Как казахский народ воспринимал овец и коз

Опубликовано: 02.05.2024

Около одиннадцати тысяч лет назад в Средней Азии – в степях между Каспийским и Аральским морями, местными племенами был одомашнен дикий баран аргали.

Считается, что от него происходят все современные породы овец. Из Средней Азии домашние овцы попали в Иран, а оттуда – в Месопотамию. Там произошло разделение овец на грубошерстные, тонкорунные и жирнохвостые породы.

Из Месопотамии овцеводство распространилось в Переднюю Азию, затем – в Египет, а из Египта уже попало в Европу.

Важное значение оно имело в хозяйстве древних греков, о чем свидетельствуют греческие мифы.

древнегреческое изображение пастуха с овцой на плечах

В средние века овец разводили уже все европейские народы, в том числе славяне.

Овцы первыми из копытных стали регулярно снабжать древнего человека мясом, молоком и шерстью, из которой люди научились изготовлять пряжу и ткани, чтобы одеваться уже не просто в шкуры, как раньше, а самим изготовлять одежду.

Как приручили овец и коз

А около девяти тысяч лет назад в Малой Азии человек одомашнил дальнего родственника овец – безоарового козла, от которого, скрещенного затем с винторогим козлом, произошли домашние козы.

безоаровый козел

винторогий козел

Судя по древним изображениям, в античную эпоху коз использовали не только для получения тех же продуктов, что и от овец, но и для упряжной езды.

Согласно древнегреческому мифу, когда Зевс был беспомощным младенцем, его вскормила коза по-имени Амалфея. Став взрослым, Зевс сделал себе из ее шкуры щит – эгиду (от греческого «эгос – коза»).

Как приручили овец и коз

Коза довольно неприхотливое животное, но у нее есть тот же недостаток, что и у собаки: она легко дичает.

Как приручили овец и коз

Одичавшие козы и по сей день наносят серьезный урон хозяйству многих стран Востока, объедая и без того скудную растительность. Чрезмерное размножение коз в древности считается одной из причин образования Сахары – величайшей пустыни на земном шаре, на месте которой еще в античные времена существовала саванна.

Как приручили овец и коз

(все изображения взяты из открытых источников Интернета)

Как приручили овец и коз

Как приручили овец и коз

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержите наш канал лайком и нажмите вверху "подписаться". Заглядывайте еще: каждый день новая публикация. Пусть сбывается всё хорошее🙂

Основным видом хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство. Скот находился в семейно-частной собственности. Казахи разводили четыре основных вида скота: овцы, лошади, верблюды и крупный рогатый скот. Главный вид скота - овцы. Казахская порода овец - курдючная. Они были очень крупными, весом до 4-5 пудов (курдюк - до 2 пудов). Лошади, напротив, были низкорослые (вьючные, верховые), а скакуны (аргамаки) имела только знать. Верблюды были двугорбые. Караван (из 7-8 верблюдов) олицетворял собой символ мира.

Пастбищное скотоводство (пастбища были в общинно родовом пользовании) предполагало существование четырёх видов пастбищ:

кстау - зимние (зимой еще строили кора - укрытие для скота).

Кочевание - меридиальное - скот перегоняли летом на север, зимой - на юг, (как правило, с ранней весны до поздней осени).

Вертикальное кочевание - с зимних пастбищ в долинах - на летние высокогорные.

Пустынное кочевание - от колодца к колодцу.

Каждый сезон имел круг обязательных работ: весной - стрижка овец, коз; летом - скот набирал вес, время тоев; осенью - стрижка, барымта, народные собрания.

Кочевали аулами, широким фронтом - до 200 км., на расстояния от 300 до1000 км.

Зимнее время кочевники проводили на зимовках. Был особый порядок выпаса скота зимой: при раздельном выпасе скота, там, где снежный покров был небольшой, вначале пасли овец, а где глубокий снег - лошадей и т. д.

Если выпас скота был совместный, то вначале пускали лошадей, потом - КРС и верблюдов, а следом - овец и коз (особенно во время гололеда, глубокого снега). Количество скота было различным у разных категорий лиц: у простых кочевников - не менее 30-50 лошадей, не менее 100 овец; у богатых - до 26 тыс. лошадей, несколько десятков тыс. овец (богатые составляли около 11% всего населения).

34. Материальная культура казахского народа(15-17века)

В XV—XVII вв. развивалась самобытная культура казахского народа. Закрепились основные особенности материальной и духовной культуры казахов — в типах жилья, его убранстве и утвари, в одежде и пище, в обрядах и обычаях, в художественных промыслах и устном народном творчестве. В них органически были восприняты культурные ценности предшествующих племен и народностей, обитавших на территории Казахстана.

Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеи Джаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа в районе Улутау, мазары на Мангышлаке, в низовьях Сырдарьи и в предгорьях Каратау отличались своеобразием, строгостью и выразительностью архитектурных форм.

Изделия домашних промыслов и прикладного искусства — тонко орнаментированные предметы конского снаряжения, юрты, искусно выделанные предметы их убранства, предметы домашнего обихода (ковры, кошмы, вышивки, циновки, посуда), нарядная женская одежда и украшения — все это свидетельствует о высоком уровне своеобразной материальной культуры народа.

Широко развивалось в XV—XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколения в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» «Камбар-батыр» и др., социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Кыз-Жибек» и др., слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалки-из-жырау (XV в), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.). В песнях, поэмах, эпических сказаниях прославлялись самоотверженность и подвиги батыров в защите родины, рассказывалось о жизни и быте народа. Талантливые музыканты создавали инструментальные произведения (кюи) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. В XVI—XVII вв. письменная литература на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежре). Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Джала-ири «Джами ат-таварих».

Ислам в этот период глубоко укоренился в городах Южного Казахстана, в том числе среди казахов, живущих в этом регионе. Правящая казахская элита в полном объеме исповедовала ислам и стремилась распространить его среди своих подданных. Однако в низах догмы ислама не получили широкого распространения, большинство народа придерживалось доисламских верований, основанных на культе тенгри, поклонении солнцу, предкам, духу земли и духу воды, огню. Наряду с языческими обрядами все большее распространение получали и мусульманские обряды.

35. Духовная культура казахского народа(15-17века)

Культура казахов в XVI-XVII вв .В это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. С XIX в. началось постепенное разрушение духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIв - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. У казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XIX в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.


Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. В новой главе моей книги "Қарашаңырақ" начнем рассказ о том,

Как казахи постигали язык животных

Часть I

Приятель недавно спрашивает: дочка просит собачку. Шпица. Померанского. А у них двухкомнатная квартира. Обычная. Стоит ли заводить? Места, прямо скажем, маловато. Не разбежишься. А это ж все-таки животное. Мороки с ней, с собакой этой. Пусть она и комнатная. Все равно гадить будет, пока не научишь ее правильно ходить. Да и мыть ее потом надо постоянно, чтобы псиной в доме не воняло, выгуливать, кормить, ухаживать, прививки делать…

Поначалу друган мой попытался сторговаться с дочкой. Предложил ей как вариант рыбок в аквариуме. Мол, они тоже красивые и успокаивают. Но доча ни в какую: "Хочу шпица, он няшный".

Хомяк в банке тоже не прокатил. Тут и жена подключилась. Аргументы свои выложила: с рыбками не поиграешь. И не поговоришь. А ребенку нужен друг. И при чем тут хомяк? Разве хомяк может быть другом? Он же мышь. А вот щенок - это другое дело. Это логично. Собака научит преданности, доброте. И вообще, если сызмальства человек будет о ком-то заботиться, то вырастет достойным гражданином с большим и отзывчивым сердцем.

Приятель затосковал. Конечно, против отзывчивого сердца он ничего не имел, но дело в том, что сам он родился и вырос в обычном казахском ауле, поэтому городские примочки не очень воспринимал. Ту же собаку, к примеру. Как с ней жить под одной крышей? Пусть она даже декоративная. У него в ауле все собаки сидели на цепи. Это те, что сторожевые. А те, что "звоночки", те бегали где-то под ногами. Никому не мешали, ну и пользы от них тоже особой не было. Но самое главное – никому в голову не приходило тащить их в дом. Они ж собаки.

Что касается шпица этого померанского, то друг мой ясно представлял себе будущее. Дети, они ведь как, загорятся поначалу, а потом, как начнется вся эта фанаберия с обязательными прогулками и ветеринарами, так и остывают. И куда деваться? Не выбрасывать же на улицу. Жалко. Живая душа все-таки. Придется самому за собакой смотреть. Часто так оно и происходит. Собачники знают кучу историй. И что? Ходить потом искать "добрые руки"…

У казахов в старину был такой обычай, бәсіре назывался.

Когда рождался мальчик и его рождение совпадало с окотом, то выбирали жеребенка (или верблюжонка) и называли его бәсіре. И теперь он принадлежал новорожденному. Своеобразный подарок. Поначалу – игрушка. Но со временем – друг.


За ним и ухаживали по-особенному, баловали. В хозяйстве не использовали. Ни в коем случае не резали, не передаривали и не продавали. Теперь они – жеребенок с ребенком – по идее, должны были расти вместе. Естественно, по мере взросления мальчик привыкал к своему бәсіре. Ухаживал за ним, заботился, кормил, поил.

Главным условием выживания кочевника в степи было наличие скота. Естественно, кочевник должен был понимать его язык. Я имею в виду язык животных. Поэтому детей приучали к такому общению. И это было не праздное занятие. Вернее, не только игра и забава, но и образование. Просвещение. Причем всеобщее и обязательное. Всякий уважающий себя степняк должен был пройти такую школу от начала и до конца.

По традиции младшие начинали "с продленки". Они пасли ягнят, козлят и овец. Чуть повзрослевшим детям доверяли уже КРС, то есть крупный рогатый скот. Хотя в степи не очень с ним возились – с КРС я имею в виду. Традиционно коровы с быками не пользовались популярностью у кочевников. А козлов вообще не любили. Их держали только из-за того, что они "руководили" баранами. То есть всегда шли впереди отары.

Старшаков приставляли к лошадям. За это время каждый проходил полный курс обучения и постигал великую науку выживания в степи. А тонкостей у этой науки было множество. Взять хотя бы тот же водопой. Казалось бы, чего тут мудрить? Где здесь тонкости? Подогнал стадо к воде - и пусть пьют.

Первыми должны пить верблюды. Потому что они не мутят воду и пьют очень аккуратно. После них пьют лошади, поскольку они очень брезгливы. А вот после лошадей пьют уже все остальные: бараны, козлы, быки, коровы, им все равно, где пить и как. И они не такие аккуратисты.

Между прочим, таких нюансов в скотоводстве очень много. И все их надо было знать.

И вот бәсіре потихоньку рос. Наступало время, когда его пора было приучать к седлу.

Кстати говоря, пару слов о седлах.

Седла по конструкции мастерились разные. Детские, взрослые, мужские и женские. Последние делались с крутоизогнутым сиденьем и оформлялись более богатым декором. Так они смотрелись наряднее. Мужские были плоские, попроще и попрактичнее. И если женщина могла сесть в мужское седло по необходимости, то мужчина никак не мог усесться в женское.



Иллюстративное фото: pixabay.com

Само седло считалось предметом сакральным. Его нельзя было дарить и уж тем более терять. Человек мог лишиться лошади, но ни в коем случае седла. Бытовала даже такая поговорка: "Атты жоғалтсаң да ерді жоғалтпа" - "Ты можешь потерять коня, но только не седло". Потеря седла считалась катастрофой. Неимение своего седла – дело постыдное. Похуже, чем отсутствие собственного дома. Поэтому к седлу относились с особым трепетом. Существовали определенные запреты. Например, нельзя было садиться в пустое седло. Запрещалось класть шапку на переднюю луку седла, это был знак траура, который говорил о смерти хозяина лошади. Поломанное седло означало черную весть. Если человек видел такое во сне, то это считалось не к добру.

Но вернемся к бәсіре.

Наступала очередь следующего обряда, который назывался ашамайға мінгізу. Суть его заключалась в том, что мальчика впервые сажали в седло. Ашамай – это и есть название седла. Детского. Оно было сделано так, чтобы ребенок не упал.

Сажание в седло проходило в торжественной обстановке. Устраивали небольшой забег в ширину – ашамай той. На него собирались аульчане, соседи и близкие. Лошадку "тюнинговали". Не в том смысле, что начищали копыта фосфором или красили брюхо под "мокрый асфальт". Нет, просто украшали гриву и хвост перьями филина. Это должно было уберечь мальчика от сглаза, бед и проблем в будущем, обеспечить ему долгую дорогу, по которой он будет двигаться по жизни, крепко держась в своем седле.

Кстати говоря, это могла быть любая лошадка. Необязательно бәсіре. Нужна была обученная коняшка, нестроптивая, спокойная. Это делалось для того, чтобы не было неприятных сюпризов – чтобы не бегать потом всем аулом за бедным мальчиком, которого унесла в неизвестном направлении перепуганная лошадь.

Сажали в седло тоже неслучайные люди. Как правило, это были признанные шабандозы. То есть гонщики по-современному. Которые не раз и не два доказывали свою состоятельность во время соревнований типа Париж – Даккар.

Между прочим, у меня в детстве тоже был свой бәсіре.

Ну как бәсіре? Не совсем, конечно, бәсіре, но уж какой подарили. Я о нем писал в одной из своих книжек. Перескажу вкратце.

У овец окот обычно происходит в феврале-марте. К тому времени многие утепляют загоны или сколачивают у себя дома что-то вроде яслей. Туда складывают на ночь ягнят, поближе к теплу, потому что в сарае они могут простудиться. Вот и отец мой сколотил такой загончик дома и стал ждать.



Фото:elements.envato.com

Овцы, как и положено, стали дисциплинированно, одна за другой, приносить приплод. Вскоре весь отцовский загончик заполнился шумной компанией сосунков. Но вот одна наша овца, самая старшая, байбише, можно сказать, с ней что-то пошло не так. Она родила двойню. Первый ягненок околел сразу, а второго она не стала кормить. Не знаю почему. Что-то у нее там в голове переклинило с горя. В общем, ягненку уготована была голодная смерть. Отец думал его зарезать, но я расплакался, и тогда он сказал: "Выходишь – будет твой". И я заменил ягненку мать. В буквальном смысле спас от смерти и выкормил его из соски. Со временем ягненочек вымахал в здоровенного такого кошкара с рогами в три винта. Живого весу набрал килограммов под шестьдесят. Стал гонять по дурости кур, гусей и собак. Никого из чужаков не пускал в дом. Мы с ним еще выучили пару команд: "сидеть", "лежать", "апорт" и "фас".

Больше всех ему нравилась последняя команда. Короче, превратился мой кошкарчик в сторожевого пса. Причем с крутым и непредсказуемым нравом.

Закончилось все печально. Просто всплыло в памяти к теме с нашим традиционным бәсіре.

С котоводческие заговоры алтайских казахов – переселенцев из Казахстана, с конца XIX века проживающих по левому берегу реки Чуя в Кош-Агачском районе Республики Алтай, – древняя обрядово-магическая традиция, широко распространенная в животноводческих культурах тюрков и монголов. У кош-агачских казахов жанр был зафиксирован повсеместно. Заговоры поются самкам домашних животных в случаях их отказа от кормления новорожденных детенышей, при необходимости приучить чужого детеныша, а также для успокоения животного во время доения. Они являются главным компонентом проводимого обряда. Традиция относится к закрытой части музыкальной культуры, поскольку исполнение заговоров не предполагает присутствия посторонних слушателей и передается внутри семьи. Заговоры обозначаются различными этническими терминами, в отличие от песен поются на импровизационные индивидуальные напевы с обязательным использованием слов-символов, строго закрепленных за каждым видом животных. В настоящее время эта локальная традиция находится на грани исчезновения.

Исполнение заговоров направлено на сохранение приплода скота в период его появления, что является жизненно важной задачей для скотоводов. Заговоры поются самкам домашних животных в случаях их отказа от кормления новорожденных детенышей, при необходимости приучить чужого детеныша, мать которого погибла, а также для успокаивания коровы во время доения. Заговоры являются основным компонентом проводимого окказионального обряда.

Алтайские казахи поют заговоры овце, козе, корове и лошади. При этом самыми распространенными являются заговоры овцы, а самыми редкими – заговоры лошади, поскольку, по словам знатоков традиции, она почти никогда не отказывается от жеребенка.

В традиции существует несколько терминологических обозначений заговоров. По отношению ко всем животным употребляются термины: телiген – от тели- «приучать/ приставлять сосунка к чужой матке»; алдыру/ алмаганда – понудительное от ал- «брать»; жергенде – вероятно, от жер- «земля» или жерге- «наземь» (то есть «отказываться, бросать на землю»). К ним добавляется уточнение, касающееся адресата заговора, например, кой/ешкi/сиыр/бие баланы алдыру «овцу/козу/корову/кобылу детеныша своего заставить взять». Заговор при доении коровы называется сиыр сауганда «корову когда доят». Кроме того, есть особые названия заговоров козы – чеге/ чуру и овцы – ψoйго, в основе которых лежат закрепленные за этими животными слова-символы. Обращает на себя внимание то, что слово-символ овцы включает губной вибрант ψ, не входящий в систему языка и речи, но использующийся в традиционных интонационных культурах (у русских он задействован в сигнале тпру для остановки лошади). Множественность этнических названий, однако, никак не влияет на целостность этой традиции.

Этнографическая сторона обряда алтайских казахов почти полностью совпадает с теленгитским, алтайским, тувинским и бурятским обрядами. Матку (корову, овцу, козу, лошадь) подзывают с помощью традиционного сигнала, содержащего слова-символы, закрепленные за каждым видом животных. Корову, козу, лошадь привязывают веревкой за шею, а овцу помещают в клетку уйчик. При необходимости самке спутывают ноги (для коров и лошадей такая мера безопасности обязательна). Исполнитель обряда подходит к животному с правой стороны, правой рукой берет козленка/ягненка, мажет ему спину и хвостик молоком матери, соленой водой или последом (для того, чтобы самка начала его облизывать), дает понюхать матке и затем помещает его под вымя. Теленка и жеребенка подталкивают к соску. Если детеныш слаб и не может сам сосать, ему помогают, поддаивая вымя правой рукой. Одновременно с этим левой рукой матку гладят по спине и хвосту и поют заговор. Процедура длится до тех пор, пока молоко не будет полностью выдоено, что занимает от 3-х до 10-ти минут. Обряд проводится утром и вечером в течение одного-семи дней до тех пор, пока самка не примет детеныша.

Приоритет в исполнении заговоров принадлежит женщинам, которые поют их не только для спасения новорожденного детеныша, но и при доении коровы, для того чтобы успокоить животное и получить больше молока. Мужчины тоже умеют петь заговоры, но делают это только в случае крайней необходимости и соответственно реже бывают мастерами этой традиции.

Основным магическим средством обряда считается именно поющийся заговор, при этом воздействие пения бывает настолько сильным, что у самок (коров и овец) на глазах появляются слезы. В культуре существует представление, что после заговора самка больше никогда не откажется от новорожденного.

Поскольку текст заговора может состоять только из звукосимволических слов, закрепленных за каждым видом животных: ψoй/ψoйго в заговорах овцы, чеге/чуру в заговорах козы, хоу/хову в заговорах коровы, кру в заговорах лошади, – можно предположить, что именно пропеваемые слова-символы являются основным средством магического воздействия. Обращает на себя внимание то, что эти звукосимволические заговорные слова имеют близкие аналоги в других тюркских и монгольских культурах, что свидетельствует об общности происхождения жанра, восходящего к древней эпохе.

В музыкально-поэтических текстах казахских заговоров, наряду с общими, ярко проявляются специфические черты. Так, строки, из которых состоят заговоры, демонстрируют удивительное разнообразие. В заговорах используются одиннадцать разновидностей строк. Это строки, включающие только слова-символы, поэтические смыслонесущие строки с разным количеством слогов, содержащие призывы к самке одуматься и принять своего детеныша, и смешанные строки с разными комбинациями звукосимволических и смыслонесущих слов, часто являющихся ласковым обращением к животному.

Разновидности строк имеют разную ритмическую организацию и сочетаются между собой по весьма сложным правилам. При этом три разновидности строк присущи только заговорной традиции алтайских казахов, а восемь – аналогичны строкам в заговорах теленгитов, алтайцев, туркменов и бурят. Яркой характеристикой традиции является и то, что весь заговор может состоять не только из звукосимволических строк (что характерно для всех заговорных традиций), но и из комбинированных строк. Например, заговор овцы, записанный от жительницы с. Жана-аул Ойран Канапьяновной Отеповой, 1937 года рождения (аудиопример 08), состоит из строк:

Ψой, моя овца, ψой, моя овца.

Ψой, моя овца, ψой, моя овца, ψoй.

Заслуживает внимания то, что комбинация слов в первой строке этого заговора однократно зафиксирована в заговорах бурят, а комбинация слов во второй строке аналогов не имеет.

Особенностью заговоров является отсутствие какой-либо соотнесенности напева с адресатом. На один и тот же напев исполнитель при желании может спеть заговоры животным всех видов, что не исключает возможности использования разных напевов по отношению к одному животному. Музыкальным средством, маркирующим адресатов, являются регистровые зоны: в верхней поются заговоры козы, в средней – заговоры овцы, а в нижней – заговоры коровы. Мелодии заговоров являются индивидуальными. Это свойство сближает их с колыбельными укачиваниями и отличает от песен.

Напевы алтайско-казахских заговоров прежде всего характеризуют ладовое многообразие, использование нетемперированных звукорядов, импровизационность, разнообразие мелодических оборотов, тонкость исполнительских приемов, метрическая свобода. В заговорах обнаруживаются древнейшие мелодические модели, но наряду с ними представлены и поздние заимствованные мелодические образования (аудиопример 17).

Важнейшей особенностью заговорной традиции является ее закрытость. Заговоры не предполагают посторонних слушателей, а передача традиции осуществляется только внутри семьи. Такое скрытое существование, с одной стороны, обеспечивало заговорам сохранность и защиту от различного рода влияний, а с другой – обусловило их неизученность. Впервые материал, дающий представление об этой локальной традиции, был записан в экспедициях 1997–1998 годов, а уже полевая работа 2011 года показала ее стремительное угасание и резкое сокращение числа традиционных исполнителей.

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.


История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

Жизнь в разных странах


Казахи проживают в ряде стран: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В Китае казахский народ пребывал еще в 12 веке. В страну также произошла массовая эмиграция во время голодных лет. Многие из них в повседневной жизни говорят на казахском языке, а правительство КНР активно поддерживает расселение людей, создавая автономные образования. Например, одним из таких является образование Аксай-Казахский автономный уезд. В Китае издаются газеты на казахском языке, есть несколько телеканалов, заметных сложностей в трудоустройстве нет.
На территории Российский Федерации проживает несколько сотен тысяч казахов. Многие образуют общины, крупнейшими из которых стали Омская, Саратовская, Оренбургская и Астраханская. В России предусмотрены школы, где преподают казахский, но обучение на казахском языке не предусмотрено.
Более 100 тысяч казахов живет на территории Монголии, значительная часть проживает в Узбекистане, а в Киргизии они имеют статус национального меньшинства. Для всех казахов, за исключением тех, что проживают в России, характерна массовая репатриация на родину, чему способствует само государство Казахстана.

Религия

Казахи в большинстве своем являются мусульманами. Атеистов в Казахстане насчитывается не более 100 тысяч человек. Влияние ислама на казахский народ носит исторический характер. В конце 10 столетия он был официально утвержден как государственная религия. Следует однако отметить, что современные казахи соблюдают не все обряды, например, нарушается порядок намаза. Причина такого отношения кроется в светской политике Советской власти, которая преследовала любую религиозную деятельность, ограничивая возможности миссионеров.
Сохранилось и языческое верование — тенгрианство. Оно предусматривает поклонение духам и богам природы, тяготеет к тотемизму. Шаманизм не считается государственной религией, однако жители сельских районов до сих пор придерживаются давних ритуалов и поклоняются языческим богам. Подобная ситуация вызывает массу противоречий у мусульман, которые также негативно относятся к традиционным казахским обычаям, часто противоречащим предписанию Корана. В целом же представители ислама и тенгрианства существуют мирно.

Культура


В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни. У казахов еще много веков назад появилась особая форма состязания — айтыс. В нем каждый должен продемонстрировать свой музыкальный талант. Даже сейчас акын считается не просто родом занятий, а настоящей профессией.
Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя.
Казахская литература насчитывает много веков, однако ее письменная форма сложилась не ранее чем в 19 веке. В советский период вновь получила развитие устная литература, посвященная революции и ее деятелям. Популяризации казахской литературы способствовала советская пропаганда. В середине прошлого века в Казахстане получила огромную популярность научная фантастика, а в начале 21 века сформировался постмодернизм. Сейчас литература Казахстана все больше тяготеет к Западу.
В Казахстане расположено несколько памятников всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО.

Традиции


Казахский народ имеет множество традиций, которые формировались на протяжении долгого времени. Одной из важных традиций является воспитание детей. За каждым сыном должны присматривать разные люди, чтобы ребенок мог получить от всех опыт, который пригодится ему в жизни. Распространен институт «семи предков», подразумевающий важность родственных связей. Распределение в семье сыновей по обычаям казахского народа требовало, чтобы старшего сына отправляли на воспитание к бабушке и дедушке, среднего обучали военному делу, а младшего оставляли у родителей, чтобы он в дальнейшем помогал с хозяйством. Важность мужской линии была несоизмерима больше, чем женской. Казахи считали внуками только тех, кто рождался от их сыновей.
У казахов есть много свадебных обрядов, причем большое внимание в культе брака отводится предкам. Каждому казаху надлежит знать свою родословную до седьмого поколения. Это необходимо для соблюдения запрета — нельзя выходить замуж (жениться) на представителях своего рода. Бракосочетание происходило обычно в юные годы, девушки становились женами уже в 14 лет, мужчины в 14-15.
Не менее важным пунктом в традициях казахского народа является гостеприимство. Гостя надлежало принимать в обязательном порядке, поскольку отказавшего ему в воде и еде облагали штрафом. Традиция велела угощать гостя лучшей едой, подавать кумыс, айран, затем налить чай и угостить сладостями. После подавали горячие блюда. Обычно баранину или конину (мясные и колбасные изделия).
Особой традицией является конный спорт, скачки как таковые считаются национальным видом состязаний. У казахов насчитывается не менее 10 национальных видов спорта и игр. Практически во всех присутствует свои обычаи. Например, в алтыбакане молодые люди поют песни, гуляют и танцуют. Забавной игрой является кыз куумай, в которой юноши должны догонять девушек на лошади. Если молодому человеку удастся догнать девушку, он должен подарить ей поцелуй. Затем они меняются местами, и молодому человеку нужно во что бы то ни стало убежать от девушки, преследующей его на коне, иначе она имеет право отстегать его. Одним из самых сложных состязаний считается кокпар. В нем все участники должны бороться за тушу барана, при этом сама игра позволяет определить наиболее сильного, ловкого и опытного наездника, способного удержаться в седле. Сложность игры заключается в том, что она может длиться часами.
Отношение к традициям у казахов в целом очень серьезное. Им посвящаются фильмы, реклама, государство старается пропагандировать возрождение традиций как основу для укрепления самосознания народа.

Жилище



Кухню казахов следует разделять на традиционную и современную. В ней присутствует много традиций, лицезреть которые можно на фестивале «Тойказан». Обычаи приготовления складывались веками, существует множество обрядов, связанных с готовкой еды.
Основу казахского рациона всегда составляли мясные блюда. В ней есть множество специфичных для европейца деликатесов. К примеру, казы-карта, представляющая собой нарезанную ломтями конину.
Казахи употребляют практически всю пищу животного происхождения: почки, сердце, легкие и т.д. Большую популярность имеют манты, которые готовятся с добавлением мяса и тыквы. Готовят их на пару, используя многослойный поднос из дерева. Вареная колбаса тоже пользуется спросом. Ее называют казы и готовят из конины. Колбаса казы может иметь малую, среднюю, высокую жирность. Пища кочевников сама по себе всегда была сытной и жирной, так как условия жизни требовали питаться плотно. Есть и такие блюда, которые могут сильно удивить. Среди них фаршированный желудок, который запекают в золе. Блюдо это настолько специфично, что даже оседлые казахи его едят редко.
Из рыбных блюд популярен коктал — это рыба, которую коптят вместе с овощами. Отличительной особенностью блюда является использование крупных особей, достигающих в весе 5 кг. Птица из пищи исключена практически полностью, так как у кочевников ее просто не было. Также отсутствует свинина, являющаяся запрещенным к употреблению продуктом в соответствии с наставлениями, изложенными в Коране.
Напитки у казахов тоже особые. Чтобы получить питательный напиток, они смешивают коровье молоко с простоквашей, которую делают на основе овечьего молока. Жидкость кипятят, затем добавляют сливочного масла. Получается очень калорийный напиток.
Хлеб — значимый продукт в казахской кухне. Его тоже делают питательным. Например, баурсаки выглядят как обычные кусочки теста, однако стоит приготовить их в кипящем масле, и получится сытная хлебная закуска. Казахи пекут в тандыре лепешки, а также делают их на кипящем масле (шелпек). Готовить такие хлебные блюда можно даже в походе, для чего используется казан. Казахи воспринимают шелпек и баурсаки как обязательное украшение стола, но насытиться ими можно с лихвой. Хлеб пекут на углях, на сковороде, делают из него сладости. Самой знаменитой сладостью является чак-чак, который может съесть любой человек, даже соблюдающий диету. Другое дело шертпек — крайне жирная сладость. Она представляет собой мед, смешанный с конским жиром, получаемым в результате приготовления колбасы.
Рацион современного казаха стал менее калорийным. Люди стараются выбирать пищу, которую употребляют восточные народности и европейцы. Многим знакома русская, белорусская и украинская кухни. Часто на столе бывают татарские, корейские блюда, казахи едят самсу, копчености, разного рода сладости, знакомые каждому жителю большого города: мороженое, конфеты, мармелад. Неизменными блюдами рациона остаются лагман и шашлык.

Казахский язык формировался в условиях влияния тюркского народа и испытал влияние со стороны других народностей. Сейчас выделяется несколько диалектов:

  1. Северо-восточный.
  2. Южный.
  3. Западный.

Отдельно рассматривается литературный язык. Современный облик языка претерпел сильные изменения в связи с образованием так называемых новоделов. Это группа слов, которые появились в результате влияния пуризма. Лингвисты отмечают, что многие слова выглядят усложненными, что связано со стремлением увеличить процент литературного лексикона в повседневном разговорном языке (в частности именно это характерно для пуризма). Казахи тоже отмечают неоднозначность появления новоделов. Трудно сказать наверняка, украшают ли они современный язык или просто усложняют его.

Жизнь

Жизнь казахов, проживающих в Казахстане, зависит от региона. Особенности уклада сформировали разные взгляды, которых придерживаются южане и жители северных регионов. Они вылились в особого рода различия.
Например, у южан на свадебное торжество может прийти три сотни гостей, а жители севера предпочитают звать только близких.
На севере Казахстана зимы наблюдаются холодные, поэтому люди привыкли к температуре в -20°С. А жители юга едва переносят 10-градусные морозы.
Большими приверженцами старых традиций считаются южане, которые стремятся менять фамилии, чтобы они были более похожи на казахские. Северяне остаются ближе к России, сохраняя фамилии, заканчивающиеся на «ев». Связано это скорее с нежеланием ввязываться в бюрократические проволочки — на севере живут люди более степенные, тогда как на юге более суетливые.
Северные казахи часто общаются на русском, а южные нередко пользуются узбекским. Это связано с влиянием приграничных государств, которое наблюдалось на протяжении всей истории казахов. Наконец, у южан принято наливать совсем немного чая, а северяне наливают напиток до самых краев.

Внешность

Одежда


Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды.
Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:

  1. Войлочный колпак.
  2. Борык.
  3. Тюбетейка.
  4. Саукеле.

Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.

Казахи постарались на славу, чтобы создать такую культуру, которой могли бы восхищаться все. Поэтому в последние годы туризм в их стране развивается весьма активными темпами. Политические сложности не делают их менее позитивным народом, ведь они хранят память предков, которые многое пережили, сумев остаться единым народом.

Видео

Танцы у казахов — это настоящая магия. Оцените, насколько красивы движения казахских танцовщиц, исполняющих праздничный танец, который обычно приурочен к свадебному торжеству.

Читайте также: