Можно ли пьяным управлять лошадью

Опубликовано: 24.06.2022

Недавно в России ужесточили ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Достаточно жесткие законы для нетрезвых водителей действуют во всем мире. А как быть с теми, кто в силу разных причин передвигается по улицам города на лошади? Ведь жеребцы и кобылы также относятся к транспорту, правда, вьючному. Распространяются ли на "водителей кобыл" те же правила, что и на автолюбителей?

В России не штрафуют пьяных ковбоев.

В Америке крайне строго относятся к пьяным водителям и, как выясняется, к нетрезвым ковбоям. На минувшей неделе жителю штата Колорадо Брайану Дроуну был выписан штраф в размере 25 долларов. Основание: он, находясь «под мухой», катался на лошади по пригороду Денвера.

Сам Дроун говорит, что не создавал аварийных ситуаций на дороге, а просто катался в свое удовольствие. Полицейские с его доводами не согласились. После этого возник вопрос: а что делать с лошадью? Отбуксировать на штрафстоянку ее нельзя, не автомобиль все-таки.

Вообще в США, кто не знает, в каждом штате свои законы. В Кентукки, например, лошадь классифицируется как транспортное средство наравне с автомобилем. Права на вождение лошади, правда, получать не надо. Но ездить на лошади в пьяном виде – ни-ни.

За подобные нарушения 42-летний Миллар Дуайер был оштрафован на большую сумму, чем его колорадский коллега. Дуайер после дюжины банок пива, выпитых в местом баре, оседлал своего жеребца и резво поскакал домой. Но по причине алкогольного опьянения не вписался в поворот.

Однако в седле удержался. Этот маневр ковбоя не остался незамеченным. Полицейские оштрафовали его на 100 долларов. А в Пенсильвании пьяных ковбоев оправдали, несмотря на то, что они стали участниками ДТП.

Два приятеля после обильных возлияний в местном баре решили все же отправиться домой.

В России не штрафуют пьяных ковбоев.

Водитель четырехколесного транспортного средства также был пьян. В дело вмешалась полиция. И все трое получили повестки в суд. Представители обвинения требовали, чтобы троица была наказана за езду в пьяном виде. Но суд наказал только пьяного водителя автомобиля.

Адвокаты ковбоев сумели настоять на том, что лошадь не является механическим транспортным средством, а значит, на ней можно ездить в любом состоянии.

В России подобные ЧП бывают, но значительно реже. Поэтому такого закона, как в Колорадо или Кентукки, у нас пока нет. И пьяному столичному всаднику, который в прошлом году повредил три иномарки, припаркованные на Пушкинской площади в Москве, за еду в нетрезвом состоянии отвечать не пришлось.

Он, кстати, пытался ускакать с места происшествия, но был задержан милицейским экипажем. Заплатил штраф за антиобщественное поведение, ну а о том, как с ним разобрались владельцы разбитых машин, - история умалчивает.

В Санкт-Петербурге управлять гужевым транспортом, то есть животным с повозкой, могут только те, кто сдаст квалификационный экзамен на знание ПДД и получит соответствующий сертификат. Такое решение было принято мэрией города в прошлом году.

В Северной столице часто можно встретить экипажи, на которых туристов и всех желающих жителей города катают по центральным улицам. Поскольку участились случаи, когда повозка и автомобиль не могли разъехаться на проезжей части, было принято решение создать соответствующий документ.

То есть, фактически, на управление колясками и каретами нужно будет получать специфические водительские права. Для этого возница должен предоставить справку о состоянии здоровья, зарегистрировать свою повозку в комитете по транспорту городской администрации и, как уже говорилось, сдать экзамен.

И, вероятнее всего, за управление лошадью в состоянии алкогольного опьянения придется нести такую же ответственность, как и водителю автомобиля. Вплоть до уголовной, как настаивают руководители региональных ГУВД. Но пока официально такого закона принято не было.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Есть вопрос: «Можно ли ездить по городу на лошади?»

Читатель из Киева задал The Village интересный вопрос: если купить лошадь, то можно ли верхом ездить на работу по городу? Другими словами, использовать лошадь как обычное средство передвижения. Мы посчитали, что этот вопрос может быть интересен и жителям Москвы и Петербурга, и рассмотрели его с чисто правовой и этической точек зрения.

Можно ли перемещаться по городу
на лошади?

Максим Афанасьев

заместитель генерального директора Московского ипподрома

У нас движение по дорогам регламентируется одним документом — это правила дорожного движения, поэтому по сути, ограничить движение по городу наездников могут только ПДД. И там действительно есть целая глава, которая говорит о требованиях к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогона животных. Движение на лошади в карете — это поездка на гужевой повозке. А движение верхом — это прогон.

Требований к движению верхом и в карете несколько:

– Наездник должен быть старше 14 лет;
– Животные могут передвигаться только в крайнем правом ряду или по обочине;
– Запрещается вести животных по асфальтовой дороге при наличии иных путей. То есть если рядом с дорогой есть неасфальтированная обочина, то надо вести животное именно там;
– По поводу движения по обочине ничего не сказано, но тот факт, что гужевые повозки и животных относят к транспортным средствам, можно трактовать так, что они должны перемещаться по проезжей части. Хотя если это не создаст помех пешеходам, я лично считаю, передвигаться по тротуарам можно;
– Разрешается двигаться только в светлое время суток;
– Если вы двигаетесь в группе, то не больше пяти человек;
– Подъезжая к любому перекрёстку, человек должен слезть с животного, взять его под уздцы и перевести через дорогу;
– Запрещается оставлять животных без присмотра на дорогах.

В правилах дорожного движения Украины, кстати, содержатся примерно такие же требования, они перечислены в главе 7. Но должен оговориться: у нашего ипподрома много клиентов, у которых есть лошади, но никто из них не перемещается верхом по городу. Лошадей перевозят в специальных повозках, называемых коневозки.

Марина Золотавина

директор общества защиты лошадей «ЭквиХелп»

Конечно, перемещаться на лошади по городу нельзя. Начнём с того, что если лошадь не очень хорошо подкована, то на асфальте она просто гробит ноги, асфальт не подходит для лошадиных копыт.

Лошадь — большое, сильное животное, но по классификации зоологов это животное-жертва. При малейшем намёке на опасность для жизни она бросается в сторону и убегает. 500 килограммов неуправляемой массы — согласитесь, это не то, что вы хотите увидеть на улицах.

Вы можете мне возразить, что на улицах города можно встретить лошадей, которые не боятся, — это лошади так называемых «покатушников», предлагающих всем желающим проехаться верхом за 100 рублей, и лошади специальных верховых отрядов полиции.

Если говорить про полицию, то там очень серьёзная подготовка и лошадей, и всадников. Лошадь полицейского проходит такое же обучение, как служебно-розыскная собака. По сути, это оружие, и применение этого оружия оправдано, когда этим пользуются профессионалы. К тому же в полиции есть только мерины — то есть кастрированные жеребцы — они более спокойны.

Что касается «покатушников», они работают с животными, которые доведены до такого состояния, когда им уже ничего не страшно. В 90 % случаев это больные животные, у которых нет сил бороться. Кстати, примерно год назад по всем новостным лентам прошёл сюжет: «покатушники» вывели в город трёх лошадей, которых ещё не успели довести до ручки. Они сбежали, покалечили трёх прохожих и спровоцировали ДТП. Если хотите представить, что будет, если вывести здоровую лошадь в город, просто посмотрите эти сюжеты.

Еще раз — лошади не место в городе. Если вы видите «покатушников», я советую вам вызывать полицию, чтобы она проверила разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, а главное, наличие ветеринарных документов. Чем больше таких предпринимателей будут гонять из города, тем меньше у них будет шансов получать лёгкие деньги. Тем более в Москве очень много цивилизованных мест для катания на лошади. Это вам обойдётся намного дешевле: вы будете час кататься под руководством опытного инструктора, вместо того чтобы проехать сто метров на измученном животном.

Можно ли выпивать за рулем вне дорог общего пользования

Лето – прекрасная пора отпусков и выездов на природу. Естественно, эти выезды редко обходятся без алкоголя. И многие из нас начинают прикладываться к бутылке еще будучи за рулем автомобиля, лишь только покинув пределы дороги общественного пользования. Но можно ли так делать? И что будет, если посреди цветущего луга вам вдруг встретится доблестный инспектор ГИБДД?

Конечно, сама возможность встречи с сотрудником госинспекции где-то далеко на болотах маловероятна. Поэтому пить за рулем вдали от цивилизации вы можете вполне безнаказанно. Если же приобщение к культуре пития произошло недалеко от населенного пункта, свидание с инспектором или участковым перестает быть таким уж невозможным.

Давайте разберемся, запрещено ли законом употреблять алкоголь в таких местах, вдалеке от дорог общего пользования.

Что говорит законодательство?

Итак, в законе на этот счет есть вот такие моменты:

«п. 2.7 ПДД РФ: Управление в состоянии опьянения, передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, могут повлечь лишение права управления автомобилем на срок от полутора до двух лет, а также взыскание административного штрафа в размере 30 000 руб.

(ч. 1, 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).»

Этот пункт многие считают спорным, и даже адвокаты в суде ссылаются на то, что ПДД – это все-таки правила дорожного движения, то есть распространяются только на движение по дорогам. И в них же дается определение дороги и дорожного движения:

«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Вся соль в том, что интерпретировать закон можно по-разному. Один судья согласится с тем, что дорога – это как минимум грунтовка или добротная проселочная колея. Другой скажет, что дорога – это любая местность, по которой может проехать транспортное средство. По сути, любую мало-мальски наезженную тропу хоть в лесной чаще, хоть в пустыне можно считать дорогой, и тут ГИБДД и полиция вольны напомнить вам об ответственности со всеми вытекающими последствиями.

Если же вы едете по целине, то по логике, в этом случае поле, луг, лес, берег реки или болото – это никакая не дорога, поэтому к ним ПДД не могут быть применены. Соответственно, и ответственности за пьяную езду вне дороги общего пользования быть не может. Нет дороги – нет нарушения.

Известны случаи, когда обвиняемого в вождении в пьяном виде по такой территории, по суду признавали невиновным ввиду отсутствия состава преступления.

Вдалеке от дорог общего пользования

Ход конем

Однако не расслабляйтесь, ведь практически любое поле можно возвысить до уровня прилегающей к дороге территории, а на такую местность ПДД как раз распространяются. И вот вам пример такого решения суда: http://docs.pravo.ru/document/view/26651120/

Здесь обвиняемый при своей защите делал упор на то, что, будучи в состоянии алкогольного опьянения, он управлял транспортным средством вне дороги общего пользования, у реки. Однако судья пришел к выводу, что указанная местность подпадает под определение прилегающей к дороге территории.

Обратите внимание также на то, что сами ПДД ссылаются на КоАП РФ, а в КоАП нет ни слова о том, что он действует только на дорогах общего пользования или в жилых зонах. Следовательно, он распространяется на любые территории. С этой точки зрения, употреблять алкоголь за рулем нельзя даже в степи, где на несколько километров нет ни единой живой души.

Не тешьте себя надеждами: если вы попадетесь, любой государственный обвинитель сочтет пьянство за рулем серьезным проступком. Для него неважно, где вы употребляли алкоголь: на шоссе, у собственного гаража или в чистом поле. В любом случае для него пьяный водитель – потенциальная угроза. Он использует все возможности, чтобы доказать вашу вину. И не факт, что опытный адвокат сумеет склонить судью на вашу сторону.

Штрафы и наказания

Если вас признали виновным в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, к вам будут применены те же наказания, что и в городе.

Итак, если вы попались пьяным за рулем (автомобиля, мотоцикла или мопеда) впервые, вас ждет штраф в размере 30 т.р. и лишение водительских прав на срок от 1,5 года до 2 лет. Если вы отказались от медосвидетельствования или добровольно передали свой автомобиль в управление пьяному другу, наказание остается тем же.

Если при этом у вас нет прав вообще или же вас их лишили (за другое правонарушение, но не уголовное), к вам применят арест на 10–15 суток. Если же данная мера не может быть применена, налагается штраф в размере 30 т.р.

Арест не может быть применен в отношении беременных женщин, подростков до 18 лет, женщин, имеющих на иждивении детей до 14 лет, инвалидам, военным и некоторым другим категориям граждан. Подробнее – в ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.

При повторном нарушении закона о «пьяном» вождении вам могут выписать штраф в объеме 200–300 т.р. Возможен также вариант, при котором вас отправят в места лишения свободы на 2 года и лишат водительского удостоверения на 3 года. То же самое вас ждет, если ранее вы уже привлекались за нетрезвое вождение, а теперь отказываетесь от прохождения медицинского освидетельствования.

Если же результатом ваших пьяных разъездов стала авария или причинение какого-либо ущерба другим лицам, в игру вступает уголовный кодекс, и тогда наказания становятся куда тяжелее.

Обо всем этом надо помнить, когда вам хочется употребить алкоголь за рулем даже вне дороги общего пользования.

Как быть?

Итак, желающих полихачить или просто покататься подшофе немало. Как летом, так и зимой. Кто-то любит рассекать своим внедорожником сугробы или дрифтовать на льду реки, кто-то предпочитает мирно употреблять алкоголь за рулем, остановившись где-нибудь в поле и наслаждаясь бескрайним морем цветущих трав.

НО: даже находясь вне дороги общего пользования, нельзя забывать о том, что пьяный за рулем – источник повышенной опасности. И дело совсем не в штрафах или лишении прав.

Даже если вы полностью уверены в себе, в пьяном виде вас может потянуть на «подвиги». Самоконтроль, нормальная скорость реагирования, правильная оценка обстановки – это уже не про вас. В лучшем случае вы застрянете или перевернетесь, в худшем – убьете себя, своих попутчиков или того, кто нечаянно окажется под колесами вашего авто.

Очевидно, сейчас кто-то скажет: «Да я 100 раз так делал, ни разу ничего плохого не случилось и ни разу никто меня не оштрафовал». Но это не означает, что в 101-й раз будет так же.

Берегите себя и нервы своих близких! Не пейте за рулем!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мы сделали новую подборку мифов о верховой езде. Некоторые мифы покажутся вам забавными, а некоторые огорчат, но знать правду о верховой еду вы просто обязаны, если, конечно, любите лошадей и катание верхом.

Миф 1. Верховая езда это просто сидеть на лошади

Этот миф заставляет нас, в КТК «Петергоф», опытных всадников, смеяться. Если так думать, так любой человек мог бы ездить сколько угодно и на какие угодно расстояния. Те из нас, кто ездит, знают, что для езды на лошади требуется гораздо больше, чем сидеть. Сидение — это то, что вы делаете на диване, но на лошади вы используете гораздо больше мышц, умение балансировать и свой мозг. Это не просто сидение. Это деятельность, которая включает в себя множество навыков и знаний.

Миф 2.Вам просто нужно доверять своей лошади

Всадники должны понимать, как думают лошади, и что первоочередной задачей нашей лошади является не наша безопасность и комфорт, а их собственные. Как животные-жертвы (не хищники), лошади не запрограммированы на самоотверженность. Всадники должны понимать, как заставить их лошадь доверять им, всегда будучи последовательными и хорошими лидерами. Если вы позволите лошади думать за себя и доверять ей, чтобы принимать свои собственные решения, вы просите лошадь стать лидером в ваших отношениях, а это может привести к проблемам. Быть лидером — это ваша работа. Есть много рассказов о лошадях, которые спасли всадника в опасных ситуациях. Однако, ситуаций, когда лошадь испугалась громких звуков или обычного куста, немало, и именно человек должен понимать всю ответственность ситуации, когда он сидит верхом. Именно человек должен оценивать правильно все риски, расставлять приоритеты. Например, при выборе тропы. Опытные тренеры, как правило, при выборе лошади для прогулки исходят из многих факторов (нагрузки лошади, веса наездника и т.п.), чтобы катание прошло максимально комфортно и для седока и для животного.

Миф 3. Лошади любят кататься

В жизни лошади есть три мотивирующих потребности: еда, продолжение рода и безопасность. В то время как некоторые из лошадок могут быть добровольными работниками, никогда ни одна лошадь никогда не прыгала через бревно, не уходила в длительный горный поход, не проводила тест на выездку и не загоняла крупный рогатый скот собственной прихоти. Предоставленные сами себе лошади любят жевать траву, чувствовать себя в безопасности со своими приятелями и размножаться. И хотя хорошо обученная лошадь может многое сделать для гонщика, маловероятно, что они когда-либо будут делать любое из того, что им ранее предлагал делать их хозяин. Многим людям это может не нравится, но лошади не любят кататься. Все что они делают, они делают это ради человека, из любви к своему хозяину.

Означает ли это, что мы не должны ездить на них? Компромисс именно в том, что лошади дают нам ездить и управлять собой, и за это мы заботимся о том, как они питаются, живут и в каких условиях содержатся. Каждому нужна работа, и не всем нравится эта работа. И поскольку у наших лошадей нет выбора, мы должны

обеспечить условия, при которых они делали бы эту работу в максимальном комфорте. А для этого необходимо научиться хорошо ездить и заботиться о таких вещах, как седло и правильное питание.

Миф 4. Страх верховой езды только у новичков

Миф о том, что люди, которые боятся ездить, возник не на пустом месте. Если бы страх преодолевался только постоянными тренировками, то не было бы всадников с многолетним опытом работы с верховыми лошадьми, внезапно обнаружившими, что они вдруг начали бояться ездить верхом. Является ли это результатом неудачного падения, но потеря уверенности может случиться даже с самыми опытными гонщиками. Хорошая новость заключается в том, что страх преодолевается, хоть это и может занять некоторое время. Кстати, Джули Суру, восьмдесятилетняя наездница, здраво оценивает риски верховой езды и всегда при себе имеет специальный «спасательный пояс», в котором есть все от таблеток от аллергии на пчел до крошечного карандаша с блокнотом. Она отлично понимает, что может упасть, сломать бедро или ключицу, и поэтому первую медицинскую помощь берет с собой. Мы вовсе не хотим пугать новичков, но как раз в этом и состоит преодоление страха – в понимании и контроле ситуации.

Миф 6. Верховая езда — это не тренировка

Опять же, это утверждают те, кто не ездил или не работал с лошадьми. Цель любой тренировки в спортзале — укрепить мышцы, повысить выносливость организма и улучшить равновесие. Верховая езда с успехом справляется с этими задачами, а еще при занятиях в седле задействуются мышцы, расположенных на внутренней стороне бедер, мышцы спины, плечевого пояса и др. Тренировки в спортзале сжигают калории, но и верховая езда также подходит для этого. Подъем и перенос седла, уход за лошадями и обычная верховая езда — все это способствует вашей физической форме. Верховая езда также позитивно воздействует на психическое состояние, к тому же вы все время проводите на свежем воздухе, что благотворно влияет на все органы организма.

Миф 6. Скаковые лошади лучше обычных

Разница в породистых и обычных лошадях, в сущности, не имеет никакого отношения к верховой езде. Скаковые лошади, пожалуй, более резвые, чисто генетически способные к более быстрой езде. Но новичкам и просто любящим лошадей людям эти тонкости и обсуждать незачем.

Миф 7. Верховая езда только для молодых и атлетических? А как вам такие факты:

Хориши Хокецу около семидесяти, и он все еще активно участвует в выездке. Он не будет участвовать в Олимпийских играх 2020 года, потому что он чувствует, что его лошадь, а не он, слишком стара.

Джули Суру сегодня около 80, и она постоянно участвует в 100 мильной гонке. Дистанцию необходимо пройти за один день. Вы все еще валяетесь на диване со смартфоном?

Наконец, королева Елизавета, которой под 90 лет, также садится в седло, и чувствует ничуть не хуже внуков.


Осенняя погода годится не только для просмотра сериалов. Именно сейчас, когда воздух стал прозрачным, а солнце посылает длинные косые лучи, фотографии получаются особенно стильными.

Записывайтесь на прогулки по телефону 8 906 251 73 36


Разбираемся, распространяется ли лишение прав за пьяное судоходство на автотранспорт. О лишении права управления транспортными средствами за пьяную езду на автомобиле или мототранспорте написано и сказано немало. Лишь совсем ленивый или законопослушный не в курсе о санкциях, которые грозят за пьяную езду.

Но вот лишь единицы в курсе, что за управление в нетрезвом виде маломерными судами (даже надувной лодкой с подвесным мотором!) так же можно лишиться права управления водным транспортом. Или же не только водным?

На днях нашим юристам поступил такой вопрос:

Вопрос: Добрый день! Были с друзьями на рыбалке, катались на моторной лодке. Был слегка нетрезв – выпили пива перед заплывом. Тут инспектора ГИМС нарисовались, они активно патрулировали акваторию реки из-за пары недавних инцидентов. Тормознули нас, заставили дышать в алкотестер – оказался пьян. Привлекают по части 1 ст. 11.9 КоАП РФ и, как говорят, меня лишат прав не только на лодку, но и на автомобиль. Действительно ли это так?

Ситуация настолько типична, насколько же неординарна, поэтому мы решили провести тщательное изучение всех обстоятельств.

Пьяное управление судном: нормативная база

Судоводители – то есть лица, управляющие маломерными судами, так же как и водители прочих транспортных средств обязаны сохранять трезвость и не садиться за штурвал в пьяном виде.

Об этом нам говорит Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» и пункт 8 в частности. Данный документ — аналог Правил дорожного движения для водителей.

За контроль движения судов на водных объектах ответственна ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам, периодически патрулирующая особо «населенные» акватории, а также места повышенной опасности – где, например, находятся в воде люди и катаются на моторном водном транспорте.

А вот санкции за пьяные покатушки на лодках на порядок ниже по ст. 11.9 КоАП РФ.

Так, пьяному судоводителю грозит штраф от 1500 до 2000 рублей ИЛИ лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичное наказание предусмотрено и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При этом в КоАП РФ прямо указано – лишение права управления судном, как вы можете видеть ниже на выдержке из КоАП РФ.

лишение прав за пьяное вождение лодки

Таким образом, по закону мировой суд (а именно он будет рассматривать этот материал) не вправе лишать права управления другими транспортными средствами, поскольку предметом правонарушения является именно управление водным транспортом.

Лишали ли прав на авто за пьяное управление лодкой?

Увы, в сети можно найти упоминания о, якобы, имевших место случаях лишения судьями прав судоводителей не только на судно, но и на все транспортные средства.

В числе таких – решение судебного участка в Волгоградской области по делу № 5-96-989/2010, где судоводителя лишили прав по ст. 11.9 КоАП РФ сразу на все транспортные средства.

Выдержка из решения ниже.


Проверить вступление решения в законную силу не удалось – электронные базы решений судов за указанный год в общем доступе отсутствуют. Неизвестно, было ли это решение обжаловано, исполнено и вообще – существует ли оно в реальности.

Однако найти подобные решения на bsr.sudrf.ru так же не вышло – в современной практике по ст. 11.9 КоАП РФ суды четко указывают – «лишение права управления судном». Что является верным – ведь именно такая формулировка дана в КОАП РФ.

  • Для примера — Дело № 5-670/2012 мирового судьи участка №22 по Вологодской области. Выдержка из резолютивной части ниже.


Таким образом, все пугалки и рассказы о том, что лишение права управления судном влечет лишение же прав и на другие транспортные средства ничем, кроме баек, не являются.

А применительно к указанному выше решению, если оно в действительности и существовало, имела место скорее всего техническая опечатка – когда помощник судьи или сам судья перебили «старое» решение на пьяного водителя автомобиля, забыв изменить формулировку.

Нужна помощь юристов? Пишите свой вопрос в форме ниже или звоните по телефонам горячей линии прямо сейчас!

Читайте также: