Что делать если тебя тронула собака

Опубликовано: 30.04.2024

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Собака – домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т.д.[1] Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается[2].

Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его [по милости Своей] райской обителью в вечности»[3].

В данном материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак. Но первым делом необходимо принципиально уяснить, что собака не считается в Исламе «грязным» животным, как невежественно это представляется непосвященным. Это такое же творение Господа Бога, как и все остальные, нюанс лишь в том, что, когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела или одежды)[4]. Проистекает данное положение из высказывания посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (в то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый[5] из которых – землей (или водой, смешанной с землей)[6]»[7].

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т.п.) человек должен тщательно промыть это место.

Что касается остальных частей тела собаки (лап, шерсти), то по этому поводу мнения ученых разделились. Причина разногласия – отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. Но в то же время ротовая полость (пасть) собаки отнюдь не самая грязная часть тела данного животного[8]. Тот факт, что хадис относит ее к нечистотам (наджаса), косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки[9].

Ученые-ханафиты ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты)[10].

Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам факт соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле в результате соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.

Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой или какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых – землей»[11].

В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме неудаляемых пятен (например, неотстирывающееся пятно), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.

Проявлять щепетильность в таких вопросах излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[12]. Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1224.

[2] К примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью [упоминая при этом имя Творца], смотри: если собака убьет дичь [более не трогая ее], то можешь использовать [добычу] в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 370, хадис № 175.

Также см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 183.

[3] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173.

[4] Важно отметить, что слюна собаки и прикосновение к ней (слюне) никак не нарушают состояние ритуальной чистоты и уж тем более не связаны с ранее выполненными намазами. Заново совершать омовение нет необходимости. Нужно лишь промыть место соприкосновения, учитывая нижеследующие разъяснения.

[5] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 48.

[6] В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов заявила о допустимости, особенно когда человек живет в городских условиях и есть вероятность загрязнения какой-либо поверхности, например одежды, от использования земли.

[7] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 364, хадис № 172; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 44, хадис № 16; с. 47, хадис № 19.

[8] Кстати, в слюне собаки содержится намного большее количество, чем у человека, специального фермента – лизоцима, который уничтожает оболочки бактериальных клеток и способствует заживлению ран на теле. Именно поэтому собаки могут есть с грязной поверхности. Хотя все же такая слюна не защитит от вредоносных микроорганизмов.

[9] Подробную аргументацию богословов-шафиитов см., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 160, 172.

[10] Подробнее по упомянутым двум мнениям см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 365; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 45; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 305, 306; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 26–29; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 184–186.

[11] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 185.

Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 195–213.

[12] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594.

[13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909.


Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота – половина веры», – его роду и сподвижникам.

Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности.

Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме – обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы.

Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»:

«Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие»[1].

Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы.

1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», – но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся.

2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет.

3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место[2]. Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы[3].

Шариатское решение в отношении собаки

Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис:

طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ

«Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, – семикратное [омытие], первое из которых – землей»[4].

В другом риваяте от Муслима добавлено:

Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры:

إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً

«Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз».

Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис:

«Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения[5]. Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака – самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна.

Также передается в хадисе, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая»[6].

Как можно испачкаться наджасой собаки

Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки).

Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини:

«То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным»[7].

Способ очищения от собачьей наджасы

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»:

«Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей».

Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«[Землей] очищающей[8], полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным»[9].

Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения.

Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым.

Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее.

Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет:

«Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи».

Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет:

«Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось».

Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа»[10].

О заменяемости земли в вопросе очищения

Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов[11], объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства.

Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования.

Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы:

«Второе мнение[12]: не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи[13] могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих»[14]. Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя»[15].

Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье.

Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, – это незаменимость земли[16] для такого рода очищения.

Различные вопросы

Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения[17]. Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки[18].

Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем[19].

Если собака лакала из большого сосуда[20], то ни вода, ни сам сосуд не становятся нечистыми, если только мокрый язык собаки не коснулся стенок сосуда, до которых не доходила вода[21].

Если собака лакала из сосуда малого объема[22], то вода очистится, если ее довести до большого объема, а сам сосуд при этом не очистится.

Воду, испачканную собакой, желательно вылить, а хадис, в котором содержится повеление выливать ее, касается случая, когда кто-то хочет совершить ею омовение, тогда вылить ее становится обязательно[23].

[2] Там же, т. 1, с. 248.

[4] «Сахих» Муслима, №651.

[5] Речь идет о повелении омывать человека после смерти, потому что такое очищение не связано с тем, что он стал мертвечиной или нечистым, а связано с проявлением к нему уважения.

[6] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 228.

[7] Там же, т. 1, с. 243.

[8] Которая не использовалась до этого для очищения от нечистот собаки и не использовалась в таяммуме.

[12] Первое мнение и самое сильное в мазхабе – это необходимость именно земли.

[13] Мыло, например, или стиральный порошок.

[16] Напомним, что земля должна быть чистой и не должна быть до этого использована в таяммуме.

Если зубы собаки повредили кожу человека, то патогены из ротовой полости животного могут попасть в организм и вызвать инфекцию. Тщательное промывание раны поможет удалить микроорганизмы и предотвратить инфекцию. Если патогены остаются в ране, они могут вызвать инфекции, такие как столбняк, бешенство или сепсис. В некоторых случаях инфекция может распространиться и на другие части тела. Инфицирование после укуса собаки может произойти в течение 24 часов.

Симптомы инфекции после укуса собаки:

  • отек и покраснение раны
  • боль, которая длится дольше 24 часов
  • выделения из раны
  • ощущение тепла вокруг раны

Признаки того, что инфекция распространилась на другие части тела:

  • лихорадка
  • озноб
  • ночная потливость

Чтобы предотвратить инфекцию от укуса собаки, необходимо:

  • промыть рану с мылом и теплой водой,
  • нанести антибактериальную мазь на рану и наложить чистую повязку

Если рана сильно глубокая, необходимо:

  • плотно прижать сухую чистую ткань к ране, чтобы остановить кровотечение
  • немедленно обратиться за медицинской помощью

Лечение

При незначительных укусах можно промыть рану дома. При серьезных ранах следует обратиться к врачу. Врач с помощью шприца промоет рану физиологическим раствором, чтобы смыть микроорганизмы из раны. Затем назначит антибиотики для предотвращения инфекции. Врач также осмотрит рану, чтобы выявить повреждения структур в организме, таких как нервы или кости. Если человек не получал противостолбнячную вакцину в течение последних 5 лет, он должен ее сделать, чтобы снизить риск развития столбняка.

При тяжелых или лицевых ранах, человеку наложат швы, чтобы закрыть рану. Если человек не знает историю вакцинации собаки, ему понадобится вакцина против бешенства, чтобы защититься от возможности заражения.

Осложнения после укушенных ран

Укусы на руках или ногах имеют высокий риск заражения. Некоторые инфекции от укусов собак могут быть очень серьезными и привести к осложнениям. Без лечения эти инфекции могут привести к летальному исходу.

Капноцитофаги

Capnocytophaga canimorsus — это бактериальный патоген, который обитает в полости рта собак и кошек.

При инфицировании Capnocytophaga отмечаются следующие симптомы :

  • пузыри вокруг раны
  • покраснение, отек и боль вокруг раны
  • выделения из раны
  • лихорадка
  • рвота и диарея
  • головная боль
  • боль в суставах

Симптомы могут появиться между 1 и 14 днями после укуса собаки. Следующие факторы могут увеличить риск инфицирования:

  • чрезмерное употребление алкоголя
  • человек не имеет селезенки
  • наличие заболеваний, влияющих на иммунную систему
  • прием лекарственных средств, которые могут повредить клетки, такие как химиотерапия

Без лечения могут развиваться:

  • почечная недостаточность
  • сердечный приступ
  • гангрена

Врач назначит антибиотики для лечения инфекции Capnocytophaga.

Сепсис

Укусы животных иногда могут привести к сепсису. Сепсис — это тяжелая реакция на инфекцию, которая может быть опасна для жизни. Признаки сепсиса включают в себя:

  • высокую или низкую температуру тела
  • дневную сонливость
  • сильную боль или дискомфорт

Если есть подозрение на сепсис, необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Врач назначит антибиотики и внутривенные растворы.

Бешенство

Люди могут заболеть бешенством. Первыми симптомами бешенства являются:

  • головная боль, лихорадка и другие гриппоподобные симптомы
  • слабость
  • зуд или покалывание вокруг укуса
  • водобоязнь

Бешенство — смертельное инфекционное заболевание, если человек не получает лечения. Человек должен немедленно обратиться к врачу, если считает, что у собаки бешенство.

Столбняк

Укус собаки может вызвать попадание в организм патогена столбняка. Симптомы столбняка включают в себя:

  • судороги в челюсти
  • мышечные спазмы, как правило, в желудке
  • затрудненное глотание
  • ригидность мышц

Столбняк — это серьезная инфекция. Люди с симптомами столбняка нуждаются в немедленной медицинской помощи. Им потребуются лекарственные средства, такие как антибиотики, а также противостолбнячная вакцина.

Когда нужно обратиться к врачу

Люди должны обратиться за неотложной медицинской помощью при укусе собаки, если у них есть:

  • кровотечение из раны
  • лихорадка
  • красная, опухшая или болезненная рана
  • рана, которая кажется горячей
  • глубокая рана

Заключение

Если укус собаки привел к повреждению нервов и костей, человек должен обратиться за неотложной помощью. Экстренное лечение также необходимо, если инфекция распространилась на другие части тела. Люди должны обратиться за медицинской помощью, если укусившая собака вела себя странно.

Человек может избежать заражения от укуса собаки, если сразу промоет рану. При более глубоких ранах необходимо обратиться к врачу.


Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Как уберечь себя от несчастья в школе

Давайте поговорим, что нужно делать при встрече с четвероногим другом человека. Это может быть просто бездомная собака, может быть гуляющая без хозяина вполне домашняя псина, может быть сорвавшийся с привязи сторожевой пес. Случайностей может быть много, но мы должны уменьшить их количество до минимума.

Для начала запомните ситуации, в которых ни в коем случае нельзя беспокоить животное. Есть такая поговорка: "Не будите спящую собаку". В нашем случае она имеет самое прямое значение.

Итак, нельзя:

  • прикасаться к привязанной собаке в отсутствие хозяина;
  • трогать собаку когда она спит;
  • трогать собаку когда она ест;
  • отбирать то, с чем cобака играет ;
  • не пугать собак и не бросать в них камни;
  • если у собаки есть щенки - не трогать их;
  • играть с хозяином собаки, делая резкие движения, которые могут быть восприняты животным как агрессивные;
  • не пытаться погладить незнакомое животное.

Правила поведения при встрече со стаей бездомных собак

Рядом с уличной стаей собак опасно кричать, размахивать руками, нести мясные продукты и отмахиваться от особо навязчивых псов.

Избегай собачьих стай при катании на велосипеде, самокате и т.д. Иногда достаточно остановиться, чтобы собаки потеряли интерес и прекратили нападение.

Если ты сам гуляешь со своей собакой - не подходи с ней близко к уличным стаям.

Как понять, что собака собирается напасть:

  • рычание;
  • нервное подергивание хвоста;
  • направленные вперед уши;
  • ощетинившаяся спина;
  • напружиненные лапы;

Что делать, если собака приближается?

Если к тебе подходит собака и настроена она явно агрессивно, ты должен попробовать отдать твердым голосом команды такого вида: "Место! Cтоять! Лежать! Фу!". Возможно собака послушается команды и успокоиться, потеряет интерес к нападению. Старайся выглядеть уверенным и не в коем случае не надо поворачиваться к ней спиной и бежать. Даже у самой трусливой собаки может проснуться охотничий инстинкт и она может броситься.

Если ты что-то ешь на улице и к тебе подходит собака и смотрит на тебя, спрячь еду в сумку или карман так, чтобы собака этого не видела, и осторожно двигайся в сторону взрослых. Если рядом взрослых нет, брось еду в сторону, противоположную направлению безопасного движения и скорее уходи.

Если собака не уходит, угрожающе наступает и явно сибирается броситься, что делать? Приготовиться к нападению собаки.

ЗАПОМНИ!

  • Взгляд собаки всегда направлен в место, которое она хочет укусить.
  • При нападении собаки береги горло и голову.
  • Непрерывно кричи: "Помогите! Фу!"
  • Стой к собаке не лицом, немного развернись боком. Лучше, чтобы за твоей спиной была стена или дерево, это не даст возможности собаке напасть сзади.
  • Если под рукой есть палка, крепко держи ее перед собой. Не опуская свое средство защиты, не спуская глаз с собаки, медленно отступай к укрытию: забору или стене дома. Если ничего в руках нет, быстро сними куртку и намотай на левую руку, чтобы в случае прыжка выставить левую руку вперед. Если собака вцепится в левую руку, на которой намотана куртка, правой стараться ударить собаку по кончику носа, переносице, в глаз, пнуть в живот.
  • Cтарайся не упасть.
  • Не беги – собака примет тебя за дичь и начнет охоту.

Если собака укусила, что делать? Дать крови немного вытечь, промыть ранку мыльной водой или 3% раствором перекиси водорода, обработать кожу вокруг ранки спиртовым раствором йода. При возможности выяснить, чья это собака.

Поделись с друзьями ссылкой

Правила использования материалов

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в печатных СМИ, иначе как с письменного разрешения "мед39.ру".

При использовании материалов в интернете, активная прямая ссылка на med39.ru обязательна!

Пользователь обязан соблюдать точность воспроизведения информации. Сокращение текста допускается только в той мере, в которой это не приводит к искажению его смысла.

Сетевое издание «МЕД39.РУ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 53931 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 апреля 2013 года.

Медицинский портал МЕД39.РУ
Калининград.
Copyright © 2007-2021

Читайте также: