Сколько весит подкова для лошади

Опубликовано: 04.05.2024

Государственный стандарт на "Подковы конные" (ГОСТ 54/08-77) является документом, определяющим качество, размеры, правила приемки и упаковки подков. Стандартные подковы изготовляются из стали определенной марки, профиля и качества. Качество этой стали позволяет изменять контур подковы без предварительного ее нагревания, т. е. производить холодную пригонку подков.

В готовом виде подкова представляет собой пластинку, изогнутую по форме подошвенного края роговой капсулы копыта. На подкове различают:
1) две ветви-наружную и внутреннюю
2) две поверхности - верхнюю и нижнюю
3) два края (боковые поверхности) - наружный и внутренний
4) гвоздевую дорожку, 5) гвоздевые отверстия
6) отворот.

Кроме того, подкову делят на части, соответствующие делению копытной стенки:
1) переднюю, или зацепную
2) боковые
3) задние, или пяточные.

Верхняя поверхность подковы состоит из двух частей - наружной и внутренней. Несколько большая наружная часть служит опорой для подошвенного края роговой стенки, белой линии и края подошвы копыта. Эта поверхность должна быть совершенно ровной и горизонтальной; ветви подковы должны лежать в одной плоскости Неровность и скосы верхней поверхности наружу или внутрь вызывают неплотное прилежание подковы и неравномерное распределение тяжести тела по копыту.

Бухтовка

Внутренняя часть верхней поверхности постепенно скашивается по направлению к внутреннему краю подковы и называется бухтовкой. Глубина бухтовки со стороны внутреннего края должна составлять 1/3 толщины подковы, а заканчиваться она должна на расстоянии 30 - 40 мм от концов ветвей. В настоящее время изготовляют подковы без бухтовки, с ровной горизонтальной верхней поверхностью

Нижняя поверхность подковы горизонтальна. У наружного края она имеет углубление - гвоздевую дорожку: со стороны этой поверхности происходит стирание подковы, особенно в ее зацепной части.

Иногда на нижней поверхности подковы делается скос по направлению к ее внутреннему краю (контрбухтовка). Наличие контрбухтовки способствует отбра-сыванию мелких камней, препятствует налипанию на подошвенную поверхность копыта грязи, мокрого снега, обеспечивает большую цепкость конечностей и до известной степени предохраняет лошадей от забивания.

Края (боковые поверхности) подковы (особенно наружный со стороны соседней конечности) должны быть гладкие, ровные, без выступов во избежание травматических повреждений.

Отворот подковы представляет собой тонкую полукруглую пластинку высотой 1,5 см и шириной 2 см, оттягиваемую спереди от наружного зацепного края подковы. Он несколько защищает зацепную стенку копыта от повреждений, облегчает пригонку подковы и препятствует ее смещению назад при движении лошади.

Толщина ветвей подковы должна равняться толщине роговой стенки. Ширина ветвей подковы должна соответствовать двойной ширине подошвенного края роговой стенки вместе с белой линией.

Гвоздевая дорожка пробивается у наружного края нижней поверхности подковы на 0,5-0,75 ее толщины; в ней помещаются и должны плотно заклиниваться головки подковных гвоздей. В связи с этим форма дорожки должна точно соответствовать форме головки подковного гвоздя. В зацепной и пяточной частях подковы подковные гвозди не забиваются и дорожки в этих местах не делаются.

Гвоздевые отверстия - важная деталь подковы, поэтому на их расположение, величину и форму следует обращать особенное внимание. Неправильно пробитые гвоздевые отверстия могут вызвать при подковывании повреждение тканей, расположенных под роговой капсулой. Такие повреждения называются заковкой.

Передняя и задняя подковы

Подковы для переднего и заднего копыта отличаются друг от друга по контуру, что связано с различными очертаниями подошвенного края копыт. У передней под-ковы наиболее широкая часть закругления находится посередине ветвей, у задней - на границе их средней и задней трети. Так как подошвенный край наружной половины копыта более закруглен, а внутренний более прямолинеен, то и наруж-ный край подковы закругляется больше внутреннего. Последний признак опреде-ляет также форму подковы для правого и левого копыта.

Но особых подков для правого и левого копыта заводы не выпускают. Поэтому каждой подкове придается соответствующая форма в процессе подковывания лошади.

В соответствии с размерами копыт выпускаются подковы 13 размеров: № 0, №00, №1, №2, №3, №4, №5, № 6, № 7, № 8. Номер подковы, отметка, для какой конечности она предназначена ("П" - передняя. "3" - задняя) помещаются на верхней поверхности подковы.

Для очень малых копыт подбираются подковы № 0 и №00, для небольших -№ 1 и №2, для средних - №2, №2,5, №3, для больших - остальные номера. Подковы №6, №7 и №8 употребляются для подковывания преимущественно упряжных лошадей.

Каждому номеру подковы соответствуют определенные показатели: длина от середины зацепной части до конца ветви, расстояние между наружными краями в самой широкой части закругления, между концами ветвей, толщина и ширина ветвей подковы на различных участках, расстояние гвоздевых отверстии от наружного края подковы, определенный вес и т. д.

В зацепной части упряжных подков, начиная и № 3, пробиваются отверстия для двух шипов; это обеспечивает большую устойчивость конечностей при движении лошади.

Для подков № 0 и № 00 стандартом установлено шесть гвоздевых отверстий для подков № 1, №2 и №2, 5 - восемь, для подков № 3, № 3,5, № 4 и № 4, 5 - десять, для остальных номеров - двенадцать.

Вес подковы № 00 - 290 г, № 8 - 720 г; разница в весе подков соседних номеров составляет в среднем 30 - 40 г.

  • Доставка
  • Способы оплаты

Семейство DF

Стандартные универсальные подковы для верховых лошадей.

Семейство DF The Royal Kerckhaert разработано с тем, чтобы представить лучшие корпоративные разработки по производству подков высочайшего качества.
Их новаторский характер обеспечивает компании лидерские позиции в сравнении с их конкурентами.
Запатентованный дизайн отворотов Radius tm, особый метод дизайна профиля подковы помогают ковалям из многих стран мира обеспечить.

Семейство ALU RACE

Лучшие алюминиевые подковы для скачек и верховых лошадей.

Теперь Royal KERCKHAERT предлагает принципиально новый тип подков для скачек и бегов с характеристиками, которых недостает аналогам на профессиональном рынке.
Обширный ассортимент серии Kings Plate – прекрасный выбор, отвечающий всем требованиям по подковам для скачек. Прежде, чем создать этот суперкачественный и многоликий продукт, компания Royal KERCKHAERT годами прислушивалась.

Семейство МEISTER

Подковы для классических видов конного спорта с расширением ветви в пяточной части.

Увеличение опорной поверхности способствует равномерности распределения нагрузки в опорно-двигательном аппарате лошади.

Семейство Meister характеризует технологии компании KERCKHAERT с наилучшей стороны.
Для того, чтобы обеспечить высокий стандарт технологий ковки, компания использовала новейшие технологии для производства подков семейства Meister.

Семейство CLASSIC

Подковы для классических видов конного спорта из полукруглой стали.

За счет особой полукруглой формы полотна помогают добиться более просторных движений лошади. Снижают нагрузку на связочный аппарат лошади.

Семейство Classic The Royal Kerckhaert прекрасно удовлетворяет запросы профессионалов-ковалей из самых разных стран.
KERCKHAERT смог революционизировать традиционные конические подковы: компания оснастила их системой отворотов.

Семейство WH и SSP

Классические подковы скошенные на конус по внутренней ветви. Подковы для тяжеловозов и крупных лошадей.


Семейство WH и SSP образует модельный ряд подков, с которых начался рост успешной репутации Royal KERCKHAERT, как компании-производителя лучших на массовом рынке подков машинной штамповки. Конечно, ковали разных стран пользуются и подковами иных мировых марок и модификаций, но почти все они едины во мнении, что подковы KERCKHAERT.

Семейство CENTURY

Семейство AMERICAN

Облегченные стальные подковы для верховых лошадей с двумя отворотами.

Американское семейство подков происходит из США, однако KERCKHAERT усовершенствовал этот дизайн. Стремясь идти навстречу пожеланиям ковалей из американской клиентуры, KERCKHAERT разработал широкий модельный ряд подков, в котором подходящий вариант можно подобрать практически под любую лошадь. Он предлагает большой выбор размеров и видов профилей.
Подковы семейства American.

Семейство TRIUMPH

Подковы для конного спорта высоких достижений.

Семейство подков Triumph – еще один пример штучного характера всей продукции Royal KERCKHAERT.
Специально разработанная, отдельная серия Triumph (доступная, как в стальном, так и алюминиевом исполнении) молниеносно стала хитом продаж на мировом рынке. Для этой серии Royal KERCKHAERT применяет метод объемной штамповки на падающем молоте – он позволяет добавить разнообразия в образцах дизайна подков.

Семейство STEEL RACE

Легкие и прочные, подковы для ипподромных испытаний. Помогают повысить спортивные результаты лошади, участвующей в спортивных состязаниях. Острые, точные края, обеспечивающие крепкую усадку, идеальные для точной подгонки. Высочайшее качество материала.

Если Вы желаете улучшить спортивные результаты Ваших лошадей - доверьтесь Royal KERCKHAERT, мы предложим Вам лучшее!

Семейство Steel Race – одно из самых удивительных в ассортименте Royal.

Подковы для лошадей
Заводчики лошадей — большие счастливчики, поскольку конь становится им настоящей опорой, верным товарищем и другом, бесценным помощником и просто спасением от плохого настроения. Однако за таким питомцем требуется очень тщательный уход, и особое внимание необходимо уделять именно ногам.

  • Зачем лошадям подковы
  • Виды
    • Стандартные (простые)
    • Спортивные
    • Ортопедические
  • Как выбрать подкову для лошади
  • Как подковать лошадь
  • Как часто нужно менять

Зачем лошадям подковы

Чтобы разобраться, для чего лошадям нужны подковы, необходимо вспомнить, что естественной средой для лошадей являются луга и поля, то есть они рождены бегать по мягкой почве. Стирание копыт о землю является нормальным процессом, однако от грубого покрытия, такого как щебень, их износ происходит быстрее, чем восстановление тканей. Чтобы защитить животное от износа копыт, сопутствующих травм и различных инфекций, люди и придумали такой способ защиты копыт, как подковы. Подковы для лошадей

  • помимо защиты от механических повреждений, подковы также оберегают животное от заражений различными инфекциями;
  • наличие железного «протектора» увеличивает сцепление с относительно скользкими поверхностями и помогает подниматься вверх без сильного скольжения.

Существует 3 вида современных защитных набоек, выбор которых зависит от предназначения лошади. Каждый тип имеет свои особенности.

Стандартные (простые)

Самым распространённым видом лошадиных протекторов являются стандартные подковы. Ими пользуется большинство заводчиков и фермеров. Такой аксессуар изготовлен из железа, имеет полукруглую форму и весит около 350 г. Стандартные подковы
Бывают простые и шипованные (зимние) наконечники (в случае выгула лошадей по скользким поверхностям). Использование стандартных подков допустимо в любом возрасте, при любых целях использования животного.

Спортивные

Как понятно из названия, спортивные подковы необходимы спортивным породам, которые получают ежедневную нагрузку при подготовке к чемпионатам. Данный вид протектора рассчитан на большие нагрузки и способен долго оставаться надёжной защитой для скакуна. Его особенностью является то, что он максимально облегчён и имеет индивидуальную анатомическую форму.

В свою очередь, спортивные протекторы можно разделить на несколько видов, в зависимости от целевого назначения:

  • для скакунов — лёгкие (125–150 г), полукруглые (есть зимние прорезиненные модели);
  • для многоборцев — угольные, с дополнительным слоем (150 г);
  • для конкуров — облегчённые (должны соответствовать стандартным нормам: шипы внутрь, минимальная высота);
  • для бегунов — утолщённые, подбираются под дорожное покрытие;
  • для рысаков (так называемые «лёгкие») — особенностью является разный вес между передними и задними изделиями (задние на 40% тяжелее для более лёгкого движения устойчивым бегом).
Спортивные подковы

Ортопедические

Ортопедические набойки призваны исправить ряд проблем с конечностями, таких как:

  • быстрая утомляемость;
  • травмы конечностей (снимают боль);
  • долгое заживление копыт после травм и заражений инфекциями;
  • неровное движение конечностей;
  • высокая нагрузка на ноги;
  • деформация копыт.
Ношение подков на протяжении всего нескольких дней значительно улучшит общее состояние конечностей лошади. Ортопедические подковы
Также существуют подковы-зажимы, которые используют как гипс при раздроблении нижних частей ног.

Как выбрать подкову для лошади

Неправильно выбранная защита копыт может не только создать животному дискомфорт, но и вызвать серьёзные травмы. Поэтому необходимо следовать определённым правилам по выбору необходимого аксессуара:

  1. Правильно определить цель, ведь от неё будет зависеть вид нужного протектора.
  2. Размер. Набойка должна быть сделана по индивидуальным характеристикам стопы животного.
  3. Материал. Существуют железные, резиновые и пластиковые варианты. Самыми оптимальными всё-таки считаются подковы из железа, ведь они подходят для любого случая.
  4. Сезон. Так же, как и резина для автомобилей, подковы бывают летние и зимние, поэтому их надо устанавливать в правильное время года.
  5. Установка. Её может сделать только профессионал. Самому лучше не подковывать лошадей.

Как подковать лошадь

Многие владельцы переживают, не больно ли лошади при подковке. И напрасно, ведь копыто — роговое вещество, которое не имеет нервных окончаний. А вот отсутствие необходимой защиты действительно может принести животному боль. Итак, подковы выбраны; осталось приобрести все необходимые инструменты — и можно приступать к установке. Ковка лошади
Для подковки коня необходим следующий инвентарь:

  • щётка средней жёсткости;
  • обсечка;
  • крючок для копыт;
  • резцы (гвозди);
  • клещи;
  • рашпиль;
  • наковальня и молоток (500 г).

Когда всё, что нужно, приобретено и подготовлено, осталось взять четвероногого питомца под узду и приготовиться к ответственной процедуре:

  1. Первым делом коня необходимо привязать к надёжной опоре, поскольку животное должно стоять неподвижно. Должен быть доступ ко всем его конечностям.
  2. Переднюю ногу надо поднять по естественному суставному сгибу. При помощи обсечки и молотка надо расшатать и вынуть заклёпки, чтобы снять старую подкову.
  3. Теперь нужно прочистить копыта от грязи и навоза, ведь любая грязь вызовет воспалительные процессы и инфекции. После вытереть копыто насухо, и, не опуская ногу на землю, выполнить дальнейшие действия.
  4. С помощью копытного резца необходимо максимально выровнять копыта, избавиться от всех неровностей (процедура напоминает подпиливание ногтей).
  5. После выравнивания необходимо отшлифовать копыто (при помощи рашпиля).
  6. Далее, после измерения длины и ширины копыта, подбирается соответствующая подкова. В случае если подкова подошла не идеально, с помощью молота и наковальни её необходимо подогнать под необходимый размер.
  7. Набойку необходимо закрепить — для этого в ней имеются специальные отверстия, в которые следует поочерёдно вбить резцы (гвозди). Резцы, которые вышли наружу из копыта, необходимо отрезать, поскольку они могут травмировать животное и человека.
  8. На внешних концах гвоздей при помощи молотка или заклёпочника устанавливаются заклёпки.
  9. Далее с помощью клещей подкова максимально прижимается к подошве, а острые края по всей площади шлифуются рашпилем.
  10. Те же процедуры проделываются с другими конечностями.

Видео: проверено на себе: как коня подковать

Как часто нужно менять

Поскольку подкова призвана защитить копыто от износа, а лошадь имеет довольно внушительный вес, данный протектор быстро изнашивается, так что владелец должен быть готов к регулярной замене стёртых подков. Обычно это происходит раз в 1,5–2 месяца. К тому же летом и зимой необходимо носить разные набойки.

Показаниями для того, что защиту нужно поменять, являются:

  • травмы конечностей;
  • смена сезона;
  • длина копыта более 10 см.

Итак, защита ног коня — важная задача, поскольку это будет напрямую влиять на самочувствие и трудоспособность животного. Самому это делать достаточно сложно, однако большая лошадиная семья требует постоянной смены подков, поэтому необходимо научиться справляться с этим и не доставлять дискомфорт ни себе, ни своему любимцу.

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI FORGE" ЕSL3, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUI FORGE" ЕSL3, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

160

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI FORGE" ЕSL3, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUI FORGE" ЕSL3, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

1 600

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL4, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL4, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

170

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL4, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL4, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

1 670

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL5, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL5, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

170

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL5, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL5, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

1 675

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL6, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL6, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

170

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL6, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL6, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

1 680

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL7, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL7, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

175

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL7, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUI-FORGE" ЕSL7, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди.

Тонкие ковочные гвозди.

1 690

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е3, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е3, 25 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

95

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е4, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е4, 25 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

105

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е4, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е4, 250 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

1 030

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е5, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е5, 25 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

115

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е5, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е5, 250 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

1 100

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е6, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е6, 25 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

120

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е6, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" Е6, 250 шт

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

Ковочные гвозди Е - это надежные многоцелевые гвозди.

1 170

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL4, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL4, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди

Тонкие ковочные гвозди

110

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL5, 25 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL5, 25 шт

Тонкие ковочные гвозди

Тонкие ковочные гвозди

120

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL5, 250 шт

Гвозди ковочные "EQUIMAN" ЕSL5, 250 шт

Тонкие ковочные гвозди

Тонкие ковочные гвозди

1 190

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "March" MX50, 25 шт

Гвозди ковочные "March" MX50, 25 шт

Гвозди подходят для лошадей с поврежденной копытной стенкой

Гвозди подходят для лошадей с поврежденной копытной стенкой

140

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "March" MX60, 25 шт

Гвозди ковочные "March" MX60, 25 шт

Гвозди подходят для лошадей с поврежденной копытной стенкой

Гвозди подходят для лошадей с поврежденной копытной стенкой

145

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "March" Е4, 25 шт

Гвозди ковочные "March" Е4, 25 шт

Гвозди для подков.

Гвозди для подков.

130

Гвозди ковочные

Гвозди ковочные "March" Е4, 250 шт

Гвозди ковочные "March" Е4, 250 шт

Гвозди для подков.

Гвозди для подков.

1 280

ЗооVIP, Россия

Likit, Великобритания

EQUIMAN, Россия

Germida, Республика Беларусь

Mustad, Швеция

Alezan, Россия

Carr & Day & Martin, Великобритания

OK Plast, Дания

Roeckl, Германия

Equistro, Франция

Horze

Bense & Eicke, Германия

Schleich, Германия

HKM, Германия

Pfiff, Германия

HARRYS HORSE, Голландия

Золотой табун, Россия

Узнайте первыми о новых товарах

Мы в контакте
Мы в одноклассниках
Мы на фейсбуке
Мы на ютубе

Вам отправлено письмо для подтверждения

Вам отправлено письмо для подтверждения

Накапливайте бонусы на личном счете и тратьте их на покупку товаров согласно правил Программы лояльности

КОМПАНИЯ

  • О компании
  • Адреса магазинов
  • Сервис-Центр
  • Консультация специалиста
  • Написать письмо
  • Вакансии

УСЛУГИ

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

  • Инструкции к металлоискателям
  • Игра "МДКЕШИНГ"
  • Газета "Вестник МДРегион"
  • Игра "Дневник Купца"
  • Наш YouTube
  • Наша группа "ВКонтакте"

Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.

Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.


Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!

Поверья

В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.


Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».

История подковы

Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.


И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.

Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.

Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.


Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.

Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.


Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.


Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.

Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.

Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.

Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.

Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.

Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка

Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.


Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.

Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.

Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.

Рис. 12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.

Рис. 13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами, изготовленная в России заводским способом на механических станках (1929-1945 гг). Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода (ЮЗ - Юризанский завод или КМ – «Красный металлист»); номер подковы (всего существовало 10 номеров); и на какие ноги она предназначалась (П - передние или З - задние).

С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.


Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.

Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.

Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. Относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Восточной Европы и на юге России связывают с экспансией османской Турции 16-17 веков.

Современность

Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.


Формы подков. 1 - московская подкова для упряжных лошадей; 2 - восточная подкова; 3 - горная подкова; 4 - зимняя подкова тяжеловоза с постоянными шипами; 5 - зимняя подкова со съемными шипами; 6 - подкова для скаковых лошадей; 7 - подкова для троеборных лошадей; 8 - летние подковы для рысаков; 9 - зимние подковы для рысаков.

Что делать с найденными подковами?

Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.

Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.

Применение подков:

  • сложить в кучу к железному лому и сдать;
  • отчистить и одарить друзей – вдруг понадобится над дверью прибить;
  • отчистить, выяснить историю и попробовать продать;
  • отчистить и создать декоративное панно – тоже с целью продажи;
  • начать собирать коллекцию подков.


Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!

И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?

Читайте также: