В каких произведениях собака главный герой

Опубликовано: 01.05.2024

Делимся книгами, в которых главный герой является собака
картинка LisieckiPorphyrous

мне нравится 13 понравилось 3 комментария 6 добавить в избранное в избранном Узнайте мнение
друзей — войдите 14K просмотров

Гавриил Троепольский - Белый Бим Черное ухо

ISBN: 978-5-389-03658-1
Год издания:2013
Издательство: Махаон
Серия:Библиотека детской классики
Язык:Русский

Эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Людвик Ежи Керн - Фердинанд Великолепный

ISBN: 978-5-389-01624-8
Год издания:2011
Издательство: Махаон
Серия:Сказочные повести
Язык:Русский

Предлагаем вашему вниманию книгу из серии "Сказочные повести": "Фердинанд Великолепный" известного писателя Л.Е.Керна.
Для детей младшего школьного возраста.

Андрей Усачев - Умная собачка Соня (сборник)

ISBN: 978-5-17-032992-2
Год издания:2010
Издательство: АСТ
Серия:Внеклассное чтение
Язык:Русский

Андрей Усачев - один из самых удивительных и изобретательных, редких по своему таланту современных поэтов. Нет таких жанров в литературе для детей, где бы он не работал: песни Андрея Усачева звучат по радио и телевидению; он написал целую серию занимательных веселых учебников; по его сценариям снимаются мультфильмы и художественные фильмы для детей. Но главное: дети, живущие в разных уголках Земли, знают и любят яркие стихи и сказки Андрея Усачева.
В этом сборнике читатель найдет и стихи для детей разных возрастов, и считалки, и скороговорки, и загадки, и песенки, и сказки, и таблицу умножения в стихах,
и "живую" азбуку.
Сборник можно адресовать дошкольникам, а также младшим школьникам и родителям (которые получат удовольствие от прочитанного).

Андрей Усачев - один из самых удивительных и изобретательных, редких по своему таланту современных поэтов. Нет таких жанров в литературе для детей, где бы он не работал: песни…

Джек Лондон - Джерри-островитянин

ISBN: 978-5-9985-1059-5
Год издания:2010
Издательство: Азбука-классика
Серия:Лучшие истории про животных
Язык:Русский

Американский писатель Джек Лондон по праву считается классиком мировой литературы. Его талант рассказчика покоряет читателей всех возрастов, а герои его произведений - отважны,…

Джек Лондон - Майкл, брат Джерри

ISBN: 978-5-389-01316-2
Год издания:2011
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:Лучшие истории про животных
Язык:Русский

Тяга к путешествиям, любознательность и огромное желание отыскать своего брата заставили ирландского терьера Майкла проникнуть на борт парохода. Дружба с человеком помогла Майклу выжить в морском походе, а необыкновенная сообразительность сделала терьера желанной добычей для охотников за сенсациями. Но при любом повороте судьбы Майкл верил, что рано или поздно он и брат снова будут вместе.
Американский писатель Джек Лондон по праву считается классиком мировой литературы. Его талант рассказчика покоряет читателей всех возрастов, а герои его произведений — отважны, благородны и полны любви к жизни. «Майкл, брат Джерри» продолжает историю о двух терьерах, чьи имена стали символом дружбы и преданности.

Тяга к путешествиям, любознательность и огромное желание отыскать своего брата заставили ирландского терьера Майкла проникнуть на борт парохода. Дружба с человеком помогла Майклу…

Саша Чёрный - Дневник Фокса Микки

ISBN: 5-94943-228-1, 5-17-031530-9, 5-271-12144-5
Год издания:2005
Издательство: Пушкинская библиотека, АСТ, Астрель
Серия:Внеклассное чтение
Язык:Русский

В книгу вошли стихи и проза для детей замечательного русского писателя Саши Чёрного.

Даниэль Пеннак - Собака Пёс

ISBN: 9785917590233
Год издания:2010
Издательство: Самокат
Серия:Лучшая новая книжка
Язык:Русский

Маленькому бездомному псу, герою этой книги, придется очень и очень нелегко, прежде чем он осуществит заветную мечту каждой собаки: воспитает себе друга. Об этом трогательная и смешная история, рассказанная известным французским писателем Даниэлем Пеннаком, при всей своей фантастичности очень, в сущности, правдивая.

Маленькому бездомному псу, герою этой книги, придется очень и очень нелегко, прежде чем он осуществит заветную мечту каждой собаки: воспитает себе друга. Об этом трогательная и…

Михаил Самарский - Радуга для друга

ISBN: 978-5-699-55056-2
Год издания:2012
Издательство: Эксмо
Серия:Приключения необыкновенной собаки
Язык:Русский

Сашка - новый подопечный Лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык - не нападать на людей - сыграл с псом злую шутку. Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!

Сашка - новый подопечный Лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь…

Хосел Вальверду - Где ты был, Робельон?

Год издания:1984
Издательство: Детская литература
Язык:Русский

Повесть о щенке по кличке Робельон, после странствий и многочисленных приключений заново обретшем настоящего друга и хозяина - тракториста Лисоте.

Кристиан Биник - Суперсыщик Освальд

ISBN: 5-352-01912-8
Год издания:2006
Издательство: Азбука-классика
Серия:Круг чтения. Детская библиотека
Язык:Русский

Трудно жить, если тебя все время заставляют заниматься всякой ерундой - то искать в парках чужую кошку, то мчаться за хозяином по жаре в Клуб детективов, где только и говорят о том, что неплохо бы раскрыть какое-нибудь преступление. Так думает Освальд, ленивый барбос, который больше всего на свете любит поесть.И в поисках чего-нибудь вкусненького он попадает в состоятельный дом одной из "сыщиц". Там Освальда ждал большой сюрприз - добрый дядя, который угостил его сладкими косточками, а сам принялся аккуратно снимать картины со стен.

Трудно жить, если тебя все время заставляют заниматься всякой ерундой - то искать в парках чужую кошку, то мчаться за хозяином по жаре в Клуб детективов, где только и говорят о…

 - Императорский пес

ISBN: 5-352-01861-X
Год издания:2006
Издательство: Азбука-классика
Серия:Невоздушные пираты
Язык:Русский

Жили-были два брата, два щенка. И вот один из них волею судеб — и благодаря ловкости юного садовника Фреда — оказался в императорском дворце, а другой поселился в доме жестянщика Грегори и его дочери Анны. Любимый пёс императора вышагивает на парадах и обожает Моцарта, а его брат рыщет по помойкам и учится мастерски воровать. Но однажды братья поменялись местами.

Жили-были два брата, два щенка. И вот один из них волею судеб — и благодаря ловкости юного садовника Фреда — оказался в императорском дворце, а другой поселился в доме жестянщика…

Кейт ДиКамилло - Спасибо Уинн-Дикси

ISBN: 978-5-18-001192-3
Год издания:2008
Издательство: Махаон
Язык:Русский

Десятилетняя Индия Опал Булони переезжает вместе с отцом в крохотный южный городок Наоми и чувствует себя ужасно одинокой - до тех пор, пока в один прекрасный день не встречает в супермаркете под названием "Уинн-Дикси" нелепого бездомного пса, который умеет улыбаться совершенно по-человечески. Девочке ничего не остается, как взять его с собой, так и назвав - Уинн-Дикси. Смешная собака учит свою маленькую хозяйку смотреть на мир другими глазами: благодаря ей Опал знакомится с удивительными людьми и наконец находит друзей там, где меньше всего ожидала.

Американка Кейт ДиКамилло всю жизнь пишет книги для детей, пользующиеся огромным успехом по обе стороны Атлантики. Ее книга о забавной и совершенно необыкновенной дворняге по кличке Уинн-Дикси получила в 2000 году золотую медаль всеамериканского общества "Выбор родителей", а потом еще и "Медаль Ньюбери" - приз, присуждаемый за особый вклад в американскую детскую литературу. Несколькими годами позже по "Уинн-Дикси" был снят фильм, сделавший имя писательницы еще более популярным.

Десятилетняя Индия Опал Булони переезжает вместе с отцом в крохотный южный городок Наоми и чувствует себя ужасно одинокой - до тех пор, пока в один прекрасный день не встречает в…

Data: 21.07.2010 09:04 | Автор: Administrator

Собаки с глубокой древности являются спутниками и помощниками человека. Их преданность и отвага нашли свое отражение в книгах и кино. Перечислим наиболее ярких персонажей.

Собака породы колли, герой романа Эрика Найта "Лесси возвращается домой"(1940) и множества фильмов. Ее разлучили с мальчиком и продали богатому дворянину, который увез ее в Шотландию. Лесси, тоскуя по прежнему хозяину, сбежала и стала искать мальчика, которого любила.

Белый Клык

Герой повести Джека Лондона "Белый Клык" (1906). Отцом его был волк, а мать была наполовину собакой. Выжив в суровых условиях Севера, свирепый и хитрый Белый Клык становится ездовой собакой, а затем участвует в собачьих боях. Он побеждает всех, но, однажды, проигрывает схватку бульдогу. Белого Клыка спасает новый хозяин, который увозит его в Калифорнию.

Огромный мастиф, жертва обстоятельств из повести Конан Дойля "Собака Баскервилей". По преданиям, страшная собака преследовала род Баскервилей с 18-го века. Предприимчивый потомок, борясь за наследство, использовал собаку для убийства конкурентов.

Мухтар

Овчарка, герой фильма Семена Туманова "Ко мне, Мухтар!" (1965). Сначала Мухтар не поддавался дрессировке, но доброта и понимание превратили его в отличного милицейского пса, который рискуя жизнью выручает своего хозяина в самых трудных ситуациях.

Каштанка

Дворняжка из повести Антона Чехова "Каштанка" (1887). Каштанка сначала жила у столяра, затем потерялась и попала в руки дрессировщика и циркового артиста. Она проявила талант, стал выступать в цирке, но увидев своего бывшего хозяина, тут же вернулась к нему.

Дворовой бездомный пес из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" (написана в 1925 г., опубликована в 1987 г.). Бездомный пес, умирающий от голода, попадает в к профессору Преображенскому, который использует его для эксперимента и превращает в человека.

Огромный сенбернар из романа Стивена Кинга "Куджо" (1981). Добрый пес, любящий детей, в одночастье подхватил бешенство, сошел с ума и стал убивать людей.

Бетховен

Сенбернар из фильма "Бетховен" (1992). Попав щенком в добрую семью, Бетховен быстро подружился с детьми и их матерью. Однажды одному ветеринару потребовалась большая собака для опытов. Он решает во что бы то ни было заполучить Бетховена.

Хатико

Пёс породы Акита-ину являющийся в Японии символом преданности. Герой фильма "Хатико: Самый верный друг" (2009), ремейка одноименного японского фильма 1987 года. Щенка Хатико приютил молодой профессор Уилсон. Между ними возникла дружба. Когда Уилсон умер, Хатико до конца своих дней ежедневно приходил на станцию к прибытию поезда, и ждал хозяина.

Шотландский сеттер, герой повести Гавриила Троепольского "Белый Бим, Черное ухо" (1971). Бим жил в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером. Когда того увозят в больницу, Бим сбегает и начинает искать хозяина. Претерпевая множество бед, от почти встречается с хозяином но погибает. В Воронеже перед входом в местный Театр Кукол Биму установлен памятник.

Бэк из "Зов предков"

Помесь сенбернара и шотландской овчарки из повести Джека Лондона "Зов предков". Изнеженный пес был выкран из дома и привезен на Север, где, после множества испытаний и смерти хозяина, он превратился в настоящего дикого зверя.

Балто

Сибирская хаски, собака-герой, спасшая детей от дифтерии в поселке Ном на Аляске. На основе реальных событий был снят мультфильм "Балто" (1995). Храбрый пес доставил сыворотку от дифтерии детям, пробежав шестьсот миль в северной мгле.

Бультерьер Снап

Бультерьер из рассказа Эрнеста Сетон-Томпсона "Снап. История бультерьера". Отважный пес не ведающий страха, ставший лидером стаи собак, помогавшей истреблять волков и погибший в схватке с одним из них.

Анимационный персонаж, ставший знаменитым в серии коротких мультфильмов студии Уолта Диснея. Наиболее часто он появлялся на экране как домашняя собака Микки-Мауса.

Дворовой пес, персонаж серии советских мультфильмов ("Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино".

Собачка Элли из "Волшебник Изумрудного города"

Приложение 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района

Проект по теме:

«Образы собак в русской литературе»

(учащиеся 7 класса)

Руководитель:

с. Б. Карпово, 2013 год

Образы собак в русской литературе ХХ века………..…………………. … стр.5

Образ Каштанки в повести А.П. Чехова «Каштанка»………………..стр. 6

Образ Чанга в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга»…………………. стр. 8

Образ Бима в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». стр. 9

Образ Арто в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»..……………. стр. 10

Образ Кусаки в рассказе Л. Андреева «Кусака»…..……………….….стр. 11

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент Экзюпери

С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, немудрено, что за долгие века она успела занять прочное место и в литературе. В легендах, повестях, романах собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни: это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель.

В произведениях детской литературы упор делается на образ животного-защитника. Четвероногие герои этих произведений пользуются большой популярностью. Иногда на долю собаки выпадает и чисто символическая роль, порой даже несколько преувеличенная. Через описание животного автор может выразить то или иное чувство.

Проблема исследования: выяснить, какие нравственные проблемы рассматриваются автором в произведении, связанные с образом собаки.
Гипотеза исследования: образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Через отношение человека к собаке мы можем узнать его нравственные качества.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что образы животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом. В современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим.

Данная работа привлечет внимание людей к верному, умному, доброму животному, тогда они начнут задумываться об ответственном отношении к тем , «кого мы приручили».

Цель работы:

рассмотреть образы собак в произведениях А.П. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый пудель», А.И. Куприна «Белый Бим Чёрное ухо», И. А. Бунина «Сны Чанга», Л. Андреева «Кусака».

Поставленную перед собой цель можно достигнуть с помощью ряда задач:
1.Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки;
2.Показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;
3.Рассмотреть отношение человека к собаке.

Для реализации проекта мы разработали следующий план действий:

прочитать А.П. Чехов «Каштанка», Г. Троепольский «Белый пудель», А.И. Куприн «Белый Бим Чёрное ухо», И. А. Бунин «Сны Чанга», Л. Андреев «Кусака»;

найти эпизоды, где раскрывается образ собаки;

обобщить исследуемый материал и внести его в проект;

защитить проект перед одноклассниками.

Собаки произошли от волка. Это древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком.

Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве и в литературе.

2.Образ собаки в русской литературе.
hello_html_4f0dfa44.jpg

Русская литература – это огромный мир творчества, где мы чему-то учимся. Часто у писателей главными героями являются собаки, которым присущи человеческие качества. Они имеют душу, умеют чувствовать, думать, любить.

В 20 веке тема «братьев наших меньших» становится актуальной. В произведениях 20 века порой трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака начинают существовать в литературе на равных. Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира.

hello_html_584ea48a.jpg

2.1. Образ Каштанки в повести А.П. Чехова «Каштанка»

Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.

В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие.

Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых - она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили различными «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир беззащитного животного.

hello_html_m5ff19e07.jpg

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, то ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако, она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов : «Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Таким образом, Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор предлагает нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. То, что кажется нам ненормальным, жестоким, собака воспринимает как обычную жизнь. А сытое, удобное существование, но без любимых, дорогих людей – это для нее сон, из которого она бежит в настоящую жизнь.

2.2. Образ Чанга в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» hello_html_m3d7023fe.jpg

Чанг - центральный персонаж рассказа И.А.Бунина «Сны Чанга».

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Назвать собаку он решил Чангом. В результате пес стал единственным слушателем капитана на все оставшееся время путешествия. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка. Но потом случается так, что в жизни хозяина все резко меняется. Он начал понимать, что жена его не любит, и все его мечты рушатся.

На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за тем, как меняется жизнь капитана и как меняется его представление о счастье. Сначала капитан считал, что жизнь прекрасна, что люди все добрые и отзывчивые. Но это все было, пока у него была любовь. После того, как капитан потерял ее, ему казалось, что жизнь тянется одним серым днем, а все люди не имеют ни совести, ни жалости, ни цели в жизни. Вместе с внутренними переживаниями меняется и внешний облик капитана. В самом начале рассказа он опрятен, выбрит, хорошо одет и от него очень приятно пахнет. Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, который живет на чердаке.

Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Но все разрушилось. Человеческие отношения мы видим глазами Чанга. Здесь пес выступает в роли верного и сообразительного друга. Собака передает читателю самые искренние чувства: любовь, искренность, преданность.

2.3. Образ Бима в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» hello_html_4476ad27.jpg

Охотничий пёс Бим начинал свою жизнь не очень сладко. Ещё месячным щенком был отдан чужому и незнакомому человеку – его хозяину Иван Иванычу. Из-за необычного для его породы окраса Бим стал изгоем среди сородичей – охотничьих сеттеров. Но дружелюбный пёс не унывал, ведь главным для него было лишь то, что он рядом с другом-хозяином. Но жизнь сложная штука, никогда не знаешь, в какую сторону она повернёт тебя, что будет завтра, и что ещё придется пережить на этом опасном жизненном пути. О своём будущем не знал и Бим, он даже думать не хотел о завтрашнем дне, ведь пёс так весело и интересно прожил вот уже три года с ласковым Иван Иванычем. Но пошатнувшееся после войны здоровье пожилого хозяина требовало скорого лечения, и вскоре милому другу Бима пришлось расстаться со своим питомцем. Жаль, что собака не могла понять смысла прощальных слов человека. Пёс не знал, куда уехал его добрый друг, ему оставалось только ждать и ждать… Скука от расставания была для Бима невыносимой, и он решил на решающий шаг – пойти в одиночку на поиски любимого хозяина. И именно в этом опасном путешествии пёс узнал горькую правду жизни, что на свете бывают не только хорошие люди, но и, к сожалению плохие, такие как Тётка, Серый, Клим и другие. hello_html_m7b9bee1e.jpg

Но мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча. В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фург она, в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб. Совершенно безнаказанно, ни за что.

Бим обладает такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность».

Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. Всем этим «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как равнодушие, жестокость, подлость, не только по отношению к собакам, но и по отношению к другому человеку.

В своём произведении автор призывает нас с любовью относиться к четвероногим друзьям, ведь собаки чувствуют и понимают всё.

2.4. Образ Арто в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель»

Рассказ «Белый пудель» написан о бродячих цирковых артистах. Их трое: дедушка Мартын, мальчик Сергей и пудель Арто. hello_html_632a855d.jpg

Пудель Арто был беленького окраса, подстрижен как лев, потому что ему так очень шло. Арто имел очень дружелюбный и спокойный характер. Он не лаял, был верным другом, всегда спешил на помощь своим товарищам. Они живут на море, ходят по селеньям и показывают всякие трюки. Только им за это мало платят. Но они не унывают, потому что они вместе и очень сильно дружат. Крепкая дружба помогает им жить. Но однажды случилась беда: мальчик Трилли, которому они показывали представление, захотел отобрать у них пуделя. Им предложили денег, но дедушка отказался, потому что друзей не продают. Но капризный мальчик привык, что его желания всегда выполняются. Тем более, пудель был очень красив, умен и хорошо выполнял всякие трюки. Но Трилли не знал, что он выполняет эти трюки потому, что к нему хорошо относились, потому что он такой же артист, как и дедушка Мартын, и мальчик. Когда пуделя похищают, артисты сразу же начинают думать, как его спасти. Здесь появилась проблема, потому что у дедушки какой-то неправильный паспорт и его самого могут посадить в тюрьму. Но им нельзя оставаться без пуделя, потому что друзей не бросают в беде. Тогда Сергей ночью пробирается на дачу и забирает собачку. Так Куприн хочет нам показать, что среди бедных только и осталась настоящая дружба. И продавать своих друзей нельзя ни за какие деньги. С дедушкой и мальчиком Серёжей его объединяла жизнь и повела нелёгкими путями бродячих цирковых артистов. За время своих скитаний Арто понял, что уже не может прожить без своих верных друзей, не может расстаться с ними.

hello_html_2e4d6aa7.jpg

В данном произведении автор раскрывает такое важное качество, как настоящая дружба между человеком и собакой.

hello_html_452cf644.jpg

2.5. Образ Кусаки в рассказе Л. Андреева «Кусака»

На защиту собаки встает другой знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев .

Так в его рассказе “Кусака” мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она так много натерпелась боли, унижения и оскорбления, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь и ласка, в свой ответ получала лишь камни и палки.

Но однажды Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час, и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой». Она научилась ласкаться, но по привычке от каждого прикосновения руки ей было больно, словно от удара. Вскоре собака привыкла к этим людям и полюбила их. Но собачье счастье продолжалось недолго. Осенью люди покинули дачу и оставили Кусаку опять одну. Она еще долго бежала по их следам, когда вернулась на дачу, стучала в двери, но ей никто уже не открывал. «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадѐжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно- темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу». Так Кусака еще раз пережила очередное предательство, на которое, как оказалось, способны только люди. Леонид Андреев доказал, что только человек может привить в собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то и просто. Это не просто рассказ о брошенной собаке, это повествование о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании девочки защитить своего друга. hello_html_1d9f74f4.jpg

Прочитав рассказ, понимаешь, что человек, не любящий животных, способный предать, обрывает связь с миром природы.

Проанализировав произведения, мы пришли к следующим выводам:

1. Образ собаки играет важную роль в литературных произведениях.

2. Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел.

3. С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.

По результатам анализа можно выделить следующие нравственные проблемы, которые поднимают в них авторы:

Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке;

Проблема одиночества и человека, и животного;

Проблема нравственных ценностей в жизни.

Мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Выдвинули гипотезу: собаки играет важную роль в произведении. Через отношение человека к собаке мы можем узнать его нравственные качества. В ходе исследования гипотеза подтвердилась: русские писатели подчеркивали в образе собаки нравственно-этические стороны, пытаясь научить людей заботиться не только о себе, но и о тех, кто живет рядом. В дальнейшем мне бы хотелось познакомиться с произведениями современных авторов, в которых встречается образ собаки.

Вся русская литература высоконравственна: она учит добру, любви, состраданию, в том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает эти нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. Мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни. Собака – это верный друг человека, преданный ему по самой своей сути, что особенно проникновенно можно почувствовать , читая произведения русских писателей. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

Равноправные герои

"Славный народ собаки. "
Антон Чехов

Собаки в Русской литературе
Если посмотреть внимательным и придирчивым взглядом, то неожиданно окажется, что русская литература полна собаками едва ли не в той же мере, как "маленькими" и "лишними" людьми. И даже интересней: большинство этих молчаливых персонажей тоже персоны то "маленькие", то "лишние". Только судьба их, в отличие от человеческой, как правило, гораздо более трагична или, по крайней мере, равна по страданиям.

Квинтэссенцией этого зеркала человека можно смело назвать Лыску - героиню чеховского рассказа "Нахлебники". "К нему подошла его собака, большой дворовый пес, белый с черными пятнами, облезлый, полудохлый, с закрытым правым глазом. Подходила Лыска робко, трусливо изгибаясь, точно ее лапы касались не земли, а раскаленной плиты, и все дряхлое тело выражало крайнюю забитость".

Будучи не в состоянии прокормить собаку и лошадь, хозяин отводит их к живодеру. "Когда Лыска, видя смерть своего друга, с визгом набросилась на Игната (живодер - прим. авт.), то послышался еще третий удар, резко оборвавший визг. Далее Зотов помнит, что он, сдуру и спьяна, увидев два трупа, подошел к станку и подставил свой собственный лоб. ".

На равных со стариком Смитом Достоевского в "Униженных и оскорбленных" влачит свое существование его пес, и обоих настигает практически одинаковая смерть. И только судьба Лиски в рассказе Гиляровского, символически названного "Человек и собака", словно в насмешку оборачивается триумфом беспородной, к тому же, хромой собаки над замерзшим на реке нищим. "Никто и не вспомнит его! Разве. могильщик скажет: "Человек вот был тоже, а умер хуже собаки. "

А Лиска живет себе до сих пор в собачьем приюте. Живется ей хорошо, сыто до отвалу, как и сотням других собак. Их любят, холят, берегут, ласкают. " Да еще, может быть, переживает своего хозяина, повесившегося от потери собачьего друга, купринский Пиратка из одноименного рассказа.

Но это так, к слову. Точно также, к слову, можно сказать, что собаки в русской литературе отражают не только трагичность в чистом виде, но и проблемы русского интеллигента, например. Тонкость душевного восприятия, мучительный разлад с собой, метания от одного к другому, невозможность предательства и обмана - все это в полной мере можно отнести не только к герою-человеку.

Тут же стоит заметить и такую особенность в изображении собак русской литературой, как их пассивность. Европейская традиция, идущая едва ли не со времен собак Тристана и святого Губерта и продолженная Сетон-Томпсоном и Джеком Лондоном, обычно показывает собаку в самостоятельном активном поступке. У нас же редко встретишь описание собаки, совершающей действия - чаще действия совершаются над ними. Исключение, пожалуй, составляет лишь фиолетовый пес из купринского "Собачьего счастья" и отчасти пушкинский Соколко, безуспешно попытавшийся спасти царевну в пушкинской "Сказке о семи богатырях".

А как описываемые собаки говорят о времени! Так весь восемнадцатый век они существуют практически в некоем условном обличии, без ссылок на породу или упоминаний о каких-то особенностях. Собака - и все. Но чем дальше, тем разнообразнее становятся наши персонажи. Начало следующего века сосредоточено, в основном, на борзых, затем в полном соответствии с развитием охоты, появляются легавые, а после реформы 1861 года русскую литературу потоком захватывают беспородные Жучки, Трезоры, Полканы и прочее собачье простонародье. Перед революцией же картина, как и полагается, смешивается окончательно: новомодные породы мирно соседствуют с традиционными, а песья знать - с песьим пролетариатом.

Меняются не только породы, но и занятия героев. И если сначала единственным описываемым занятием собаки является сторожевая служба, то затем ее сменяет охота, и лишь во второй половине девятнадцатого века появляются собачьи "вольные художники" и "люмпены", ибо авторов интересует уже не столько род их занятий, сколько внутренний мир.

Но на образах собак прекрасно отслеживается не только историческая эпоха, но и литературные течения. В самом начале становления русской словесности образ собаки был лишь символом или знаком и, как правило, появлялся только в баснях, где собака олицетворяла определенные качества, чаще всего преданность и верность. Правда, случалось и так, что в облике собаки выводились конкретные люди или определенные, необходимые автору качества, как, например, в басне Хераскова "Две собаки" или чуть позже - крыловские гончие в "Волке на псарне" и бессмертная, ставшая нарицательной Моська.

Собаки в Русской литературе
Но с развитием литературы образ собаки становился все более тонким. Уже в начале XIX века собака обычно говорила об определенной черте характера героя. Яркий образчик этого - Сбогар - легавая Алексея из пушкинской "Барышни-крестьянки". "Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. В то же время раздался голос: "Tout beau, Sbogar, ici. (Тихо, Сбогар, ко мне - фр.) Появление этой собаки говорит не только о том, что ее хозяин завзятый охотник-одиночка, но и человек, не чуждый модной литературе, ибо имя собаки отсылает к благородному разбойнику Шарля Нодье Жану Сбогару.

Более того, легавых были тогда в России считанные единицы, и охотились с ними люди оригинальные и небедные. Все же вместе дает внимательному читателю понять, что герой - отчаянный романтик, противопоставляющий себя окружающему миру. И это делается всего лишь единственным упоминанием собаки, притом, в двух коротеньких предложениях!

Точно так же Гоголь, изображая щенка и псарню в знаменитой сцене Ноздрева и Чичикова, дает читателю гораздо более широкое представление о герое, чем можно было бы сделать долгим описанием. Ведь купленный щенок - мордаш, то есть бульдог, предполагающий охоту на медведя. А псарне Гоголь, отнюдь не отличавшийся любовью к собакам (больше их нет ни в одном его произведении!) уделяет почти целую страницу, и какую! "Он повел их к выстроенному очень красиво маленькому домику, окруженному большим загороженным со всех сторон двором.

Вошедши во двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей: муругих, черных с подпалинами, полово-пегих, муруго-пегих, красно-пегих, черноухих, сероухих. Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, черкай, допекай, припекай, северга, касатка, награда, попечительница. Ноздрев был среди них совершенно как отец семейства. "

А холеные борзые княгини Бетси в "Анне Карениной" говорят и о склонностях, и о времяпрепровождении, подчеркивая одновременно и красоту, и порочность, и скудоумие героини. Прелестный же Блюхер из "Двух гусаров" отсылает читателя и к участию героя в наполеоновских войнах, и к его насмешливо-циничному характеру, раскрывая, как бы между прочим, еще одно занятие персонажа, о котором не говорится впрямую - травлю крупных зверей, требующую мужества и хладнокровия вкупе с азартом.

Эта тенденция существовала довольно долго, пока не видоизменилась в более интересную и гибкую установку давать собаку уже не как характеристику какой-либо одной черты героя, а с ее помощью показывать героя в действии, в поступках, в конечном счете - в судьбе. И первым человеком, сделавшим это, был, конечно, Тургенев со своей бессмертной Муму. Но надо заметить, что Тургенев, будучи не только тонким психологом, но удивительным охотником, заложил и другую традицию русского повествования о собаках. Это - описание собаки самой по себе, проникновение в ее внутреннюю жизнь, попытка увидеть окружающий мир ее глазами.

Конечно, в "Записках охотника" эти попытки еще очень робки, почти незаметны для обыкновенного читателя, но они уже есть. Принужденно улыбающаяся собака в "Хоре и Калиныче", мимолетные разговоры с псом в "Бежином луге", наконец, малоизвестный "Пэгаз" и так и не напечатанная автором при жизни, но с восторгом читаемая и принимаемая по салонам "Собака". Правда, последняя скорее символична, чем психологична.

И молодой Толстой, будучи, как никакой другой русский писатель, на физическом уровне открытым живой природе, не мог удержаться и тоже попытался запечатлеть уже носившуюся в воздухе тенденцию в рассказе "Булька. Рассказ офицера". Да, пожалуй, и Некрасов, тоже проникновенный охотник, попробовал подать собаку как существо вполне самостоятельное; к сожалению, разбросанные по стихам его зарисовки слишком незначительны и заметны только пристрастному читателю-собачнику или специалисту-литературоведу.

Почти до конца XIX века сохранялась и остаточная тенденция, идущая из века восемнадцатого: совершенно условная подача собаки как повода для движения сюжета. Такова, например, искрометная пьеса "Фантазия" Козьмы Пруткова, где все действие вертится вокруг пропавшей моськи. Также осталась привычка давать собаку элементарным обозначением определенного человеческого качества; это особенно заметно в русских эпиграммах.

"Терентий здесь живет Облаевич Цербер", - начинал свою эпиграмму в 1768 году Державин, и через сто двадцать лет ее подхватил Минаев: "Бежит по Невскому собака. "

Собаки в Русской литературе
Однако вернемся к основной тенденции всей второй половины XIX века: собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность. Здесь литература осторожно начала с детей, ибо через них, еще не так далеко ушедших от природы, сделать это было значительно проще. В этом смысле тоже существует однозначный лидер - знаменитая Жучка из гаринского "Детства Темы".

"Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку. " История с риском для жизни спасения мальчиком собаки из гнилого колодца есть на самом деле классическая инициация героя (недаром после спасения мальчик заболевает с потерей сознания, то есть "умирает", переходит в иной, новый мир взрослых).

Инициацией можно считать и историю с отравленной и снова, якобы, возродившейся собакой Илюшечки в "Братьях Карамазовых" Достоевского. Преодоление себя Колей Красоткиным, его взросление происходит именно через Перезвона-Жучку. Недаром Гарин-Михайловский дает спасенной собаке все то же "достоевское" имя. В этом ряду стоит и пронзительный Арто - купринский "Белый пудель", все с тем же самопожертвованием ребенка ради собаки.

Постепенно традиция охватывает все больший круг персонажей, и к началу века двадцатого порой уже трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака в русской литературе начинают существовать на равных, особенно у писателей психологического склада. Так, кто герой бунинских "Снов Чанга"? Спившийся капитан или его не менее спившийся пес, сохранивший, однако, гораздо более человеческое и тонкое видение мира?

А "Кусака" Андреева есть ли рассказ о брошенной собаке или же это повествование о позорном равнодушии еще молодого человека, неспособного отстаивать свои привязанности? Или это вообще рассказ о страшной тьме, надвигающейся на страну? "Свет еще долго боролся с тьмою. но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь. "

Таким образом, ко времени русского Серебряного века образ собаки, сделав круг, возвратился к своему началу и снова стал знаком и символом, не теряя, тем не менее, уже завоеванных позиций характеристики героя и самостоятельного персонажа.

Что касается первой функции, то здесь лидерство принадлежит, несомненно, Чехову. Как подсчитано, в его произведениях действует 124 собаки! От огромных до крошечных, от дворняжек до аристократов - они дают почти исчерпывающий срез тогдашнего общества. Робкий белый шпиц, своей наивной прелестью так подозрительно напоминающий хозяйку - молодую даму, приехавшую в Ялту ("Дама с собачкой").

"Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине", становящийся то бешеной шавкой, то генеральской собакой ("Хамелеон"). Сука английского сеттера Милка, выдаваемая пьяным поручиком за "настоящего, чистокровного кобеля" ("Дорогая собака"). Крошечная злая собачка, такая же бесприютная, как ее владелица Шарлотта ("Вишневый сад"). Подуздоватый Угадай и поимистый Откатай, расстраивающие сватовство ("Предложение"). И еще целая свора борзых, легавых, болонок, сторожевых весело - а часто и очень грустно - лает и носится по всем чеховским рассказам, придавая своим хозяевам дополнительный шарм правдоподобия.

Чехов, как никто другой, подхватил и развил еще одну русскую особенность в описании собак, идущую, пожалуй, от Гоголя: особенно расположены к ним герои, находящиеся в подпитии. И чем сильнее подпитие, тем сильнее льнут они к братьям меньшим и тем яростнее обвиняют человеческий род в грубости, глупости и полном непонимании мира. Ни к одному живому существу или неживому предмету не обращаются русские герои так часто, как к собаке, видя в ней свое нелгущее зеркало.

Ибо, как заметил еще Тургенев, и в собаке, и в человеке живет одно и то же чувство, между ними нет никакой разницы, они тождественны, ибо в каждом горит и светится тот же трепетный огонек. "Это не животное и не человек меняются взглядами. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой".

Чехов отдал дань и второй традиции изображения собак - его "Каштанка" остается одним из самых проникновенных и точных описаний собачьей психологии.

Но, конечно, самым удивительным мастером, сумевшим буквально превратиться в собаку-персонаж, был Куприн. "Сапсан" и "Собачье счастье" читаются как энциклопедия собачьих ощущений и взглядов, если будет позволено так выразиться. А точность описаний! "Тогда Джек решил ориентироваться по запаху. Он. старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла.

Но в эту минуту мимо Джека торопливой походкой прошла какая-то женщина и. оставила за собою сильную струю отвратительных китайских духов. Джек досадливо махнул головою и чихнул - Аннушкин след был окончательно потерян. Но Джек не торопился. В чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость. Пробегая мимо почты. Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой"

Но повествование от лица собаки неизбежно повлекло за собой и произведения ad absurdum, как, например, читаемый до сих пор "Дневник фокстерьера Микки" Саши Черного, где собака выступает с человеческой ментальностью, имея от своей породы лишь обличье и возможность говорить нелицеприятные вещи о людях как бы в шутку.

С другой стороны, "литературная" собака уже настолько плотно вошла в жизнь и быт, что она оказывается даже в таком редком для начала века положении, как полет на аэроплане.

"Пришли весною. Воздушный причал
Был бессолнечно-сер.
Хозяин надел шлем и сказал:
"Сядьте и вы, сэр!"

Джек вздохнул, почесал бок,
Сел, облизнулся, и в путь!
Взглянул вниз и больше не смог,-
Такая напала жуть.

"Земля бежит от меня так,
Будто я ее съем.
Люди не крупнее собак,
А собак не видно совсем".

Хозяин смеется. Джек смущен
И думает: "Я свинья:
Если это может он,
Значит, могу и я".

После чего спокойнее стал
И, повизгивая слегка,
Только судорожно зевал
И лаял на облака.

Концовка же этого известного стихотворения* уже окончательно уравнивает собаку и человека даже в смерти: "И люди сказали: / Был пес, а умер, как человек".

Революция перечеркнула все достижения русской литературы в отношении собак (остался, пожалуй, один Михаил Пришвин), многое потом пришлось восстанавливать заново. И, надо сказать, литература советская добилась в этом отношении многого, внеся ранее не существовавшие мотивы. Но об этом в следующем номере.

Образцы верной дружбы и подлого лакейства, демонологические персонажи и олицетворения болезни, поборники нравственности и свидетели (а то и участники) любовных утех: «Полка» рассказывает о том, как маленькие собачки послужили русской литературе.

С самого начала существования «Полки» у редакции было условное обозначение абсолютно идиотского критерия классификации литературы: «маленькие собачки». Например: «А что у нас будет в этом списке? Все книги про маленьких собачек?» Или: «Ну при желании можно сделать и материал о книгах, где есть маленькие собачки». Так вот: мы не можем больше сдерживаться. Мы сделали этот материал. Просим любить и жаловать: маленькие собачки в русской литературе.

Милушка

Одна из самых ярких реакций русской литературы на Великую французскую революцию — ода Гавриила Романовича Державина «На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти». Процитируем её целиком:

Увы! Сей день с колен Милушка
И с трона Людвиг пал. — Смотри,
О смертный! Не все ль судьб игрушка —
Собачки и цари?

Горностайко

Ещё одна маленькая собачка из творчества Державина, который был до таких собак охотником. И вновь надгробная надпись (собачья эпитафия — почтенный с Античности жанр, тем более приличествующий Державину, что стихи на смерть своих левреток писала и Екатерина II):

Здесь пёсик беленький лежит,
Который Горностайком звался.
Он был тем мил и знаменит,
Что за хозяина вступался
И угождал не низкою какой,
А твёрдой львиною душой;
Ворчал, визжал — но так забавно,
Что и сердяся пел сопрано.

Филолог Яков Грот, издавший девятитомное собрание сочинений Державина, так комментировал это стихотворение: «Эту собачку звали сокращённо Тайкой; она была хорошо известна всем посещавшим Державина, которые часто заставали его в халате и видели у него эту любимицу за пазухой».

Жужу

В отличие от Горностайка, «Жужу, кудрявая болонка» из басни Крылова «Две собаки» — образец расчётливого лакейства. На вопрос дворового пса Барбоса, терпящего за верную службу одни лишения, «чем служит» людям его бывший друг Жужутка, Жужу даёт ответ: «На задних лапках я хожу». Мораль: «Как счастье многие находят / Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Ради аллегории (один благодаря угодничеству пробивается в люди, другой, верно служа, остаётся с носом) Крылов идёт против кинологического здравого смысла. «Ну, что, Жужутка, как живёшь, / С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли? / Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали». Кто ж это станет держать болонку на дворе?

Моська

Крыловская Моська — маленькая собачка, которую мы все знаем с детства, и неплохой специалист по пиару:

‎Вот то-то мне и духу придаёт,
‎Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»

Моськами во времена Крылова называли мопсов, которые вошли в моду в России в XVIII веке.

Фиделька

В «Модной жене», юмористической сказке классициста Ивана Дмитриева, жена, разумеется, неверна. Не откажем себе в удовольствии процитировать:

Диван для городской вострушки,
Когда на нём она сам-друг,
Опаснее, чем для пастушки
Средь рощицы зелёный луг,
И эта выдумка диванов,
По чести, месть нам от султанов!

От разоблачения ветреницу, уединившуюся с любовником на диване, спасает собачка Фиделька, вовремя поднявшая лай. Как выкрутилась остроумная жена, предоставляем узнать читателю, а про собачку заметим, что fidelis по-латински как раз значит «верный». Спустя 34 года тот же мотив переиначит Пушкин в «Графе Нулине» (см. ниже).

Прелестный шпиц

Человеческое воплощение «ходьбы на задних лапках» — Молчалин из «Горя от ума», и чтобы подольститься к великосветской старухе Хлёстовой, он выбирает соответствующий предмет для комплимента: «Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! / Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!» Хлёстова воспринимает своего шпица наравне с «арапкой-девкой», которую тоже взяла с собой «от скуки»: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, / От ужина сошли подачку». Одно из первых упоминаний шпицев в русской литературе: карликовые померанские шпицы были популярны у европейской знати, в России шпица держал, например, адмирал Шишков.

Амика

Ещё одна собачья эпитафия — «На смерть собачки Амики» Антона Дельвига, с авторским уведомлением: «Эта шутка была написана в угодность одной даме, которая желала, чтобы я сочинил на смерть её собачки подражание известной оде Катулла «На смерть воробья Лесбии», прекрасно переведённой Востоковым». Дельвиг, исполняя просьбу, подражает Катуллу/Востокову («Тужите Амуры и Грации, / И всё, что ни есть красовитого! / У Дашиньки умер воробушек! / Её утешенье, — которого / Как душу любила и холила!») и в риторике, и в композиции:

О камены, камены всесильные!
Вы внушите мне песню унылую;
Вы взгляните: в слезах Аматузия,
Горько плачут амуры и грации.
Нет игривой собачки у Лидии,
Нет Амики, прекрасной и ласковой.

И Дельвиг перечисляет многочисленные достоинства Амики, ушедшей «в те сады, где воробушек Лесбии / На руках у Катулла чиликает». Дамой, заказавшей Дельвигу эпитафию, была Софья Дмитриевна Пономарёва, хозяйка литературного салона на Фурштатской улице, где сложился дружеский кружок «Сословие друзей просвещения». В него входили и Дельвиг, и Востоков, и многие другие блестящие литераторы, в том числе Баратынский. Собаку звали на самом деле не Амика («подруга» по-латински), а Мальвина; в изначальном автографе Дельвига значилось настоящее имя. Три года спустя он, увы, напишет утончённую эпитафию и Мальвининой хозяйке. «Комнатная собачка, с лаем кидавшаяся на гостей, была памятна всем посетителям дома, но её нехитрая жизнь вдруг неожиданно облеклась в одежды поэтические и мифологические; она заняла место подле псов Дианы и заливалась лаем на Марса и Зевса. То, что для похвал её шелковистой шерсти и привязанности к хозяйке был мобилизован весь реквизит поэзии века Августа, — было забавно, как забавны были и античные эвфемизмы», — писал литературовед Вадим Вацуро. Мальвина и ещё одна собака Пономарёвой, Гектор, упомянуты в романе Юрия Тынянова «Кюхля» — о Вильгельме Кюхельбекере, влюблённом, как и многие другие, в Софью Пономарёву.

Шпиц косматый

«Граф Нулин», по полушутливому признанию Пушкина, вырос из вопроса: «Что, если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощёчину Тарквинию? быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принуждён был отступить?» Но смелость Натальи Павловны, отвесившей пощёчину ночному визитёру Нулину, была не единственной счастливой помехой:

Сгорел граф Нулин от стыда,
Обиду проглотив такую;
Не знаю, чем бы кончил он,
Досадой страшною пылая,
Но шпиц косматый, вдруг залая,
Прервал Параши крепкий сон.
Услышав граф её походку
И проклиная свой ночлег
И своенравную красотку,
В постыдный обратился бег.

Казалось бы, перед нами перевёрнутая ситуация из «Модной жены» Дмитриева, но Наталья Павловна и впрямь была неверна своему супругу — только счастливым соперником оказался не Нулин. Кстати, в усадьбе были и другие собаки: охотничьи борзые и как минимум одна дворовая.

Фидель и Меджи

Собачки, чью переписку перехватывает герой «Записок сумасшедшего» Поприщин, в характерной перспективе обсуждают свой собственный быт («Ах, ma chere, я должна тебе сказать, что я вовсе не вижу удовольствия в больших обглоданных костях, которые жрёт на кухне наш Полкан»), свои амурные дела («Если бы ты видела одного кавалера, перелезающего через забор соседнего дома, именем Трезора») и жизнь своих хозяев:

За столом он был так весел, как я ещё никогда не видала, отпускал анекдоты, а после обеда поднял меня к своей шее и сказал: «А посмотри, Меджи, что это такое». Я увидела какую-то ленточку. Я нюхала её, но решительно не нашла никакого аромата; наконец потихоньку лизнула: солёное немного.

Поприщин, мечтавший вычитать какие-нибудь интимные подробности о дочери своего начальника, негодует: «Тотчас видно, что не человек писал. Начнёт так, как следует, а кончит собачиною». Впрочем, кое-что важное для себя он всё же узнал: красавица торопилась под венец с камер-юнкером, а сам Поприщин оказался посмешищем не только для неё, но даже для её собаки. Переписка собачек, воображаемая или (чем Гоголь не шутит) реальная, окончательно сводит Поприщина с ума.

Борзые щенки

«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело», — заявляет в первом действии «Ревизора» судья Ляпкин-Тяпкин. Самих щенков в пьесе нет, но это не помешало им превратиться в мем.

Собачка-болезнь

В «Записках охотника» много собак, но в основном крупные. Зато есть собачка, никак с охотой не связанная: персонификация болезни из сновидения крестьянки Лукерьи. Некогда «первая красавица во всей нашей дворне», а теперь несчастная, поражённая непонятной хворью, иссохшая женщина, которой подходит прозвище «живые мощи» (так, собственно, и называется рассказ), Лукерья рассказывает изумлённому барину Петру Петровичу о своём сне. «Вижу я, будто стою я в поле, а кругом рожь, такая высокая, спелая, как золотая. И будто со мной собачка рыженькая, злющая-презлющая — всё укусить меня хочет. И будто в руках у меня серп, и не простой серп, а самый как есть месяц, вот когда он на серп похож бывает. И этим самым месяцем должна я эту самую рожь сжать дочиста». Во сне к Лукерье является сам Христос, забирающий её в Царствие Небесное:

И я к его ручке как прильну! Собачка моя сейчас меня за ноги. но тут мы взвились! Он впереди. Крылья у него по всему небу развернулись, длинные, как у чайки, — и я за ним! И собачка должна отстать от меня. Тут только я поняла, что эта собачка — болезнь моя и что в Царстве Небесном ей уже места не будет.

Перед смертью Лукерья услышит колокольный звон с неба — будто во исполнение своих снов.

Муму

Вероятно, главная собака русской литературы — Муму, принявшая мученическую смерть в Москве-реке. Обычно обсуждают прототипов людей в этом рассказе (злобная барыня — мать Ивана Тургенева Варвара Петровна, Герасим — немой крепостной мужик Андрей), а заглавной героине уделяют меньше внимания. Собачка по прозвищу Муму — от мычания глухонемого — действительно существовала и действительно была утоплена — только крестьянин Андрей после этого не вернулся к себе в деревню, а продолжил служить барыне, что, казалось бы, выглядит логичнее. Герасим решается уйти от барыни, уже исполнив её жестокое повеление: его освобождает взятый на душу грех и расставание с любимым существом. Символично, что в начале рассказа Герасим спасает собаку из той же самой Москвы-реки: судя по всему, её решили утопить сразу после рождения. «Очень ладная собачка испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» — так Тургенев описывает повзрослевшую Муму. «Испанская порода» и чёрно-белый окрас, — судя по всему, Муму была спаниелем. Впрочем, иллюстрации и памятники часто изображают её в виде шпица, таксы или попросту дворняги.

Ами

Очередная итерация мотива «собака — свидетель адюльтера». Рассказ Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» — запутанный водевиль, в котором муж не один, а два — и под кроватью тоже прячутся двое. Потерявший голову главный герой рассказа (попавший под кровать по ошибке), круто обходится с болонкой, которой вздумалось некстати залаять:

— Изверг! что вы делаете? — прошептал молодой человек. — Вы губите нас обоих! Зачем вы схватили её? Боже мой, он её душит! Не душите, пустите её! Изверг! Но вы не знаете после этого сердца женщины! Она нас выдаст обоих, если вы задушите собачку.

Но Иван Андреевич уже ничего не слыхал. Ему удалось поймать собачку, и в припадке самохранения он сдавил ей горло. Собачонка взвизгнула и испустила дух.

— Мы пропали! — прошептал молодой человек.

— Амишка! Амишка! — закричала дама. — Боже мой, что они делают с моим Амишкой? Амишка! Амишка! ici! О изверги! варвары! Боже, мне дурно!

Юноша, которого Иван Андреевич попрекал молодостью, был совершенно прав: любовь к собаке пересилила в даме и любовь, и страх разоблачения. Кончится всё, впрочем, хорошо, а удушенную собачку ещё ждёт выход на бис.

Болонка, выброшенная из окна

Ещё одна убитая в прозе Достоевского болонка — не на совести писателя. В начале «Идиота» генерал Иволгин рассказывает гостям, как выбросил из окна болонку попутчицы в поезде:

Не говоря ни слова, я с необыкновенною вежливостью, с совершеннейшею вежливостью, с утончённейшею, так сказать, вежливостью, двумя пальцами приближаюсь к болонке, беру деликатно за шиворот и шварк её за окошко вслед за сигаркой! Только взвизгнула! Вагон продолжает лететь.

И тут же Достоевский великолепным саморазоблачительным жестом сообщает, откуда он (а заодно и генерал Иволгин) взял эту историю:

— Но позвольте, как же это? — спросила вдруг Настасья Филипповна. — Пять или шесть дней назад я читала в Indépendance — a я постоянно читаю Indépendance — точно такую же историю! Но решительно точно такую же! Это случилось на одной из прирейнских железных дорог, в вагоне, с одним французом и англичанкой: точно так же была вырвана сигара, точно так же была выкинута в окно болонка, наконец, точно так же и кончилось, как у вас. Даже платье светло-голубое!

Генерал покраснел ужасно…

— Уверяю же вас, — пробормотал генерал, — что и со мной точно то же случилось…

Сцена хорошо характеризует Иволгина, глупого враля и пьяницу.

Жучка

Фантазия

В пародийной комедии Козьмы Пруткова «Фантазия» несколько женихов добиваются руки Лизаньки, воспитанницы богатой старухи Чупурлиной. Главную роль в этих смотринах, однако, играет старухина любимая моська по имени Фантазия: она некстати пропадает — и Чупурлина ставит женихам сказочное условие: «Кто принесёт мне мою Фантазию, тот в награду получит и приданое, и Лизавету!» Разумеется, на сцену являются подложные собаки, а в последний момент возвращается и настоящая.

Лиловая собачонка

Она же Азор, она же Фемгалка, она же Серый, она же Вислый. Эта собачонка необычного окраса приблудилась к пленному Платону Каратаеву в четвёртом томе «Войны и мира». «Всё для неё было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой». С этим весельем будет контрастировать собачий вой, который услышит Пьер Безухов, когда французы расстреляют Каратаева; Пьер вновь увидит лиловую собачонку перед самым своим освобождением. Самое странное в ней, конечно, эпитет «лиловая». В заметке Николая Апостолова «Лиловый» цвет в творчестве Толстого» говорится: «Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своём произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами»; Виктор Шкловский добавлял, что «Толстой… пользовался лиловым цветом, как цветом условно-художественным». Фантасмагорическая расцветка собачонки, возможно, особенность цветовосприятия пленного Пьера, которому Толстой не раз передоверяет свои взгляды и мысли. В сериале Би-би-си по «Войне и миру» собачонка получила имя Сашенька — она показалась зрителям особенно трогательной.

Собачка — подруга льва

Среди толстовских рассказов для детей, написанных максимально простым языком, один из самых известных — о трогательных отношениях льва и собачки. В его основе — рассказ «Лев и спаниель» из французского детского сборника XVIII века; авторы французского рассказа, в свою очередь, вдохновлялись рассказами нескольких путешественников и натуралистов. Исследователь Александр Карпов в своей работе «О «Львах и собачках» показывает на множестве примеров, как из истории о великодушии властителя-льва, снисходительного к одному из своих маленьких «подданных», этот бродячий сюжет превращается в историю об удивительной дружбе: лев не съедает брошенную ему собачку, а становится её другом и вскоре после её смерти умирает сам. Во «французском» варианте сюжета речь обычно идёт о парижском Ботаническом саде (где Льва и Собачку видели многие путешественники, в том числе русские); «английский» вариант сюжета повествует о зверинце в лондонском Тауэре. Избранный Толстым зачин лишён временных примет и выглядит несколько фантастичным («В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям»), но здесь Толстой следует за другими авторами. В итоге у него получается этюд об этологии животных, лишённый морали, говорящий сам за себя. Татьяна Толстая, впрочем, предлагает биографически-фрейдистское толкование рассказа: «…Нам, начитавшимся 3. Ф., до смешного понятно, что «лев» — это сам граф и есть, а «собачка» кодирует бифштекс с кровью».

Сюзетка

Собачка есть и в последнем романе Толстого «Воскресение»: это болонка Сюзетка, принадлежащая одной из тётушек главного героя Нехлюдова. Друг молодости Нехлюдова по фамилии Шенбок перевязывает Сюзетке пораненную ногу дорогим батистовым платком. Эта малозначительная деталь — одна из немногих, что мы узнаём о Шенбоке, и она подчёркивает его существо пустого мота. Много лет спустя переродившийся Нехлюдов, встретив Шенбока, спросит себя: «Неужели я был такой. Да, хоть не совсем такой, но хотел быть таким и думал, что так и проживу жизнь».

Каштанка

О размерах одной из главных собак в русской литературе можно судить по нескольким деталям. Во-первых, это была «помесь такса с дворняжкой»; во-вторых, первый хозяин Лука Александрович называл её «насекомым существом», в-третьих, дома у доброго циркача она ездила верхом на коте; в-четвёртых, она вместе с котом умещалась в небольшом чемодане. Психологизм «Каштанки» достигает апогея в предпоследней, страшной главе о смерти гуся — отчего этот рассказ ещё современникам казался не совсем подходящим для детей. Возможно, «Каштанка» была написана под влиянием вышедшего годом раньше толстовского «Холстомера» — другой блистательной попытки изобразить психологию животного. Впрочем, существуют как минимум четыре версии, кто подал Чехову мысль написать о Каштанке, приписывал себе эту заслугу и знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Существует несколько экранизаций «Каштанки», лучшая из них — прекрасный мультфильм 1952 года.

Щенок, укусивший Хрюкина

«Хамелеон» Чехова: борзой щенок кусает за палец золотых дел мастера Хрюкина, в дело вмешивается полицейский надзиратель Очумелов (раннему Чехову ещё нравятся говорящие фамилии), но не понимает, что это за собака — уличная или генеральская. Как и все прочие подробности этого рассказа, отношение к собаке — показатель «хамелеонства» Очумелова: провинившийся щенок — то «наверное, бешеная», то «нежная тварь», то «чёрт знает что», то «собачонка ничего себе».

Читайте также: