Едят ли собак корейцы в южной корее

Опубликовано: 23.04.2024


Активисты по защите животных из групп «Волна освобождения животных» и «Последний шанс для животных» протестуют против торговли мясом собак. Сеул, июль 2018 Фото: Ed Jones / AFP

В четверг, 22 ноября, корейские власти приступили к демонтажу крупнейшего в стране комплекса собачьих боен, расположенного в городе Соннам. Под давлением зоозащитников территория, на которой прежде располагалось шесть боен, забивавших собак для обслуживания специальных кафе и ресторанов, будет в ближайшее время очищена от соответствующих сооружений и оборудования, а на их месте муниципальные власти планируют разбить парк.

В прошлом году в том же Соннаме были уничтожены кустарные собачьи бойни, которые действовали на территории местного рынка Моран, считающегося одним из главных центров продажи собачатины в Южной Корее. Несмотря на подобные меры, сама продажа собачьего мяса по-прежнему считается допустимой. Торговцам запретили лишь выставлять покупателям для выбора живых собак, которых после покупки забивают и разделывают на месте. Точно так же, как и нынешнее закрытие боен, работавших на подающие собачье мясо рестораны, не означает, что сами эти рестораны автоматически закрываются. Собачье мясо сейчас оказывается в Корее в серой зоне — есть его не запрещено, однако этого все больше принято стыдиться. Причем такой статус собачатины определился в последнее десятилетие. И это заставляет думать о том, есть ли в нашем мире какие-то незыблемые обычаи и привычки и всегда ли защита традиций оправдывает прикладываемые усилия.

Олимпиада без вкуса собачатины

Если спросить жителя России, в какой стране едят собак, ответом почти наверняка будет Корея. Несмотря на то что собачье мясо вполне допустимо в кухне некоторых районов Китая, а также употребляется в пищу в Юго-Восточной Азии, именно Корея оказалась тем местом на Земле, с которым у «просвещенного мира» имеется устойчивая ассоциация с поеданием собак. И связано это не в последнюю очередь с тем, как по меньшей мере последние 30 лет относятся к своей кулинарной традиции сами корейцы. Хотя споры о том, насколько позволительно и допустимо употреблять в пищу собак, велись и в предыдущие годы, одним из важных поворотных моментов в свое время оказалась подготовка страны к проведению сеульской Олимпиады в 1988 году. Тогда, готовясь принять делегации со всего мира, власти особенно старались устранить все, что могло негативно повлиять на репутацию страны в глазах иностранных гостей. Именно тогда рестораны и закусочные, подающие собачье мясо, решено было убрать с главных городских улиц и передвинуть куда-нибудь на зады. Тогда решение властей было встречено с возмущением. Защитники традиционных ценностей посчитали, что власти проявляют недопустимое низкопоклонство перед иностранцами и что незачем носиться с чувствами гостей, когда речь идет об обычной национальной пище. Впрочем, беспокоясь о репутации страны, власти пошли еще дальше, объявив в 1988 году выращивание собак для забоя и производство собачьего мяса незаконными. Однако за нарушение этого закона не было установлено никакого наказания. Действия чиновников как бы подчеркивали, что государство испытывает некоторую неловкость от существования обычая, но не будет действовать прямыми запретами.


Официантка сеульского ресторана подает мясо собаки студентам французского лицея, 12 апреля 2002. Французские активисты осудили употребление мяса собак в Корее и активизировали свою кампанию перед финальной частью Чемпионата мира по футболу Фото: Kim Jae-Hwan / AFP

На страже традиций

Первой реакцией на запреты было возмущение. При этом особое раздражение вызывала, разумеется, критика со стороны иностранцев. Долгое время кампанию против забоя собак на мясо в Корее вела Брижит Бардо, после ухода из киноиндустрии посвятившая себя защите прав животных. Она публично называла эту традицию «варварской». В ответ Бардо стала получать тысячи возмущенных писем, отправители которых не советовали представительнице страны, где едят улиток и лягушек, обсуждать чьи-то кулинарные традиции.

Когда в 2002 году Южная Корея вместе с Японией должна была принимать чемпионат мира по футболу, ФИФА обратилась к республике с призывом запретить торговлю собачатиной и блюдами из собак ради уважения к чувствам гостей чемпионата. В ответ группа корейских парламентариев выступила с инициативой немедленно вернуть легальный статус продаже собачьего мяса в качестве протеста против беспардонного вмешательства в дела страны.

Разумеется, возмущение иностранной критикой, указание на лицемерие и ханжество представителей западных стран, сокрушающихся о судьбе корейских собак, не было единым. В корейском обществе и в те времена были противники поедания собачатины, скептически смотревшие на ценность этого обычая. Тем не менее голос защитников традиций был силен. В конце концов, их можно было понять. Есть собачье мясо не ужаснее, чем любое другое. Тем более что в пищу в Корее используется особый вид собак, близкий к шпицам, которые традиционно выращивались именно для последующего забоя — с этими собаками не устанавливают персональных отношений, они не являются членами чьих-то семей. Сложно сказать, каким характером и интеллектом обладает собака, которую на протяжении поколений отбирали лишь по качеству ее мяса.

Собака входит в дом

Тем не менее, при всех этих вполне надежных аргументах, которые могли бы позволить всем желающим по-прежнему употреблять собачатину, чувствуя себя здравомыслящими приверженцами традиций, что-то в корейском обществе начало меняться само по себе.

Когда Корея готовилась к новому важному спортивному событию — Олимпийским играм в Пхенчхане, организаторы предпочитали говорить о поедании собачьего мяса как об умирающей традиции. Председатель оргкомитета «Пхенчхан-2018» Ким Чжин Сон на соответствующий вопрос, заданный ему во время Олимпиады в Сочи, ответил, что на этот раз никаких протестов по поводу поедания собак он не ожидает, поскольку собачатину в стране теперь никто не ест. Во всяком случае, он не знает ни одного такого человека в своем окружении. Разумеется, откровенное лукавство чиновника не требует разоблачений. И все же даже для подобного отрицания очевидного некоторые основания есть. Корейцы действительно все меньше едят собак и склонны прислушиваться к аргументам сторонников запрета собачьего мяса. По данным опроса 2015 года, об употреблении в пищу собачьего мяса заявили 37 процентов жителей Южной Кореи. Это значительно меньше, чем данные прошлых лет. В 2017-м уже 70 процентов опрошенных утверждали, что не едят собак. При этом среди подростков доля отказавшихся от собачатины доходила до 80 процентов.

Далеко не все из тех, кто перестал рассматривать собак как источник еды, считают нужным полностью запретить собачье мясо. Тем не менее резкое падение интереса к этому аспекту национальной кухни действительно заметно. Объясняется это прежде всего тем, что изменилась сама Корея. Собака стала в стране распространенным домашним животным; прежде, из-за традиций и уровня жизни, собак дома держали редко. А значит, изменилось психологическое отношение к тому, чтобы есть их мясо. Но главное, Корея стала экономическим гигантом, широко встроенным в мировую экономику, ее молодежь, по крайней мере образованная ее часть, рассматривает себя в глобальной повестке. У нее просто нет необходимости держаться за крайне спорный кулинарный обычай, вызывающий недоумение или, наоборот, нездоровый интерес у иностранных собеседников. Теперь нежелание убивать собак, чтобы их съесть, — не какой-то навязываемый им извне стереотип, а просто нормальная часть убеждений образованного городского жителя. Кроме того, полулегальный статус собачьего мяса также сказывается на особенностях его продажи на не слишком престижных рынках и в специальных ресторанах. Что также может работать ограничителем. Так или иначе, сами владельцы подобных ресторанов говорят, что спрос на блюда из собак постоянно снижается. Это превращается в специфическое угощение для пожилых людей, не готовых отказаться от старых привычек.

В защиту любой неоднозначной традиции можно найти серьезные аргументы. Они могут быть сентиментальными или крайне рациональными. Если такую традицию критикует посторонний человек, это вызывает инстинктивный протест. И для подобного протеста тоже найдется повод: посторонний человек может оказаться ханжой или просто не очень умным. Однако все это вовсе не основание для того, чтобы держаться за подобные скрепы вечно. Иногда можно стать просто немного богаче, чуть более широко посмотреть на мир, и тебе самому расхочется есть собак. В каждой культуре таких «собак» хватает.

Пришло время ответить на этот вопрос. Сразу к делу, ответ: и да, и нет. А теперь немного поподробнее.

Да, собачье мясо исторически считалось в Корее не только пригодным в пищу, но еще и весьма полезным. Утверждается, что употребление собачьего мяса придает энергии, а еще, что собачье мясо полезно для мужчин *тут волна бровями*. Но бояться случайно съесть собаку, покушав в случайной забегаловке в Сеуле, все же не стоит. Собачатину подают только в специализированных ресторанах, которых вы в туристическом центре города не найдете, и стоит она в наши дни дороже, чем любое другое мясо. Я вот все хотела поесть собачатины, но за полтора года жизни в Южной Корее так и не нашла ни одного ресторана, где ее бы подавали.

Почему корейцы едят собак? А вы поживите на территории, на 75% покрытой горами, еще и не такое есть начнете. Собственно, голод принуждал людей есть самые неожиданные вещи, вот французы, например, едят лягушек и улиток, вьетнамцы - змей, а китайцы. впрочем, это совсем другая история. Определенную роль сыграло также негативное отношение буддизма к поеданию говядины (у них корова считается соратником человека, а не собака). Но в первую очередь, конечно, собака - это свинья бедного человека.

Традиционное время для поедания собачатины, особенно супа из собачьего мяса, который называется пощинтан, - это жаркие летние месяцы, особенно несколько "самых жарких дней" лунного календаря (бок). Считается, что нужно помочь организму пережить жару, и для этого отлично подходит полезная собачатина. Аналогично некоторые прибегают к этому способу поправления здоровья во время болезней. Однако в последние годы большая часть корейцев перешла в таких случая на куриный суп с женьшенем самгетан (я уже писала о нем в этом блоге): по статистике 43% корейцев предпочитает самгетан и только 6% - пощинтан и другие блюда из собачьего мяса.

Вообще отношение к собачьему мясу было неоднозначным даже в стародавние времена. Периодически корейские правители пытались порицать его употребление из любви к собакам как компаньонам, а буддизм вообще не поощряет употребление мяса. А сейчас ситуация изменилась еще сильнее: во многих корейских домах живут домашние собаки, и собака теперь в первую очередь считается домашним питомцем. В Сеуле даже есть специальные кафе, где живут или "работают" собаки, а люди приходят туда и платят достаточно большие деньги просто за то, чтобы с ними пообщаться, погладить их и так далее. Поэтому отношение к собачатине становится все более и более негативным, особенно среди молодежи, но все же по последним данным больше половины жителей Кореи собачье мясо-таки пробовали.

Более того, не все владельцы собак негативно относятся к поеданию собачьего мяса. По данным опросов, четверть владельцев домашних собак с удовольствием кушают собачатину и не видят в этом большой проблемы. Любят перекусить супом из собаки в первую очередь представители старшего поколения, особенно в более бедных районах, для них это обычное дело, а домашняя собака - вот это как раз странно.

Государство под давлением западных ценностей и защитников животных пытается как-то ограничивать продажу и употребление собачьего мяса. Результат, правда, довольно странный: теперь собака как бы ни рыба, ни мясо (простите за каламбур): де-юре она не является скотом, поэтому собачьи фермы не должны следовать правилам по гуманному забою скота и т.п., но в то же время никакого запрета продавать и готовить в ресторанах собачатину нет. В итоге имеет место быть удивительная ситуация: в отличие от коровы, собаку вполне можно забить насмерть палками, чтобы мясо стало нежнее, да и условия содержания мясных собак остаются хуже, чем другого скота, у которого есть права.

Условия содержания собак выглядят примерно так (с) http://babymongdog.tistory.com/3

Впрочем, нужно отдать должное, печальная участь постигает не только тех собак, которые идут на мясо, но даже тех, которые становятся домашними питомцами. К сожалению, во многих случаях собака воспринимается в Корее как игрушка или аксессуар, а не как член семьи. У такого подхода есть ряд последствий, самым важным из которых для нашей темы является огромное распространение промышленного разведения собак, когда собаки содержатся в ужасных условиях и используются как автоматы по производству щенков. Отличить фото с фермы мясных собак от фото с такого собачьего инкубатора почти невозможно.

А вот так щенков продают (c) https://goo.gl/upCP7A

В заключение скажу только, что есть или не есть собачье мясо - личное дело каждого. Собака на корейской собачьей ферме мало чем отличается от свиньи или коровы - это мясное животное, которые было рождено, чтобы стать чьим-то обедом, такова суровая реальность нашего мира. Но вот вероятность съесть собаку куда выше в непроверенной шаурмичной, чем в ресторанах в центре Сеула.

ВАРИВОДА Станислав

Миф №1: корейцы едят собачатину

Наверное, самый распространенный и живучий стереотип о Корее связан с кулинарными пристрастиями ее жителей. Одним из первых вопросов, который мне обычно задают, узнав, что я живу и работаю в Сеуле: "А ел ли ты собачатину?"

Отвечаю: да. Но не в Южной Корее, а в Северной, и не то чтобы добровольно. Коллеги из агентства ЦТАК (Центральное телеграфное агентство Кореи) как-то пригласили меня на обед и рассказали, что мясные блюда были приготовлены из собаки, лишь по завершении трапезы. Вкус был слегка специфичный, но я тогда списал его на приправы. С тех пор собачатину я не ел.

В Южной Корее собак употребляют в пищу, но вовсе не в таких масштабах, как думают многие иностранцы. Во-первых, блюда из этих животных считаются скорее лекарственными, согревающими и употребляются при тяжелых простудных заболеваниях.

Протесты против употребления в пищу собачьего мяса, Сеул, 2012 год Chung Sung-Jun/Getty Images

В-третьих, пристрастие к блюдам из собачатины в Корее испытывают в основном представители старшего поколения, лечившиеся таким образом еще во времена юности, когда в Корее других доступных "лекарств" толком не было. Современную молодежь заставить есть посинтан — суп из собачатины — можно разве что под дулом пистолета. К тому же в стране за последние пару десятилетий сильно поменялось отношение к братьям меньшим, которых теперь большинство воспринимает не как скот, а именно как друзей и компаньонов. Свидетельство тому — огромное число появившихся в стране зоомагазинов и ветеринарных клиник.

На традиционных рынках в специально отведенных закутках пока еще можно увидеть собачьи тушки. Однако статистика показывает, что потребление собачатины в Корее в последние несколько лет ежегодно сокращается на 20−30%. По данным на 2014 год, в Сеуле работало 329 ресторанов, где можно было попробовать блюда из мяса собаки, сейчас же их осталось не более сотни. Сокращается и число ферм, где разводят собак "мясной" породы нуреонги (корейский желтый шпиц).

Миф №2: очень острая еда

Другой гастрономический миф заключается в том, что в Южной Корее вся еда настолько острая, что ее неподготовленному человеку невозможно употреблять в пищу. Конечно, красный перец — неотъемлемая часть национальной кухни, но в целом она довольно разнообразна, и при желании здесь можно полноценно питаться в щадящем для вкусовых рецепторов режиме.


Без добавления перца готовят многие супы на основе куриного бульона и морской капусты. Например, россиянам приходится по вкусу суп миёк, отдаленно напоминающий японский мисо. Не добавляют перец в большое количесвто блюд с лапшой — чанджанмён, нэнмён. Отдельного упоминания заслуживают коронные блюда южнокорейской кухни — пулькоги и самгёпсаль.

Капустных дел мастера.

В первом случае это сочные кусочки говядины, во втором — свинины с жирком, которые посетитель ресторана сам обжаривает во встроенной прямо в стол специальной плоской жаровне. Есть их положено, обмакивая в сладковатый соус и затем заворачивая в листья салата с добавлением различных закусок и приправ — ростков сои, маринованного папоротника, клубней лотоса и т.д.

Если приелась национальная кухня, то всегда можно отправиться в заведения, предлагающие европейскую или кухню других азиатских стран. Без преувеличения можно сказать, что Южная Корея сейчас переживает настоящий гастрономический бум. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Сеуле уже более тридцати ресторанов, отмеченных звездами Мишлена, и их число продолжает расти.

Отдельно стоит упомянуть о рыбных рынках, в ресторанчиках которых готовят свежайшие морепродукты. Например, тут можно попробовать не только восхитительные сасими и суси, но и саннакчи — блюдо из порубленного на части живого осьминога, щупальца которого во время еды продолжают извиваться во рту и присасываться к языку. Главное — очень тщательно его прожевывать перед тем, как проглотить, потому что головоногий может отомстить за свою мучительную смерть, присосавшись к гортани и прихватив с собой на тот свет незадачливого едока.

А еще трудоголики-корейцы, работающие с самого раннего утра до поздней ночи, для поддержания тонуса пьют кофе буквально ведрами, поэтому и разнообразных кофеен в стране несчетное множество.

Миф №3: все корейцы обожают К-рор

Было бы неправдой сказать, что в Южной Корее нет фанатов K-рop. Армия экзальтированных девушек и юношей, боготворящих кумиров из похожих друг на друга как капля воды групп, насчитывает миллионы. Но все же факт заключается в том, что у этого музыкального направления намного больше любителей за рубежом, в первую очередь в Китае, Японии и других странах Азии.

Зрители на рок-фестивале Incheon Pentaport Rock Festival, Инчхон, 2015 год Chung Sung-Jun/Getty Images

Подставные беглецы: как журналисты вскрыли грандиозную аферу южнокорейских спецслужб

K-pop — это многомиллиардный бизнес, являющийся частью так называемой "корейской волны" халлю — культурного контента, ставящего главной целью продвижение за рубежом Южной Кореи, ее идеологии и, конечно, товаров. В халлю также входят корейские телесериалы, или "дорамы", корейская еда, косметика, одежда.

При этом большинство южнокорейцев скептически относятся к творчеству K-pop-групп. Многие в беседах со мной признавались, что "не могут слушать эту вызывающую мигрень муть" и не понимают всеобщего помешательства на ней.

Так вот, мне ни разу не доводилось слышать, чтобы в этих заведениях корейцы пели что-то из репертуара K-pop-групп, а это о многом говорит.

Миф №4: южнокорейцы все очень обеспеченные

Почему-то считается, что граждане Южной Кореи поголовно очень обеспеченные люди.

Миф этот пошел от посещающих Россию южнокорейских туристов, которые действительно являются как минимум не бедными, если могут позволить себе поездки за рубеж. На взгляд среднестатистического россиянина, приезжающие в нашу страну южнокорейцы просто сорят деньгами, но по факту — цены в РФ намного ниже южнокорейских.

Поэтому большинство корейцев — даже простых работяг с завода — во Владивостоке могут позволить себе и пятизвездочную гостиницу, и походы в рестораны с поеданием камчатского краба, и прочие развлечения, которые не по карману его российскому коллеге.


Однако на деле все обстоит не так радужно. Средняя зарплата в Южной Корее составляет $2600, что, казалось бы, является очень приличной суммой. Но как минимум треть из нее сразу уходит на аренду жилья (согласно статистике, большинство корейцев не имеют собственных квартир и вынуждены их снимать).

Отдельно оплачиваются коммунальные платежи и медицинская страховка, проезд на общественном транспорте, другие обязательные платежи. В итоге "чистыми" на руках остается в лучшем случае $1600, которые тратятся на еду (средние цены на продукты в Корее в 3−5 раз превышают московские. Например, килограмм говядины стоит от $20 и выше, свинины — $12, кило риса — $5). Так что на конец месяца у большинства южнокорейцев денег особо и не остается.

Конечно, как и везде, есть исключения.

Но это — элита, и чтобы получить соответствующее образование, а затем работу, надо буквально родиться с серебряной ложкой во рту.

Миф №5: Южная Корея — очень безопасная страна

К сожалению, это тоже миф. Действительно, уличной преступности в Южной Корее практически нет — можно спокойно входить в темную подворотню, не опасаясь, что вас там поджидает стайка мускулистых ребят, интересующихся содержимым вашего кошелька.


Тем не менее я бы не советовал разгуливать по сомнительным местам, особенно с наступлением ночи.

Едят ли корейцы собак – этот вопрос волнует зоозащитников и путешественников, которые отправляются в азиатские страны. Для корейцев собачатина – праздничное блюдо, которое употребляют только в особых случаях. Туристы могут не опасаться, что вместо свинины им подсунут мясо четвероногого друга. Для азиатов это национальное, традиционное блюдо, от которого они вряд ли откажутся в угоду Западу. Прежде чем вплотную познакомиться с корейской кухней, нужно понять, какие породы собак используют для этой цели, почему и зачем их вообще едят и откуда повелась такая традиция.

Едят ли в Корее собак

Едят ли в Южной Корее собак

Принято считать, что собачье мясо едят только корейцы. Но блюда из собачатины готовят также в Лаосе, Вьетнаме, Китае. Жители всех этих стран предпочитают мясную породу собак – алеутскую лайку.

В Южной Корее сформировалось отдельное кулинарное направление, связанное с поеданием и приготовлением собачатины. За один год корейцы съедают практически 10 тысяч тонн этого блюда. По популярности мясо четвероногого друга занимает в стране 4 место.

Сейчас в Южной Корее ведутся споры по поводу таких вкусовых пристрастий. Молодое поколение, выросшее на европейских традициях, выступает против того, чтобы кушать мясо четвероногих друзей. Приверженцы идеи не понимают, почему мясо собаки кушать нельзя, в то время как блюда из кролика, говядины, курятины употребляют в пищу во всем мире.

Из-за политических дискуссий в 2005 году в Южной Корее вышел закон о запрете забоя собак в публичных местах. При этом готовить и есть их не запрещают. Сами корейцы отмечают, что домашних питомцев они бы ни за что не приготовили. Для кулинарных целей используют только животных, специально выращенных для этой цели. К тем, кто прибегает к публичному забою, применяют административный штраф до 2 тыс. долларов или полгода в лагерях с исправительными работами. Раньше таких мер предусмотрено не было. Также запрещено убивать четвероногих через удушение.

Собака на цепи

Что готовят корейцы

Самая популярная еда из собачатины – суп «посинтхан». Его часто называют блюдом бессмертия. Мясо варят вместе с кусочками перьев зеленого лука, одуванчика и периллы. Корейцы говорят, что этот суп благотворно влияет на тело, омолаживает организм и продлевает жизнь. А у мужчин он еще и положительно влияет на потенцию. Но азиаты, завлекая туристов в свои рестораны, говорят так почти о каждом блюде.

Кроме известного супа из собачьего мяса, в ресторанах подают блюда с кисло-сладким соусом. Одно из популярных кушаний у местных жителей – собачьи лапы с чесночным соусом. Европейские туристы, которые решились попробовать такую еду, говорят, что собачье мясо – что-то среднее между свининой и говядиной, но с сильнее раскрытыми оттенками вкуса.

Правда ли, что в Северной Корее сейчас едят собак – неизвестно. Это закрытая страна, в которой даже Интернета нет, поэтому достоверную информацию найти сложно. Известно только то, что в некоторых ресторанах Северной Кореи подают блюда из собачатины по спецзаказам и за очень большие деньги.

Кореянка в ресторане

Почему корейцы едят собак

В Корее приготовление и поедание блюд из собачьего мяса – старая традиция. Даже в Китае это мясо использовали в пищу в 500-х годах до н.э. Причем в древние времена, четвероногих ели даже в Мексике. В Корее поедание собачатины вошло в традицию из-за того, что тогда животных не воспринимали как друзей человека. Для аборигенов это мясо – то же самое, что для европейца мясо свиньи. Собак и кошек, которые впоследствии становятся блюдом, редко держат как домашних питомцев, их изначально выращивают на убой в специальных фермерских хозяйствах.

Азиаты употребляют собачатину в пищу только потому, что верят в ее полезные свойства. Для них такая еда не только способ повысить потенцию, но и излечить туберкулез. Им болеют сборщики риса, которые вынуждены проводить много времени в воде. Этим корейцы объясняют содержание собачьих рынков и ферм. Животных держат в тесных клетках по несколько десятков. Раньше в год забивали около 2-3 миллионов животных. До выхода закона, который запрещает убой собак в публичных местах, их забивали прямо на глазах покупателей. Даже такое изменение – результат деятельности зоозащитников.

Корееведы считают, что даже несмотря на то, что выросшее в европейских традициях поколение отказывается от поедания четвероногих друзей, совсем отменять эти блюда никто не собирается. Корейцы не употребляют такую пищу ежедневно, только на праздники, грандиозные и значимые события.

В течение Олимпиады в 1988 году в Корее рестораны, в которых подавали блюда из собачатины, перенесли с центральных улиц города на отдаленные. Тогда корейцы зависели от мнения остальных стран мира, и сделали это только для того, чтобы избежать международного осуждения и конфликтов. Сейчас политическая элита Южной Кореи реагирует на кулинарные предпочтения аборигенов спокойно, утверждая, что это национальная традиция, с которой сложно что-либо сделать.

Ротвейлер в клетке

Из-за таких вялых реакций на попытки создать глобальный конфликт, молодежь самоутверждается в обществе. Никого не наказывают за то, что они высказывают свое мнение по поводу поедания собак. Именно поэтому скандалом тему называют только номинально.

К китайцам и корейцам зоозащитники всего мира относятся особенно агрессивно, а о других странах забывают. На Филиппинах, в Сингапуре и Гонконге запретили убийство собак, но это привело только к появлению черных рынков. В том же Вьетнаме в год забивают более 5 миллионов животных, что в два раза больше, чем в Корее. При этом их там редко выращивают на специальных фермах, зачастую это краденые домашние питомцы.

Жестокость и традиции: что заставляет корейцев есть собак

Одним из неспортивных лейтмотивов Олимпийских игр в Пхенчхане стала борьба зоозащитников и всех сочувствующих животным со старой корейской традицией – поеданием собачьего мяса.

Началось все с того, что бронзовый призер командной гонки голландский конькобежец Ян Блокхейсен на пресс-конференции то ли от досады, что ему пришлось довольствоваться третьим местом, то ли от реальной озабоченности, обвинил корейцев в том, что они плохо относятся к собакам. «Пожалуйста, относитесь в этой стране лучше к собакам», – посоветовал Блокхейсен. Корейцам камень, который время от времени и так бросают в их огород, не очень понравился выпад спортсмена, поэтому в соцсетях они устроили флешмоб, в котором обвинили европейцев во вмешательстве во внутренние дела страны. В результате глава спортивной делегации Нидерландов принес свои извинения: «Я вынужден затронуть тему инцидента, который произошел на пресс-конференции. От имени всей нашей делегации я приношу официальные извинения за высказывания спортсмена».

Вскоре в СМИ появились слухи, что собачатину продают в Корее на каждом углу и даже в Олимпийской деревне, а в общепите то и дело норовят заменить мясо курицы или говядины (курам и коровам на Играх сочувствуют не столь активно) на мясо собак. Зоозощитники, которые и раньше не жаловали жестокие азиатские традиции, быстро подключились к конфликту и вышли на улицы с лозунгами «Собака тебе друг или еда», фото- и видеоматериалами с кадрами убийств собак на корейских фермах. Ранее они уже подписали петицию с призывом бойкотировать Олимпиаду в стране, где едят домашних животных.

«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя. Если Южная Корея хочет, чтобы ее уважали как нацию совести, тогда южнокрейцы должны укрепить свои законы о защите животных и навсегда запретить потребления мяса собак и кошек», – сказано в петиции.

Некоторые олимпийцы присоединились к движению зоозащитников и решили самостоятельно спасать собак, которые корейцы пускают на «суп долголетия». Например, обладательница золотой медали канадская фигуристка Меган Дюамель увезет с собой домой собаку, которую выкупила на собачей мясной ферме. Девушка назвала щенка Му-тай и написала в соцсетях, что он очень любит сидеть на руках. Теперь Дюамель призывает всех спортсменом последовать ее примеру. Тренер Дюамель удивился, где спортсменка нашла собаку, потому что вблизи Олимпийской деревни подобных ферм нет, да и собак не было замечено.

ПОЧЕМУ В КОРЕЕ ЕДЯТ СОБАК

Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное.

В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение, рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов. По его словам, корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.

«Это национальная традиция. Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк.

Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.

Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.


То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион, рассказал кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Конастантин Асмолов.

«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: «Это наша национальная традиция. Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».

По ряду причин традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого», – сказал Асмолов.

При этом эксперт отмечает, что на сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.

«Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают», – отметил Асмолов.

Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.

КАК В КИТАЕ ПРАЗДНУЮТ СМЕРТЬ СОБАК

Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что блюда из собачатины отгоняют тепло летних месяцев.

В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.

Читайте также: