Почему старцев далеко оставил лошадей

Опубликовано: 23.04.2024

Поэтическая картина ночного кладбища резко контра­стирует с любовью Старцева. В этом мире, где все овеяно тай­ной, вечностью, «прощением, печалью и покоем», Старцев не смог сберечь появившееся у него в первые минуты настроение светлой грусти. Вскоре он почувствовал страх, вообразил себя зарытым, «ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подав­ленное отчаяние. ». И этот необычный мир вызывает в душе Старцева бурю чувств, страст­ных, земных, не желающих мириться с покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и одинокой его жизни. Мысли о вечном покое сменяются карти­нами страстной любви, поцелуев, объятий, возникающих в разгоря­ченном воображении героя. И Старцеву начинает казаться, что всё кругом ожи­вает: загорается давно угасшая лампадка на могиле Деметти, пустынный мир населяется очаровательными при­зраками, а из-за ветвей «кто-то смотрит на него», им овладевает жажда земной любви, «точно лунный свет по­догревал в нём эту страсть». В Старцеве, истомлённом быстрой и мучительной сменой надежд и сомнений, пробудилась страсть, слов­но подогретая лунным светом (ведь он приехал на свидание!): он «рисовал в воображении поцелуи, объятия», «ему хотелось за­кричать, что он хочет, что ждет любви во что бы то ни стало; перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела». В этой страсти, томившей Старцева среди могил, нет ничего предосудительного. Но она здесь так же неуместна, как его шаги, которые раздавались «так резко и некстати». В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на клад­бище воображать страстные объятия.

Но слаб и недолговечен этот порыв. Эта вспышка, взлёт чувств угасает вместе с лунным светом, всё исчезает, становится при­земленным, пошлым. Проходят минуты, Котика, конечно, нет, все, что ему привиделось, примечталось на кладбище, исчезает, как мираж: «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом». Эта строка заключает прямой смысл: луна спряталась, вокруг потем­нело; и вместе с этим прямым смыслом мы улавливаем и другой: не только кругом, но в душе самого Ионыча потемнело, угас какой-то светлый огонек. Слова «точно опустился занавес» имеют еще один образно-смысловой оттенок: все, о чем мечтал Ионыч, кончилось, как пред­ставление, как спектакль. Теперь огни рампы выключены, герой возвращается к жизни, как она есть, без затей, с кучером Панте­леймоном в бархатной жилетке и коляской, в которой сидеть так же удобно, как и в гостиной Туркиных. Любовь, привидевшаяся, словно даже приснившаяся Ионычу ночью на кладбище, — что-то хрупкое, ненадежное, ненастоящее и быстро исчезающее. В ней что-то от представления, от неправдоподобного искусства. Иллюзия окончилась, закрылась самая вдохновенная страница жизни Старцева, и действи­тельность вступила в свои права. «Уже было темно, как в осеннюю ночь», и Старцев «часа полтора бродил, оты­скивая переулок, где оставил своих лошадей». Он, только что переживший прекрасные, неповторимые в жизни ми­нуты, с наслаждением сел в коляску! И каким диссонан­сом звучат его трезвые, такие прозаические слова и мысли: «Я устал. » — сказал он и подумал: «Ох , не надо бы полнеть». И читателю становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который еще так недавно, в прекрасную весеннею ночь бодрой походкой шагал в Дялиж, беззаботно улыбаясь и напевая всю дорогу. И не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно при мысли, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Уч-ль: Каким изображен Старцев в начале III главы?

Ответ: Одни только сутки («На другой день вечером») отделяют события третьей главы от второй. Но эта новая гла­ва в новелле — новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье («он не ожидал отказа»), охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Читателю уже ясно, что недалеко то время, когда се­рая действительность потушит его огонь, усыпит его со­весть, озлобит и опустошит его душу. И сам Старцев новый — он полон противоречий, у него двоятся мысли и чувства. И композиция всей главы построена на быстрой смене настроений героя в столкновениях с мелочными препятст­виями нудной, подчас пошлой и грубой действительности. Причём и в большом, и в малом Старцев без борьбы сдаёт свои позиции.

Уч-ль: Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?

Ответ: «На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение», он горел нетерпением, но встретил самое неожиданное и странное препятствие: «Екатерину Ивановну причёсывал парикмахер» (?!). И «пришлось опять (как и вчера) долго сидеть в сто­ловой, пить чай» и слушать вздор, который плёл Иван Петрович. Какая проза!

Уч-ль: О чем думает в это время Старцев? Как это его характеризует?

Ответ: Старцев думает о своём, но и его думы становятся серы и прозаичны. «А приданого они дадут, должно быть, не мало». Кто бы мог подумать, что после всего пережитого в эту ночь в голову Старцева забредут такие мысли? «После бессонной ночи он находился в со­стоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим; на душе было ту­манно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач. К тому же, если ты женишься на ней, то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в го­роде». «Ну, что ж? — думал он. — В городе так в городе. Дадут приданое, заведем обста­новку. » В его душе спорят два голоса: но если раньше, перед поездкой на свидание, любовь помогала ему отбросить рассудительно-трезвен­ные доводы, то теперь голос любви звучит глуше, его перебивает голос рассудка.

Уч-ль: Что почувствовал Старцев, увидев Екатерину Ивановну перед поездкой на танцевальный вечер? Как это характеризует его любовь?

Ответ: Сознавая в какой-то момент истин­ную сущность своей избранницы, её избалованность, неумность, эгоистичность, Старцев все-таки «залюбовался и пришел в такой восторг, что не мог выговорить ни одного слова, а только смотрел и смеял­ся» при виде «Екатерины Ивановны в бальном платье, декольте, хорошенькой, чистенькой». Смеялся и молчал — и желанный миг опять отдалился. Глупость, взбалмошность, бездарность молодой человек простил девушке за ее очаровательный внешний облик. Автор неизменно подчерки­вает плотские прелести Котика как главный предмет восхище­ния Старцева, а подлинная любовь вряд ли существовала.

Но вот он сажает Котика в коляску, сейчас они будут вдвоём, а пошлость по пятам: «Я иду по ковру, ты идёшь, пока врёшь», — зудит Туркин.

Уч-ль: На фоне какого пейзажа происходит поездка Старцева и Котика в клуб?

Ответ: Природа словно оплакивает кого-то. «На дворе накрапывал дождь, было очень темно», а из темноты раз­давались звуки. «хриплого кашля Пантелеймона». Как всё серо, скучно, буднично!

Уч-ль: Что произошло между Котиком и Старцевым по дороге в клуб?

Ответ: Дорогой Старцев убеждается, что Котик вчера подшу­тила над ним, и больше того, на его упрёк она отвечает весёлым смехом. Неизвестно, как бы отнёсся Старцев к этому смеху, но «коляска накренилась», и «Старцев обнял Екатери­ну Ивановну за талию; она, испуганная, при­жалась к нему, и он не удержался и страстно поцеловал ее в губы, в подбородок и сильнее обнял.

— Довольно, — сказала она сухо. И чрез мгновение ее уже не было в коляс­ке». Что это? Сон или действительность? Всё произошло так неожиданно, быстро, как-то случайно, совсем не так, как он мечтал в лунную ночь накануне. Слово опять не было сказано!

И в довершение всего, в тот же момент, «городовой около освещенного подъезда клуба кричал отвратительным голосом на Пантелеймона: «Чего стал, ворона? Проезжай дальше!» Снова «точно опустил­ся занавес», опять грубо и властно вторглась дей­ствительность. Поцелуй в коляске, мелькнув, как видение, заглушен «отвратительным голосом». Старцев «поехал домой», но. не уехал. Он вернулся, начал лихорадочно метаться по городу в поисках фрака и только к полуночи очутился в клубе. И когда сразу же после этих строк мы слышим объясняющегося Ионыча («О, как мало знают те, которые никогда не любили. »), в нашем сознании еще звучит тот грубый, хамский голос.

Уч-ль: Где и как говорит Старцев о своей любви Котику? Как относится Чехов к Старцеву в этой сцене?

Ответ: Старцев говорит о своей любви не в саду на «любимой скамейке под старым клёном», и не на кладбище в лунную ночь, в тишине, а в шумном клубе, среди людей. Он говорит «с увлечением», и слова льются потоком, но взгляните на него: «Одетый в чужой фрак и белый жёсткий галстук, который как-то всё топор­щился и хотел сползти с воротничка», он неуклюж и сме­шон, и чем взволнованнее его речь, тем комичнее он вы­глядит. Чехов не щадит Старцева в такой момент, потому что он больше не любит своего героя.

Ученик и ученица инсценируют сцену объяснения Старцева в любви и отказ Котика из III главы под аккомпанемент музыки П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

Уч-ль: Какой изображена Екатерина Ивановна в сцене отказа Старцеву? Какие черты характера проявляет она здесь?

Ответ: Наивная, горячая исповедь Екатерины Ивановны, повторяющей мысли, внушённые ей самим же Старцевым в долгих задушевных беседах под старым клёном, звучит гораздо сердечнее его любовных излияний. И сама она «с очень серьёзным выражением» лица, со слезами на глазах как-то вырастает перед нами. «Человек должен стремиться к высшей блестящей цели», — вдохновенно восклицает она, — «а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». Эта молоденькая, наивная барышня, как мы узнаём дальше, действительно нашла в себе силы, несмотря на «припадки» матери и увещевания отца, уехать в консерваторию, чтобы посвятить свою жизнь любимому искусству. Правда, она ошиблась, но все-таки свершила решитель­ный шаг, а Старцев остался. «Вы поймёте. », — заканчивает она, уверенная в полном единодушии. Она далека и от мысли, что Старцев способен на компромисс, она и не подозревает, какие мысли бродили в его голове несколько часов тому назад. «Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы луч­ше всех», — искренне, убеждённо говорит она. Такой он и был когда-то, в первые дни знакомства, а она видела его таким и сейчас, таким он и останется в её воспоминаниях. Она одна пронесёт в своём сердце его образ высоким и чистым, каким бы хотел видеть его автор, и одна из всех так и не заметит в нём тех ужасных разрушений, которые произведёт время.

Уч-ль: Что случилось со Старцевым после отказа Котика?

Ответ: Екатерина Ивановна не принимает предложения Старцева. И что же? А ничего — характерное, чисто чеховское «ничего». Герой не пытается отстаивать свою любовь, он возвращается к прежнему обычному существованию. «У Старцева перестало беспо­койно биться сердце». «Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено», — вот и все. Но где же протест? Где борьба за счастье? Нельзя же считать выражением протеста то, что «он прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью. »

Уч-ль: Как относится Чехов к поведению Старцева после отказа Котика?

Ответ: Автор не может скрыть своей затаённой досады на сво­его героя, она проглядывает даже сквозь тёплые лириче­ские строки горестных размышлений Старцева: «И не ве­рилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле». Что-то мелкое, жалкое слы­шится в этом сравнении: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и за­рыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона». Не оскорбительно ли звучит это совершенно неожиданное сопоставление — «зарыдал» или «хватил»! Его объяснение проходит на фоне грубой, неуютной жизни города С., от которой негде укрыться. Олице­творением этой непробиваемой тупости, сытости и благополучия для молодого врача является кучер Пантелеймон, и в то же время Панте­леймон — это частичка его собственного «я», в которой сосредоточено всё, что было в ней мелкого и пошлого. Хватить его зонтиком по спине — всё равно что ударить по самому себе, попытаться нарушить устояв­шийся уклад собственной жизни. Но на это Старцев не способен: время взяло своё.

Уч-ль: Долго ли переживал Старцев после отказа Котика?

Ответ: «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал…» Только три дня! Не он ли только что говорил: «Любовь моя безгранична» (?!). А когда до него дошёл слух (видимо, сам он не пытался непосредственно узнать о ней), что Екатерина Ивановна уехала в Москву, он успокоился и зажил по-прежнему.

Уч-ль: Что же из пережитого в этот тревожный и знамена­тельный в его жизни день сохранилось в памяти Старцева? И часто ли он вспоминал этот день?

Ответ: «Иногда, вспоминая, как он бродил по кладбищу, или как он ездил по городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Память сохранила только хлопоты, а всё пережитое ночью на кладбище больше не ше­велилось ни в его ленивом мозгу, ни в его опустевшем сердце. Всё это вместе с молодостью ушло навсегда в невозвратное прошлое. Старцев вступил в новую фазу.

Уч-ль: Как развивалась тема любви Ионыча к Котику?

Ответ: Тема любви Ионыча к Котику все время развивается по принципу дис­гармонического «двухголосья»: соловьи в саду и запах жареного лука, прекрасные лунные видения ночью на кладбище и «Ох, не надо бы полнеть!», предстоящее объяснение в любви и неожиданно-деловитое соображение о приданом, светлый огонек и «холодный, тяжелый кусочек». Это проявляется не только во внутреннем диалоге. Сама жизнь грубо и бестактно перебивает голос любви. Диалог происходит в самой жизни, спорят поэзия и проза, любовь и рассудительность, циничная деловитость, туркинская пошлость, грубость городового. Огонёк любви, не затуманенный никакими расчётами, ещё слишком слаб, его может по­гасить любое неосторожное слово. Диалог, происходивший в душе Старцева, утих после отказа Туркиной. Остался только один голос, голос рассудка.

Уч-ль: Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика?

Ответ: Любовь Ионыча и Котика, двух интеллигентных людей, чув­ствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, — оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Уч-ль: Но что бы приобрела Екатерина Ивановна, выйдя замуж за Старцева?

Ответ: Мы не можем, конечно, знать, как сложилась бы жизнь супру­гов Старцевых. Но любовь, которой «пылал» Ионыч, не сулит ничего хорошего. Любовь, соединенная с размышлени­ями о размере приданого, с сомнениями: «Что скажут товарищи, когда узнают?», сердечное страдание, утихающее за три дня, — все это выглядит чуть-чуть смешно, чуть-чуть убого и свидетельствует о ненастоящем чувстве Ионыча.

Прослушивание в аудиозаписи отрывка из IV главы рассказа «Ионыч»: «Прошло 4 года… - …на текущий счет».

Уч-ль: Каким изображен Старцев в IV главе?

Ответ: Через четыре года Старцев «выезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками», пополнел, раздобрел, неохотно ходил пешком, так как стра­дал одышкой. «Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже [это дело второстепенное], потом уезжал к го­родским больным [это главное!]». Старцев все дальше отходит от земской больницы. Его внимание поглощает большая частная практика и подсчет дневного гонорара. Свои свободные часы он уже отдает еде, картам и деньгам.

Уч-ль: Как характеризует Старцева его увлечение — рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день?

Ответ: Это увлечение — рассматривание и подсчет денежных купюр, заработанных за день, — говорит и о расши­рившейся частной практике Старцева, и о его равноду­шии к тому, откуда именно стекаются деньги в его кар­маны (без разбора от людей разных профессий и положений — из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты), и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой объезжает он своих пациентов.

Уч-ль: Как Старцев относится к обывателям в IV главе? Как это его характеризует?

Ответ: За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С. Старцев не выделяется среди горожан, хотя они «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздра­жали его». Он ни с кем не сходился близко, избегал бесед о «чем-нибудь несъе­добном» с обывателями, избега­л таких развлечений, как театр и концерты, только молча закусывал и с удовольствием играл в винт. Старцев с отвращением слушал ту­пые и злые речи обывателей, «и всё было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но всегда суро­во молчал и глядел в тарелку», и за это «его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был» (злость обывателей всегда ищет националистического оправ­дания). Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злоб­ных мещан было бессмысленно. Но вся беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся. Постепенно растёт его озлобление против мира обывательской пошлости, правда, оно не вырастает в открытый протест, а оседает в глубине его души, делая Старцева угрюмым и нелюдимым. Все это время его угнетала обывательская тупость, огра­ниченность, пошлость. Теперь Старцев сознательно противопоставляет себя про­винциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» — считать получен­ные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает день­ги, полученные от больных.

Уч-ль: Что же осталось от прежнего Старцева и что изменилось в нем за прошедшие четыре года?

Ответ: Остался прежде всего его трезвый ум, укреплённый годами и жизненным опытом, тот ум, который так высоко ценила Котик. Ум, как и прежде, ставил его намного выше окружающей среды обывателей, но не толкал его на протест, на борьбу с их «тупой и злой» философией, а только озлоблял против людей, вызывал презрение к ним и охлаждал к жизни. И Старцев потерял вкус к жизни!

\u0427\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0433\u043e\u0434 \u043d\u0430\u043f\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432 \u0421\u0442\u0430\u0440\u0446\u0435\u0432 \u0443\u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0435\u0445\u0430\u043b \u043a \u0422\u0443\u0440\u043a\u0438\u043d\u044b\u043c. \"\u0421\u0442\u0430\u0440\u0446\u0435\u0432 \u043f\u0440\u0438\u0435\u0445\u0430\u043b \u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u0430\u043b \u0431\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u0443 \u0422\u0443\u0440\u043a\u0438\u043d\u044b\u0445 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0447\u0430\u0441\u0442\u043e\". \"\u0423 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0443\u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0441\u0432\u043e\u044f \u043f\u0430\u0440\u0430 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0435\u0439 \u0438 \u043a\u0443\u0447\u0435\u0440 \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u043c\u043e\u043d \u0432 \u0431\u0430\u0440\u0445\u0430\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0438\u043b\u0435\u0442\u043a\u0435\". \u0415\u0449\u0435 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0447\u0435\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u00a0 \u043e\u043d \". \u0443\u0435\u0437\u0436\u0430\u043b \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043d\u0430 \u043f\u0430\u0440\u0435, \u0430 \u043d\u0430 \u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0435 \u0441 \u0431\u0443\u0431\u0435\u043d\u0447\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0438 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0430\u043b\u0441\u044f \u0434\u043e\u043c\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u043e \u043d\u043e\u0447\u044c\u044e. \u041e\u043d \u043f\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043b, \u0440\u0430\u0437\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b \u0438 \u043d\u0435\u043e\u0445\u043e\u0442\u043d\u043e \u0445\u043e\u0434\u0438\u043b \u043f\u0435\u0448\u043a\u043e\u043c, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b \u043e\u0434\u044b\u0448\u043a\u043e\u0439\".

\"\u041f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e \u0435\u0449\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043b\u0435\u0442. \u0421\u0442\u0430\u0440\u0446\u0435\u0432 \u0435\u0449\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043f\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043b, \u043e\u0436\u0438\u0440\u0435\u043b, \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u043e \u0434\u044b\u0448\u0438\u0442 \u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0445\u043e\u0434\u0438\u0442, \u043e\u0442\u043a\u0438\u043d\u0443\u0432 \u043d\u0430\u0437\u0430\u0434 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443. \u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043e\u043d, \u043f\u0443\u0445\u043b\u044b\u0439, \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439, \u0435\u0434\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0435 \u0441 \u0431\u0443\u0431\u0435\u043d\u0447\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438 . \u0442\u043e \u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0431\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432\u043d\u0443\u0448\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f, \u0438 \u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0447\u0442\u043e \u0435\u0434\u0435\u0442 \u043d\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u0430 \u044f\u0437\u044b\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0431\u043e\u0433. \u0423 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0432 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0435 \u0433\u0440\u043e\u043c\u0430\u0434\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430, \u043d\u0435\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0432\u0437\u0434\u043e\u0445\u043d\u0443\u0442\u044c, \u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u0434\u0432\u0430 \u0434\u043e\u043c\u0430 \u0432 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0435, \u0438 \u043e\u043d \u043e\u0431\u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0435\u0449\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0442\u0438\u0439, \u043f\u043e\u0432\u044b\u0433\u043e\u0434\u043d\u0435\u0435. \"

Пеппер

В начале рассказа Старцев идет в гости пешком - у него еще нет своих лошадей.

Через год напряженных трудов Старцев уже приехал к Туркиным. "Старцев приехал и после этого стал бывать у Туркиных часто, очень часто". "У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке". Еще через четыре года он ". уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой".

"Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками . то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее. "

Министерство образования Новгородской области

ОАПОУ «Боровичский агропромышленный техникум»

Урок по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней…»

Форма: аналитическая беседа

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы

Никитина Ольга Николаевна.

Боровичи, 2020

Вопросы для беседы.

1. Каким изображен Старцев в начале I главы? Прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионович. Он молод, здоров, весел, полон надежд. Всё ему кажется интересным. Ему рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных, он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.

2. Что увидел Старцев у Туркиных? Глава семьи Иван Петрович Туркин выступает как застольный конферансье. Сначала «предоставляет слово» супруге Вере Иосифовне, которая написала «большинский роман», затем следует музыкальный номер — их дочь Катерина Ивановна, «Котик», играет на рояле. А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их. И в заключение всего этого концерта — лакей Павлуша, который изображает нечто трагическое: «Умри, несчастная!» Таков этот домашний парад талантов.

3. Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как Чехов подчеркивает литературную бездарность ее романа?

Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Простая песня «Лучинушка», доносившаяся из сада, по сравнению с романом показалась слушателям кусочком настоящей жизни

4. Как Чехов подчеркивает сходство дочери Туркиных Екатерины Ивановны с матерью Верой Иосифовной?

Следующей в программе выступает дочь Туркиных Екатерина Ивановна. Родители зовут ее «Котик». Она собирается стать пианисткой, играет громко. Котик, играя на рояле, «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля».

5. Как Старцев относился к Туркиным в I главе? Слух Старцева режут обращения хозяина дома: «здравствуйте пожалуйста», «он не имеет никакого римского права», «большинский роман». Обращение хозяйки дома к человеку, которого она впервые видит: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит». Он замечает и бездарность романов матери, и бездарность игры Котика. Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит ка­кие-то смутные, но «хорошие» мысли. Шумная и однообразная игра Котика увлекает, а сама Котик восхищает его. И даже нудные, плоские остроты Туркина и нелепое выступление Павы не «раздражают» (как будет позднее), а «занимают» его. М олодой, умный, немного уставший от года утомительной и однообразной работы врач отдыхает в мягких и уютных креслах, ему нравятся и разговоры, и сама Екатерина Ивановна: «После зимы, проведённой в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново. »

6. Каким изображен Старцев в конце I главы? И восторг от встречи с юной девушкой, и ощущение собственной молодости — всё это делает Старцева счастливым.

7. Каким изображен Старцев в начале II главы? «Прошло больше года». «Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве. » Его работа была увлекательна , н о молодость брала своё. Старцев посетил Туркиных второй раз лишь после специального приглашения его как врача. И с тех пор он «стал бывать у Туркиных часто, очень часто». Вера Иосифовна «всем гостям уже говорила, что это необыкновенный, удивительный доктор». Старцев поднялся ещё на одну ступень: «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

8. Как Старцев относился к Котику во время своей любви? «Она восхищала его своей свежестью, наивным выра­жением глаз, щёк. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. » Он не замечал её легкомыслия. Он страдал, ища свидания наедине, а она продолжала «по три, по четыре часа» играть на рояле и принимала тех же гостей. Любовь, привидевшаяся, словно даже приснившаяся Ионычу ночью на кладбище, — что-то хрупкое, ненадежное, ненастоящее и быстро исчезающее. Старцев «часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей». Он, только что переживший прекрасные, неповторимые в жизни минуты, с наслаждением сел в коляску! И каким диссонансом звучат его трезвые, такие прозаические слова и мысли: «Я устал. » — сказал он и подумал: «Ох, не надо бы полнеть».

9. Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?

«На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение», он горел нетерпением, но встретил самое неожиданное и странное препятствие: «Екатерину Ивановну причёсывал парикмахер». И «пришлось опять (как и вчера) долго сидеть в столовой, пить чай» и слушать вздор, который плёл Иван Петрович. Какая проза! Старцев думает: «А приданого они дадут, должно быть, не мало». «После бессонной ночи он находился в состоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим; на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач. К тому же, если ты женишься на ней, то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе». «Ну, что ж? — думал он. — В городе так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку. » В его душе спорят два голоса.

10. Какой изображена Екатерина Ивановна в сцене отказа Старцеву? Какие черты характера проявляет она здесь?

«Человек должен стремиться к высшей блестящей цели», — вдохновенно восклицает она, — «а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима». «Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех», — искренне, убеждённо говорит она. Таким он и останется в её воспоминаниях. Она одна пронесёт в своём сердце его образ высоким и чистым.

11. Что случилось со Старцевым после отказа Котика?

«У Старцева перестало беспокойно биться сердце». «Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено», — «он прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью. » «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал…» 17. 12. Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика?

Героиня боялась обычной семейной жизни. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале.

13. Каким изображен Старцев в IV главе?

Через четыре года Старцев «выезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками», пополнел, раздобрел, неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. «Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже [это дело второстепенное], потом уезжал к городским больным [это главное!]». Старцев все дальше отходит от земской больницы. Его внимание поглощает большая частная практика и подсчет дневного гонорара. Свои свободные часы он уже отдает еде, картам и деньгам.

Программа жизни в доме Туркиных осталась та же, словно давно надоевшая граммофонная пластинка.

14. Как изменилась Ек атерина Ивановна?

«А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она не чувствовала себя дома». Она поняла, что пианисткой ей не быть, на этот счет она уже перестанет заблуждаться: «Я такая же пианистка, как мама писательница. » Но вместе с крахом мечты об искусстве, о славе, в ее душе пробудился тот интерес, влечение, симпатия к Ионычу, которые раньше она, упоенная мыслями о музыке, в себе заглушала. надеждах», которые когда-то волновали его, и он опасливо ограждал себя от них: «А хорошо, что я на ней не женился». И он молчал, упорно молчал.

представлялось влюбленному Старцеву большим садом. А теперь, когда они вышли в сад, сели на любимую скамью — все для него мертво и уже сад кажется кладбищем.

« Волна воспоминаний о лучших днях нахлынула на Старцева. «И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности».

15. О чем вспомнил Старцев во время последнего свидания с Котиком?

В темноте он разглядел её «блестящие глаза», почувствовал её близость, и перед ним предстала прежняя Котик с «детским выражением лица». Перед ним, так близко к нему, снова была его милая собеседница, его лучший друг, единственный человек, которому он мог открыть свою душу. «Эх! — сказал он со вздохом. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь, — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?»

16. Почему Старцев отвергает любовь Екатерины Ивановны?

Старцев не мог больше оставаться с Екатериной Ивановной наедине: её слова тревожили его совесть, побуждали к какому-то действию и хуже всяких упрёков разоблачали бессилие его воли, его душевное опустошение, его моральное падение… И когда Старцев «увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные глаза», он опять ничего не мог сказать, он только подумал: «А хорошо, что я тогда не женился».

«И больше уж он никогда не бывал у Туркиных».

17. Каким изображен Ионыч в V главе?

Жизнь Ионыча окончательно опустошена и обеднена, лишена событий. Он разбогател, располнел и обрюзг. «Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит. вытирает пот со лба. ходит, откинув назад голову… вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким, резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым, раздражительным». «Уже есть имение и два дома в городе, он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее». «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там». «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Когда он, «пухлый, красный», едет на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог».

18. Вспоминает ли Ионыч о своей любви к Котику?

«За все время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепианах?» Город встретил Дмитрия Ионыча молодым, полным сил, опутал его тиной мелочей, из которой нет возврата, превратил просто в Ионыча.

Н.В.Гоголь писал: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, ноставляйте их на дороге, не подымете потом».

Ионыч

У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Светила луна. Было тихо, тепло, но тепло по-осеннему. В предместье, около боен, выли собаки. Старцев оставил лошадей на краю города, в одном из переулков, а сам пошел на кладбище пешком. «У всякого свои странности, – думал он. – Котик тоже странная, и – кто знает? – быть может, она не шутит, придет», – и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его.

С полверсты он прошел полем. Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота… При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядет час в онь же…» Старцев вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, – мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем.

Кругом безмолвие; в глубоком смирении с неба смотрели звезды, и шаги Старцева раздавались так резко и некстати. И только когда в церкви стали бить часы и он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь навеки, то ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние…

Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху; когда-то в С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела.

Никого не было. Да и кто пойдет сюда в полночь? Но Старцев ждал, и точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятия. Он посидел около памятника с полчаса, потом прошелся по боковым аллеям, со шляпой в руке, поджидая и думая о том, сколько здесь, в этих могилах, зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью, отдаваясь, ласке. Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало; перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным…

И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом. Старцев едва нашел ворота, – уже было темно, как в осеннюю ночь, – потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей.

– Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть!»

На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер.

Пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай. Иван Петрович, видя, что гость задумчив и скучает, вынул из жилетного кармана записочки, прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость.

«А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев, рассеянно слушая.

После бессонной ночи он находился в состоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим; на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал:

«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…»

«Ну, что ж? – думал он. – И пусть».

«К тому же если ты женишься на ней, – продолжал кусочек, – то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе».

«Ну что ж? – думал он. – В городе так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…»

Наконец вошла Екатерина Ивановна в бальном платье, декольте, хорошенькая, чистенькая, и Старцев залюбовался и пришел в такой восторг, что не мог выговорить ни одного слова, а только смотрел на нее и смеялся.

Она стала прощаться, и он – оставаться тут ему было уже незачем – поднялся, говоря, что ему пора домой: ждут больные.

– Делать нечего, – сказал Иван Петрович, – поезжайте, кстати же подвезете Котика в клуб.

На дворе накрапывал дождь, было очень темно, и только по хриплому кашлю Пантелеймона можно было угадать, где лошади. Подняли у коляски верх.

– Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, – говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску, – он идет, пока врет… Трогай! Прощайте пожалуйста! Поехали.

– А я вчера был на кладбище, – начал Старцев. – Как это невеликодушно и немилосердно с вашей стороны…

– Вы были на кладбище?

– Да, я был там и ждал вас почти до двух часов.

– И страдайте, если вы не понимаете шуток.

Екатерина Ивановна, довольная, что так хитро подшутила над влюбленным и что ее так сильно любят, захохотала и вдруг вскрикнула от испуга, так как в это самое время лошади круто поворачивали в ворота клуба и коляска накренилась. Старцев обнял Екатерину Ивановну за талию; она, испуганная, прижалась к нему, и он не удержался и страстно поцеловал ее в губы, в подбородок и сильнее обнял.

– Довольно, – сказала она сухо.

И чрез мгновение ее уже не было в коляске, и городовой около освещенного подъезда клуба кричал отвратительным голосом на Пантелеймона:

– Чего стал, ворона? Проезжай дальше!

Старцев поехал домой, но скоро вернулся. Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе в гостиной и говорил Екатерине Ивановне с увлечением:

Третий этап – Старцев после любви к Котику

Физическое увядание вполне компенсируется богатством и выросшим социальным статусом.

Также интересен глагол «раздобрел» касательно врача. Особенно, когда раньше он терпел или даже скорее был снисходителен к людской глупости и посредственности, а сейчас склонен раздражаться, только её увидев:

Сохранил ли Ионыч своё трудолюбие? Чехов не говорит об этом прямо. Да, врач всех поучает, тыкая носом в необходимость труда, однако это похоже больше на привычку, чем на что-то другое:

Вместе с Дмитрием Ионычем меняется и отношение к нему в обществе, его восприятие другими. Некогда благородный и добрый он превращается в следующее:

Интересно, что врача все теперь так и называют «Ионыч». То есть «прозвище», полученное героем после окончательной духовной деградации, Чехов выносит в название рассказа.

Далее мы наблюдаем упрощение интересов Старцева: искусство и литература уходят на второй план. Их заменяет множество бумажек, распиханных по карманам и отвозимых врачом в Общество взаимного кредита. Иллюстрация алчности? Данте был бы доволен.

Но наступает момент новой встречи с Екатериной Ивановной. Былые переживания теперь вызывают у врача лишь чувство неловкости. Однако Дмитрий Ионыч всё ещё испытывает симпатию к женщине, но уже не любовь. Вот именно её и не достаёт герою:

Старцев окончательно становится нетерпим не только к обывательству, но и к посредственностям: ««Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого»

Он продолжает рассуждать, но в некоторых случаях не совсем понятно: это здравый смысл или попытки себя утешить: «А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев»

Однако от буквально мгновенно улетучившейся поэзии в душе Дмитрия Ионыча осталось отвращение к своей и общественной приземлённости:

Сожаление об отсутствии в жизни лирики: чего-то чувственного, легкого, мечтательного.

Вернёмся немного назад:

Обратимся к этому огоньку. Любовь? Скорее нет, чем да. Огонёк поэзии? Уже звучит правдоподобнее. И в таком случае мы можем говорить, что он не потух окончательно в душе Старцева даже несмотря на его духовный упадок. Так что если бы, врач захотел, то он смог бы выбраться из рутины, из болота города, в котором живёт. А возможно, Дмитрий Ионыч стал бы местным Данко. Только вот судьба, как говорится, распорядилась иначе.

Физический облик продолжает отражать гибнущую душу главного героя. Более того, далее Антон Павлович Чехов сравнивает Ионыча с языческим божеством. В какой-то степени это тоже духовная деградация (от христианства к язычеству). Снова речь идёт об алчности, жадности Старцева. К тому же писатель употребляет глагол «одолела», что может означать точку невовзрата для Ионыча в его «падении».

Первое – деградация интересов: от искусства к бумажкам, а после к целому ничему.

Второе – одиночество, которое герой так и не смог преодолеть. Грубо говоря, это нерешённый внутриличностный конфликт.

Третье – духовная деградация не только отразилась на телесной оболочке Старцева, но и на его голосе, характере и манерах. Он не любит свою работу (вначале же относился к ней хотя бы спокойно) и лишился трудолюбия в виде душевного порыва – осталась только привычка.

Таким образом, Ионыч – яркая иллюстрация падения человека, напоминающая увядание (но только в принципе счастливое) Обломова. Старцев изначально страдал из-за нерешенного конфликта внутри себя: одиночества. Он попытался найти лекарство от него в любви, но был отвергнут. Старался оставаться терпимее к людям, но не смог долго продержаться. А всё потому, что вместо активных действий он плыл по течению, не вступая в открытую конфронтацию, не бросая вызов, не вступая в войну с собой. Опять же рукой машет моя любимая амёбка – Юрий Андреевич Живаго. А с другой стороны Печорин – лишний и просто не очень хороший человек, но в отличие от Старцева с изначально НЕразрешимым личностным конфликтом.

Вы же должны уяснить две вещи:

1) Ионыч не пример доброго дяди доктора, благородного интеллигента и положительного героя. НЕТ! Он как раз-таки всему этому противоположен

2) Любовь Ионыча не пример искреннего, настоящего чувства, поскольку с самого начала она была эгоистична, хоть и несомненно спонтанна.

Читайте также: