Что ели собаки в древности

Опубликовано: 25.04.2024


James W Redfield / Yale University, Cushing/Whitney Medical Library

В процессе одомашнивания собак их селекция проходила по различным признакам, в том числе по способности переваривать растительную пищу. Международная группа ученых выяснила, что в Европе селекция началась около семи тысяч лет назад. В это время у домашних собак появляются дополнительные копии гена панкреатической амилазы — фермента, расщепляющего крахмал на составляющие. Исследование опубликовано в Royal Society Open Science.

В разных районах Европы древние люди переходили от охоты и собирательства к земледелию в период 11500-6000 лет назад. Собаки к этому времени сопровождали человека уже в течение нескольких тысячелетий. В процессе одомашнивания селекция собак происходила по внешним данным, поведению и физиологии, в том числе по способности переваривать не только мясную, но и растительную пищу. Одним из признаков изменения диеты является увеличение количества копий гена панкреатической амилазы (Amy2B), фермента, расщепляющего крахмал и другие длинноцепочечные углеводы, и, тем самым, способствующего усвоению растительной пищи. Сравнение геномов современных волков и собак показало, что у большинства волков есть две диплоидные копии гена амилазы, в то время как у большей части собак количество диплоидных копий варьируется от восьми до 34 копий. Интересно, что у собак из регионов, где земледелие или вообще отсутствует или им начали заниматься недавно, количество диплоидных копий гена Amy2B не превышает восьми. Так, у сибирских хаски есть по 3-4 диплоидных копии гена, у диких собак динго — две копии.

Авторы новой работы решили выяснить, когда произошло увеличение количества копий гена амилазы собак, то есть когда началась селекция по этому признаку. Она могла произойти как в доисторические времена, когда древние евразийцы перешли к земледелию, так и в эпоху классической античности или даже в XIX веке, когда люди начали выводить современные породы собак.

Ученые исследовали ДНК из зубов и костей 13 древних собак, найденных в разных частях Европы (в Румынии, Франции, Эстонии и Швейцарии) и в Туркменистане. Найденные останки датировались разными датами в период от 7200 до 4200 лет назад. Чтобы убедиться, что останки принадлежали собакам, исследователи измерили их и сравнили с останками древних и современных волков. У собак намного меньше объем черепа, более короткая морда и больше зубов с дефектами, чем у волков. По одному или нескольким признакам авторы работы определили, что исследуемые останки принадлежат собакам.

Ученые обнаружили, что в ДНК останков четырех особей содержится больше восьми диплоидных копий генов амилазы. Эти останки были найдены в Румынии и датированы периодом 6800-6600 лет назад, а также в северной Франции и Туркменистане (5400-4000 лет назад). В то же время в ДНК остальных девяти собак, живших в то же время в соседних районах Румынии, Франции и в других частях Европы, встречается от двух до восьми копий гена амилазы. То есть в это время происходила адаптация собак к растительной пище: часть собак уже обзавелась дополнительными генами, позволяющими усваивать ее, а часть — еще нет. По мнению авторов статьи, полученные результаты свидетельствуют о том, что селекция собак по этому признаку началась в неолитический период, а не в античную эпоху.

По разным оценкам, собаки были одомашнены в период от 16 до 32 тысяч лет назад. Места одомашнивания тоже называются разные — Европа, Средний Восток или Юго-Восточная Азия, а затем, по мнению исследователей, животные мигрировали в другие части Евразии. Согласно недавнему исследованию собаки были одомашнены дважды, назвисимо друг от друга, в Европе и Китае. Пока неизвестно, кто был «инициатором» одомашнивания — люди или предки современных домашних собак. По одной версии, люди могли многократно приручать щенков волка, по другой — волки перебирались ближе к человеческим жилищам, где они могли кормиться отбросами.

Доисторические собаки: спутники в жизни и смерти Собака, Одомашнивание, Археологические находки, Пиренейский полуостров, Длиннопост

Неолитическое захоронение (Авердон, Франция)

Собака – одно из первых одомашненных животных. На заре своего совместного существования с людьми эти «друзья человека» не играли роль беззаботных домашних любимцев. Собаки честно отрабатывали свой «хлеб»: их использовали как помощников на охоте и как тягловую силу, а с развитием животноводства и земледелия они стали охранниками человеческих поселений, посевов и стад. Об особых отношениях, связывающих нас с этими хищниками, свидетельствуют останки собак, обнаруженных в погребениях времен европейской предыстории, начиная с палеолита

В Южной Европе, на юге нынешней Франции и севере Италии находки останков собак связаны с человеческими погребениями и сакральными сооружениями, относящимися ко времени неолита. Для Пиренейского полуострова подобные находки задокументированы начиная с конца V тыс. до н.э. Считается, что они являются свидетельствами ритуальной деятельности, важную роль в которой играли жертвоприношения собак. И такая практика продолжалась здесь сотни лет, включая меднокаменный, бронзовый и железный века, в различных культурных средах.

Ученые из Барселонского автономного университета и Барселонского университета (Испания) исследовали останки 26 собак, найденных в четырех погребальных комплексах среднего неолита в провинции Барселона в Каталонии. Эти находки были первым свидетельством использования собак как погребального символа в так называемой ямной культуре, названной так по характерному способу захоронений в ямах под курганами, которая существовала на северо-востоке Пиренеев около 4200–3600 лет назад до н.э.

Оказалось, что все останки принадлежали особям в возрасте от месяца до шести лет, при этом большую часть составляли молодые животные – от годовалых до трехлеток; взрослые особи были примерно одного размера, около 40–50 см в холке. По сравнению с многочисленными разрозненными костями других домашних животных, обнаруженных там же, скелеты собак были более полными, хотя и с разными анатомическими «недостачами». К тому же они не имели признаков порезов или переломов, которые бы свидетельствовали о таких манипуляциях, как удаление мяса или потрошение. Размещение останков собак в погребениях было различным, но в большинстве случаев они лежали рядом с человеческими останками, включая единственный полный собачий скелет, найденный в погребении младенца. Такое расположение, как и признаки каких-то намеренных действий с телами собак, подтверждают, что эти животные использовались в качестве ритуальных жертв. В пользу этой гипотезы говорит и возраст собак, так как наибольшая естественная смертность характерна для самых молодых и старых особей.

Исследователи также провели изотопный анализ останков 18 собак, чтобы определить особенности их рациона. Оказалось, что питание большинства из них было сродни человеческому – смешанному, с большой долей злаков. На основе данных по экономике северо-востока Пиренейского полуострова того периода, а также того факта, что в собачий рацион входила пшеница, ученые делают вывод, что животные питались либо пищей, специально приготовленной для них человеком, либо его пищевыми отходами. Другими словами, уже в это время собаки состояли «на довольствии», а однородность в размерах животных указывает на определенный контроль за их размножением, т.е. может рассматриваться как признак селекции.

Свидетельства сходного смешанного питания собак и людей в неолите были ранее получены на археологических раскопках во Франции, Китае и Анатолии. А недавно было доказано, что собаки более эффективно, чем их предок волк, переваривают углеводы и крахмал благодаря свои генетическим особенностям (что и подтверждается широким распространением современных коммерческих кормов). Такое радикальное изменение «естественного» питания высвободило собакам время для выполнения задач, поставленных человеком, и стало залогом их дальнейшего сближения с сообществом людей. Из сферы экономики эти взаимоотношения могли перейти в другую сферу – духовную, где собаки имели уже другую, символическую ценность. Обитая в тесном контакте с людьми, доисторические собаки стали их «компаньонами» не только в жизни, но и в смерти.

Найдены возможные дубликаты


Наука | Научпоп

5.5K поста 64.1K подписчика

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.

Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.

Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Нарушение правил сайта в целом.

Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество пикабу.

Иллюстрация к комментарию

ScienceFirstHand


Зачем собаки научились поднимать брови?

Зачем собаки научились поднимать брови? Собака, Волк, Одомашнивание, Общение

Собаки, как и многие другие животные, которые живут рядом с человеком, демонстрируют характерные поведенческие и анатомические черты «синдрома одомашнивания». Но в отличие от других признаков, анатомия собачьей морды могла измениться специально для облегчения общения с людьми
Считается, что именно собаки были одомашнены первыми: возраст самых древних собачьих останков – более чем 30 тыс. лет. Они, как никакие другие домашние животные, научились очень эффективно взаимодействовать с людьми. Например, собака может проследить за взглядом или движением руки человека, и делает это гораздо лучше волка или шимпанзе, нашего ближайшего родственника.
Главное значение для общения имеет зрительный контакт, в результате которого между людьми и собаками образуется петля положительной обратной связи с участием «гормона привязанности» окситоцина. Этот процесс аналогичен тому, который происходит между матерью и ребенком. Вероятно, отбор среди собак мог идти по признакам, облегчающим такой зрительный контакт. Но вот по каким именно?
Известно, что люди испытывают наиболее сильные положительные эмоции по отношению к животным с «детскими» чертами: большелобым, большеглазым и т. п. Когда в экспериментах людей просят выбрать изображения наиболее симпатичных собак или кошек, выбирают именно таких. Но подобный «детский» эффект может быть достигнут и с помощью некоторых лицевых мышц.
Исследователи из Великобритании и США при сравнении анатомического строения морд четырех волков и шести собак разных пород обнаружили, что у собак сильнее развита мышца, поднимающая бровь со стороны внутреннего угла глаза. Движение этой мышцы увеличивает размер глаз, а собачья морда принимает грустное выражение, вызывающее желание приласкать. У всех изученных собак, кроме сибирских хаски (одной из самых древних собачьих пород) также оказалась более развита мышца, оттягивающая внешний угол века к виску, от чего глаза становятся шире.
Для видов, которые в эволюционном масштабе «разошлись» не так уж давно, такие анатомические различия серьезны и могут быть напрямую связаны с одомашниванием. У человека мимические движения бровями играют большую роль в невербальной коммуникации, особенно при обучении. И на начальных этапах одомашнивания собак люди могли неосознанно предпочитать общаться именно с такими животными. Косвенным подтверждением этой гипотезы стали результаты эксперимента, когда человек на пару минут приближался к собакам или волкам на расстояние 2–5 м. Фотосъемка показала, что собаки «поднимали брови» выше и намного чаще, чем волки.
Альтернативная гипотеза состоит в том, что более широкий разрез глаз открывает белую склеру глазного яблока, которую обычно хорошо видно только у человека. Считается, что в таком случае легче определить направление взгляда, что также способствует коммуникации.
В дальнейшем ученым предстоит ответить на вопрос, насколько развитие мимических мышц характерно для других домашних животных, от кошек и собак до ручных лисиц. Но в любом случае собаки из приютов, у которых движения бровями наиболее сильно выражены, быстрее находят новый дом.

ScienceFirstHand


Собаколюбие как результат естественного отбора у человека

Собаколюбие как результат естественного отбора у человека Собака, Одомашнивание, Естественный отбор

В самой истории возникновения межвидового альянса человека и собаки есть много загадок, решить которые пока не смогли ни археологи, ни генетики. Недавно группа шведских и британских ученых попыталась найти связь между генетическими особенностями человека и его решением завести мохнатого друга. Такие результаты могли бы пролить свет как на историю взаимоотношений людей и предков нынешних собак, так и на перспективы использования собак в современной медицинской практике
Одомашненные собаки появились в сообществах охотников-собирателей очень давно: примерно 15 тыс. лет назад в Европе, 12 тыс. – на Дальнем Востоке, 10 тыс. – в Америке. За последующие тысячелетия тесные связи между человеком и собакой стали характерной чертой всех мировых культур. Долгое время люди использовали этих животных исключительно как полезный «инструмент»: собаки помогали охотиться, пасти скот, защищаться от хищников и врагов. Но этим их роль не исчерпывалась, судя по тому, что уже доисторические собаки стали использоваться в погребальных ритуалах. А еще позднее собаки заняли прочное место в духовном мире человека, о чем свидетельствует, к примеру, огромная стая каменных изваяний собак в городке Лэйчжоу на юге Китая, где их до сих пор почитают как защитников, чадоподателей и управителей погоды.
И все же сегодня собак заводят больше для общения, чем для охраны или охоты. И делают это не зря: как показывают исследования, собаковладельцы, как правило, физически более активны и к тому же чувствуют себя менее одинокими и более благополучными. В первую очередь это относится к пожилым людям. Кроме того, собак все чаще используют для реабилитации больных (например, при послеоперационном ведении в педиатрии).
Но все не так просто: оказывается, собаки оказывают благоприятное влияние далеко не на всех. Кроме того, до сих пор остается неясным, что является первичным, а что вторичным в отношении хорошего самочувствия собаковладельцев. Вызывает ли такой эффект присутствие домашнего питомца, либо само побуждение завести собаку коррелирует с определенными особенностями генетики и, соответственно, здоровья человека. Имеются данные, что между владельцами собак и кошек имеются личностные различия, так что есть основания полагать, что подобные различия могут существовать между «собачниками» и теми, кто не держит домашних животных.
Чтобы выявить генетическую основу «собаковладения», ученые проанализировали данные о 35 тыс. пар однояйцевых и разнояйцевых близнецов из соответствующего шведского реестра, а также информацию из национального реестра собак, где имеются данные на каждую собаку и ее владельца. Изучение близнецов – известный метод, которые используется при анализе влияния на какой-то признак генетических факторов и факторов среды. Однояйцевые близнецы имеют одинаковый геном, разнояйцевые – генетически совпадают в среднем на 50%, как обычные братья и сестры. При этом все они живут в одинаковых условиях, поэтому влияние средового компонента можно в значительной мере исключить.
В результате исследователи выяснили, что оба однояйцевых близнеца заводят собаку намного чаще, чем разнояйцевые. Расчеты показали, что этот выбор более чем на 50% обусловлен именно генетикой. Это, конечно, не является абсолютно строгим доказательством того, что признаки, облегчающие человеку общение с собаками, сформировались у него эволюционно. К тому же гены, связанные с таким поведением, могли находиться под действием естественного отбора в силу других причин и лишь случайно поспособствовали успеху собаководства.
Чтобы выяснить, подвергались ли в древности владельцы собак эволюционному отбору на «собаколюбие», можно провести сравнительные молекулярно-генетические исследования в популяциях с разной историей взаимодействия с этими животными. И если мы точно будем знать ответственные за это генетические варианты, то исследования древней ДНК в сочетании с археологическими данными позволят нам получить более ясную картину взаимодействия собак и людей в древности. Что же до наших дней, то такие знания можно было бы использовать для улучшения здоровья тех из нас, у кого любовь к собакам заложена в генах.

Недавно ко мне в руки случайно попал любопытный документ: счёт псарни, которая существовала на заводе Розенкранц ("Красный Выборжец") в Петербурге в 1912-1913 годах . И поскольку я сама собачница, которая постоянно таскает своих дворняжек в путешествия , он меня заинтересовал. Давайте взглянем на него.

Из документа видно, что в в псарне: "Всего собак 32 шт. из них 20 соб. полицейских и 12 шт. больш. других пород" .

Какая же порода собак считались в России полицейской? Обратимся к истории служебного собаководства. Привожу выдержки из книги " НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ" . Автор - Завгородний Дмитрий Иванович , судья Всероссийской категории, публицист, литератор, автор многочисленных статей по истории русской и советской кинологии.


Подпись на фотографии:

Полицейский питомник города Аньер. Фото с сайта https://dogcity.livejournal.com/42057.html

Надпись на фото

Так выглядел доберман-пинчер 100 лет назад

Так что полицейские собаки - это, скорее всего, доберман-пинчеры.

1 сентября 1914 года. Полицейские демонстрируют собак на выставке в Санкт-Петербурге. Фото с сайта http://nevsedoma.com.ua

Но вернемся к кормлению. Есть ещё один документ псарни завода Розенкранц в Санкт-Петербурге, датированный уже 1913 годом.

Фото автора

Из него видно, что собак в псарне стало на пять больше - 37, а вот состав кормов на месяц остался прежним:

Кстати, можно заметить, что за год бутылка молока (неизвестно, какой ёмкости) подорожала на 1 копейку, а остальные продукты остались по прежней цене. Зная стоимость содержания 37 собак за февраль месяц можно путём нехитрых подсчётов узнать, что одна служебная собака 100 лет назад получала в день:

Ну что ж, своих собак я кормлю примерно так же! Мяса, пожалуй, даже меньше даю. Молоко они у меня не пьют. А вот в каком виде добавляли в корм муку - непонятно! Возможно, всё это смешивали с кашей?

Из истории известно, что заядлые собачники всегда старались ухаживать за своими животными особенным образом. Например, Александр III, который обожал псовую охоту, устроил близ Гатчины образцовую псарню. В "Руководстве по содержанию псарни Его Императорского Величества Александра III" содержался, к примеру, рецепт особых крекеров для царских собак.

Император Александр Третий со своей собакой

Императорских псов кормили лучше, чем людей, что, впрочем, неудивительно: когда любимая царская лайка Камчатка умерла, Александр жаловался: "Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой".

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:

Среди множества рисунков и статуэток животных, которые находят археологи, немало изображений собак. Они дают представление о том, что символизировала и какие функции выполняла собака в разные времена у разных народов: от покорной исполнительницы хозяйской воли до небожительницы. Древнейшим экспонатом считается наскальная живопись в пещере Куэва-де-ла-Вьеха в Испании (ок. 10 тыс. лет до н. э.), где, судя по всему, изображена собака, перерезающая оленю путь к отступлению.

С почтением относились к собаке и древние греки. Согласно их мифологии, первую собаку выковал бог кузнечного дела Гефест. Божественное происхождение собаки ставило ее в привилегированное положение в животном мире.

Ацтеки считали, что собакоголовый бог Шолотль (Ксолотль) дал пищу людям. После гибели предшествующего мира он сотворил новых людей из костей погибших, которые вынес из преисподней.

Отношение к собаке в Азии весьма своеобразно: ее считают и божеством, и деликатесным блюдом, относясь к ней то с уважением, то с презрением. У входа в большинство китайских храмов и дворцов стоит пара собак-львов, явно напоминающих аборигенных мастифов. Даже на предметах обихода с резными изображениями собак их черты преувеличены и приукрашены разнообразными орнаментами.

Священное животное Древнего Египта

Жизнь собаки в древние времена во многом была незавидной, однако существуют свидетельства, что иногда их чтили очень высоко. В Древнем Египте в период Нового Царства собаку стали настолько обожествлять, что дурное обращение с ней или ее убийство каралось законом. Художники Древней Греции изображали собаку как животное, которое находится в особых отношениях с человеком. Это хорошо выражено в работе ассирийского скульптора времен Ашшурбанипала «Отдых юного сатира», хранящейся в музее Лувра в Париже. Но первым доказательством того, что собака становится настоящим членом семьи, является галльская терракотовая скульптура (ок. 50 г. н. э.), изображающая обнимающуюся на ложе пару, в ногах которой сладко спит собака. Уже в то время к собакам начали относиться, как к животным-компаньонам. У некоторых людей даже возникала потребность в память о своих верных друзьях возводить им гробницы после их смерти. В Древнем Египте делали мумии собак, чтобы похоронить их вместе с мумией умершего хозяина или принести в жертву богам. Взаимоотношения собаки и человека были еще более близки в других частях света, и в том числе в Амазонии, Океании и даже во Франции в XIX веке, когда женщины иногда даже выкармливали щенков своим молоком.

собака в Египте

Самый яркий пример обожествления собаки - египетский бог Анубис с головой собаки или шакала, упоминания о котором встречаются со времен Девятнадцатой династии (ок. 1200 лет до н. э.). Поскольку по ночам бездомные животные бродили вокруг некрополей, Анубис считался богом мертвых. Ему отводилась главная роль в погребальных обрядах и подготовке тела усопшего к погребению (в бальзамировании).

Древние египтяне почитали многих животных, и в том числе собаку, считавшуюся земным воплощением бога Анубиса, а иногда и Тота. В своих чрезвычайно искусных стилизованных скульптурах древние мастера стремились выразить черты характера собаки, сохраняя при этом естественные формы ее тела. Исходным типом для них служили борзые, обитающие в пустыне. Яркий пример - хранящаяся в Лувре известняковая статуэтка пастушьей собаки в ошейнике. На египетских барельефах нередко встречаются сцены собачьих бегов или охоты. Древние египтяне украшали изображениями собак гробницы и некрополи. На саркофаге знатной дамы Маджи эпохи правления Восемнадцатой династии изображен Анубис в облике собаки с лисьим хвостом. Парные фигуры собак у входа в египетские храмы символизируют неусыпную заботу царя о своем народе.

Источник пищи

В голодные годы собаки были также важным источником питания. В доисторические времена люди ели их мясо, чтобы выжить, а также использовали их кости, зубы и шкуры. В Древнем Риме мясо собак часто употреблялось в пищу, оно также ценилось в Европе (во Франции - вплоть до начала XX века, в Германии - до Второй мировой войны). Об этом упоминает Аполлинер в своем сборнике стихотворений «Алкоголи» (1913). В настоящее время собак продолжают есть в некоторых странах Азии, хотя защитники прав животных решительно требуют запретить употребление их мяса, обосновывая это тем, что собаки в современном мире стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Двойственный символ

В мусульманстве говорится о темной сущности собаки, которая наряду со свиньей причисляется к нечистым животным. Собаки считались пожирателями падали, отпугивающими ангелов и своим лаем предвещающими чью-то смерть. Люди сторонились собак, но не убивали их, ибо убивший собаку становился таким же нечистым. С другой стороны, они верили, что можно защитить себя от злых чар, если съесть мясо щенка, а также признавали верность собаки своему хозяину.

Парадоксально, что при всем своем негативном отношении к собаке ислам с уважением относится к борзой как к благородному животному, считая ее символом благополучия и удачи. В Коране также говорится, что собаку можно иметь при условии, что она не содержится в доме - исходя из гигиенических соображений, для тех исторических условий это было вполне понятным требованием.

собака в Китае

Двойственное отношение к собаке наблюдается и в странах Восточной Азии. Так, в Китае она предстает то разрушителем в виде огромного, обросшего шерстью пса Тянь-хоу, то верным спутником, сопровождающим бессмертных на небеса. Древнекитайский философ Лао-цзы сравнивает пустоту и изменчивость всего сущего с соломенным чучелом собаки, которое используют во время обряда похорон для отвлечения злых духов, а затем сжигают. В японской культуре, напротив, собака считается символом защиты, полезным животным, охраняющим мать и ее детей. На Тибете это животное - символ сексуальности и плодовитости, порождающий искру жизни. Это ведет нас к другому аспекту символики собаки - огню.

Собака и огонь

В большинстве случаев собака не связана с огненной символикой напрямую, но, согласно некоторым мифам, именно она дарит людям огонь. В роли Прометея она выступает у некоторых народностей Африки и аборигенных племен Америки. Жители островов Океании считают собаку хозяйкой костра, рычащей и дремлющей у его пламени. Для ацтеков собака являлась олицетворением самого огня, а для народов майя она лишь охраняла солнце ночью. Собака могла также быть символом войны и победы: кельты щедро осыпали ее похвалами, а сравнение с ней почиталось за честь.

В труде и на войне

С незапамятных времен собака служила человеку. В Месопотамии ее использовали для самой тяжелой и грязной работы (около 2000 г. до н. э. слова «раб» и «собака» обозначались в клинописи одинаковыми идеограммами), но постепенно она превратилась в незаменимую и верную помощницу.

Фактически на всех древних изображениях сцен охоты рядом с людьми присутствует собака, в том числе в сцене травли крупных хищников гончими псами, украшавшей городские стены неолитического поселения Чатал-Хююк в южной Анатолии, или в сценах охоты на антилоп и газелей в Древнем Египте еще до правления фараонов Восемнадцатой династии. Около 1500 г. до н. э. в результате увеличения количества пород и их специализации появляются быстроногие борзые. В искусстве Древней Греции и Рима также часто встречаются изображения собак, которые были помощниками на охоте. Эти животные начинают служить и в качестве сторожей. Самая знаменитая сторожевая собака древнего мира, согласно греческой мифологии, Цербер, охранявший вход в Аид, царство мертвых. В Восточной Азии специально обученные собаки помогали евнухам охранять гаремы, а в Древнем Риме (I в. до н. э.) цепные собаки охраняли жилища, перед входом в атриум одного из сохранившихся домов в Помпеях выложена мозаика с изображением цепного пса и надпись: «Cave canem» («Берегись собаки»). Древние ассирийцы, римляне, германцы использовали собак и во время военных действий.

Собака в военном деле

Роль собаки в военном деле изменялась по мере развития оружия и модернизации вооруженных сил. Поначалу она, облаченная в доспехи, участвовала в сражениях на передовой как пехотинец, но постепенно стала выполнять функции караульного, следопыта, патрульного, связного, санитара, снова и снова проявляя свою безграничную преданность, благородство и способность служить защите и безопасности человека и общества.

Боевые собаки

Собаки также помогали солдатам на войне. На Ближнем Востоке около 1000 г. до н. э. месопотамские собаки, особенно молоссы, были очень востребованы для поиска беглых рабов. В Индии каменные ворота буддийского храма в Санчи украшены скульптурными изображениями боевых мастифов. Боевых собак использовали также в Древнем Риме.

Одни собаки обеспечивали защиту тыла, другие атаковали врага впереди войска, третьих использовали как гонцов для связи между отдельными частями войска. Собакам-связным приходилось хуже всего: их заставляли проглатывать донесения, а когда они прибывали на место, их умерщвляли, чтобы извлечь ценные документы.

Собака-мусорщик

Собака не только получала остатки туш животных, убитых на охоте, но и выполняла важную роль в системе утилизации органических отходов в человеческих поселениях. В частности, собакам отдавали тела умерщвленных врагов и казненных преступников. Указания на это встречаются во многих древнегреческих текстах. Тело Гектора, убитого Ахиллом, было брошено стервятникам и псам. В Библии упоминаются собаки, растерзавшие тело преступной царицы Иезавели. В связи с этой практикой во многих языках возникло бранное выражение «бросить что-либо псам».

Собака - верный помощник

Собака всегда находилась рядом с нами, на всех этапах человеческой истории и в доисторические времена. Охранник, охотник, помощник в повседневных делах - с течением времени она выполняла все больше и больше функций. В процессе одомашнивания собака поначалу служила помощником на охоте, преследовала и ловила дичь.

Фактически на всех древних изображениях сцен охоты рядом с людьми присутствует собака, в том числе в сцене травли крупных хищников гончими псами, украшавшей городские стены неолитического поселения Чатал-Хююк в южной Анатолии. Со времен античности собаки выполняли самые разнообразные функции: они выступали в роли охотничьих, боевых, упряжных собак, их использовали в религиозных ритуалах. Разведением пород начали заниматься в Римской Империи, известной как «родина тысячи собак», которые в основном использовались как компаньоны, охранники жилищ и помощники на охоте.

собака на охоте

В Средние века основной функцией собак была охота, хотя их продолжали использовать на полях сражений. Собаки становятся компаньонами и помощниками знати, которая в основном воевала и охотилась. Будущие всадники должны были учиться тому, как заботиться о своих лошадях и собаках и как обучать их.

В XIV веке один из знатных вельмож Гастон Феб (граф де Фуа) написал «Книгу об охоте» - великолепный, богато иллюстрированный трактат, в котором большое внимание уделялось охотничьим собакам. Для того чтобы собаки были выносливыми, злобными к зверю, обладали хорошим чутьем для обнаружения дичи, при их разведении использовали кроссбридинг. Приблизительно в это же время собаки подвергаются преследованиям со стороны католической церкви. В них видят воплощение дьявола, переносчиков бешенства, пожирающих падаль и воющих по ночам. Католические епископы даже запрещали заводить собак, чтобы они не кусали верующих.

Товарищ по играм и источник механической энергии

В эпоху Возрождения собака больше, чем когда-либо становится помощником охотников и в то же время под влиянием итальянской моды начинает участвовать в более беззаботных занятиях, таких, как детские игры. Эразм Роттердамский в своем сборнике изречений Adagia (ок. 1500 г.) негодовал: «Эти собаки пригодны лишь для того, чтобы развлекать избалованных праздных матрон!»

Начиная со времен Средневековья собак использовали для получения механической энергии в так называемых собачьих колесах, которые получили широкое распространение в XVIII веке. Принцип работы таких устройств был прост: животное заставляли бежать внутри колеса, чтобы приводить в действие различные механизмы - кузнечные мехи, вертела для жарки, устройства для заточки ножей, токарные станки по дереву, маслобойки и даже швейные машинки.

ездовые собаки

Во Франции существуют свидетельства того, что в Арденнах в 1879 году на мануфактуре по производству скобяных товаров работало 400 собак, а в 1919 году на оружейной мануфактуре в Шательро их использовали в производстве холодного оружия.

Собаки-исследователи

Еще на заре истории люди, жившие на севере, стали использовать собак как ездовых животных. Единственным видом транспорта в этих условиях были собаки, которые тащили упряжки по снегу. В наши дни собаки продолжают помогать людям в охоте, охранять и защищать их, но их вовлекают и в новые сферы деятельности, в том числе и в исследовательскую. Во время экспедиций к Южному и Северному полюсам использовали ездовых собак. Собаки осваивают небо. После изобретения современного парашюта воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар в 1875 г. продемонстрировал его как средство для безопасной эвакуации из воздушного шара, и первые испытания приземления с высоты почти в 500 м он проводил на собаках. В XX веке собака полетела в космос: в 1957 году советский корабль «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту был выведен на орбиту Земли.


Собак приручили из корыстных побуждений

Напомним, что согласно общепринятой гипотезе, так называемые охотничьи породы появились только через несколько тысяч лет после одомашнивания диких собак. Однако на каком этапе прирученных собак люди стали брать на охоту вообще? Понятное дело, что намного раньше, чем появились охотничьи породы. Это подтверждают и очень древние наскальные рисунки с изображением людей-охотников вместе с собаками, обнаруженные в разных уголках земного шара. Теперь же науке стало известно несколько больше.

Наскальная живопись Тассилин-Аджера (Сев.Африка), VI тыс. лет до н.э.

В издании Journal of Anthropological Archaeology недавно был опубликован отчет о находках, сделанных в древнем поселении Шубайка 6 в северо-восточной части Иордании. Как рассказывают археологи из университета Копенгагена и Университетского колледжа Лондона, кости животных, которым, по данным радиоуглеродного анализа, не менее 11,5 тысяч лет, свидетельствуют о том, что псы не только жили вместе с людьми эпипалеолита, но и охотились бок о бок с ними. И, скорее всего, люди изначально стали их приручать именно для того, чтобы использовать их отменные охотничьи качества в своих интересах.

Фрагменты древней постройки на северо-востоке Иордании. /Фото:humanities.ku.dk

«Мы изучили большое количество костей животных, которые прошли через чей-то пищеварительный тракт. Эти кости довольно велики, так что вряд ли они были проглочены человеком. По всей видимости, ими лакомились собаки», – пояснила зооархеолог и один из руководителей данного исследования Лиза Йоменс.

Кости, побывавшие в пищеварительном тракте плотоядного животного. /Фото:els-cdn.com

На основе археологических находок и проведенных экспертиз Лиза и ее коллеги предполагают, что собаки находились рядом с людьми постоянно. Они были неотъемлемой частью их повседневной жизни. Псы беспрепятственно ходили по поселению и питались пищевыми отходами – например, костями, которые бросали им люди. Здесь же собаки и испражнялись.

Кости собаки, найденные в поселении. /Фото:els-cdn.com

Крупные кости псовых из Шубайки 6 по сравнению с современными костями собак известных пород, волком и шакалом./els-cdn.com

Археологи предполагают, что активное применение собак на охоте может объяснить в том числе и огромное количество останков зайцев и другой мелкой живности, которое обнаружили в этой же местности участники раскопок. 11,5 тысяч лет назад в Шубайке было достаточно зайцев, лис и птиц, и они были основной добычей человека того периода. Кости лис и зайцев древние люди использовали как материал для изготовления бус и бисера, а заячье мясо употребляли в пищу, и именно добыча пропитания была основной целью охоты.

Вместе с тем ученые считают, что жители поселения не занимались продажей меха, снятого с животных (подтверждений этому не нашли).

Бусы, сделанные из костей мелких животных. /els-cdn.com

Согласно данным археологов, охотничьих собак в этом поселении времен эпипалеолита было необычайно много. В дальнейшем же, по мере развития скотоводства, охота на мелких животных в данной местности стала сходить на нет, и собак начали использовать больше для охраны жилищ и загона скота.

История взаимодействия человека и собаки очень интересна, насыщенна и даже определенным образом связана с модой. Вот так Изменились собачьи ошейники на протяжении многих веков

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: