Сколько коней на тачанке

Опубликовано: 02.05.2024

Памятник «Тачанка» уже давно стал своеобразной визитной карточкой Ростова-на-Дону. Он встречает каждого, кто въезжает в этот город с юга (со стороны Краснодара). Когда была придумана тачанка, и какую роль она сыграла в истории? Об этом читайте в нашей статье.

Тачанка – что это такое

В конце XIX века у военных появился качественно новый вид оружия – пулемет. Благодаря чрезвычайно высокой эффективности в боях против пехоты и конницы, он очень быстро завоевал популярность у всех ведущих армий мира. Однако был у станкового пулемета и один весомый недостаток: чересчур большой вес. И вот здесь и пригодилась легендарная тачанка. Именно она позволила использовать пулеметы в маневренных боях и операциях.

памятник тачанка

Первые попытки установить пулеметы на конных повозках произвели англичане во время своих колониальных войн. Этот способ был заметно усовершенствован в России во время Гражданской войны 1917-1921 гг. Особенно ловко воевали с тачанками загоны украинского анархиста Нестора Махно из Гуляйполя.

Что же представляет собой тачанка? Это рессорная повозка открытого типа, на которую крепится пулемет. Орудие при этом направлено назад. Рама тачанки была изготовлена из деревянных брусьев, скрепленных между собой металлическими углами, болтами и гайками. Как правило, в тачанку запрягали трех лошадей. Экипаж машины состоял из трех (реже двух) человек – возницы, пулеметчика и его помощника.

Данное техническое изобретение широко использовалось не только во время Гражданской войны. Известно, что тачанки применялись в польской армии 20-30-х годов. Кроме того, своеобразными их аналогами (модернизированными реинкарнациями) можно считать легковые маневренные автомобили, которые сегодня активно эксплуатируются бойцами террористической организации ИГИЛ.

легендарная тачанка

Тачанка как культурный феномен

По поводу происхождения самого термина существует несколько теорий. Одна из них связывает его с украинским словом «нетичанка» (это облегченная повозка, оси колес которой не касаются, или «не дотикаються» корпуса). Согласно второй версии, слово «тачанка» произошло от слова «тавричанка» (путем упрощения). Так издавна именовали деревянные повозки в степях Таврии. К слову, грандиозный памятник «Тачанка» установлен также и в Новой Каховке.

Тачанка широко используется в культуре, прежде всего, как один из основных символов Гражданской войны начала ХХ века. О ней сложено немало песен и стихов. Так, к примеру, всем жителям Ростова знакомы строки из известной песни:

Наша гордость и краса,

Все четыре колеса!»

Она не раз упоминалась в кинематографе (художественные фильмы «Чапаев», «Огненные версты», «Девять жизней Нестора Махно», «Тачанка с юга» и др.).

Памятник «Тачанка» (Ростов-на-Дону): расположение и описание

На южной окраине Ростова, прямо у въезда в город, находится этот грандиозный монумент. Памятник «Тачанка» установлен именно на том месте, где почти сто лет назад шли ожесточенные бои между Первой Конной армией Буденного и белогвардейцами Деникина.

Общая высота скульптурной композиции – почти 15 метров. В ее состав входит сама тачанка с двумя буденовцами в кузове и запряженные четыре лошади, мчащиеся по широкой кубанской степи.

тачанка-ростовчанка

«Тачанка-ростовчанка» появилась на берегу канала реки Дон в 1977 году. Над созданием памятника трудился целый коллектив скульпторов и архитекторов под руководством А.А. Скнарина.

Современное состояние и особенности ростовского памятника

Сегодня у «Тачанки» останавливается практически каждый турист или гость города. Обязательно заезжают сюда и молодожены.

В 2008 году памятник в Ростове-на-Дону отреставрировали и тщательно помыли. Кроме того, были заделаны все дыры и трещины на поверхности скульптур.

Главная особенность скульптурной композиции в том, что внутри она – полая. Все фигуры выполнены из гипса и покрыты тонкими листами меди. Поэтому залазить на монумент категорически нежелательно – можно запросто повредить скульптуры и провалиться внутрь.

Памятник «Тачанка» в Каховке

Любопытно, что в украинской Каховке есть практически идентичный монумент. Только там он называется «Тачанка-тавричанка». На первый взгляд, памятник ничем не отличается от ростовского. Но, если присмотреться более внимательно, то отличия все же, имеются.

памятник Тачанка Ростов-на-Дону

Так, каховская «Тачанка» существенно больше в размерах. Кроме того, она выполнена из бронзы. Соответственно, и вес монумента намного выше – около 60 тонн. В скульптурной композиции главным отличием является наличие знамени в руке пулеметчика. Да и лошади выполнены немного по-разному в Каховке и Ростове-на-Дону.

На южном въезде в город всех встречает огромный памятник «Тачанка». Высота его – 15 метров.

Это не просто памятник, а символ Ростова-на-Дону.

Стоит он в районе Гребного канала, на небольшом холме в открытой степи, возвышаясь над местностью.

Есть песня «Тачанка-ростовчанка». Наверняка многие её слышали:

Песня прочно связала тачанку и Ростов. Но не только песня.

Тачанка-ростовчанка

Памятник стоит на левом берегу Дона, возле трассы М4-Дон, там, где в январе 1920 года развернулись тяжёлые бои Первой Конной армии Будённого с отступающими частями армии генерала Деникина.

В годы Гражданской войны тачанка была нередко решающим фактором в победе над противником. Воевали наши люди, правда, между собой… И эта часть российской истории очень горька и печальна…

Тачанка-ростовчанка

Можно как угодно относиться к событиям непростой истории нашей страны. Но не знать о них, не помнить – нельзя.

Про Гражданскую войну написано немало – и историками, и писателями (чего стоит один «Тихий Дон» нашего земляка Шолохова), поэтому не буду имитировать ликбез по истории. Но про саму тачанку пару слов скажу.

Почему тачанка запряжена четвёркой лошадей, а не тройкой?

Тачанка – рессорная открытая повозка. Во время Гражданской войны на неё устанавливали пулемёт, и повозка являлась передвижной огневой точкой.

Запрягали повозку обычно тройкой. Наша тачанка запряжена четвёркой, что не соответствует реальной истории. Это объясняется тем, что ещё со времён Римской империи на памятниках принято изображать четвёрку лошадей – так называемую квадригу, и скульпторы решили не нарушать традиций.

Тачанка-ростовчанка

Управлял тачанкой ездовой, а сзади размещался пулемётный расчёт из двух бойцов – наводчик и его помощник.

Эх, тачанка-ростовчанка. Интересные факты об известном памятнике

На мемориальной доске написано: «1918. Посвящается легендарной 1-й Конной Армии. Памятник сооружён в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции».

В советское время изображения памятника тачанке были на многих открытках с видами Ростова-на-Дону. И даже печатались на почтовых марках.

Почтовая марка СССР с памятником «Тачанка-ростовчанка», 1983 год

Так вот получается, что символом нашего города стал военный памятник эпохи Гражданской войны.

Памятник тачанке-ростовчанке – из гипса и полый!

Иногда доводилось слышать, что памятник устарел и выглядит как нечто из прошлой эпохи. Это звучит странно, памятников будущему я ещё не встречала…

А история устареть не может. Уж какая есть…

Многие также говорят, что наша « Тачанка-ростовчанка » выглядит слишком грубой, как будто сделанной в спешке. Многие детали не проработаны или вовсе отсутствуют. Например, нет поводьев в руках ездового и он тянет в сторону лошадиных спин пустую руку, нет спиц в колёсах…

Эх, тачанка-ростовчанка. Интересные факты об известном памятнике

Но тому есть две причины. Во-первых, авторы хотели показать скорость, с которой несётся тачанка – отсюда и не проработанность деталей. Разве видно у несущейся повозки спицы?

Во-вторых, сложность в работе над мелкими деталями ещё и из-за материала памятника. Удивительно, но этот огромный монумент сделан… из гипса. Снаружи монумент покрыт тонкой листовой медью – иначе бы не простоял столько времени.

Эх, тачанка-ростовчанка. Интересные факты об известном памятнике

По причине того, что памятник полый, на него нельзя залезать (говорят, бывали случаи, что гипс проламывался и люди туда проваливались). Имейте это в виду, если захотите залезть на монумент, чтобы сфотографироваться там. Мало того, что можете сами покалечиться, так ещё могут привлечь к ответственности за повреждение памятника…

Одно время в памятнике были большие проломы, и можно было попасть внутрь монумента. Там даже жили бомжи. Но в 2009 году при реставрации памятника дырки заделали.

Нравится вам наша «Тачанка-ростовчанка»?

Видимо, ответ на вопрос, кто был автором тачанки, не будет дан никогда. При этом в отцы-основатели выдвигают то Махно, то Щорса, то Чапаева… Скорее всего, это была идея, носившаяся в воздухе, и любому мало-мальски грамотному кавалеристу понятен эффект от быстрого передвижения по полю боя пулемёта и концентрации огневой мощи в том или ином ключевом месте.


В классическом виде тачанка – это пулемёт «Максим», установленный на подрессоренной повозке, впряжённой минимум в тройку лошадей. Хотя приемлемым считался вариант с обычной телегой, влекомой всего одной сивкой – буркой.

Оставим филологам выяснять корни и происхождение названия «тачанка» и сосредоточимся на боевом применении. Если верить советским фильмам, это был одиночный пулемёт, косивший бросившихся в погоню «зелёных», гайдамаков или какую другую контрреволюционную сволочь.

В реальности конная тяга использовалась для быстрого перемещения и концентрации пулемётов в одном месте. После чего свинцовый дождь из десятков, а то и сотен стволов поливал не только наступающую конную лаву, но и пехотные цепи, а то и линию окопов. Строго говоря, тачанка воспроизводила на новом технологическом витке древний как мир принцип использования колесниц: доставка дистанционно поражающего оружия в нужную точку, обрушивание лавины смертоносных снарядов на противника и быстрая перемена места дислокации с выводом ценной техники и людей из-под ответного удара.

Специальные пулемётные и патронные двуколки проектировались в русской армии ещё до Первой мировой войны. В Гражданскую использовали всё, что под руку подвернётся для создания тачанок, так что о каких-либо стандартах и речь не шла. Но вот белое, а равно и «зелёное» движение подавлено. Списывать зарекомендовавшее себя техническое приспособление в утиль? Чего ради?

Военная и инженерная мысль напряглись и создали специализированную пулемётную повозку для кавалерийских частей по единым ТТХ и параметрам. На вооружение РККА тачанка поступила в 1928 году (на минуточку – уже вовсю применялись танки и броневики!) под названием «боевая конно-пулемётная тачанка образца 1926 года». И прослужила она до начала пятидесятых, когда и была снята с вооружения. Точнее, кавалерия как род войск прекратила своё существование.

Тачанки производил московский обозный завод и по одному предприятию в Брянской и Пензенской областях.

«Боевая конно-пулемётная тачанка образца 1926 года» весила 9,8 центнера при длине непосредственно повозки 2,9 метра и запряжённой лошадьми – 6 метров. Ширина тачанки – чуть меньше 1,5 м. Запрягалась четвёркой лошадей. Советская тачанка воспета в песнях и картинах, что не мешало её боевой и вполне обыденной работе.

Маленький нюанс, вопреки кинематографической практике, вести огонь с движущейся тачанки было неэффективно и практически невозможно. Тачанку применяли именно как инструмент быстрой смены дислокации, а пулемёт использовали уже из стационарного положения – смотрите «Брат-2», где герой Сухорукова садит из «Максима» сквозь заднее стекло стоящего автомобиля. За вычетом авто всё так и происходило.

Пытались тачанку бронировать, но опыт признан неудачным. Более того, пулемёт с повозки, прибыв на место, чаще всего снимали, лошадей и тачанку отводили с линии огня и маскировали. Если искать аналогии в прошлом, можно сравнить с конными аркебузирами, использовавшими верховое передвижение исключительно для быстрой доставки на поле боя, после чего применялись прибывшие аркебузиры исключительно в пешем строю.

Тачанка была проще и дешевле пулемётного броневика, в том числе — в обслуживании, так как не требовались дефицитные ГСМ, да и квалификация экипажа тачанки могла быть гораздо ниже квалификации экипажа броневика или пулемётного танка. Выучить «водителя кобылы» в крестьянской стране было проще, чем мехвода, например. Словом, своя ниша у тачанки на поле боя была, и немалая. Правда, обслуживали станковый пулемёт примерно пятеро, а не два человека, как принято думать. В штат кавалерийского пулемётного взвода (4 «станкача» и 4 тачанки) входило 26 человек и 30 лощадей. Попытки сократить состав взвода приводили к тому, что станковые пулемёты становилось некому обслуживать.

Классикой жанра применения на тачанках считался «Максим», хотя использовали любые станковые пулемёты, штатно применявшиеся в войсках. Бывали тачанки и с двумя пулемётами.

Интересно, что в РККА были и миномётные тачанки. На пулемётный эскадрон кавполка полагалось четыре 82-мм миномёта. Миномётный огонь вели с земли, используя тачанку как средство доставки на позицию. Миномётами, как правило, подавляли пулемёты и полевую артиллерию противника.

А вот зенитные тачанки были единственными, с которых пулемёты при ведении стрельбы не снимались. Пулемёты могли быть сдвоенными и даже счетверёнными. На пулемётный эскадрон кавполка полагалось две зенитные тачанки, обеспечивавшие прикрытие от налётов с воздуха.

А вот пехоту тачанками в РККА не перевозили, в отличие от махновцев, только в грузовиках. Бронетранспортёры в Советской армии появятся лишь в послевоенное время.

.В Великую Отечественную войну тачанками доставлялись пулемёты на наземные позиции. Тачанки участвовали в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, с которого войска уходили сразу на фронт. Были тачанки и во время Парада Победы.


Тачанки состояли на вооружении у наших ближайших соседей. У поляков, например, были отдельные соединения тачанок. Пулемётные двуколки использовали в кайзеровской и гитлеровской армиях, правда, скорее для перевозки пулемётов, расчеты шли рядом в пешем порядке. Впрочем, в вермахте спаренные MG 34 или MG 42 применялись и для стрельбы с колёс по самолётам, пулемёты устанавливались на специальную поворотную платформу.

Тачанка-ростовчанка

В теме история песни "Эх, тачанка" я обмолвилась, что поставлю тему о памятниках тачанке. Выполняю обещанное. Поговорим на этот раз о памятнике. И не просто о памятнике, а о своеобразном символе Ростова-на-Дону. На южном въезде в город (со стороны Батайска, Азова, Краснодара и т. д.) всех встречает огромный памятник тачанке. Высота его – 15 метров. Южный въезд в Ростов-на-Дону

Стоит он в районе Гребного канала, на небольшом холме в открытой степи, и возвышается над окружающей местностью.

Помните как в песне «Тачанка-ростовчанка»:

«Эх, тачанка-ростовчанка,
наша гордость и краса,
конармейская тачанка,
все четыре колеса!»

Тачанка-ростовчанка

Песня эта прочно связала тачанку и Ростов. Но не только песня, конечно… Памятник стоит на левом берегу Дона, возле трассы М4-Дон, там, где в январе 1920 года развернулись тяжёлые бои Первой Конной армии Будённого с отступающими частями армии генерала Деникина.

тачанка-ростовчанка

В годы Гражданской войны тачанка была нередко решающим фактором в победе над противником. Воевали наши люди, правда, между собой… И эта часть российской истории очень горька и печальна… Можно как угодно относиться к событиям непростой истории нашей страны. Но не знать о них, не помнить их – нельзя.

Про саму Гражданскую войну написано немало – и историками, и писателями (чего стоит один «Тихий Дон» нашего земляка Шолохова), поэтому я не буду имитировать ликбез по истории.

Но про саму тачанку пару слов скажу. тачанка-ростовчанка
Тачанка – это рессорная открытая повозка. Во время Гражданской войны на неё устанавливали пулемёт, и повозка являлась передвижной огневой точкой. Памятник тачанке.
Запрягали повозку обычно тройкой (наша тачанка запряжена четвёркой, что не соответствует реальной истории – это объясняется тем, что ещё со времён Римской империи на памятниках принято изображать четвёрку лошадей – так называемую квадригу и скульпторы решили не нарушать традиций). Управлял тачанкой ездовой, а сзади размещался пулемётный расчёт из двух бойцов – наводчик и его помощник. тачанка-ростовчанка
Памятник «Тачанка-ростовчанка» установлен в 1977 году. Авторы скульптурной композиции: архитектор Пётр Ибалаков и заслуженный скульптор России Анатолий Скнарин (его в шутку называют донским Церетели – памятники его обычно несколько массивны и слегка грубоваты, немало их стоит на земле Ростовской области).

памятник тачанка-ростовчанка

На мемориальной доске написано: «1918. Посвящается легендарной 1-й Конной Армии. Памятник сооружён в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции». В советское время изображения памятника тачанке были на многих открытках с видами Ростова-на-Дону и даже печатались на почтовых марках. Почтовая марка СССР с памятником «Тачанка-ростовчанка», 1983 год

Так вот получается, что символом города Ростова стал военный памятник эпохи Гражданской войны. И это – первое, что встречает гостей Ростова на южном въезде в город…

Памятник тачанке-ростовчанке – из гипса и полый!

Иногда доводилось слышать, что памятник устарел и выглядит как нечто из прошлой эпохи. На мой взгляд, такого рода заявления звучат довольно странно, потому что памятников будущему я пока что ещё не встречала…

тачанка-ростовчанка

А история устареть не может. Уж какая есть… Многие также говорят, что наша «Тачанка-ростовчанка» выглядит слишком грубой и как будто сделанной в спешке. Многие детали на ней не проработаны или вовсе отсутствуют. Так, например, нет поводьев в руках ездового, и он тянет в сторону лошадиных спин пустую руку, нет спиц в колёсах…

тачанка-ростовчанка

Но тому есть две причины. Во-первых, авторы хотели показать скорость, с которой несётся тачанка – отсюда и не проработанность деталей – ну разве видно у несущейся повозки спицы? Во-вторых, сложность в работе над мелкими деталями ещё и из-за материала памятника. Удивительно, но этот огромный монумент сделан… из гипса (а в Википедии написано, что из железобетона). Конечно, снаружи скульптурная композиция покрыта тонкой листовой медью – иначе бы она просто не простояла столько времени (гипс всё же не слишком устойчив к влаге).

тачанка-ростовчанка

А ещё памятник внутри полый! Внимание – полый, да ещё и из гипса! Именно по этой причине на него нельзя залезать (говорят, бывали случаи, что гипс проламывался и люди туда проваливались). Имейте это в виду, если захотите залезть на монумент, чтобы сфотографироваться там. Мало того, что можете сами покалечиться, так ещё могут и привлечь к ответственности за повреждение памятника… Одно время в памятнике были большие проломы, и можно было попасть внутрь монумента. Там даже жили бомжи. Но четыре года назад при реставрации памятника дырки заделали.

Памятник тачанке в Каховке

Интересный факт: Этот памятник тачанке – единственный в России. Но в городе Херсонеской области (Украина) тоже есть такой памятник. Там его называют «тачанка-тавричанка» (по названию местности – Таврии). И установлен он был ровно на десять лет раньше нашей знаменитой тачанки, к 50-летию Октябрьской революции. Памятник тачанке в Каховке (Украина). Фото с сайта ru.wikipedia.org

Наша тачанка очень поразительно похожа на каховскую. И даже лошадей и там, и там – четвёрка. Но есть и разница: украинская тачанка – бронзовая, а ростовская из гипса, да и по размерам ростовский монумент меньше каховского. тачанка-ростовчанка
Эх, тачанка-ростовчанка…Памятник тачанке.
Памятник тачанке.
Теперь немного о каховской тачанке. Когда-то, в 1918-1920 годах на этих пространствах происходили бои между белогвардейцами и красноармейцами, которые использовали крепкие повозки - тавричанка или тачанки. С их помощью можно было наносить стремительных и неожиданных ударов по противнику. А уже через 30 лет после завершения боев возникла идея сохранить для потомков образ легендарной тачанки. Первые работы над будущим монументом начались в 50-х годах прошлого века. Тогда отлили чугунный макет, который сегодня хранится в музее Каховки. А вскоре скульпторы Лев Родионов, Юрий Лоховинин и архитектор Александр Полторацкий разработали проект памятника. Для того, чтобы установить «Легендарную тачанку», пришлось организовать десятки рабочих и арендовать большие грузовики. Мощную скульптурную группу весом более 60 тонн везли отдельными пронумерованными частями с самого Ленинграда (Санкт-Петербург). Памятник тачанке.
Бронзовую памятник соорудили на специально насыпан курган неподалеку от бывшего командного пункта маршала СССР Василия Блюхера. Монумент изображает тачанку, запряженную четверкой лошадей. Руководит ею тройка красноармейцев: ездовой в шлеме-буденовке, солдат в шинели с флагом в руках и воин с пулеметом. Особой художественной ценности этой скульптуры является реалистично передан движение тачанки, как бы мчится пространствами степи к победе. Памятник тачанке.
27 октября 1967 года в честь героев битвы на Херсонщине в степи под Каховкой был установлен монумент "Легендарная тачанка". Памятник до сих пор остается образцом уникальности архитектурного решения. Авторский коллектив, который работал над ним на ленинградском заводе «монумент-скульптура», в 1969 году был удостоен Государственной премии СССР. Памятник тачанке.
Как рассказала заведующая Каховским историческим музеем Светлана Сиделкина, «Легендарная тачанка» поражает своим авторским решением: «Это олицетворение ураганной художественной силы. Впечатление полета создается из-за незначительного количества точек опор. Когда монумент собирали впервые - на заводе - на это пришли посмотреть ветераны труда, инженеры. Думали: устоит или нет? Когда стали выбивать подпоры из-под копыт, странно, но памятник стоял!» Памятник тачанке.
Фотография 1969 года

Памятник тачанке.

С «Легендарной тачанкой» связанно много интересных историй и легенд. Так, например, авторскую группу консультировал Семен Михайлович Буденный. Когда авторы привезли показать ему первый макет, то не остались без метких советов. Буденный отметил, что хотя он не очень разбирается в памятниках, но точно знает: во время быстрого движения спиц на колесах тачанки не видно - они сливаются в сплошной круг. Так же не различить вожжи в руках извозчика. Поэтому первый макет «Тачанки» был изменен. Фотография 1978 год

Интересно откуда же она взялась. Махновским войском часто применялся тактический прием так называемой «имитации встречной кавалерийской атаки». Непосредственно за лавой конницы в линию располагались пулеметные тачанки. Когда к кавалерии противника оставалось 400-500 метров, махновская конная лава расходилась в сторону флангов, тачанки быстро разворачивались и непосредственно из них пулеметчики открывать огонь с близкого расстояния по врагу, который атаковал. Огонь вели с наивысшим напряжением, создавалась плотность огня до 60 пуль на погонный метр фронта в минуту. Махновская конница в это время выходила во фланг противника и холодным оружием завершала его разгром.

Памятник тачанке.

Именно таким приемом был уничтожен конный корпус белогвардейцев, когда тот наносил контрудар по красным войскам под Ишунскими позициями во время взятия Красной Армией Крыма в 1920 году. Тогда пулеметный полк махновцев, который являл собой подвижной резерв, в одном бое полностью уничтожил почти всю конницу вранглевской армии, что решило результат всей битвы. Таким образом, применение пулеметных тачанок было изобретением повстанческой армии под предводительством Нестора Махно. Именно в махновском войске были изобретены основные способы применения пулеметных подразделений и отрядов в бое. По его примеру пулеметные тачанки взяли на вооружение все силы, которые вели вооруженную борьбу на Украине во время Гражданской войны. Применения пулеметных подразделений и отрядов на тачанках решило исход многих боев и битв того времени, что существенно повлияло на ход и результаты Гражданской войны 1918-1921 гг. Фото 1980 года. Интересные факты

  • Авторскую группу монумента консультировал Семён Михайлович Будённый.
  • При въезде с юга в г. Ростов-на-Дону также расположен памятник тачанке несколько меньших размеров. В связи с этим ростовскую тачанку называют «ростовчанка», а херсонскую — «тавричанка» (по имени таврийских степей).
  • В городе Каховка с 2007 года проходит Международный мотофестиваль «Тачанка».
  • В городе Новая Каховка проводится велогонка «Легендарная Тачанка».
  • Неизвестными вандалами у крайней левой лошади была отпилена половина задней ноги. Также выпилено квадратное отверстие в бронзовом полу.

Памятник тачанке.

2014 год. С 2006 года в Каховке проходит мотофестиваль "Тачанка" с торжественным открытием возле монумента. Памятник тачанке.
Памятник тачанке.
Памятник тачанке.
Памятник тачанке.
Памятник тачанке.

Свой 80-летний юбилей отметил заслуженный художник России Анатолий Андреевич Скнарин. Его имя неразрывно сплетено с именем нашего города. Еще бы, ведь его произведения знакомы каждому ростовчанину и давно стали символами южной столицы. Это и памятник «Стачка 1902 года», и «Тачанка» на южном въезде в Ростов, и шары-светильники на Пушкинской улице, и воздушная «Ростовчанка» на набережной, и множество других. Об истории создания пожалуй самой знаковой монументальной работы — «Тачанка», Анатолий Андреевич рассказал сайту «Левенцовка.ру».

СИМВОЛ НАШЕГО ГОРОДА

Ростовчане привыкли называть этот памятник коротко: «Тачанка». Хотя официальное его название — скульптурная композиция «Тачанка-ростовчанка». Она была торжественно открыта в ноябре 1977 года, в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции как напоминание о героических и трагических событиях Гражданской войны на Юге России.

На сегодняшний день «Тачанка» является одной из самых больших скульптурных композиций Ростова, да и всего донского края. Ее наивысшая точка от постамента (задранная голова правой лошади) составляет пятнадцать метров. Вес ног и копыт, нависших над землей без дополнительных опор, – по нескольку тонн, а длина памятника тоже стала рекордной: тридцать три метра!

Памятник Тачанка

В 1983 году в СССР была выпущена почтовая марка, на которой была изображена «Тачанка-ростовчанка», а затем к юбилею Ростовской области выпустили еще одну марку и конверт. С той поры памятник обязательно присутствует в наборах открыток с видами Ростова, входит в путеводители и краеведческие книги. Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры большим тиражом выпустило сувенирный значок с изображением «Тачанки».

Идея установки большого памятника у автодороги Ростов-Батайск принадлежит первому секретарю Ростовского обкома КПСС Ивану Афанасьевичу Бондаренко — рассказал Анатолий Андреевич Скнарин. Когда я работал над монументом, посвященным стачке 1902 года, он приезжал посмотреть за ходом работ и расспрашивал меня подробно о технологии изготовления большого монумента. К городу-спутнику была построена новая автодорога, а у границы Ростова была намыта из песка большая площадка. Там «первый» планировал установить «въездной знак», который стал бы символом нашего южного города.

Близилась 60-летняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, и памятник, по задумке, должен был быть посвящен бойцам Первой Конной Армии, воевавшим в 1920 году в этих местах с отступающими частями Добровольческой армии генерала Деникина.

Памятник Тачанка

Словосочетание «Тачанка-ростовчанка» стало крылатым благодаря одноименной песне композитора Константина Листова на стихи поэта Михаила Рудермана, написанной в 30-х годах. И хотя в песне упоминаются также «тачанка-киевлянка» и «тачанка-полтавчанка», ростовчане считают ее своей, потому что речь в песне идет о 1-й Конной Армии С.М. Буденного. Песню «Тачанка» в 30-е годы исполнял легендарный Леонид Утесов. В наше время она не столь известна, хотя любители жанра могут услышать ее в обновленном исполнении популярной рок-группы «Чиж & C°»:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи!

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди!

Наша гордость и краса,

Все четыре колеса!

— К тому времени один памятник «Тачанка» уже был установлен на Украине под Каховкой – к 50-летию Октябрьской революции. Над ним работала целая группа ленинградских скульпторов, — продолжает рассказ А.А. Скнарин. — Разумеется, я был знаком с этим монументом и не хотел повторяться. Поэтому создал композицию «Атака»: пять всадников несутся галопом, сметая все на своем пути. Выразительность, экспрессия получились на славу, и я был уверен, что этот проект обязательно примут. С вылепленной из пластилина моделью я пришел в приемную первого секретаря обкома.

В кабинете Бондаренко находился (в то время уже бывший) командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал армии Исса Александрович Плиев. В семидесятых годах он состоял на должности военного инспектора, советника группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, был депутатом Верховного Совета. Жил в Ростове, на проспекте Чехова, в известном всем ростовчанам особняке, который до сих пор неофициально именуется «домом Плиева». И, разумеется, пользовался огромным влиянием не только в Ростове. К Бондаренко Исса Александрович приехал в своем большом черном лимузине _ специально для того, чтобы увидеть модель моего памятника.

Я ожидал в приемной, пока они совещались за закрытыми дверями. Совещались долго, минут сорок. Наконец дверь кабинета открылась, в приемную вышел Иван Афанасьевич Бондаренко (Плиев остался в кабинете). В руках первый секретарь держал модель «Атака».

«Анатолий, мы посовещались с Иссой Александровичем. Твой памятник, конечно, очень хорош, но мы пришли к решению, что надо делать тачанку. Раз есть тавричанка, значит, нужна и ростовчанка. Уверен, что у тебя получится, — коротко сообщил Иван Афанасьевич.

«И ЧТОБЫ НЕ КАХОВСКИЙ!»

Задача была поставлена четко. Тачанка-ростовчанка — и никаких гвоздей! Пришлось начать работу над новой композицией, что было весьма непростой задачей. Памятник в Каховке уже состоялся, он был известен на всю страну, и надо было придумать что-то своё, что отличалась бы от ленинградского проекта. Казалось бы, что здесь можно придумать нового? У тачанки четыре колеса, командир, ездовой, пулеметчик, четверка коней: два коренных и два пристяжных. Ну что, что нового можно было внести в эту композицию?

Первым в голове родился образ ездового. Лихой парень в буденновке, который отчаянным жестом бросает вперед квадригу лошадей. Разумеется, и кони должны были не скакать прямо, а входить в лихой поворот, тот самый, что описан в песне «Тачанка-ростовчанка». Помните, «и с налета, с поворота»…

Памятник Тачанка

Одна идея рождалась за другой. И поворот тачанки, и позиции командира, пулеметчика, и даже небольшой наклон всего памятника в сторону автодороги, чтобы его с одного взгляда смогли воспринять и оценить водители проезжающих автомобилей — все это сделало «ростовчанку» совершенно уникальной, непохожей на каховскую тачанку, которая и едет прямо, и не столь экспрессивна.

«СДЕЛАЙ ЕГО ПОБЛАТНЕЕ!»

Работу на «Тачанкой» начали в начале марта, как только немножко потеплело. Первым делом рабочие создали насыпь на площадке у дороги, уплотнив ее и утрамбовав. На этой насыпи соорудили тепляк, затянув его сверху брезентом. Там и работала творческая группа, которую я возглавлял. Внутрь провели электрические провода, повесили лампочки. При работе над «Тачанкой» очень пригодился опыт, полученный во время создания памятника «Преемственность поколений». Технология была похожей: арматурный каркас, прокладка из гипса, выколотка из медных листов.

Весть о том, что на Южном въезде в город создается большой памятник, мгновенно облетела весь Ростов. К нам приезжали корреспонденты. Очень часто останавливались машины, подходили люди, интересовались.

Начальник управления культуры Тараев то и дело приезжал посмотреть на ход работ. Подсказывал: «Ты ездового поблатнее сделай! Чтобы издалека было видно: это ростовский парень!» А я вспоминал, что на задке у тачанки батьки Махно было написано: «Фиг догонишь!», — так закончил свой рассказ Анатолий Андреевич Скнарин.

Памятник полюбился ростовчанам и подтверждением всенародному признанию стала традиция ростовских молодоженов приезжать сюда во время свадебных поездок по городу. Молодые пары возлагают цветы и фотографируются возле памятника. «Тачанка» давно стала не просто памятником о событиях Гражданской войны. Она стала одним из символов города, который, безусловно, узнается любым ростовчанином и гостями нашего города.

На фото: макет памятника «Атака» — именно так мог выглядеть мемориал на южном подъезде Ростова, не будь на то «особое мнение» генерала Плиева; Анатолий Скнарин во время работы над «Тачанкой»; Анатолий Андреевич следит за состоянием памятника и за тем, как проводятся текущие ремонты.

Читайте также: