Что такое уток в технологии

Опубликовано: 26.04.2024



Уто́к — система нитей, которые в ткани располагаются поперёк длины куска, проходя от одной кромки к другой.

Подготовка утка

Зачастую от утка не требуется такой крепости, как от основы, поэтому ему придают большую гибкость, чтобы он свободнее укладывался между нитями основы, а также пушистость, чтобы он заполнял промежутки между нитями и делал ткань плотнее на просвет. Поэтому уточную пряжу крутят гораздо слабее, чем основу. В то же время иногда по техническим условиям к конечному продукту (ткани) уток должен обладать прочностью, не уступающей основе. В этом случае уточные нити выпускаются также с высокой круткой, а также иногда и шлихтуются (а также замасливаются, если речь идёт о филаментной нити из полимеров или стекла).

Подготовка к ткачеству зависит от типа станка, типа пряжи (собственно пряжа или комплексная крученая или некрученая нить), способа получения уточной пряжи (кольцевое или пневмомеханическое прядение, что определяет тип паковки с пряжей, входящей в ткацкий цех). Для челночных станков подготовка заключалась в намотке на шпулю (если пряжа прямо уже с прядильной машины не получается в форме шпули или початка, могущего быть вложенным в челнок), а затем в намачивании или запаривании, чтобы отнять у нитей стремление скручиваться и образовывать петли (сукрутины). В некоторых случаях (например, при изготовлении сукна) утку придают крутку в обратном направлении, чем основе. Для бесчелночных станков уточная пряжа используется в стандартных товарных бобинах, как правило, ёмкостью не менее трёх-четырёх килограммов.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Берегись женатых мужчин (фильм)
  • Themes from William Blake's The Marriage of Heaven and Hell

Смотреть что такое "Уток" в других словарях:

УТОК — (Woof, weft) поперечные нити мата, переплетающиеся с его основой и идущие по его ширине. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Уток поперечные нити мата и полотнищ парусины,… … Морской словарь

уток — нить, крока Словарь русских синонимов. уток сущ., кол во синонимов: 2 • крока (1) • нить (44) … Словарь синонимов

УТОК — в ткачестве поперечные нити ткани, расположенные обычно перпендикулярно к продольным нитям основы и переплетающиеся с ними … Большой Энциклопедический словарь

УТОК — УТОК, утка, мн. нет, собир., муж. (спец.). В ткацком деле поперечные нити ткани, пересекающиеся с продольными, составляющими основу (см. основа в 4 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УТОК — УТОК, утка, муж. (спец.). Поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными (основой). | прил. уточный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Уток — Уток: крученая нить в 1, 2 и более сложений с круткой до 150 кр/м. Источник: ТКАНИ ПЛАТЕЛЬНЫЕ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО КРУЧЕНОГО ШЕЛКА. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ 20723 2003 (введен Приказом Ростехрегулирования от 30.11.2004 N 89 ст) … Официальная терминология

УТОК — удалённая точка обслуживания клиентов … Словарь сокращений и аббревиатур

УТОК — поперечная нить в ткани, переплетающаяся с основою, которая состоит из продольных нитей … Большая политехническая энциклопедия

уток — 3.15 уток: Поперечные нити. Источник: СТО 00205009 001 2005: Геосетки и геокомпозиты из стекловолокна. Технические условия 3.15 уток: Поперечные нити. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

уток — текст., диал. также кусок полотна в 30 аршин , арханг. (Даль), др. русск. утъкъ уток ткани , цслав. ѫтъкъ στήμων, болг. вътък (Младенов 94), словен. vọ̑tǝk, род. п. tka, чеш. utek, слвц. utok, польск. wątek, в. луж. wutk, н. луж. hutk. Праслав … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Переплетение нитей в материи, её плотность, фактура и блеск зависят от определённой последовательности плетения нитей основы и утка на станке. Уток ткани — это совокупность нитей в материи, которые переплетаются с основными нитками. Расположение утка — горизонтальное, волокна проходят от одной кромки ткани к другой.

схема переплетения нитей утка

Как строится ткань

Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.

Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.

Строение ткани

Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.

Базовые способы переплетения:

  • полотняное — однородное, зернистое при использовании перекрученной пряжи;
  • саржевое — похоже на полотняное, с диагональным рубчиком;
  • атласное и сатиновое — гладкое за счёт того, что уток идёт в основном под основой, выходя на лицевую сторону через 4 нити или реже.

У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.

Строение ткани система нитей

Как определить уточное направление

В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.

Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.

Образцы тканей

Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.

Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.

Схема ткацкого станка

Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.

Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.

Объявление: «Куплю оверлок не дорого, хоть узнаю, что это такое».

А вы хотите узнать, что такое основа и уток и чем полотно отличается от ткани?

« Слушайте внимательно, милые мои! То, что я расскажу вам, случилось , когда человек еще не приручил животных и все они были дикими. Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая, овца была дикая, свинья была дикая, и эти дикие животные бродили по сырому дикому лесу. Разумеется, и человек тоже был диким, совсем диким. Он даже не пытался усовершенствоваться, пока не встретил женщину, которая ему сказала, что ей вовсе не нравится такая дикая жизнь. Она разыскала хорошую сухую пещеру, где можно было поселиться, чтоб уж не ночевать под открытым небом на куче сырых листьев. Пол пещеры она посыпала чистым песком, устроила очаг и развела на нем огонь. Затем она завесила вход в пещеру сухой конской шкурой хвостом вниз и сказала человеку:

Вытирай ноги, голубчик, когда входишь. Мы заведем у себя порядок."Р.Киплинг.

И вот с этой фразы, похоже, и началось полное преображение человека, так как вытирать ноги о шкуры, даже для первобытного человека, было слишком. Пришлось ему плести циновку из камыша, а от циновки и до ткани уже рукой подать.

alt, title
alt, title

и оставалось, что догадаться, как из влокнистых растений таких, как лен, конопля, крапива или хлопчатник, а также шерсти животных получать пригодные для ткачества волокна. (Кстати, я помню, как моя бабушка сучила пряжу на прялке, а мне не сто лет.)

Ученые предполагают, что именно тогда, когда первобытные звери впервые увидели своего давнего врага в накидке из невиданного полотна, а не из звериной шкуры, они поняли, что бегать и обороняться бесполезно, и начали стремительно приручаться.

alt, title

Ну, а если серьезно, то ткацкие станки это действительно вещь с прошлым — они были замечены еще в Древнем Египте.

alt, title

Справка из Википедии: Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

alt, title

Вот, наконец, мы и добрались до предмета нашего исследования.

Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно.

Основа — это нити, которые идут вдоль ткани. Нить основы гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, плотная, жесткая, прочная и не растяжимая. При резком растяжении ткани, нить основы издает звонкий звук.

Длина ткани определяется по нитям основы.

Уток — это нити, идущие поперек ткани. Нить утка значительно короче нити основы. Она более толстая, рыхлая, неравномерная по толщине, поддается растяжению, издает глухой звук при резком натяжении ткани. Ширина ткани определяется по утку.

Эти свойства составляющих ткани приводят к тому, что в продольном и поперечном направлениях она растягивается .

Соответственно, для того, чтобы готовое изделие не теряло форму и не растягивалось, выкройку нужно раскладывать по направлению основы.

Для того, чтобы ткань не осыпалась и не растягивалась по краям, вдоль края нити основы и утка переплетаются с большей плотностью, образуя кромку.

Ширина ткани — это расстояние от кромки до кромки.

alt, title

• начесный ворс располагается в направлении основы;

• при рассмотрении малоплотной ткани на просвет можно заметить, что основа располагается более равномерно и прямолинейно, чем уток;

• в полушерстяных и полульняных тканях основа обычно хлопчатобумажная;

• в полушелковых тканях основа шелковая, направление основы в костюмных тканях совпадает с направлением полос и просновок (нитей основы, отличающихся по толщине или цвету);

• в шерстяных и хлопчатобумажных тканях, имеющих одну систему крученую, а вторую однониточную, основа обычно крученая;

• в шелковых тканях, выработанных , в основе всегда шелк-сырец;

Для того чтобы подготовить нити основы к процессу ткачества, их перематывают, навивают с одиночных бобин на многониточную паковку (снование), наносят на них тонкий слой клея (шлихтование).

Во время перемотки получают нити большей длины, очищают их от примесей, выявляют и устраняют слабые места.

Шлихтование производится для повышения сопротивляемости нитей истиранию, многократным растяжениям и циклическим нагрузкам в процессе производства ткани. В результате склеивания волокон, образующих нить основы, она делается гладкой и прочной, что значительно снижает риск обрыва нити.

Процессу шлихтования обычно не подвергаются крученые нити, нити из синтетических волокон и натурального шелка, имеющие достаточную гладкость и прочность.

Нити утка перед ткачеством только перематывают и увлажняют. Благодаря увлажнению удается избежать запутывания нити и образования петель во время схода с бобины.

Рисунок переплетения нитей основы и утка определяет строение, внешний вид и свойства готовой ткани.

· Различают четыре класса ткацких переплетений:

Не будем слишком углубляться в тонкости и поговорим о простых переплетениях.

штопали носки? Помните, какой рисунок штопки получается? Это простое переплетение.

В простых переплетениях:

· раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;

· в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

Справка из Википедии: Раппо́рт переплетения ® — число перекрытий по направлению нитей основы и утка, после которых чередование перекрытий повторяется.

• раппорт переплетения по основе (RО) — число нитей основы, после которых чередование перекрытий в направлении утка повторяется.

• раппорт переплетения по утку (RУ) — число нитей утка, после которых чередование перекрытий в направлении основы повторяется.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, сатиновое (атласное).

Полотняное переплетение — самый простой вид переплетения, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Таким образом, раппорт основы равен раппорту утка:

alt, title

Автор: Quicktotal — собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23375592

, с него все и начиналось.

alt, title

Однако на строение ткани влияет не только вид переплетения нитей, но и собственное строение нитей основы и утка.

Так их линейная плотность оказывает непосредственное влияние на толщину и плотность ткани.

Линейная плотность нитей (Т, текс, г/км) прямо пропорциональна их площади поперечного сечения и определяется как отношение массы нитей, к их длине.

где нити, г; нити, км.

Единицей измерения линейной плотности является Текс, а также миллитекс, децитекс, килотекс (ГОСТ 10878−70).

В том случае, если производители хотят получить ткань с рельефным рисунком, они используют для ее производства нити различной линейной плотности.

От степени крутки нитей зависит жесткость и упругость ткани.

Крутка нитей определяется числом витков периферийного слоя нити на единицу ее длины. При скручивании волокна или нити располагаются по винтовым линиям с заданным углом кручения. Чем больше угол кручения, тем сильнее скручена нить. При пологой крутке нить получается менее прочной, но более мягкой, при высокой крутке — прочной и жесткой.

Играя направлениями крутки нитей основы и утка также можно менять свойства ткани.

Так например, в случае различных направлений крутки в основе и утке витки располагаются в одном направлении, поэтому поверхность ткани получается гладкой, блестящей, хорошо поддающейся ворсованию, а если при полотняном плетении в ткани чередуются нити разного направления крутки создается эффект мелкоузорчатого переплетения.

Рыхлая, пушистая пряжа или нити придают ткани мягкость, объемность и увеличивают толщину.

Про что нам еще смогут рассказать нити утка и основы?

Одним из важнейших для потребителя показателей является плотность ткани.

Плотность ткани определяет ее функциональность. Масса изделия, его теплозащитные свойства, воздухопроницаемость и износостойкость зависят от плотности ткани, из которой оно изготовлено.

Под плотностью понимают число нитей основы или утка, приходящихся на 100 мм ткани.

Различают и отдельно определяют плотность по основе и плотность по утку. Ткани, имеющие одинаковую или почти одинаковую плотность по основе и утку, называют . Ткани, имеющие различную плотность по основе и по утку, называют неравноплотными.

Различают фактическую (абсолютную), максимальную и относительную плотности.

Фактическая (абсолютная) плотность — это фактическое число нитей, которое приходится на 100 мм ткани. Она зависит от диаметра волокна и изменяется в больших пределах. Фактическая плотность по основе и по утку определяется путем подсчета нитей в образце ткани с помощью обычной или специальной ткацкой лупы. Можно раздергать квадратный образец ткани размером 50×50 мм, а затем подсчитать число основных и уточных нитей. Для каждой ткани абсолютная плотность определяется не менее трех раз на различных участках ткани. Затем подсчитывается среднее арифметическое значение плотности, и конечный результат всегда пересчитывается на 100 мм.

Фактическая плотность не дает представления о том, насколько близко нити располагаются друг к другу. Для сравнения плотностей тканей, изготовленных из нитей разной толщины, существует понятия — максимальная и относительная плотность.

Максимальная плотность ткани — это максимально возможное число нитей, которое укладывается в 100 мм ткани при условии, что все они имеют одинаковый диаметр и располагаются, касаясь друг друга, без сдвигов и смятия.

Относительной плотностью, или линейным заполнением ткани называют отношение фактической плотности к максимальной плотности. То есть, линейное заполнение — это отношение фактического числа нитей основы или утка к максимально возможному числу этих же нитей. Относительная плотность определяется в процентах.

Если фактическая и максимальная плотности равны, если нити располагаются, касаясь друг друга без смятия, линейное заполнение ткани составляет 100%. При линейном заполнении ткани более 100% нити сжимаются или смещаются по высоте. При линейном заполнении ткани менее 100% нити располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Например, при линейном заполнении, равном 50%, нити располагаются на расстоянии диаметра друг от друга.

В зависимости от назначения тканей их линейное заполнение может быть от 25 до 150%. С увеличением линейного заполнения повышается поверхностная плотность тканей, ветроустойчивость, упругость, жесткость, прочность, износостойкость, но уменьшаются их воздухо- и паропроницаемость и растяжимость. Ткани с линейным заполнением 140% и более — пыленепроницаемы.

В заключение заметим, что ткань — это не единственный материал, из которого можно сшить одежду. Получаемые на ткацких станках ткани отличаются от текстильных полотен, изготовленных другими способами, например, вязанных трикотажных полотен, или нетканых материалов (к которым можно относить также , холстопрошивные материалы ), поэтому не следует путать эти понятия.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

ОСНОВА, УТОК И ТКАЦКИЙ СТАНОК, или ЧТО ТАКОЕ ТКАЧЕСТВО?

Ковер. Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон. Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.Основа и уток переплетаются между собой.

Основа и уток переплетаются между собой.

Ткань, состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания. Вертикаль: подземный мир – земля – небо; горизонталь: центр и четыре стороны света. Нити переплетаются между собой, как и всё в этом мире.

Чем же плетение отличается от ткачества? В плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы для удобства прокладывания утка.

Плетение было первым шагом на пути к ткачеству. Для циновок траву, стебли тростника, камыша, пальмовые листья нарезали кусками нужной длины и переплетали их между собой под прямым углом. Корзину делали, оплетая по кругу прочный каркас, или другими способами. Первые ткани также изготовляли с помощью плетения. На самом раннем этапе в плетении используют необработанный природный материал, позднее – спряденные нити.Плетение из пальмовых листьев.

Плетение из пальмовых листьев.

Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. У славян бытовало плетение (дерганье) на пальцах рук и ног, на стене, на вилочке, на колодочке. Сегодня возрождаются многие традиционные приемы ткачества, например, дерганье на пальцах. Конечно, таким приемом можно ткать только узкие изделия – пояса, тесемки.Дерганье на пальцах.

Дерганье на пальцах.

В полутканье уже различимы основа и уток, то есть появились две системы нитей. Их роли совершенно различны: неподвижно закрепленная основа скрепляется бегающим утком. Но в полутканье все еще нет никаких удобств для прокидывания утка между нитями основы. Например, прикрепив ряд нитей основы к опоре или ноге, а с другой стороны к поясу, мастерица проводит уток между нитями основы, поднимая их поочередно через одну нить, и уплотняет пальцами.

С появлением первых примитивных станков в VIII–II тыс. до н.э. ткачество окончательно отделилось от плетения. В примитивном ткачестве кроме основы и утка есть приспособления для облегчения процесса. Появляются и приемы механического чередования нитей основы. Это способы тканья на бердечке, на дощечках, на ниту.

Ткачество на бердечке (бёрдышке) широко распространилось в Европе в Средние века, в Америке – с XVI века. Ширина бердечка соответствует ширине ткани. Начало тканья находится около ткачихи – прикреплено к поясу, а конец основы – к неподвижной опоре. Так ткут пояса и небольшие изделия.Ткачество на бердечке.

Ткачество на бердечке.

Тканье на дощечках – условный термин. Например, в Новгороде Х–ХI веков их делали из кости, а на островах Индонезии – из раковин. Считают, что этот способ появился еще в Древнем Двуречье. Использовался в Древнем Египте, в Западной и Северной Европе существовал в эпоху неолита. Ткачество на дощечках сегодня вновь вызывает активный интерес. Ткань получается путем скручивания нитей основы, уток остается невидимым. Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкую ткань.Ткачество на дощечках.

Ткачество на дощечках.

Ткачество на дощечках, поясной станок (как в следующем примере), хотя и относятся к примитивному ткачеству, являются хитроумными, гениальными изобретениями наших предков. Хотя основа у перуанской ткачихи привязана к ноге, но в ее узком поясном станке уже есть палочка, которая разделяет нити основы на две системы нитей для удобства прокидывания утка и другие приспособления.
Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Ткачиха работает за маленьким поясным станком прямо на улице Куско в Перу (фото: Thompson, Angela).

Развитие ткацкого станка напрямую было связано с прогрессом в прядении. Чем тоньше становились нити, тем изощреннее должен был быть станок. Со временем сложились и совершенствовались два основных вида станков: горизонтальный и вертикальный со множеством их вариаций.

В Европе, на Востоке, Кавказе бытовал вертикальный станок с грузилами. Он состоял из врытых в землю боковых опор и верхней перекладины. К ней привязывали нити основы и натягивали их внизу грузами. В более совершенной форме станка основа натянута на два вала – верхний и нижний. На вертикальных станках в наше время ткут гладкие и ворсовые ковры и гобелены.
Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

На наземных горизонтальных станках основа натянута между двух валов параллельно земле. Конструкция использовалась в Древнем Египте и других ранних государствах. Такие же архаичные станки существуют по сей день у многих восточных и азиатских народов. Одна из форм такого станка – поясная конструкция (как с бердечком и в Перу). То есть передний вал прикреплен к спине ткачихи. На них ткут гладкие и ворсовые ковры и традиционные ткани.Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Ткачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Видео: Ткачество традиционной индонезийской ткани – иката на поясном станке.

Стелющийся по земле станок развивался и превратился в сложный горизонтальный станок с подножками. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждом деревенском доме. В России на них ткали грубые и тонкие узорные ткани, гладкие, ворсовые ковры и половики из полосок тканей. Сегодня на современных моделях подобных станков ткут не только дорожки-половики, но любые ткани, шарфы, шали-палантины.

Ткачество на сложных станках с подножками тоже является ручным, так как весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с предыдущими станками в виде рамы.Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Современный горизонтальный станок с ремизами, сделанный по образцу старинного.

Именно станок с подножками, который изобретатели постоянно совершенствовали, стал основой для промышленных ткацких станков.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Потребности жизни кочевников, скотоводов, а позднее и земледельцев породили не только множество ковровых изделий, но и разнообразие приемов ткачества. Анализируя их детально, ниточка за ниточкой, словно проходишь бесконечно длинный путь, отмеченный вехами удивительных ткацких открытий.

Техника ткачества развивалась от простого к сложному, начиная от изделий с простым полотняным переплетением нитей основы и утка. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки. Это одноцветные ткани, дорожки.
Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

В такой технике трудно соткать какой-либо узор. Но если полностью скрыть основу под цветным утком, то получится репс – разновидность полотняного переплетения. Для этого надо плотно прибивать уток. В ткачестве старинных шпалер, современных гобеленов и гладких ковров используется именно это переплетение, т.к. оно дает возможность создавать рисунок.
Ткачество в технике уточного репса.

Ткачество в технике уточного репса.

Простейшие ковры, сотканные в этой технике, называют паласами. Их узор состоит из чередующихся в определенном порядке разноцветных полос.Палас.

Палас.

Со временем появились более сложные приемы создания узоров со сцеплением утков или без, настилами и обвивками (килимы, малоизвестные гладкие ковры: шедде, верни, сумахи, зили, узорное ткачество и др.). Такими способами с древности и до настоящего времени ткут ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, ткани, утилитарные изделия: пояса, сумки, мешки, подушки, попоны, покрывала и т.п.
Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Кавказский килим. Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Узор в килимах формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность. Поэтому орнамент гладких ковров чаще бывает геометрическим. Природные формы, изображения животных и людей в коврах также приобретают обобщенные, стилизованные, декоративные очертания.

Традиционные узорные ткани в разных странах выполняли браной техникой (настилами) и ее разновидностью – выборной. Это удобнее делать на сложных горизонтальных станках с подножками. В России было распространено именно узорное ткачество, а не ковроделие. Поэтому не случайно интерес к нему возродился к XXI веку. Эту технику удобно использовать в ткачестве дорожек, подушек, покрывал, шалей и других утилитарных изделий.Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

В эпоху ранней бронзы возникли способы узловязания. Однажды мастерица, прокинув уток, решила вытянуть его петлями между нитями основы, а может быть, обвивая петлями нити основы в гладком ковре, она вдруг попробовала удлинить петли обвивки. Мечта о мохнатой как у зверей, но рукотворной ткани, сбылась. В ткачестве появилось новое направление.

При слове «ковер» перед глазами возникает привычный ворсовый ковер, который можно увидеть почти в каждом доме. А ведь существуют и другие виды. Наиболее ранними были петельные и махровые (длинноворсовые) ковры. Интересен и такой вид ворсовых ковров как рельефные.Петельная и махровая техники ткачества.

Петельная и махровая техники ткачества.

Петли держатся в ткани ковра непрочно, легко выдергиваются. Видимо, это и навело ткачих на мысль закреплять их более прочно – узлами. Нить тянули от клубка, завязывали узел и обрывали ее ударом пальцев. В развитии привычного ворсового ковра большую роль сыграло изобретение и совершенствование ножей и ножниц.

Ворсовое ткачество – вершина ковродельческого искусства. Сотни, тысячи, миллионы узелков… Сидя за станком, мастерица медленно, день за днем, месяц за месяцем, узелок за узелком творила прекрасный мир, вкладывая в работу всю свою душу, мечтая порадовать близких, украсить свой дом, оберечь его магическими узорами ковра. В случае ткачества ковра для продажи всё выглядит не столь романтично, но часто не влияет на конечный результат.Мотив индийского ковра XIX в.

Мотив индийского ковра XIX в.

Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу. В то же время, техника гладкого ткачества ограничивает возможности свободного выполнения рисунка, хотя точность рисунка зависит так же от того, насколько ковер тонкий или грубый. Узор формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность.

Каждая новая техника ткачества становилась основой для возникновения следующей, возможно, спустя века. Ее приемы не зачеркивали своим появлением предыдущие, а использовались параллельно. В результате сегодня применяются все приемы ткачества текстильных изделий, хотя одни чаще, а другие реже.

В отличие от традиционных ковровых изделий разных народов, в старинной шпалере и современном гобелене художник свободно применяет ткацкие приемы в любых сочетаниях. Возможно, современный гобелен – это форма ковра, в большей степени отвечающая сегодня потребностям человека.Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Европейская шпалера за десять столетий прошла путь от небольших наивных сюжетных ковров до монументальных серий шпалер высочайшего уровня. А искусство современного гобелена просто немыслимо без авторского участия. Разве может цифровой ткацкий станок или работа ткача-исполнителя заменить озарения, находки, импровизацию художника в процессе ткачества! Гобелен, рожденный в медленной, кропотливой работе, несет зрителю живую мысль, чувства, настроение художника. Вы и сами, занявшись ткачеством, почувствуете во время работы, что в каждом движении нити заложена мысль.

Вернемся к вопросу, почему люди продолжают заниматься ткачеством? Ковер размером 2 х 3 м автоматические станки изготовляют менее чем за час. Зачем тратить на это неделю за неделей, месяц за месяцем?

Да, машины способны воспроизводить даже древний орнамент, но они не могут одухотворить ковер, сделать его неповторимым. В век, когда человек доверил все производить машине, ковры и гобелены ручной работы неизменно ценятся как уникальное произведение, ведь они хранят душу и тепло рук мастерицы.

Кроме того, станки «не умеют» выполнять многие ткацкие приемы, включая ворсовые узлы, – то, что так легко и быстро делают опытные мастерицы.

Всю историю развития цивилизации люди подходили творчески ко всему, что делали, в том числе постоянно совершенствовали конструкции ткацких станков; изобретали приемы ткачества; разрабатывали все более сложные орнаментальные композиции ковров, доводя их до совершенства. Видимо, в творческом начале, заложенном в человеке от природы, и заключается разгадка вечной тяги людей к ручной работе. Радость от красивой вещи, сотворенной собственными руками, ни с чем несравнима.

– Решила заняться во время отпуска шитьём. Ещё со школы с уроков труда помню, что при раскрое ткани для правильного размещения лекал надо найти долевую нить. Тогда мы определяли её в хлопке, льне и шерсти. В то время всё было ясно и понятно, но за последние годы появилось столько новых тканей, что я просто путаюсь. Расскажите, как правильно найти долевую нить?

Технолог ткацкой фабрики

К сожалению, вы не написали, с каким материалом работаете, поэтому придётся дать общие рекомендации:

  1. Напоминаю, что практически любой текстиль содержит основные нити, прошедшие предварительное шлихтование – нанесение клеевого состава. Это позволяет «сцементировать» все торчащие из нити основы волокна в единое целое, чтобы уменьшить силу трения скользящего по ним утка. При ткачестве нити основы натянуты почти до предела разрыва, а натяжение нитей утка намного меньше. Поэтому, когда мы пытаемся растянуть материал вдоль основы, у нас это плохо получается, а когда вдоль утка – то материал тянется. Такой способ годится для натуральных тканей и смесовых тканей из натуральных волокон – льна, хлопка, шерсти и шёлка.
  2. Следующий метод основан на звуковых колебаниях. Натянутая струна издаёт высокие звуки, а у менее натянутая – глухие или низкие. Возьмите ткань в руки и резким движением растяните её в разные стороны, чтобы получить хлопок. Проделайте то же самое в перпендикулярном направлении и сравните полученные звуки. Более глухой укажет направление утка, а более звонкий – направление основы.
  3. Третий метод самый простой. Если на вашем материале нанесён рисунок, то направление основы укажут периодически повторяющиеся элементы этого рисунка.
  4. В искусственных тканях из синтетических волокон тоже действуют эти методы. Хорошо тянутся в направлении утка материалы саржевого и сатинового переплетений из-за уменьшения точек фиксации каждого утка.
  5. Сложнее будет с мерсеризованными тканями, где основа и уток содержат набухшие (натянутые) волокна, увеличившие натяжение и сцепление между собой. Но и здесь растяжением можно определить долевую нитку.
  6. Трикотажные материи не имеют основы и утка. Лекала нужно располагать вдоль вывязанных рядов, которые хорошо заметны. Ряды за счёт большого количества точек переплетения сильнее стянуты, поэтому кромки трикотажа всегда скручиваются в направлении рядов.

— Ангелина Николаева Технолог ткацкой фабрики

Как и по каким признакам определить долевую нить на ткани, как определить основу и уток?


Основа (1) и уток (2). Источник: wikipedia.org

Как определить долевую нить по кромке

Как определить долевую нить? Способы

Если на куске ткани кромка срезана, можно направление долевой нити определить таким образом: на небольшом участке резко растянуть ткань вдоль смежных краев – значительно меньше растягивается ткань по долевой нити, а некоторые ткани вообще по долевой нити не тянутся. Стоит также обратить внимание на звук, возникающий при резком растяжении: должен быть слышен характерный хлопок (к эластичным тканям это не относится). Также вдоль нитей утка будет чувствоваться небольшое растяжение ткани. Ткань сильнее всего тянется под углом 45° (по косой нити).

Очень важно не забывать на каждую деталь выкройки наносить стрелку с указанием направления долевой нити. Детали к ткани необходимо прикалывать строго по ее направлению. Направление стрелки и долевой нити на ткани должны быть параллельны.

Как определить долевую нить? Способы

Где расположить в доме?

Чтобы в жилище появилось ощущение уюта, а взаимоотношения между супругами наладились, последователи древнего учения фэншуй рекомендуют поставить статуэтку или картинку на юго-западе. Считается, что это зона любви, от которой зависит крепость брака. Чтобы усилить действие магического талисмана, рядом следует поставить символ водной стихии — аквариум с живыми рыбками или фонтанчик. Камин, свечи или печь не должны быть неподалеку, потому что они символизируют пламя, а плавающие птицы не ладят с огнем.

Для укрепления брака и возрождения любви, кольца мужа и жены нужно время от времени укладывать рядом с птицами. Так они зарядятся позитивной энергетикой и превратятся в магический талисман.

Еще одно удачное положение для уток в доме — спальня. Картина вешается в изголовье, а статуэтки ставятся на прикроватные тумбочки. Рядом размещается совместное фото супружеской пары. Момент должен быть счастливый и наполненный позитивными эмоциями. Если выбрать снимок, сделанный во время ссоры, то это лишь ослабит магическое действие символа.

Раскрой ткани

Процесс проводится вдоль кромки. В журналах готовые лекала имеют уже отмеченное расположение долевой нити. Линию продлевают до конца выкройки.

При ее укладывании на ткань линию располагают параллельно кромке и основе. Лекало прикалывают булавками, очерчивают мелом и вырезают с припуском на швы. Отдельные детали выкраиваются по косой линии. Такое расположение указывают на выкройке. Деталь раскладывают параллельно диагонали ткани.

Определение долевой нити в ткани

От того, как мастер определяет все направления нитей на ткани, и в соответствии с их расположением, производят раскрой изделия. От этого зависят внешний вид и продолжительность эксплуатации готовой одежды.

Что такое ткань

Многие портные, конструкторы и закройщики, профессиональные швеи (и не только профессиональные) наверняка знают, что вырабатывается ткань на ткацком станке вследствие поочередного переплетения нитей утка и нитей основы. Уток и основа — это две системы нитей, которые образуют ткань. Параллельно друг другу расположены нити основы, и вдоль кромки ткани идут они. Уток — это нити, которые расположены перпендикулярно основе. Перед ткачеством основа подвергается шлихтованию. Шлихтование — дополнительная обработка клеевыми веществами для увеличения прочности и придания большей гладкости основе. В отличие от нитей утка, нити основы меньше подвержены растяжению.

Долевая нить на трикотажных полотнах

Как можно определить долевую нить на трикотажном полотне? При наличии на нем кромки работает такое же правило, что и на тканях: параллельно кромке трикотажного полотна идет долевая нить.

При срезанной кромке определить долевую нить будет достаточно просто. Для начала следует внимательно посмотреть на трикотажное полотно, на нем можно увидеть петельные ряды и столбики. Направлению долевой нити соответствует направление столбиков, поперечной – рядов.

Очень аккуратно надо обращаться с некоторыми разновидностями трикотажных полотен, так как подобно полотну, связанному на спицах, петли трикотажа способны распускаться и образовывать «стрелки». Поэтому, прежде чем сметать детали, нужно проверить, с какой легкостью распускается полотно, и проложить фиксирующую прямую строчку по краям каждой из деталей, это убережет их от распускания.

Предлагаем ознакомиться: Эффективные средства от ожогов

На некоторых видах трикотажа полотен определить направление нитей можно по краю, сворачиваемому трубочкой: ровно лежит ткань по долевой нити.

Что такое долевая нить и как ее определить
Определение долевой нити
Что такое долевая нить и как ее определить
Что такое долевая нить и как ее определить
Драпировка полотна

Мифы и древние предания

В Поднебесной существует легенда, что однажды знатный вельможа устал от своей жены и решил, что любовь прошла. Задумался он о разводе, однако не хватало решительности, чтобы завести разговор. Решил вельможа пройтись и собраться с мыслями, так и подошел к озеру. Увидев пару уток, что вместе скользили по водной глади так, будто были привязаны друг к другу. Трепетно смотрелись преданные друг другу птицы и будто излучали нежность.

Вспомнилось вельможе, как впервые встретился он с женой, а еще мечты о счастливой совместной жизни. Понял тот, что нет легких путей и нельзя просто развестись — нужно двигаться к цели вместе. Счастливый и вдохновленный пришел домой к жене. С тех пор вернулась нежность и любовь в отношения. Считается, что утки могут спасти любой брак, даже если между супругами давно царит недопонимание.

В различных культурах и мифах символ Утки означает следующее:



Согласно древнеегипетских верований богиня Изида была покровительницей этих птиц.

  • Древние египтяне считали, что покровительствует птице могущественная Изида. Богиня символизирует женственность, красоту и покровительствует матерям.
  • В Греции бог любви Эрот часто изображался вместе с птицей, а потому она стала символом пылкой страсти.
  • В северноамериканских племенах утка стала объединением Небес и водной стихии.
  • Иудеи считали, что утка — это символ вечной жизни.
  • В племенах Римской Галлии птица была священной.
  • Славяне-язычники, проживающие на территории Киевской Руси, связывали утку с богиней Макошью. С давних времен она стояла наравне с мужчинами в божественном пантеоне и олицетворяла женское начало. Потому символ Утки в первую очередь благоволит представительницам слабого пола.

Первичные механизмы


Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который разделяет нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно этот механизм поднимает определенные стропы над другими. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в этих веревках, поднимается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Таким образом, лист нитей основы поднимается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между двумя листами нитей называется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это метод формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными движущимися нитями являются те, которые необходимы для изменения положения от верхней до нижней линии зева или наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии навеса для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а затем снова поднимаются. Другие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они двух типов, то есть нижние закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними заключается в том, что термины «нижние» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформирован, через него проводится поперечная нить.


Прибой уточной нити

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вставлена, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Другими словами, прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это устройство, используемое в ткачестве для удержания ткани при опушке как можно ближе к ширине основы в берде.



Определение долевой нити в ткани

Для уточнения расположения основы применяют следующие советы:

  1. Если материя новая, то сделать ошибку сложно, ведь она находится вдоль кромки. Долевая отличается от поперечной своей низкой растяжимостью. Лоскуток ткани тянут в руках, в направлении вдоль и поперек. Где материал менее эластичен, там и располагается долевая нить.
  2. Установить расположение нитей можно по звуку. Для этого нужно резко натянуть ткань по долевой, в результате будет слышен звонкий хлопок. В обратном направлении звучание более глухое.
  3. Ткань можно дополнительно исследовать на свету. Визуально будет заметно, что нити основы гладкие, плотные и ровные. Они более скрученные по сравнению с поперечными.

Если на материи присутствует кромка, то применяется тот же метод, что и на других материалах. Долевая нить будет располагаться параллельно кромке трикотажного полотна.

В случае, когда она срезана, определить расположение несложно. Следует внимательно посмотреть на полотно: где видны столбики и петли. Направление столбиков соответствует расположению основы.

Читайте также: