Что написано в библии про свинью

Опубликовано: 03.05.2024

О мясе свиньи в Библии и в Коране

Мясо свиньи, Бог запрещал в пищу всегда, со всеми своими Посланниками и во всех своих Писаниях, но если в Коране при четком запрете применять свинину в пищу, в некоторых исключительных случаях, Бог еще разрешает ее съесть (Сура 2 «Корова», 173), то в Библии, Бог ее не разрешал, есть вообще никогда. И верующие нередко умирали, но не ели ее (2 Маккавейская 7 глава).
Более того: в Библии, Бог не только запрещал, есть мясо свиньи, но запрещал даже и прикасаться к нему:
Левит

11:7. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и
на копытах разрез глубокий, но она не жует
жвачки, нечиста она для вас;
11:8. мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь;

Иисус сказал: «Я послан только(!) к погибшим овцам дома Израилева». (Мф.15.24). Кто эти овцы? Почему только к ним? От чего они погибли и когда?

Когда Иисус это говорил, закон еще существовал и согласно пророчества о Нем Он прищел к еврем. Овцами погибшими Он называл тех кто не исполнял закон или исполнял его превратно, как фарисеи и священники. После распятия и воскресения , Иисус приносит Новый завет распространяющийся на все человечество и Его слова ученикам уже звучат по другому. "Идите по всему миру и проповедуйте Еванглие". На некоторое время Израиль теряет свою единственность, пока идет сбор Церкви Христа из всех народов, колен и языков. Это коротко на ваш вопрос.

Иисус приходил, чтобы открыть апостолам Извечный Вселенский Закон и Первым в истории человечества Его (Закон) исполнить.(Мф.3.15). Исполнив всякую Правду, Иисус освятился, стал Христом и пошёл по миру проповедовать горькую Истину, за Которую вероующие Его возненавидели и предали на распятие.
Погибшие овцы дома Израилева есмь те 144000 избранных, которые от великого горя потеряли всяческий интерес к мирской жизни: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Откр.7.14). Это для них сегодня с Неба звучат слова: "отныне блаженные мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр.14.13).
У погибших овец дома Израилева национальности нет. Они изначально имеют на челах своих воскресающие печати Бога Живаго. (Откр.7.4). Новый Завет распространяется только на избранных. Вот почему сказано: "Много званных (верующих), но мало избранных" (Мф.22.14). Только эти 144000 составляют Небесную Церковь Христа. После того, как вновь пришедший Сын Человеческий, Которого не признают верующие, воскреснет из мёртвых и взойдёт на Небо, как то описывается в 11 главе Откровения, что станет знамением для всех жителей земли, ангелы Христа соберут всех избранных, как о том говорил Иисус: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на Небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках Небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24.30-31). «И взглянул я, и вот, (уже воскресший Помазанник, Он же) Агнец стоит на (Духовной) горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (избранных), у которых (ещё от сотворения мира) имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с Неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч искупленных от земли. Это те, которые не осквернились (общаясь) с жёнами, ибо они (в душах своих чисты, как) девственники; это те, которые (не ждали, не надеялись, не веровали фанатично, не искали Бога, ибо Он Сам открылся им; они) следуют за Агнцем (который суть «Слово Божие»), куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они не порочны пред престолом Божиим». (Откр.14.1-5).
Поскольку верующие во вновь пришедшем Сыне Человеческом Христа не узнают, то после Его воскресения они останутся на земле и рыдая, будут ожидать своей участи в аду.
О крайнем из 144000 избранных, впервые вошедшем в Христово стадо, сказано: «Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20.6).
Ещё о Церкви Христа говорится: "не войдёт в Неё ничто не чистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (Откр.21.27). У Агнца в книге жизни записаны именно эти 144000 погибших овец дома Израилева.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.


Удивлены вопросом? Признаться, я, когда впервые такой вопрос услышал, тоже изрядно удивился. В самом деле, отсутствие понятия о чистых-нечистых животных или разрешённых-запрещённых продуктах в христианстве очевидно и общеизвестно. И тем не менее время от времени находятся люди, вполне серьёзно интересующиеся: «Можно ли кушать свинину?», а то и вовсе: «Почему христианам нельзя есть свинину»? И если первым отвечать более-менее просто, то развеивать заблуждение вторых бывает куда сложнее.

Что говорит Библия?

Искать ответы на возникающие вопросы в Священном Писании для христианина нормально и естественно. Тем более если вопрос такого рода, что появляется как раз у тех, кто Библию читает и стремится правильно понимать прочитанное. Собственно, в Библии о чистых и нечистых животных сказано немало. Стремясь оградить евреев от лишних контактов с язычниками, Бог предельно уменьшает количество потенциальных точек их соприкосновения. Не обходит Он стороной и бытовую сторону. У еврея даже рацион таков, что сесть за стол с неевреем ему проблематично. Бог запрещает ему употреблять в пищу мясо животных, которые не сочетают в себе двух признаков: не имеют раздвоенного копыта и не жуют жвачку (свинья как раз из их разряда – при раздвоенном копыте жвачным животным она не является), рыбу, которая не имеет одновременно чешуи и плавников, любых моллюсков, практически всех насекомых, кроме определённой разновидности саранчи. Ограничения простираются также и на сочетание продуктов, так, еврею нельзя одновременно есть мясное и молочное (во всяком случае, именно так в еврейской традиции понимается повеление не варить козлёнка в молоке его матери).

На первый взгляд, достаточно один раз перечитать Пятикнижие, чтобы отказаться не только от свинины, но и от крольчатины, скумбрии, креветок и добавления сметаны в борщ с мясом. Однако ничего подобного в жизни православных, как известно, не происходит. Единственное, что нас, пожалуй, роднит с евреями – запрет на употребление в пищу крови. Подробно об этом можно прочитать здесь и здесь:

Что же получается? Христиане едят свинину и не только её, нарушая тем самым повеления Бога, сформулированные в Писании? Ведь по Библии и животные должны делиться на чистых и нечистых и пища, стало быть, тоже не всякая разрешена. Свинину уж точно есть не положено. Так да не так. Чтобы делать выводы о том, каким, согласно Библии, должен быть рацион христианина, Библию, как минимум, следует прочитать полностью. Или хотя бы до 15-й главы Книги Деяний апостольских включительно. Там, напомню, идёт речь как раз о том, нужно ли уверовавшим из язычников прибегать к обрезанию, а также исполнять прочие предписания закона Моисеева. Результат обсуждения этого вопроса апостолами, которые собрались для этого в Иерусалиме, был следующим «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложервенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28–29). Что ж, на мой взгляд, яснее ясного. Ни о какой свинине здесь и речи нет.

Поэтому на вопрос, почему православные едят свинину, ответ может быть только один: потому что это нормально. Есть ли смысл считать недопустимым то, чего само Писание не запрещает? Ну а если кто думает иначе – прочитайте Библию от начала до конца, да не бегло или по диагонали, а внимательно и вдумчиво. Тогда вопрос, можно ли христианам есть свинину, не то чтобы отпадёт сам собой, он просто не возникнет.

А если духовник благословил?

Как ни странно, но верующие, сознательно избегающие употребления в пищу свинины, да и не её одной, гораздо чаще ссылаются на благословения неких духовников и старцев, нежели на неправильное понимание Писания. Ни для кого ведь не секрет, что среди нас, православных, полным-полно таких, кто Библию толком ни разу не прочитал. Да и зачем её читать, когда есть духовники со старцами, которые и растолкуют, и научат, да ещё и благословят для полного счастья. Причём существует прямая закономерность: чем меньше у человека интереса к Писанию, тем, как правило, фанатичнее его вера.

Итак, что же делать, если ты сам свинье ничуть не враг, а духовник не благословляет есть ни сала, ни мяса? Как минимум, менять духовника.

Как уже отмечалось, отрицательный ответ на вопрос, можно ли свинину православным христианам, свидетельствует о том, что человек за всю свою церковную жизнь ни разу не прочитал полностью Библию. Или же прочитал, не вдумываясь. С эдаким уровнем веры и христианского сознания нужно не в духовники метить и уж тем более не благословлять всякому встречному и поперечному «бремена неудобоносимые», а смиренно восполнять дефицит знаний, базовых, нужно заметить, как для христианина. Кроме того, навязчивое желание вторгаться в личную жизнь духовных чад, вплоть до контроля рациона, свидетельствует не столько о пастырской заботе, сколько о неумеренном властолюбии, которое, вкупе с невежеством, не располагает ни к чему другому, как только к бегству без оглядки от такого окормления.

А если просто не хочется?

Если уж говорить о том, когда отказ от свинины не является проявлением невежества, неумеренного неофитского задора или гнушения (что, безусловно, предосудительно), то достойными внимания окажутся только две причины.

Первая: не все любят свинину. О вкусах, как известно, не спорят. Кто не любит свинину, тот её не ест. И тот факт, что христианство не знает запрета на употребление свинины в пищу, вовсе не означает того, что её обязательно есть.

Вторая причина: воздержание. Сразу оговорюсь, я не имею в виду мирян, которые по какой-то причине решили отказаться от мяса и, в частности, от свинины. Для нас, имеющих в календаре более двухсот постных дней, подобного рода «подвиги» едва ли уместны. Опыт показывает, что они чаще надмевают незадачливого «подвижника», нежели приносят ему какую-либо пользу. В то же время для монахов отказ от употребления в пищу мяса является естественной составляющей «жития постнического». И в этом отказе нет ни тени гнушения, пренебрежения или брезгливости. Монах воздерживается от того, что разрешено ради подвига и подвиг этот достоин почтения как сам по себе, так и в контексте нашего времени, с его культом комфорта и зацикленностью на удобстве.

Итак, подытожим: ответ на вопрос, можно ли христианам есть свинину, может быть только положительным. Согласно Библии, согласно Типикону, согласно, в конце концов, сложившейся в наших краях традиции питания, православные христиане едят свинину, а также любое мясо, сало, рыбу, птицу, или овощи, ограничивая себя лишь рамками постов, потребностями собственного здоровья и естественным чувством меры.

Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?

Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.

Свинина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете содержатся указания для израильского народа относительно того, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Книга Второзаконие повествует об этом, например:

«Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку, но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и потому эта еда для вас нечистая. И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи» (Второзаконие 14:6-8).

На самом деле, в Ветхом Завете не так много отрывков, которые говорили бы об употреблении свинины в пищу. Тем не менее они все запрещают ее употребление. В книге пророка Исайи есть речь Бога, где Бог в негативном ключе высказывается о тех людях, которые употребляют свинину:

«Они всегда повергают Меня во гнев, приносят жертвы и воскуряют фимиам в своих садах. Они сидят среди могил и ждут вестей от умерших, они живут среди мертвецов, они едят свинину, их ножи грязны от гнилого мяса» (Исайя 65:3-4).

Таким образом, согласно Ветхому Завету, свиное мясо нельзя было употреблять в пищу еврейскому народу. Свинину нельзя было приносить в жертву Богу. К свинине даже нельзя было прикасаться. Эта еда считалась нечистой.

Почему израильскому народу нельзя было есть все эти виды пищи (подробнее смотрите отрывок из книги Левит 11 глава, с 1 по 47 стихи)? Израиль должен был повиноваться абсолютным Божьим стандартам. Вторая причина в такой диете в том, чтобы израильскому народу было трудно вкушать пищу поблизости или в присутствии народов, поклоняющихся идолам. Законы о пище служили барьером для смешения израильского народа с идолопоклонническими народами. Правильное питание и польза для здоровья были очевидны, но это было лишь второстепенной задачей Бога после послушания и отделения.

Свинина в Новом Завете

Слово Завет означает «соглашение» или «договор». Когда у вас есть один договор, а потом вы собираетесь заключить новый, то новый договор становится основой текущих взаимоотношений. Вот таким образом Новый Завет (новое соглашение) пришел на смену Ветхому Завету (старому соглашению). Вот как нам описывает нужду в новом соглашении автор послания Евреям:

«Если бы то, первое соглашение, было безупречно, то не было бы нужды в другом соглашении. Но Бог нашёл их виновными и сказал: «Приближаются дни, — говорит Господь, — когда Я вступлю в новое соглашение с домом Израиля и домом Иуды. И это соглашение будет не таково, какое Я заключил с предками в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из страны Египетской, ибо они не сохранили верность Моему соглашению, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. Вот какое соглашение заключу Я с народом Израиля после этих дней, — говорит Господь. Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом. И не будет нужды в том, чтобы кто-то поучал соплеменников или сограждан своих, говоря «Познайте Господа», ибо все они будут знать Меня, от самого ничтожного до самого великого. Я буду милостив к их проступкам и забуду о грехах их». Назвав это соглашение «новым», Он сделал первое устаревшим, а всё, что устаревает и становится бесполезным, вскоре исчезает» (Евреям 8:7-13).

Таким образом, мы теперь понимаем, почему то соглашение стало устаревшим и «бесполезным», а ему на смену пришло новое соглашение — Новый Завет.

Понятие христианин впервые встречается на страницах книги Деяний, а в это время уже вступил в силу Новый Завет. Следовательно, христиане находятся под действием Нового Завета, а не Ветхого Завета, и не обязаны подчиняться требованиям Ветхого Завета. Стоит оговориться, что Новый Завет во многом повторяет заповеди Ветхого Завета, но об этом в другой раз. Нас сейчас интересует, можно ли христианам есть свинину? Давайте посмотрим теперь отрывок из Нового Завета:

«Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести» (1 Коринфянам 10:25-28).

Новый Завет нигде не запрещает есть свинину христианам. Более того, Новый Завет вообще не выставляет никаких законов относительно употребления какой бы то ни было пищи. Если говорить об отрывке, приведенном выше, то видно, что разрешается есть любое мясо. Не только разрешается есть мясо (это если кто-то спросит, можно ли по Библии есть мясо вообще или надо быть вегетарианцем), но разрешается есть любое мясо. В том числе и все те виды мяса, что были запрещены в Ветхом Завете, в том числе и свинину.

Почему в некоторых случаях не стоит есть свинину, например? Библия объясняет это совестью других людей, находящихся рядом. Можно ли христианину пить алкоголь? Библия нигде не запрещает пить алкоголь (есть указания против пьянства, но не употребления алкоголя, как такового), но в некоторых случаях его лучше не пить вообще. Например, когда рядом находятся люди, борющиеся с алкогольной зависимостью, дети и т.д. В случае, описанном выше, свинину не стоило есть из-за совести другого человека.

Таким образом, можно ли христианину есть свинину по Библии? Да, можно. Но в некоторых случаях этого не стоит делать из-за совести другого человека.

Вопрос о чистой и нечистой пище, о чем собственно говоря Вы и спрашиваете, сегодня обсуждается многими христианами. Здесь мнение разделяется. Большинство конфессий считают, что Новым заветом закон Моисея был отменен, а стало быть, и заповеди о нечистой пище тоже обветшали. Однако, в Новом завете нет текстов как-то это подтверждающих. Все стихи, которые приводятся в пример сторонниками отмены закона, в контексте повествования имеют совершенно иное значение. Более того, в Новом завете есть много текстов возвышающих закон. Подробнее об этом читайте в моей книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" в частности, в главах " Актуальные заповеди Ветхого Завета Библии", " Ветхий завет и Новый. Закон Моисея, Писание" и близлежащих разделах книги. Да и хорошее знание закона Моисея не дает сделать вывод об его отмене. Все ветхозаветное Писание говорит о неизменности Бога и Его закона. Читайте об этом в главе "Бог неизменен и Его закон не изменяется".

Действительно, служение и жертвенная смерть Христа отменили обрядовые заповеди закона Моисея (жертвоприношения, служение в храме), так как они были прообразами Иисуса. Прекратили свое действие также заповеди, относящиеся к теократическому государству Израиль, так как Новый завет предполагает распространение веры в Бога по разным странам. Иисус однозначно дал определение заповедей, которые потеряли свое значение - это те заповеди, которые уже исполнились:

Матф. 5:17 "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном".

Лук. 16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Все же остальные заповеди, которые еще не исполнились, включая заповеди о нечистой пище, остаются до сих пор актуальными для всех верующих.

Более того, нечистая птица упоминается в тексте Нового завета, Иоанном в книге Откровение, которое датируется концом I века н.э. Это доказывает, что даже в конце 1 века христиане все еще различали чистых и нечистых животных.

Откр.18:2 . пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой НЕЧИСТОЙ и отвратительной птице.

Стоит отметить, что ученые уже доказали, что многие животные перечисленные в 11 главе книги Левит на самом деле вредны для употребления в пищу. Так, например, свинину не дают детям в школе и садике, а в инструкции по спасению в случае кораблекрушений, написанной для американских военнослужащих морского флота, не рекомендовано употреблять тех водных жителей, которых запретил Бог в Библии.

Что касается мусульман, то не мы должны поступать как они. Наоборот, судя по тому, что Коран писался более чем через 500 лет после последней книги Библии, то скорее всего заповедь о свинине, мусульмане взяли из Писания, как и многие другие правила, нашедшие отражение в Священной книге правоверных.

В Новом завете есть несколько текстов, на которые указывают сторонники безограничительного питания. Иисус однажды сказал:

"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека" (Мар. 7:15, Матф. 15:11).

Кончено, из этой фразы можно сделать вывод о том, что в уста можно помещать все что угодно. Однако, важно понять, эту ли мысль хотел донести до нас Иисус, или Он говорил о чем-то другом.

При первом же прочтении целиком этой истории, которая рассказана евангелистами Марком и Матфеем (7 Ев. от Марка, 15 Ев. от Матфея) видно, что Христос этой фразой нес совсем другую весть своим слушателям. Из контекста повествования видно, что духовные учителя того времени книжники и фарисеи высказали претензию Иисусу, что Его ученики "преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб" (Матф. 15:2, Мар. 7:2).

В ответ на этот упрек Христос обличил своих оппонентов, в том, что они преданиями старцев отменили прямые Божьи заповеди (см. Матф. 15:3-9, Мар. 7:6-13). Иисус привел им в пример заповедь про заботу о родителях, (Исх. 20:12), которую старцы изменили своим преданием так, что она потеряла тот смысл, который в нее закладывал Бог. То есть, прямо нарушая Божий закон, фарисеи между тем уделяли очень много внимания придуманным ими религиозным обрядам, в том числе умытию рук, омовению кружек и чаш, и сему подобному (см. Мар. 7:8).

В главе «Закон заповедей и учение» моей книги пояснено, что речь здесь идет не о мытье рук из соображений гигиены, а о ритуальном очищении перед трапезой, действующим у иудеев тогда и до сих пор. Таким образом, на укор книжников и фарисеев в неумытии рук, Христос ответил, что Он лишь не соблюдает придуманный людьми обряд, так как он не важен для духовной жизни человека. Именно это Свое мнение Иисус пояснил известной фразой:

"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека" (Мар. 7:15, Матф. 15:11).

Как мы теперь видим, в уроке Иисуса нет намека на продукты питания, а речь идет о ритуальной, духовной нечистоте, которую фарисеи связывали с несоблюдением обряда омовения рук. Иисус же пояснил, когда человек духовно нечист:

Матф. 15:17 "Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека".

Если же принимать буквально слова Иисуса "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его", то получается что апостолы затем начали противоречить своему Учителю, так как на первом соборе запретили христианам согласно закону Моисея вкушать "идоложертвенное, кровь, и удавленину" (Деян. 15:29). Однако, мы понимаем, что Библия не может себе противоречить, то есть, ученики не могли противоречить Учителю. Поэтому отнесение слов Христа исключительно к "неумытым рукам" является единственно возможным, так как соответствует контексту повествования и не вступает в противоречие с иными текстами Священного Писания.

В Библии про свинину

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Большинство из православных христиан уверены в том, что исключительно в дни поста нельзя есть мясо, а также скоромную пищу. Однако в действительно все выглядит более сложнее, ибо в Ветхом завете можно отыскать довольно большой перечень тех продуктов, которые запрещено употреблять не только во время поста, к числу которых относится и свинина. А вот почему именно православным можно есть свинину или почему запрещается — вы узнаете из нашей статьи.


Почему православным нельзя есть свинину

Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.

Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что животные имеют душу – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.

Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся:

  • крабы, раки, а также рыба у которой отсутствует чешуя;
  • зайцы и кроли;
  • дохлое зверье (то бишь без выпущенной крови);
  • жареная кровь птиц и животных;
  • конина.

Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.

Что говорит Священное писание

Однако почему православные едят свинину практически как повседневное блюдо, без какой-либо особой нужды? Что касается этого вида мяса, то тут также не все так просто, ведь на счет этого в Священном писании приведены следующие слова:

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия. Второзаконие 14:8).

Немаловажным является тот факт, что все существующие запреты на употребление в пищу свиного мяса указаны лишь в Ветхом Завете, ибо основным предназначением такого закона считалось, то что он должен был подготовить православных людей к приходу Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот что об этом говорил библейский апостол Павел:

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под детоводителя»(Гал.3:24,25).

Поэтому с приходом Спасителя, согласно Новому Завету необходимость в придерживании обрядового закона попросту отпала и даже более того, если убеждать верующих следовать ему означало бы возведение стены между языческими народами и Священным писанием.

Посему ниспослал Господь особое Откровение, поясняющее это:

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).»

Из этого следует, что любой человек волен принимать или не принимать в пищу свиное мясо и при этом это никак не отразится на его отношениях с Всевышним.

Господь всегда с Вами!

Можно ли христианам есть свинину согласно Библии?

Очень многих людей людей интересует можно ли христианам есть свинину. Что говорится в Библии по этому поводу? На самом деле, ответ очень простой, давайте разбираться. Мы сначала посмотрим на практику Ветхого Завета для израильского народа, а потом посмотрим учение Нового Завета. Таким образом, мы рассмотрим все учение Библии насчет того, можно ли современным христианам есть свинину.

Свинина в Ветхом Завете

В Ветхом Завете содержатся указания для израильского народа относительно того, какую пищу можно есть, а какую нельзя. Книга Второзаконие повествует об этом, например:

«Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку, но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и потому эта еда для вас нечистая. И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи» (Второзаконие 14:6-8).

На самом деле, в Ветхом Завете не так много отрывков, которые говорили бы об употреблении свинины в пищу. Тем не менее они все запрещают ее употребление. В книге пророка Исайи есть речь Бога, где Бог в негативном ключе высказывается о тех людях, которые употребляют свинину:

«Они всегда повергают Меня во гнев, приносят жертвы и воскуряют фимиам в своих садах. Они сидят среди могил и ждут вестей от умерших, они живут среди мертвецов, они едят свинину, их ножи грязны от гнилого мяса» (Исайя 65:3-4).

Таким образом, согласно Ветхому Завету, свиное мясо нельзя было употреблять в пищу еврейскому народу. Свинину нельзя было приносить в жертву Богу. К свинине даже нельзя было прикасаться. Эта еда считалась нечистой.

Почему израильскому народу нельзя было есть все эти виды пищи (подробнее смотрите отрывок из книги Левит 11 глава, с 1 по 47 стихи)? Израиль должен был повиноваться абсолютным Божьим стандартам. Вторая причина в такой диете в том, чтобы израильскому народу было трудно вкушать пищу поблизости или в присутствии народов, поклоняющихся идолам. Законы о пище служили барьером для смешения израильского народа с идолопоклонническими народами. Правильное питание и польза для здоровья были очевидны, но это было лишь второстепенной задачей Бога после послушания и отделения.

Свинина в Новом Завете

Слово Завет означает «соглашение» или «договор». Когда у вас есть один договор, а потом вы собираетесь заключить новый, то новый договор становится основой текущих взаимоотношений. Вот таким образом Новый Завет (новое соглашение) пришел на смену Ветхому Завету (старому соглашению). Вот как нам описывает нужду в новом соглашении автор послания Евреям:

«Если бы то, первое соглашение, было безупречно, то не было бы нужды в другом соглашении. Но Бог нашёл их виновными и сказал: «Приближаются дни, — говорит Господь, — когда Я вступлю в новое соглашение с домом Израиля и домом Иуды. И это соглашение будет не таково, какое Я заключил с предками в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести из страны Египетской, ибо они не сохранили верность Моему соглашению, и Я отвернулся от них, — говорит Господь. Вот какое соглашение заключу Я с народом Израиля после этих дней, — говорит Господь. Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом. И не будет нужды в том, чтобы кто-то поучал соплеменников или сограждан своих, говоря «Познайте Господа», ибо все они будут знать Меня, от самого ничтожного до самого великого. Я буду милостив к их проступкам и забуду о грехах их». Назвав это соглашение «новым», Он сделал первое устаревшим, а всё, что устаревает и становится бесполезным, вскоре исчезает» (Евреям 8:7-13).

Таким образом, мы теперь понимаем, почему то соглашение стало устаревшим и «бесполезным», а ему на смену пришло новое соглашение — Новый Завет.

Понятие христианин впервые встречается на страницах книги Деяний, а в это время уже вступил в силу Новый Завет. Следовательно, христиане находятся под действием Нового Завета, а не Ветхого Завета, и не обязаны подчиняться требованиям Ветхого Завета. Стоит оговориться, что Новый Завет во многом повторяет заповеди Ветхого Завета, но об этом в другой раз. Нас сейчас интересует, можно ли христианам есть свинину? Давайте посмотрим теперь отрывок из Нового Завета:

«Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо «земля и всё на ней принадлежит Господу». Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: «Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения», то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести» (1 Коринфянам 10:25-28).

Новый Завет нигде не запрещает есть свинину христианам. Более того, Новый Завет вообще не выставляет никаких законов относительно употребления какой бы то ни было пищи. Если говорить об отрывке, приведенном выше, то видно, что разрешается есть любое мясо. Не только разрешается есть мясо (это если кто-то спросит, можно ли по Библии есть мясо вообще или надо быть вегетарианцем), но разрешается есть любое мясо. В том числе и все те виды мяса, что были запрещены в Ветхом Завете, в том числе и свинину.

Почему в некоторых случаях не стоит есть свинину, например? Библия объясняет это совестью других людей, находящихся рядом. Можно ли христианину пить алкоголь? Библия нигде не запрещает пить алкоголь (есть указания против пьянства, но не употребления алкоголя, как такового), но в некоторых случаях его лучше не пить вообще. Например, когда рядом находятся люди, борющиеся с алкогольной зависимостью, дети и т.д. В случае, описанном выше, свинину не стоило есть из-за совести другого человека.

Таким образом, можно ли христианину есть свинину по Библии? Да, можно. Но в некоторых случаях этого не стоит делать из-за совести другого человека.

Благочиние

Здравствуйте!
Объясните пожалуйста, почему христианам вначале запрещено было есть свинину, а потом в Новом Завете разрешено. У мусульман ничего не менялось. Кто вносил эти изменения и для чего?
Читал Новый Завет и все равно не нашел конкретного разрешения на употребления в пищу свинины. Я хочу быть настоящим христианином, и хотел бы разобраться в этом вопросе. Если запрещено, значит так тому и быть, а грешить не хочется. Спасибо.

Отвечает иерей Григорий Барашко

Давайте сразу вспомним, что запрет употреблять в пищу нечистых животных (в том числе и свиное мясо) был дан Богом Израильскому народу в Ветхом Завете через пророка Моисея. Но, что было до этого?

До грехопадения Адама и Евы мясной пищи, конечно же, не было вообще.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие 1, 29-30).

После грехопадения, хотя конкретно об этом ничего не говорится, по-видимому, мясо можно было уже вкушать, что видно из того, что сын Адама и Евы Авель был пастырь овец.

Но только лишь после потопа Господь указал Ною прямо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие 9, 3). Здесь важно заметить, что в пищу пока еще можно было вкушать все, т. е. всех животных.

Далее по хронологии Вы помните, что от Ноя род человеческий стал распространять по лицу земли и вскоре многие его потомки (главным образом, от сыновей Хама и Иафета) стали забывать Истинного Бога, стали язычниками. Забыв Бога, эти народы вели греховный образ жизни и все дела их, на всякое время, были зло.

Вот тогда-то Господь и захотел отделить Свой избранный народ (тот, который сохранял истинную веру) от язычников тем, что повелел им через Моисея неукоснительно соблюдать некоторые законы (один из которых и запрещал евреям вкушать в пищу нечистых животных).

Посмотрим с Вами на текст Священного Писания: «ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы… » (Втор. 14, 2-4), далее перечисляются и животные которых есть нельзя. Здесь хорошо видна эта взаимосвязь — избранничество от прочих народов и избирательных подход к пище.

Этот закон, как и многие другие, должен был оградить евреев от тесного общения с язычниками, которое всегда приводило к развращению нравов и, как следствие, искажению веры.

Необходимо указать, что огромное значение имеет и символическая сторона вопроса. Ветхий Завет полон символов: Неопалимая купина прообразовала Божию Матерь, сын Авраама Исаак — Самого Христа, прохождение евреев через чермное море — таинство крещения и т. д., и т. д.

Нечистые животные были прообразами языческих народов.

Вспомним о видении ап. Петра, который видел «отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10, 11-16). Данное видение показывало ап. Петру, что вера Христова должна отныне распространиться и среди прочих языческих народов. Что, впоследствии, и произошло.

Нечистые народы, через принятие истинной веры, очистились, а запрет на вкушение «нечистых» животных был упразднен, как многие другие законы и обряды еврейского народа.

На Апостольском соборе (см. Деян. гл. 15) было конкретно определено, что бы новообращенные христиане, из уверовавших язычников, никаких обрядов и законов иудейских не соблюдали, но только, «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

Так же интересным может показаться и следующее место Писания:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 1-5).

Теперь, согласно Вашему вопросу, можно сделать вывод: запрет на вкушение свинины был отменен Самим Богом через св. апостолов, отменен потому, что он потерял свое значение и актуальность.

Почему буддисты свинину не едят



Много указаний о явлении сострадания имеется в Сутрах. Не буду их перечислять. Но в сказании, приведенном ниже выражена вся заботливость Благословенного по отношению к ближнему.

«Чунда, кузнец, услышав, что Благословенный пришел к Паву и остановился в роще, направился к нему и, оказав почитание, просил Благословенного назавтра посетить его трапезу. Получив согласие, Чунда удалился и к следующему утру приготовил всевозможные яства, а также большой кусочек сочной свинины. Благословенный в сопровождении учеников прибыл в дом кузнеца.
Опустившись на приготовленное сидение, он обратился к кузнецу Чунде:
«Чунда, свинину, припасенную тобою, принеси мне, ученикам же дай другие приготовленные тобой яства».
«Да, господин», — ответил кузнец и поступил так, как было указано.
Тогда сказал Благословенный: «Чунда, что осталось у тебя от свинины, закопай в землю, ибо я не знаю существа, кроме Татхагаты, кто мог бы усвоить ее».
«Да, господин», — ответил Чунда и зарыл в землю остаток свинины.
Вкусив пищу в доме кузнеца Чунды, Благословенный заболел тяжелой желудочной болезнью, и, испытывая сильнейшие боли, сказал ученику Ананде: «Встань, Ананда,: мы пойдем в Кушинагара».
По дороге Благословенный часто останавливался, испытывая жесточайшие боли, жажду и томление.
Так дошли они до реки Какутхы; здесь, совершив омовение, Благословенный остановился на опушке леса, лег на разосланные одежды и обратился к Ананде: «Ананда, возможно, что кто-нибудь огорчит сердце кузнеца Чунды следующими речами: «Чунда, большая неприятность тебе, и должен ты чувствовать себя очень несчастным, что Татхагата покинул преходящее после того, как он принял трапезу в доме твоем».
Ананда, отгони тяжкие мысли Чунды словами: «Друг, ты должен радоваться, ибо в этом счастье твое, что так случилось. Из уст самого Татхагаты слышал и внял я, что дара пищи находят себе одинаковую оценку и воздаяние. Воистину, получают они большую награду и благословение, нежели другие. Какие два? Тот, после которого Татхагата достигает высочайшего, полного озарения, и тот, после которого он вступает в освобождение Нирваны». Такими речами должен ты, Ананда, рассеять тяжкие мысли кузнеца Чунды»
Махапаринирвана Сутра
Таким образом Благословенный не только развенчал будущие мифы о Будде-боге, но и очень наглядно показал вред и последствия употребления мясной пищи.

Читайте также: