Когда появились стремена для лошадей

Опубликовано: 13.05.2024

На первый взгляд кому-то может показаться, что такое простое приспособление как стремя мало как связано с историей развития военного дела. Однако это лишь на первый взгляд. Появление стремян действительно внесло свою значительную лепту в развитие вооружения и тактики ведения боя. Сейчас разберемся почему.

Стремя, как известно, помогает всаднику взобраться на скакуна и удерживать равновесие при езде. Без стремян этот процесс проходит несколько сложнее. А теперь представьте, что коннику нужно не просто удерживаться в седле, но еще и сражаться. Стрелять из лука, колоть копьем, рубить мечом или саблей. Например, при копейном ударе наездник мог не только сбросить с коня другого всадника, но и упасть сам. Стремена же обеспечивают более надежное удержание в седле. При рубящем ударе сверху они создают дополнительную опору и обеспечивают более мощный удар с минимальным риском упасть с лошади.

Насчет того где и когда появились первые стремена есть ряд мнений. Одни склонны считать, что они были известны еще в античности у катафрактариев (тяжелой конницы), поражавших противника копьями и мечами. Версия эта не находит подтверждения ни в археологии, ни в изображениях всадников ранее IV века.

Катафрактарии без стремян. Источник фото: artofwargame.ru

Очевидно, что изначально стремя предназначалось лишь для облегчения посадки в седло, и представляло собой обычную петлю с деревянной вставкой (причем, скорее всего, только с одной стороны). Затем оно постепенно трансформировалось в более привычный нам вид. Произошло это в IV-V веках, вероятно, где-то на просторах нынешнего Китая, Дальнего Востока. Оттуда вместе с племенами кочевников они распространились вплоть до Европы (здесь большую роль, видимо, сыграли авары). В VI-VII веках стремена уже упоминаются как атрибут кавалеристов Восточной Римской империи (Византии). Появление стремян добавляло дополнительные точки опоры для всадника, а соответственно делало езду более удобной, которая в свою очередь способствовала более эффективному ведению боя.

Источник фото: swordmaster.org

Справедливо можно задаться вопросом о том, как же обходились без этого нехитрого приспособления катафрактарии, скифы, сарматы, гунны и др. Ну, во-первых, использовали седла специальной конструкции с жестким каркасом (с высокими луками), который плотно удерживал всадника в седле. Во-вторых, кочевники, для которых лук и стрелы были основным оружием в бою, вполне могли обходиться без стремян. Если седло с жестким каркасом делало воина несколько неповоротливым, то кочевнические наоборот позволяли ему при необходимости поворачиваться и вести стрельбу из лука в разных направлениях. Возможно, что седло высокой конструкции и способствовало появлению стремени, так как залезть в него было сложно, а потому к нему добавили петлю, которая со временем трансформировалась в полноценное стремя.

Рыцари со стременами. Источник фото: 1zoom.me

В конечном итоге высокое седло и стремена на долгое время сделали рыцарскую конницу главной ударной силой в бою (в том же Риме, например, кавалерия долгое время считалась вспомогательными войсками). Всадник надежно удерживался на коне и образовывал с ним практически единое целое, что позволяло наносить страшнейшие копейные таранные удары, мощные рубящие удары саблей без риска выпасть из седла, а надежная посадка и опора позволяла лучше маневрировать. Все это обеспечило присутствие кавалерии в качестве основной ударной силы на полях сражений вплоть до XX века.

В археологической науке не существует единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян — той важной части конской сбруи, которая произвела настоящий переворот в использовании человеком всех возможностей верхового коня. Одни исследователи считают, что стремена возникли в начале нашей эры у сарматов, другие называют районы, пограничные с Китаем в эпоху Поздних Хань, третьи — Южную Сибирь (не позднее III в. или, по другой точке зрения, до V в., четвёртые отдают приоритет в этом вопросе государству Когурё (не позднее IV в.). Существует также мнение о появлении первых стремян у гуннов; наконец, возникновение стремян связывают с древними тюрками, относя их изобретение к VI в.


Большинство исследователей полагает, что стремена возникли у степных народов, в жизни которых важную роль играло кочевое или полукочевое скотоводство, а конница издавна составляла основную часть войска. Некоторые учёные, не отрицая этого положения, всё же допускают возможность изобретения стремян осёдлыми народами, быстро освоившими верховую езду для борьбы со своими кочевыми соседями. По другому интересному предположению, седло со стременами ранее всего появилось у народов гор, так как без этого приспособления езда верхом по крутым склонам практически невозможна.

Собранные нами материалы, вероятно, позволят несколько иначе взглянуть на проблему происхождения стремян. Прежде всего представляется возможным удревнить дату их появления. При доказательстве тезиса об изобретении стремян тюрками в VI в. чаще всего приводят три основных довода:

1) возникновение стремян связано с появлением жёстких сёдел в VI в.;

2) изобретение стремян приводит к появлению сабли (наиболее ранний её экземпляр датируется началом VII в.);

3) появление стремян ранее VI в. якобы не подтверждается материалами твёрдо датированных памятников.

Рассмотрим, насколько основательны эти доводы. О времени появления жестких сёдел [12] не существует единого мнения. С.И. Руденко указывал, что они появились в Азии не позднее V в., так как в VI в. это уже сформировавшийся тип сёдел.


Глиняные модели жёстких сёдел устойчивой формы известны среди находок на раннеславянских поселениях Молдавии VI-VII вв. [14] Высокое седло изображено на глиняном сосуде в форме всадника из Кореи. Сосуд относится к культуре Силла и датируется V-VI вв. (. )

В то же время твёрдые сёдла употреблялись и в Индии. Об этом свидетельствуют изображения из Аджанты. Распространённые в Японии в III-V вв. погребальные статуэтки «ханива» часто изображают осёдланных лошадей (рис. 2). Их сёдла всегда имеют высокие луки. Остатки жёсткого седла III-IV вв. были обнаружены в могильнике на р. Кенкол в Киргизии. Седло с высокой лукой изображено на корейском сосуде III в. из Приморского краевого музея. (. )



Интересны гораздо более ранние свидетельства существования жестких седел. Например, глиняная статуэтка коня с высоким седлом известна среди находок из Базар-Калы (Хорезм, III в. до н.э.). Об использовании жёстких сёдел у сюнну (гуннов) в III в. до н.э. свидетельствует «Ханьшу». В 52-й главе «Истории династии Хань» описывается бой при Пинчэне. Сюнну соорудили из своих сёдел несколько укреплённых лагерей вокруг попавшего в засаду императора Гао-ди, «причём высота их достигала высоты (крепостной) стены». К пазырыкскому времени относится деревянная лука от седла с твердым остовом из могильника Каракол на Алтае. (. )

Обратим внимание также на безусловную связь между изобретением стремян и возникновением сабли. Однако и сабля появилась не вдруг. Имеющиеся материалы дают возможность хотя и неполно, но проследить этапы становления этого оружия. Появление сабли — результат развития рубящего кавалерийского меча. Основное различие между ними в характере наносимого удара. Этот фактор определяет форму оружия. Стремена дали всаднику возможность не только рубить, но и сечь. В погребениях IV-V вв. в Европейской части СССР широко встречаются однолезвийные прямые палаши. [36] Это ещё не сабли, но уже и не мечи, поскольку они отличаются от мечей характером наносимого удара. Изменить же характер удара конник смог, лишь получив упор для ног. Необходимо помнить также, что между появлением стремян и изменением формы меча должно было пройти некоторое время.

Итак, даже краткое рассмотрение материалов, демонстрирующих развитие жёсткого седла и появление сабли, даёт возможность предположить, что стремена изобретены ранее VI в. Легко опровергается и положение об отсутствии твёрдо датированных памятников древнее VI в. с находками самих стремян.

Рассмотрим имеющиеся данные по мере удревнения фактического материала. Стремена хорошо известны среди находок в курганах V в. в Корее (например, «Курган сосуда хоу», «Курган золотой короны», «Курган серебряного бубенчика», курган №14, 109 и другие в районе г. Кёнчжу) и в Японии. Интересно отметить, что на позолоченных бронзовых обкладках одного из стремян V в. из могильника Конгю-Кейшу нанесен тот же «чешуйчатый» орнамент, использовавшийся и гуннами (рис. 3, 3).


. На фресках гробницы Тунг Ку также показаны всадники со стременами. Стремена, найденные в могилах V в. в Японии, Сетсу Онояма разделил на два типа (рис. 4). Первый (первая половина V в.) схож с одновременными корейскими. Второй (со второй половины V в.) представляет местные формы. Им одновременны «глухие» стремена, являющиеся специфической японской формой.


Известны и некоторые абсолютные даты. При описании биографии китайского военачальника Лю Суна говорится о получении им в 477 г. стремени в качестве сигнала для начала военных действий. Эта история, несомненно, показывает, что стремена в V в. были общеизвестны и широко применялись в Китае. Изображения стремян в корейской гробнице Тунг Ку датируются, как и вся гробница, 427 г. Упоминавшийся «Курган сосуда хоу», в котором найдены стремена, датируется по надписи на сосуде, давшем ему название, 415 г. Важны для датировки и погребальные фигурки осёдланных лошадей из Японии с изображениями стремян (см. рис. 2).

Материалы III в. предоставляет сибирская археология. Миниатюрные железные модели стремян из числа случайных находок широко известны на Среднем Енисее (рис. 5). Это преимущественно стремена с восьмёркообразным завершением, типа, широко бытовавшего впоследствии в VI-X вв. Их форма наиболее проста. Необходимо иметь в виду, что миниатюрные изображения вещей, созданные для погребений, не встречаются в Южной Сибири позднее Уйбатского этапа таштыкской культуры (III в.). Миниатюры более позднего времени представляют иные типы стремян. Таким образом, в настоящее время самые ранние стремена, известные по археологическим памятникам, относятся к III — началу IV в.

Рис. 5. Модели таштыкских стремян III в. из Хакасии (по Л.Р. Кызласову), железо


Значит ли это, что ранее стремена не были известны? Археологических фактов пока нет. Но существуют ли какие-либо иные источники, говорящие о происхождении стремян? Для решения этих вопросов необходимо выяснить, какие потребности приводят к появлению стремян и каковы основные функции последних.

Как известно, стремена служат для облегчения посадки всадника в седло и являются упорами для ног при верховой езде. Следует отметить при этом, что стремя необходимо не для того, чтобы сидеть, а для того, чтобы стоять или привставать в седле, и для того, чтобы усидеть в седле.

Потребность в стремени как приспособлении для посадки в седло существовала всегда со времени появления верхового коня. До массового распространения стремян и после него эта задача решалась по-разному. Вторая основная функция стремян вызвана в первую очередь особенностями конного рукопашного боя и вооружением воина-всадника.

При использовании лука и стрел, копья и короткого меча положение всадника на конской спине не было надёжным . С началом же массового использования длинного рубящего меча и тяжёлой ударной пики стремена стали совершенно необходимой деталью сбруи. Многие письменные источники подробно описывают сокрушительную силу удара пики: противник часто оказывался пробитым насквозь и, уж во всяком случае, выбитым из седла. . Тяжёлая пика лишала его возможности использовать руки для упрочения своего положения верхом и заставляла развернуть туловище левым плечом вперёд. Из-за этого в сторону уходило правое колено. Шлюс всадника не мог быть крепким и потому, что конь часто имел броню, по которой скользили ноги наездника. Таким образом, коннику не удавалось использовать для твёрдой посадки ни руки, ни ноги, и только стремена могли помочь ему держаться в седле.


Широкое распространение тяжеловооружённых конных войск от сарматов и парфян до Китая и Кореи даёт нам право оставить в стороне вопрос о выдающемся искусстве верховой езды как привилегии какого-либо «родившегося в седле» народа. Не следует забывать также, что с того отдалённого времени и вплоть до исчезновения конницы как особого рода войск в недавнем прошлом принципиальных, качественных изменений в холодном оружии всадника не произошло. Одинаковый комплекс вооружения всадника предполагает и одинаковое снаряжение коня.

Всё сказанное даёт возможность предположить широкое бытование стремян в период с IV-III вв. до н.э. (массовое распространение катафрактариев) по III в. н.э. (когда мы имеем уже археологические доказательства существования стремян). Почему же стремена того времени до сих пор не известны по археологическим данным? Прежде всего катафрактариев разных народов, за редким исключением, по существовавшим обычаям не хоронили с конём или с конской сбруёй. Возможно, стремена иногда и оказывались среди погребального инвентаря, но они в то время вряд ли делались из металла. Предметы же из органики в могилах более чем двухтысячелетней давности сохраняются лишь при особо благоприятных условиях. Однако доказать широкое применение в древности стремян, сделанных из органических материалов, всё же возможно.

Можно полагать, что ременное стремя изображено на известной вазе из кургана Чертомлык (IV в. до н.э.). Об использовании таких стремян-петель в Индии во II в. до н.э. свидетельствует изображение на медной вазе из Кулу Вэли и на рельефе ворот из Сандши. О распространении ременных стремян у гуннов, сарматов, скифов, даков, алан, готов, персов, галлов и египтян говорят письменные источники. Подобные петли употреблялись и в Китае. Этнографические материалы свидетельствуют об использовании верёвочных стремян современными калмыками, якутами и хакасами.

Важные сведения дает анализ этимологии слова «стремя» в языках разных народов. Рассмотрим этот материал подробнее.

Таблица I. Славянские языки


1) общеславянского «strьmen» — первоначально: «верёвка; ремень; то, что натягивается»;

2) «strьmъ» — «крутой; тугой; то, что натягивается»;

3) древне-верхне-немецкого «stroum», «strom» — «верёвка, струна; то, что натягивается»; 4) индоевропейского «ster» — первоначально: «ремень; верёвка;то, что натягивается или напрягается».

Табл. I показывает, что в славянских языках слово «стремя» произошло от общего корня. Лингвисты выбирают между четырьмя древними основами. Но нам важно отметить, что значение всех исходных корней одинаково: «верёвка; ремень; то, что натягивается».

Таблица II. Западноевропейские языки.


В западноевропейских языках (табл. II) термин «стремя» тоже происходит от корней со значением «ремень, верёвка» или имеет составной характер. В последнем случае к корню со значением «верёвка, ремень» обычно добавляется основа, выражающая процесс подъёма («подниматься, влезать»).

Корень с таким же значением («верх, наверх, подниматься») послужил основой образования слова «стремя» и во всех тюркских языках (табл. III).

Таблица III. Тюркские языки.


Сравни древнетюркск. ӧзä, ӳзä — «вверху, над, сверху» и ӧзläk ат — «верховая хорошая лошадь»

Рассмотренные лингвистические данные позволяют определённо говорить о том, что стремена у разных племён и народов первоначально делались из кожаного ремня или верёвки и служили приспособлением для посадки в седло. Эти языковые материалы показывают и широкое распространение таких стремян.

Следующим шагом в эволюции стремян явилась петля, укреплённая вставкой-подножкой. Остатки таких стремян II в. до н.э. найдены близ Нагпура в Индии. Этот тип стремян также был широко распространён. Именно такие петли со вставными деревянными подножками обнаружены недавно в катакомбах X-XII вв. близ Пятигорска. Этнографические аналоги им известны в Ставрополье, Воронежской области и других местах Центральной России.

Делались стремена и из других органических материалов. Например, из дерева (Корея, Япония). Лишь в VIII в. деревянные стремена арабской конницы были заменены железными. Бытовали деревянные стремена и у монголов как в XI-XII вв., так и в настоящее время. До недавнего времени деревянные стремена употреблялись тувинцами, башкирами, казахами, якутами и другими народами (рис. 6). На территории Тувы употреблялись также стремена из кости и рога (рис. 6, 5). Этот же материал употребляли для изготовления стремян и хакасы. Войлочные стремена известны у современных киргизов. Таким образом, широкое употребление в древности стремян из органических материалов вряд ли может вызывать сомнения.


Рассмотренные материалы позволяют нам сделать следующие выводы:

1) стремена появляются и начинают широко использоваться уже с IV-III вв. до н.э. В то же время появляются и наиболее ранние формы жёсткого седла;

2) ранние стремена изготовлялись из органических материалов;

3) развитие типов стремян можно представить себе следующей приблизительной схемой: петельные гибкие (ремень, верёвка) → петельные закреплённые (с твёрдой вставкой-подножкой) → деревянные → деревянные, укреплённые металлическими накладками → металлические. При этом надо иметь в виду, что стремена из органических материалов всегда продолжали сосуществовать с металлическими;

4) широчайшее распространение ранних типов стремян и наличие своеобразных местных их форм у народов с различными хозяйственными укладами (деревянные круглые и трапециевидные в Корее, «глухие» в Японии, с «внутренней петлёй» в Южной Сибири (рис. 5, 2) и т.д.) позволяют отказаться от поисков народа — «изобретателя стремян».


Стремена, как и множество других необходимых в быту предметов, возникли, по-видимому, в разных центрах. Своеобразные местные формы были, вероятно, вытеснены или отодвинуты на второй план с появлением металлических стремян, оказавшихся универсальными.




  • О сообществе
  • Блог
  • Фото

Нефёдов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока. М.: Территория будущего, 2008

ГЛАВА IХ. РОЖДЕНИЕ ТЯЖЕЛОЙ КАВАЛЕРИИ

Всадники древнего мира были искусными наездниками, умевшими обходиться без стремян. Отсутствие опоры для ног, конечно, делало их положение неустойчивым, и их балансирование на ко не порой вызывало улыбку крепко стоявших на земле пехотинцев. «Разве наше положение не более устойчиво, чем положение всад ников? — говорил Ксенофонт греческим гоплитам. — Они ведь висят на конях, боясь не только нас, но и собственного падения»1.

Поначалу всадники могли лишь, на минуту отпуская поводья, стрелять из лука, но через некоторое время кавалеристы научились сражаться мечами. Затем появились деревянные седла с высокими выступами (луками), зажимавшими сидящего между ними всадника. Теперь всадник мог наносить удар копьем, не рискуя вылететь из седла, но повернуться в таком седле было непросто. Копейщики эпохи Сасанидов были внешне похожи на рыцарей Средневековья, но им было трудно вести рукопашный бой. Это были люди- тараны, которые с подвешенными к лошадям копьями обрушивались на противника и своей массой прорывали его строй — они не вели рыцарских поединков, как в Средневековье2.

В высокое седло нелегко было даже сесть без посторонней по мощи, для этого требовалась подножка — веревочная петля. Как полагают специалисты, использование таких подножек в конечном счете привело к появлению парных стремян, на которые всадник опирался во время скачки . Первые изображения стремян от носятся к началу IV в. н. э. и дошли до нас из Китая и из государства Когуре в теперешней Маньчжурии . Известно, что когуресцы были соседями кочевников-сяньби, которые в это время завоевали Ки-

1 Ксенофонт. Анабасис. III. 2.

2 Амброз А. К. Стремена и седла средневековья как хронологический показатель (IV—VIII вв.) Советская археология. 1974. № 4. С. 83, 95.

тай. В могилах этих завоевателей, относящихся к V в., найдены настоящие стремена — новое оружие, позволившее сяньби разгромить бесчисленные китайские армии и овладеть огромной страной3.

Как известно, один из создателей теории технологического детерминизма Л. Уайт считает появление стремени началом новой эпохи — эпохи рыцарской кавалерии и феодализма . Стремя придало всадникам устойчивость и позволило более эффективно использовать копье и меч — всадник стал господином на поле боя.

Сяньби еще в III в. были известны как тяжеловооруженные всадники, добивавшиеся побед за счет тактики таранных ударов4 .

Конечно, не все завоевавшие Китай кочевники были рыцарями: тяжелое вооружение было доступно не каждому. Однако с появлением стремени произошло резкое увеличение числа всадников, закованных в латы вместе со своими лошадьми . Если в эпоху Хань конская броня практически не использовалась, то в IV в. мы видим целые рыцарские армии, причем в отдельных сражениях победиели захватывают тысячи лошадей в доспехах . Совершенствуются и доспехи кавалеристов, их тела теперь полностью закрываются броней, так что выражения «железные всадники» и «железные лошади» становятся общеупотребительными. Немного позже, в конце VI в., появляются изображения одетых в великолепные латы рыцарей-сяньби5.

Завоевания степных рыцарей не ограничились вторжением в Китай. После ухода сяньби в долину Хуанхэ в степях Гоби господствовали их сородичи жужани. Экспансия жужаней была направлена на запад, в конце IV в. они разгромили живших на территории между Каспием и Алтаем гуннов и эфталитов и вынудили их покинуть свои кочевья. Гунны двинулись в Причерноморье, а эфталиты завоевали Согдиану, вторглись в Иран, а позже — в долину Инда6.

3 Там же. С. 83; Ванштейн С. И., Крюков М. В. Седло и стремя Советская этнография. 1984. № 6. С. 124–127.

4 Черная И. П. Комплекс вооружения сяньбинского воина Интегация археологических и этнографических исследований. Москва — Омск, 1999. С. 144.

5 Таскин В. С. Материалы по истории кочевых народов в Китае III—VI вв. Вып . 2. С . 45; Dien A. The stirrup and its effect on chinese military history http: www.silk-road.com/artl/stirrup.shtml

6 Мак-Нил У. Восхождение Запада… С. 516; Бичурин И. А. Указ. соч. Т. II. С. 187; Гафуров Б. Г. Указ. соч. С. 198–215; Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1993. С. 13–14.

Гунны и эфталиты были всадниками, главным оружием которых был гуннский лук. Таким образом, перед волной наступления степных рыцарей двигалась волна конных лучников, которые на какое-то время установили свое господство в среднеазиатских и европейских степях. Некоторые историки полагают, что во время своего бегства на запад и на юг конные лучники заимствовали у своих преследователей стремена, но вещественных подтверждений этому в настоящее время не имеется. Под натиском эфталитов персы вернулись к стрелковой тактике, но они не применяли стремян до конца существования Сасанидской державы7.

Однако победители гуннов жужани недолго господствовали в Великой степи: в середине VI в. они уступили первенство тюркам — народу, входившему ранее в жужаньский племенной союз.

Потерпев поражение от своих сородичей, одно из жужаньских племен, авары, было вынуждено бежать на западную окраину Великой степи — в Европу. В 560-х гг. авары ворвались на Венгерскую равнину, и, подчинив племена славян, создали могущественное государство — Аварский каганат. В течение двух столетий авары господствовали над Восточной Европой, они не раз наносили поражения византийцам и осаждали Константинополь.

Византия была вынуждена спешно перенимать оружие аваров, в том числе стремена. Таким образом, диффузионная волна, вызванная изобретением стремян на Дальнем Востоке, в VI в. достигла Европы8.

Что касается арабов, то в начале своих завоеваний они не имели стремян, так же как их противники персы. Победы арабов объяснялись их готовностью к самопожертвованию во имя веры, и благодаря своему героизму им удалось одолеть не только персов, но и имевших стремена византийцев. Уже после битвы при Ярмуке арабские всадники заимствовали стремена у своих противников и смогли некоторое время противостоять тюркам в Средней Азии9.

7 Littauer M. A. Early Stirrups Antiquity, 1981. Vol. LV. №. 214. P. 104; Никоноров В. П. К вопросу о роли стремян в развитии военного дела Степи Евразии в древности и средневековье. СПб ., 2002. Кн . 2. С . 265; Bivar A. D.H. Cavalry Equipment and Tactics on the Euphrates Frontier Dumbarton Oaks Papers. 1972. № 26. Р . 284, 286.

8 Bivar A. D.H. Op. cit. P. 287.

9 Bivar A. D.H. Op. cit. P. 290.

Тюрки были народом, вписавшим новую страницу в историю тяжелой кавалерии. Хотя с появлением стремян ноги всадника получили необходимую опору, сяньби продолжали пользоваться высоким седлом, зажимавшим рыцаря и лишавшим его подвижности. Следующий шаг в использовании преимуществ стремени был сделан в VI в., когда у тюрок появились седла с низкими наклонными луками, позволявшие всаднику, опиравшемуся на стремена, поворачиваться и наклоняться в разные стороны10. Новое седло обеспечило военное превосходство тюрок и породило волну тюркских завоеваний. В 554 г. тюрки двинулись в большой поход на запад и подчинили степные народы вплоть до берегов Дона. В 565 г. они разгромили эфталитов и заняли Согдиану. Таким образом, была создана огромная степная империя, простиравшаяся от Боспора до Маньчжурии. В 578 г. тюркский Тобо-хан вторгся в Китай и разгромил армию северокитайского царства Чжоу. Китайцы обязались платить тюркам дань; вскоре после этого династия Чжоу была свергнута и к власти в Китае пришел полководец Ян Цзянь, основавший династию Суй. Пограничные войска стали срочно переучивать по тюркскому образцу, причем копировался весь образ жизни степняков: солдаты должны были жить в юртах, питаться мясом и молоком, ездить верхом и участвовать в облавных охотах11. Конечно, были заимствованы и тюркские седла; изображения новых седел можно найти на рельефах танского императора Тайцзуна (637 г.), а немного позже в Китае появляются фрески, изображающие игроков в конное поло. Эти игроки принимают в седлах самые сложные, немыслимые прежде позы, нисколько не уступая искусству сегодняшних джигитов12.

Империи Суй удалось остановить тюрок, и немалую роль в этом сыграли междоусобицы среди кочевников. Тюрки обитали вдалеке от китайских границ, поэтому в отличие от гуннов и сяньби они не знали, что такое государственный порядок. Ян Цзянь писал, что для тюрок было свойственно безначалие и пренебрежение дисциплиной: «Туркские ратники пренебрегают наградами и наказаниями, мало уважают начальников и по большей части не

10 Амброз А. К. Указ. соч. С. 96; Ванштейн С. И., Крюков М. В. Седло и стремя… С. 129–130.

11 Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1993. С. 33–35, 139.

12 Амброз А. К. Указ. соч. С. 96; Ванштейн С. И., Крюков М. В. Седло и стремя… С. 129.

соблюдают порядка»13. В 581 г. в каганате началась жестокая династическая распря, которая продолжалась двадцать лет и привела к распаду огромного кочевой империи. Постоянные внутренние войны ослабили давление тюрок на соседей — не только на Китай, но и на сасанидский Иран; в 589 г. полководцу Бахраму Чубину удалось отразить вторжение тюрок в битве при Герате, а в 599 г. тюрки были разбиты китайцами (причем в обстановке междоусобицы отдельные тюркские отряды сражались на стороне своих врагов)14.

Тюрки VI—VIII вв. были в основном конными лучниками, и они использовали свою подвижность в седле для совершенствования мастерства лучников. «Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты, безжалостны», — говорит о тюрках «История Тан»15.

Луки тюрок были гуннского типа, максимальная их мощность составляла около 100 ратлей (32 кг), и при натягивании использовались специальные кольца16.

Хотя тюрки из-за своих внутренних распрей не сумели завоевать большие земледельческие государства, их искусство наездников и стрелков было признано повсюду. Храбрость и мужество тюрок особенно рельефно выступали в сравнении с растерявшими свои боевые качества арабами и персами. «Мусульманские литераторы… восхваляют тюрок как воинов за их смелость, преданность, выносливость, воспитанные жизнью в суровых степях», — отмечает К. Э. Ботсворт17. В халифате Аббасидов тюрки составляли основу гвардии гулямов, и в отдельные периоды гвардия свергала

и возводила на престол халифов — по сути, тюрки пытались завоевать халифат, действуя изнутри, как ливийцы когда-то завоевали Египет. В Китае тюрки (вместе с другими степняками) составляли отборные пограничные войска; в 755 г. они подняли мятеж и попытались завоевать Поднебесную, и хотя попытка закончилась неудачей, Китай на полвека оказался во власти военных группировок.

13 Бичурин Н. Я. Указ. соч. Т. I. С. 232.

14 Гумилев Л. Н. Древние тюрки… С. 13–131, 139–140.

15 Бичурин Н. Я. Указ. соч. Т. I. С. 229.

16 Гусейнов Р. А. Сельджукская военная организация Палестинский сборник. 1967. Вып . 17. С . 140; Paterson W. F. The Archers of Islam Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1966. Vol. 9. P. 85.

17 Ботсворт К. Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире Мусульманский мир. 950–1150. М., 1981. С. 25.

А тут - ссылки на более специализированные работы, в которых присутствуют изображения стремян и сёдел.

Стремя - часть седла, приспособление для упора ноги всадника при посадке на лошади и езде верхом. Первоначально функцию стремени, вероятно, выполняли отверстия по краям звериной шкуры, постеленной под всадника на спину лошади. Затем были изобретены стремена в виде ременных петель. Во 2 веке н. э. в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали пределывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Всадник залезал на лошадь, вставив в кольцо большой палец одной из ног. А в 4 веке н. э. уже китайцы придумали увеличить кольцо настолько, что туда можно было просунуть всю стопу.

На протяжении долгой истории верховой езды люди обходились без опоры для ног. Древним народам - персам, мидийцам. римлянам, ассирийцам, египтянам, вавилонянам, грекам - не были известны стремена. Всадники Александра Македонского пересекли всю Центральную Азию, не давая отдыха ногам. Мчась галопом или преодолевая препятствия, им приходилось цепляться за гриву, чтобы не свалиться с лошади. Римляне изобрели нечто вроде ручки на передней луке седла, позволявшей хоть кик-то держаться в нем при быстрой езде, но ноги у всадников по-прежнему болтались, если не были крепко прижаты к бокам коня.
Примерно в III в. китайцам удалось найти выход из положения, К тому времени они были уже довольно искусными металлургами и стали отливать стремена из бронзы и железа.
Имени изобретателя не сохранилось. Дерево-металлические стремена во множестве встречаются в памятниках (курганах и могильниках) IV-V вв. н. э. Кореи, Китая и Японии. Самые ранние стремена, датируемые 315 г. н. э. , происходят из Кореи.
Статуэтка лошади Haniwa, с седлом и стременами, 6-ое столетие, период Kofun, Япония.

Впервые такие петли могли появиться в Китае, Индии или у кочевников соседней с Китаем Центральной Азии.
Таким образом, вполне вероятно, что изобрели стремена жители степей, всю жизнь проводившие в седле.

В III веке в Китае научились отливать металлические стремена совершенной формы. На Запад это изобретение принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Успех их кавалерии объясняется тем, что она была оснащена литыми железными стременами.
Примерно в середине VI в. авары осели между Дунаем и Тиссой. К 560г. они представлял и серьезную угрозу для Византийской империи, которой пришлось полностью реорганизовать свою кавалерию, чтобы противостоять им. В 580г. император Марк Тиберий издал военный устав "Strategikon", в котором были изложены основы кавалерийской техники. Там же подчеркивалась необходимость использования железных стремян. Это было первое упоминание о них в европейской литературе. Впоследствии стремена - благодаря викингам, а может быть, и лангобардам - распространились по всей Европе.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Изобретение стремени
Во II веке нашей эры в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Теперь всадник залезал на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги.

Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что только в этой стране имела место унификация верховых и колесничных лошадей. Колесницы и конница использовались в индийских армиях параллельно. Причём конница кшатриев напоминала нумидийскую — действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае — кривыми мечами. На слонов же и колесницы возлагались задачи тяжёлой кавалерии.

Появление современного стремени
За пределы Индии это замечательное изобретение, однако, не вышло — в других странах всадники обычно носили обувь и не могли воспользоваться колечком под большой палец. Но двумя веками позже китайцы придумали увеличить кольцо настолько, чтобы в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда бо́льшие возможности всаднику, чем кольцо под палец, пригодное только для упрощения посадки.

Стремена решили разом массу проблем — ездить теперь можно было сколь угодно быстро, можно было совершать прыжки через препятствия: всадник приподнимался на стременах, спасая таким образом свой тыл от сокрушительных ударов. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести. Можно стало вертеться в седле и свешиваться с него, нанося удары в разные стороны. Наконец, возможность пускать лошадь галопом многократно увеличила эффективность атаки наездом.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при лихом замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.

Стремя стало распространяться по миру стремительно, ведь, в принципе, и здесь важна была только идея — всякий народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии — причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.



Стре́мя, стремено́ — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды. Изобретение стремени в IV веке кочевниками изменило тактику и стратегию военных действий кочевников и вооружения и получило быстрое распространение по всему миру. Появилась возможность наносить сабельные удары, более точно поражать противника из лука. Этимология слова от общеславянского *strьmen — натягивать, растягивать, выпрямлять, нечто вытянутое или натянутое — верёвка, ремень, черта. Вероятно, более ранняя форма — стрьмя, стрьмьнь; с XII века — стремя и стремень [1] . Согласно В. И. Далю, происходит от стромить, втыкать.

Содержание

История

По всей видимости, стремена были изначально деревянными. Упоминания о таковых имеются ещё в XIII—XIV вв. [Золотая Орда в источниках. Т.1; и др.]. На некоторых древних изображениях ноги у всадников опираются на веревочные петли, возможно — прообразы позднейших стремян [Набиев Р. Ф., 2001]. Европейские историки оружия полагают, что С. могли быть привнесены в Европу булгарами. Первое письменное упоминание стремян находится в византийском трактате «Стратегикон» псевдо-Маврикия. Дело в том, что в этот трактат распадается на 3 слоя. Первый приписывают магистру Урбикию (505 год), другой датируется, действительно, временем правления императора Маврикия, то есть 582—602 годами, а третий — серединой VI века. А упоминание о железных стременах находится, как раз, в первой части (в самом начале трактата, I, 2), причём, о них говорится, как о само собой разумеющемся факте. То есть появление стремян в Европе можно датировать концом V — серединой VI веков. Самые ранние образцы стремян в Европе встречаются в аварских погребениях VII века в Дакии. Найдено стремя не полное и слишком короткое для всадника — 302, самое раннее полноценное стремя найдено в гробнице династии Цзинь (322) [2] [3] [4] .

Преимущества стремени



Значение стремени заключалось в том, что оно позволило стабилизировать всадника в седле. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.

Стремя стало распространяться по миру — народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии — причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.

Сапоги для верховой езды



Ещё одним специфическим элементом снаряжения всадника стало ещё одно изобретение кочевников — кожаные сапоги для верховой езды, необходимые для защиты ног от трения о лошадиную шкуру. Также как и стремена, сапоги получили быстрое распространение по всему миру.

По причине упора в бока лошади коленями, в средние века для верховой езды в Европе, в отсутствие лат, применялись высокие сапоги — ботфорты (в оригинальном виде — почти не гнущиеся ни в коленях, ни в щиколотках). К восточному седлу также прилагались специальные сапоги, — короткие, но с высоким каблуком и загнутыми носами (чтобы прочнее держаться в стремени). Их назначение рисовальщиками иллюстраций давно забыто.

Кавалерийские сапоги вообще не предназначались для пешего передвижения, но рекорд здесь держат французские рыцарские сапоги XV века, у которых длинные носы загибались на шарнире вниз, а не вверх, как у восточных. Ходить в таких сапогах можно было только по ровному месту, высоко поднимая колени. С другой стороны, всадник опирался на стремя не серединой стопы, а пальцами ног, — приподняться можно было чуть выше.

Македонцы первыми стали применять шпоры. В первую очередь для крепления шпор гетайрам и потребовались жесткие сапоги.

Функция шпор, однако, первоначально была противоположна современной. Они использовались для приостановки лошади. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал ранить её шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью.

Заметное распространение шпоры приобрели после изобретения стремян, причём остались признаком преимущественно тяжелой кавалерии.

Каблук

Изначально обувь изготовлялась без каблуков. Из-за этого нога всадника проваливалась в стремя. Чтобы избежать этого, до появления каблука стремена делали с носком для ноги.

Стремена с носком до сих пор используются для обучения верховой езде.

Каблук на обуви появился в позднем средневековье. В русском языке слово «каблук» впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году. Слово «каблук» вероятно заимствовано из тюркского kabluk, которое происходит от араб. kab«пята, пятка».

Читайте также: