Может ли пешка стать конем

Опубликовано: 02.05.2024

Вспомним шахматное правило, касающееся проходной пешки:

«Пешка, дошедшая до последней горизонтали (восьмой — для былых, первой — для чёрных), может превратиться в любую фигуру, кроме короля».

В этой статье мы попробуем разобраться в том, как пешке добраться до последней горизонтали, ведь её наверняка попытаются съесть. Также следует понять, в каких случаях пешке следует превращаться в ферзя, а в каких, к примеру, в коня.

Последний солдат

Одной из причин прекращения шахматной партии может быть ситуации, когда на шахматной доке остались лишь одни короли. Но пока кроме королей на доске есть хотя бы один шахматный солдат, т.е. пешка, игра может продолжатся. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, однако далеко не всем солдатам удается осуществить свою мечту. Чтобы облегчить эту задачу, необходимо иметь элементарные знания об игре в пешечном эндшпиле — концовке партии, когда на доска остаются только короли и пешки (пешка). Известный шахматных тренер, Марк Дворецкий, приводит пример вопиющей неграмотности одной из шахматисток, которая играя белыми сдалась в ничейной позиции.

Белые преспокойно могли отдать пешку. Далее необходимо вставать в оппозицию к черному королю, а если это невозможно сделать, то вставать впереди проходной пешки. Более подробно об оппозиции и её использование в эндшпиле король против пешки и короля, смотрите в видео.

Для тех, кому лень смотреть видео, советуем запомнить правило про «Ляльку (белую пешку), папу (белого короля) и злого дворника (черного короля)». Папа должен всегда идти впереди пешки, лялька должна плестись позади, но чтобы между ней и папой была свободная горизонталь. В таком случае, вне зависимости от очередности хода (белые или черные), пешка станет ферзем.

Вне зависимости от очередности хода, пешка проходит в ферзи, так как у белых в запасе ход пешкой

Вне зависимости от очередности хода, пешка проходит в ферзи, так как у белых в запасе ход пешкой (запасной ход)

Если бы пешка стояла не на поле e3, а не поле e4, исход партии зависел бы от очередности хода. При ходе былых была бы ничья, так черный король может встать в оппозицию к белому королю (черный король владеет оппозицией). При ходе черных, белые выигрывают, так как белый король может сместиться в противоположную сторону от хода черного короля.

Ситуация с проходной пешкой меняется, если черный король прижат к краю доски. На диаграмме изображена позиция, в которой белые побеждают вне зависимости от очередности хода.

Проходная пешка проходит в ферзи

Белым удается провести пешку в ферзи вне зависимости от очередности хода

Итак, необходимо запомнить, если белый король добрался до шестой горизонтали, а белая пешка находится позади него, то она проходит в ферзи вне зависимости от очереди хода.

Правило квадрата

Успеет незащищенная пешка убежать от неприятельского короля или нет? Чтобы быстро прикинуть шансы превратиться в ферзя и не быть тут же съеденным королем, необходимо знать правило квадрата.

Успеет ли черный король догнать и съесть пешку?

Успеет ли черный король догнать и съесть пешку?

Итак, на диаграмме выше нарисован красный квадрат. При ходе черных, черный король успевает войти внутрь квадрата (поле g3 или g4) и догнать пешку. Если ход белых, то пешку уже не догнать — судьба партии решена.

Защищенная проходная

Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

Отдаленная проходная

Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек. В видео ниже рассматривается пешечный эндшпиль, в котором у белых одна лишняя пешка.


Похожая ситуация сложилась в партии любителей — шесть пешек у черных против пяти у белых.

«Непроходная» пешка

Пешки бывают центральными, а бывают и крайними, по другому их называют ладейными, т.е. они двигаются по вертикалям a и h. Если крайняя пешка рвется в ферзи при поддержке своего короля, но путь ей преграждает вражеский король, то увы, ферзе ей не стать. На диаграмме видно, что дело закончилось патом, даже несмотря на то, что у белых был слон.

Слон был, а не помог, как такое могло случиться? Дело в том, что слон, чернопольный и он не может «выкурить» вражеского короля с белого поля а8.

Превращение пешек — право выбора

Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?

Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:

  1. Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
  2. f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.

Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…

Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!

Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.

В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.

Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.

Задачи для самостоятельного решения

Задача №1

Ход белых. Вам необходимо понять, в какую фигуру должна превратиться пешка и поставить мат в три хода.

Задача №2

Ход былых. Белый король в западне, так как угрожает ход Лh8#. Если сходить Kрd8, то чёрные король неминуемо съест проходные пешки, а уж потом поставить мат при помощи ладьи? Как былым выиграть партию?

Задача №3

Ход белых. Как избежать пата?

Задача №4

Ход чёрных. До превращения пешки остается один шаг, но чёрный король не может встать на поле e2, так как грозит ход конём Кс3+.

Задача №5

Белые начинаю и выигрывают. Мат в два хода.

Задача №6

Ход белых, но кажется, ничего не может помещать чёрным провести ферзя и победно завершить партию. Но так ли это на самом деле?

Задача №7

Белые начинаю и выигрывают. Мат в три хода.

Пешки в шахматной партии применяют для достижения превосходства над соперником и помощи более сильным фигурам. Благодаря тому, что пешек на поле 8 штук, при правильном использовании они могут разобраться даже с самыми сильными фигурами на поле.

И если одна пешка вряд ли сможет кардинально изменить исход боя (особенно в дебюте), то сплоченной командой они могут даже поставить королю мат.

Основным козырем пешек является их численное преимущество. Также из особенностей пешек можно отметить возможность ходить вперед сразу на два поля из начальной позиции, а также превращение в любую другую фигуру по достижении крайней горизонтали противника. Если пешке удается добраться до противоположного края поля, то она превращается в любую фигуру на усмотрение игрока.

С помощью пешек исчисляется значимость других фигур. Так, стоимость коня или слона равняется 3-м пешкам, ладья стоит 5 пешек, а цена королевы равняется целым 10 пешкам. Короля в шахматных правилах оценивать пешками не принято, но цена его равняется примерно 4-м пешкам.

В зависимости от местоположения пешки на поле и расположенных вокруг других фигур, различают такие виды пешек:

  • блокированные;
  • изолированные;
  • отсталые;
  • проходные;
  • связанные;
  • разрозненные;
  • сдвоенные.

Также пешки могут назваться в зависимости от фигур, рядом с которыми они находятся в начале шахматной партии.

Как ходит и бьет пешка?

Первый ход у пешек является особенным. Обычно, именно эта фигура начинает шахматную партию. Иногда партия начинается с хода коня, но такой вариант используется редко. Изначально пешка может перемещаться прямо на одну или на две клетки вперед.


Далее на поле пешки имеют возможность ходить вперед по вертикали лишь на одну клетку.

Часто в шахматных партиях пешки упираются друг в друга и продолжать движение дальше не могут. Ввиду особенностей взятия фигуры, побить противника таким образом они не имеют возможности, поэтому будут стоять так, пока им не откроется дорога или не возникнет возможность взять другую фигуру.


Взятие фигуры пешкой происходит по диагонали на одну клетку. Побить с помощью пешки можно любую фигуру, кроме короля. Таким образом, когда пешка упирается в другую фигуру и не может пойти дальше, она может побить расположенного по диагонали противника, чтобы изменить свое местоположение и обойти препятствие.


Поскольку пешка бьет по диагонали, у нее под атакой могут находиться одновременно две фигуры. Такие «вилки» существенно ослабляют противника, поскольку под ударом одновременно могут оказаться несколько значимых фигур.


При движении пешек существует одна особенная ситуация, которая называется «взятие на проходе». При начальном положении пешки на поле, она имеет возможность делать ход сразу на два поля, проскакивая одну клетку. Если в этот момент перепрыгнутое поле находится под боем вражеской пешки, то она может побить данную фигуру.


Такой прием можно применять только для взятия пешек – с остальными фигурами данное правило не работает. Также прием взятия на проходе можно применять только в ответ на движение пешки противника. Это правило известно многим, но на практике о нем часто забывают, что может привести к потере собственной фигуры.

Вот видео, где подробно рассказано, про взятие на проходе.

Бьет ли пешка назад?

Пешка осуществляет ходы только вперед. Эта фигура является единственной, которая не может ходить и наносить удары назад или по горизонтали.

Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.

Превращение фигуры

Превращение пешки является одной из ключевых особенностей данной фигуры. После того, как пешка проходит через все поле до последней горизонтали, она может превратиться в любую фигуру своего цвета по усмотрению игрока. Правилами запрещается превращение только в короля.


Чаще всего игроки выбирают для превращения фигуру ферзя, поскольку он является одной из наиболее мощных. Выбирать одну и ту же фигуру можно несколько раз. Конечно, такие расклады на поле в реальной игре практически невозможны, но если допустить, что все пешки дойдут до конца поля, то на игральной доске могут одновременно играть 9 ферзей одного цвета. На практике несколько ферзей на поле можно встретить часто.

Но превращение в ферзя – это не универсальное решение. Выбор следует делать исходя из ситуации. Иногда целесообразным будет превратить пешку в коня или другую фигуру:

  • Если есть возможность поставить шах, мат или создать вилку (одновременно атаковать несколько фигур) сразу после превращения пешки в коня.
  • Если нужно избежать пата или собственноручно создать патовую ситуацию, превратив пешку в слона или ладью.

Взятие фигуры и превращение пешки может происходить одновременно. Так, если на последней горизонтали стоит фигура противника, которая находится под боем пешки, она может побить ее и сразу же превратиться в выбранную игроком другую фигуру.

Советы для новичков

  • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
  • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
  • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
  • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество. Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле. Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

Автор: Дядя Валера


Добрый вам день, дорогой друг!

В любой игре есть моменты, которые ее украшают и надолго запоминаются. Даже зрителям, которые и правила зачастую знают только понаслышке. Превращение пешки – один из таких ярких моментов в шахматах. Когда и в какую фигуру превращается пешка ?

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

  • Когда превращается пешка?
  • В какую фигуру можно превратить пешку?
  • Как превращать пешку?
  • Какую фигуру предпочесть?
  • Когда следует предпочесть не ферзя, а другую фигуру?
  • Угроза сильнее исполнения
  • Упражнение
  • Ответ на упражнение:

Когда превращается пешка?

Правило очень простое его очень легко запомнить: Пешка может превратиться в другую фигуру, когда доходит до конца доски.

Иными словами, когда достигает последней горизонтали по ходу своего движения. Белая пешка – восьмой горизонтали, черная –первой.

Клетка, на которую ходит пешка, называется полем превращения.

pole-prevrashenia

На диаграмме поля е8 – поле превращения белой пешки, поле с1 — черной.

В какую фигуру можно превратить пешку?

Пешка, достигшая поля превращения, может превратиться в любую фигуру аналогичного цвета, кроме короля. По выбору играющего. В ферзя, ладью, слона или коня. Теоретически может и остаться пешкой, но практически невозможно представить, когда такой ход имеет смысл.

Наличие уже имеющихся фигур на доске значения не имеет. То есть после превращения на доске может быть, к примеру, два и более ферзя одного цвета (теоретически -9!), три ладьи и так далее.

Как превращать пешку?

На практике это делается так: Пешка продвигается на поле превращения, тут же снимается с доски. На ее место ставится выбранная фигура.

Выбор фигуры считается завершенным, если фигура, в которую превращается пешка, — коснулась поля превращения.

Замена пешки на фигуру делается немедленно, в этот же ход. Новая фигура активирует свои возможности также немедленно.

e8FX

Пешка превращается в ферзя, который дает мат этим же ходом.

Запись хода превращения пешки делается следующим образом: 1.d7-d8ФХ

Все операции по превращению пешки рекомендую делать одной рукой . Впрочем, как и все остальное в шахматах. Сильные шахматисты никогда не машут обеими руками во время игры.

Какую фигуру предпочесть?

По статистике примерно в 97% случаев шахматисты пешку превращают в ферзя. Это легко объяснить: ферзь –самая сильная и ценная фигура.

Однако иногда возникают ситуации, когда целесообразнее превратить пешку в какую-либо другую фигуру.

Когда следует предпочесть не ферзя, а другую фигуру?

а) Угроза пата

Ферзь — фигура, которая бьет полей больше, чем любая другая. Чаще всего это есть хорошо. Но бывают исключения.

Посмотрите на диаграмму:


Превращение пешки в ферзя приведет к ничьей. После 1. с8Ф? — на доске пат. Полагаю вы знаете, что это такое: у черного короля не полей для хода и он не находится под боем.

Поэтому белые играют сильнее, превращая пешку в ладью!


У черного короля есть поле для хода — а6. После чего белые ставят мат ладьей на поле а8.

б) Свойства коня

Иногда во время превращения самое время вспомнить про эксклюзивные возможности такой фигуры, как конь. Один из характерных приемов мы рассматриваем в статье “вилка в шахматах”.


После 1. с7-c8Ф Кв8-с6 борьба продолжается с нарастающей силой.

Однако… креативность в шахматах никто не отменял:


Как видите, все оказалось проще гораздо.

Угроза сильнее исполнения

Есть довольно расхожее выражение: угроза сильнее ее исполнения.

Превращение пешки часто становится кульминационным моментом партии. Пешка, которая добралась до седьмой (второй) горизонтали, волей-неволей начинает привлекать внимание соперника и вызывать беспокойство. Еще бы – один ход и она станет ферзем!


В позиции на диаграмме черные зорко стерегут проходную пешку противника. Если отходит белая ладья, пешка (гордость позиции белых!) остается без защиты и будет побита черной ладьей.

Черные хотят сыграть Ке3-d5 и выиграть пешку с7.

Однако, опасное для черных положение пешки в шаге от превращения, белые могут использовать иначе. А именно активировать угрозу превращения пешки, одновременно ставя перед черными другую угрозу.

ugroza-prevrashenia

Перед черными сразу две угрозы:

  1. превращение белой пешки в ферзя.
  2. под боем белой ладьи оказывается черный конь.

Отразить обе угрозы черные не могут. Из двух зол придется просто отдать коня, забрав пешку с7. После чего у белых две лишние пешки и выигранная позиция.


Этот пример характеризует большой потенциал проходной пешки рядом с полем превращения.

Упражнение

Попробуйте решить задачку. Белые начинают и … выигрывают. Ответ чуть ниже, в конце статьи (не подглядывайте )


В заключение:

Красивые ходы бесспорно украшают шахматы. Однако красивый, «творческий» ход, — не всегда сильнейший. Дабы у вас не сложился чрезмерно «творческий» подход к вопросу превращения пешки, скажу следующее: В 97 случаев из 100 лучшим вариантом превращения является ферзь.

По умолчанию всегда планируйте превращение пешки в ферзя . Возьмите это за правило, чтобы не тратить много времени впустую. С опытом вы научитесь распознавать те редкие ситуации, когда пешку лучше превратить в другую фигуру.

Ответ на упражнение:

Казалось бы ничто не может помешать черным провести пешку в ферзи и выиграть.


Белые замечают, что у них тоже есть опасная проходная и используют ее потенциал.

1…. Крс6:d5 (иначе белые забирают решку d2) 2. d6-d7! и на 2… d2-d1Ф следует 3.d7-d8Ф+ !


Живописная картина. При полном материальном равенстве черные с чистой совестью могут сдаться. Они теряют ферзя.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!



Отправить ссылку на статью друзьям

Получай свежие статьи блога на e-mail


Вам также может быть интересно


Задача №73 — Мат в 4 хода


Азы шахмат в учебнике Виктора Березина для начинающих


Ладья против пешек в книге И.Майзелиса


Жорик, Спасибо, за хороший сайт. А если пешка дошла до 8 она не может вернуться на 2 пешкой? Слышал о такой возможности, но проверить не знаю где :(


Андрей, нет, такая возможность правилами не предусмотрена. Да и какой в этом смысл? )


Если не ошибаюсь, до 20го века (а это почти 1000 лет ) правила шахмат , в том числе и правило превращения пешки, имели варианты. Например, итальянская школа допускала превращение только в ту фигуру, которая была «съедена» в течение партии. Если таких не оказывалось, то ставилась (пока) пешка, которая потом менялась на первую же «съеденную» фигуру. Интересное правило!

Но возникает вопрос : Как же тогда — в расцвет шахмат (и в теории, и в практике) играли на международном (. ) уровне — аж до того , как были официально опубликованы и утверждены Первые официальные Правила игры в шахматы Международной шахматной федерацией (ФИДЕ) в 1929 году? По уговору?

И еще по теме. Шахматную задачу, составленную (ПО ЛЕГЕНДЕ) , великим Стейницем, современные шахматисты не могут решить. Суть в том, что задача на мат в один (. ) ход на тему превращения пешки.(для любопытных: Б: Кр а5, Л с7, п в7 ; Ч: Кр а7, Л а8. Мат в 1 ход). Всего четыре фигуры на доске и одна пешка, но пешка своим ходом на 8-ю горизонталь превращается в коня ЦВЕТА СОПЕРНИКА !? И вот тут пока спорный вопрос : Было ли во времена Стейница такое правило, и когда его отменили? В том же 1929 году? Я понимаю, что ТЕПЕРЬ и это не имеет практического смысла ,но согласитесь, интересно! Ведь тогда задача правомерна и сегодня .


Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.

Особенности шахматных пешек, преимущества фигур

Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.

Имеется у пешек еще одно существенное преимущество - только для них в шахматах есть правило превращения. Пешка, которая сумела достигнуть последней клетки на противоположном краю доски, может стать любой фигурой по выбору игрока. Заветным желанием каждого шахматиста является получение еще одного ферзя, существенно расширяющего возможности, но можно сделать пешку слоном, ладьей (турой) или конем. Она не может только стать королем. Когда пешка превращается в другую фигуру, она убирается с доски, ферзь, слон, конь или ладья устанавливаются на клетку, до которой дошла пешка. Поэтому запомните: если пешка дошла до конца доски, весь ход шахматной игры может перевернуться, т.к. она легко может превратиться в ферзя!

В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:

  • слон и конь – стоят по 3 пешки;
  • ладья – 5;
  • ферзь – 7.

По этой шкале можно оценить возможности «солдат».

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

  • изолированными или блокированными;
  • сдвоенными;
  • отсталыми;
  • проходными
  • связанными;
  • разрозненными.

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.



Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Как рубит пешка в шахматах

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях "лоб в лоб". Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Может ли пешка бить назад?

Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.

Европейский шахматный Союз детские шахматы быстрые шахматы Экзотические виды
Экзотические виды

Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.

В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.


Расположение доски

Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».


Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».

Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.


Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры

Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.

Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.

Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят

На доске 6 видов фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • ладья;
  • слон;
  • конь
  • пешка;


У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:

ладья похожа на башню;


конь — в форме головы этого животного;


слон — с высоким остроконечным шлемом;


ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;


король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.


Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.


Как шахматные фигуры располагаются на доске

Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.

Дальше фигуры расставляются симметрично:

Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.

Следом ставят коней.

После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.

Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.

Последнее свободное место достается королю.

Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.

Как ходят фигуры в шахматах

Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.


Пешка

Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:

В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.

Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.

Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.

Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.

Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.

Номинальная стоимость — 1 очко.


Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.

От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.

Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».

Номинальная стоимость — 3 очка.


Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.

Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.

Номинальная стоимость — 3 очка.


Ладья

Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.

Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.

Номинальная стоимость — 5 очков.


Ферзь

Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.

Номинальная стоимость — 10 очков.


Король

Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.

Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.


У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.


Дополнительные правила

Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».


Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:

Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.

Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.

За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.

В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.

Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.

Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.

Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.


Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.

Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.

«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.

Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.


Как победить в шахматах

Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:

Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.

Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).

Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.

Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.

Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.

  • Не стоит много ходить пешками. Можно сделать два первых хода, чтобы открыть проход сильным фигурам, ведущим эффективную защиту и нападение. Если много ходить пешками, инициатива перейдет к противнику, а сильные фигуры не успеют вступить в игру.
  • Ферзь должен вступать в игру, когда часть сильных фигур противника убраны с поля боя. Раннее введение ферзя в игру может поставить его под бой, а лишиться самой сильной фигуры в начале игры не очень хорошо.
  • Многие новички выводят сильные фигуры по краям, чтобы минимизировать риски. Это неверная тактика, для победы нужно стараться максимально контролировать центр доски.
  • Внимательно следите за перемещениями фигур противника на доске, просчитывайте варианты, старайтесь не отдавать свои фигуры просто так. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является размен равнозначных по номинальной стоимости фигур, например, слона на коня.
  • Слоны и другие дальнобойные фигуры должны быть открыты. Для этого можно даже отдать несколько пешек.

  • Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.


    Видео о том, как играть в шахматы

    Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:

    • знакомство с фигурами, правила игры:
    • стратегия и применение связок:
    • начало партии:
    • нападение:
    • мат ладьей или ферзем:

    Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.

    Читайте также: