Как снимали четыре танкиста и собака

Опубликовано: 02.05.2024

В Польше по ТВ (по состоянию на 2006 год) запрещены к показу два популярных сериала: «Четыре танкиста и собака» (польск. Czterej pancerni i pies) и «Ставка больше, чем жизнь». Запрета добились ветераны Армии Крайовой, которые в 40-е годы воевали и против немцев, и против Советской армии.


Ветеранов Армии Крайовой не устраивает, как в этих фильмах трактуются события Второй мировой войны. «Нас возмущает то, что немцев показывали, как банду идиотов, а это была очень сильная армия, и победить ее было трудно. Не отображен и трагизм войны, в фильме она показана, как приключение, — заявил заместитель главы объединения Армии Крайовой Тадеуш Филипковский. В частности, сомнения у ветеранов вызывают эпизоды из фильма «Четыре танкиста и собака»: непонятны обстоятельства появления главного героя в Сибири и изображение братства Польской и Советской армий. «Можно было в это поверить тридцать лет назад, но не теперь», — заявил Филипковский.
Вскоре польские телевизионщики обещают снять новые сериалы, в которых будет представлен более правдивый взгляд на национальную историю. А пока «правильное кино» еще не снято, польских школьников лишили и традиционного показа саги о четырех танкистах. В этом году, кстати, исполняется сорок лет со дня выхода популярного телесериала на телеэкраны.
«Четыре танкиста и собака» был самым ожидаемым фильмом и советских школьников. Начиная с 1970 года, его регулярно показывали во время зимних и летних каникул. Среди мальчишек начался настоящий «танковый бум», играли не просто в войну, а именно в танкистов. В драках выясняли, кто будет Янеком, Густликом и какой девочке достанется имя Маруси- Огонька.
Боевик о приключениях танкистов, воевавших в одной из частей Войска Польского (режиссеры Анджей Чекалский и Конрад Налесский) был признан самым лучшим телесериалом, когда-либо снятым в Польше. Правда, с 2000 года начались регулярные нападки на фильм от ветеранов Армии Крайовой. У нас же фильм, называемый в народе « Три поляка, грузин и собака», вызывает только ностальгически добрые чувства. По опросам телезрителей он и сейчас остается одним из любимых фильмов прошлого.
Действие картины начинается в советской Сибири, где встречаются юный поляк Янек (попавший туда, очевидно, с родителями в ссылку после того, как Красная армия заняла Западную Украину и Белоруссию) и грузин-тракторист Григорий Саакашвили. О приключениях четырех танкистов и собаки из экипажа танка «Rudy» («Рыжий») в Польской армии рассказывается с юмором, что для военной тематики тех лет было весьма необычно. Но именно это теперь вызывает гневные нападки ветеранов.


«СИБИРЬ ОКОЛО. КЛОЦКА»


Фильм снимался с 1966 по 1969 гг. В основе сценария лежит одноименная повесть. Ее автор — писатель, участник боев за Польшу в 1939 году, а с 1943 года — боец Народного Войска Польського Януш Пшимановский. Кстати, сама книга оказалась намного короче, чем авторский сценарий 21 серийного фильма. Ведь поначалу задумывали снять всего семь серий, но после показа их по телевидению в бывшем СССР, а затем в Польше и ошеломительного успеха картины съемочная группа поняла, что зритель требует продолжения. Поэтому автор сценария сел за пишущую машинку, и после двухлетнего перерыва съемки продолжились. Весь фильм снимали в Польше. Хотя много действий по сценарию происходит в России, но дальше Перемышля съемочная группа не выезжала, даже Сибирь киношники снимали около Клоцка.


ОТ КАПИТАНА К РАЗНОРАБОЧЕМУ


Главные герои «Четырех танкистов и собаки» — собирательные образы. Характеры героев для своей книги Пшимановский подсмотрел, бывая на передовой в качестве военного журналиста. Но вот один из героев его повести — храбрый танкист, «разноглазый капитан» Василий Семенов (в фильме — командир танка «Рыжий» Ольгерд) имеет реального прототипа. Его прообразом стал уроженец Алтайского края, выпускник Полтавского танкового училища Виктор Тюфяков. Войну он встретил в Одессе. А в 1943 году в составе большой группы советских офицеров был направлен для помощи в создании Войска Польского. Тюфяков прошел всю войну, не раз рисковал жизнью. В танковой бригаде Войска Польского сначала был командиром танковой роты, а после сражения за Студзянки, где он особенно отличился (за уничтожение танка Тюфякова немцы даже пообещали награду в пять тысяч марок), он был назначен комбатом.
После войны из-за своего прямолинейного, независимого характера, стремления к справедливости, Тюфяков был уволен из армии, лишен всех воинских званий и наград. Он работал разнорабочим в геологической партии. И, наверное, справедливость никогда не восторжествовала бы, если бы не фильм «Четыре танкиста и собака». После его показа в Польше стали разыскивать ветеранов танковой армии, устраивать с ними встречи. Послав запросы в архивы, польские побратимы нашли и своего «разноглазого комбата». В Польше его встретили как героя, а дома на Родине, узнав, что отважный Ольгерд из популярного фильма и есть их Виктор Тюфяков, вернули ему спустя двадцать лет после войны все боевые награды и восстановили в воинском звании. После поездки в Польшу появились вера в себя и жажда к жизни: Виктор проштудировал заново школьную программу и в сорок лет поступил в вуз на юридический факультет.


«ЯНЕК И ДВА ШАРИКА»

Актеров, снявшихся в сериале о танкистах, ждала огромная популярность. Правда, имела она две стороны медали. Их узнавали на улицах, где бы они ни появлялись, тут же образовывалась вереница поклонников, жаждущих взять автограф. Но по этой же самой причине режиссеры долго не видели их в других


ролях, предлагая сыграть все тех же бравых вояк в фильмах о войне.
Януш Гайос, сыгравший в фильме голубоглазого веселого Янека, не снимался 10 лет. Актер очень страдал и даже подумывал уйти из профессии. Но черная полоса, к счастью, прошла, и ныне Януш Гайос — один из самых востребованных театральных актеров в Польше. Многолетние съемки «Четырех танкистов» Януш сегодня сравнивает с настоящей службой в армии. Дело в том, что хотя в съемочной группе были каскадеры, но все же многие трюки актерам приходилось выполнять самостоятельно. Стреляли сами, научившись владеть оружием, и даже освоили вождение танка.
Кстати, первый фильм вчерашнего школьника Януша Гайоса чуть не оказался для него самым последним. В один из съемочных дней, который начался очень рано — в 6 часов утра, у Януша был всего один эпизод. Отсняв его, режиссер отпустил актера домой, но он решил подождать товарищей, прилег на полянке и заснул. Проснулся, когда передние колеса «Студебеккера» проехали через его спину. Врачи в госпитале потом сказали, что он счастливчик — отделался легко: тазобедренный сустав раздробил да пару ребер сломал. Два месяца после этого Януш был в гипсе. Чтобы не останавливать съемки, режиссер со сценаристом тут же придумали новый эпизод — Янек в госпитале. На съемочную площадку закованного в гипс Януша привозили на «Скорой помощи».
После показа сериала по телевидению Януш пользовался огромным вниманием у девушек, но как признался в одном из интервью сам актер, деньги скоро кончились — кончилась и любовь. Он был трижды женат. Нынешняя его супруга — филолог по образованию, большая поклонница театра. Сейчас она ведет все его актерские дела. Как шутит Януш, жена — самый дорогой агент во всей Польше, ведь он отдает ей все деньги.
Роль Шарика (верного друга Янека) играли сразу два пса — милицейские, хорошо дрессированные овчарки. Они были очень похожи друг на друга. При овчарках всегда был опекун, он стоял за камерой. Кстати, в одном из музеев Польши до последнего времени хранилось чучело Шарика под стеклом (неизвестно, овчарки из сериала или того, настоящего), потому что экскурсанты не раз пытались взять немного шерсти на сувениры.

красавице- актрисе. Тем более, что незадолго до съемок сериала о танкистах, Пола пережила пылкий роман с советским актером Юрием Каморным, который едва не закончился браком. Актеры вместе сыграли в прекрасном фильме Михаила Богина «Зося». У Каморного была слава первого любовника и, как оказалось, параллельно с Полой Юрий встречался с другой актрисой. Пока он дарил Поле цветы и признавался в любви, та, другая, в ленинградском роддоме родила ему дочь. Из двух красивых женщин Каморный выбрал ту, которая стала матерью его ребенка. Но жизнь талантливого актера закончилась весьма трагически. После нескольких браков он сошелся с молоденькой девушкой и, приревновав ее однажды, чуть было не зарезал в собственной коммунальной квартире. Вызванный соседями наряд милиции застрелил актера, у которого по одной из версий просто помутился рассудок. Возможно, от этих шекспировских страстей Полу Раксу уберегла судьба.
Маруся Огонек после популярного сериала практически не снималась. В театре карьера тоже не сложилась. Разовые постановки, эпизодические роли не утоляли жажды по настоящей большой работе. Последний раз актриса появилась в кино в 1992 году в ленте «Похищение Агаты». А вот на театральные подмостки она еще несколько раз выходила. Моя знакомая журналистка из Беларуси видела Полу в 1997 году в спектакле Варшавского театра «Сцена презентации». Выглядела тогда 56-летняя актриса просто потрясающе — фигура у нее была словно у 18-летней девушки. Кстати, в Беларуси Пола Ракса была и остается национальной героиней. Ведь она родилась в 1941 году в белорусском городе Лида, откуда уехала в Польшу вместе с родителями после войны. Сейчас Пола Ракса не снимается и не играет в театре, увлекается дизайном и моделированием одежды.

Франтишек Печка (сержант Гутслик) к тому времени, когда начались съемки «Четырех танкистов», был достаточно известным и популярным актером. И после сериала он был востребован польским кинематографом. Пару лет назад Печка отметил свое 80 летие, он до последнего игрална театральной сцене.


Снялся в 78 фильмах, в том числе и в советском «Освобождении».
Грузина Георгия сыграл поляк Влодзимеш Пресс. Он после сериала не оставил актерской профессии. Роман Вильхельми, сыгравший командира танка Ольгерда, долго не мог найти себя ни в кино, ни в театре. И только незадолго до смерти смог сыграть несколько ролей, тогда все и увидели, какой он замечательный актер.
После 1969 года, когда закончились съемки фильма, актеры сериала практически не встречались. Каждый жил своей, не всегда легкой жизнью. Но в нашей памяти эта актерская команда олицетворяет молодость.
Интересные факты о фильме:
В повести Я. Пшимановского командиром танка был не поляк Ольгерд Ярош, а советский офицер Василий Семен (польск. Wasyl Semen). Прототипом этого персонажа мог стать танкист Виктор Васильевич Тюфяков, фигурирующий в историческом репортаже Пшимановского «Студзянки».
В фильме танковой бригадой им. Героев Вестерплятте командует полковник Тадеуш Калиновски. В действительности командиром бригады им. Героев Вестерплятте был генерал Ян Межицан, имя которого появляется в повести.
В повести в разговорной речи обыгрывается польское значение фамилий Wichura (ураган, буря), Kos (чёрный дрозд), Jeleń (олень).
По штату экипаж танка Т-34-85 составлял пять человек, однако многие танковые экипажи насчитывали всего 4 человека: из-за установки радиостанции в башне и неэффективности курсового пулемёта надобность в стрелке-радисте отпала (связью занимался командир). В произведении после получения нового танка Томек становится заряжающим, а место стрелка-радиста иногда занимает Вихура.
Актёр Януш Гайос (Янек) однажды чуть не погиб во время съёмок. Когда режиссёр отпустил Януша на перерыв, актёр решил не ехать в гостиницу, а уснул прямо на земле. В результате его переехал грузовик и в сценах в госпитале он снимался, выздоравливая с

настоящим переломом таза.[3]
В последних сериях фильма на сьёмках используют АКM как замену мало сохранившимся STG-44.
Вместо немецких танков на протяжении всего фильма используются советские Т-34/85, закамуфлированные под «Тигров» и ИС-2 под «Пантеры».
Один из 10 танков, участвовавших в съемках находится в музее военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Танк на ходу и 9 мая участвует в параде военной техники.

-Видео


ЧЕРНЫЕ МАСКИ РАБОТАЮТ! 7 проверенных спо 14.02.2018 --> Смотрели: 8 (0)
ВРЕД АПЕЛЬСИНОВ 09.02.2018 --> Смотрели: 38 (0)
ВРЕД ТВОРОГА . 05.02.2018 --> Смотрели: 168 (0)
Вы захотите, чтобы вас похоронили именно 03.02.2018 --> Смотрели: 23 (2)
ГВОЗДИКА - НЕ ПОЛЬЗА, а ВРЕД ! 30.01.2018 --> Смотрели: 784 (5)

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • видео (6730)
  • Гении и злодеи (163)
  • Документальное расследование. (110)
  • Хроники московского быта (83)
  • Сделано в СССР (77)
  • НЕФАКТ (57)
  • Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (55)
  • сказки с оркестром (51)
  • Совершенно секретно. (45)
  • ПАРФЕНОН (45)
  • Тайны века (35)
  • "Борджиа" (32)
  • Из истории театра и кино. Великие актрисы (24)
  • Диссидентское движение в рассказах участников (22)
  • КАК ЭТО СДЕЛАНО (19)
  • "Хождение по мукам" (13)
  • Династия Романовых (12)
  • Острые козырьки (12)
  • Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
  • Легенды СССР (11)
  • "Благочестивые стервы" (10)
  • "Крик совы" (10)
  • "Белая королева" (10)
  • «Четыре танкиста и собака» (9)
  • "Бриджертоны" (8)
  • Алла Демидова - театральное зазеркалье (8)
  • "Пётр Лещенко. Все,что было" (8)
  • "Ход королевы" (7)
  • НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
  • кашемировая мафия (7)
  • Гордость и предубеждение (6)
  • "Миллениум" (6)
  • "Гордость и предубеждение" (5)
  • Багровый лепесток и белый (4)
  • "Крошка Доррит" (4)
  • История в кадре (4)
  • "Милдред Пирс" (4)
  • "Дес" (3)
  • "Мастер побега" (3)
  • "Жизнь Берлиоза" (3)
  • Конец парада (3)
  • "Отчаянные домохозяйки" (3)
  • "Сказки и истории" (2)
  • "Антропология" (2)
  • Наша марка (1)
  • искусство (2793)
  • живопись (2110)
  • Любимые артисты нашей юности (96)
  • графика (38)
  • лики танца (24)
  • лики танца (12)
  • ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
  • Японский антиквариат и искусство (5)
  • история (1442)
  • История моды (28)
  • Женщины в XX веке (10)
  • ТОП 5 – Diletant.Media (9)
  • музыка (1197)
  • музыка на ночь (274)
  • Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (60)
  • музыкальная ретро-пауза (37)
  • ансамбль моей юности (18)
  • 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
  • РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (9)
  • 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
  • Новые клипы в музыкальной паузе (5)
  • АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
  • разное (1185)
  • кулинария (943)
  • кулинарный атлас мира (24)
  • Кулинарный комментарий (5)
  • новости (888)
  • интересно (859)
  • юмор (629)
  • фотоподборки (459)
  • жзл (375)
  • Знаменитые женщины (227)
  • великие композиторы (18)
  • здоровье (350)
  • ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (36)
  • биографии и интервью (339)
  • Портрет на двоих (82)
  • интересные факты (328)
  • ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (14)
  • креатив (258)
  • пролог к празднику (207)
  • поэзия (167)
  • странные люди (157)
  • ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (153)
  • интересные мысли (148)
  • познавательное (140)
  • Люди и судьбы (135)
  • музыкальный ликбез (66)
  • нарочно не придумаешь (66)
  • Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
  • спорт (60)
  • история секса (44)
  • цитатник (42)
  • "Не жалейте заварки" с Романом Гершуни (28)
  • ссылки (23)
  • МУЗЫКА (АУДИО) (15)
  • Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (14)
  • Перпетуум-Шмобиле (13)
  • приколы (12)
  • Секс-символы XX века (9)
  • мой город (7)
  • САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
  • аудио (4)
  • синдромы (3)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ " ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА"
«Четыре танкиста и собака» (польск. «Czterej pancerni i pies») — название польского черно-белого многосерийного фильма, снятого по книге «Czterej pancerni i pies» Януша Пшимановского. Фильм относится к военно-приключенческому жанру и повествует о боевых буднях экипажа танка «Рыжий» и пса по имени Шарик во время Второй Мировой войны.



На съёмках фильма «Четыре танкиста и собака»

Премьера фильма состоялась 9 мая 1966 года. Фильм состоит из трех сезонов, которые были сняты и продемонстрированы по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 гг. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодежную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 г. В СССР фильм был впервые показан 25 сентября 1968 г.
Во время показа в Польше фильм имел грандиозный успех. Не меньшую популярность сериал приобрел в СССР под названием «Четыре танкиста и собака» («народное» название «Три поляка, грузин и собака»), в ГДР под названием «Vier Panzerfahrer und ein Hund», а также в других странах Советского блока.
На нём выросло несколько поколений и именно он вызвал бум на немецких овчарок.
Какое-то время на родине создания фильма, в Польше, он был запрещен к показу с формулировкой «советская пропаганда». Первые известные протесты против показа сериала исходили от Ежи Буковского, вице-председателя ветеранской организации «Porozumienia Organizacji Kombatanckich i Niepodlegociowych». Им было направлено два письма в адрес совета польского ТВ (компании TVP).


В июле 2006 г. представитель TVP Даниэль Яблонский ответил на письмо Буковского, сообщив, что компания не намеревается в ближайшее время демонстрировать фильмы, очерняющие историческое прошлое Польши. Бронислав Вильдштейн (в то время председатель польского общественного телевидения (канала «Телевизия Польска» или сокращенно ТВП)) запретил передавать в эфир сериал, сказав, что это может быть сделано «только через его труп».

Претензии правого руководства ТВП к четырем танкистам и псу Шарику заключались в том, что фильм якобы нарушал «историческую правду». Они недовольны тем, как в этих фильмах трактуются события Второй мировой войны. «Нас возмущает то, что немцев показывали как банду идиотов, а это была очень сильная армия тогда в мире, победить ее было трудно. А банду идиотов и дети могут победить.
Не показан трагизм войны, в фильме война, как приключение», — говорил заместитель председателя объединения «Армия Крайова» Тадеуш Филипковский.

Это решение вызвало волну негативных комментариев в средствах СМИ России и Украины, и стало широкообсуждаемым событием в русскоязычном сегменте интернета.

Стоит отметить, что Вильдштейн также известен как активный участник руссофобских и антикоммунистических выступлений (в подражание одиозной «охоты на ведьм»), периодически проходящих в некоторых странах Восточной Европы. После увольнения Вильдштейна в 2007 показ сериала был возобновлен, в частности сериал демонстрировался телезрителям в марте 2008 по польскому каналу PTV2.


В 1968 году после выхода на экраны польского многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака» советские мальчишки все как один мечтали стать танкистами. А дворовые собаки в одночасье становились Шариками (по имени главного героя фильма).

Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. В помещении библиотеки они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости в возрасте 14 лет.

Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.
Никакой ошибки тут нет: дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий находился «на скамейке запасных» и был дублером. Всех трех псов для фильма отобрал и дрессировал подполковник Франчишек Шиделко, один из самых опытных кинологов школы.


Свою работу в фильме собаки делили: во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался ненужным.>

Главного Шарика на самом деле звали Тримером. Родился он в питомнике в Сулковицах в 1965 году и получил номер 3430, под которым его занесли в племенную книгу. На подставке, на которой стоит сейчас чучело поседевшего пса, надпись «Тример-Шарик», рядом в рамочке — служебный формуляр знаменитой собаки.
Началось же все с того, что на Шарика и его дублера Атака (он лишь несколько раз мелькал в кадре), выбор пал, когда они только-только начинали службу в варшавском отделении милиции. И отнюдь не считались лучшими выпускниками школы.


Вряд ли дослужился бы Шарик до оказанных ему посмертных почестей, поскольку выполнял свои прямые милицейские обязанности без особого энтузиазма.
Кто знает, чем бы закончилась его карьера, если бы не успех сериала. На съёмочной площадке Шарик вдруг раскрылся с творческой стороны. Он безошибочно определял, где свой солдат, которому можно доверять, а где враг, которого надо облаять.

Идеальным служебным псом по праву считался, например, Целер. «Но этот пес не годился в актеры, — объясняет проводивший тогда отбор тренер Францишек Шиделко. — Он бы насмерть загрыз четырех танкистов и еще атаковал бы танк «Рудый.» Но кто теперь вспомнит добрым словом рьяного служаку Целера? Зато Шарик, проявивший почти человеческую понятливость и способность к перевоплощению, остается гордостью воспитавшей его школы.
Какие только номера он не выкидывал в кадре. Пес был прирожденным актером! Под конец съемок снова рвался к камере. Раздраженный нахрапистостью овчарки, режиссер кричал по-русски: «Шарик, пошел вон, ты в этой сцене не играешь!» С первых же шагов в кинематографе Шарик снискал любовь всей съемочной группы.


— Иногда в прессе писали неправду, что Шарик боялся воды, — не перестает защищать честь своего воспитанника тренер. — Просто была такая сцена во время которой Шарик переплывал Вислу. Вода буквально вскипала от разрывов снарядов, а Шарик все плыл к поставленной цели.
В какой-то момент подумалось, конец, пропал пес. Поплыл за ним на лодке. Течением его обессилевшего сносило вниз по реке. Пес был не в состоянии выйти из воды на собственных ногах.. В сценарии «Четырех танкистов» первоначально была снята сцена, когда Шарик, пробираясь из немецкого тыла, походя перегрызает унюханную телефонную линию, чтобы облегчить атаку союзных войск.
Однако здравый смысл возобладал над желанием выставить своего любимца в качестве одного из тех, кто непосредственно обеспечил победу в войне. Сцену из фильма вырезали. Слава пришла к Шарику еще во время съемок фильма. По съемочной площадке, возле города Лодзи, где были построены несколько бутафорских улиц Берлина и Бранденбургские ворота, шныряли группы подростков, пытаясь раздобыть хотя бы волосок из его шкуры, который почитался за талисман.


Чуть позже стали высоко цениться фотографии Шарика с отпечатком его лапы. Пришлось изготовить специальную подушку огромных размеров, пропитанную тушью. К ней тренер прижимал лапу Шарика, чтобы затем запечатлеть ее на фотографии. Но больше 50 оттисков в день сделать не удавалось — даже исполнительный Шарик начинал смотреть на тренера как на сумасшедшего, тормозя увлекательный процесс.

Такая фотография высоко котировалась у детей. На нее можно было, например, выменять коллекцию из ста иллюстраций — фантиков, вложенных в жевательную резинку «Дональда» — страшный дефицит по тем временам. После выхода фильма на экран, встречи актеров со зрителями проходили на стадионах, вмещавших до 40 тысяч человек…


А в 1975 году во время визита в Чехословакию, на трассе, по которой проезжали актеры и Шарик, собралось несколько тысяч жителей чешской столицы. «Это выглядело примерно так, как если бы в Прагу приехал ансамбль «Битлз», — вспоминает Францишек Шиделко… В последствии Шарик на службу в милицию уже не вернулся, был избалован и попросту к ней не пригоден.

Но нашел хозяев, которые ухаживали за ним до последнего вздоха с искренней любовью. Он потерял зрение, слух, паралич поразил его задние лапы. Но хозяева отказывались усыпить Шарика по совету врачей, считая что великий актер заслуживает лучшей участи. Весь последний год они на руках выносили его на свежий воздух. В конце 1979 года Шарика не стало.
Телевизионный сериал «Четыре танкиста и собака» критики называют самым культовым в польском кинематографе.

Фильму "Четыре танкиста и собака" – 50 лет!


****
За празднованиями Победы как-то совершенно незаметно прошла и еще одна (причем круглая и юбилейная!) историческая дата напрямую связанная с Великой Отечественной войной …. Это 50-летие создания и премьеры знаменитейшего и безумно популярного когда-то польского сериала «Четыре танкиста и собака». Впервые он был показан в Польше 9 мая 1966 года. В СССР он впервые показан был в 1968 году. Это был многосерийный фильм. В фильме с долей юмора показана роль польской армии в Великой Отечественной войне. Зрители полюбили главных героев ленты: Янека, Григория, Маруси «Огонек» и в том числе — удалого офицера Ольгерда. Однако вряд ли кто знает, что прототипом этого персонажа был реальный человек - храбрый советский танкист Виктор Тюфяков. В фильме снимались: Януш Гайос, Францишек Печка, Влодзимеж Пресс, Малгожата Немирская, Пола Ракса, Веслав Голас, Витольд Пыркош, Тадеуш Калиновский, Януш Клосиньский, Рышард Котыс, Збигнев Гейгер, Франтишек Тшецяк, Збигнев Юзефович, Иоанна Собеска, Анна Лютославская, Хелена Маковская, Роман Вильхельми, Ежи Турек. Режиссеры: Анджей Чекальский, Конрад Наленцкий. Сценаристы: Януш Пшимановский, Станислав Воль. Оператор: Ромуальд Кропат. Композитор: Адам Валяциньский. Премьера фильма в СССР состоялась: 25 сентября 1968. «Четыре танкиста и собака» (польск. «Czterej pancerni i pies») был снят по книге «Czterej pancerni i pies» Януша Пшимановского.


Конечно, наивность этого фильма была ясна даже нам, советским мальчишкам 1968-1975 гг. Ничем не отметившись за годы Второй Мировой тому, старому Войску Польскому и послевоенной Польской республике необходим был такой фильм. Хотя бы для преодоления комплекса неполноценности …. Старое Войско Польское выдержало только неделю боев с германской армией и доблестно развалилось уже к 10-12 сентября 1939 года, хотя отдельные полки и подразделения доблестно сражались до 24 сентября 1939 года, спасая ценой жизней своих солдат и офицеров честь старого Войска Польского … Незначительная часть польских войск успевших спастись от разгрома сентября 1939 года была потом в составе войск союзников – французов и англичан. Они участвовали в апреле-мае 1940 года в боях с немцами в Норвегии. Из польских военнослужащих, интернированных в СССР после начала Великой Отечественной, была сформирована 150- тысячная польская Армия генерала Андерса. Но воевать с немцами она не пожелала и почти в полном составе в 1942 году через Иран перешла в Сирию. Часть поляков осталась в СССР и под командованием полковника Зигмунда Берлинга (как ясно по имени – этнического немца) образовала 1-ю польскую дивизию имени Тадеуша Костюшко. Со временем к 1944 году дивизия была развернута в 1-ю армию Войска Польского (командующий генерал З. Берлинг). Это было новое Войско Польское, созданное в основном из поляков, живших в СССР и просто русских с польскими фамилиями. Офицерский состав 1-й армии на 80 % был переведен из Красной Армии. Части армии Андерса, ушедшие в Сирию потом участвовали в боях в Италии и Франции, но ничем особенным себя не проявили. После освобождения Польши была создана 2-я армия Войска Польского в которой служили уже только природные поляки. Эта 2-я армия так же доблестно бежала от немцев в апреле 1945 года под Дрезденом, как и старое Войско Польское в сентябре 1939 года. Но да ладно о делах наших исторических и скорбных … Вернемся к тому знаменитому фильму.

Премьера фильма в Польше состоялась 9 мая 1966 года. Фильм состоит из трех частей, которые были сняты и продемонстрированы по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 гг. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодежную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 г. В СССР фильм был впервые показан, как уже отмечалось 25 сентября 1968 г. Во время показа в Польше фильм имел грандиозный успех. Не меньшую популярность сериал приобрел и в СССР под названием «Четыре танкиста и собака» («народное» название фильма было: «Три поляка, грузин и собака»), в ГДР под названием «Vier Panzerfahrer und ein Hund», а также в других странах Советского блока. Популярностью фильм был обязан и в немалой степени удачному выбору актрисы на главную женскую роль – невесты Янека Маруси «Огонек». Как можно догадаться главная героиня была русской. Что удивительно и актриса, игравшая роль Маруси была по рождению тоже наша, советская …. Ею была Поля Ракса / Pola Raksa (род. 14 апреля 1941, Лида, Гродненская область, Беларусь) - актриса, трижды (1967, 1969, 1970) удостоенная премии "Серебряная маска" как самая популярная актриса Польши. Она снималась в польских и советских фильмах. Самые известные роли в кино для советского зрителя: Зося (одноименный фильм «Зося», 1967) и Маруся "Огонёк" (сериал "Четыре танкиста и собака", 1966-1970). Полное имя актрисы - Аполония Эдуардовна Ракса. В кино она снималась под именем Поля Ракса, которое в русскоязычных источниках ошибочно указывалось как Пола. Выбор Полы Ракса, очаровательной актрисы на главную женскую роль был, конечно, совершенно гениальным шагом создателей фильма. Таких выразительных глаз, как у Полы Раксы за всю жизнь больше двух-трех раз не увидишь …

Немного о истории создании фильма «Четыре танкиста и собака». Цитата:
На фильме «Четыре танкиста и собака» выросло несколько поколений и именно он вызвал бум в СССР на немецких овчарок. Но на родине создания фильма, в Польше, он был запрещен к показу с формулировкой «советская пропаганда». Первые известные протесты против показа сериала исходили от Ежи Буковского, вице-председателя ветеранской организации «Porozumienia Organizacji Kombatanckich i Niepodlegociowych». Им было направлено два письма в адрес совета польского ТВ (компании TVP). И в июле 2006 г. представитель TVP Даниэль Яблонский ответил на письмо Буковского, сообщив, что компания не намеревается в ближайшее время демонстрировать фильмы, очерняющие историческое прошлое Польши. Бронислав Вильдштейн (в то время председатель польского общественного телевидения (канала «Телевизия Польска» или сокращенно ТВП)) запретил передавать в эфир сериал. Претензии правого руководства ТВП к четырем танкистам и псу Шарику заключались в том, что фильм якобы нарушал «историческую правду». Не показан трагизм войны, в фильме война, как приключение», — говорил заместитель председателя объединения «Армия Крайова» Тадеуш Филипковский. Это решение вызвало волну негативных комментариев в средствах СМИ России и Украины, и стало широко обсуждаемым событием в русскоязычном сегменте интернета. Вильдштейн также известен как активный участник руссофобских и антикоммунистических выступлений (в подражание одиозной «охоты на ведьм»), периодически проходящих в некоторых странах Восточной Европы. После увольнения Вильдштейна в 2007 показ сериала был возобновлен, в частности сериал демонстрировался телезрителям в марте 2008 по польскому каналу PTV2.

В 1968 году после выхода на экраны польского многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака» советские мальчишки все как один мечтали стать танкистами. А дворовые собаки в одночасье становились Шариками (по имени главного героя фильма). Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. В помещении библиотеки они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости в возрасте 14 лет. Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего Шарика, к сожалению, остался только один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии. Никакой ошибки тут нет: дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий был дублером. Всех трех псов для фильма отобрал и дрессировал подполковник Франчишек Шиделко, один из самых опытных кинологов школы. Свою работу в фильме собаки делили: во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался ненужным.

Главного Шарика на самом деле звали Тримером. Родился он в питомнике в Сулковицах в 1965 году и получил номер 3430, под которым его занесли в племенную книгу. На подставке, на которой стоит сейчас чучело поседевшего пса, надпись «Тример-Шарик», рядом в рамочке — служебный формуляр знаменитой собаки. Началось же все с того, что на Шарика и его партнера Атака выбор пал, когда они только-только начинали службу в варшавском отделении милиции. И отнюдь не считались лучшими выпускниками школы. Вряд ли дослужился бы Шарик до оказанных ему посмертных почестей, поскольку выполнял свои прямые милицейские обязанности без особого энтузиазма. Кто знает, чем бы закончилась его карьера, если бы не успех сериала. Но на съёмочной площадке Шарик вдруг раскрылся с творческой стороны. Он безошибочно определял, где свой солдат, которому можно доверять, а где «враг», которого надо облаять. Третий Шарик – Целер был идеальным служебным псом. «Но этот пес мало годился в актеры, — объясняет проводивший тогда отбор тренер Францишек Шиделко. — Он бы насмерть загрыз четырех танкистов и еще покусал бы танк «Рудый.» Но кто теперь вспомнит добрым словом рьяного служаку Целера? Зато Шарик, проявивший почти человеческую понятливость и способность к перевоплощению, остается гордостью воспитавшей его школы.

Какие только номера он не выкидывал в кадре. Пес был прирожденным актером! Под конец съемок снова рвался к камере. Раздраженный нахрапистостью овчарки, режиссер кричал: «Шарик, пошел вон, ты в этой сцене не играешь!» С первых же шагов в кинематографе Шарик снискал любовь всей съемочной группы. Чуть позже после премьеры фильма стали высоко цениться фотографии Шарика с отпечатком его лапы. Пришлось изготовить специальную подушку огромных размеров, пропитанную тушью. К ней тренер прижимал лапу Шарика, чтобы затем запечатлеть ее на фотографии. Но больше 50 оттисков в день сделать не удавалось — даже исполнительный Шарик начинал смотреть на тренера как на сумасшедшего, тормозя увлекательный процесс. Такие фотографии высоко котировалась у детей. На нее можно было, например, выменять коллекцию из ста иллюстраций — фантиков, вложенных в жевательную резинку «Дональда» — страшный дефицит по тем временам. После выхода фильма на экран, встречи актеров со зрителями проходили на стадионах, вмещавших до 40 тысяч человек… В последствии Шарик на службу в милицию уже не вернулся, был избалован и попросту к ней не пригоден. Но нашел хозяев, которые ухаживали за ним до последнего вздоха с искренней любовью. Он потерял зрение, слух, паралич поразил его задние лапы. Но хозяева отказывались усыпить Шарика по совету врачей, считая что великий актер заслуживает лучшей участи. Весь последний год они на руках выносили его на свежий воздух. В конце 1979 года Шарика не стало.

Телевизионный сериал «Четыре танкиста и собака» критики называют самым культовым в польском кинематографе. Конец цитаты.

Боевое кино: Три поляка, грузин и собака

Осторожно, Польша закрывается!

Многосерийная кинолента повествует о судьбе и всевозможных приключениях танкистов из Первой Варшавской бронетанковой бригады имени героев Вестерплатте Первой армии Войска Польского, немецкой овчарки по кличке Шарик и танка Т-34, названного экипажем «Рыжий» (по-польски — Rudy) в честь одной из главных героинь — русской девушки Маруси по прозвищу «Огонек».

Танк «Рыжий» имел бортовой номер 102, надпись «RUDY» с отпечатками ладоней всех членов экипажа и передней лапы Шарика на борту. Первым командиром был Ольгерд Ярош, экипаж составляли Янек (Ян Кос), Густлик (Густав Елень), Гжесь (Григорий Саакашвили) и присоединившийся к ним после гибели Ольгерда Яроша Томек (Томаш Черешняк).

Сериал основан на реальных событиях

Фильм был снят по одноимённой книге Януша Пшымановского, и поначалу должен был состоять только из одного сезона — восемь серий. Предполагалось, что в сериале будет отображен боевой путь бронетанковой бригады имени «Героев Вестерплятте» — от её создания до выхода на побережье Балтийского моря.

Бригада была сформирована в Сельцах над Окой (140 км от Москвы) на базе Первого танкового полка с польскими экипажами, которые принимали участие в битве при Ленино в октябре 1943 года. Там подразделение понесло значительные потери — 15 танков были подбиты, большинство из них застряли в грязи во время переправ и было уничтожены немцами. Затем бригада имени «Героев Вестерплятте» воевала на польских землях, в частности, в танковой битве возле Студзянки, и достигла побережья Балтики.

Там — согласно книге и первоначальному сценарию — действие «Четырёх танкистов и собаки» должно было завершиться: командир танка Янек Кос находит на балтийском берегу отца, которого считал погибшим, все обнимаются и плачут от счастья. Классический хэппи-энд!

Однако популярность первого сезона в Польше, СССР и других странах социалистического содружества была такой огромной, что Януш Пшымановски написал продолжение истории, и по нему были сняты ещё два сезона, которые вышли на телеэкраны в 1968 и 1970 годах.

О судьбах актёров, сыгравших главных героев сериала, написано немало, всех их ждала успешная карьера в кино и театре. Меня же заинтересовала судьба ещё одного героя фильма — советского танка Т-34. Как ему живётся в Польше, в которой нынешние власти пытаются стереть все следы об освобождении страны советской армией?

Представьте себе, сыгравшие танк «RUDY» «тридцатьчетвёрки» до сих пор на ходу

Согласно сюжету, первый «RUDY» был модификацией Т-34 с пушкой калибра 76 мм. После гибели его имя перешло к новой машине Т-34-85. При этом в фильме снимался только танк Т-34-85, поскольку «живых» первых экземпляров Т-34 в 1966 году найти было уже практически невозможно.

Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добили

Что интересно, танк попал в музей прямо со съёмочной площадки нашумевшего немецкого мини-сериала «Наши матери, наши отцы», во второй серии которого один из главных героев прячется в подбитом Т-34-85 «Rudy» и даже встречает в нём обгоревшего члена экипажа (однако тот не является ни одним из персонажей сериала «Четыре танкиста и собака»).

Музейный экспонат на ходу, за небольшую плату на нём можно покататься.

Боевое кино: Три поляка, грузин и собака

Ещё один «Rudy» доживает свой век в Музее автомобильной техники в польском городе Отрэмбусы. Однако самая интересная судьба у танка, который находится в Музее бронетанковой техники в Познани. Он попал на глаза создателям сериала после первого сезона, когда команда фильма объезжала Польшу с творческими встречами. У танка был огромная пробоина в броне, и это было именно то, что нужно — ведь до этого все сцены внутри танка снимали в специальных декорациях, созданных из обломков и деталей Т-34.

Боевое кино: Три поляка, грузин и собака

Однако экземпляр из Познани участвовал не только в съёмках внутренних сцен сериала — к примеру, именно он использован в кадрах переправы через каналы в Берлине. А через тридцать лет этот танк снимался в сценах фильма «Познань 1956» польского режиссёра Филипа Байона. Несмотря на свой почтенный возраст, познанский «Rudy» тоже до сих пор на ходу:

Ещё один Т-34-85, который снимался в сериале «Четыре танкиста и собака», в прошлом году был обнаружен в Музее польского оружия в Колобжеге. Он более тридцати лет простоял на улице, однако трое энтузиастов решили вернуть его к жизни. Как говорит инициатор проекта Станислав Роек, «всегда мечтал ездит на танке — и вот он ездит как новый и дымит как дракон!»

Сериал победил даже польских «декоммунизаторов»

В 2006 году, когда правящая ныне в Польше партия «Право и Справедливость» впервые пришла к власти, а Ярослав Качиньский стал премьер-министром, сериал был запрещён к показу на польском государственном телевидении (TVP). Формальным поводом стало обращение одной из ветеранских организаций, поначалу на TVP просто заявили, что «компания не намеревается в ближайшее время демонстрировать фильмы, очерняющие историческое прошлое Польши», а позже назначенный правительством руководитель канала Бронислав Вильдштейн наложил формальный запрет на трансляцию сериала, заявив, что это может быть сделано «только через его труп».

Польша берется за Украину: адвокат Киева превратился в прокурора

Нынешнее правительство «Права и Справедливости», которое добилось сноса всех памятников советской армии в Польше, учло хотя бы часть своих ошибок, и с «Четырьмя танкистами и собакой» не борется.

А советский танк принимает участие в акциях военных реконструкторов с красной звездой на башне.

  • Теги
  • Великая Отечественная война,
  • СССР,
  • кино,
  • Польша

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Сериал на все времена

Когда 25 сентября 1966 г. в кинотеатрах показали первую серию сериала 'Четыре танкиста и собака', никто и представить себе не мог, что он будет вызывать эмоции через 40 лет. Он был задуман как приключенческий фильм о войне для молодежи. На один сезон. Однако сняли его слишком эффектно. И заурядный сериал оказался одним из величайших достижений польской поп-культуры. Скажем сразу: война здесь - как в сотнях подобных сериалов - представлена недостоверно от начала до конца. Но нынешняя власть не может простить 'Танкистам' только одну неправду - идеологическую. Как будто без нее можно было снять фильм в Польше 1965 г. В результате, вокруг фильма идут странные баталии. Подростков 'Танкисты' не интересуют вовсе или смешат своей наивностью. Но государственное телевидение, опасаясь за умы молодежи, объявляет эмбарго на 'Танкистов'. Стоит ли?

Агротуризм в Сибири

Ну да, в фильме есть сцены, которые должны быть особенно неприятны ветеранам. Янек попадает в польскую армию (имя Андерса, разумеется, не звучит) из Сибири. Но это не лагерь 'в нечеловеческой земле', а безмятежная рубка леса в тайге, перемежающаяся охотой. Этакий агротуристический курорт. Кстати, русские в фильме гораздо симпатичнее поляков. Кроме того, герои сериала говорят на странном языке, возникшим из слияния польского с русским. Это фронтовое эсперанто как бы намекает: после победы культурные различия уже не будут так важны - появится общая социалистическая культура. А фабула содержит в себе и другие не особо приятные подробности. Ольгерд - потомок поляка, сосланного в 1863 г. в Сибирь, - хвалится дедовским стилетом. Он даже вынимает его из ножен, но лишь настолько, чтобы можно было прочесть выгравированное: '. . .Честь, Отечество', потому что словечко 'Бог' танкист предусмотрительно оставил в ножнах.

Танкисты строят глазки

'Танкисты' - сериал агитационный, но эта агитация трещит по швам с каждой серией. Напомним детали, которые не замечаются, если смотреть фильм невнимательно. Молодого стрелка Янека, обезвредившего гитлеровский танк, советские товарищи по оружию угощают несколькими глотками из фляги. 'Это наше гвардейское вино', - расхваливают они напиток, которым неопытный парень чуть не сжигает горло. Но тут появляется Ольгерд, командир Янека, и бесцеремонно тащит парня прочь. Молодой зритель не понимает, с какой стати, но старшим ничего объяснять не надо. Ольгерд опасается, что Янек напьется, как советские, которые перед наступлением нередко закладывали за воротник. В другом месте вроде как ни с того ни с сего начинает злиться Густлик. Отбив у врага городок Ритцен, танкисты отдыхают на квартире, в которой тикает множество часов, якобы для забавы собранных по окрестным домам. Появляется дружественный немец, принося освободителям еще одни - на этот раз огромные - напольные часы. Густлик бесится и выгоняет немца с его часами. Почему? Да потому, что он решил, что поляки - такие же, как советские 'завоеватели', которые тащили часы отовсюду. Впрочем, в 'Танкистах' это отдельная тема: столкновение цивилизаций Востока и Запада. Танкистов немецкая техника и организация поражает почти в каждой серии. Густлику импонирует 'Мерседес' немецкого генерала. Его приятели не могут надивиться на хитрый прибор патефон.

Смотрим дальше. Освободительный поход Советской Армии и польской Армии Людовой проходил в невероятном бардаке. Во время переправы через Буг Шарик, красующийся перед девушкой, управляющей движением, останавливает транспорт целой дивизии. Уже в первой серии повар (незабываемый Войцех Семен) обкрадывает польскую армию, сбывая мясо налево. Многие приключения танкистов - это, на самом деле, полное нарушение субординации, за которое в фронтовых условиях отправляли под трибунал.

Накануне битвы под Студянками Янек и Густлик заскучали и идут искупаться в реке. Это чуть не кончилось трагедией. Танк мог бы переправиться паромом на другой берег без заряжающего и стрелка. Впрочем, дезертирство - любимая забава экипажа 'Рыжего'. Янек (командир!) бросает танк перед самым форсированием Одера, потому что ему надо увидеться с любимой. А Густлик втихую сматывается к Гонорате, когда позициям, обороняемым 'Рыжим' угрожает немецкий танковый клин. Бывает и дезертирство в обратную сторону. Два стрелка (их играют Ежи Турек и Мечислав Чехович) бегут из госпиталя, чтобы брать Берлин. Но на фронте два инвалида, скорее, мешают другим, чем сражаются. Правда, благодаря этому, Берлин оказывается, взят в атмосфере пикника.

А есть в сериале и сцены, имеющие характер аллюзии, но показывающие, что немалая часть общества относится к армии-освободительнице настороженно. Семен-повар бросает в адрес Шарика: 'Что это твой пес такой непослушный, партийный что ли?'. Отец Янека, партизан Армии Крайовой, после удачной акции игнорирует советского полковника и докладывает о ней польскому офицеру. А вернувшийся из плена майор (в этой роли Зыгмунт Хубнер, известный по фильму 'Вестерплатте') спрашивает с беспокойством в голосе: 'А правда, что в городах советские военные комендатуры?' Гонората тоже поначалу опасается, что, раз танкисты пришли с востока, то они наверняка 'большевики', на что армейская братия отвечает дружным смехом. И девушка успокаивается: 'Да что это я, ведь это поляки'. Бывает, что над русскими посмеиваются и сами танкисты. Когда советский шофер дает Гонорате 'комсомольское слово', что довезет ее куда нужно, Густлик переводит с русского на польский: 'Сказал: ей-богу довезу'

Танкисты после цензуры

Цензура сериал резала, но - что самое интересное - часто защищая 'польские соображения' от советских. Например, еще на этапе сценария командиром танка должен был быть русский, в соответствии с исторической истиной. Командирами в польских танках были советские офицеры. Однако цензоров возмутило то, что в фильме о польском танке слишком много русских. И командиром стал русский, но потомок польских ссыльных. Кроме того, цензура осуждала излишнее идеологическое рвение сценариста Януша Пшимановского. В первой версии радостные танкисты при виде Буга кричали, что они пересекают 'границу Польши'. Однако это была полная ерунда, шитая толстыми нитками.

Дело не только в том, что на Буге у довоенной Польши не было границы - о том, что после войны она пройдет по этой реке, танкисты в 1944 г. знать не могли. Кроме того, цензура била вслепую. Звучали упреки в том, что фильм получился слишком эротическим, потому что Янек слишком часто целует Марысю. В другой раз кинематографистам сделали выговор за то, что они показывают солдат в расстегнутых мундирах и грязных сапогах. Критики не хотели понять, что на фронте ходили именно так. Из фильма исчезла сцена, в которой Янек и Магнето, командир мотоциклетной роты, идут в немецкую пивную. Здесь интернационализм зашел слишком далеко. На худсовете критиковали сцену, в которой Густлик никак не может порезать яйцо в гостях у учительницы из-под Люблина. Армия должна уметь пользоваться столовыми приборами! А ведь в этом и заключалось все очарование сына кузнеца из деревни в Бескидах.

Бронированный товар на экспорт

При случае стоит напомнить, что 'Четыре танкиста' оказались одним из самых лучших экспортных товаров в не особо богатой истории польской поп-культуры. Сериал многократно показывали по телевидению стран соцлагеря, и там он пользовался симпатией - и вовсе не из-за своего пропагандистского содержания. Зрители видели в нем продолжение польских батальных традиций, известных по 'Трилогии' Сенкевича. Кстати, в фильме полковник говорит о танкистах: 'Лучших бойцов днем с огнем не сыщешь во всей Речи Посполитой'. По гэдээровскому телевидению сериал смотрел даже Западный Берлин. Разумеется, в Германии 'Танкистов' продублировали. Смешно было слышать, как Янек зовет пса: 'Шарик, komm hier!'. Фильм сделал популярным и роман, хотя это произведеньице сырое, сегодня его никто читать не будет. Ничего странного - Януш Пшимановсий очень спешил с тем, чтобы отдать его на конкурс военной литературы для молодежи в 1963 г. Чтобы успеть, ему пришлось диктовать. Времени на исправление не было, и роман оказался неудачным. Он получил лишь одну из пяти наград. Первый тираж составлял 10 тысяч экземпляров. К счастью, роман публиковался по частям в нескольких региональных газетах, и этим обратил на себя внимание. Однако когда публика помешалась на фильме, тиражи выросли до нескольких сот тысяч. Посыпались переводы - первым делом, в социалистических странах. В том числе, и на Кубе! Но книгу перевели также на португальский и шведский. В Германии сокращенный вариант был вновь опубликован в 2005 г. Роман был также напечатан брайлем, а Шимон Кобылиньский сделал на его основе комикс.

Кроме того, явление 'Танкистов' было без остатка поглощено - что довольно необычно для нашей поп-культуры - телевидением с его 'Клубами танкистов'. Именно благодаря им девушки делали себе прически как у Марыси, а парни осветляли волосы перекисью водорода, чтобы быть похожими на Янека. Познаньскую школу танковых войск ежегодно осаждали кандидаты, а кличку Шарик давали даже таксам.

И, в заключение, если позволите, немного личного. 'Танкисты', художественная ценность которых не вызывает у меня ни малейших иллюзий, - это мелодия моего детства. Приятная мелодия. Когда на душе тяжело, я вставляю в видеомагнитофон эту безделушку и смотрю с любого момента. Помогает. Когда мы с друзьями-журналистами собираемся поболтать и выпить вина, они просят поставить 'Танкистов'. Фильм никто не смотрит, но приятно, когда он идет фоном. Жена купила мне на сорокалетие комплект кассет с Клоссом. А поскольку, как она утверждает, с возрастом я начинаю впадать в детство, на пятьдесят лет она пообещала мне полное издание 'Танкистов' (может, придется уже искать на черном рынке). И тогда моя жизнь опишет круг.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: