Как наследуется окраска шерсти у овец

Опубликовано: 23.04.2024

\u0410\u00a0- \u0441\u0435\u0440\u0430\u044f \u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0430
\u0430\u00a0- \u0447\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0430
\u0412\u00a0-\u00a0\u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u0441\u0442\u044c
b\u00a0-\u00a0\u043a\u043e\u043c\u043e\u043b\u043e\u0441\u0442\u044c
---------------
F1\u00a0-\u00a0?

P\u00a0\u2640\u00a0AaBb\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 x \u00a0\u00a0\u00a0\u2642\u00a0Aabb
G\u00a0AB,\u00a0Ab, aB, ab\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 Ab, ab
F1\u00a0AABb,\u00a0AAbb, \u00a0 \u00a0 \u00a0\u00a0AaBb,\u00a0 \u00a0 \u00a0Aabb,\u00a0\u00a0 \u00a0AaBb,\u00a0\u00a0 Aabb, \u00a0\u00a0aaBb, \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0aabb
\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043f\u043e\u0433\u0438\u0431\u043d\u0443\u0442\u00a0\u00a0\u00a0 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0441\u0435\u0440\u044b\u0439\u00a0\u00a0\u00a0 \u00a0\u0441\u0435\u0440\u044b\u0439\u00a0\u00a0 \u00a0\u0441\u0435\u0440\u044b\u0439\u00a0 \u0441\u0435\u0440\u044b\u0439\u00a0\u00a0\u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439\u00a0\u00a0\u00a0 \u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439\u00a0
\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0439\u00a0 \u043a\u043e\u043c\u043e\u043b\u044b\u0439\u00a0 \u0440\u043e\u0433.\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043a\u043e\u043c.\u00a0\u00a0\u00a0 \u0440\u043e\u0433.\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043a\u043e\u043c.
\u0421\u043e\u043e\u0442\u043d\u043e\u0448.\u00a0\u043f\u043e \u0433\u0435\u043d\u043e\u0442.\u00a0: 2:2:1:1; 33,2%\u00a0:\u00a033,2\u00a0%\u00a0:\u00a016,6% : 16,6%\u00a0
\u041f\u043e\u00a0\u0444\u0435\u043d\u043e\u0442\u0438\u043f\u0443: 2:2:1:1;\u00a0\u00a0\n33,2%\u00a0:\u00a033,2\u00a0%\u00a0:\u00a016,6% : 16,6%\n

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442:\u00a0\u0432\u00a0F1 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0435\u00a0\u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 33,2%\u00a0- AaBb\u00a0(\u0434\u0438\u0433\u0435\u0442\u0435\u0440\u043e\u0437\u0438\u0433\u043e\u0442\u044b)(\u0441\u0435\u0440\u044b\u0435\u00a0\u0438 \u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435),\u00a033,2% - Aabb\u00a0(\u0433\u0435\u0442\u0435\u0440\u043e\u0437\u0438\u0433\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435 \u043f\u043e \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0443) (\u0441\u0435\u0440\u044b\u0435, \u043a\u043e\u043c\u043e\u043b\u044b\u0435), 16,6% - aaBb\u00a0(\u0433\u0435\u0442\u0435\u0440\u043e\u0437\u0438\u0433\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435\u00a0\u043f\u043e \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0443)\u00a0(\u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435, \u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435), 16,6% -\u00a0aabb\u00a0(\u0433\u043e\u043c\u043e\u0437\u0438\u0433\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435\u00a0\u043f\u043e \u0434\u0432\u0443\u043c \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0430\u043c)\u00a0(\u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0435,\u00a0\u043a\u043e\u043c\u043e\u043b\u044b\u0435).">]" data-test="answer-box-list">

Дано:
А - серая окраска
а - черная окраска
В - рогатость
b - комолость
---------------
F1 - ?

P ♀ AaBb x ♂ Aabb
G AB, Ab, aB, ab Ab, ab
F1 AABb, AAbb, AaBb, Aabb, AaBb, Aabb, aaBb, aabb
погибнут серый серый серый серый черный черный
рогатый комолый рог. ком. рог. ком.
Соотнош. по генот. : 2:2:1:1; 33,2% : 33,2 % : 16,6% : 16,6%
По фенотипу: 2:2:1:1; 33,2% : 33,2 % : 16,6% : 16,6%

Ответ: в F1 жизнеспособное потомство в 33,2% - AaBb (дигетерозиготы)(серые и рогатые), 33,2% - Aabb (гетерозиготные по одному признаку) (серые, комолые), 16,6% - aaBb (гетерозиготные по одному признаку) (черные, рогатые), 16,6% - aabb (гомозиготные по двум признакам) (черные, комолые).


Комплементарное наследование слуха у человека

Задача 257.
У человека нормальный слух обусловлен двумя доминантными неаллельными генами Д и Е. Ген Д определяет развитие улитки, а ген Е - развитие слухового нерва. В брак вступают мужчина и женщина слышащие, мужчина дигетерозиготный, а у женщины мать страдала глухотой из-за недоразвития слухового нерва. У матери женщины все предки в четырёх поколениях имели нормальное развитие улитки и только её бабушка страдала глухотой из-за недоразвития слухового нерва. Каков тип наследования признака? Какова вероятность рождения глухих детей в этой семье?
Решение:
D - аллель гена развития улитки;
d - аллель гена неразвития улитки;
Е - аллель гена развития слухового нерва;
е - аллель гена недоразвития слухового нерва;
D_E_ - нормальный слух;
D_ee - глухота;
ddE_ - глухота;
ddee - глухота.

Когда для развития признака необходимо присутствие двух доминантных неаллельных генов, то это указывает на комплементарное взаимодействие этих генов.
Учитывая то, что у матери женщины была глухота и у её предков в четырёх поколениях никто не страдал отсутствием улитки, а её бабушка страдала глухотой из-за недоразвития слухового нерва, можно считать её гомозиготой по гену (D) и гетерозиготой по гену (Е), значит, генотип женщины - DDEe.

Схема скрещивания
Р: DDEe x DdEe
Г: DE; De DE; De
dE; de
F1: DDEE - 12,5%; DDEe - 25%; DdEE - 12,5%; DdEe - 25%; DDee - 12,5%; ddee - 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1:2:1:1.
Фенотип:
DDEE - слышащий - 12,5%;
DDEe - слышащий - 25%;
DdEE - слышащий - 12,5%;
DdEe - слышащий - 25%;
DDee - глухой - 12,5%;
ddee - глухой - 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
слышащий ребёнок - 75%;
глухой ребёнок - 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 3:1.

Выводы:
1) у человека слух наследуется по типу комплементарности;
2) вероятность рождения глухих детей в этой семье – 25%.

Наследование формы гребня у кур (комплементарное наследование)


Задача 258.
У кур розовидная форма гребня контролируется геном R, гороховидная – геном Р, а листовидная – их рецессивными аллелями r и р. Наличие двух доминантных генов приводит к появлению ореховидного гребня. От курицы с ореховидным гребнем получено 3/8 потомков с розовидным гребнем, 3/8 – с ореховидным, 1/8 – с листовидным, 1/8 – с гороховидным. Отец цыплят имел розовидный гребень. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы родителей и их потомков.
Решение:
Ореховидный гребень развивается при наличии в генотипе обоих доминантных генов. Наследование формы гребня у кур относится к комплементарному взаимодействию неаллельных генов. Это такой случай, когда каждый из двух комплементарных генов способен проявлять свое действие самостоятельно.
R - ген, контролирует развитие розовидного гребня;
r - ген развития листовидного гребня;
Р - ген, контролирует развитие гороховидного гребня;
p - рецессивный ген развития листовидного гребня;
R_P_ – ореховидный гребень;
R_pp - розовидный гребень;
rrP_ – гороховидный гребень;
rrpp - простой гребень.

Учитывая, что в потомстве курицы с ореховидным гребнем (R_P_) и петуха с розовидным гребнем (R_pp) вылупляются циплята со всеми четырьмя типами гребней, то курица гетерозиготна по обоим признакам и, следовательно, её генотип имеет вид: RrPp, а петух гетерозиготен по признаку розовидного гребня и гомозиготен по по рецессивному аллелю гена р, то генотип петуха имеет вид : Rrpp.

Схема скрещивания
Р: RrPp х Rrpp
Г: RP; Rp; Rp; rp
rP; rp
F1: RRPp - 12,5%; RrPp - 25%; RRpp - 12,5%; Rrpp - 25%; rrPp - 12,5%; rrpp - 12,5%.
Наблюдается 6 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1:2:1:1.
Фенотип:
RRPp - ореховидный гребень - 12,5%;
RrPp - ореховидный гребень - 25%;
RRpp - розовидный гребень - 12,5%;
Rrpp - розовидный гребень - 25%;
rrPp - гороховидный гребень - 12,5%;
rrpp - листовидный гребень - 12,5%.
Наблюдаемый фенотип:
ореховидный гребень - 37,5%;
розовидный гребень - 37,5%;
гороховидный гребень - 12,5%;
листовидный гребень - 12,5%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 37,5%:37,5%:12,5%:12,5% или 3:3:1:1.

Задача 259.
У кур розовидная форма гребня определяется геном (А) и является доминантной по отношению к простой, а стручковидная (гороховидная) форма гребня определяется геном (В) и является доминантной по отношению к простой. Если оба гена будут находиться в доминантном состоянии, то они обусловливают развитие гребня ореховидной формы. Если оба гена будут находиться в рецессивном состоянии, то гребень имеет листовидную (простую) форму. От скрещивания гетерозиготных петухов, имеющих ореховидной формы гребень, с гомозиготными курами, имеющими листовидную форму гребня, получено 80 цыплят F1.
1. Сколько типов гамет образует петух?
2. Сколько типов гамет образует курица?
3. Сколько цыплят F1 имеют ореховидную форму гребня?
4.Сколько цыплят F1 имеют стручковидную (гороховидную) форму гребня?
5. Сколько цыплят F1 имеют розовидную форму гребня?
Решение:
N = 80 цыплят;
А - ген, контролирует развитие розовидного гребня;
а - ген развития листовидного (простого) гребня;
В - ген, контролирует развитие стручковидного (гороховидного) гребня;
b - рецессивный ген развития листовидного гребня;
A_В_ – ореховидный гребень;
A_bb - розовидный гребень;
ааВ_ – стручковидный гребень;
aabb - листовидный гребень.
Генотип петуха - AaBb. Он образует 4 типа гамет: AB; Ab; aB; ab. Курица с генотипом aabb образует один тип гамет - ab.

Схема скрещивания
Р: AaBb x aabb
Г: AB; Ab ab
aB; ab
F1: AaBb - 25%; Aabb - 25%; aaBb - 25%; aabb - 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb - ореховидный гребень - 25%;
Aabb - розовидный гребень - 25%;
aaBb - стручковидный гребень - 25%;
aabb - листовидный гребень - 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1:1:1.
Все 80 цыплят будут равновероятно иметь 4 формы гребня по 20 циплят каждую [(25% * 80)/100% = 20].

Выводы:
1) петух с генотипом AaBb образует 4 типа гамет - AB, Ab, aB, ab;
2) курица с генотипом aabb образует один тип гамет - ab;
3) ореховидную форму гребня имеют 20 цыплят;
4) стручковидную форму гребня имеют 20 цыплят;
3) розовидную форму гребня имеют 20 цыплят.

Задача 260.
При скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень, с петухами, имеющими листовидный гребень, были получены следующие результаты:
1. 50% потомков имели ореховидный, 50% – розовидный гребень;
2. Все потомки имели ореховидную форму;
3. 50% потомков имели ореховидный, 50% – гороховидный гребень;
4. 25% потомков имели розовидный, 25% – гороховидный, 25% – ореховидный и 25% - листовидный гребень.
5.Напишите схемы скрещиваний.
Решение:
У кур розовидная форма гребня определяется геном (А) и является доминантной по отношению к простой, а гороховидная форма гребня определяется геном (В) и является доминантной по отношению к простой. Ореховидный гребень развивается при наличии в генотипе обоих доминантных генов. Листовидный гребень развивается у рецессивных дигомозигот - aabb. Наследование формы гребня у кур относится к комплементарному взаимодействию неаллельных генов. Это такой случай, когда каждый из двух комплементарных генов способен проявлять свое действие самостоятельно.
А - ген, контролирует развитие розовидного гребня;
а - ген развития листовидного (простого) гребня;
В - ген, контролирует развитие гороховидного гребня;
b - рецессивный ген развития листовидного гребня;
A_В_ – ореховидный гребень;
A_bb - розовидный гребень;
ааВ_ – гороховидный гребень;
aabb - листовидный гребень.

1. Так как при скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень, с петухами, имеющими листовидный гребень 50% потомков имели ореховидный и 50% – розовидный гребень, то куры были гомозиготами по гену (А) и гетерозиготами по гену (В) - AABb.

Схема скрещивания (1)
Р: ААВb х aabb
Г: АВ; Ab ab
F1: AaBb - 50%; Aabb - 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1.
Фенотип:
AaBb - ореховидный гребень - 50%;
Aabb - розовидный гребень - 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1.

2. Так как при скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень, с петухами, имеющими листовидный гребень все потомство имело ореховидную форму гребня, то куры были дигомозиготами - ААВВ.

Схема скрещивания (2)
Р: ААВВ х aabb
Г: АВ ab
F1: AaBb - 100%.
Фенотип:
AaBb - ореховидный гребень - 100%.
Наблюдается единообразие F1.

3. Так как при скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень, с петухами, имеющими листовидный гребень 50% потомков имели ореховидный, 50% – гороховидный гребень, то куры были гетерозиготами по гену (А) и гомозиготами по гену (В) - AаBВ.

Схема скрещивания (3)
Р: АаВВ х aabb
Г: АВ; аВ ab
F1: AaBb - 50%; аaВb - 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1.
Фенотип:
AaBb - ореховидный гребень - 50%;
аaВb - гороховидный гребень - 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1.

4. Так как при скрещивании кур, имеющих ореховидный гребень, с петухами, имеющими листовидный гребень 25% потомков имели розовидный, 25% – гороховидный, 25% – ореховидный и 25% - листовидный гребень, то куры были дигетерозиготами - AaBb.

Схема скрещивания (4)
Р: AaBb x aabb
Г: AB; Ab ab
aB; ab
F1: AaBb - 25%; Aabb - 25%; aaBb - 25%; aabb - 25%.
Наблюдается 4 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1:1:1.
Фенотип:
AaBb - ореховидный гребень - 25%;
Aabb - розовидный гребень - 25%;
aaBb - гороховидный гребень - 25%;
aabb - листовидный гребень - 25%.
Наблюдается 4 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1:1:1.

Пример комплементарного взаимодействия генов у норок

Задача 261.
При скрещивании стандартных коричневых норок с серебристо-голубыми в первом поколении все щенки оказалась коричневыми, во втором в нескольких пометах было получено 17 коричневых и 5 серебристо-голубых. Как наследуется серебристо-голубая окраска шерсти? Какое скрещивание следует поставить, чтобы в потомстве увеличить количество серебристо-голубых норок?
Решение:
У американских норок стандартную окраску определяет 21 ген, в том числе 14 доминантных и 7 рецессивных. Полная формула генотипа стандартной норки очень сложная, поэтому для решения задач принято упрощение. У стандартных норок при замене любой пары доминантных генов на рецессивные изменяется основная окраска. Таким образом, наличие в генотипе двух доминантных генов определяет стандартную коричневую окраску меха норки.
(А_Р_) - стандартные норки;
(ааР_) - алеутские норки;
(А_рр) - серебристо-голубые норки;
(аарр) - голубые (сапфировые) норки.

Так как при скрещивании стандартных коричневых норок с серебристо-голубыми все щенки оказалась коричневыми, то стандартные норки были гомозиготны по обоим доминантным генам (ААРР), а серебристо-голубые - гомозиготные по доминантному гену (А) и по умолчание гомозиготные по рецессивному гену (р) их генотип - ААрр.

Схема скрещивания (1)
Р: ААРР х ААрр
Г: А, Р А, р
F1: ААРр - 100%.
Фенотип:
ААРр - коричневые норки - 100%.
Наблюдается единообразие в F1, все щенки норок с коричневым мехом.

Схема скрещивания (2)
Р: ААРр х ААРр
Г: АР, Ар АР, Ар
F1: ААРР - 25%; ААРр - 50%; ААрр - 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1.
Фенотип:
ААРР - коричневые норки - 25%;
ААРр - коричневые норки - 50%;
ААрр - серебристо-голубые норки - 25%.
Наблюдаемый фенотип:
коричневые норки - 75%;
серебристо-голубые норки - 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 3:1.

По условию задачи на 17 коричневых норок приходится 5 серебристо-голубых, что соответствует расщеплению - 3:1.
Для того чтобы в потомстве увеличить количество серебристо-голубых норок нужно проводить скрещивание гомозиготных серебристо-голубых норок ААрр) друг с другом или норок с генотипом ААрр и Аарр, но только не Аарр и Аарр.

Схема скрещивания (3)
Р: ААрр х ААрр
Г: Ар Ар
F1: ААрр - 100%.
Фенотип:
ААрр - серебристо-голубые норки - 100%.
Наблюдается единообразие поколения.

Выводы:
1) окраска шерсти у норок определяется двумя парами неаллельных генов А и Р, взаимодействующих друг с другом по типу комплементарности, серебристо-голубая окраска шерсти определяется генотипом - А_рр;
2) чтобы в потомстве увеличить количество серебристо-голубых норок нужно поставить скрещивание серебристо-голубых норок друг с другом (схемы скрещивания -
Р: ААрр х ААрр или Р: ААрр х Аарр).

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:
  • Главная
  • Задачи
  • Генетика
  • Моногибридное скрещивание | Задача 4

Разделы: Биология

Моногибридное скрещивание

№1. Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения.

Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет здоровым? Рассматривается одна пара аутосомных генов.

Решение. Анализируем генотипы родителей: оба родителя здоровы, они не могут иметь данную наследственную болезнь, т.к. она приводит к гибели организма сразу после рождения.

Если предположить, что данное заболевание проявляется по доминантному типу и здоровый признак является рецессивным, тогда оба родителя рецессивны. Тогда у них не может родиться больной ребёнок, что противоречит условию задачи.

Если данная болезнь является рецессивной, а ген здорового признака наследуется по доминантному типу, тогда оба родителя должны быть гетерозиготными и у них могут быть как здоровые дети, так и больные. Составляем схему скрещивания:


Ответ: Соотношение в потомстве 3:1, вероятность рождения здорового ребёнка в этой семье составляет 75%.

№2. Растение высокого роста подвергли опылению с гомозиготным организмом, имеющим нормальный рост стебля. В потомстве было получено 20 растений нормального роста и 10 растений высокого роста.

Какому расщеплению соответствует данное скрещивание – 3:1 или 1:1?

Решение: Гомозиготный организм может быть двух видов: доминантным (АА) или рецессивным (аа). Если предположить, что нормальный рост стебля определяется доминантным геном, тогда всё потомство будет “единообразным”, а это противоречит условию задачи.

Чтобы произошло “расщепление”, растение нормального роста должно иметь рецессивный генотип, а растение высокого роста должно быть гетерозиготным.


Ответ: Соотношение по фенотипу и генотипу в потомстве составляет 1:1.

№3. При скрещивании чёрных кроликов между собой в потомстве получили чёрных и белых крольчат.

Составить схему скрещивания, если известно, что за цвет шерсти отвечает одна пара аутосомных генов.

Решение: Родительские организмы имеют одинаковые фенотипы – чёрный цвет, а в потомстве произошло “расщепление”. Согласно второму закону Г. Менделя, ген, ответственный за развитие чёрного цвета, доминирует и скрещиванию подвергаются гетерозиготные организмы.


№4. У Саши и Паши глаза серые, а у их сестры Маши глаза зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме).

Определить генотипы родителей и детей. Составить схему скрещивания.

Решение: По материнскому организму и по её родителям определяем, что серый цвет глаз является рецессивным признаком (второй закон Г. Менделя).

Т.к. в потомстве наблюдается “расщепление”, то отцовский организм должен иметь зелёный цвет глаз и гетерозиготный генотип.


№5. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет.

Ген данного признака расположен в аутосоме.

Проанализировать генотипы потомства и родителей.

Решение: Генотип отцовского организма должен быть гомозиготным, т.к. в его родословной наблюдается чистая линия по цвету волос. Гомозиготный генотип бывает доминантным (АА) или рецессивным (аа).

Если генотип отца гомозиготный доминантный, то в потомстве не будет детей с тёмными волосами – проявится “единообразие”, что противоречит условию задачи. Следовательно, генотип отца рецессивный. Материнский организм должен быть гетерозиготным.


Ответ: Соотношение по фенотипу и генотипу в потомстве составляет 1:1 или 50% 50%.

№6. У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода.

Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте.

В семье оба супруга имеют признаки анемии.

Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

Решение: Составляем схему скрещивания:


Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.

Дигибридное скрещивание независимое наследование генов

№1. Мутации генов, вызывающие укорочение конечностей (а) и длинношерстость (в) у овец, передаются в следующее поколение по рецессивному типу. Их доминантные аллели формируют нормальные конечности (А) и короткую шерсть (В). Гены не сцеплены.

В хозяйстве разводились бараны и овцы с доминантными признаками и было получено в потомстве 2336 ягнят. Из них 425 длинношерстых с нормальными конечностями и 143 длинношерстых с короткими конечностями.

Определить количество короткошерстых ягнят и сколько среди них с нормальными конечностями?

Решение. Определяем генотипы родителей по рецессивному потомству. Согласно правилу “чистоты гамет” в потомстве по каждому признаку один ген от отцовского организма, другой ген от материнского организма, следовательно, генотипы родителей дигетерозиготные.


1). Находим количество длинношерстных ягнят: 425 + 143 = 568.
2). Находим количество короткошерстных: 2336 – 568 = 1768.
3). Определяем количество короткошерстных с нормальными конечностями:

№2. У человека ген негритянской окраска кожи (В) полностью доминирует над геном европейской кожи (в), а заболевание серповидно-клеточная анемия проявляется неполностью доминантным геном (A), причём аллельные гены в гомозиготном состоянии (AA) приводят к разрушению эритроцитов, и данный организм становится нежизнеспособным.

Гены обоих признаков расположены в разных хромосомах.

Чистородная негроидная женщина от белого мужчины родила двух мулатов. Один ребёнок не имел признаков анемии, а второй умер от малокровия.

Какова вероятность рождения следующего ребёнка, не имеющего признаков анемии?

Решение. Составляем схему скрещивания:


Ответ: Вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье составляет 1/4 = 25%

№3. Рецессивные гены (а) и (с) определяют проявление таких заболеваний у человека, как глухота и альбинизм. Их доминантные аллели контролируют наследование нормального слуха (А) и синтез пигмента меланина (С).

Гены не сцеплены.

Родители имеют нормальный слух; мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцовых близнеца больные по двум признакам.

Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь оба заболевания?

По правилу “чистоты гамет” определили, что родители дигетерозиготные:


Ответ: Вероятность рождения ребёнка имеющего оба заболевания составляет 1/8 = 12,5%

№4. Изучаются две пары аутосомных генов, проявляющих независимое наследование.

Петух с розовидным гребнем и оперёнными ногами скрещивается с двумя курицами, имеющих розовидный гребень и оперённые ноги.

От первой курицы были получены цыплята с оперёнными ногами, из них часть имела розовидный гребень, а другая часть – простой гребень.

Цыплята от второй курицы имели розовидный гребень, и часть из них с оперёнными ногами и часть с неоперёнными.

Определить генотипы петуха и двух куриц.

По условию задачи оба родителя имеют одинаковые фенотипы, а в потомстве от двух скрещиваний произошло расщепление по каждому признаку. Согласно закону Г.Менделя, только гетерозиготные организмы могут дать “расщепление” в потомстве. Составляем две схемы скрещивания.


Взаимодействие неаллельных генов

№1. Изучаются две пары неаллельных несцепленных генов определяющих окраску меха у горностая.

Доминантный ген одной пары (А) определяет чёрный цвет, а его рецессивный аллель (а) – голубую окраску.

Доминантный ген другой пары (В) способствует проявлению пигментации организма, его рецессивный аллель (в) не синтезирует пигмент.

При скрещивании чёрных особей между собой в потомстве оказались особи с голубой окраской меха, чёрные и альбиносы.

Проанализировать генотипы родителей и теоретическое соотношение в потомстве.


Ответ: 9 чёрных, 3 альбиноса, 4 голубой окраски.

№2. Наследование окраски оперения у кур определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов, расположенных в аутосоме.

Доминантный ген одной пары (А) определяет синтез пигмента меланина, что обеспечивает наличие окраски. Рецессивный ген (а) не приводит к синтезу пигмента и куры оказываются белыми (перьевой альбинизм).

Доминантный ген другой пары (В) подавляет действие генов первой пары, в результате чего синтез пигмента не происходит, и куры также становятся альбиносами. Его рецессивный аллель (в) падавляющего действия не оказывает.

Скрещиваются два организма гетерозиготные по двум парам аллелей.

Определить в потомстве соотношение кур с окрашенным оперением и альбиносов.


Ответ: 13 белых, 3 окрашенных.

№3. У овса цвет зёрен определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов.
Один доминантный ген (А) определяет чёрный цвет, другой доминантный ген (В) – серый цвет. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета.

Оба рецессивных аллеля определяют белый цвет зёрен.

При опылении дигетерозиготных организмов в потомстве оказались растения с чёрными, серыми и белыми зёрнами.

Определить генотипы родительских организмов и фенотипическое соотношение в потомстве.


Ответ: 12 чёрных, 3 серых, 1 белый.

Наследование генов, расположенных в половых хромосомах

№1. Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови.

У-хромосома аллельного гена не имеет.

Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемофилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров.

Решение. 1) Определяем генотип невесты. По условию задачи сестра невесты имеет рецессивный генотип Х а Х а , значит обе сестры получают ген гемофилии (от своего отца). Поэтому здоровая невеста гетерозиготна.

2) Определяем генотип жениха. Мать жениха с признаками гемофилии Х а Х а , следовательно, по хромосомной теории пола, рецессивный ген она передаёт сыну Х а У.


Ответ: соотношение по фенотипу 1:1, 50% детей здоровы.

№2. Изучается одна пара аллельных генов в Х-хромосоме, регулирующая цветовое зрение у человека.

Нормальное цветовое зрение является доминантным признаком, а дальтонизм проявляется по рецессивному типу.

Проанализировать генотип материнского организма.

Известно, что у матери два сына, у одного из них больная жена и здоровый ребёнок. В семье второго – дочь с признаками дальтонизма и сын, цветовое зрение которого в норме.

Решение. 1) Определяем генотип первого сына. По условию задачи у него больная жена и здоровый ребёнок – это может быть только дочь Х А Х а . Рецессивный ген дочь получила от матери, а доминантный ген от отца, следовательно, генотип мужского организма доминантный (Х А У).

2) Определяем генотип второго сына. Его дочь больна Х а Х а , значит, один из рецессивных аллелей она получила от отца, поэтому генотип мужского организма рецессивный (Х а У - ).

3) Определяем генотип материнского организма по её сыновьям:


Ответ: генотип матери гетерозиготный Х А Х а .

№3. Альбинизм у человека определяется рецессивным геном (а), расположенным в аутосоме, а одна из форм диабета определяется рецессивным геном (в), сцепленным с половой Х-хромосомой.

Доминантные гены отвечают за пигментацию (А) и нормальный обмен веществ (В).

У-хромосома генов не содержит.

Супруги имеют тёмный цвет волос. Матери обоих страдали диабетом, а отцы – здоровы.

Родился один ребёнок больной по двум признакам.

Определить процентную вероятность рождения в данной семье здоровых и больных детей.

Решение. Применяя правило “чистоты гамет” определяем генотипы родителей по цвету волос – генотипы гетерозиготные Аа.

По хромосомной теории пола определили, что отец болен диабетом Х в У - , а мать здорова Х В Х в .


Составляем решётку Пеннета – по горизонтали выписывают гаметы отцовского организма, по вертикали гаметы материнского организма.

Ответ: шесть организмов из шестнадцати доминантны по двум признакам – вероятность рождения составляет 6/16 = 37,5%. Десять больных: 10/16 = 62,5%, из них двое больных по двум признакам: 2/16 = 12,5%.

№4. Два рецессивных гена, расположенных в различных участках Х-хромосомы, вызывают у человека такие заболевания как гемофилия и мышечная дистрофия. Их доминантные аллели контролируют нормальную свёртываемость крови и мышечный тонус.

У-хромосома аллельных генов не содержит.

У невесты мать страдает дистрофией, но по родословной имеет нормальную свёртываемость крови, а отец был болен гемофилией, но без каких либо дистрофических признаков.

У жениха проявляются оба заболевания.

Проанализировать потомство в данной семье.


Ответ: все дети имеют заболевание, 50% с гемофилией и 50% с дистрофией.

Наследование сцепленных генов. Явление кроссинговера.

№1. Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе сцепления на расстоянии 8 морганид.

Нормальный рост и пять пальцев на кистях рук являются рецессивными признаками. Высокий рост и полидактилия (шестипалость) проявляются по аутосомно-доминантному типу.

Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери.

Определить в потомстве процентное соотношение вероятных фенотипов.


Ответ: 46% 46% 4% 4%

№2. Два гена, регулирующих реакции обмена веществ в организме человека, сцеплены с Х-хромосомой и расположены друг от друга на расстоянии 32 морганид. У-хромосома аллельных генов не содержит.

Доминантные гены контролируют нормальный обмен веществ.

Воздействия различных мутагенных факторов изменяют последовательностъ нуклеотидов в данных участках Х-хромосомы, что приводит к отклонениям в синтезе веществ и наследственным заболеваниям по рецессивному типу.

От здоровых родителей рождается больной ребёнок, имеющий два мутантных гена в генотипе.

Какова процентная вероятность рождения следующего ребёнка с нарушением обмена веществ?

Решение. По условию задачи в данной семье больной ребёнок – это сын вХ а У т.к. от здорового отца дочери больными быть не могут.

Сын получил рецессивные гены от матери, следовательно, генотип матери гетерозиготный

Составляем схему скрещивания:


Ответ: вероятность рождения больных детей составляет 33%, из них 17% больных по двум заболеваниям обмена веществ, 8% по одному заболеванию и 8% по другому.

1. В одной из пород овец есть животные серой и черной масти. При разведении черных овец в себе ягнята получаются только черные. Скрещивание черных с серыми дает половину ягнят черных, половину – серых. При разведении в себе серых овец, постоянно получаются ягнята серые и черные, причем серых в два раза больше, чем черных. Как наследуются эти окраски? Составьте схемы скрещиваний. Обоснуйте результаты.

P аа (черные) Х аа (черные)

F 1 аа – черные – закон единообразия гибридов первого поколения.

P аа (черные) Х Аа (серые)

F 1 Аа (серые); аа (черные).

Это анализирующее скрещивание и говорит о гетерозиготности серых овец.

P Аа (серые) Х Аа (серые)

F 1 АА (серые); 2 Аа (серые); аа (черные) – второй закон Менделя, закон расщепления.

2. У томатов рассеченный лист является доминантным по отношению к листу с цельным краем. От скрещивания гомозиготного растения с рассеченными листьями с растением с цельнокрайними листьями, в F 1 получено 3 растения, а при переопылении F 1 между собой в F 2 – 32 растения. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) сколько типов гамет образует родительское растение с рассеченными листьями?

2) Сколько растений F 1 являются гетерозиготными?

3) Сколько растений F 2 являются гетерозиготными?

4) Сколько растений F 2 будут иметь рассеченные листья?

5) Сколько фенотипов образуется в F 2?

А – рассеченный лист

P АА (рассеч.) Х аа (цельнокр.)

F 1 Аа – рассеч. – единообразие гибридов первого поколения

F 1 Аа (рассеч.) Х Аа (рассеч.)

F 2 АА (рассеч.); 2 Аа (рассеч.), аа (цельнокр.) - второй закон Менделя, закон расщепления.

1) в случае гмозиготности – 1 тип гамет (А), в случае гетерозиготности – 2 типа гамет (А, а).

3. У каракульских овец ген А в гетерозиготном состоянии обусловливает серую окраску, а в гомозиготном состоянии вызывает гибель животных. Он является доминантным по отношению к гену а – черной окраски. Гетерозиготные серые овцы были скрещены с серым бараном, в результате чего было получено 72 живых ягненка. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) Сколько типов гамет образуют серые овцы?

2) Сколько ягнят будут иметь серую окраску?

3) Сколько будет черных ягнят?

4) Сколько будет живых гомозиготных ягнят?

5) Сколько было мертворожденных ягнят?

Аа – серая окраска

P Аа (серая овца) Х Аа (серый баран)

F 1 АА (мертвые), 2 Аа (серые), аа (черные).

Всего 72 живых ягненка, значит черных – 24, а серых – 48.

1) серые овцы образуют 2 типа гамет (А, а)

3) 25%, 24 ягненка.

4) 25% , 24 черных ягненка.

5) 25%, 24 мертворожденных ягненка.

4. Если кареглазый (доминант) мужчина-левша (рецессив), женится на голубоглазой женщине, лучше владеющей правой рукой, чем левой рукой, и у них родился голубоглазый ребенок-левша, то что можно сказать о генотипе матери, отца и ребенка? Укажите возможные генотипы родителей и детей. Ответ поясните.

P Аавв (кареглазый мужчина-левша) -------- ааВв (голубоглазая женщина-правша)

F 1 АаВв (праворукий кареглазый); Аавв (кареглазый леворукий); ааВв (голубоглазый праворукий), аавв (голубоглазый леворукий).

Выделение полностью рецессивного гомозиготного генотипа возможно только при гетерозиготности обоих родителей.

5. От скрещивания голубых кур с таким же петухом получено 62 голубых цыпленка, 30 белых, 29 черных цыплят. Каковы генотипы петуха и курицы? Каких надо брать родителей, чтобы получать только голубых цыплят? Определите генотипы родителей, потомков, тип скрещивания, тип доминирования. Составьте схему скрещивания.

P Аа( серые) Х Аа (серые)

F 1 АА (белые), 2 Аа (голубые), аа (черные) – закон неполного доминирования.

6. Желтозерный сорт ржи скрещен с белозерным, в F 1 все растения были с зелеными семенами, а в F 2 расщепление по окраске: 89 семян зеленых, 28 желтых и 39 белых. Каковы генотипы родителей? Приведите соответствующие доказательства. Как наследуется данный признак? Приведите соответствующие статистические доказательства.

Так как в первом поколении все организмы – зеленые, значит родители должны быть гомозиготными.

Расщепление примерно 9:3:4, значит наследование по типу рецессивного эпистаза.

P аавв (желтозерные) Х ААВВ (белозерные)

F 1 АаВв – зеленозерные

F 1 АаВв Х АаВв

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

7. Скрещиваются два сорта земляники – безусая с красной ягодой и безусая с белой ягодой. В F 1 все растения усатые с красной ягодой. В F 2 расщепление: 114 безусых красных, 42 безусых белых, 150 усатых красных, 49 усатых белых. Определить генотипы исходных сортов. Составьте схемы скрещиваний. Обоснуйте полученные результаты.

Так как в F 1 все растения усатые с красной ягодой, значит работает механизм полного доминирования.

В F 2 – расщепление 9:7, то есть тип наследования комплементарность.

Рассмотрим наследование признаков по отдельности:

По цвету:
Р АА (красные) Х аа (белые)

G А а
F1 Аа - 100% красные
F2 Аа (красные) х Аа (красные)

Красные: 114+150 = 274

Белые: 42+49 = 91
Соотношение красных к белым = 3:1

По наличию усов:
P ВВсс (без усов) Х ввСС (без усов)

G Вс вС
F1: ВвСс- 100% с усами
F2: ВвСс (с усами) Х ВвСс (с усами)

G ВС, Вс, вС, вс ВС, Вс, вС, вс

С усами: 150+49 = 199

Без усов: 114+42 = 153

Соотношение с усами: без усов = 9 : 7
Делаем вывод, что появление признака при отсутствии его у родителей и расщепление 9:7 говорит о комплиментарном наследовании усов.

А - красноплодные
а - белоплодные
ВС - есть усы (т. е. когда гены В и С вместе)
Генотипы исходных сортов: ААВВсс и ааввСС

8. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над желтой, а дисковидная форма плодов – над шаровидной. Скрещивается гомозиготная тыква по желтой окраске и дисковидной форме плодов с гомозиготной тыквой по белой окраске и шаровидной форме плодов. Каким будет первой поколение гибридов? Какое будет потомство от возвратного скрещивания? Приведите схему скрещивания и ваши рассуждения по решению данной задачи.

А – белая окраска

а – желтая окраска

В – дисковидная форма плода

в – шаровидная форма плода

F1 АаВв – белые дисковидные

Fв АаВв Х ааВВ – первое возвратное скрещивание

G АВ, Ав, аВ, ав аВ

Fв1 АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв

Fв АаВв Х ААвв – второе возвратное скрещивание

G АВ, Ав, аВ, ав Ав

Fв2 ААВв, ААвв, АаВв, Аавв

9. У кур позднее оперение Sk сцеплено с полом и доминирует над ранним оперением, обусловленным геном sk , а рябая окраска, обусловленная доминантным аллелем гена R , доминирует над нормальной. Скрещивали гомозиготную рябую курицу, имеющую позднее оперение, с гомозиготным нормальным петухом, имеющим раннее оперение. Получили 24 цыпленка. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) Сколько разных фенотипов будут иметь цыплята?

2) Сколько будет петушков?

3) Сколько разных генотипов будут иметь цыплята?

4) Сколько курочек будут рябыми с поздним оперением?

5) Сколько петушков будут не рябыми с ранним оперением?

Х Sk – позднее оперение

Х sk – раннее оперение

R - рябая окраска

r – нормальная окраска

гомогаметный пол у птиц (самцы), а гетерогаметный пол (самки)

R R Х Sk У (рябая кур. с поздн. Оперен.) х r r Х sk Х sk (норм. петух с ран. Опер.)

R Х Sk , R У r Х sk

R r Х Sk Х Sk – рябые петушки с поздним оперением

R r Х sk У – рябые курочки с ранним оперением

1. Какие признаки являются зависимыми от пола?

Некоторые признаки, называемые зависимыми от пола, определяются генами, находящимися не в X-хромосомах, а в одной из пар аутосом. Однако проявление таких признаков зависит от пола животного, что обычно связано с действием мужских или женских половых гормонов. Например, наличие или отсутствие рогов у овец контролируется одной парой генов, причем ген H, обусловливающий рогатость, доминирует у самцов, но рецессивен у самок, а его аллель h, обусловливающий безрогость, наоборот, рецессивен у самцов и доминантен у самок. Поэтому животное с генотипом HH будет рогатым независимо от его пола; животное с генотипом hh будет независимо от пола безрогим; наконец, при наличии генотипа Hh оно будет рогатым, если это самец, и безрогим, если это самка.

2. Что такое цитоплазматическая наследственность?

Под явлением цитоплазматической наследственности (ЦН) понимают наследственность, осуществляемая с помощью молекул ДНК, находящихся в пластидах и митохондриях. Признаки, наследую­щиеся цитоплазматически, передаются только через яйцеклет­ку, содержащую зачатки пластид и митохондрий, например пестролистность растения львиный зев передается по материнской линии, так как яйцеклетка содержит хлоропласты в виде пропластид, спермий же пластид не содержит. Пластиды размно­жаются делением, но поскольку не все они содержат хлорофилл (в силу мутаций), растение получается пестролистным.

3. Что такое онтогенетическая изменчивость?

Онтогенетическая изменчивость — изменчивость, происходящая в процессе жизни организма и представляющая собой различие между молодым и взрослым организмами на разных этапах развития (напр., молодые растения часто имеют более простое строение листовой пластинки, которая в процессе роста растения усложняется).

4. Сформулируйте положение закона Гарди-Вайнберга, исходя из формулы p + g =1.

Пусть частота встречаемости какого-либо гена в доминантном состоянии (А) равна p, а рецессивного аллеля (а) этого же гена равна q (можно и наоборот, а можно и вообще одной буквой, выразив одно обозначение из другого) и понимая, что сумма частот доминантного и рецессивного аллелей одного гена в популяции равна 1, мы получим первое уравнение:
1) p + q = 1

Откуда берется само уравнение Харди-Вайнберга? Вы помните, что при моногибридном скрещивании гетерозиготных организмов с генотипами Аа х Аа по второму закону Менделя в потомстве мы будем наблюдать появление разных генотипов в соотношении 1АА : 2 Аа : 1аа .

5) Опишите метод иммуноферментного анализа.

Существует несколько видов ИФА, среди них прямой, непрямой, конкурентный и метод блокирования. Хотя на практике, лаборанты чаще всего используют твердофазный гетерогенный иммунный анализ, который называется ELISA (enzyme linked immunosorbent assay).

Принцип проведения иммуноферментного анализа проявляется в реакции антитела и антигена, при которой образовывается иммунный комплекс – антиген-антитело. Такая реакция приводит к тому, что ферментная активность меток на поверхности антител изменяется.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим этот процесс поэтапно.

Первый этап. На этом этапе лаборант, проводящий исследование, размещает на поверхность лунок планшета очищенный антиген инфекционного возбудителя. Затем, к возбудителю добавляют сыворотку крови больного, что провоцирует специфическую реакцию между антителом в крови и антигеном. Это полученное соединение и участвует в следующем этапе эксперимента.

Второй этап. На втором этапе исследования происходит образование иммунных комплексов, которые являются реакцией между антигеном, полученным на первом этапе, и конъюгатом, то есть иммуноглобулином, помеченным ферментом пероксидазы. При этом добавляется специфический хромоген. В результате реакции получается окрашенное соединение в лунке. Интенсивность цвета при этом зависит от количества иммуноглобулинов, содержащихся в крови пациента.

Третий этап. На третьем этапе лаборанты обычно занимаются оценкой результатов исследования. Для этого проводится фотометрирование с использованием спектрофотометра, сравнение плотности биологического материала с плотностью проб, также, проводится математический подсчет результатов. Уровень иммуноглобулинов в крови зависит от плотности лунки планшета.
В практике чаще всего применяют 96 луночные планшеты.

Когда происходит измерение оптической плотности (сокращенно ИП) крови, то проводят подсчет антител в одной единице объема. После чего полученный результат сравнивают с контрольным материалом.
Важно помнить о том, что для каждого метода исследования устанавливаются свои показатели, с помощью которых учитываются референтные значения теста. Это показатели патологий и норм. Поэтому, нужно помнить об этом в каждом конкретном случае. Нельзя проводить интерпретацию результатов одного исследования в иное. Также, нельзя и сравнить результаты отдельно взятых лабораторий.

6) Дайте характеристику синдрома Эдварса.

Синдром Эдвардса является одной из форм редкого генетического заболевания, когда часть 18-хромосомы человека дублируется. Большинство детейс данной патологией умирают еще на стадии эмбрионального развития, это происходит в 60 % случаев. Распространенность синдрома Эдвардса в среднем составляет 1:3000—1:8000 случаев. Наследование синдрома не прослеживается, а случайность данной мутации составляет всего 1%.

Каждая клетка в организме человека содержит в себе двадцать три пары хромосом, которые он наследует от родителей. У людей в каждой половой клетке содержится одинаковое число хромосомных наборов. У женщин это яйцеклетки (их называют XX), а у мужчин (их называют XY) это сперматозоиды. Во время деления оплодотворённой яйцеклетки происходит мутация под воздействием каких-либо факторов и возникает дополнительная хромосома в восемнадцатой паре, которая и несет ответственность за возникновение синдрома Эдвардса. Дети с синдромом наследуют неправильное число хромосом, вместо двух копий у них образуется три копии хромосом. Данный вид мутации называют «трисомия», так же к названию прилагается номер пары, в которой произошла мутация, в случае синдрома Эдвардса это восемнадцатая пара.

Выше описанный вариант является «полной трисомией», т. е. ребенок унаследовал полную дополнительную копию лишней хромосомы, таких детей с синдромом Эдвардса по статистике 95%. «Полная трисомия» имеет практически все признаки заболевания и протекает очень тяжело.

Существует еще два варианта мутаций. Два процента детей с синдромом Эдвардса имеют транслокацию в 18 паре, когда присутствует только часть лишней хромосомы. Три процента детей синдромом имеют «мозаичную трисомию», данный вид мутации характеризуется наличием лишней хромосомы не во всех клетках организма.

Большинство детей, рожденных с синдромом Эдвардса, имеют дефицит массы тела и выраженную задержку в развитии. Их голова необычно мала, а затылок имеет выраженный размер. Их уши низко посажены, верхняя и/или нижняя челюсть имеет дефект развития, называемый микрогнатией. Это состояние, когда искажается форма лица и формируется неправильный прикус. У детей часто формируется «волчья пасть» и «заячья губа», состояния, когда возникает расщелина в верхнем небе и губе соответственно. Ручки детей часто сжаты в кулачки и все пальцы имеют характерную неровную позицию. Дети страдают косолапостью, а пальцы на нижних конечностях могут иметь перепонки или полностью сливаться между собой.

Очень часто у больных с синдромом возникают проблемы с сердцем, легкими и диафрагмой из-за патологии сосудистого звена и развития врожденных пороков. Сердечные пороки могут иметь различный характер и различное количество: открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, открытое овальное отверстие.

Мутации могут вызывать развитие паховых и пупочных грыж, аномалии развития мочеполовой системы и диспластический синдром.

7. Какие результаты дает анализирующее скрещивание в случае:

А) если два гена находятся в одной хромосоме: расщепление 1:1

Б) если два гена находятся в разных хромосомах: расщепление 1:1:1:1

8. Как измерить величину интерференции?

Интерференцию измеряют отношением наблюдаемого числа двойных перекрестов к теоретически ожидаемому. Это отношение в генетике называют величиной совпадения, или коинциденцией, и выражают в долях единицы, или в процентах.

для этого необходимо маркировать хромосому на большом протяжении генами, место и последовательность расположения которых известны.

9. Какие две стадии профазы I мейоза противоположны по процессам, в них протекающим?

Диплотена или диплонема — происходит частичная деконденсация хромосом, при этом часть генома может работать, происходят процессы транскрипции (образование РНК) , трансляции (синтез белка) ; гомологичные хромосомы остаются соединёнными между собой.
2. Диакинез — ДНК снова максимально конденсируется, синтетические процессы прекращаются, растворяется ядерная оболочка; центриоли расходятся к полюсам; гомологичные хромосомы остаются соединёнными между собой.

Рябова Татьяна Васильевна

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс.

ВложениеРазмер
urok_resh.gen_._zadach_monogib.skr_.1.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№1738 ИМЕНИ АВИАКОНСТРУКТОР А М.Л.Миля.

Разработка уроков по общей биологии

в профильных классах

Учитель биологии: РябоваТ.В.

Тема урока: Законы Г. Менделя. Первый закон – закон

единообразия гибридов первого поколения.

Второй закон Г. Менделя – закон

Задачи: познакомить учащихся с опытами Г. Менделя,

сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и

втором законах Г. Менделя;

раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого

поколения и закона расщепления;

формировать умения пользоваться генетической символикой.

Средства обучения: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования»; тестовые задания на каждый стол (или в компьютере).

На изучение данного материала отводится два часа.

I. Актуализация знаний.

Беседа об исследованиях Г. Менделя, о его опытах на горохе, о сути гибридологического метода.

II. Изучение нового материала.

1. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения – первый закон наследственности, установленный Г.Менделем. (Беседа об особенностях и результатах моногибридного скрещивания; выведение правила единообразия гибридов первого поколения с использованием схем и генетической записи.)

Моногибридное скрещивание – скрещивание по одной паре признаков.

Г. Мендель проводил реципрокные скрещивания ( система из двух скрещиваний: прямого и обратного – ♀ бел х ♂ кр ♀ кр х ♂ бел )

Первый закон Менделя – закон доминирования, закон единообразия гибридов первого поколения: «При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (особи с однородной совокупностью генов, гомозиготные), отличающиеся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все F 1 единообразно и несет признак одного из родителей».

2. Опыты Г Менделя, позволившие открыть закон расщепления признаков во втором поколении. Закон расщепления – второй закон Менделя. Фенотипы и генотипы исходных родительских форм растений, которые использовались Менделем в опытах при моногибридном скрещивании ( объяснение учителя с зарисовкой схем и записью генетических символов).

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

по генотипу 1:2:1

Второй закон Менделя – закон расщепления: «При скрещивании двух потомков F 1 между собой (двух гетерозиготных особей) в F 2 наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».

III. Закрепление и проверка знаний.

1.Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

1. Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

2. Дано: в F 1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

3. Дано: всё потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________, а Грета была _____________ по данному признаку.

4. Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген _____________, а кот Васька _______________ по данному признаку.

5. Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном

Следовательно , белые кролики ____________________ по этому признаку.

2. Заполните пропуски в тексте.

1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.

2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________

Признаком, все ________________ поколение ( F 1 ) окажется _____________

И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F 1 во втором поколении наблюдается ___________

В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.

1. Доминирует ген темных волос, а рецессивен ген светлых волос.

2. Доминирует ген короткого носа, а рецессивен ген длинного носа.

3. Доминирует ген доброты, а рецессивен ген злобности, а Грета была гомозиготной по данному признаку.

4. Доминирует ген серого цвета, а рецессивен ген черного цвета, а кот Васька гетерозиготен по данному признаку.

5. Белые кролики гомозиготны по этому признаку.

1. По одному признаку, генами, доминантным, рецессивным.

2. Одним, гибридное, единообразным, доминантным, расщепление, 3:1, 1:2:1.

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Цитологические основы законов Г.Менделя.

Гипотеза чистоты гамет.

Задачи: сформировать знания о цитологических основах законов Г.Менделя,

раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет ;

продолжить углубление знаний основных понятий генетики,

формировать умения пользоваться генетической символикой.

Средства обучения: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования».

I. Проверка знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

2. Беседа по вопросам:

1) Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

2) Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?

3) Какое скрещивание называют моногибридным?

4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом.

5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?

6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?

II. Изучение нового материала.

Материальные основы наследственности – гены и хромосомы. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения. Механизм распределения хромосом между гаметами в мейозе, восстановление диплоидного набора в зиготе – цитологические основы генетических законов. Гипотеза чистоты гамет. ( Объяснение учителя с использованием мультимедийных пособий).

Для объяснения наблюдаемых закономерностей Г.Мендель выдвинул гипотезу чистоты гамет.

Положения гипотезы чистоты гамет (по Г. Менделю)

Цитологические обоснование (мейоз и оплодотворение)

1. Признаки контролируются парами факторов.

1. Диплоидные клетки содержат пары гомологичных хромосом.

2. Парные факторы разделяются при образовании гамет.

2. Гомологичные хромосомы расходятся во время мейоза.

3. Каждая гамета получает один из пары факторов.

3. В каждую гамету попадает одна из гомологичных хромосом.

4. Факторы передаются из поколения в поколение как дискретные (неделимые, чистые ) единицы.

4. Только ядро мужской гаметы сливается с ядром яйцеклетки.

5. Каждый организм наследует по одному фактору от каждой из родительских особей.

5. При оплодотворении пары гомологичных хромосом восстанавливаются; каждая гамета женская или мужская вносит одну из гомологичных хромосом.

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

желт. желт. желт. зелен.

У гибридов гаметы чисты, так как содержат по одному гену из каждой пары генов.

III. Закрепление знаний.

Беседа по вопросам.

1. Почему гипотезу чистоты гамет можно считать прозорливым предвидением цитологических основ законов наследственности?

2. Каковы цитологические основы гипотезы чистоты гамет?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Задачи: закрепить знание сущности первого и второго законов Г.Менделя, гипотезы чистоты гамет, умение работать с генетической символикой; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

Средства обучения: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования»; тексты и условия задач.

I. Проверка и закрепление знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

2. Практическая работа « Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ ?

Решение: число типов гамет определяется по формуле

где “ 2” означает, что в генотипе есть гетерозиготные состояния аллелей,

а “ n” – число таких состояний. Типы гамет определяются таким образом, что для первой пары аллелей общее число типов гамет делится пополам, для второй пары аллелей каждая половина снова делится пополам, и т.д. Так узнается с какой последовательностью нужно чередовать доминантный и рецессивный аллель.

n=2 Г=2 2 = 4, АВГдЕ, АВгдЕ, АвГдЕ, АвгдЕ.

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ? n=3 Г=2 3 = 8

АВСдЕ, АВСде, АвСдЕ, АвСде, аВСдЕ, аВСде, авСдЕ, авСде.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

Р ♀ аа х ♂ Аа Р ♀ аа х ♂ аа

бел. крем. бел. бел.

Гаметы а А , а Гаметы а а

F 1 аа Аа F 1 аа

1 бел. : 1 крем. бел.

Ответ: наследование окраски цветков – моногенное, кремовая окраска –

доминантный признак, белая окраска – рецессивный.

№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

Решение: А * - жел.

Аа – крас. Р ♀ аа х ♂ АА

F 1 ♀ Аа х ♂ Аа 21 желт. желт. все желт.

F 2 АА Аа Аа аа

83 желт. желт. желт.. 27 крас.

Ответ: генотипы см. в решении.

Примечание. При разборке задач сначала записывается все, что указано в условии (фенотипы), затем на основании этого делаются выводы и определяется то, чего требует задача (генотипы).

№3. Одна из форм глухонемоты наследуется у человека как рецессивный признак.

а) В нормальной по этому признаку семье родился глухонемой ребенок. Каковы генотипы родителей?

б) Женщина нормальна, её муж глухонемой, таким же оказался их первый ребёнок. Какова вероятность того, что второй ребёнок будет нормальным?

аа - глухонемота а) Р ♀Аа х ♂Аа б) Р ♀Аа х ♂аа

А * - норма норм. норм. норм. глух.

Гаметы А ; а А ; а Гаметы А ; а а

F 1 аа (по услов) F 1 Аа аа

Ответ: а) генотипы родителей Аа;

б) вероятность 50%

Домашнее задание: решите задачи

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВВссДд ?

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа СсДдЕекк ?

№3. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа КкЛлММНноо ?

№4. Рожь, имеющую пигмент антоциан, скрестили с неизвестной формой. В потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. Определить генотипы исходных растений. Назвать доминантный признак.

№5. От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получено 17 телят комолых и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров?

№6. При скрещивании серых кур с белыми потомство оказалось серым. Это потомство скрещивалось снова с белыми. В результате оказалось 172 особи, из которых 85 были белые и 87 серые. Каковы генотипы исходных форм и всех их потомков?

№7. В семье, где родители с черными волосами, ребенок имеет рыжие волосы. Какой признак доминантный? Каковы генотипы всех членов семьи?

Читайте также: