Когда в египте появились лошади в

Опубликовано: 15.05.2024

Лошади, запряженные в колесницы, стали использоваться древними египтянами на рубеже Среднего и Нового царства. В это время поколения фараонов яростно сражались с полчищами гиксосов, захвативших Нижний Египет, одерживая победу за победой. Зачастую в виде трофеев после битвы египтянам доставались отличные боевые колесницы и кони.

Для того, чтобы увеличить число колесниц и лошадей, египтяне стали развивать отрасль коневодства и изучили технику изготовления колесниц в своих мастерских, что позволило им численно сравниться с захватчиками и одержать решающую победу над крепостью Аварис.

Штат слуг увеличился за счет конюхов и колесничих или, как их еще называли, возниц. Аменхотеп I стал первым царем, изображенным на колеснице. Тутмос III на колеснице участвовал в битве при Мегиддо. Но царем, который сам любил управлять колесницей, был Эхнатон, чем злостно нарушал дворцовый этикет. Он и его придворные любили устраивать скачки на колесницах по пустыне вблизи Амарны. Тутанхамон не меньше Эхнатона любил прогулки на колесницах. В его гробнице было обнаружено шесть колесниц.

На стенных росписях можно увидеть, как в колесничных мастерских мастера гнут дерево и вставляют гнутые порта в раму основания колесницы. Колеса были искусно сделаны из нескольких скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Лошадиная упряжь была из кожи, а все металлические части из золота. Колесница запрягалась двумя лошадьми; она была рассчитана на двух человек, включая возничего, который управлял колесницей стоя. На стенах храмов, в гробницах фараонов и знати сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей с изображением колесниц и коней. К примеру, кони, запряженные в колесницы, мчатся галопом, или конюх, запрягающий или распрягающий коня.

Фараон Рамзес II приступал к трапезе лишь после того, как накормят лошадей, которые были запряжены в его колесницу при битве с хеттами и помогли ему одержать победу.

К северо-востоку от современного Каира расположены руины конюшен на 460 лошадей, построенных Рамсесом II (1290–1224 годы до н. э.). Они занимали 1700 кв.м и включали шесть рядов строений, в том числе каменные бассейны и коновязи, канавки для сбора мочи, которую, как и навоз, использовали в качестве удобрения. Этот комплекс конюшен считается самым большим конным памятником археологии на Ближнем Востоке.

В числе хозяйственных построек вокруг поминального храма Рамсеса III (1185–1153 годы до н. э.), возможно, тоже были конюшни. Они могли располагаться позади главного входа. Фасад одной такой постройки украшен изображением самого фараона и лошадей. Внутри имелись перегородки: не исключено, что это денники, в которых располагались 12 отборных скакунов, предназначенных для царских поездок.

Лошади в Древнем Египте

Если судить об экстерьере египетских коней по сохранившимся изображениям, можно сказать, что они были крупные, стройные, сухие, с высоким выходом шеи, породными головами, развитыми холками, часто узкотелые, с тонкими ногами без щеток. Масти обычно рыжие и бурые, иногда золотистые, изредка пегие.

Верховая езда в Египте практиковалась, судя по изображениям, с XIV века до н. э., но считалась не столь престижной, как езда в колеснице. Седел у египтян не было, как и подков. На сохранившихся изображениях видно только защитные приспособления из луба или соломы на ногах у лошадей.

Лошади в Древнем Египте

Подводя итог статьи можно сделать вывод, что фараоны очень любили лошадей, ухаживали за ними, строя просторные конюшни, но не боготворили, как других животных, например, кошку, гуся, корову или гиппопотама. Лошади для древних египтян имели чисто практическое значение, без намека на одухотворенность и отождествление с какой-либо божественной сущностью.

1. 3. С Гиксосами-казаками в Египте впервые появились Кони

З. А. Рагозина пишет:

«Египтянам уж конечно не за что было благодарить азиатских пришельцев (то есть гиксосов – авт.). А все же они сделали Египту один бесценный подарок: они привели туда коня. До их пришествия, этот царь домашних животных не был известен в долине Нила. Ослов на памятниках изображено сколько угодно, употребляемых для всевозможных сельских работ, лошади же – ни одной… Лошадь скоро обжилась и стала размножаться» [119], с.112…113.

Все правильно: гиксосы-казаки издавна передвигались на конях и естественно, придя в Египет и Малую Азию, принесли туда культуру коневодства. Отсюда, вероятно, и знаменитые арабские скакуны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Знаменитый большой сфинкс на Гизехском поле построен Гиксосами – Мамелюками

3. Знаменитый большой сфинкс на Гизехском поле построен Гиксосами – Мамелюками Бругш сообщает: «Чужеземцы (то есть Гиксосы – авт.) приняли с нравами и обычаи Египтян и официальный язык их совместно со священными их письменами» [92], с.244. «В городах Цоане и Аварисе

1. Кони и моторы

1. Кони и моторы Давным-давно «всем известно», что Тухачевский и его сподвижники были певцами технического прогресса, зато Ворошилов и группировавшиеся вокруг него столь же тупые и невежественные лошадники технический прогресс отрицали вообще, с идиотским упорством

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба?

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба? Итак, зададимся вопросом: когда в Китае возникли первые астрономические обсерватории и стала развиваться наука астрономия? Оказывается, ответ на этот вопрос далеко не

Захват Малороссии казаками

Захват Малороссии казаками Кто не понял хищной природы казачества, кто смешивает его с беглым крестьянством, тот никогда не поймет ни происхождения украинского сепаратизма, ни смысла события, ему предшествовавшего в середине XVII века. А событие это означало не что иное,

Кони-звери

Кони-звери Вопрос, который, безусловно, имеет отношение к военной истории, но практически никогда историками не рассматривавшийся, – это вопрос о времени появления самого коня. Берем в руки учебник Р. Ю. Виппера (1859–1954) и читаем в главке про Новый каменный век

Старые кони

Старые кони Ростом-хан был немолод (67 лет), очень опытен, умен и прекрасно понимал свое место, именуя себя исключительно «вали» (что-то типа наместника с расширенными полномочиями, вроде раннеевропейского маркграфа) и перестроив систему управления, приведя ее в

Завоевание Египта гиксосами

Завоевание Египта гиксосами Крупный социальный переворот, которым был ознаменован конец Среднего Царства, окончился вторжением в Египет в XVIII в. до н. э. иноземных азиатских племён, так называемых «гиксосов». Поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных

1.3. С гиксосами-казаками в Египте впервые появились кони

1.3. С гиксосами-казаками в Египте впервые появились кони З.А. Рогозина пишет: «Египтянам уж конечно не за что было благодарить азиатских ПРИШЕЛЬЦЕВ (то есть Гиксосов — Авт.). А все же они сделали Египту ОДИН БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК: ОНИ ПРИВЕЛИ ТУДА КОНЯ. До их пришествия, этот

3. Известный Большой Сфинкс на Гизехском поле построен гиксосами = мамелюками

3. Известный Большой Сфинкс на Гизехском поле построен гиксосами = мамелюками Бругш сообщает: «Чужеземцы (то есть Гиксосы — Авт.) приняли с нравами и обычаи Египтян и официальный язык их совместно со священными их письменами» [99], с. 244.И далее: «В городах Цоане и Аварисе

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба?

1.5. Когда в Китае впервые появились обсерватории и возникла постоянная астрономическая служба? Итак, зададимся вопросом: когда в Китае возникли первые астрономические обсерватории и стала развиваться наука астрономия? Оказывается, ответ на этот вопрос далеко не

«Белые» впервые появились на Кавказе, а может быть, на Балканах?

«Белые» впервые появились на Кавказе, а может быть, на Балканах? Очевидно, надо признать, что современные люди в антропологической классификации не столь однородная общность, как нам представлялось еще совсем недавно. По крайней мере значительным образом отличаются друг

• 2. Золотое денежное обращение было впервые введено в Древнем Египте

• 2. Золотое денежное обращение было впервые введено в Древнем Египте Согласно нашей реконструкции, ЗОЛОТО было впервые введено в качестве денег в Египте, в эпоху становления там древней Империи. Возможно, уже тогда в качестве основной денежной единицы был выбран древний

МОРСКИЕ КОНИ

МОРСКИЕ КОНИ Море было лишним, а гор не хватало. Так думал Спиридон Есаулов, довоевавшийся, до ручки и отступающий в Турцию, что для-кавказцев всегда была врагом и где немало тлело казачьих косточек.Остатки сотни бежали к морю, по дороге пристали к разбитым врангелевцам.

Борьба Польши с казаками

Борьба Польши с казаками На сейме отложили на время избрание короля, а занялись вопросом об усмирении мятежа: паны видели, что восстание грозит гибелью их могуществу, и действовали на этот раз с небывалым до тех пор единодушием. Несколько недель польское правительство

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 271 127
  • КНИГИ 634 175
  • СЕРИИ 23 994
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 597 098

Уже несколько тысячелетий лошадь служит человеку. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, их выращивали на мясо. Но самое главное — лошади связывали земные пространства: без них невозможно было бы возникновение первых империй, и вся человеческая история сложилась бы иначе. За обладание ими вели войны, их берегли пуще зеницы ока, но порой — как ценное имущество — уничтожали, дабы они не достались врагу. Историк и ипполог Вера Курская рассказывает о лошадях древних царств, скифов, греков, римлян, кельтов, византийцев, гуннов, монголов, Арабского Востока, европейского Средневековья, Индии, Китая, Японии, Древней Руси… И, конечно же, о величайшем разнообразии современных пород — от красавцев-скакунов и степенных тяжеловозов до карликовых аппалуза-пони. А также о приемах верховой и упряжной езды, конструкциях экипажей и традициях коннозаводства разных стран. Фактов, собранных в этой интереснейшей книге, с лихвой хватит на обширную энциклопедию.

Возрастных ограничений нет

Вера Курская

История лошади в истории человечества

Собака друг человека, но лошадь делала историю.

Вадим Понарядов

История лошади в истории человечества - _1.jpg

Исидор Севильский (ок. 560–636), стоявший у истоков средневекового энциклопедизма, в своих знаменитых «Этимологиях» выводил слово «iumenta» (кобыла) от латинского «iuvat» (помогает). Происхождения слов, по Исидору, во многом ошибочны, но для нас важно, как в них отражались представления автора и его современников о мире. Видимо, по мнению великого энциклопедиста, суть кобылы и любой лошади вообще заключается в том, что она помогает человеку, и в этом он, безусловно, прав.

Лошадь помогала человеку на протяжении всей истории. На лошадях пахали, охотились, перевозили грузы, воевали, они служили людям пищей и спасали жизни. А еще они объединяли пространство — без лошадей невозможно было бы возникновение древних империй. За обладание ими вели войны, их ценили и берегли больше зеницы ока и в то же время уничтожали — порой вместе с людьми… Чем была лошадь для человека — другом, боевым товарищем, кормилицей. И чем она стала для нас в современном мире — спортивным партнером, домашним любимцем.

Эта книга не претендует на полноту изложения информации о том, как человек использовал лошадь на протяжении мировой истории, поэтому не исключено, что кому-то из читателей ее содержание покажется недостаточным. Наша задача — показать основные закономерности взаимодействия лошади и человека, показать, как развивалось конное дело — способы использования, разведения лошадей и ухода за ними. Сразу предупредим читателя, что о кавалерии здесь мало материала: по этой теме уже выпущено достаточно книг, как научных исследований, так и популярных для широкого круга любителей истории.

Благодарим тех, кто помогал в работе над этой книгой: берейтора, коневладельца и заводчика аппалуза-пони Юлию Красовскую, писателя, журналиста и знатока орловского рысака Елену Соколову, биохимика, специалиста по донской и буденновской породам и фотографа Татьяну Викторовну Зубкову, генетика, кандидата сельскохозяйственных наук, специалиста по владимирской тяжеловозной породе Сергея Игоревича Сорокина, специалиста по тяжелоупряжным породам, кандидата сельскохозяйственных наук Анну Вячеславовну Борисову, кандидата политических наук и знатока военной истории Ивана Владимировича Федякина, специалистов по арабской породе и заводчиков Татьяну Блохнину и Ксению Ловыгину, специалиста и заводчика арабских и тракененских лошадей Елену Верденберг, редактора журнала «Конный мир», журналиста и знатока ахалтекинской породы Елену Волкову, знатока ахалтекинской породы Анастасию Ефременкову, фотографа, журналиста и знатока белорусской упряжной породы Валерию Короткевич, специалиста по классической выездке и породам барокко Юлию Белокоссову, знатока скачек и чистокровной верховой породы Алексея Рыбкина, тренера, журналиста и знатока истории спорта Ирину Виноградову, спортсмена-троеборца Екатерину Цейтлину.

Зубы и скипетры: о проблеме одомашнивания

История лошади в истории человечества - _2.jpg

«Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая» — так начинает Р. Киплинг свою знаменитую сказку «Кошка, которая гуляла сама по себе». Поэтому и наш разговор о лошади и ее отношениях с человеком мы начнем с самого начала — с того момента, когда дикая лошадь стала домашней.

Биологи определяют систематическое положение лошади следующим образом: класс млекопитающих, сверхотряд копытных (Ungulata), отряд непарнокопытных (Perissodactyla), семейство лошадиных (Equidae), род лошадь (Equus), вид лошадь домашняя (Equus ferrus caballus). Возникновение лошади как вида — отдельный и очень сложный вопрос, но мы не будем освещать его в нашей книге, поскольку эволюция живых организмов — дело природы, а наша задача сейчас — рассказать о деятельности человека и его взаимодействии с лошадью.

Семейство лошадиных насчитывает несколько десятков видов, но большинство из них вымерли еще в доисторическую эпоху. В наше время от этого семейства сохранилось лишь девять видов, и все они принадлежат к роду Equus, то есть являются более или менее близкими родственниками домашней лошади. Род Equus включает три подрода. К подроду лошадь (Equus) относится домашняя лошадь (Equus caballus) и лошадь Пржевальского (Equus caballus przewalskii Poljakoff). Подрод осел (Equus asinus) включает домашнего осла (Equus asinus somalicus), вымершего нубийского осла (Equus asinus africanus) и два вида, которых условно также называют полуослами, — кулана (Equus hemionus) и кианга (Equus kiang). Подрод зебр (Equus hippotigris) — это бурчеллова (горная) зебра (Equus zebra), зебра Грэви (пустынная) (Equus grevyi) и зебра Гранта (равнинная) (Equus quagga). Мы перечисляем всех ближайших родственников лошади, так как будем говорить об ослах, гибридах между лошадью и другими лошадиными и их использовании. Сейчас, однако, речь пойдет о собственно лошадях.

Долгое время родиной семейства лошадиных считалась Евразия, но в последние годы большинство ученых склонились к мнению, что лошади родом из Нового Света. Лошадиные появились в Северной Америке около 4 млн. лет назад. Когда эта версия прозвучала впервые, она вызвала большие сомнения и даже насмешки, но сейчас обнаруживается все больше и больше палеонтологических находок, которые ее подтверждают. Например, в 1993 году на юконском прииске Голд Ран Крик были найдены останки лошади, возраст которых, согласно радиоуглеродному анализу, составляет 26 000 лет. Эта лошадь была найдена в вечной мерзлоте. Судя по остаткам шкуры, корпус ее был рыжеватым или коричневатым, а единственная нога, на которой сохранилась шерсть, была черной. В гриве были как черные, так и светлые, белесые пряди. Такая окраска типична для лошади Пржевальского и многих современных местных пород лошадей. Местными, или аборигенными, породами принято называть те, в формировании которых наибольшую роль сыграли природные факторы, а не целенаправленная селекция. Найденную лошадь отнесли к виду юконская дикая лошадь и назвали по-латыни Equus lambei, в честь палеонтолога Лоуренса Ламбье. Судя по анализу ДНК, эта лошадь генетически близка к лошади Пржевальского.

Древние египтяне так же как и мы сталкивались с необходимостью перемещаться, в том числе и на большие расстояния. Но их способы были довольно необычными, ведь в ход шли даже плечи.

Древнеегипетская цивилизация была одной из наиболее развитых для своего времени. Ее история продолжалась более 40 веков и была насыщена событиями, о которых мы знаем благодаря многочисленным сохранившимся документам и свидетельствам. Развитие египтологии, расцвет которой пришелся на XIX, стало возможным после невероятного открытия Франсуа Шампольона — он смог расшифровать иероглифы древнего народа. Достижение французского ученого позволило потомкам основательно изучить жизнь Древнего Египта: нравы, быт, религию, язык. Мы знаем не только о достижениях фараонов, но и том, как жили простые люди, во что они одевались, что ели, во что верили и как передвигались.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Хотя Египетское царство отличалось размерами, его жители не могли похвастаться мобильностью, что неудивительно — с транспортом тогда были проблемы, и доступнее всего было ходить пешком. Животные и колесные транспортные средства использовались для передвижения не широко, так как большинство товаров и людей перемещались по великой реке Нил, которой, кстати, египетское государство обязано своим возникновением. Скот, камень, зерно и кедр из Ливана доставлялись в египетские города на нильских кораблях. Египтяне строили каналы и ирригационные системы, но не прокладывали дороги из-за отсутствия необходимости.

Лошади появились в Египте около 1700 года до нашей эры, когда в царство вторглись гиксосы (так называли конгломерат семитских народов, завоевавших часть Древнего Египта, которые даже основали новую династию). Постепенно лошадей стали использовать в упряжках, так как волы, которые традиционно служили тягловыми животными, были слишком медлительными.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

И хотя самым важным, наиболее изученным и хорошо задокументированным средством перемещения в Египте был водный транспорт, у знати оставалась привычка использовать для передвижения спины и плечи своих подчиненных. Сохранилась масса изображений аристократов эпохи фараонов в паланкинах и в креслах, установленных на носилки. Некоторые такие сиденья, исключительно дорогие и замысловатые, были найдены в гробницах местных элит. Чаще всего таким способом предпочитали перемещаться мужчины.

В период Нового Царства в паланкинах перемещались только фараон и его родственники, так как все популярнее становилась колесница. Хотя изредка крупные чиновники катались на креслах, которые носили слуги, но это было больше связано с желанием подчеркнуть высокий социальный статус. Колесный транспорт же постоянно совершенствовался, так, египетская колесница, весившая меньше 9 кг, могла легко достигать скорости в 32 км/час. Она была красивой и маневренной, а ее компактность была обусловлена нехваткой древесины. Колесницы использовались в военных действиях, для охоты, в спортивных состязаниях. На стенах гробниц остались рисунки сцен царской охоты, изображающие фараонов на колесницах.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Ранние письменные свидетельства о колесницах датируются XVII династией. Самая древняя колесница, найденная в Египте, сейчас находится в Музее Флоренции, имеет общий вес 24 кг, при этом ширина протектора ее колес составляет всего 2 сантиметра.

Интересно, что верховая езда не пользовалась популярностью в Египте, что имеет ряд объяснений. Во-первых, колесницы казались более безопасными: не очень хорошо прирученные кони так и норовили сбросить всадников. Во-вторых, египтяне не умели делать хорошую сбрую, особенно седла и стремена. В-третьих, сами кони, которые достаточно поздно появились в Египте, не обладали необходимой мускулатурой для того, чтобы долгое время возить всадника и снаряжение, в отличие от упряжки, где нагрузка на животное была не такой большой.

Колесница стала средством передвижения знати в частных и общественных целях и важным символом статуса в Новом Царстве. Их использовали для визитов и инспекций фараоны, например, Аменхотеп II, Тутмос IV и Эхнатон, а также высокопоставленные чиновники. Но возлагать большие надежды на колесницы в дальних путешествиях не приходилось, так как хрупкие колеса со спицами нуждались в ровной почве — они не были способны двигаться по пересеченной местности, по кочкам, песчаной или каменистой земле, особенно на высоких скоростях. Но по неровной или холмистой местности колесницу можно было нести на плечах: из-за малого веса ее не нужно было разбирать.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Иногда с некоторыми ухищрениями колесницы все же использовались в дальних путешествиях, если была подходящая дорога. Вади-Хаммамат — как раз такая дорога, а точнее торговый путь, который проходил в одном из пересохших притоков Нила. Он был чем-то вроде древней трассы протяжённостью почти 200 км. Это место примечательно огромным числом рисунков, которыми испещрены породы вдоль русла. Не всем путешественникам удавалось пересечь Вади-Хаммамат, который по значимости можно сравнить с Великим шелковым путем. Когда солнце высушило приток, то оставило путешественникам лишь выжженную дорогу без растений и воды, богатую горными породами и, соответственно, каменоломнями. Рамсес IV снарядил для исследования этого места целую экспедицию из более чем 8 тысяч человек, каждый седьмой из которых не вернулся.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Колесница была самым быстрым, но и самым дорогим средством передвижения. Кроме самой повозки, нужно было купить и содержать лошадей, а также нанять людей для обслуживания и ухода. Поэтому в начале XVIII династии только фараон и несколько высокопоставленных чиновников могли себе позволить такой транспорт. Но уже через три сотни лет при XIX-й династии, во время правления Рамсеса II, одного из самых выдающихся фараонов в истории, насчитывалось около 2000 колесниц, правда, неизвестно, сколько еще находилось в частной собственности. Именно при Рамсесе II произошло самое масштабное колесничное сражение Древнего мира — битва при Кадеше, окончившаяся разгромом хеттов подданными фараона. Легкие и маневренные египетские колесницы, конструкция которых уменьшала нагрузку на лошадь, позволяла лучникам быстрее передвигаться по полю боя. Но история боевых колесниц — очень интересная и обширная тема, которая заслуживает отдельного рассказа.

Древние египтяне так же как и мы сталкивались с необходимостью перемещаться, в том числе и на большие расстояния. Но их способы были довольно необычными, ведь в ход шли даже плечи.

Древнеегипетская цивилизация была одной из наиболее развитых для своего времени. Ее история продолжалась более 40 веков и была насыщена событиями, о которых мы знаем благодаря многочисленным сохранившимся документам и свидетельствам. Развитие египтологии, расцвет которой пришелся на XIX, стало возможным после невероятного открытия Франсуа Шампольона — он смог расшифровать иероглифы древнего народа. Достижение французского ученого позволило потомкам основательно изучить жизнь Древнего Египта: нравы, быт, религию, язык. Мы знаем не только о достижениях фараонов, но и том, как жили простые люди, во что они одевались, что ели, во что верили и как передвигались.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Хотя Египетское царство отличалось размерами, его жители не могли похвастаться мобильностью, что неудивительно — с транспортом тогда были проблемы, и доступнее всего было ходить пешком. Животные и колесные транспортные средства использовались для передвижения не широко, так как большинство товаров и людей перемещались по великой реке Нил, которой, кстати, египетское государство обязано своим возникновением. Скот, камень, зерно и кедр из Ливана доставлялись в египетские города на нильских кораблях. Египтяне строили каналы и ирригационные системы, но не прокладывали дороги из-за отсутствия необходимости.

Лошади появились в Египте около 1700 года до нашей эры, когда в царство вторглись гиксосы (так называли конгломерат семитских народов, завоевавших часть Древнего Египта, которые даже основали новую династию). Постепенно лошадей стали использовать в упряжках, так как волы, которые традиционно служили тягловыми животными, были слишком медлительными.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

И хотя самым важным, наиболее изученным и хорошо задокументированным средством перемещения в Египте был водный транспорт, у знати оставалась привычка использовать для передвижения спины и плечи своих подчиненных. Сохранилась масса изображений аристократов эпохи фараонов в паланкинах и в креслах, установленных на носилки. Некоторые такие сиденья, исключительно дорогие и замысловатые, были найдены в гробницах местных элит. Чаще всего таким способом предпочитали перемещаться мужчины.

В период Нового Царства в паланкинах перемещались только фараон и его родственники, так как все популярнее становилась колесница. Хотя изредка крупные чиновники катались на креслах, которые носили слуги, но это было больше связано с желанием подчеркнуть высокий социальный статус. Колесный транспорт же постоянно совершенствовался, так, египетская колесница, весившая меньше 9 кг, могла легко достигать скорости в 32 км/час. Она была красивой и маневренной, а ее компактность была обусловлена нехваткой древесины. Колесницы использовались в военных действиях, для охоты, в спортивных состязаниях. На стенах гробниц остались рисунки сцен царской охоты, изображающие фараонов на колесницах.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Ранние письменные свидетельства о колесницах датируются XVII династией. Самая древняя колесница, найденная в Египте, сейчас находится в Музее Флоренции, имеет общий вес 24 кг, при этом ширина протектора ее колес составляет всего 2 сантиметра.

Интересно, что верховая езда не пользовалась популярностью в Египте, что имеет ряд объяснений. Во-первых, колесницы казались более безопасными: не очень хорошо прирученные кони так и норовили сбросить всадников. Во-вторых, египтяне не умели делать хорошую сбрую, особенно седла и стремена. В-третьих, сами кони, которые достаточно поздно появились в Египте, не обладали необходимой мускулатурой для того, чтобы долгое время возить всадника и снаряжение, в отличие от упряжки, где нагрузка на животное была не такой большой.

Колесница стала средством передвижения знати в частных и общественных целях и важным символом статуса в Новом Царстве. Их использовали для визитов и инспекций фараоны, например, Аменхотеп II, Тутмос IV и Эхнатон, а также высокопоставленные чиновники. Но возлагать большие надежды на колесницы в дальних путешествиях не приходилось, так как хрупкие колеса со спицами нуждались в ровной почве — они не были способны двигаться по пересеченной местности, по кочкам, песчаной или каменистой земле, особенно на высоких скоростях. Но по неровной или холмистой местности колесницу можно было нести на плечах: из-за малого веса ее не нужно было разбирать.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Иногда с некоторыми ухищрениями колесницы все же использовались в дальних путешествиях, если была подходящая дорога. Вади-Хаммамат — как раз такая дорога, а точнее торговый путь, который проходил в одном из пересохших притоков Нила. Он был чем-то вроде древней трассы протяжённостью почти 200 км. Это место примечательно огромным числом рисунков, которыми испещрены породы вдоль русла. Не всем путешественникам удавалось пересечь Вади-Хаммамат, который по значимости можно сравнить с Великим шелковым путем. Когда солнце высушило приток, то оставило путешественникам лишь выжженную дорогу без растений и воды, богатую горными породами и, соответственно, каменоломнями. Рамсес IV снарядил для исследования этого места целую экспедицию из более чем 8 тысяч человек, каждый седьмой из которых не вернулся.

Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов

Колесница была самым быстрым, но и самым дорогим средством передвижения. Кроме самой повозки, нужно было купить и содержать лошадей, а также нанять людей для обслуживания и ухода. Поэтому в начале XVIII династии только фараон и несколько высокопоставленных чиновников могли себе позволить такой транспорт. Но уже через три сотни лет при XIX-й династии, во время правления Рамсеса II, одного из самых выдающихся фараонов в истории, насчитывалось около 2000 колесниц, правда, неизвестно, сколько еще находилось в частной собственности. Именно при Рамсесе II произошло самое масштабное колесничное сражение Древнего мира — битва при Кадеше, окончившаяся разгромом хеттов подданными фараона. Легкие и маневренные египетские колесницы, конструкция которых уменьшала нагрузку на лошадь, позволяла лучникам быстрее передвигаться по полю боя. Но история боевых колесниц — очень интересная и обширная тема, которая заслуживает отдельного рассказа.

Читайте также: