Бывают ли умственно отсталые собаки

Опубликовано: 26.04.2024

Я никогда не могла предположить, что у собак может быть умственная отсталость. То что питомцы отказываются выполнять команды, не слушаются своих хозяев, я связывала с упрямством характера.

Однако, ветеринары всё чаще начинают рассуждать об умственной недоразвитости у таких (упрямых, плохо поддающихся дрессировке) братьев наших меньших.

Связывают эту патологию с инбридингом.

Отношение в кинологии к такому способу спаривания (двух близкородственных животных) неоднозначное, от резко отрицательного, до чрезмерно применяемого.

Фото: Imgur

Я не селекционер и не имею право поддерживать или осуждать подобный подход к разведению. Сами заводчики утверждают, что инбридинг должен быть тщательно продуман и правильно рассчитан…

В любом другом случае (непродуманный и случайный) вызывает большие проблемы у инбредных животных.

Я не раскрою большого секрета сказав, что каждое животное уникально и главная задача владельцев — помочь питомцу открыться… Вот только эти открытия не всегда бывают радостны для хозяев.

Фото: Imgur

Золотого ретривера Стэнли забрали из приюта, куда собаке попал от заводчика, по причине упрямого характера бороться с которым стало невозможно (шли разговоры даже об усыплении пса).

Несмотря на все странности, которые выявили у собакена (засыпал пёсик лишь на столе), волонтерам удалось привлечь внимание усыновителей к Стэнли и помочь обрести ему дом.

Фото: Imgur

Причуды собаки не стали препятствием, а то что пёс сразу же подружился с другими домашними животными, которые имелись в семье, лояльно относился к маленьким детям — укрепило мнение усыновителей в правильности сделанного шага.

Семья, которая приняла к себе этого парня, через небольшой промежуток времени обратила внимание, что пёс плохо (от слова вообще) обучаем, непослушен и выполняет (из раза в раз) одни и те же действия.

Фото: Imgur

У приёмных родителей Стэнли имелся опыт дрессуры собак, но новый питомец сильно отличался от своих собратьев. И главное: большое волнение вызывало то, что пес постоянно забирался на столы, высокие спинки кресел, а оттуда мог упасть и навредить себе.

Очень огорчало владельцев собаки, что Стэнли не реагировал (или не запоминал) своё имя, даже нанятые тренеры-кинологи не смогли справиться и обучить собаку элементарным навыкам.

Фото: Imgur

Решив проверить питомца с помощью собачьего теста IQ (оказывается есть и такой), люди ещё сильнее расстроились. Пёс не смог найти лакомство в миске, не отозвался на своё имя, и не смог выбраться из-под пледа… Оценка проведенного теста говорила об отклонениях у Стэнли.

Приемная мать собакена обратилась с выявленными проблемами к ветеринару (владелец животного переживала, что возможно у питомца опухоль мозга или ещё какая-то патология).

Фото: Imgur

В клинике, куда за помощью пришла женщина с собакеном, проведя ряд исследований, получив результаты анализов, Айболит вынес вердикт, что физически животное здорово. А вот озвученные проблемы, которые имеются у Стэнли — это может быть результат неудачного инбридинга.

Хозяйка собаки говорит: "Питомец немного заторможенный, иногда со странными причудами, но всё это заставляет нас любить его ещё больше"!

История пса Стэнли, который физически полностью здоров, но умственно — полный швах, по-мнению ветеринарных врачей и есть результат эксперимента под названием — инбридинг.

Спасибо, что дочитали. Жизненные истории на моём канале О жизни и за жизнь. Подписывайтесь на канал, всё только начинается.

Известный биолог и телеведущий Иван Затевахин.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Ученые из Принстонского университета (ведущий автор профессор Бриджит ван Хольдт) опубликовали в авторитетном научном журнале Science Advances исследование, которое с необычной точки зрения объясняет почему собаки стали самыми верными и преданными друзьями человека. Оказывается барбосы являются носителями вариации гена, который у человека вызывает болезнь под названием синдром Вильямса. Люди, страдающие этим недугом обладают специфической внешностью эльфов, отличаются добродушием, послушностью, доверчивостью и . умственной отсталостью. И именно наличием этого гена объясняется дружелюбие собак, их способность распознавать эмоции человека и реагировать на них, имитируя поведение ребенка. Эта весть всколыхнула стройные ряды собаководов, они посчитали это исследование оскорбительным для своих любимцев. Расставить точки над «ё» мы попросили известного биолога и телеведущего Ивана Затевахина.

КТО УМНЕЕ: ВОЛК ИЛИ СОБАКА?

- Многие восприняли результаты научной работы в лоб: дружелюбие собак связано с отставанием в умственном развитии. Это ли имелось в виду на самом деле?

- Вовсе нет. Все-таки надо отдавать себе отчет, что человека разумного или Homo sapiens отделяют от хищников 40 или даже 50 миллионов лет эволюции. И мы немного разные. У человека этот ген действительно вызывает повышенное дружелюбие и наивность, но в сочетании с симптомами задержки умственного развития. А у собак вариация этого гена отвечает исключительно за лояльность и дружелюбие. Причем не только у собак. Я имею ввиду исследование по одомашниванию лисиц, которые проводил наш соотечественник академик Беляев (так называемые «ласковые лисы» поведением напоминали собак, были так же игривы, привязаны, при этом у них изменился окрас - появились белые пятна, стали встречаться закрученные хвосты и свисающие уши - авт). Вероятно, этот ген у животных влияет на процесс одомашнивания. А по поводу заявлений, что собаки тупые. С кем их сравнивать?

- Например, с волками! Кто из них умнее?

- Попытки сравнить интеллект волка и собаки проводились. Но любые исследования когнитивных способностей этих животных упирались в то, что собака очень сильно ориентируется на владельца, а это в значительной степени искажает результаты опытов. В принципе, они практически равны. Волк за счет самостоятельности может некоторые задачи решать лучше. Но непонятно, то ли он вправду умнее, то ли выигрывает за счет того, что собака ждет пока хозяин скажет, что делать. Мы пока не можем говорить, что эксперименты демонстрируют снижение интеллекта у собак. И потом, не может быть дурой собака, которая знает 400 слов! Был очень известный опыт с бордер колли по кличке Бетси. Она по просьбе хозяйки могла выбрать из кучи игрушек мячик, морковку, фигурку зебры. А потом еще и отнести обратно. Глупое животное было бы не в состоянии запомнить такой объем понятий. Ведь эксперимент говорил, что собаки распознают суть отличий предметов по форме. А это высший пилотаж!

МИМИШНЫЙ МИШКА СОЖРЕТ ВАС НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ

- Исследователи утверждают, что существует связь между чертами характера и чертами внешности. Например, у тех же лис дружелюбие и хвост крючком, свисающие уши. Вы с такими примерами сталкивались в дикой природе?

- Вот тут все очень сложно. Наши представления о внешности животных весьма обманчивы. Показательная история с медведями. Считается, что мишки это такие добродушные, игривые весельчаки. В зоопарках дети всегда хотят их погладить. А между тем, медведь один из немногих хищников, который охотится на человека не раздумывая. Лев будет думать, тигр раз двадцать подумает, леопард тоже начнет «чесать в затылке», хотя он настроен более решительно. А голодный медведь без всяких колебаний на вас нападет и сожрет, если у вас с собой ружья не будет. И обратный пример. Вот мы серию фильмов снимали по гранту Российского географического общества и там были киты, которые выпрыгивали из воды. Со стороны выглядит это угрожающе потому что рядом с тобой плюхается здоровая многотонная штука. И нас постоянно спрашивали: «А не было ли страшно? А вдруг он захочет на вас напасть?» Но любой биолог вам скажет, что этого не может быть, потому что не может быть никогда.

- А как же в бойцовских собаках сумели подавить этот ген дружелюбия?

- Никак. Если взять американских стаффордширов или питбулей, то по индексу дружелюбия эти собаки делят первое-второе место с голден ретриверами. Даже лабрадоры в целом оказались менее дружелюбными. Это достоверное научное исследование, в ходе которого было протестировано несколько тысяч собак. Вот если бы вы у меня спросили, как обстоит дело с теми собаками, которых конкретно учат кусать людей? Например, полицейские или караульные собаки. Как у них этот ген подавляли? Я бы вам тоже ответил: да, никак! Потому что они же к хозяевам тоже дружелюбно относятся. Все, чему их обучают - работать на посторонних людей - было бы невозможно, если бы они не были привязаны к своим собственным владельцам. А все остальное это вопрос обучения. Чему собаку научишь, то и будет. Тем не менее, ген дружелюбия, как исходная точка, есть у всех собак и подавить его невозможно. Взять даже кавказскую овчарку, которая будет бесноваться при появлении посторонних и по команде владельца кусать их легко и непринужденно. Даже эта собака может свое дружелюбие проявлять не только по отношению к хозяину, но, например, к домашней птице. Или часто видел картину, когда рядом с растянувшимся на травке кавказцем совершенно спокойно гуляют вороны и кошки.

Собаки помогли человеку завоевать мир.

Фото: Евгения ГУСЕВА

БАРБОСЫ ПОМОГЛИ НАМ ПОБЕДИТЬ НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ

- Есть представление сколько времени ушло на одомашнивание собаки: несколько поколений или гораздо больший срок?

- Тут между учеными идет нешуточная битва. Разные временные рамки называются. Если говорить о домашних лисах академика Беляева, то они, по-моему, через 3-4 поколения уже начали проявлять дружелюбие. Но с собаками-то все сложнее, потому что там отбор был не таким направленным. У первобытного человека не было времени заниматься селекционной работой. Скорее, там было встречное движение: собака сама одомашнилась и прилепилась к человеку. Но за какой срок это произошло? Судя по тому, насколько быстро появляются новые породы собак, за несколько сотен лет они вполне могли адаптироваться. А за 1000 лет способны были и одомашниться. Но я сейчас чисто спекулятивно говорю, поскольку могу только фантазировать.

- Кто больше выиграл от нашего союза - человек или собака?

- Согласно распространенному сегодня мнению, которое впервые высказала антрополог Пэт Шипман, именно собаки помогли человеку завоевать мир и победить в конкуренции с неандертальцами. Потому что человек за сравнительно небольшое время стремительно расселился по планете и занял господствующее положение. Этот союз позволял вместе охотится и охранять места стоянок. Человек не тратил ресурсы на борьбу с другими хищниками. Он имел возможность раньше узнать о нападении врага, потому что собаки (или прирученные волки) поднимали панику при приближении неприятеля. А собака получает от нас кров, тепло, еду, защиту. Она более успешный вид чем волк - ее больше. Поэтому собака выиграла и мы выиграли.

- То есть одомашнивание собаки это не менее важное ноу-хау человека, чем открытие огня и изобретение колеса?

- Безусловно! Оно революционно изменило нашу жизнь, позволило решить два жизненно важных вопроса: поиск пищи и безопасность. Мы, кстати, сейчас фильм заканчиваем о взаимоотношениях собаки и человека, рабочее название «Собаки и мы». Про этот ген мы из осторожности не стали говорить. Зато можем уверенно говорить о нашем симбиозе с барбосами. Потому что существует материальная основа нашей любви друг к другу - это окситоциновая зависимость. Вы знаете, что есть такой гормон счастья - окситоцин. Почему, например, мы любим своих родителей всю свою жизнь, хотя у многих животных этого не происходит? Потому что у нас эффект привязанности возникает, который во многом определяется этим гормоном. Когда мама кормит ребенка у нее выделяется этот гормон. И когда вы гладите собаку - он тоже вырабатывается. И у псов тоже самое происходит. Поэтому мы созданы друг для друга.

Новосибирские ученые обнаружили у ручных лисиц задержки в развитии и короткий нос

Ученые почти разгадали, как волк стал лучшим другом для человека, превратившись в собаку. Американские генетики в журнале Science Advances опубликовали результаты исследования ДНК собак. Они обнаружили, что у четвероногих произошла мутация в районе гена GTF2I, который отвечает за психику и дружелюбие (подробности)

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Аннотация: Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям.

Статья:

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.

Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.

Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.

Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.

КЛАССИФИКАЦИЯ УО

Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:

  • легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
  • умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
  • глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.

Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):

  • легкая – 69–65;
  • умеренная –64–60;
  • тяжёлая – 59–50.

Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.

Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.

Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ

Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:

  • наследственные заболевания (хромосомные и генные);
  • внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
  • употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
  • недоношенность плода;
  • проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
  • отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
  • невыясненная этиология.

ПРИЗНАКИ УО ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

  1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
  2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
  3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
  4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
  5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
  6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.

Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.

Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО СЛАБОУМИЯ

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.

Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.

ДИАГНОСТИКА

Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.

Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.

Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).

Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.

К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.

Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.

Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.

Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.

В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.

КОРРЕКЦИЯ

Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.

Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.

Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:

  • мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
  • зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
  • устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
  • внимание, самоконтроль;
  • функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
  • понятие неправильного поведения;
  • слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.

В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.

ЖИЗНЬ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.

Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.

Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.

Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.

На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.

Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.

Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.

Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.

Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.

По мере того как питомец стареет, владелец может заметить у него снижение активности и способности бегать и прыгать. Многие владельцы удивляются, узнав, что животные могут сталкиваться с возрастными изменениями, например, потерей в памяти. Деменция у собак, также известная под названием когнитивная дисфункция собак (КДС), становится все более распространенной проблемой, потому что благодаря достижениям ветеринарной медицины продолжительность жизни животных увеличилась.

Мозг собаки стареет

Согласно данным журнала Journal of Veterinary Behavior в мозге собаки, страдающей когнитивной дисфункцией, происходят те же изменения, что и у людей с болезнью Альцгеймера и деменцией. Несмотря на то что болезнь Альцгеймера широко известна, КДС не получила достаточного освещения в СМИ и не всегда выявляется во время посещения ветеринарного специалиста. К сожалению, многие владельцы склонны считать изменения в поведении собаки нормальным возрастным явлением и даже не сообщают о проблеме ветеринарному врачу. Изменения, связанные с деменцией собаки, едва различимы, и постепенные отклонения в поведении животного трудно заметить даже самому внимательному владельцу.

Информация о признаках деменции у собаки поможет вам распознать проблему на начальном этапе, обсудить ее с ветеринарным специалистом и принять заблаговременные меры по лечению питомца. Владельцам собак необходимо ознакомиться с признаками старения животного.

Older chocolate lab laying in a field.

Признаки деменции у собаки

Для диагностики когнитивной дисфункции собак у питомца используйте список симптомов DISH:

Дезориентация

  • Ходит туда-сюда.
  • Бесцельно бродит.
  • Не может найти выход из комнаты или застревает за мебелью.
  • Выглядит потерянным во дворе или забывает цель выхода на улицу.
  • Не узнает знакомых людей и собак.
  • Перестает откликаться на кличку и голосовые команды.

Взаимодействие с членами семьи

  • Меньше идет на контакт (поглаживание, почесывание живота, игры).
  • Проявляет меньше радости при встрече.
  • Не встречает членов семьи у порога.

Режим сна и бодрствования

  • Больше спит в течение суток, особенно в дневное время.
  • Меньше спит в ночное время.
  • Снижение активности в течение дня.
  • Снижение интереса к окружающей обстановке.
  • Беспокоится, ходит туда-сюда или крутится на месте при заходе солнца (вечерняя спутанность).
  • Подает голос ночью (лает или воет.)

Нечистоплотность в доме

  • Справляет нужду в доме.
  • Справляет нужду в доме сразу после возвращения с улицы.
  • Перестает проситься на улицу.
  • Проявляет нечистоплотность прямо в присутствии владельца.

Для кошек этот список увеличивается на два пункта: изменение активности и беспокойство и называется DISHAA.

Прочие аспекты

Не каждый из вышеперечисленных признаков говорит о наличии у собаки деменции. Похожие симптомы старческого слабоумия могут наблюдаться у собак пожилого возраста, страдающих и другими заболеваниями. У некоторых наблюдается нарушение зрения и слуха, что может также вызывать спутанность сознания и снижение взаимодействия с членами семьи. Заболевания пожилых животных, такие как сахарный диабет, синдром Кушинга, заболевания почек и недержание, могут стать причиной нечистоплотности в доме. Осмотр, измерение кровяного давления, анализ мочи и крови, а также подробный анамнез помогут ветеринарному специалисту выявить у вашего питомца проблемы со здоровьем, сопровождающиеся симптомами, аналогичными симптомам КДС.

Но никакие изменения в поведении собаки не должны нарушить вашу крепкую дружбу. Осведомленность о проблемах, вызванных старением, поможет вам скорректировать вашу совместную деятельность, чтобы питомец по-прежнему чувствовал вашу любовь. Если ветеринарный специалист обнаружил у него изменения в поведении, свойственные для когнитивной дисфункции собак, и прочие проблемы со здоровьем, следуйте этим рекомендациям.

Безопасность при вечерней спутанности

Люди и собаки, страдающие деменцией, часто испытывают нарушение цикла сна и бодрствования. Питомцы, подверженные вечерней спутанности сознания, больше спят в течение дня, зато бодрствуют, испытывают дезориентацию и беспокойство ночью. Люди с нарушением когнитивных функций легко теряют ясность сознания и часто теряются, а собаки с деменцией могут ходить туда-сюда или неосознанно уходить от дома. По этим причинам людей и питомцев с деменцией нельзя оставлять без присмотра, особенно в незнакомом месте. Владелец собаки должен обеспечить постоянное наличие у нее идентификационной бирки и исключить возможность ее побега из дома или с территории владельца.

Older black dog with grayed muzzle sits at the beach, ocen in the background.

Проблема луж

Потеря навыков, сформированных в результате приучения к соблюдению чистоплотности в доме, может привести к стрессу как у животного, так и у домочадцев. Вы можете передвинуть его игрушки и лежанку и поставить защитный барьер, чтобы ограничить территорию поверхностью пола, не покрытой ковром, которую проще чистить, и застелить ее бумагой или впитывающими пеленками. Подгузники и впитывающие трусы также помогут предотвратить нечистоплотность, если собака чувствует себя в них комфортно, а у вас есть время для их частой замены.

Во избежание нечистоплотности в доме можно чаще выводить питомца на улицу. Что бы ни произошло, не ругайте собаку за нарушение чистоты в доме. Процесс старения может пугать его не меньше, чем вас. Он может потребовать от вашей семьи творческого подхода, сплоченных действий и изменения привычного образа жизни, но вместе вы сможете преодолеть проблему старения вашего питомца, который перестал соблюдать чистоту.

Лечение КДС

Помимо нечистоплотности в доме, еще одной неприятной и сложной проблемой, сопровождающей деменцию у собак, является нарушение сна. Собака не только ходит туда-сюда в течение ночи, но и часто воет или лает, находясь в спутанном сознании. Обсудите с ветеринарным врачом, какие препараты и стратегии лечения помогут снизить беспокойство и улучшить сон животного.

К дополнительным способам лечения когнитивной дисфункции собак относятся обогащение окружающей среды и дополнительное питание. Предлагайте питомцу интерактивные, развивающие игры и автоматические кормушки. Физические упражнения помогают прогнать дневную сонливость и стимулируют умственную деятельность собаки. Правильно сбалансированный корм с высоким содержанием омега-3 жирных кислот поможет защитить клетки мозга от разрушения в результате старения. Проконсультируйтесь с ветеринарным врачом относительно диетического корма для собаки, помогающего поддерживать когнитивные функции.

Вместе с кормом, разработанным для восстановления и поддержания здоровья, ветеринарный специалист, возможно, посоветует вам препарат для уменьшения симптомов деменции у собаки. Вы можете обсудить применение и возможные побочные эффекты препарата, узнать, подходит ли он для вашей собаки.

Когнитивная дисфункция собак — сложная проблема, не имеющая однозначного решения. Но, проявив терпение, сострадание и заботу, вы сможете преодолеть трудности деменции у собаки и обеспечить своей любимице высокое качество жизни в ее преклонном возрасте.

Contributor Bio


Минди Коган, ветеринарный врач

Минди Коган, ветеринарный врач из Филадельфии, окончила Школу ветеринарной медицины Пенсильванского университета (University of Pennsylvania School of Veterinary Medicine). Является владелицей брошенной собаки по кличке Джем. Минди любит гулять с Джемом, слушая подкасты о гражданской войне в США и Аврааме Линкольне.

Диагноз умственная отсталость. На сегодня считается, это нарушение полностью вылечить невозможно. Но возможно улучшить состояние ребенка. Улучшить сильно, иногда кардинально. Сегодня разработаны эффективные методы психологической коррекции, с их помощью развивают интеллект ребенка. А именно сильное недоразвития интеллектуальной сферы является причиной умственной отсталости.

На что надеяться в такой ситуации родителям, во что верить? Зачем вообще что-то делать, если он всё равно будет инвалидом?

Умственно отсталый человек не сможет учится в обычной школе, не поступит в ВУЗ, не станет кем-то великим. Это безусловно грустно и горько. Но он сможет закончит специальную школу, нередко, получить простую специальность, сможет найти работу, и даже пару.

Само по себе – это уже жизнь. Это жизнь, и она может быть счастливой. И именно этот момент может помочь примириться родителям со своим горем, и с этим страшным диагнозом тоже.

Именно счастливый вид наших детей примеряет нас со всем в этой жизни. Они могут быть счастливы, получая хорошие оценки в школе, делая какие-то поделки и слыша искреннею похвалу. Они будут убегать с подружками, и слишком задерживаться после свидания. Работать, где будут зарабатывать своим трудом, чувствуя себя нужными. Наконец, женится или выйти замуж, и даже переехать к своей паре, как и все нормальные дети!

Всё это возможно при легкой степени умственной отсталости. И всё это входит в понятие счастья. Важно не лишать их этой возможности. Важно сделать все возможное, чтобы когда-нибудь они смогли бы всё это осуществить.

Конечно, всё равно иногда будет и горько, и больно, и обидно, что жизнь такая несправедливая. И даже захочется всплакнуть. Но, глядя на ту реальную жизнь, которой живет ребенок, это будет только иногда.

А то, что он не вырастит великим физиком или не будет крутым бизнесменом, так, возможно, это случиться с его братьями и сестрами (хотя, ведь, и для них главное будет в этой жизни, именно, ощущения счастья и радости).

Важной составляющей нашей жизни является наша нужность обществу. Взрослый человек с умственной отсталостью может быть действительно нужен обществу. Если он работает, значит этот постулат бесспорен – он нужен общество. Поэтому, воспитывая и, главное полноценно развивая ребенка с нарушением интеллекта, мы не просто делаем благое дело, а мы делаем нужное для общества дело. И это то, что может помочь нам примириться с такой ситуацией и принять ребенка таким как он есть. То есть, не таким как мы, но в чём-то очень похожим на нас.

Если ребенку поставили диагноз, связанный с тем или иным отставанием в интеллектуальном развитии. Важно, как можно быстрее начать лечебные действие, связанные с уменьшением этого отставания. Поэтому нужно обратиться к психологу, работающему с такими детьми и составить план реабилитационных действий. Иногда требуется медикаментозное лечение, без которого действия по развитию интеллектуальной сферы будут бесполезны, поэтому нужно не бояться обращаться к неврологу и психиатру, которые вовремя назначат, необходимые для развития ребенка лекарства.

Диагноз умственная отсталость - это тяжёлый диагноз. Человек никогда не будет таким как все. Но это не приговор для него самого. А прожить свою жизнь с пользой для общества он сможет только, если ему будут в этом помогать.

Его интеллектуальная сфера будет нуждаться в постоянном развитии. Это, конечно, потребует постоянного внимание от родителей, но количество конкретных действий необходимых для того, чтобы ребенок развивался будет вполне по силам родителям, оно будет ограниченно и по времени и по материальным затратам. Это должны быть развивающие занятия в группе 2 раза в неделю, посещение логопеда взависимости от особенностей речи ребенка, иногда посещения врача, а также время от времени родителям нужно консультироваться по вопросам воспитания, так как, такие дети не развиваются в соответствие с возрастом, а в чём-то соответствуют своему возрасту, а в чём-то нет.

Люди с умственной отсталостью всегда были в нашем мире, были в наших обществах. Нередко они занимали своё место. И нередко их труд был необходим обществу. И важно то, что сейчас всё очень быстро развивается и если сейчас мы можем уже очень сильно вылечить ребенка с этим нарушением, то вероятно, например, через 10 лет сможем ещё больше. И нам всегда надо помнить, что человек с умственной отсталостью развивается всегда! Сегодня это доказанный факт. В любом возрасте он открыт к развитию, к тому чтобы стать более взрослым, более ответственным, умным и самостоятельным!


К автору уже обратились 2 человека с сайта

Читайте также: