Как выращивают свиней в израиле

Опубликовано: 27.06.2022

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

В Израиле, где официальные законы запрещают не только импорт свиного мяса, но и разведение свиней для употребления в пищу, успешно функционируют свиноводческие хозяйства. Несмотря на то, что исключения по данному вопросу существуют лишь для арабов-христиан, в отдельных кибуцах свиноводство процветает, только выращивают израильских свиней с формулировкой «для опытов».

Животных действительно используют в медицинских исследованиях — как известно, физиология человека и свиньи имеет много общего. Примером этого может служить кибуц Лахав, где разводят свиней для проверки влияния разных медицинских препаратов на внутренние органы. Однако после научных опытов трупы выращенных свиней попадают на прилавки магазинов.

В кибуце живут и религиозные евреи, которые воздерживаются от употребления свиней в пищу, но ничего не имеют против издевательств над ними.

Условия в этом месте не отличаются от условий пребывания животных на свинофермах других стран. Самки, постоянно вынашивающие и выкармливающие поросят, страдают в металлических клетках, настолько маленьких, что животные даже не могут повернуться или удобно лечь во время беременности, которая длится четыре месяца.

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Активисты ALF Израиля побывали на свиноферме в кибуце Лахав

Пожалуйста, подпишите петицию с требованием лишить организацию лицензии на проведение опытов. Петиция на иврите. В первом окошке - имя, во втором - фамилия, в третьем - адрес электронной почты, в четвертом - телефон (необязательно). Нажать на красную надпись, чтобы подписать. Заранее спасибо всем, кто может потратить на это 2 минуты.

Понравился материал? - Поделись с друзьями:

Похожие статьи

Расследование ALF Израиля в кибуце.

ALF Израиля провёл расследование на юге Израиля, посетив животноводческую ферму в кибуце Цеелим и показав жестокую реальность, в которой существуют.

Британские активисты обнародовали.

Активисты из Британии обнародовали видео, снятое на свинофермах в Норфолке и Йоркшире (Англия), задокументировав шокирующие условия пребывания.

Вся правда о свинофермах.

На агропромышленных фермах содержатся миллиарды свиней. Если дикие свиньи роют землю, освежаются в грязевых ваннах, ходят в поисках пищи или.

Учёные советуют отказаться от мяса, чтобы предотвратить такие пандемии, как COVID-19.

«Конец медицины»: новый фильм Хоакина Феникса и Руни Мары.

Гэри Юрофски о коронавирусе и причинах пандемии (русская озвучка).

Брайан Мэй призывает человечество кардинально изменить свою диету для спасения планеты и .

Владимир Зеленский рекомендовал к просмотру фильм «Земляне».

Почему есть рыбу вредно и неэтично.

Веганское мороженое из банана.

Впервые в Израиле веганская телереклама охватила 35% населения.

Работники мясокомбинатов массово заболевают коронавирусом.

Хоакин Феникс вместе с ПЕТА разоблачает жестокость яичной промышленности.

Откуда в Израиле свиньи? - фото

Самый свежий и правильный ответ: их привезли древние европейцы

Если вас интересуют свиньи, то Израиль не лучшее место для их изучения, ибо и иудаизм, и ислам запрещают употреблять их в пищу.

Однако ученые, которые намерены восстановить историю этой страны в мельчайших подробностях, не могут упустить ни одной детали, и им открылось, что местные свиньи имеют европейское происхождение, в отличие от хрюшек в остальных частях Ближнего Востока. По-видимому, около трех тысяч лет назад животных завезли на Святую землю некошерные филистимляне.

В горах к западу от Иордана, где жили древние израильтяне, археологи не нашли почти ни одной свиной косточки. Напротив, очень много таковых в низменных районах — там, где процветало Пятиградье филистимлян: Ашкелон, Экрон, Газа, Ашдод и Гат. Одного этого было достаточно, чтобы появилось предположение, будто филистимляне — осевшая в этих краях часть «народов моря» — принесли с собой из Эгеиды все свои кулинарные и животноводческие привычки.

Новое исследование ДНК древних и современных свиней показало, что европейские иммигранты и впрямь распространяются в тех краях в железном веке (около 900 года до н. э.) и постепенно берут верх над всей популяцией кабанов на территории сегодняшнего Израиля, пока ближневосточные свиньи не исчезают оттуда полностью.

Это все, конечно, очень мило, но неужели историкам и вправду так необходимо знать, кто был предком израильских свиней? «Да, необходимо, — отвечает руководитель проекта Израэль Финкельштейн из Института археологии Тель-Авивского университета. — Потребление свинины — прекрасный маркер этнической принадлежности, особенно в этих краях».

Свиньи — верные друзья животноводов, ибо они поедают отходы и помогают содержать скот (в данном случае овец) в чистоте. В то же время они не способны без помощи человека преодолевать большие расстояния. То, что филистимляне привели их с собой, свидетельствует о большом значении этих животных в хозяйстве.

Переселение «народов моря» началось в XIII веке до н. э. из-за сильной засухи, обрушившейся на Восточное Средиземноморье. Оно кардинальным образом изменило этническую и политическую картину региона, а когда пыль осела, древние евреи — семиты из Передней Азии — обнаружили себя соседями потомков доиндоевропейского населения Юго-Восточной Европы, Анатолии и Кипра. И те и другие поначалу были скромными скотоводами, но филистимляне, жившие в более плодородных долинах, сравнительно быстро перешли к оседлому образу жизни, пока народ израильский продолжал упрямо чтить заветы предков.

Тогда-то, по-видимому, и начала складываться идеология небольшого горного народа, который едва сводит концы с концами и скрывает зависть к преуспевающим соседям под маской презрения. В наиболее ранних слоях библейского текста хорошо прочитывается отношение кочевника к оседлым народам. Взять хотя бы миф о Вавилоне: с точки зрения человека, вся жизнь которого проходила в путешествиях с места на место, оседлое поселение — вызов высшим силам. Как ты можешь быть уверенным в том, что там, где ты решил остановиться навеки, всегда будет расти сочная трава для твоих овец? Естественно, в книге Бытия Бог карает глупых и высокомерных строителей башни.

Как известно, дихотомия «мы — они» играет ключевую роль в формировании этнического самосознания, без которого не построишь единое государство (а без сильного государства не получится отобрать у соседей самую плодородную землю). Г-н Финкельштейн не исключает того, что именно отношение к свиньям могло стать важным водоразделом между кочевыми и оседлыми скотоводами, между горцами и народом долины: они едят свинину, а мы — нет.

Исследование началось более двух лет назад с обзора современной популяции кабанов Израиля. Мейрав Мейри, специалист по древней ДНК, протестировала дошедшие до наших дней образцы со всей страны — тут кусочек уха, там клочок кожи — и обнаружила во всех европейские гены. На самом деле это сюрприз, ибо аналогичные исследования в соседних странах — Египте, Иране, Ираке, Сирии и Турции — показали, что у тамошних свиней ближневосточная родословная.

Европейскую свинью трудно отличить на глаз от ближневосточной, однако ДНК, выделенную из 34 древних образцов, не обманешь.

Едва ли филистимляне привезли с собой столько свиней, что часть из них, вырвавшись на свободу, смогла подмять под себя азиатскую породу. Скорее всего, сыграло роль и переселение в Израиль европейцев в эллинистическую эпоху, и последующие миграционные волны вплоть до времен крестовых походов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

RudIsraelSvini-S1
В Израиле, где живут и евреи, и арабы, несмотря на законы кашрута и ислама, очень развито… свиноводство. Причём, здесь не только выращивают свиней для стола, но и проводят полноценные медицинские исследования. Свиное мясо производят и для внутреннего потребления, и для весьма выгодного экспорта в другие страны. Его продают в сетях некошерных магазинов и в небольших районных «русских» лавках – для представителей (в основном евреев) из бывшего Советского Союза. Вкус израильских колбас, ветчины и буженины напоминает многим новоявленным израильянам вкус их советского детства.

RudIsraelPorosyata-S

Говорит Роман, мясник крошечного магазинчика в Хайфе: «История разведения «нечистых» животных на Святой Земле, началась задолго до нашего с вами приезда в страну. Арабы-христиане всегда употребляли в пищу «белое мясо», как они назвали свинину. Потом появились немцы йеки. Ну, а уж эти вообще не могут жить без свинины. Говорят, их свинарники в точности были такими же как на их родине. Но сегодня, если что, какой-то праздник или торжество, все – и арабы, и русские, и евреи за свининой бегут к нам».

«Нечистых» животных выращивают в Израиле и в арабских деревнях, и в еврейских кибуцах. И если с арабскими свиньями всё более менее понятно (четыре арабские семьи испокон века работают в этой отрасли в Западной Галилее), то история еврейского свиноводства весьма любопытна и зиждется она, как не странно, на истории войны между плотскими желаниями и религиозной идеологией. Первыми еврейскими свиноводами были русские сионисты. Посредством свинины они боролись с так называемым религиозным мракобесием. Кибуцники ели свинину из идеологических соображений и, вопреки запретам, жарили шашлыки и стейки в религиозные праздники. Традиция устраивать барбекю по шабатам и праздникам до сих пор осталась главным национальным развлечением в Израиле.

RudIsraelSvini-SN

Так что же с запретом, кашрутом и другими правилами «пищевой культуры», которая насаждалась и культивировалась с прибытием в страну волны религиозных и ультра-ортодоксальных евреев?

Пришлось изловчиться, чтобы нога свиньи не коснулась священной Земли Израиля. В здешних свинарниках свиньи содержатся на специальных деревянных поддонах. Таким образом обошли не только религиозный запрет, но и оптимизировали содержание и уход за животными. Кроме того, чтобы не нарушать права израильтян, которые соблюдают кашрут или едят не свинину, а говядину и баранину (кроме соблюдающих евреев в Израиле это ещё арабы-мусульмане и друзы), для свиней существует отдельная и единственная в Израиле бойня. Ежегодно на ней забивают около 180 тысяч свиней и, для сравнения, 130 тысяч голов крупного рогатого скота и овец. Но, гурманы отмечают, что вкус израильской свинины совсем не тот, что европейской. Связанно ли это с особенностями содержания животных и их кормом, – неизвестно.

Кстати, Израиль экспортирует не только свиное мясо, но и мясо экзотических животных, например, крокодилов и страусов. Однако, заметим, что одной из главных статей экспорта является экспорт новых животноводческих технологий. Израильских свиней используют в испытаниях лекарственных препаратов, новых био- и био-инженерных технологий.

RudIsraelSvini-S1a

Известно, что сердечно-сосудистая система, кожа и желудочно-кишечная система свиньи схожи с человеческими. Это делает их идеальными животными для проведения доклинических испытаний новых медицинских приборов и устройств.

Кибуц Лахав на юге Израиля, основанный в 1952 году с целью заселить пустыню Негев, сегодня проводит исследования на животных. В 1963 году в Лахаве был учрежден институт животноводства. Через год в Израиле вышел новый закон, который разрешал содержать свиней для научных и исследовательских целей. До этого времени свиней позволяли выращивать только фермерам на севере Израиля, где живёт многочисленное нееврейское население.

Сегодня кибуц Лахав сотрудничает с университетами, медико-техническими и фармацевтическими компаниями и является одним из ведущих исследовательских центров Израиля, который проводит всесторонние исследования самых опасных заболеваний и разрабатывает методики лечения диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний кожи, лёгких, диагностики рака и травматических повреждений. Результаты исследований затем поступают в больницы и исследовательские центры по всему миру.

Два последних международных проекта включают в себя скрининг для определения рака толстой и прямой кишок, разработку механического сердечного клапана. Как и все центры, занимающиеся исследованиями животных, Лахав подвергается жёсткой критике со стороны активистов по борьбе за права животных. Поэтому все медицинские проекты в институте обязаны получить официальное одобрение Национального комитета по этике Израиля.

DumovKolbasa

На базе кибуца Лахав в декабре 2011 года, вложив более 10 миллионов долларов в реорганизацию кибуца новым оборудованием, открыл своё производство известный российский предприниматель, крупный специалист в области изготовления колбасных изделий Вадим Дымов (настоящая фамилия Засыпкин). Вся колбасная продукция компании «Дымов» производится в Израиле со строгим соблюдением технологии завода Дымова, при которой используются самые передовые методы и самое современное оборудование, производственный процесс полностью стандартизирован. Это означает, что он исключает какие-либо добавки: во всех сортах, производимых в Израиле, – добавление чего-либо другого кроме мяса просто невозможно. Также исключены добавки, которые не входят в рецептуру.

DumovMyasoKolbsa

До того, как в Израиле обосновался миллион выходцев из бывшего СССР, ассортимент в супермаркетах не отличался особым разнообразием. Затем местные производители предприняли попытку накормить «русских» новыми продуктами, которым присвоили старые названия, но не преуспели в этом деле.

«Мы спросили наших покупателей, – говорит директор по маркетингу мясных изделий кибуца Лахав Раз Кадмон, – что они думают по этому поводу и услышали в ответ: названия те же же, да вот вкус не тот. И теперь мы изготавливаем настоящую колбасу согласно самым строгим европейским стандартам, включая ISO 9001/ ASAP».

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Поросята

Slate.fr, Франция © REUTERS, Jon Nazca

Что может означать изменение одного из самых противоречивых законов в истории Израиля для проживающих на его территории арабских христиан?

После рождения Израиля в 1948 году, когда новой нации нужно было построить страну посреди хаоса войны, ее первые лидеры пытались найти решение для множества деликатных вопросов. Что делать с арабскими беженцами? Как обустроить сотни тысяч иммигрантов? И (что, согласитесь, удивительно) разрешать разведение свиней или нет?

Вопрос о свиноводстве был (и до сих пор остается) предметом споров из-за запрета на ее употребление в пищу по иудейским законам, а так же того факта, что иудейский характер Израиля считался решающим для самосознания нового государства. Все без исключения политики и писатели высказались по этой проблеме. Причем, религиозные аргументы выдвигали не только политики-ортодоксы: символическую значимость запрета свинины на израильской территории отметил также и светский поэт Натан Альтерман. «Если бы еврейская нация согласилась на разведение свиней на своей территории, ее существование оказалось бы под угрозой», - написал он в редакционной статье для газеты партии МАПАЙ.

Многие сионисты-социалисты использовали иудейские традиции как основу для светских законов. К примеру, журналист Мер Баррели признает важность запрета на свинину, однако полагает, что катастрофическая нехватка мяса в те времена могла бы стать серьезной причиной включить ее в свой рацион.

Ограничение производства

История современного свиноводства в Израиле насчитывает 50 лет и ведет отсчет с того момента, когда Кнессет принял закон о запрете на разведение свиней на территории еврейского государства. Этот закон (один из самых противоречивых в истории Израиля) содержал в себе уточнение, которое допускало разведение свиней в преимущественно христианских регионах на севере страны и был своего рода уступкой по отношению к религиозным меньшинствам нового государства Израиль.

Таким образом, города с населением преимущественно из арабских христиан превратились в зоны свиноводства. Хотя ультра-ортодоксальные политики неоднократно пытались запретить любое свиноводство в Израиле, закон лишь ограничивает его распространение и защищает интересы христианских производителей.

Свинина – признак напряженности

Немногим более месяца назад одна из правительственных комиссий неожиданно выступила в пользу внесения поправок в закон и потребовала перенести свиноводство на юг, чтобы «уменьшить плотность разведения свиней» и усилить контроль над фермами.

Когда вопрос о свинине выходит в Израиле на первое место, это свидетельствует о напряженности на политической арене. Незнакомому с перипетиями израильской политики наблюдателю может показаться, что правительство всего лишь печется о благополучии животных. Тем не менее, перемещение ферм может лишить израильских христиан свиноводства и будет означать начало конца как для израильской свинины, так и арабских христиан.

Свинина как способ унизить

Свинина находится под еще более жестким запретом, чем, например, некошерные креветки и крабы, потому что на протяжение тысячелетий многие народы преследовали евреев, используя это табу, чтобы унизить и наказать их.

Так, греки издевались над евреями и насильно заставляли их есть свинину во время взятия Иерусалима в 167 году до н.э. Испанцы также принуждали евреев есть свинину, чтобы они тем самым доказали приверженность католической церкви во времена инквизиции. Таким образом, свинина в Израиле – это не просто запрещенный продукт, а символ сильнейшего конфликта в израильском обществе, который отражает не только пищевые привычки, но и вопрос равновесия между светскими и религиозными интересами.

Санитарно-экологические вопросы

До 1990-х годов свиноводство в Израиле находилось практически в подполье, однако приток эмигрантов из бывшего Советского Союза и появление более прогрессивно настроенного Верховного суда привели к распространению свинины. После прихода к власти правых во главе с Биньямином Нетаньяху у некоторых потребителей появились все причины опасаться, что религиозные члены правительства могут попытаться (как уже многократно пытались в прошлом) ограничить свиноводство в Израиле.

Этим летом, когда я отправился в Тель-Авив, чтобы собрать сведения об этой отрасли, специалист по продовольственным вопросам из «Ха-Арец» Ронит Веред объяснил мне, что министра сельского хозяйства мало волнуют свиньи. Свиноводческие фермы находятся под гораздо менее жестким контролем, чем остальные сферы скотоводства, и вопросы здоровья этих животных практически не поднимаются:

«В отличие от других секторов, в министерстве нет никаких отделов, которые бы непосредственно занимались вопросами свиноводства, или группами лоббирования по этому вопросу».

Таким образом, внимание Министерства сельского хозяйства к свиноводству объясняется в первую очередь плохой экологической обстановкой и гигиеной. Нет сомнений в том, что фермы на севере страны (в Ибилине, Кафр-Ясифе и Назарете) перенаселены и не отличаются особой чистотой. В этом я смог лично убедиться во время поездки в Ибилин четыре года назад. Несмотря на все усилия, мне никак не удавалось избавиться от удушающей навозной вони, которая проникала в машину даже при наглухо закрытых дверях.

«Фермы в Ибилине построены очень близко друг к другу, – рассказал мне один из основателей «Тив-Таам» (крупнейший производитель и поставщик свинины в Израиле) Цаши Липка. – Если одна свинья заболевает, болезнь перекидывается и на остальных. Тем не менее, Израиль – это открытый рынок, который допускает существование таких ферм».

В недавнем правительственном докладе рекомендуется перенести свинофермы на юг, чтобы у животных было больше места, и принять «директиву Европейского Союза по вопросу прав животных».

Израиль вполне мог бы ввести для существующих свиноферм более жесткие требования, а не переносить 26 хозяйств в другую часть страны, однако в Министерстве сельского хозяйства не пожелали отвечать на мой вопрос.

«Экологическая проблема действительно существует, однако у большинства фермеров-христиан сложилось ощущение, что эту проблему используют для нападок на них как свиноводов, а не для решения конкретных экологических вопросов», – отмечает Веред.

Экономические последствия

Если эта инициатива получит конкретное продолжение на практике, экономические последствия для арабских христиан будут очень тяжелыми, особенно - в регионе, где их количество неуклонно сокращается. Арабские христиане, безусловно, не готовы оставить деревни, в которых они жили на протяжение многих поколений, чтобы переселиться в сухую пустыню. В Египте три года назад произошел скандальный прецедент, когда под предлогом заботы о здоровье населения бывший президент Хосни Мубарак распорядился забить 300 000 свиней во время вспышки свиного гриппа. Египетские копты, главные заводчики свиней в стране, в полной мере ощутили на себе последствия этой меры, которую многие восприняли как скрытые нападки на это уязвимое религиозное меньшинство.

Существует серьезный риск того, что любители свинины в Израиле потеряют от новых мер не меньше, чем египетские христиане. Министерство внутренних дел должно рассмотреть рекомендации комиссии и решить вопрос об их принятии, которое может повлечь за собой реформы израильских законов о свинине. Министр внутренних дел Эли Ишай является председателем ортодоксальной партии ШАС, члены которой неизменно выступают за запрет свинины и критикуют употребляющих ее в пищу израильтян из бывшего СССР. Если закон изменится и разрешение на свиноводство в христианских зонах будет отменено, за ним может последовать и запрет на существование любых свиноферм.

В упомянутом выше докладе Ишая призывают «без колебаний решить этот вопрос, так как свиньи считаются ярчайшим примером некошерного животного». Все это недвусмысленно указывает на религиозный подтекст решения комиссии.

Как бы то ни было, местные свиньи уже не первый раз оказываются в центре внимания. В Библии упоминается, что во время путешествия по этим краям Иисус встретил одержимого демонами человека. Иисус излечил его, заставив злых духов переселиться в стадо свиней, а затем отправив тех на смерть в Галилейское море. С этой точки зрения тот факт, что свиней хотят переселить в южную пустыню, представляется лишь меньшим из зол…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

С писок некошерных животных, перечисленных в недельной главе «Шмини» (Ваикра, 11), весьма обширен: помимо свиньи, в нем упоминаются и верблюд, и заяц, и друг степей даман, и многочисленные птицы… Тем не менее уже в древности именно свинье выпала честь стать олицетворением запрещенной евреем пищи. Уже прислужники Антиоха Эпифана (II век до н.э.), объявившие войну еврейской религии, пытались насильно кормить евреев свининой:

«Был некто Елеазар, из первых книжников, муж, уже достигший старости, но весьма красивой наружности; его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо» (II Маккавеев, 6:18).


Мученик Елеазар. Гравюра Гюстава Доре, 1866 (фрагмент)

Впоследствии это станет любимым развлечением антисемитов[1]. В свою очередь, даже порвав с традицией, многие евреи свинину все же не ели.

Когда после революции большевики начали борьбу с религиозными «пережитками» и «предрассудками», законы кашрута, естественно, стали одной из целей этой борьбы. Еврейских «трудящихся» убеждали, что гораздо выгоднее покупать обычное мясо, чем переплачивать за кошерное. Резников обвиняли в стремлении нажиться за счет бедняков, включили их в категорию лишенцев, нередко судили и ссылали[2] ; кошерные бойни под разными предлогами закрывали. Однако простым отказом от кашрута воинствующие безбожники не ограничивались. Для закрепления успеха им было важно, чтобы евреи ели не просто некошерное мясо, но именно свинину – самую нечистую пищу в глазах традиционных иудеев.


Разумеется, в отличие от времен Антиоха, насильно никто никого не кормил. Власть предпочитала действовать убеждением. При этом, наряду с фронтальной пропагандой, использовались и более тонкие методы. К примеру, положительный герой советской еврейской литературы и публицистики нередко изображался не просто порвавшим с религиозным «дурманом», но именно свиноедом.

Вот, к примеру, идишская частушка, опубликованная в официальном сборнике советского еврейского фольклора (а скорее всего, придуманная каким-то профессиональным литератором[3] ). Лирический герой, еврейский стахановец-передовик, сообщает о своих планах на ближайший праздник (советский, естественно):

Играй, моя гармошка,

На праздник сделаю шкварки

Из собственного кабана.

А вот отрывок из повести о еврейских колхозниках Моисея Гольдштейна, погибшего на фронте в 1943 году:

— Зелда, дай чего-нибудь поесть! — сказал Ривкин, вылезая на берег.

Зелда подала хлеб, суп и по куску свинины.

— Зачем тратишь булку, ведь еще работать не начинали! — заметил Ривкин.

— Ешь, ешь, — одни ничего не делают, а другие из сил выбиваются.

— А едят тем не менее все! — подхватил Златкин, улыбаясь.

— Видали святошу? Уже и поесть нельзя! — проворчал старик Брейтер.

Парни набросились на еду. Оба были с головы до ног в грязи [4] .

Напомним, что в двадцатые – начале тридцатых годов советская власть усердно звала евреев в сельское хозяйство. Соответственно, еврейские колхозники, особенно молодые, считались положительными героями, которые должны были служить соплеменникам примером для подражания – в том числе в том, что касалось разрыва с религиозной традицией и пищевыми пристрастиями.

Впрочем, призывом есть свинину советская пропаганда не ограничивалась. Евреев, особенно переселившихся на землю, настойчиво убеждали заниматься свиноводством. С религиозной точки зрения это тоже было весьма проблематичным делом: раввины запретили разводить свиней еще в эпоху II Храма. Еврейские пропагандисты, разумеется, об этом знали, свидетельством чему может служить пьеса «Лицом к свинье» (sic!), написанная в 1932 году популярным советским драматургом Иехезкелем Добрушиным (1893-1953). Герои пьесы, еврейские комсомольцы, убеждают отца завести свиней:

Фейга: Папа, ты забыл, что мы живем в деревне?

Шнеер-Лейб: Так что, в деревне нужно забыть о еврействе? В Гемаре сказано, что мудрецы запретили разводить свиней после того, как царь Тит взял свинью и кинул ее в стену Храма, и земля содрогнулась на 400 километров. Понимаете? Вы вызовите землетрясение!

Фейга: Где случилось землятрясение?

Шнеер-Лейб: В Иерусалиме, в Иерусалиме.

Эстер: Как далеко отсюда Иерусалим?

Шнеер-Лейб: Не знаю… Тысячи километров, наверное.

Эстер: Вот видишь, нам нечего бояться.Земля содрогнулась только на 400 километров [5] .

Стоит отметить, что, по сравнению с оригинальным талмудическим текстом старый Шнеер-Лейб допустил несколько ошибок. Дело было не при «царе Тите», а за сто с лишним лет до этого, в ходе гражданской войны между последними Хасмонеями, Гирканом и Аристобулом; свинья ударила копытом по городской стене Иерусалима, а не по стене Храма:

Когда цари из дома Хасмонеев воевали друг с другом [6] , Гиркан был внутри, а Аристобул снаружи. Каждый день [осажденные] спускали в корзине денарий, и поднимали [агнца] для ежедневной жертвы [7] . Один старик, сведущий в греческой премудрости, сказал им по-гречески: пока продолжают служение в Храме – не сдадут вам город. Назавтра спустили в корзине денарий, и подняли свинью [8]. Когда достигла она середины стены – ударила копытом, и содрогнулась Земля Израиля на четыреста парасанг. В тот же час постановили: проклят человек, выращивающий свиней

Интересно было бы узнать, чем были вызваны эти ошибки: подвела ли Добрушина память, или же он намеренно решил выставить своего героя не только «отсталым» и «неразвитым», но и не слишком сведущим даже в собственной религии.

Научиться разводить свиней евреи, естественно, могли только у своих нееврейских соседей – к чему их прямо или косвенно призывала официальная пропаганда. К примеру, пионеры из знаменитого стихотворения Лейба Квитко «Поросята» (Хазейрес, в переводе «Анна-Ванна – бригадир») явно явились к «Анне-Ванне» именно ради перенимания опыта:

– Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем!

Вместе с тем советские пропагандисты неизменно подчеркивали, что еврейские свиноводы могут догнать и перегнать своих учителей. К примеру, Виктор Финк, певец биробиджанского проекта, с гордостью писал о еврейской сельскохозяйственной коммуне Икор («Принцип»):

Икоровцы купили у соседа-крестьянина несколько молочных поросят. Для опыта стали их кормить отгоном. Теперь поросята, оставшиеся у крестьянина, не достигают и по брюхо своим братцам, которые попали в еврейскую коммуну. Те живут по расейской рутине: их кормят помоями, и хозяин зарежет их под рождество. Одних он пропьет, другими закусит. А минские молодые коммунары готовят бэконных экспортных свиней, ценный товар, за который рассчитывают получить сельскохозяйственную машину [9] .

Порой дело доходило до анекдотов. Так, в 1936 году вышла брошюра, описывающая якобы имевшую место встречу между представителями двух украинских колхозов, еврейского и казачьего. По словам авторов, побывав у казаков, еврейские колхозники заметили много проблем и недочетов. Однако больше всего их обеспокоило… состояние казачьего свинарника, оборудованного гораздо хуже, чем у еврейских хрюшек[10] .


В советской идишской литературе свиньи стали непременной деталью «правильного» еврейского пейзажа[11]. При этом фантазия авторов порой рождала самые причудливые образы. Так, в одном стихотворении о еврейском колхозе утверждалось, что там «свиньи, словно львы, разгуливают по улицам» ( хазейрим, ви ди лейбн, шпацирен аф дер гас ). Где автор видел деревни, в которых гуляют львы, и что употреблял, прежде чем сесть писать эту нетленку, осталось покрытым мраком тайны.

Впрочем, некоторые успехи еврейского свиноводства имели документальное подтверждение. Так, поголовье еврейских свиней в Биробиджане только за 1934 год увеличилось почти вдвое, с 2532 до 5372 голов. А к 1937 году количество лошадей возросло на 170 процентов, крупного рогатого скота на 23 процента, свиней же – на 224 процента[12]!

Славились своими свиньями и еврейские колхозы Украины. Знаменитый микробиолог Владимир (Зеев) Хавкин, побывавший в Советской России в 20-е годы по возвращению рассказывал такую историю:

В России меня сопровождали Реувен Брайнин с женой. Приехав в одну из еврейских сельскохозяйственных колоний, я, к великому моему сожалению, обнаружил, что основной источник ее доходов – разведение скота, мясо которого запрещено к употреблению еврейской религией… На проводы пришло много колонистов, окруживших наш автомобиль. Смотрю – Брайнин, во исполнение местного обычая, начал лобызаться с председателем колонии. Облобызавшись с Брайниным, этот молодой крестьянин хотел поцеловаться и со мной. Но я ограничился рукопожатием, заметив: “От губ, запачканных свининой, поцелуя не желаю” [13].

Несмотря на все усилия властей и даже щедрую помощь из-за границы, попытка посадить русских евреев на землю в очередной раз провалилась. Хотя евреи массово покидали разоренные мировой и гражданской войной местечки, вектор миграции был совершенно другим. Еврейским колхозам в Крыму и на Амуре подавляющее большинство предпочитало большие города, работу на земле – трудоустройству в промышленности или учебу в ВУЗе. Поэтому евреи-свиноводы все-таки остались курьезом – в отличие от евреев-свиноедов. Быстро и массово ассимилировавшиеся советские евреи, и прежде всего молодежь, отказывалось от диетарных законов и других «пережитков прошлого» и проявлений «мракобесия».

Борис Итенберг Элькинсон, во время войны лейтенант Красной армии, писал жене, что по случаю Дня Красной Армии были «красное вино и жареная свинина (до которой я большой охотник)», а месяцем позже: «Питание сейчас очень хорошее, преобладает жареная свинина с картофелем, а мне больше ничего и не надо». Давид Кауфман, будущий прославленный поэт и переводчик Давид Самойлов, занес в дневник памятку о нехитрой фронтовой радости: «Ночуем налопавшись свинины и напившись вдосталь молока»[14]. Подобное отношение можно назвать типичным. Библейский запрет, казалось бы, наиболее прочно вбитый в национальное сознание, оказался забыт на долгие годы.

Читайте также: