С какой скоростью бегут собаки в упряжке

Опубликовано: 14.05.2024

Мы приезжаем на Байкал с желанием как можно дальше убежать от скуки городских будней. В наших планах на отдых — получить новые впечатления и эмоции, изведать неизведанное и почувствовать вкус настоящих приключений …

Ездовые лайки, Байкал

Ездовые лайки, Байкал

Лайки на Байкале

Лайки на Байкале

Камчатская Лайка (Иркутская область)

Камчатская Лайка (Иркутская область)

С менив четырехколесного друга на экзотический вид передвижения — со бачьи упряжки, можно увидеть окружающий мир совсем иными глазами. Хотите почувствовать себя настоящим эскимосом или полярником? Тогда вместо руля автомобиля берите в руки — семь собачьих скоростей! В 2002 году одна из туристических компаний загорелась идеей создания своего маршрута на Байкале с ездовыми собаками. Экстремальный и довольно экзотичный вид отдыха должен был привлечь внимание туристов. В поселке Листвянка был создан «Байкальский центр ездового спорта». Первоначально на Камчатке было приобретено две упряжки и 12 камчатских лаек для них. Сейчас в Центре уже 33 собаки, готовые в любой момент бежать и везти смельчаков-туристов на четырех полностью укомплектованных упряжках. Для самих сотрудников Центра подготовка, выращивание и разведение ездовых собак, участие с ними в национальных и международных соревнованиях — стали и увлечением, и основным делом жизни.

Каюр Олег Тюрюмин, возглавивший Центр, ранее занимался служебным собаководством, а также исполнял обязанности тренера сборной Иркутской области по служебному многоборью с собаками. Олег признается, что собаки — его любовь и призвание с детства и сколько он себя помнит, всегда был окружен четвероногими. Но навыков ездового собаководства Олег не имел. «Естественно, на содержание собак потребовались не только финансовые, но и физические, моральные силы. Те виды спорта, в которых помимо человека, природы и снаряжения присутствует еще один элемент — животное, являются наиболее сложными с организационной стороны. Ожидать скорой прибыли от маршрутов на ездовых собаках наш Центр не рассчитывал. Нам приходилось переживать и достаточно сложные времена, решая финансовые проблемы», — комментирует Олег ситуацию.

С каждым годом спрос на маршруты неуклонно растет. За время существования Центра его сотрудники приобрели ценный опыт и постоянно совершенствуют свои навыки обслуживания туристов. «Мы предлагаем людям эмоции, сродни тем, что испытывали полярники, первооткрыватели Арктики и Антарктики. Путешествие по «бело #2, 2008 | Правила Игры. Сибирь 43 му безмолвию» озера способно раскрывать в людях те грани личности, о которых они, возможно даже не догадывались. Преодоление значительных расстояний, борьба с препятствиями, общение с животными являются неотъемлемой частью 100% отдыха. Это отдых для активных людей, уверенных в себе и в своих силах».

Собачья упряжка формируется обычно из 7-8 собак. Дрессировка упряжных собак начинается уже со щенячьего возраста. Примерно в шесть месяцев щенок присоединяется к упряжке старших собак. Более серьезные тренировки начинаются для собак после первого года жизни. Их учат не отвлекаться, реагировать на команды каюра, соблюдать различные условия трассы. По мере того, как собаки крепнут и обретают выносливость, дистанции увеличиваются. Особая роль в упряжке принадлежит лидерам. Собакалидер является ведущей в первой паре, обладает хорошей работоспособностью, выносливостью, отлично знает команды. Лидеры обычно интеллектуальны, сдержанны, надежны. Самая ответственная роль после лидера достается «рулевым собакам». Будучи самыми крупными в упряжке, они «рулят» нартами, «вписывают» их в поворот и возвращают на трассу. Поэтому, кстати, у них чаще, чем у других собак, стираются подушечки задних лап. Опытный каюр меняет позиции собак внутри упряжки, для того, чтобы найти ту, которая лучше всего раскроет уникальные способности собаки.

Камчатские лайки в буквальном смысле рвутся в путь. Как правило, пока каюры еще готовят упряжку, в питомнике творится нечто невообразимое. Своим лаем и рвением они буквально сообщают: «Меня! Меня!», «Я-то чем хуже?!». А счастливчики, уже оказавшиеся в одной связке, что есть силы дергают стоящие на приколе нарты. Старт для собак — настоящее счастье, а вот каюру и клиенту приходится немного поволноваться. Сразу после старта собаки срываются с места, струной натягивая длинную упряжку. Каюр ловит равновесие на шатких нартах и направляет собак голосом. Упряжка из восьми собак на старте развивает скорость до 50 км/ч (!), затем удерживает ее примерно на уровне 20 км/час.

Бежать вперед — это смысл жизни ездовых собак и поэтому первые полчаса они практически не реагируют на команды. Опытный каюр сопровождает упряжку на протяжении всего маршрута, в его задачу входит обучать клиента управлению нартами и не допустить потери собак с упряжкой. «На этапе обучения не исключены падения. Если все-таки клиент падает, главное при этом — не потерять нарты. Рассчитывать на послушание собак в таких случаях не приходится — они будут бежать до тех пор, пока это возможно. Догнать упряжку очень сложно.» Чтобы избежать такой неприятности, как потеря упряжки, на управляющего надевают специальный пояс, скрепляющий его с нартами.

Единственное средство управления нартами для каюра это его собственное тело, которое должно чувствовать их также как, например, горные лыжи. На нартах есть тормоз — небольшая металлическая полоска с шипами расположенная между полозьями.

Остановить восемь бегущих Семь собачих скоростей | ТАЙМ-АУТ собак дело не очень-то и простое. Условия для остановки: наличие быстрой реакции, собственных сил и снега под полозьями. Для длительных остановок используют специальные якоря, которые удерживают упряжку, когда управляющий сходит с нарт. «Нужно понимать, что собаки — это не снегоход, который ключиком завел. Они управляемы иначе, чем какое-либо из транспортных средств. Скорости у них не переключаются и нельзя быть на 100% уверенным, что они повернут именно туда, куда вам нужно в данный момент» — подшучивает Олег Тюрюмин. Но случаев, чтобы собаки откровенно не слушались и унесли нарты, куда собачьи глаза глядят, опытный каюр не припомнил.

Последние несколько лет у туристов, путешествующих по Байкалу зимой, стали очень популярны переходы по льду озера — пешком, на лыжах, на коньках, буерах и пр. Количество человек, совершивших переход на собачьих упряжках, пока незначительно. Возможно, туристов пока отпугивает довольно высокая цена. Тем не менее, спрос на маршруты есть на протяжении всей зимы и первых месяцев весны. Разработкой тура занимаются профессионалы. Главный критерий в выборе маршрута — безопасность. Места, где встречаются торосы, трещины и глубокий снег, остаются в стороне. «Как правило, туристы, приезжающие к нам в Центр уже знают, чего хотят. Маршрут, размещение, количество туристических дней обговариваются заранее, когда клиент находится еще в своем городе. Некоторые клиенты приезжают по совету друзей и говорят: «Мне вот такой маршрут, который понравился моему другу!». Но мы рассказываем и о других маршрутах, чтобы ему было из чего выбрать», — рассказывают в Центре.

В зависимости от маршрута и по желанию туристы размещаются в гостиницах, на турбазах, в охотничьих зимовьях или палатках (ночевки в спальных мешках).

Подготовка и снаряжение

Специальной подготовки для прохождения маршрута не требуется. Необходима физическая и моральная готовность к многочасовому пребыванию на морозе. Нужно быть готовым к падениям на лед: первые несколько часов, пока не освоено управление нартами, падения неизбежны. Главные предметы экипировки — теплая зимняя обувь (размер под шерстяной носок), теплый костюм, меховые или плотные шерстяные варежки. Обязательно нужно взять солнцезащитные очки и крем.

Туристы из маршрутов возвращаются уставшие, но всегда довольные. Преодолев несколько десятков километров по льду Байкала, побеждая холод, торосы и падая с нарт, они получают ту порцию адреналина, которая необходима для настоящего, активного отдыха. По возвращению домой они смело могут сказать: «Я видел Байкал!».

Анна Бережных
Журнал "Правила игры" №2, март 2008 года

ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ - это, КАК ТЫ ДОГАДЫВАЕШЬСЯ, ТЕ, НА КОТОРЫХ ЕЗДЯТ. ВПРЯГАЮТ В УПРЯЖКИ И ВПЕРЕД! СОБАЧЬЯ УПРЯЖКА ПРОЙДЕТ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ЗАСТРЯНЕТ ИЛИ ПРОВАЛИТСЯ ПОД ЛЕД МАШИНА ИЛИ ОЛЕНЬ. ТАК ЧТО ЕЗДОВЫЕ БАРБОСЫ КАК БЫЛИ НЕЗАМЕНИМЫ, ТАК ИМИ И ОСТАЮТСЯ. ПОСМОТРИМ, КТО ЖЕ У НАС САМЫЙ ЕЗДОВОЙ?

ВСЕ МЫ ТАКИЕ

У всех ездовых собак есть некоторые общие черты. Во-первых, их используют (в основном) на Севере, а значит у них плотная, жесткая «ветронепробиваемая» шерсть с густым очень теплым подшерстком, длинные ноги, прочные когти, подушечки лап покрыты шерстью (потому что холодно!), крепкий, несколько вытянутый костяк.

Средняя скорость собачьей упряжки - 10-12 км/ч. Это медленнее, чем галоп лошади, но лошадь-то по льду не очень любит скакать!

Породы ездовых собак

Характеры у ездовых пород тоже чем-то похожие эти барбосы неприхотливы, непривередливы в смысле вкусняшек, спокойны, уравновешенны, Классический «Сибирский мужской» характер

Породы ездовых собак

НО ЛАЙКИ ВСЯКИЕ. БЫВАЮТ Разновидностей лаек довольно много. Восточносибирская, например, - это в основном охотничья собака, но в нарты ее тоже впрягают. Есть еще якутские лайки – претендующие, кстати, на звание еще одной из самых древних пород. Они более крепкие, косматые, чем восточноевропейские, и их в основном используют Для перевозки грузов по замерзшим якутским рекам.

Породы ездовых собак

В Сибири были оленные реки и собачьи. Где рыбы много и ее легко заготовить на корм собаке – те собачьи, по ним передвигались на собачьих упряжках. Где рыбы мало – те оленные.

Белоснежная самоедская собака - это тоже лайка. «Самоеды» – особенно выносливые, способные перевозить поклажу весом в полтора собственных веса.

Породы ездовых собак

НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ

Чукотские ездовые - порода, выведенная народами нашего крайнего Севера, точнее - северо-востока, то есть не только чукчами, а эвенами, эвенками, юкагирами. Так что можно говорить и об эвенкийской ездовой, например, ио таймырской ездовой. Только на Камчатке три разновидности ездовых собак! Хотя, конечно, все они - родственные, относятся к остроухим шпицам.

Породы ездовых собак

Этих барбосов вывели эскимось на Аляске, их особенность - они более быстры, чем лайки, но менее выносливы. Кроме того, маламуты совсем не лают и любят рыть ямы — вроде как в память о том, что еду приходилось добывать из-под снега.

СИБИРСКИЙ ХАСКИ

Породы ездовых собак

Вот это, в отличие от «чукотской ездовой», порода официально признанная. Она была выведена как раз на основе коренных собак крайнего Севера и северо-востока. Чуть менее быстрая, чем маламут, но более выносливая, она может пробежать в упряжке 60 км за день по снегу и льду.

Породы ездовых собак

Сообразишь, что это за пес? Помесь волка и немецкой овчарки, или лайки и камчатского волка. Порода пока не признана, но их уже выводят в питомнике, потому что по внешности, мощи и выносливости – это волк, а по дружелюбию - соб! Ну и, конечно, волкособов уже впрягают в упряжки - на Севере без этого просто никак.


Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

Husky_001



На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

F64A6487

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

9T5A7569

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

9T5A7597

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

9T5A7592

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

F64A6367



Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

9T5A7493

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

9T5A7488

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

9T5A7622

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

F64A6341

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.


Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

Husky_001



На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

F64A6487

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

9T5A7569

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

9T5A7597

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

9T5A7592

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

F64A6367



Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

9T5A7493

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

9T5A7488

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

9T5A7622

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

F64A6341

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Что такое каникросс и как он появился

Каникросс — беговая дисциплина ездового спорта на собаках. Представляет собой бег в связке с собакой. Каникросс входит в число бесснежных дисциплин ездового спорта (драйлэнд). Соревнования проводятся на грунтовой трассе, обычно в лесу, в весенне-осенний период.

Ездовой спорт с собаками существует в северных европейских странах уже много веков. В XX веке появился скиджоринг — вид спорта, где спортсмен едет на лыжах вместе с одной или несколькими собаками. В бесснежный период спортсмены бегали вместе с собакой. Постепенно такие тренировки оформились в отдельную дисциплину — каникросс.

В 1992 году была создана Международная федерация ездового спорта, определяющая правила всех видов ездового спорта, в том числе каникросса. Первые официальные соревнования по каникроссу были проведены в Великобритании в 2000 году. С тех пор каникросс набирает популярность и активно развивается.

каникросс

Дисциплины и дистанции

Соревнования по каникроссу проводятся на пересеченной местности или по грунту. На закрытых трассах и асфальте гонки не проводятся. Средняя длина дистанции на соревнованиях по каникроссу — 5 км, однако она может варьироваться от 1 до 8 км в зависимости от возраста спортсменов.

Проводятся и многодневные соревнования, где длина дистанции может достигать 60 км. Самое известное и сложное из них — гонка «Trophée Des Montagnes», которая состоит из 5 этапов, 10 дистанций и в общей сложности 60 км трассы. Гонка проводится на альпийских тропах Франции.

Старт на соревнованиях по каникроссу может быть организован несколькими способами:

  • раздельный старт по жеребьевке;
  • эстафета (дистанция разбита на этапы, каждый участник проходит один этап гонки);
  • масс-старт (команды выстраиваются в одну линию и стартуют одновременно по сигналу);
  • интервальный старт (обычно интервал между командами 30-60 секунд);
  • парный старт (команды стартуют парами через интервал).

По правилам международной федерации ездового спорта гонки в упряжках делятся на несколько видов.

Гонки по снегу

  • Нарта — собачья упряжка из 4-8 собак тянет нарты (узкие длинные сани), в которых сидит человек.
  • Скипуллинг (пулка) — собачья упряжка из 1-4 собак тянет пулку (маленькие сани), которая соединена тросом с лыжником.
  • Скиджоринг — лыжник, соединённый с одной или двумя собаками, передвигается по дистанции свободным стилем.
  • Комбинированная гонка — лыжная дисциплина, которая объединяет скипуллинг и скиджоринг. Каждый спортсмен с одной и той же собакой стартует в пулке и на лыжах.

скиджоринг и каникросс

Бесснежные гонки (драйлэнд)

  • Картинг — собачья упряжка тянет карт (специальную тележку), в которой лежит груз или сидит человек.
  • Байк-джоринг — одна или две собаки бегут впереди велосипедиста, упряжка соединена с велосипедом.
  • Дог-скутеринг — собака тянет за собой спортсмена на скутере (специальном самокате для передвижения по пересечённой местности).
  • Каникросс — собака соединена шнуром со спортсменом, оба передвигаются бегом, собака впереди человека.

байкджоринг

Среди видов ездового спорта каникросс — единственная дисциплина, где спортсмен не использует никакие дополнительные средства передвижения. Человек бежит, а собака придает ему ускорение.

Лучшие породы собак для каникросса

По правилам международной федерации ездового спорта, участвовать могут собаки всех пород. Спортсмены с мелкими собаками практически не имеют шансов на высокие результаты.

Вот список перспективных пород собак для каникросса (составлен runnersworld.com), которые помогут показать высокие результаты в каникроссе:

  • Веймаранер
  • Немецкая короткошёрстная легавая (курцхаар)
  • Венгерская выжла
  • Парсон-рассел терьер
  • Грейхаунд
  • Питбуль
  • Английский сеттер
  • Лабрадор-ретривер
  • Золотистый ретривер
  • Далматин
  • Родезийский риджбек
  • Фокс-терьер
  • Аляскинский маламут
  • Австралийская овчарка
  • Немецкая овчарка
  • Бельгийская овчарка
  • Ризеншнауцер
  • Бордер-колли
  • Швейцарский зенненхунд
  • Сибирский хаски
  • Фараонова собака
  • Португальская водяная собака
  • Леопардовая собака Катахулы

К списку можно добавить пуделя, добермана, бигля, разнообразных гончих, джек-рассел терьера, боксёра.

бордер-колли каникросс

По мнению кинологов, лучше всего для каникросса подойдет собака средних размеров, высотой 30-35 см в холке. Однако в списке есть и высокие, и низкие породы, которые хороши на разных дистанциях. Например, питбуль справится с коротким и быстрым забегом, а гончие способны преодолевать длинные расстояния.

К соревнованиям по каникроссу допускаются животные старше 12 месяцев и не имеющие противопоказаний к гонкам (беременные и кормящие суки в соревнованиях не участвуют). Кроме того, они должны быть привиты в течение 12 месяцев, предшествующих гонке, а также пройти дегельминтизацию не ранее, чем за 3 месяца до гонки.

Экипировка и снаряжение для каникросса

Экипировка спортсмена

Экипировка для каникросса не отличается от экипировки трейлраннера. Единственное ограничение: запрещена обувь с металлическими шипами, выступающими за протектор подошвы более, чем на 1 мм. Так организаторы заботятся о безопасности собаки.

Часть амуниции спортсмена — набедренный пояс, к которому карабином крепится шнур (потяг). Пояс защищает позвоночник от травмирования и снижает риск падения при резких рывках собаки. Он должен быть мягким, а его ширина должна быть 7-10 см.

Экипировка собаки

На собаку надевается ездовая шлейка. Правильно подобранная шлейка не сковывает движения собаки и позволяет ей мощно тянуть спортсмена.

Потяг — это легкий гибкий шнур с амортизацией, длиной 2-3 метра, соединяющий шлейку с поясом. На соревнованиях запрещено использовать цепи и металлические тросы, поводки, намордники и ошейники. Нельзя погонять собаку с помощью кнута, плётки или палки — только голосовыми командами и собственным ускорением.

снаряжение для каникросса

Как разбегать собаку для каникросса

Прежде чем участвовать в соревнованиях, нужно наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому участвовать в соревнованиях лучше со своей собакой, а не брать у друзей или родственников.

Чтобы подвестись к старту, нужно разбегать собаку и привести ее в хорошую физическую форму. Ваша задача не только отработать команды, но и научиться бегать с собакой в связке: чувствовать её движения, координировать их, задавать нужный темп. Вот основные рекомендации для тренировок с собакой:

  • Перед началом тренировки прогуляйтесь с собакой в умеренном темпе.
  • Начинайте с коротких дистанций легким бегом. Для начала 1 км будет достаточно. Увеличивайте дистанцию и скорость постепенно.
  • Тренируйтесь 3-4 раза в неделю. Достаточно отдыхайте.
  • Чтобы собаку ничего не отвлекало, тренируйтесь в уединенном месте. Затем переходите к тренировкам среди других собак и людей (в том числе каникроссеров). Следите, чтобы внимание собаки было сконцентрировано на дистанции и на ваших командах.
  • Не кормите собаку во время тренировки (на соревнованиях во время забега кормление запрещено). А вот после обязательно наградите её лакомством. Берите с собой на тренировку достаточно воды для себя и собаки.
  • Произносите команды чётко и громко. Собака должна понимать команды движений («вперёд», «влево», «вправо», «стоп», «стоять») и игнорирования объектов («мимо»).
  • Регулируйте скорость собаки своим телом: для ускорения — ускорьтесь сами, а для снижения темпа — немного откиньтесь назад и натяните потяг.
  • Если собака устала и отказывается бежать дальше, не принуждайте её.

Ниже перечислены общие рекомендации для занятий каникроссом. Они помогут тренироваться в удовольствие и не навредить собаке:

  • Выбирайте дистанцию в зависимости от породы.
  • Тренировать собаку можно с 10 месяцев.
  • Покажите собаку ветеринару. У неё не должно быть проблем с опорно-двигательным аппаратом, эпилепсии и других болезней, при которых каникросс противопоказан.
  • Корректируйте питание собаки в зависимости от нагрузок (посоветуйтесь с ветеринаром).
  • Следите за состоянием собаки: осматривайте её до и после забега, регулярно посещайте ветеринара.
  • Разграничьте экипировку для прогулки и для тренировки: ошейник и поводок для прогулки, а шлейка и потяг для тренировки.
  • В жаркие дни выходите на тренировку рано утром или вечером, тренируйтесь в тени.

каникросс снаряжение

Известные соревнования

Ежегодно в России и в мире проводится множество профессиональных соревнований по ездовому спорту — Чемпионаты, Кубки, Первенства. Помимо мероприятий европейского и мирового масштаба любители каникросса и ездового спорта организуют кинологические лагеря, дог треккинг квесты, ночные соревнования в лесу и другие спортивные мероприятия.

Крупные забеги для профессионалов и любителей проводятся в живописных местах по всему миру.

Trophée Des Montagnes (Франция)

Уже упомянутая гонка «Trophée Des Montagnes» считается самой сложной. Её участники должны быть хорошо подготовлены, чтобы преодолевать горные тропы. За несколько дней участники пробегают 60 км трассы, затрагивая маршрут знаменитой велогонки «Тур де Франс».

соревнования по каникроссу

Volkswagen Prague Marathon (Чехия)

Ещё одно известное европейское соревнование по каникроссу ежегодно организуют в Праге. Трасса длиной 5 км проходит через исторический центр города. За день до основного старта проводятся ещё два забега: первый — для семей с собаками, второй — для профессиональных каникроссеров.

Pineland Trail Running Festival (США)

В городе Нью-Глостер ежегодно проходит фестиваль музыки, барбекю и спорта. Забеги по каникроссу проводятся на 5-километровой лесной трассе. Участие могут принять профессиональные спортсмены и любители.

Видео о каникроссе

Каникросс — увлекательный спорт, где результат зависит не только от физической подготовки, но и от взаимодействия человека и собаки. Тренируйтесь грамотно, правильно выбирайте амуницию, следите за здоровьем вашего партнёра по команде — и каникросс будет доставлять вам и вашему питомцу удовольствие.

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.

Читайте также: