Как называется палка у пастуха овец

Опубликовано: 24.04.2024

Этот Псалом является одним из самых популярных псалмов в мире.

Есть причина, по которой в этом псалме упоминаются два вида “палочек”. Жезл - для врага, посох - для дисциплины и исправления.

Самым важным атрибутом пастуха является посох. Мне бы хотелось сегодня говорить с вами об этом инструменте.

Посох играет важную роль в сфере овцеводства. Пастух пользуется им, чтобы нежно поднять новорожденного ягненка и подвести его к матери, если они были разлучены.

Посох пастуха - интересные факты

Посох пастуха - интересные факты

Этим он препятствует овцематке изгнать своего детеныша, если она почует запах рук человека. Я наблюдал, как умело двигались пастухи с посохом между тысячами овце - маток, которые родили в одно время. С помощью посоха они умело, но осторожно поднимали ягнят и ставили их рядом с овцематками. Можно часами взволнованно наблюдать эту трогательную картину.

Посох используется также и для того, чтобы вести овец. Я не раз видел, как пастух при помощи посоха осторожно выводил своих овец на новый путь, через ворота или на трудные, опасные дороги. Он никогда не бьет животное посохом. Напротив, он осторожно прижимает им бок животного и направляет его туда, куда ему следует идти. Таким образом овца хорошо понимает, что сбилась с правильного пути.

Посох или дубинка пастуха служат еще для одной интересной цели. Пастух пользуется ими и для того, чтобы обследовать и посчитать овец. В ветхозаветном изложении это звучит так: „И проведу вас под жезлом…” (Иез. 20,37).

Посох пастуха - интересные факты

Посох пастуха - интересные факты

Это означало не только быть под авторитетом и наблюдением владельца, но и тщательно обследоваться. Овца, прошедшая „под посохом”, была посчитана и обследована – для уверенности, что она ни в чем не нуждается.

Когда пастух находится на пастбище, он имеет при себе только висящее через плечо ружье и длинный, тонкий посох. Если пастух разрешает сыну помогать пасти стадо, тот ищет себе сначала посох и дубинку, которые точно соответствуют его росту и силе.

Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох бывает до 2 метров, который заканчивается крюком. Многие дороги в Палестине проходили вдоль склонов крутых гор. Часто овца срывалась вниз и беспомощно повисала на каком-нибудь выступлении. С помощью своей палки, наклонившись, пастух мог дотянуться до овцы и вытащить ее обратно на тропу.

Посох пастуха - интересные факты

Посох пастуха - интересные факты

Посох имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание в Пс 22.4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры [евр. мишэнэт]. Посох используется также и для того, чтобы вести или направлять овец.

Жезл [евр. шевет] и в другом месте упоминается как оружие (2Цар 23.21; в Синод. пер. - "палка") -> Скипетр.
Пастух часто использовал жезл для защиты овец от разбойников и хищников. Иными словами, это - дубинка, а часто и боевое оружие.

Еще жезл использовался также для наказания непослушных детей, рабов, безрассудных или неподобающим взрослых.

Посох пастуха - интересные факты

Посох и дубинка пастуха являются для овцы большим утешением. Потому что с этими вещами пастух всегда может держать под контролем свое стадо и охранять его.

Особую выразительность картине придает деталь в Пс. 22, когда автор говорит, что в долине смертной тени, месте с глухими оврагами, где подстерегают хищники, «не убоюсь зла. Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня» (Пс. 22:4).

Посох пастуха - интересные факты

Посох пастуха - интересные факты

Посохом не пользуется ни один работник любой другой профессии. Это единственный в своем роде инструмент, используемый исключительно для ухода за овцами.

Даже для пастуха посох означает какое-то утешение. Во время напряженных переходов и долгого, утомительного бодрствования над стадом он постоянно опирается на посох, чтобы отдохнуть. Это для него крайне необходимый инструмент и значительная помощь в работе.

Посох пастуха - интересные факты

1. Благодаря посоху пастырю легче направлять своих овец в нужном направлении, и следить за тем, чтоб никто не отставал.
2. Посох помогает пастырю в руководстве применять настойчивость, а не насилие.
3. Посох даёт свободу действий стаду в пределах дозволенных границ. Не путайте границы с уздой.
4. Посох защищает тех, кто попал в неприятности.
5. Посох напоминает о том, что ошибка это не фатально.
6. Жезл или посох в руках вождя могут также символизировать еще власть, подобно царскому скипетру.

В Своей непостижимой любви и милости Он прощает наши ошибки. И жезл и посох пастырь ВСЕГДА применяет только во благо для своей паствы!

Чабан (этногр.) — в южной России так называется пастух овец. Принадлежности его: гирлыга — длинная палка с крючком в конце, для захвата овец за ноги, гайтан — пояс с висячим карманом (заман), щипчиками для вынимания у больных овец червей (джермела), рогом (для дегтя и синего камня, которым присыпаются раны овец) и ножом. Жизнь Ч. тяжелая, всегда в степи, на солнцепеке или зимой в курене при бдительном надзоре за овцами, чтобы они не занесены были снегом, не подверглись нападению волков. Утешение — в трубке табаку и в свирели. Подробное описание чабанского быта см. в статье Кухаренка в "Основе" (1862 г., май, 30 — 39); к ней приложен словарь чабанских слов, большею частью румынского и турецкого происхождения; это объясняется тем, что в старое время Ч. были большей частью из румын. С упадком овцеводства Ч. начинают исчезать; ныне они встречаются все реже и реже при степных южнорусских отарах. Обыкновенно на одну отару в 1000 — 1500 овец полагается 1 личман (счетчик), 2 Ч. и 1 гарбачий (при навозке арб). С фольклорной стороны (предания, поверья, песни и пр.) чабанство мало исследовано. Наиболее ценный материал; кроме словаря Кухаренка, — песня Талавиря в "Киевской Стар." (1883, IV, 907 — 908). Небольшая этнографическая коллекция чабанских принадлежностей находится в Харьковском этнографическом музее. Н. С—в.

Смотреть что такое ЧАБАН в других словарях:

ЧАБАН

(этногр.) — в южной России так называется пастух овец. Принадлежности его: гирлыга — длинная палка с крючком в конце, для захвата овец за ноги, гайтан . смотреть

ЧАБАН

ЧАБАН, -а, м. Пастух, преимущ. пасущий овец. 11 прил. чабанский, -ая,-ое.

ЧАБАН

чабан м. Пастух, пасущий обычно стада овец.

ЧАБАН

ЧАБАН

чабан овчар, отарщик, пастух Словарь русских синонимов. чабан сущ., кол-во синонимов: 5 • аэрофотоаппарат (1) • бронхология (2) • выгибание (6) • кативший телегу (4) • начало (92) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало. смотреть

ЧАБАН

ЧАБАН(тюрк.). Пастух над овцами в южнорусск. степях.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ЧАБАНв Новорос. - па. смотреть

ЧАБАН

ПАСТУ́Х (той, хто пасе стадо, череду тощо), ПА́СТИР заст.; ТАБУ́ННИК, ГУРТІВНИ́К, СТА́ДНИК заст., СТАДА́Р діал. (той, хто пасе табун коней, верблюдів т. смотреть

ЧАБАН

ЧАБА́Н, а́, ч.Той, хто пасе овець, вівчар (у 1 знач.).У холодочку, під вербою, Приліг чабан спочить; Кийок поклав під головою, Собака у ногах лежить (Л. смотреть

ЧАБАН

, работник овцеводческих х-в, пастух овец. В специализир. чабанских бригадах Ч. обслуживают однородные отары (маток, ярок, валухов), в смешанных — разные половозрастные группы овец, в комплексных бригадах — занимаются кормопроиз-вом и обслуживают овец. Отару маток и ярок из 800—1000 овец обслуживает бригада из 2—4 Ч. Отару валухов обслуживают 2 Ч. За специализир. бригадой закрепляют инвентарь, скот, передвижные домики, юрты, транспорт, оборудование, средства для водопоя овец, радиоприёмник двусторонней связи и др. В составе укрупнённой бригады 7—12 работников овцеводства (в т. ч. 3—4 механизатора), за к-рыми закрепляют 3—5 тыс. овец и более. Ч. готовят в сел. профессионально-технич. училищах.
Синонимы:

ЧАБАН

овчар, работник по уходу за овцами. В овцеводческих совхозах и колхозах Ч. при каждой отаре овец организованы в специальную чабанскую бригаду из 3-4 че. смотреть

ЧАБАН

1) Орфографическая запись слова: чабан2) Ударение в слове: чаб`ан3) Деление слова на слоги (перенос слова): чабан4) Фонетическая транскрипция слова чаб. смотреть

ЧАБАН

Персидское – suban (пастух).Авестийское – fsupana (страж скота).Слово «чабан» было заимствовано из тюркского языка, где coban означало «пастух».В тюркс. смотреть

ЧАБАН

чабан чаба́н"овечий пастух", южн., курск. (Даль), укр. чабан – то же. Заимств. из тур., крым.-тат. čоbаn "пастух" (Радлов 3, 2030); см. Мi. ТЕl. I, 278. смотреть

ЧАБАН

(2 м), Р. чабана/; мн. чабаны/, Р. чабано/вСинонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало

ЧАБАН

корень - ЧАБАН; нулевое окончание;Основа слова: ЧАБАНВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ЧАБАН; ⏰Слово Чабан содержит с. смотреть

ЧАБАН

"овечий пастух", южн., курск. (Даль), укр. чабан – то же. Заимств. из тур., крым.-тат. cоbаn "пастух" (Радлов 3, 2030); см. Мi. ТЕl. I, 278; Бернекер I, 159. Первоисточником является перс. suban "пастух", авест. *fsupana- "страж скота"; см. Хюбшман 215; Корш, ИОРЯС 8, 4, 40; М. Лойман, IF 58, 19. Отсюда чабанить "пасти скот, быть чабаном". смотреть

ЧАБАН

чабан сущ.муж.одуш. (1) мн.род. каменную, инде поросшую лесом, убежище чабанов внизу, а далее в равнинеПут9.

ЧАБАН

-а́, м. Пастух овечьих стад.[тюрк. чобан из перс.]Синонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало

ЧАБАН

чаба́н[чабан]-ана, м. (на) -анов'і/-ан'і, кл. -анеи, мн. -ани, -ан'іў

ЧАБАН

ЧАБАН м. южн. овечий пастух, овчар, баранщик. Чабаний крюк, посох. Чабанить, быть чабаном. | Арх. о судне: идти с моря домой, в гавань, становище. Ладья чабанит, знать, заловилась! Матушка ладейка чаб-чаб-чабанит! кричат мальчишки-сторожа при подходе с моря ладьи.

ЧАБАН

чаба́н, чабаны́, чабана́, чабано́в, чабану́, чабана́м, чабана́, чабано́в, чабано́м, чабана́ми, чабане́, чабана́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало. смотреть

ЧАБАН

Заимств. в XIX в. из тюрк. яз., где чабан «пастух» < перс. шупан (из фшупана «хранитель скота»).Синонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, . смотреть

ЧАБАН

çoban* * *мçoban, koyun çobanıСинонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало

ЧАБАН

мovelheiro m, carneireiro m, pastor de ovelhasСинонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало

ЧАБАН

чаба́н, -а́Синонимы: аэрофотоаппарат, бронхология, выгибание, кативший телегу, начало

Палочка у дирижера, а у пастуха

Альтернативные описания

• (переносное значение) правительственная система гнета, насилий (риторическое)

• Довид (наст. Давид Фиксман) (1900—55) русский поэт

• Сарра (Скрябина Ариадна) (1904—44) русская поэтесса, дочь композитора А. Н. Скрябина, участница Движения Сопротивления во Франции, погибла в бою с фашистами в Тулузе

• антоним пряника из известной поговорки

• длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применялся для телесных наказаний

• политический оппонент пряника (книжное)

• рабочий инструмент пастуха

• стимул для лошади

• хлыст, большая плеть, плетка, бич

• атрибут для вершения торговой казни

• англичанин в такой ситуации, скорее всего, вспомнит о палке и морковке, а мы о . и прянике

• «. не мучит, а добру учит» (посл.)

• инструмент для увеличения скорости лошади

• рыба семейства окуневых

• политический противовес пряника

• средства управления: . и пряник

• воспитывает с пряником

• напарник пряника по воспитанию

• нужен кучеру и садисту

• увеличитель скорости лошади

• «педаль газа» в руках кучера

• оппонент пряника в политике

• «акселератор» для лошади

• у шофера педаль газа, а что у кучера?

• атрибут для торговой казни

• гибкий аргумент пастуха

• «педаль газа» кучера

• пастуший хлесткий подручный

• партнер пряника по воспитанию

• напарник пряника в деле воспитания

• оппонент пряника в деле воспитания

• знаменитый белый медведь, живший в Берлинском зоопарке

• гибкий помощник пастуха

• хлесткий помощник пастуха

• политический оппонент пряника

• «. не мучит, а добру учит»

• несъедобный собрат пряника

• «не указчик тебе . и плеть»

• засвистит над пегою парою

• воспитательный антипод пряника

• дополнение к прянику

• музыкант из сказки Топелиуса

• непременный «друг» пряника

• «педаль газа» извозчика

• Длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применявшийся для телесных наказаний

• Педагогическое приложение к прянику

• Принадлежность пастуха, длинный ремень с рукоятью

• Русская поэтесса, дочь композитора А. Скрябина

• ". не мучит, а добру учит"

• "Акселератор" для лошади

• "Не указчик тебе . и плеть"

• "Педаль газа" в руках кучера

• "Педаль газа" извозчика

• "Педаль газа" кучера

• "Стимул" для лошади

• м. самый большой вид рыбы бычок, черноморск. Gоbius batrachocephalus. Свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка, для стеганья, битья. Кнут кучерской, ременный, на длинноватом кнутовище, с дремою, для надеванья на руку. Кнут палачевий, аамененный кошкою, трехвостою плетью, также отмененною, был с сыромятным, переменным концом. Бич, длинный кнут, для немецкой упряжи: кучер правит четвернею с выносом; бич пастуший, хлопуша, витень. Охотничий кнут, для порсканья, арапник. Поволочня, кнут при паханье, который тащится за сохою. Погонялка, простой, крестьянский кнутишка; пуга, батог, для понуканья волов; нагайка, камча, канчук, короткая, толстая и ровная казачья плеть, иногда со шлепком, лопастью. Волкобой, толстая нагайка, иногда со вплетенною в кончике пулею. Навить кнут, приделать новый кончик. Кнутяга м. кнутища. Кнутовище пенз. кнутовье ср. тамб. кнутник м. рукоять кнута. Кнутобой, заплечный мастер, кат, палач; бранное прозванье тому, кто поет на кнуте, много бьет лошадь. Кнут не Бог, а правду сыщет, от пытки. Только и есть, что кнут да хомут. На кнуте далеко не уедешь. Кнута в оглобли не впряжешь. Хорошо ездить, у кого свой кнут на чужих коней. Хоть кнут впрягай, только бы доехать. То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь. На дураков кнутья. Не слушался отца, послушаешься кнутца. За грехи мука, за воровство кнут. Ждать беду, тяжело (или нелегче) кнута. Кнут да пушка (при салюте) любят нечет. Кнуты вьет, да собак бьет, бездельничает. здорового кнута и кнутовище в меру. Кнутовища негде вырезать, безлесье. Ни из кнутовища топорища, ни из блохи голенища. Кубарный кнутик

. ДОБРОЕ СЛОВО каждый день.

Пастух мой - Господь.
Нужды у меня не будет ни в чём.
С Ним я спокоен на пастбище злачном,
к водам тихим Он водит меня,
оживляет душу мою,
путями верными водит меня, верный имени Своему.
Случись идти мне долиной темной как смерть,
не устрашусь и тогда я зла, ибо Ты со мною:
Твой жезл и Твой посох уверенность в меня вселяют (моя сила).
Ты стол для меня накрываешь у врагов моих на виду,
возливаешь елей на голову мою, до краев чашу мою наполняешь.
Доброта и милость Твоя да сопутствуют мне во всей жизни моей,
и, пока живу, ходить я буду в Дом Господень.
(Псалом 22)

" ЖЕЗЛ И ПОСОХ "
--------------------------—
Пастух, направляющийся в горы, обычно несет с собой как можно меньше снаряжения. Так было особенно в старые времена, когда у пастуха не было в распоряжении никаких вездеходных машин, с помощью которых он мог бы транспортировать свои запасы, Даже в наше время „чабанские хижины” или „чабанские кибитки”, в которых ночует пастух во время пребывания со своим стадом на летних пастбищах, оборудованы самым необходимым.

Но когда пастух находится на пастбище, он имеет при себе только висящее через плечо ружье и длинный, тонкий посох. Кроме того, еще маленький рюкзак, содержащий его обед, бутылку с водой и предметы оказания скорой помощи для стада.

На Ближнем Востоке пастух носит при себе только жезл и посох. В моих живых детских воспоминаниях осталась картина африканских пастухов, которые пасли своих овец с длинным посохом в одной руке и корявой дубинкой в другой. Эти два предмета составляют там обычное снаряжение простого пастуха.

Если пастух разрешает сыну помогать пасти стадо, тот ищет себе сначала посох и дубинку, которые точно соответствуют его росту и силе.

Он идет в лес и выискивает молодое деревце, выкапывает его и обрезает его с большой любовью и осторожностью. Широкий нижний конец обрабатывается в гладкую круглую головку, а ствол деревца обрезается так, чтобы он точно подходил для руки владельца. После обработки пастушок часами тренируется, пока не научится ловко пользоваться этой дубинкой и бросать ее с самой большой меткостью. Она будет главным защитным оружием как для него самого, так и для овец.

Ребенком я часто наблюдал за туземными мальчиками, когда они устраивали соревнования, чтобы установить, кто дальше и метче всех бросит дубинку. Трудно поверить, каких результатов можно было достичь с помощью этого оружия. Оно становилось неотъемлемой частью владельца и являлось символом его силы, власти и авторитета в каждой трудной ситуации. Он надеялся, что в случае опасности эта дубинка защитит его и стадо. Кроме этого, она служила для того, чтобы вернуть назад убегающих от стада овец.

Посох или дубинка пастуха являются для овцы большим утешением. Потому что с этой дубинкой пастух всегда может держать под контролем свое стадо и охранять его.
.
(продолжение ниже)

. ДОБРОЕ СЛОВО каждый день.

Моисей и жезл
Дубинка пастуха напоминает нам жезл Моисея. Когда Бог поручил ему, пастуху пустыни, вывести израильский народ из рабства фараона, он должен был доказать свое полномочие посредством жезла или пастушеской дубинки. Моисей всегда использовал жезл, когда творил чудеса, которые должны были убедить в Божьем поручении не только фараона, но и израильский народ.

В этой связи посох или дубинка указывают на сказанное слово Бога как на выражение Его воли для людей, а также на Божий авторитет, который подтвержден веским утверждением: „Так говорит Господь!”

Как во времена Давида дубинка в умелых руках •пастуха означала для овец утешение и безопасность, так и мы получим утешение и силу через Слово Божье, если будем помнить о его силе, достоверности и авторитете. Священное Писание – это, так сказать, посох нашего Учителя, неотъемлемая часть Его Духа, Его воли и намерений для людей.

В наше время, когда в умах людей царит большая путаница и провозглашаются весьма странные мировоззрения, детей Божьих очень утешает возможность обратиться к Священному Писанию с уверенностью, что через него с полным авторитетом говорит добрый Пастырь. Какое утешение иметь это ясное, определенное и требующее благоговения Слово Божье в руках и руководство­ваться им в жизни. Сознание этого наполняет наше сердце миром и надеждой.

И именно это имеет в виду псалмопевец, говоря: ,,…Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня”.

Но пастух использует свой посох или дубинку еще и для другой цели. Они служат ему орудием наказания – и чаще, чем для всех других целей. Для меня всегда было непостижимо, как часто и с какой меткостью африканские пастухи бросали дубинку в строптивое животное, которое не хотело подчиняться. Как только пастух видел, что овца отделилась от стада и направилась к ядовитым растениям или подвергала себя другим опасностям, по воздуху тут же летела дубинка и быстро гнала своенравную овцу обратно в стадо.

Подобным образом охраняет нас от греха Слово Божье. Оно говорит нашему сердцу, предостерегает, осуждает и направляет нас, если мы сбились с пути. Это Дух Святой пользуется живым Словом Божьим, чтобы достичь нашей совести и указать правильный путь. Таким образом Господь Иисус Христос наблюдает за нами, чтобы мы шли „путем праведности”.

« ИСПЫТАЙ МЕНЯ »
Но посох или дубинка пастуха служат еще для одной интересной цели. Пастух пользуется ими и для того, чтобы обследовать и посчитать овец. В ветхозаветном изложении это звучит так: „И проведу вас под жезлом…” (Иез. 20,37). Это означало не только быть под авторитетом и наблюдением владельца, но и тщательно обследоваться. Овца, прошедшая „под посохом”, была посчитана и обследована – для уверенности, что она ни в чем не нуждается.

Так как у овец шерсть часто длинная, не всегда легко можно заметить под ней болезни, язвы или раны. Например, на выставке овец второсортное животное может быть так острижено и подготовлено, что производит превосходное впечатление. Однако сведущий член жюри берет свой жезл и раздвигает им шерсть овцы. Таким образом он легко может установить состояние кожи, чистоту шерсти и строение тела. Другими словами, он не даст себя обмануть шерстяной завесой.
.
(продолжение ниже)


Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.

Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.

Рис. 1-1 Пастухи с посохами

В глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причём лишённый каких-либо драгоценных украшений.

Первым правителем «с посохом» считается царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э.

Действительно, Ур-Намму с самого начала позиционировал себя поборником и хранителем справедливости, «живым законом» на земле, сделав верную ставку на кодификацию права и унификацию судебной практики. Он в особенности радел о социальной справедливости, следил за тем, «чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил», что ещё раз подчеркнул в прологе к своему знаменитому судебнику — «Кодекс Ур-Намму» (древнейший сборник законов из обнаруженных в настоящее время). При нём закрепился образ шумерского царя как «справедливого пастыря», протектора и опекуна своих черноголовых (шум. lugal-sipa — «царь как овечий пастух») с соответствующими инсигниями из того же пастушеского инвентаря: посох пастуха и железное кольцо для усмирения быка (или же свёрнутая кольцом верёвка как узда для барана). Они с того времени начнут выступать как неизменная символика владычества и правосудия.1

В Древнем Египте посох считался одним из атрибутов Солнца, и после осеннего равноденствия египтяне справляли праздник под названием «рождение солнечного посоха». Считалось, что по мере того, как с каждым днём идут на убыль солнечные свет и тепло, у светила возникает нужда опереться на посох. Похожее представление о поддержке Солнца было у чилкотинов (индейцы, проживающие в Канаде в провинции Британская Колумбия). Во время солнечного затмения они облачались в белые одежды, брали посохи и, сгорбившись (будто несли тяжёлый груз), ходили кругами до тех пор, пока затмение не кончалось.

Несмотря на то, что посох был связан с Солнцем, в Древнем Египте он являлся частым атрибутом не только бога Ра и фараонов (правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта), но и многих других богов.

Рис. 1-2 Боги Египта
И, как видно на колдографии, посохи могли выглядеть по-разному.

Рис. 1-3 Виды египетских посохов
Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини (на примере выше это Маат и Хатхор), остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас — символ силы, анх — жизни, тет — устойчивости, хекет (скипетр — небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) — управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) — власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) — мужественности, сексуальной силы. Лучшего всего комбинацию символизма видно на посохе Птаха.

Рис. 1-4 Бог Птах
Уас носят Ра, Амон и Анубис (посох номер 2). Анх у них также есть, но не на посохе, а в другой руке. Уас-посох очень распространённый, и его можно увидеть у многих богов Египта. Птах имеет посох с объединением не только анха и уаса, но и тета (посох номер 3). Это уникальный посох, и, кроме Птаха, его может носить только лунный бог Кхонс (в соединении хекет и нехеху, пример номер 4). Считается, что все три качества своего посоха Птах даровал египетским царям, когда те проходили церемонию коронации в его храме в Мемфисе. Осирис держит посох уас в одной руке, а хекет и нехеху в другой. Такое сочетание доступно было ещё одному богу — Анджети, а также всем фараонам. Бог Тот (бог Луны, знаний, мудрецов), скорее всего, удерживает в руках не посох, а светильник.

Интересно отметить, что в настоящее время появляется путаница относительно слов «жезл», «скипетр» и «посох», применяемых к предметам Древнего Египта. Всеми этими словами называют как длинную трость, на которую опираются боги, так и короткую палку с загнутой частью, которую удерживают в руках. На самом деле уас выглядит как посох, но он не имеет никакого отношения к посоху пастуха. Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Именно поэтому его верхняя часть изображена в виде головы животного (затем стилизованная и упрощённая). Уас клали в могилу к умершими людям, чтобы те могли применить его для пользования божественными благами. Кроме того, уас — это египетский иероглиф, обозначающий власть. Поэтому «посох»-уас могли носить не только боги и фараоны, но и влиятельные чиновники. А вот короткий и загнутый жезл хекет, означающий управление, вероятно, происходит от пастушьего жезла. Кстати, его также могли носить чиновники.

Итак, несмотря на сильную схожесть двух предметов, становится понятно, что короткий хекет, произошедший от пастушьего посоха, связан с управлением, тогда как длинный уас, берущий начало из представления о древнем демоне Шакале, связывается с магией и властью. И эти оба предмета дополняют образ человека (существа, бога), говоря о его силе, могуществе, умении править и связи с магическими миром (возможно, владение магическими талантами).

В греко-римской традиции посох был символом вестника, и наиболее известны жезл Гермеса-Меркурия и посох Асклепия.

Кадуце́й (другое наименование «керикион») — название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания.

Посох Асклепия — посох, обвитый змеёй. По легенде, бог врачевания Асклепий убил своим посохом змею и узнал секрет травы, воскрешающей мёртвых. По другой версии, посох связан с методом избавления от паразитов, когда их вытягивают из тела человека, наматывая на палочку.

Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)
Также посох является атрибутом:
— Аполлона и Пана (как защитников земных стад);
— Протея (как защитника океанских стад);
— Полифема (личный предмет великана-пастуха — длинный посох из дикой маслины);
— Талии (была музой комедии и поэзии, иногда изображалась с пастушьим посохом в правой руке);
— Прометея (полый посох использовался Прометеем для кражи огня (угольков) с Олимпа);
— Орфея (в понятии Доброго Пастыря);
и т.д.

Посохом иногда называют трезубец Посейдона, однако, несмотря на свой внешний вид (длинное древко, усиленное наконечником из трёх зубцов), он произошёл не от пастушьего посоха, а от рыбной остроги (оружие, применяемое для рыбной ловли).

«Посох — один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), аналогичен жезлу, дубинке, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Нередко магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, связываются с его «происхождением»: породой дерева, предшествующими действиями с ним и прочее. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшими в контакте со змеёй.

Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» её изо всех углов. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.

Во время ритуальных обходов села посох может играть роль фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника — первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге бадняка, произнося благопожелания.

В магии использовались палки, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий. (. ) У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днём св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Палкой, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр., отгоняли градоносную тучу, примиряли ссорящихся, «били» роженицу при родах, корову при отеле, например, со словами: «Разделись с телёнком, как змея с лягушкой».

С помощью посоха ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т.д. Верхом на палках (прутьях, кочергах, ухватах и т.п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно чёрного или красного цвета».2

Как видим, у славян использование посохов многозначно и разнообразно: ритуальная магия, бытовая, связь с плодородием и т.д.

У кетских шаманов посох олицетворял мировое дерево (так же, как и у славян), а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох — это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи подразделяются на три группы: по виду навершия, по роду крепления и по размерам. По виду навершия и вставок: с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного. По роду крепления: посохи с простым креплением путём привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам: длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и длиной до полуметра (жезлы).

Итак, у шаманов посох являлся личным инструментом, с помощью которого творилась разнообразная магия. Да и видов посохов было достаточно много.

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Иисуса Христа часто изображали в виде пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.3

Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом
Различают архиерейские посохи и жезлы. Архиерейский жезл является символом церковной власти и одновременно символом страннического образа жизни. Правом ношения жезла за богослужением обладают все архиереи, а также некоторые архимандриты, удостоенные этого права, и настоятели (наместники) монастырей.

В современной практике архиереи носят посох вне богослужения, а жезл во время богослужения.4 Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями.

Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха — до плеча архиерея — и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея — символ мудрости и учительной власти архиерея.
Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.
В католицизме в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику.

Рис. 1-9 Католический жезл
Тут мы видим разделение посохов как по внешнему виду, так и по функциональному. Подробней об этом в следующей части работы.

Читайте также: