Почему мармеладов называет себя свиньей преступление

Опубликовано: 01.05.2024

Начнём с общей характеристики: Мармеладовы – бедная и нищая семья. У них нет своего жилья, то есть дома или имения – они снимают комнату в доме у немки. Кормильцем, что нетипично, выступает Соня – старшая дочь главы семейства – Семёна Захарыча Мармеладова, о котором мы сейчас и поговорим.

Начнём с описания внешности:

Мармеладов одет бедно в соответствии с бедственным финансовым положением своей семьи. Хотя у него был служебный мундир – Семён Захарыч – бывший титулярный советник; однако мужчина потерял и мундир, и должность. Здесь важно отметить, что, несмотря на это, Мармеладов сохранил солидно-чиновничьи повадки в общении с другими людьми.

Семён Захарыч не глуп: как отмечает сам Достоевский, в его взгляде были ум и смысл, но и безумие. Мармеладов умеет рассуждать, как пример, его слова о нищете и бедности:

Главным грехом Семёна Захарыча является пьянство. Оно отчасти привело к бедственному положению его семьи, а позже станет причиной других трагичных событий. А пока Мармеладов – типичный посетитель кабака:

Тем не менее, Семён Захарыч понимает свою ничтожность и то, насколько низко он опустился:

вплоть до того, что пропил чулки своей жены:

а позже и вовсе украл у неё деньги:

Однако Мармеладов любит свою семью: жену и детей, но «болезненной любовью»:

И тут возникает вопрос: что значит «болезненная любовь?»

Ещё одна отличительная черта Семёна Захарыча – это справедливость по отношению к себе и своим поступкам. Он не требует жалости, а признаёт свою вину:

В то же время здесь можно говорить о некоторой слабохарактерности Мармеладова (не только из-за пьянства). Дело в том, что он нуждается в наказании со стороны, воспринимает побои как наслаждение, но не может взять себя в руки и исправить ситуацию:

Мармеладов будто готов страдать за свои грехи, но не готов искупить их.

Но несмотря на всё это Семён Захарыч умеет сострадать:

то есть у него может быть и слабая воля, но сердце вероятнее всего доброе.

Главный вопрос, связанный с образом Мармеладова следующий: почему Семён Захарыч не вызывает отвращения, неприятия, злости? Почему мы сочувствуем ему?

Теперь о Катерине Ивановне. Это женщина благородного происхождения:

но из-за бедности вынуждена трудится на работе для «низших» сословий. Катерина Ивановна слаба здоровьем, чистоплотна:

В своё время женщина получила хорошее образование и была в высшем свете:

однако её не повезло с мужем-игроком, который позже умер, оставив Катерину Ивановну одну с детьми. Несмотря на это женщина продолжает любить своего бывшего мужа:

Главная черта Катерины Ивановны – гордость, которая в дальнейшем приведёт к тому, что Мармеладовы окажутся на улице:

Катерина Ивановна может быть груба, но её грубость вызвана внешними обстоятельствами – бедностью, а не характером:

В то же время она умеет ценить чужую жертву, быть благодарной:

Также несмотря на бедность женщина старается поддерживать своё благородство (когда в семье появляются хоть какие-то деньги). И всё же большую часть времени Катерина Ивановна проводит в грёзах и выдумках:

пытаясь себя утешить.

Через образ Катерины Ивановны Достоевский показывает, как человек в попытках спастись от жестокой реальности сбегает в мир грёз.

Внешность Катерины Ивановны Фёдор Михайлович описывает значительно позже её характера:

Подводя итог, Мармеладова – это женщина на пороге отчаяния. Она – олицетворение борьбы в человека благородства с бедностью. Герой, заставляющий читателя задуматься: может ли человек остаться человеком, сохранить своё благородство, будучи на грани нищеты?

Немного о детях. Их трое: девочка шести лет, мальчик лет семи и ещё одна девочка девяти лет (она высокая и худая, успокаивает плачущего брата):

Дети Мармеладовых ходят голодные:

и очень боятся своей матери, когда она ругается с Семёном Захарычем:

Дети выступают в качестве отражения бедности семьи Мармеладовых.

Теперь о Соне. Большая часть её характера будет раскрыта позже в ходе сюжета. Однако во второй главе Семён Захарыч Мармеладов описывает свою старшую дочь как девушку, не получившую воспитания, хотя Соня в своё время прочла несколько книг, то есть попыталась заняться самообразованием.

Внешность Сони Семён Захарыч описывает так:

Из черт характера девушки можно выделить жертвенность и кротость.

Соня Мармеладова не осуждает своего отца за его пьянство, а скорее жалеет его, ведь пойдя по жёлтому билету, она сама также стала грешницей. И считая своё нынешнее положение неприличным, ушла из дома:

И здесь возникает сразу один вопрос: является ли Соня жертвой, то есть заложницей ситуации?

Мой ответ – нет, конечно, её выбор был вызван обстоятельствами, но Соня сама решила пожертвовать собой ради других, в этом, кстати, проявляется её сходство с другой Соней – Ростовой из «Войны и мира» Толстого. Эта девушка пожертвовала своей любовью ради благополучия (финансового) своего возлюбленного.

Подводя общий итог, хочется вспомнить слова Раскольникова о семье Мармеладовых:

их можно трактовать так: Мармеладовы привыкли жить в нищете, а потому не могут из неё вырваться.

Образ Мармеладова, второстепенного персонажа романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», является, тем не менее, значимым, так как помогает раскрыть тему бедности и унижения, которая характерна для произведений этого писателя.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Семён Захарович Мармеладов — человек, которому уже за пятьдесят лет. У него средний рост, плотное телосложение, большая лысина, волосы с проседью. Лицо от постоянного пьянства отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Из-под припухших век смотрят маленькие, красноватые глазки, в которых заметны одушевление и смысл, но и какое-то безумие.

Одет Мармеладов бедно, неряшливо. Чёрный фрак его очень стар, оборван, на нём осталась только одна пуговица, на неё он и застёгивает фрак, стараясь выглядеть прилично.

Семён Захарович уже не служит чиновником, но сохранил солидные повадки в общении с людьми.

Говорит он, не затрудняясь, любит самоуничижаться, понимая, что в своих бедах виноват сам. Речь его довольно витиевата, вероятно, от того, что герой часто беседует в кабаках с незнакомцами, изливает перед ними свою душу.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым

Главный грех Семёна Захаровича — пьянство. Он является завсегдатаем кабаков, где ведёт с собутыльниками нескончаемые разговоры. Встретив в кабаке Раскольникова, он понял, что этот человек не пьяница, и завязывает с ним разговор. Он рассказывает свою историю Раскольникову, потому что его гложет раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова производит на главного героя гнетущее впечатление.

История семьи Мармеладовых

Семья Мармеладовых состояла из шести человек: глава семейства, жена Мармеладова Катерина Ивановна, трое детей от её первого брака (девочка лет шести, мальчик лет семи и старшая девочка лет девяти), Соня, дочь Семёна Захаровича от первого брака.

Мармеладов имеет невысокий чин — титулярный советник, но сейчас он не служит. Жена моложе его на двадцать лет. Женился он из жалости: первый муж Катерины Ивановны умер, не оставив ей и детям никаких средств к существованию, так как был заядлым игроком. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как женщину благородную.

История жизни Мармеладова полна несчастий. Его первая жена умерла, оставив ему четырнадцатилетнюю дочь Соню. Четыре года назад он женился на Катерине Ивановне, находившейся тогда в страшной нищете. Через год из-за сокращения Семён Захарович потерял работу и стал пьянствовать.

Полтора года назад он с семьёй переехал из провинциального города в Петербург, нашёл место на службе, но быстро его лишился из-за пьянства. Из жалости к голодным детям Соня стала заниматься «непристойной работой», и вся семья жила на её иждивении.

За пять недель до встречи Раскольникова с Мармеладовым Семён Захарович «берётся за ум» и устраивается на службу. На следующий день после получения жалования он украл деньги из сундука жены, ушёл в запой и пять дней бродяжничал. Затем произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым в кабаке. После того, как молодой человек услышал исповедь Мармеладова и историю его семьи, он проводил пьяницу домой и увидел, в какой нищете живёт его семья.

Характер

Мармеладов — слабохарактерный, безвольный человек. Он понимает, что его пьянство — причина горя для его семьи, но не может преодолеть тягу к алкоголю. Семён Захарович понимает и то, что нехорошо жить на деньги Сони, пропивать одежду жены, но продолжает это делать. «Пью, ибо страдать хочу!» — говорит он, но почему же должна страдать и его семья?

Семён Захарович — человек по натуре добрый. Он женился на Катерине Ивановне из сострадания, видя, в какой страшной нищете оказалась она с малолетними детьми после смерти первого мужа. Он любит и уважает Катерину Ивановну, своих приёмных детей он учит чтению и грамматике.

Семён Захарович осознаёт свою вину перед семьёй и смиренно терпит, когда Катерина Ивановна бьёт его, пьяного, «дерёт вихры». Несмотря на то, что его порок довёл семью до нищеты, Мармеладов считает главным пороком нищету, а не пьянство.

Он осознаёт свою ничтожность и безвыходность положения, справедлив по отношению к себе, не требует жалости, понимает, что виноват в несчастьях близких.

О своём теперешнем состоянии Семён Захарович говорит: «…черта моя наступила»; «Некуда идти человеку». Смерть Мармеладова наступила после того, как он попал в пьяном виде под лошадей. Умирает и его жена, больная чахоткой, а детей определяют в детский дом. Так закончилась история семьи Мармеладовых.

Заключение

Образ Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает погрузиться в атмосферу нищеты, безысходности, которая окружала главного героя романа Родиона Раскольникова, понять, почему в такой атмосфере возникает у некоторых людей антигуманные идеи.

Характеристика образа Мармеладова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Важное место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Каждый член семейства повлиял на мировоззрение центрального персонажа – Родиона Раскольникова. Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа.

Образ Мармеладова из романа Достоевского

  1. Краткая характеристика С. Мармеладова
  2. Образ и характеристика Мармеладова
  3. Мармеладов в романе Достоевского

Краткая характеристика С. Мармеладова

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Семен Захарович Мармеладов выступает прообразом нищего человека, бессильного перед жизненными трудностями. Тщательно выбритый старик за пятьдесят, плотного телосложения и среднего роста. Человек с усталыми покрасневшими глазами и опухшим от пьянства лицом. Именно такое изображение внешности персонажа четко описывает его образ жизни.

В прошлом – чиновник с приличным достатком и титулярный советник со значимым социальным статусом. Мужчина с добрым сердцем, который вступает в брак с опечаленной вдовой с тремя детьми и воспитывает свою милую дочь Сонечку. Но всё это происходит до того момента, пока Семена не сокращают с должности и не выкидывают с работы.

Не прошло много времени как он превращается в безработного и деградированного пьяницу, который уже не сможет вылезти из ямы отчаяния и бедности. Ему выдался шанс вернуться к чину и ситуация, вроде как, начала налаживаться, но “праздник”, к сожалению, длился не долго, а всего лишь до первой зарплаты.

После чего Семён ворует деньги у своей семьи и уходит в длительный запой. Всё, что ему осталось это жалеть себя и жаловаться на жизнь, что Мармеладов активно практикует. Именно за этим занятием он и знакомиться с Родионом в трактире.

Рассказывая историю своего никчёмного существования, бедолага вспоминает все свои грехи: пьянство, воровство, даже его родная дочь отправляется на панель, чтобы помочь отцу и всему семейству, а он продолжает бездействовать.

Но «мученику» уже не под силу разобраться со столь великими тяготами несладкой доли. Единственное, что он может это пропивать остатки своего не накопленного состояния. Изливая душу, наш герой сам того не понимая подталкивает Раскольникова проверить свою теорию о человеке на практике.

Несмотря на столь жалкий расклад вещей, были в Мармеладове и хорошие качества, например, любовь к детям: он души не чаял в своей дочери и приемных детях и пытался дать им всё самое лучшее. К тому же, он обожал свою жену и относился к ней с особым уважением.

Но, к сожалению или к счастью, столь горькая жизнь доводит неизлечимого пьяницу до могилы – он попадает под копыта мчавшихся лошадей и погибает на руках юной дочери, оставляя свою семью в одиночестве на произвол судьбы.

Образ и характеристика Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов является второстепенным персонажем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который тем не менее играет важную роль в судьбе Раскольникова. Именно после знакомства с Мармеладовым и его семьей, Родион решается на преступление.

Внешность Мармеладова

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный герой романа, отец Сони Мармеладовой. Он является мужчиной старше 50 лет, с опухшим желтоватым лицом, которое часто встречается у пьющих людей.

Одежда на нем больше похожа на лохмотья, а внешность кажется слегка отталкивающей. Весь его внешний вид сообщает читателю, что он, как минимум не мылся дней 5. Руки выглядят опухшими, красными, под ногтями скопилась грязь.

Вот как автор рисует художественный портрет персонажа:«…Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Образ Мармеладова в романе

Мармеладов – отставной чиновник, который овдовел несколько лет назад и из-за жалости женился на женщине с тремя детьми. Находясь на службе, он мог зарабатывать и обеспечивать семью, но как только ему пришлось уволиться, деньги закончились.

Семен Захарович не смог справиться с таким ударом и начал выпивать. Даже, когда ему удалось снова получить работу, он продержался только пару недель и ушел в запой. Эти события характеризуют Мармеладова, как человека слабохарактерного и мягкотелого.

Между тем он очень любит свою семью: переживает за дочь, балует приемных ребятишек. Перед женой он чувствует чувство вины, позволяет ей кричать на себя и даже бить. Он гордится высоким происхождением Екатерины Ивановны, хочет, чтобы она была счастлива.

Познакомившись с Раскольниковым, Мармеладов изливает главному герою всю душу. Родион узнает о трудном материальном положении Мармеладова и его семьи. Впечатлившись историей жертвенности Сони ради семьи, Раскольников еще больше убеждается в правильности решения об убийстве старухи-процентщицы.

Тема бедности и нищеты в творчестве Достоевского

В романе “Преступление и наказание” важной сюжетной линией является тема бедности. Из-за невыносимых материальных условий Раскольников бросает университет и решается на убийство, Дуня собирается замуж за нелюбимого человека с низкими моральными качествами, а Соня Мармеладова становится проституткой.

Достоевский показал, что даже если человек находится на социальном дне, он может сохранять нравственную чистоту. Также в зависимости от натуры, оказавшись в одинаковых трудных условий, разные люди по-разному реагируют на возникшие обстоятельства.

Так, Сонечка Мармеладова, являясь чистой душой, подчиняется обстоятельствам и становится проституткой, чтобы хоть как-то помогать семье. Дуне Раскольниковой также свойственна эта жертвенность. Ради брата она собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого человека.

Тема бедности характерна для многих произведений Достоевского, например, “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”.

Мармеладов в романе Достоевского

Тема бедности и унижения прослеживается во многих романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» эта сюжетная линия связана с второстепенным героем по имени Семен Захарович Мармеладов. Что это за герой, и какова его история жизни?

Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание.

Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.

Вот как автор описывает Мармеладова:

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю.

Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.

Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и восстановившись в звании, он снова уходит в запой.

Судьба Мармеладова

О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью.

Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми.

Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.

Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.

Семья Мармеладовых была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты. Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении.

Родион Раскольников видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории. Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

С17.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?

С17.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?

С17.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).

Комментарии к сочинениям

C17.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Хлестаков — фигура общечеловеческая. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным, хотя на самом деле он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Хлестаков чистосердечен, неспособен к созидательной, продуманной лжи. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт эпохи в одном человеке.

C17.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Пре-ступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?

Тема «униженных и оскорбленных» - одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Ему нужна поддержка – уважение и сострадание, однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.

Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, образованная, гордая, тщеславная, она вы-нуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.

Дочь Мармеладова Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно по-гружаться, от того унижения, что она терпит.

На примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

C17.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардов-ского?

Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания. Примером для анализа могут стать такие стихотворения, как «Я убит подо Ржевом», «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» В стихах звучит призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны.

Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В стихах этого поэта – пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими.

С17.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).

Размышляя о судьбах писателей, Герцен писал в 1851 году: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы — или мартиролог, или реестр каторги. »

Что же изменилось в XX веке? История повторяется: трагически складываются судьбы Цветаевой, Ахматовой, Платонова, Булгакова, Пастернака, Мандельштама.

На примере произведений этих авторов может быть раскрыта тема. Для анализа могут быть взяты стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны», «Ленинград» О. Мандельштама, «Расстояние: версты, мили. » М. Цветаевой, «Зимняя ночь» Б. Пастернака и др.

Разделы: Литература

События, которые подводят героя к преступлению

По произведению Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание"

Анализ первой части

Цель:

  • Показать скрытый ход авторской мысли в связи с темой урока:
    • суровая правда жизни убеждает в оправданности преступления в мире зла;
    • позиция Достоевского-гуманиста в невозможности совершения преступления, человек всегда остается человеком, нельзя победить зло злом.

Оформление:

  • выставка книг, посвященная Достоевскому;
  • стенд, на котором предоставлен материал:
    • как работать над эпизодом;
    • темы сочинений по роману Достоевского “Преступление и наказание”;
    • высказывание Писарева № 1:

    Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь. В кн.: Ф.М. Достоевский в русской критике.М., 1956, с. 162)

    Домашнее задание к уроку:

    1. Что мы узнаем о герое из 1 главы?
    2. Как нарисована Алена Ивановна?
    3. Анализ встречи Раскольникова с Мармеладовым.
    4. Какое впечатление производит письмо матери на Раскольникова?
    5. Как характеризует Раскольникова эпизод с девочкой на бульваре?
    6. Прочитать сон Раскольникова, дать ему объяснение.

    I. Сообщение темы урока

    Сегодняшний урок “Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе”

    Я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (высказывание № 2):

    “Переберем одну за другой все подробности обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей, и потом спросить себя оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора и в его ли власти было прийти к такому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.” (Писарев Д.Н. Борьба за жизнь – в кн.: Ф.М.Достоевский в русской критике М.,1956, с. 173)

    Эти слова намечают программу деятельности нашего урока.

    II. Повторение пройденного

    Вопросы:

    Что мы узнаем о герое из 1 главы?

    1. Он беден – “Он был задавлен бедностью”.
      “Вышел из своей коморки” (шкаф, гроб).
      “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
    2. Состояние –
      “…он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”.
      – он думает о деле, это, проба;
      – бормотал что-то про себя, привычка к монологам.
    3. Детали:
      – шляпа (“слишком приметная шляпа” – “запомнят ан и улика”);
      – “ровно семьсот тридцать” шагов от ворот его дома;
      – имел “безобразную мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще не верил”;
      – совершает какую-то пробу;
      – ему понравилось, что никого не встретил;
      – что съезжает немец, живущий на 4-м этаже.

    Как нарисована Алена Ивановна?

    1. Портрет. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет 60, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое, трепье, а на плечах – кацавейка”.
    2. Недоверчивость старухи.
    3. Описание комнаты. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности.

    Какой вывод делает Раскольников после посещения Алены Ивановны.

    • “Боже! Как это все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!”
    • “Чувство бесконечного отвращения достигло теперь такого размера и так ясно выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.”
    • Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества…
      Но теперь его потянуло к людям.
      Раскольникова тянет к людям, он ищет общения. Это неслучайно. Дальше Достоевский проверяет его человечностью.

    Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона?

    • Мармеладов “накинулся на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил. “А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”.
    • “Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели”.

    Учителю обратить внимание учащихся на:

    – витиеватый слог Мармеладова;
    – его портрет;
    – он называет себя свиньей, прирожденный скот (“глаз ее боюсь, плеча детского боюсь”…)

    Вывод:

    В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

    Это человек, а в нем не хотят видеть человека!

    При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова – боль за то, что его однажды выгнав из человеческого общества, уже больше никогда в него не допустят.

    Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение, но не в силах ничего изменить.

    Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться”.

    Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым?

    • “Ко всему-то подлец-человек привыкает!”
    • “Ну, а коли я соврал, – воскликнул он вдруг невольно, – коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!…”

    Какое впечатление производит письмо матери на героя?

    1. “Письмо дрожало в руках его!”, поднес его к губам, поцеловал. ”
      “Он медлил: он даже как будто боялся чего-то”.
    2. “… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все-вся надежда, упование наше!
    3. Письмо матери излечило его.
      “На Голгофу-то тяжело всходить.”
      “Дунечка многое может сносить и даже в самых кратких случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости:
      (Ей пришлось снести Свидригалова, а теперь Лужин)
      – но не для себя (“Дело ясное: для себя, Для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаст!) Для милого, для обожаемого человека продаст!…за брата, за мать продаст!”
      Раскольников осознает, что Дуня совершает ту же жертву, что и Соня Мармеладова.
      “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!

    К какому итогу приходит Родион?

    “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!”

    “А что ты сделаешь? Чтоб этому не бывать, когда кончишь курс и место достанешь?”

    “Через 10 лет. Да в 10-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а, пожалуй, что и от слез; от поста и исчахнет; а сестра?”

    “Так мучал он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением. Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать, и истерзали ему сердце.

    Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого, фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом ударило в него.

    Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…”

    “Или отказаться от жизни совсем!”

    Давнишняя мечта явилась теперь “в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде … Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах.”

    Как характеризует Раскольникова эпизод на бульваре (с девочкой-подростком)?

    Чистота и беззащитность, показанные в портрете обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона. “Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”

    Вывод: Обстоятельства в романе складываются так, что у Раскольникова не остается выбора, они требуют от него немедленного решения”

    III. Анализ сна Раскольникова

    Итак, мы подошли к 5 главе, к страшному сну Раскольникова.

    Достоевского, как психолога, любят соотносить с Фрейдом. Во снах, по Фрейду вытесняется порочное, страх. Сон смягчает страхи, помогает с ними примириться.

    У Раскольникова сны не примиряют страхи, а выявляют комплексы. Они определяют будущее. В начале 5 главы мы читаем, что Раскольников “хотел было поворотить назад к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало в это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят.”

    Где оказывается Раскольников? Что он испытывает?

    • При каких обстоятельствах возникает сновидение в воспаленном мозгу Раскольникова?

    – На островах.

    – Нервная дрожь. Озноб. Прошел весь Васильевский остров, вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова.

    “Зелень и свежесть сначала понравилась его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.

    Но скоро и эти новые ощущения перешли в болезненные и раздражающие.

    Особенно его занимали цветы; он на них всего дольше смотрел.

    В полном изнеможении пал на траву и в ту же минуту заснул.

    2. Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир 7-летнего ребенка?

    • Картина, представившаяся герою, поначалу, маскируется” под обыденную и реальную.
    • “Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в памяти.
    • Своеобразный настрой на волну лирических воспоминаний.
    • Родион Романович погружается в мир своего детства.
      • Он испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, проходя с отцом мимо городского кабака “весь дрожит “ из доносящихся из него звуков и вида “малящих кругом пьяных и страшных рож”.
      • Подчеркивается деталь “черная дорога”.
      • Родион с душевной теплотой вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зеленым куполом и старинные в ней образа”, “старого священника с дрожащей головой “кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом.
      • Трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца”, умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить.

    После этого начинается вторая часть видения Раскольникова, которая также обладает своей собственной фантастикой.

    1 вариант

    (Учитель зачитывает 2 часть сна в сокращении.)

    2 вариант

    Какие события происходят в эпизоде?

    В городском кабаке происходит гулянье.

    Описанные события происходят в “праздничный день, под вечер, а “толпа всякого сброду занимается тем же, чем и всегда, – горланит песни, пугая маленького Родю.

    Что необычного находим у кабака?

    Возле кабака стоит “страшная телега”.

    Почему Достоевский называет телегу страшной, если тут же добавляет, что это “одна из самых больших телег, в которых впрягают больших ломовых лошадей”, за какими так любил наблюдать маленький Родя.

    “Страшным является то, что на этот раз запряжена в нее маленькая, тощая, саврасая, крестьянская клячонка”, какая обычно не может даже сдвинуть с места предназначенный для нее воз дров или сена.

    Ее начинают бить мужики кнутами, иной раз даже по морде и по глазам; на что всегда жалко смотреть сердобольному мальчику.

    Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления:

    • Маленькая – большая
    • Клячонка – что-то маленькое замороженное, заезженное.

    У Достоевского лошадь – символ мирового страдания.

    Сон Раскольникова – “экранизация” некрасовского стихотворения, носящую название “До сумерек” из цикла” о погоде” (Можно на уроке прочитать это стихотворение”.)

    Повторение красного цвета – своеобразного фильтра, через который видит окружающее обезумевший от красоты Раскольников.

    Экспрессивность повествования: “Так больно, так больно, так жалко, так жалко” бессмысленная жестокость, когда забивают для забавы.”

    Некрасов: страдание не поможет разрушить старый мир.

    Достоевский: возбудит сострадание.

    О чем говорит этот сон? Почему именно такой сон по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?

    Сон выявил наличие сострадания, то, что в жизни он отрицал.

    Он не такой как Миколка. Символический смысл сна: в образе клячи сосредотачиваются образы всех замученных людей.

    К какому выводу приходит Раскольников?

    Сон – подсказывает главному герою возможный путь ухода от неминуемо приближающейся трагедии:

    – притвориться, что он здесь ни при чем;

    – занять место стороннего наблюдателя;

    – самому прикинуться этой лошадкой.

    Сон многозначен.

    • Здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.
    • Сон – символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки, едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, если захотят-то могут и убить.

    Домашнее задание

    1. Почему Раскольников, отрекшись от своей проклятой мечты, все-таки совершает преступление?
    2. Зачем так подробно описано убийство?
    3. Как раскрывается Раскольников в сцене убийства?
    4. Почему гибнет Лизавета?
    5. Почему так много случайностей в истории преступления?
    6. Каковы отношения Достоевского к преступлению, совершенному Раскольниковым, и к самому герою?

    ВЫВОД: Типичность картины; город бедный, город нищий; выводы делают разные люди в соответствии со своим мировоззрением.

    Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.

    Раскольников, человек не способный и не склонный к преступлению, создает такую теорию.

    Жизнь задавила нищетой, бесперспективность, безвыходность.

    Гордость!

    Гордость “маленького человека”, эта не такая, как у Гоголя, у Достоевского она заставляет искать выход!

    Читайте также: