, независимо от вероисповедания. Христиане, мусульмане, буддисты и атеисты верят, что подкова приносит счастье в дом, однако далеко не каждый знает, откуда пошло это поверье. Существует множество интересных легенд.

По одной из версий, примета о том, что подкова приносит счастье, зародилась в Древнем Египте. Лошадей для колесниц Фараона ковали золотыми подковами и, если одна из лошадей теряла подкову, человек, поднявший ее, действительно, был счастлив.

В ранние века нашей эры железо только начало появляться в Европе. Оно было очень дорогим, и любая железная вещь имела высокую стоимость.

В крестьянских дворах железо было особенно большой редкостью. Если кто-либо из семьи находил подкову на дороге, то это считалось большой удачей. Из подковы можно было смастерить, например, нож или несколько гвоздей.

В разных европейских странах существуют свои легенды о подкове как символе благополучия, везения и счастья. Вот одна из них: о преподобном Дунстане и черте. Это англосакская сказка.

Подкова — поверье о счастье, фото № 3

К будущему архиепископу Кентерберийскому Дунстану пришел черт и обратился с просьбой подковать ему копыта. (Следует заметить, что преподобный был еще и кузнецом по совместительству.) Дунстан подковал черта так крепко, что тот от боли закрутился на месте и запросил пощады. Платой за свою свободу была клятва черта, что он никогда не будет пытаться войти в дверь, над которой висит подкова.

На Руси с древнейших времен также считалось, что найти подкову на дороге — это очень хорошая примета. В некоторых уголках России существовал специальный ритуал, что надо делать при такой счастливой находке. Следовало поднять подкову, плюнуть, загадать какое-нибудь желание, затем бросить подальше через левое плечо, идти прямо и не оглядываться. Но в большинстве мест был другой обычай: находку брали с собой и прибивали над входной дверью.

Подкова — поверье о счастье, фото № 4

Откуда бы ни пришла вера в чудесные силы подковы, она очень прочно укоренилась в народных умах и популярно по сей день.

Например, жители британского Суффолка не решились довериться святой воде, и зарыли подкову в портале Стейнинфилдской церкви, чтобы отогнать дьявола.

В начале прошлого века одним из самых добрых пожеланий близким людям было «Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!»

Не обошла вера в подкову и великие умы. Например, адмирал Нельсон прибил подкову к мачте флагманского судна «Виктория».

В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков, среди которых были особенные, употребляемые при болезнях копыт.

И, конечно, особое отношение к подковам у тех, чьи работа или увлечение связаны с лошадьми. Например, многие жокеи хранят подковы, которые были на лошади в день ее победы на соревнованиях. Многие ипподромы делают целые выставки таких счастливых подков – на них наносят гравировкой имя лошади, всадника и данные о гонке.

Подкова — поверье о счастье, фото № 5

Ещё одна версия, почему подкова стала счастливым талисманом, состоит в символизме самой лошади. Это благородное животное считают символом власти и плодородия. Образ лошади можно найти на гербах разных стран. Кони окружены многими мифами. Крылатый Пегас, приносящий вдохновение, — символ удачи.

Считается, что подкова:
● Принесёт в дом счастье и удачу;

● Поможет в исполнении желаний;

● Принесёт здоровье и привлечёт любовь;

● Поспособствует миру и согласию в семье;

● Поможет стать богатым.

Подкова — поверье о счастье, фото № 6

Люди до сих пор спорят о том, как правильно вешать подкову над дверью. В разных странах практикуют разные способы. В европейских странах подкову вешают с наружной стороны аркой или рожками вниз. Европейцы считают, что именно в таком состоянии талисман способен распространять свое благотворное влияние на хозяев и гостей жилища. Подкова на удачу, расположенная рожками вниз, представляет из себя счастье, которое прямо льется на вас.

Подкова — поверье о счастье, фото № 7

На Востоке, в Англии и Ирландии считают, что повесить подкову правильно ─ это разместить ее концами вверх внутри помещения. Так благополучие накапливается, и любовь не вытекает. В Мексике подкову украшают ленточками и обликами святых, трогать ее руками категорически нельзя. В Италии же, напротив, вешают подкову таким образом, чтобы каждый входящий задевал ее головой. На территории России практикуют все способы размещения талисмана удачи.

Подкова — поверье о счастье, фото № 8

Символ удачи носят на теле как украшение, вешают над дверью и даже закапывают. Наиболее распространенный способ — это вешать подкову над входной дверью, так через нее попадает положительная и отрицательная энергия. Люди, желающие сохранить мир и благополучие в семье, вешают талисман в непосредственной близости от камина или печи, а при их отсутствии — над столом. Люди, которые еще не нашли свою вторую половинку, вешают подкову над кроватью.

В целом, совершенно спокойно можно вешать подкову так, как нравится — вреда от неё однозначно не будет, только польза.

Подкова — поверье о счастье, фото № 9

Кузнецы-ковали

— это те, кто кует, т. е. подковывает лошадь.

В средневековых цехах ковка лошадей требовала большого искусства. Обычным испытанием для молодого кузнеца было изготовление подковы без снятия мерки. Перед кузницей проезжали три раза на лошади, которую требовалось подковать, и кузнец по следу лошади ковал подкову, а затем «на руках» подковывал лошадь.

Подкова — поверье о счастье, фото № 10

Коваль специализируется на расчистке и ковке лошадей. На основе археологических раскопок и исторических изысканий можно утверждать, что этому ремеслу уже более двух с половиной тысяч лет. В наши дни профессия коваля не только не потеряла своей актуальности, но и, напротив, динамично развивается.

В советские времена конные заводы, региональные ипподромы, армейские и милицейские кавалерийские подразделения отправляли своих специалистов на повышение квалификации на Московский ипподром. Там, на тот момент в целях увеличения производительности труда, отдельно работали кузнецы, изготавливавшие подковы, и ковали, кующие лошадей. Такое разделение со временем привело к тому, что кузнецы плохо представляли функциональное предназначение той или иной подковы, а ковали не имели необходимого навыка работы с металлом, попросту не могли хорошо подогнать подкову. В результате в Советском Союзе превалировал холодный способ ковки.

Правильно подогнать по форме подкову холодным способом – очень трудоемкий и сложный процесс.

Горячий способ ковки – более качественный, менее трудозатратный, значительно расширяющий технологические возможности модификации базовых подков в специальные или ортопедические. Тем не менее в России и по сей день широко распространен холодный способ ковки.

Подкова в искусстве.

Кроме своих основных функций, подкова иногда используется и в качестве материала для изготовления своеобразных скульптур: так, например, швейцарский скульптор Алебсин соорудил из 400 подков фигуру осла, стоящего на двух ногах; кузнец Герт Вебер из селения близ Цюриха собрал гигантскую подкову из отдельных подков, которые он отковывал в честь рождавшихся в деревне детей.

Подкова — поверье о счастье, фото № 11

Чемпионат кузнецов.

По всему миру проходят чемпионаты среди ковалей. Мастерам дают разные задания на время, а так же награждают победителей. Да и само зрелище впечатляет, можете посмотреть приложенное видео.

Спасибо за внимание! Информация, фото и видео взяты с просторов интернета.

Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. Подковы известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

О возникновении подковы

Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

Подковы и дикие лошади

У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

Дорогие подковы

Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

подковка лошадей
Что будет, если лошадей не подковывать?

Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

Виды подков

Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

Расчистка копыт.

Подкова предотвращает стачивание копытного рога, но и способствует накоплению на подошве копыта различного мусора, от которого могут завестись паразиты или появиться неприятные болячки. Для того чтобы это не происходило, копыто необходимо расчищать. Расчистка копыт это ответственное дело, которое можно доверить только профессионалу -ковалю или триммеру.

Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

Строение копыта лошади

Копыто лошади состоит из трех элементов:

1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

Как подковывают лошадей?

Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

Если подковать лошадь неправильно?

Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

Ухаживайте за своими лошадками правильно!

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Читайте также: