Укусила бездомная собака кто несет ответственность

Опубликовано: 30.04.2024

Покусала бродячая собака
Заняться изучением данной проблемы и решением вопроса по поводу того, как себя вести, что делать и в конечном итоге кто должен нести юридическую ответственность, если вас или вашего ребенка укусила бродячая собака, меня подтолкнула ситуация которая так или иначе коснулась близких мне людей, да и самому, собственно говоря, порой страшно пройти по улицам нашего города, среди озверевшей бродячих собак, которые в любой момент могут накинуться.

Четырнадцатилетнюю дочь моей знакомой, на улице, средь бела дня, во дворе её собственного дома покусала бродячая собака. Ребенок в ужасе добежал до квартиры и рассказал маме о том, что случилось. Конечно, сердобольный родитель немедленно направился с ребенком в больницу, где была проведена неотложная в таких случаях медицинская помощь, были выписаны соответствующие лекарства, и ребенку была назначена противовирусная терапия (никто ж не знает, что это за собака и чем она болеет) длительность которой составляет целых три месяца. Да и под большим вопросом остается психическое состояние ребенка, но то что она вот уже в течение месяца одна не выходит на улицу – это факт!

Безусловно, нет юридической сложности в том кто должен нести ответственность если вас или вашего ребенка укусила собака у которой есть хозяин. Ни у кого не вызывает сомнения, что именно он (хозяин) и должен отвечать за своего питомца, хотя оговорюсь что и здесь необходимо будет доказывать факт того, что собака была либо не на поводке, либо без намордника, но с этим проще. А как быть, если собака бродячая? Разобраться в данной ситуации оказалось гораздо сложнее. Но, как говориться, безвыходных ситуаций не бывает, бывает сложно найти верный путь для их решения. Я постарался в этом разобраться и вот что у меня получилось:

Руководитель Муниципального учреждения «Пермская городская служба организации содержания домашних животных» Карклин Эдуард Арнольдович (271-93-90) пояснил мне, что его ведомство занимается организацией и размещением домашних животных, а так же отловом бродячих собак. В рамках целевой программы, утвержденной Пермской городской думой в 2008 г. установлен лимит по отлову, составляющий 1700 бродячих собак, которые должны быть отловлены в течение года. Карклин Э.А. пояснил, что его учреждение в месяц отлавливает на территории г. Перми 120-150 собак. Затем данные собаки помещаются в питомник, где находятся в течение 6 месяцев, так установлено регламентом МУ. Если хозяева каких-либо животных нашлись и забрали своих питомцев, либо бездомным животным удалось подыскать нового хозяина – очень хорошо. А вот что происходит с теми кого по истечении шести месяцев не забрали, причем это как раз наибольшее количество собак, остается большой загадкой и в данном случае приходится только гадать. Карклин пояснил: «По идее собаки должны усыпляться, но правозащитники животных этого нам делать не позволяют. И собаки остаются жить в питомнике». Так же Карклин Э.А. сказал, что на сегодняшний момент в его питомнике около 300 собак. На мой вопрос, а где те, которые «перевалили» за лимит содержания в питомнике (в конечном счете он же не «резиновый») Карклин Э.А. мне ничего пояснить не смог, но как понимается собаки эти вероятнее всего там же откуда их и привезли, т.е. на улицах нашего города.

Указанная выше организация входит в структуру Управления по экологии по природопользованию Администрации г. Перми, которое наделено функцией надзора за деятельностью ведомства (питомника), а так же непосредственной деятельности по самому отлову бездомных собак. Основной целью деятельности Управления является организация благоприятной окружающей среды как основы жизни и деятельности населения, проживающего на территории города Перми. Основными задачами Управления, наряду с другими, являются: регулирование численности безнадзорных животных на территории города. (Официальный сайт управления: http://www.prirodaperm.ru)

Теперь непосредственно перейдем к тому, как же на практике должна (обращаю внимание что именно ДОЛЖНА, но не факт что именно так и происходит) решаться проблема, связанная с отловом бродячих собак.

Каждый дом имеет свою эксплуатирующую организацию, будь то ЖЭУ, ТСЖ, иная форма управления, но она есть. Узнать её наименование и месторасположение вы можете из квитанции, которая ежемесячно приходит вам для уплаты коммунальных и иных платежей. Данные управляющие организация, по мере необходимости, а точнее в связи с нахождением на подведомственной им территории бродячих собак, обязаны готовить и направлять в Управление по экологии и природопользованию Администрации г. Перми соответствующую заявку на отлов данных безнадзорных (бродячих) собак, и, кроме этого, должны обладать информацией о том, отработана данная заявка или нет. Если же заявка эксплуатирующей организацией была направлена, но по каким-либо причинам не отработана, то ответственность за её неисполнение должна нести Администрация г. Перми, в том числе и ответственность за укусы бродячих собак, причиненные жителям дома (а так же и тем кто в этом доме не проживает, но находился там или просто проходил). Если же эксплуатирующая организация такую заявку не направляла (а обращения граждан были), то наряду с Администрацией г. Перми солидарную ответственность за укусы бродячими собаками должны нести эти самые эксплуатирующие организации.

Считаю что сама по себе эксплуатирующая организация без конкретного обращения граждан, ничего делать не будет (в смысле, готовить и направлять Заявку в Управление по экологии и природопользованию г. Перми), поэтому кто как не вы сами должны позаботиться о своей безопасности и безопасности ваших детей. Об этом, так же указано на официальном сайте Управления от 26.03.2009 г., цитирую: «Управление по экологии напоминает: по вопросу отлова бесхозяйных животных Пермяки могут обращаться в управляющие компании, обслуживающие дома, в уличные комитеты и советы общественного самоуправления микрорайонов. Более того, Управление по экологии указывает, что процедура отлова жестко регламентирована «Правилами содержания собак и кошек на территории города Перми», утвержденными решением Пермской городской Думы №81 от 17 апреля 2007 года. «Отлов животных производится на основании письменного заявления управляющей компании или совета общественного самоуправления. Заявки и звонки, поступающие от жителей, в управление по экологии не остаются без внимания. Управление по экологии как юридическое лицо также оформляет заявку и передает в Городскую службу по организации содержания домашних животных на исполнение. В настоящее время управлением по экологии и природопользованию внедряется новая система отлова безнадзорных собак. Данная система реализуется в два этапа. На первом этапе все поступающие заявки на отлов собак систематизируются по территориальному признаку. После этого специалист по отлову выезжает на территорию отдельного микрорайона и обследует ее. При обследовании территории микрорайона выявляются примерное количество, места обитания безнадзорных животных, пути их миграции. На основании результатов обследования территории микрорайона осуществляется реализация второго этапа. На втором этапе бригада по отлову животных выезжает на место обследования и производит отлов безнадзорных собак. При этом временной разрыв между обследованием территории и отловом животных должен быть минимальным. Данная система отлова позволяет значительно повысить эффективность процесса отлова безнадзорных животных, - пояснили в управлении по экологии»

Также хочу предоставить вашему вниманию выписку из «Правил содержания собак и кошек на территории города Перми»: «Статья 11. Отлов и временное содержание безнадзорных собак и кошек

11.1. Подлежат отлову безнадзорные собаки и кошки. Отлов производится исключительно по заявкам юридических лиц и органов территориального общественного самоуправления. Запрещается бригадам по отлову изымать животных из квартир, с приусадебных участков, территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, кроме как по решению суда, снимать с привязи животных, временно оставленных у магазинов, предприятий общепита, аптек и других организаций.

11.2. При отлове безнадзорных собак не допускается использование огнестрельного оружия, кроме случаев самообороны и экстренной защиты граждан при нападении животного.

11.3. Отлов безнадзорных собак и кошек на закрытых территориях предприятий и организаций производится на договорной основе. Запрещается уничтожение собак и кошек на территориях предприятий и организаций силами собственной охраны предприятия или организации»

Председатель правления Товарищества собственников жилья, обслуживающего дом во дворе которого был покусан ребенок пояснила, что неоднократно направляла в адрес Пермской городской службы организации содержания домашних животных заявки на отлов бродячих собак. Так первая заявка была направлена весной 2009 г., затем были неоднократные звонки в городскую службу и, вроде бы, кто-то приезжал, но только собаки никуда не делись. Более того, председатель правления ТСЖ пояснила, что в этом же дворе в мае 2009 года так же был покусан ребенок, она и писала и звонила и даже отправляла факсом справку из травматологии, для «пущей» убедительности своих просьб отловить этих злосчастных собак, но так и не была услышана….

17 августа 2009 года когда была покусана указанные выше девочка, все таки был осуществлен выезд. «Группа захвата», состоящая из двух молодых людей, вооружившись какими-то сетками, голыми руками пытались разом поймать свору (порядка 10-12) собак. Только, кроме того, как насмешить проходивших мимо людей, из этой «спец. операции» ничего не вышло. Правда польза из этого была, собак на том месте вечером больше никто не видел… НО! На следующий день, вся эта же стая благополучно грелась на солнышке, все в том же месте.

В Управлении по экологии и природопользованию администрации г. Перми, на прямой вопрос о том, так кто же все таки должен нести ответственность за укусы бродячих собак, ответили однозначно: «собаки эти пусть и отвечают»

Всегда помните, если Вы правы — закон на Вашей стороне.

Нападение домашней собаки на человека или другое животное, к сожалению, не является редкостью. Перед пострадавшим встает вопрос, кто должен понести за это наказание и возместить нанесенный вред. Если покусала собака, ответственность хозяина регулируется гражданским законодательством и документами, принятыми на региональном уровне. Санкции за нападение животного зависят от ситуации.

Ответственность хозяина, если собака покусала человека

Ответственность хозяина
На территории РФ действует закон № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными». В документе указывается, что натравливание собак на людей, за исключением случаев самообороны не допускается. При выявлении нарушений владельцы питомцев несут административную, уголовную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

В законе указываются и требования к содержанию животных. Собаку, которая может считаться опасной для окружающих, не допускается выгуливать без поводка и намордника. Свободно гулять такое животное может только на специально огороженной территории, принадлежащей собственнику. Перед входом должна быть табличка с предупреждением о наличии собаки.

Ответственность владельца регулируется ст. 137 ГК РФ. В соответствии с нормативно-правовым актом на животных распространяются общие правила по содержанию имущества. В связи с этим за вред, нанесенный питомцем при нападении на человека или другую собаку, отвечает его владелец.

Административная ответственность

Административная ответственность
Штраф в КоАП РФ хозяину животного не предусмотрен. Но документы могут приниматься документы на региональном уровне.

В соответствии с Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007 на владельцев домашних животных выписываются следующие штрафы:

  • причинение ущерба имуществу 500-1000 руб.;
  • в случае нападение на чужого питомца, в результате которого тот получил легкие или серьезные увечья 4000-5000 руб.;
  • натравливание на людей или животных 2000-5000 руб.;
  • при нападении питомца на человека и причинении вреда его здоровью 4000-5000 руб.

Региональные власти имеют право установить свои штрафы за выгул собаки без намордника или поводка.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность
Если собака нанесла вред здоровью человека, то ее хозяин может быть привлечен к уголовной ответственности. Наказание зависит от того, было сделано это умышленно или непреднамеренно. Также учитывается степень тяжести нанесенного вреда.

Если владелец собаки специально натравил собаку на другого человека, в результате которого тот пострадал, то ему грозит:

  • до 8 лет лишения свободы в случае потери зрения, слуха, утраты любого другого органа, приобретения инвалидности, психического расстройства, прерывания беременности (ст. 111 УК РФ);
  • до 3 лет, если пострадавший получили травмы не опасные для жизни, но вызвавшие длительное лечение утрату трудоспособности до 1/3 (ст. 112 УК РФ);
  • до 4 мес. ареста, исправительные работы до 1 года или штраф до 40 000 руб. при нанесении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ).

Если инцидент произошел случайно, и владелец собаки не виновен в том, что другой человек получил тяжелые травмы, то наказанием могут служить (ст. 118 УК РФ):

  • штраф до 80 000 руб. или в размере дохода осужденного за 6 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • арест до полугода;
  • ограничение свободы до 3 лет;
  • исправительные работы до 2 лет.

Данная статья может применяться в ситуации, когда владелец собаки не справился с ней на поводке во время прогулки, и она покусала прохожего. Уголовной ответственности не подлежат случаи, когда нанесен легкий ущерб здоровью и сделано это непредумышленно. Но владельцу животного понадобится возместить материальные потери пострадавшему.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность
В ст. 1064 ГК РФ указывается, что вред, причиненный гражданину или его имуществу, должно возместить лицо, ответственное за это. В нормативно-правовом акте указывается, что обязанность может возлагаться даже, если человек не причинял ущерб сам. Таким образом, владелец домашнего животного несет ответственность за вред, который тот нанесет, в том числе чужому имуществу.

Ст. 151 ГК РФ говорит о том, что пострадавший может взыскать компенсацию за физические или нравственные страдания, причиненные ему. Она назначается в денежной форме, соразмерно понесенному вреду.

Пострадавшие часто сталкиваются с вопросом, куда обратиться, если на них напала собака. В первую очередь понадобится обратиться в медицинскую организацию, чтобы засвидетельствовать полученные травмы и получить необходимую помощь. Со справкой, выданной в поликлинике или больнице, необходимо обратиться в любое отделение полиции. В заявлении необходимо указать суть происшествия, требования о привлечении владельца собаки к административной ответственности.

Полицейским на рассмотрение заявления дает срок 30 дней (Закон № 59-ФЗ от 02.05.2006). При необходимости время может быть продлено еще на месяц, о чем заявитель должен быть уведомлен. О результатах рассмотрения обращения направляется ответ на e-mail или заказным письмом по указанному почтовому адресу.

Подать жалобу в полицию можно через интернет-ресурс ведомства.

Для этого необходимо:

  1. Перейти на сайт МВД.
  2. Зайти в раздел «Для граждан».
  3. Выбрать отделение.
  4. Заполнить форму, изложив суть происшествия и требования.
  5. Дождаться письменного ответа.

К обращению можно прикрепить фото, видео, документы в электронном виде, размером до 5 Мб. Электронное заявление рассматривается в те же сроки, что и направленное в письменном виде. Решение по рассмотрению обращения направляется не позднее 1 дня после его вынесения.

Добровольное урегулирование

Добровольное урегулирование
Если из-за нападения собаки гражданин понес моральный или физический вред, то он может попытаться договориться с хозяином о возмещении ущерба.

Для этого необходимо написать письменное уведомление с указанием требований. Если стороны смогут прийти к решению, которое удовлетворит обе стороны, то рекомендуется оформить соглашение и заверить его у нотариуса.

Обращение в суд

Обращение в суд
В случае, если владелец собаки не признает себя виновным, пострадавший может обратиться в суд. Это целесообразно в случае, если гражданин требует компенсацию за физический или моральный вред.

При причинении тяжкого вреда здоровью истец может написать заявление после возбуждения уголовного дела и до того момента, пока не закончится судебное следствие. При этом заявитель освобождается от оплаты государственной пошлины (ст. 44 УПК РФ).

Если от нападения собаки гражданин понес вред легкой или средней степени тяжести, то он также может подать иск о возмещении ущерба. Заявление подается по месту жительства владельца животного. Если ходатайство касается компенсации за вред здоровью, то истец может направить его в отделение суда по своему жительства или там, где произошел инцидент (ст. 28, 29 ГПК РФ). При сумме иска менее 50 000 руб. его рассматривает мировой судья. Если требуемая компенсация выше, то заявление необходимо подавать в районный суд.

Размер вреда понадобится подтвердить документами или свидетельскими показаниями.

К иску можно приложить:

  • результаты медицинской экспертизы;
  • справку из полиции;
  • чеки и квитанции, потраченные на лекарства и медицинские услуги;
  • расчет суммы иска.

Компенсация морального вреда должна быть обоснована.

Судебная практика

Судебная практика
Судебная практика показывает, что суд часто на стороне пострадавшей стороны. При этом сумма за нанесенный вред может быть ниже, чем просит заявитель.

Так, Пермский краевой суд вынес решение по делу № 33-12655-2017 от 20.11.2017 о присуждении компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. владельцу животного за то, что его собака искусала женщину и ее питомца, причинив легкий вред здоровью.

Нижегородский областной суд по N 33-14054/2017 вынес апелляционное определение 21.011.2017 в пользу истца. Собака породы ротвейлер сильно покусала ребенка, в результате чего ему потребовалось длительное лечение, был нанесен психологический вред. Суд присудил ответчику выплатить моральную компенсацию в 150 000 руб. и оплатить судебные расходы.

Заключение

По итогам вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Владелец собаки несет ответственность за ее содержание и уход.
  2. Если домашний питомец нападет или покусает человека или другое животное, то его хозяин будет нести административную или уголовную ответственность, в зависимости от степени тяжести повреждений.
  3. Владелец собаки и пострадавший могут мирно урегулировать конфликт, заключив соглашение о компенсации морального или материального вреда.
  4. Если хозяин животного не идет на соглашение, то пострадавший может направить заявление в суд.

Правильно составленный иск является одним из решающих моментов для того, чтобы было принято положительное решение в пользу истца, но для этого важно знать юридические тонкости. Поэтому лучше довериться нашим юристам, которые помогут быстро и правильно написать заявление для взыскания компенсации за нанесенный моральный и материальный ущерб.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

2. Позвоните на горячую линию:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней

Верхсуд Коми определил, кто должен нести ответственность за укусы бродячих собак

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Коми рассмотрела дело об укусе бродячей собаки и определила, кто должен оплачивать моральный вред.

Как говорится в материалах дела, жительницу Усинска покусала бродячая собака, женщина получила раны бедра на правой ноге. В медицинском учреждении ей оказали помощь и выписали назначение о вакцинации против бешенства.

Женщина обратилась в суд с иском к администрации и МУП "Муниципальные перевозки" о компенсации морального вреда в размере 70 тыс.рублей.

Усинский городской суд возложил ответственность на МУП, поскольку именно он оказывает услуги по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных на территории Усинска. Сумма морального вреда составила 50 тыс.рублей. Иск же к администрации остался без удовлетворения .

Решение городского суда в Верховном обжаловал прокурор. В апелляционном представлении представитель надзорного ведомства просил решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств по делу, что повлекло ошибочное возложение обязанности по возмещению морального вреда на МУП "Муниципальные перевозки".

Судебная коллегия Верхсуда, рассмотрев дело, согласилась с мнением прокурора и отменила решение нижестоящей судебной инстанции.

Почему?

МУП "Муниципальные перевозки" осуществляет мероприятия по отлову безнадзорных животных только на основании заявок, формируемых администрацией.

Из копии журнала на отлов животных следует, что все заявки за июнь 2019 года МУП "Муниципальные перевозки" исполнены, что подтверждается актом выполненных работ. Претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг заказчик не имел.

Таким образом, администрация Усинска не представила доказательств, что она надлежащим образом организовала мероприятия по отлову, учету и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования, что повлекло причинение вреда здоровью истца.

Учитывая, что деятельность по отлову осуществляется на коммерческой основе, МУП "Муниципальные перевозки" несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта перед другой стороной, заключившей контракт, вывод суда относительно возложении обязанности на данного ответчика перед истцом по компенсации морального вреда неправомерен, поскольку в силу этих правовых норм обеспечение отлова безнадзорных животных и контроль за соблюдением норм и требований в сфере благоустройства и безопасности граждан на территории муниципального образования возложено на администрацию Усинска.

"Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации Усинска в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных. При этом принятие соответствующих нормативных актов, заключение контракта не может свидетельствовать о принятии действенных мер по выполнению органом муниципального образования мер по выполнению возложенной законом обязанности", - говорится в решении.

В итоге Верхсуд отменил решение горсуда в части удовлетворения требований к МУП "Муниципальные перевозки". Компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. рублей оплатит администрация Усинска.

Собака бывает кусачей

Вопрос по безнадзорным животным в Усинске остается актуальным

С начала года Усинским городским судом рассмотрено 27 дел, относящихся к категории о компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью. При этом на дела по факту нападений безнадзорных собак на граждан приходится 20 дел.

Размер сумм по удовлетворенным исковым требованиям колеблется от 30 тысяч до 60 тысяч рублей. Суммы компенсации зависят от тяжести причиненного вреда здоровью, фактических обстоятельств причиненного вреда, наступления последствий, длительности лечения, принципа разумности и справедливости.

Правовые вопросы обращения с домашними животными

  • Задать вопрос юристу по вопросам обращения с домашними животными
  • Задать вопрос юристу по гражданскому праву

Новое

  • О расстоянии между вольером для собак и границами соседнего участка. Решение суда.
  • Суд не признал махание пакетом в сторону собаки грубой неосторожностью потерпевшего
  • Суд отказал в иске об удалении из квартиры кошек и собак, но обязал ответчицу привести квартиру в соответствующее санитарным нормам состояние
  • Суд отказал административному истцу в иске об отлове собак с бирками
  • Судебное решение о взыскании ущерба за покусы бездомными собаками в Ухте
  • Гибель собаки от наркоза. Ветеринарное дело
  • Дорожно транспортное происшествие с лошадью из-за нападения безнадзорных собак
  • Решение суда по делу об укусе собаки на территории владельца
  • Дело о лишении премии за кормление бездомных собак на территории предприятия
  • Возмещение ущерба с управляющей компании за падение на льду

За укус безнадзорной собакой ущерб взыскан с администрации


22 июня, 2019
admin

г.Усинск, Республика Коми 09 января 2019 года

Усинский городской суд Республики Коми,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мазурок к администрации МО ГО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда,

Мазурок обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Усинск», о взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб., указав, что выходя из подъезда подверглась нападению безнадзорной (бродячей) собаки. В результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки истец получила укушенную рану поясничной области, после чего она обратилась к врачу-травматологу ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница», где ей была оказана медицинская помощь и назначен курс антирабической вакцинации. В результате укусов собаки истец перенесла физические и нравственные страдания, тратила свое личное время для лечения.

za-ukus-beznadzornojj-sobakojj-ushherb-vzyskan-s-administracii

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворении, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Мазурок, выходя из подъезда, подверглась нападению безнадзорной (бродячей) собакой.

В силу статьи 2 Закона РФ от 14.05.93 №4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона РФ от 14.05.93 №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-Эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.10 №54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2, 9.5).

На основании ст.19 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3 ст. 20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1,5,10 Закона Республики Коми от 01.01.15 №115-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Кроме того, пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, начиная с 01.01.16 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Во исполнение положений Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.12.15 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» Советом муниципального образования городского округа «Усинск» от 28.04.16 №41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа «Усинск», за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Усинск» сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Усинск», в идее субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 29.12.17 №2309 «Об организации проведения на территории МО ГО «Усинск» мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск», по транспортировке безнадзорных животных на территории, а так же порядок организации деятельности приютов для безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск», порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории МОГО «Усинск», порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории МОГО «Усинск».

Согласно п.2 и п.4 Инструкции по отлову безнадзорных животных на территории МОГО «Усинск» отлову подлежат безнадзорные животные в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Отлов животных производится специализированной службой по отлову безнадзорных животных или иными организациями, выполняющими данные работы на территории МО ГО «Усинск» на основании муниципального контракта (далее – организации, осуществляющие отлов безнадзорных животных).

В соответствии заключенного соглашения от 14.03.18 №20 о предоставлении в 2018 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального образования городского округа «Усинск» на осуществление государственного полномочия Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, предоставляет в 2018 году бюджету МО ГО «Усинск» субвенцию в размере 756077 рублей.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьи 1064, 1069 помещены в параграфе 1 «Общие положения о возмещении вреда» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса РФ. Статья 1099 («Общие положения»), находящаяся в параграфе 4 «Компенсация морального вреда» той же главы 59 Гражданского кодекса РФ, содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.

При таком положении, на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 Гражданского кодекса РФ, и для возложения ответственности за причинение морального вреда необходимо установление состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).

Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно — следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.

Как следует из материалов дела, с дд.мм.гггг. мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных на территории МО ГО «Усинск» по дд.мм.гггг. органами местного самоуправления не организованы, поскольку электронные аукционы, которые были проведены в указанный период времени ( дд.мм.гггг. , дд.мм.гггг. , дд.мм.гггг. , дд.мм.гггг. , дд.мм.гггг. , дд.мм.гггг. ) на оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности безнадзорных животных признаны несостоявшимися по причине отсутствия поданных заявок на участие в электронном аукционе.

Кроме того, в указанный период времени два должностных лица МКУ «УЖКХ» привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовых обязанностей, выразившихся в несвоевременной подготовке документов по проведению электронного аукциона на оказание услуг по отлову безнадзорных животных.

При указанных обстоятельствах, приведенных положений материального закона, суд признает незаконным бездействие администрации МО ГО «Усинск», выразившееся в неисполнении обязанностей по организации мероприятий по отлову собак, находящихся на улице и в иных общественных местах без сопровождающего лица, их содержания и использования на территории МО ГО «Усинск», в том числе, по контролю за выполнением данной работы, а также расходованием выделенных на эти цели денежных средств.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Мазурок А.Х. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации муниципального образования по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу ст.137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 32 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.10 №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания факт причинения ему морального вреда предполагается.

Так, в соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.94 №10 «Некоторые опросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинением увечьем, иным повреждением здоровья.

Как следует из материалов дела, в результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Мазурок получила укушенную рану поясничной области, после чего ей была проведена вакцинация против бешенства. В результате укусов собаки Мазурок А.Х. испытала боль, тратила свое личное время для лечения.

Таким образом, рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000,00 рублей вследствие нарушения её неимущественных прав, суд приходит к выводу, что истцу причинен моральный вред, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика МО ГО «Усинск» в пользу истца Мазурок компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей, которая, соответствует принципам справедливости и разумности.

В соответствие со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек связанных с рассмотрением дела.

В материалах дела имеется чек – ордер об оплате истцом государственной пошлины за подачу настоящего искового заявления в суд в размере 300 руб., поскольку требования истца подлежат частичному удовлетворению, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Мазурок к администрации МО ГО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда — удовлетворить частично.

Взыскать с администрации МО ГО «Усинск» в пользу Мазурок А.Х. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, 300 рублей возврат государственной пошлины, а всего 20 300 руб.

Как действовать, если на улице покусала собака? Она была с хозяином, но без поводка и намордника. Хочу привлечь хозяина к ответственности. На какие правовые нормы мне ссылаться в разговоре с ним? И какие должны быть дальнейшие действия?

Михаил, в России нет отдельного федерального закона, который бы регулировал содержание животных и ответственность хозяев. Закон этот давно обсуждают, но так и не приняли. Сейчас нормы разбросаны по разным документам или регулируются на региональном уровне.


Нужно знать две ключевые вещи:

  1. Хозяин полностью отвечает за свою собаку.
  2. В нормативных актах достаточно санкций для разных случаев.

Административная ответственность по местным правилам

В регионах есть правила выгула и содержания животных. В них написано, где можно гулять с собакой, кто может это делать, какие обязанности есть у хозяина и какие средства защиты нужно использовать. Штрафы фиксируют в региональных кодексах об административной ответственности.

Например, в Москве действуют временные правила, но они такие уже много лет и не менялись с 2008 года. Там написано, что во время выгула собака должна быть на поводке, злобная — еще и с намордником, а отпускать ее можно только в малолюдных местах.

За нападение собаки и вред здоровью даже без умысла хозяина оштрафуют на 5000 рублей. Если хозяин специально натравил животное, то штраф выпишут даже без вреда здоровью. Если собака напала на человека, но не укусила, а испортила его имущество — например порвала куртку, — это тоже повод для штрафа.

Хозяина собаки можно оштрафовать даже за выгул не по правилам и даже если животное никому не навредило. Этим можно пользоваться, если где-то в месте прогулок с детьми или возле дома вы видите крупную собаку без поводка и намордника.

Если хозяин сам не понимает, что это опасно для окружающих, ему должен объяснить участковый. Чтобы он подключился к решению проблемы, нужно написать заявление.


Уголовная ответственность за вред здоровью

По гражданскому кодексу содержание животных приравнивается к содержанию имущества. Ответственность за вред, причиненный животным, несет его хозяин.

Вот какие виды уголовной ответственности есть для хозяев животных.

Умышленное причинение вреда здоровью. Например, хозяину собаки не понравилась реакция соседа на выгул возле дома и он натравил собаку. Хозяина привлекут к ответственности по уголовной статье. Наказание зависит от вреда здоровью. За тяжкий вред могут посадить.

Статьи УК об ответственности за вред здоровью:
111, 112, 115

Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Например, хозяин гулял с ротвейлером в положенном месте без намордника, но не удержал поводок. Собака убежала и сильно покусала кого-то из прохожих. Если вред признают тяжким, придется отвечать по уголовной статье даже без умысла.

Если вред здоровью был легким и без умысла, уголовной ответственности не будет. Но это не значит, что хозяин вообще не ответит — он как минимум обязан возместить ущерб.

Гражданская ответственность за любой вред

Независимо от степени укуса и умысла от хозяина собаки можно потребовать компенсации материального и морального вреда. Это будет не уголовное дело, а обычный гражданский иск. Хозяин собаки обязан оплатить все расходы, включая испорченную одежду, покупку лекарств, лечение и нравственные страдания. Компенсацию можно потребовать напрямую, а если не получится — через суд.

Что делать после укуса собаки

Вот инструкция на всякий случай.

Обратитесь за медицинской помощью. Можно пойти в травмпункт или вызвать скорую помощь. Кроме лечения важно зафиксировать вред здоровью. Вместе со справкой о повреждениях нужно взять назначения врача с письменными пояснениями, зачем выписано каждое лекарство или процедура.

Напишите заявление в полицию. Неважно, какой вред вам причинили, умышленно или нет. Дальше будут разбираться. Полицейские могут осмотреть место происшествия, назначить экспертизу и опросить свидетелей. Обязательно возьмите документ о результатах рассмотрения заявления, даже если уголовное дело не возбудят. Это пригодится для возмещения вреда.

Соберите документы о размере вреда. Пригодится все: чеки на одежду и лекарства, процедуры и расходные материалы. Включайте в расходы даже такси до травмпункта и потери в зарплате за прогул на работе. Моральный вред оцените адекватно: точную сумму все равно установит суд. Лучше подумайте, как обоснуете нравственные страдания.

Потребуйте у хозяина животного добровольную компенсацию. Никогда не делайте этого устно. Даже если вам обещают возместить вред и извиняются — нужна письменная претензия. Можно вручить под подпись или отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Если хозяин выплатит компенсацию добровольно, подпишите с ним соглашение. Тогда получится обойтись без суда. Иногда стоит согласиться на меньшую сумму, чем рассчитывали изначально, и сразу получить деньги. Если дело дойдет до суда, оно может затянуться на месяцы.

Обратитесь в суд. Если не получится договориться, подавайте иск. Если сумма требований до 50 тысяч рублей, обращайтесь в мировой суд, если больше — в районный. В иске опишите обстоятельства, свои претензии и что вы требуете. Если кто-то был свидетелем, попросите рассказать о происшествии.


Успех иска к хозяину собаки во многом зависит от правильно собранных доказательств. Если до такого дойдет, лучше заручиться поддержкой юриста.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Читайте также: