Что такое битюг лошадь

Опубликовано: 27.04.2024

Лошадь породы Битюг

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Битюги

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами. В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Нарисованный Битюг

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.

Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая. Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «.. каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

В России всегда было развито сельское хозяйство, поэтому лошади требовались больше не для развлечения, а для работы. Ценились спокойные трудолюбивые кони. Лошадь битюг — один из ярких примеров. Многие уверены, что их использовали еще богатыри. К сожалению, эта порода вымерла.

лошадь битюг

Происхождение

Битюг имеет сложную и не до конца известную историю. Насчет родословной тоже ведутся споры. Известно, что первыми предками были степные кони. Постепенно их скрещивали с другими родословными. Считают, что окончательный вид битюги приобрели в XVIII веке в Воронежской области. Название породе лошадей дали примерно в это время. Битюг — река, левый приток Дона. На ее берегу размещался конезавод.

Порода была популярна еще до Петра I, при котором ее пытались усовершенствовать. Кобыл скрещивали с иностранными жеребцами тяжеловозных разновидностей. Среди них были клейдесдали, брабанты.

Позже в генетический котел добавили кровь рысаков. По одной из версий, селекцией занимался сам Орлов. Получается, граф приложил руку не только к выведению знаменитых рысаков. Битюгов он скрещивал со своими орловцами на Хреновском конезаводе. Обе породы имеют явные общие черты.

Описание

Сохранилось много информации о битюгах, изображения представителей этой уже исчезнувшей родословной. Выглядели они так:

  • Крупное пропорциональное тело.
  • Рост — до 178 см. Позже, после селекции он стал меньше — 150–165.
  • Длинное туловище с прямой спиной.
  • Широкая грудь.
  • Развитая шея.
  • Прямые, сухие ноги с плоскими, крепкими копытами.
  • Длинная грива, волнистый хвост.
  • Развитые, красивые щетки на ногах. Они защищали от мелких повреждений, и царапин, зимой — от снега.
  • Как правило, встречалась гнедая или серая масть. Были и рыжие, пегие особи.

описание породы битюг

Чтобы представить, как примерно выглядели битюги, достаточно взглянуть на известную картину «Богатыри» Васнецова. Действительно, проще совершать подвиги именно на таких конях. Лошади обладали огромной силой, крайней выносливостью и скоростью:

  1. Стандартное отягощение — около 800 кг. Обычное расстояние — 80 верст или примерно 85 км. Известен случай, когда конь перевез груз весом почти в 4 тонны (230 пудов).
  2. Эту тяжелоупряжную породу использовали пожарные. Подтверждают это записи московского полицмейстера Огарева, увлекавшегося лошадьми и подбиравшего животных. У каждой из пожарных частей кони были определенной масти, окраса. Они перевозили людей, большую бочку и оснащение общим весом минимум две тонны. Везти нужно было очень быстро, во весь опор. Битюги хорошо справлялись с этой работой.

В народных сказках кони-помощники тоже напоминают тяжеловозов. Например, Сивка Бурка. Битюги обладали почти сказочными способностями. Это касается не только силы — они были спокойны, добры и послушны. Кони отличались выносливостью и малой прихотливостью в уходе, еде.

В прошлом отношение людей к своим животным было особым. На лошадях, коровах и других держался семейный бюджет — они «кормили», выручали крестьян. Приобретение было большим вложением, а потеря — страшным ударом по кошельку.

Поэтому в сказках битюг всегда выступал в роли верного друга, защитника и помощника. Это неудивительно, особенно учитывая его огромные возможности и добрый характер. Не обделили битюга вниманием и современные мультипликаторы. Это Бурушка из картины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Известно, что для военных целей подходят храбрые и горячие лошади верховых родословных. Битюг — явный тяжеловоз, который не годился для стремительной атаки. Однако породы смешивают и совершенствуют. Еще в древности битюг получил воинственную жилку. Привычные спокойствие и добродушие на время исчезали.

Битюгов использовали как верховых. Однако главное их назначение — тяжелые работы, упряжка, гужевые перевозки. Активно применяли в сельском хозяйстве, потом — в промышленном деле. Эти кони выполняли долгую, рутинную работу.

тяжеловоз на прогулке

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Для восстановления поголовья в 1922 году начала работу специальная комиссия. Был организован рассадник племенных битюгов, находившийся в Воронежской области. Но работу не удалось завершить — помешала эпидемия сапа в 1925 году, из-за которой порода исчезла.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

После неудачи селекционеры пытались сохранить то, что осталось от генофонда. Стране по-прежнему нужны были сильные кони для сельского хозяйства. Последних богатырских лошадей успели скрестить с рысаками — орловцами. Выбирали самых массивных жеребцов, например, Брута и Зверобоя. Кроме того, использовали тяжеловозов. Получилась воронежская упряжная порода.

Этих коней впервые показали в 1939 году на выставке. Они представляли собой нечто среднее между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. Выносливость и неприхотливость битюга сохранялись.

Внешнее сходство тоже было заметным:

  • длинное, мощное, пропорциональное тело;
  • узнаваемые щетки на ногах.

воронежская упряжная

Воронежских упряжных лошадей сразу оценили в колхозах. Порода быстро получила распространение. Однако всего через два года началась Великая Отечественная война. Воронежские кони чуть было не повторили судьбу битюгов.

В этот раз породу удалось сохранить. После Победы поголовье восстановили. Дальше этих лошадей ждала селекция. Их качества улучшали.

Воронежская упряжная порода «возила воду и воеводу». Она стала универсальной благодаря таким достоинствам:

  • воронежцы крупнее, мощнее рысаков, но подвижнее и темпераментнее тяжеловозов;
  • работоспособность и покладистость;
  • устойчивая передача своих генов;
  • красивая внешность;
  • хороший ход, удобство езды.

В Великую Отечественную воронежских лошадей использовали в сельском хозяйстве и на транспорте. Не делалось исключений и для производителей. Кони довольствовались скудной едой и выполняли огромную работу. Их физическое состояние оставалось неплохим.

После Победы условия улучшились. Лошадей тренировали. Например, уже в 1950 году жеребец по кличке Актер пробежал 2 км за 4 минуты и 40 секунд. При этом он вез 800 кг. Животные показывали результаты, достойные своих былинных предков. Были даже предложения вернуть название «битюг».

В 1953 году коневодство было запущено. Это коснулось и воронежской упряжной породы — уже к началу 60-х профессиональных центров почти не осталось.

Битюг помогал русскому человеку в труде и на войне. Это верное животное стало почти сказочным. Сейчас богатырский конь живет только в народной памяти. Но в некоторых из современных лошадей еще осталось немного его крови.

Битюг — это тяжеловозная порода лошадей. Селекцией этого вида занимались крестьяне и опытные коневоды, которым требовалось сильное и выносливое животное, способное выполнять самые тяжелые сельскохозяйственные работы. Кроме того, эти создания активно использовались в качестве гужевого транспорта и для верховой езды. Сейчас эта порода считается вымершей.

Черный конь
Тяжеловозная порода коня
Лошадь битюг
Порода битюг
Битюг в сельском хозяйстве

Лошадь пасется
Лошадь битюг
Битюг использовался для верховой езды
Лошади вымершей породы - битюг
Рыжий конь с белой гривой

Происхождение

В дальнейшем данная порода была улучшена путем вливания крови рысистых орловских лошадей. При выведении породы коням предоставляли качественные корма, но при этом они должны быть выполнять тяжелую работу. Это поспособствовало получению необходимых характеристик. Свое название эти создания получили благодаря реке, протекающей в местности, где они были выведены. Разведение данных лошадей занимались не только фермерские хозяйства, но и конный Хреновский завод.

Характеристики породы

Битюги — лошади крупные. Они достигали в холке 178 см. Этих лошадей отличала широкая спина и грудь с хорошо развитой мускулатурой. Тело имело удлиненную форму. Ноги длинные. От копыт до колена они были обросшие густой длинной шерстью. Копыта крупные и крепкие.

Битюг лошадь

Голова у лошадей была среднего размера. На носу имелась слабо выраженная горбинка. Шея у животного была относительно короткая и мясистая. У этих лошадей были большие глаза, окаймленные густыми ресницами. Битюг имел длинную гриву и хвост. Густая шерсть защищала животных даже от сильных морозов. Кроме того, она почти не промокала благодаря подшерстку. Наиболее часто встречались особи пегой, гнедой и серой масти.

Данных тяжеловозов отличила настильный шаг и быстрота хода. Животные могли преодолевать расстояния до 85 км, таща при этом груз до 800 кг. Рекордсмены могли сдвинуть груз до 3800 кг. Этих созданий отличали:

  • спокойный нрав;
  • выносливость;
  • неприхотливость.

Эти создания могли содержаться в неутепленных хлевах. Их можно было кормить соломой, отрубями, жмыхом и другими низкосортными кормами. Прекрасные характеристики породы сделали ее крайне популярной. Ее активно использовали не только при проведении сельскохозяйственных работ, но и при перевозке тяжестей на большие расстояния. Расцвет породы пришелся на конец XVIII в.

Исчезновение породы

К концу XIX в. численность чистокровных особей стала критично малой. При этом началась механизация процесса получения сельскохозяйственной продукции и распашка лугов, что стало причиной ухудшения кормовой базы и снижения численности битюгов. Полному исчезновению лошадей поспособствовали экономические и политические потрясения.

В 1922 г. в Воронежской области была проведена попытка восстановления породы. Единичные чистокровные особи были переправлены на конезавод. Однако вспыхнувшая в 1925 г. эпидемия сапа привела к вымиранию этих лошадей. Сейчас битюгами ошибочно называют представителей других тяжеловозных пород.

Битю́г — русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в XVIII веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги — продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови.

Лошади породы битюг были крупного роста (высота в холке до 178 см [1] ), грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие. Крестец и спина широкие, мускулистые; масть гнедая, пегая и серая. Недостатки — тонина ног, слабая спина и мало развитый окорок.

Во второй половине XIX века порода стала исчезать. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой и сокращением кормовой площади вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями — кормом, мало подходящим для такой годной для разнообразного употребления лошади. Рассадниками битюгской породы, кроме немногих крестьян, служил Хреновский завод. Для освежения крови битюгов выписывали жеребцов датской породы. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют лошадей других пород.

См. также

Примечания

  1. Битюг (порода лошадей) — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

Wiki letter w.svg

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Казанский государственный финансово-экономический институт
  • Итальянский мост

Смотреть что такое "Битюг (порода лошадей)" в других словарях:

Битюг (порода лошадей) — Битюг, русская порода упряжных лошадей, выведенная в 18 в. крестьянами Воронежской губернии в сёлах по р. Битюг. Б. были крупного роста (высота в холке до 178 см), разнообразной масти, обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью и … Большая советская энциклопедия

Битюг, порода лошадей — Битюг русская порода тяжеловозных лошадей, выведенная в 18 веке крестьянами Воронежской губернии в сехар по реке Битюгу. Битюги продукт скрещивания голландских и датских жеребцов, присланных Петром Великим, и местных крупных кобыл. Впоследствии… … Википедия

Битюг порода лошадей — (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Битюг, порода лошадей — (см. таблицу Породы русских лошадей) лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пиндос (порода лошадей) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пиндос (значения). Пастух с пиндосом Пиндос древняя порода лошадей (также известна как фессальская или тессальская … Википедия

Битюг — Битюг: Битюг (порода лошадей) русская порода тяжеловозных лошадей. Битюг (река) река в Тамбовской и Воронежской областях России, левый приток Дона. Битюг (Воронежская область) посёлок Хлебенского сельского поселения Новоусманского… … Википедия

Битюг — БИТЮГЪ (Битюкъ), единственная русск. тяжеловозная порода лошадей, получившая названіе отъ р. Битюгъ, протекающей въ Бобровскомъ уѣздѣ Воронеж. губ. Въ 1701 г., по повелѣнію Петра I, было переселено на р. Битюгъ, въ видахъ развитія… … Военная энциклопедия

Битюг — I Битюг река в Воронежской области РСФСР (верховья в Тамбовской области), левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена.… … Большая советская энциклопедия

Битюг — а; м. 1. Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг). 2. Разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения. ◁ Битюговый, ая, ое (1 зн.). * * * Битюг река в Европейской… … Энциклопедический словарь

битюг — а/; м. см. тж. битюговый 1) Порода рабочих лошадей тяжеловозов; лошадь такой породы (выведена в 18 в. в Воронежской губернии в сёлах по реке Битюг) 2) разг. О мужчине крепкого, плотного телосложения … Словарь многих выражений

Битюг порода лошадей

  • Происхождение
  • Особенности экстерьера
  • Исчезновение породы
  • Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
  • Заключение

Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.

Лошадь породы Битюг

Лошадь породы Битюг

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Особенности экстерьера

Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:

  • Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
  • Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
  • Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.

Исчезновение породы

В начале 19 века отечественные коннозаводчики стремились к улучшению и без того исключительных качеств породы битюгов. Для этого их начали скрещивать с английскими тяжеловозами, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получавшееся потомство оказывалось менее выносливым.

Битюг

Параллельно взрывными темпами увеличивались площади пашен, что, как следствие, привело к резкому сокращению количества выпасов. 19 век был ознаменован большим количеством политических катаклизмов, что еще больше усугубляло ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительством России была предпринята попытка сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злой рок и тут сыграл недобрую шутку – разразилась эпидемия, вызвавшая падеж остатков представителей богатырской породы.

На этом история битюгов в России закончилась.

Воронежская упряжная лошадь как замена битюга

Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.

Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.

Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.

Заключение

Россия – страна со сложными климатическими условиями, исторически предрасположенная к большому количеству тяжелого физического труда. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всегда стремился к созданию таких лошадей, как битюги, которые могли бы быть надежными, покладистыми и сильными помощниками.

Читайте также: