Чему посвящено произведение белый гусь

Опубликовано: 23.04.2024

Рассказ Е. Носова “Белый гусь” необычен тем, что в нем описана история не человека, а птицы.
С любовью и восхищением рисует автор Белого гуся, подчеркивая его красоту, силу и важность. Это была смелая и гордая птица, уверенная, что весь мир принадлежит ей.
Но вот случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь сам стал заботиться о малышах, став для них и матерью, и отцом.
Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Кажется, что не инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Автор с глубоким уважением и сочувствием рисует картину, когда градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей.

Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать “одуванчиков” остались целы и невредимы.
Умный и тонкий рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.

Related posts:

Рассказ Е. И. Носова “Белый гусь”“Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать звание адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями”. Так начинается рассказ “Белый гусь”. Этот гусь был самой важной птицей во всей округе. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Белый гусь у […].

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОИЗМА В РАССКАЗЕ Е. И. НОСОВА “БЕЛЫЙ ГУСЬ”ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОИЗМА В РАССКАЗЕ Е. И. НОСОВА “БЕЛЫЙ ГУСЬ” Как каждый нормальный мальчишка, я хочу совершить подвиг: раскрыть преступление, проявляя мужество и бесстрашие, спасти людей из огня или утопающего из воды. И на следующее утро проснуться знаменитым: твои фотографии на обложках журналов, тебя узнают на улице, называют бесстрашным, отважным, мужественным… А вот в рассказе Е. […].

Героический поступок (по рассказу Е. И. Носова “Белый гусь”) (1)Наверняка каждый из нас не один раз читал и слышал о людях, совершивших подвиги и героические поступки. Есть много примеров и животных-героев, отдавших свою жизнь за человека или просто верой и правдой служивших ему. Но в рассказе Е. И. Носова “Белый гусь” мы встречаемся с примером совсем другого героизма. Главный герой рассказа – обыкновенная деревенская […].

Героический поступок (по рассказу Е. И. Носова “Белый гусь”)Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал. Совсем не хочется верить в то, что гусь погиб, ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием. Он был лучшим гусем во всей округе, и остальные гуси безропотно подчинялись ему. Как же его не слушаться, когда он так смел и бесстрашен. Своим благородным […].

Краткое содержание рассказа “Белый гусь” Носова Е. ИЕсли бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды. Одним словом, Белый гусь […].

БЕЛЫЙ ГУСЬЕ. И. НОСОВ БЕЛЫЙ ГУСЬ Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан […].

Один Белый гусьРассказ Е. Носова “Белый гусь” мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа Белый гусь. Он был очень красивый: “Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада”. Ходил гусь всегда важно и […].

Анализ рассказа Е. И. Носова “Кукла”1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Кукла” относится к жанру рассказа. 2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тематика рассказа “Кукла”, как и большинства произведений Е. И. Носова, жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию. – Какие проблемы поднимаются писателем в рассказе “Кукла”? (отношение […].

Краткое изложение “Белый гусь” – (Носов Е.)Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь […].

Анализ рассказа Е. И. Носова “Живое пламя”1) Особенности жанра произведения. Произведение Е. И. Носова “Живое пламя” относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объема, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя. 2) Тематика и проблематика рассказа. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно […].

Рассказ Носова “Фантазеры”Рассказ Носова “Фантазеры” мне очень понравился. Мишутка и Стасик – веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому-то фантазия “уносит” ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке […].

Анализ рассказа Белый пудель, Куприн­Анализ рассказа Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ “Белый пудель” о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и […].

Чем мне понравился рассказ Евгения Носова “Фантазеры”Рассказ Носова Фантазеры мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия уносит ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на […].

Сочинение-рецензия рассказа В. П. Астафьева “Пролетный гусь”Рассказ “Пролетный гусь” – одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале “Новый мир” в январе 2001 года. Рассказ “Пролетный гусь” можно назвать тяжким раздумьем В. Астафьева о судьбе соотечественников в первые послевоенные годы. Сюжетную основу произведения составляют события, связанные с семьей Марины и Данилы Солодовниковых. Завязка определяет трагический пафос всего […].

Биография Николая НосоваДата рождения: 23 ноября 1908 года Дата смерти: 26 июля 1976 года Место рождения: Киев Николай Николаевич Носов – знаменитый детский писатель, Носов Н. Н. – драматург. В 1908 году в городе Киеве в семье эстрадного актера Носова родился сын. Это произошло 23 ноября. Мальчика назвали Николаем. Рос он очень подвижным ребенком, увлекался театром, шахматами, […].

Анализ стихотворения “Веселье на Руси” Белый Андрей“Веселье на Руси” (1906). Стихотворение является своеоб­разной “словесной пляской”, а не стилизацией под народную песню. По словам Т. Ю. Хмельницкой: “… лихая хмельная го­речь загубленных судеб проявляется в этом кружении разудало­го пьяного пляса с перебоями, словесными коленцами, прихотливыми и неожиданными чередованиями ударений, замедлен­ными и ускоренными темпами коротких и длинных строк”. Опи­раясь на традицию Г. Р. […].

Краткое содержание рассказа Куприна “Белый пудель”По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В этот день артистам не везет. От дачи к даче они обходят весь поселок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой “Дача Дружба” Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг […].

Анализ произведения Куприна Белый пудельАвтор рассказа “Белый пудель” известен нам по произведениям, где много внимания уделено человеческим отношениям, описаниям природы. А. И. Куприн писал не только для взрослых, но и для детей. Перед нами один из таких рассказов как “Белый пудель”, это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. […].

Краткое содержание рассказа “Кукла” Носова Е. ИРассказчик описывает некогда мощную реку: “…И денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом”. Но прошло несколько лет. “Русло сузилось, […].

Краткое содержание рассказа Носова “Красное вино победы”Весна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью. “На войне как в шахматах, – сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. – Е-два – е-четыре, бац! И […].

Анализ стихотворения Ахматовой “Как белый камень в глубине колодца…”В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Выпущен он был вполне солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Так как вышла книга в период для Российской империи весьма трудный, то должного внимания со стороны профессиональных критиков ей не досталось. Сама Анна Андреевна считала, что лирику “Белой стаи” не […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Белый лебедь”Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения. Одним из знаковых произведений этого […].

Биография Евгения НосоваКраткая биография Евгения Носова Евгений Иванович Носов – советско-русский писатель, представитель “деревенской” прозы, Герой Социалистического Труда. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской губернии, в семье потомственного кузнеца. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушел на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В феврале 1945 года […].

Тема природы в творчестве Е. И. Носова (по рассказу “Кукла”)Рассказ Носова “Кукла” заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. “В грязном придорожном кювете валялась кукла… Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее […].

Литературная игра по книге Носова “Приключения Незнайки и его друзей”, 3-4 классИгра “Брейн – ринг ” по книге Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей “ Автор : Иванова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Голынковская СОШ, п. Голынки, Руднянского района Смоленской области Описание материала : предлагаю сценарий игры “Брейн – ринг ” по книге Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей “. Игра предназначена для […].

Анализ рассказа “Старуха Изергиль” Горького М. ЮРанний романтический рассказ Горького “Старуха Изергиль” – поэтическое размышление о свободе и человечности. Две притчи – о Ларре и Данко. Один рассказ о человеческой жизни – история самой старухи о ее долгой жизни. Повествование развивается на фоне прекрасной степной природы Бессарабии, для описания которой автор находит слова, будто напоенные ароматом трав. Ларра из рассказа “Старуха […].

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утятаМ. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ “Ребята и утята” не является исключением. Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти […].

Зенг – гусь, виновный в побеге Тай Лунга из мультфильма “Кунг-фу Панда”Гусь Зенг – дворцовый курьер. Он служит в Нефритовом Дворце мастеру Шифу и выполняет его поручения. Источник: Мультфильм “Кунг-фу Панда” Автор: Студия DreamWorks Animation Вид: пЕрсонажи студии DreamWorks Animation Зенг очень нервный и неуклюжий, когда его посылают выполнить какое-либо поручение, он так волнуется и одновременно торопится, что всегда ударяется головой о колонну дворцовой залы. Когда […].

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стихСтихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […].

Сочинение на тему: Почему рассказ назвали “Белый пудель”, Куприн­Почему рассказ назвали “Белый пудель” Александр Иванович Куприн написал свой рассказ “Белый пудель”, основываясь на собственном опыте общения с бродячими артистами и их собачкой породы пудель. В бытность рядом с его дачей в Крыму то и дело появлялись старый шарманщик с мальчиком-акробатом и белой озорной собачкой. Артисты ему нравились, в особенности их чувство дружности и […].

Краткое содержание Белый пудель. Белый пудель, КупринРассказ начинается с описания окрестностей южной оконечности Крыма. Там, в самый разгар лета, путешествует бродячая группа артистов, состоящая из пожилого старика-шарманщика по имени Мартын Лоджкин, его дрессированной собачки по кличке Арто и двенадцатилетнего мальчика-сироты по имени Сережа. Собачка была породы белый пудель и для шарманщика, который воспитывал ее с младенчества, заменяла хорошего, верного друга. Не […].

Характеристика героя Дедушка, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Дедушка Дедушка – главный персонаж рассказа Александра Куприна “Белый пудель”; пожилой и бедный шарманщик по имени Мартын Лодыжкин, который вынужден зарабатывать себе на жизнь, гастролируя по небольшим селениям. Вместе с ним гастролирует его верный друг – Белый пудель Арто и двенадцатилетний сирота Сережа, которого шарманщик забрал у какого-то забулдыги и научил премудростям выступлений. […].

Анализ рассказа Чехова КаштанкаКаштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью. Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, […].

Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева “Пролетный гусь”В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила – Владимир Федорович; Марина – Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его […].

Анализ рассказа “Красный смех” Андреева Л. Н“Красный смех” Рассказ написан по материалам газетных репортажей и воспоминаниям очевидцев о русско-японской войне. “Безумие и ужас” всякой войны Л. Андреев показал через иррациональный образ Красного смеха, созданный болезненной фантазией главного героя, который постоянно находится в психическом напряжении. Обратите внимание на глаголы, которые передают его состояние, – “кажется”, “видится”, “мерещится”. События в рассказе представлены в […].

Сочинение по повести “Белый клык”В повести Джека Лондона “Белый Клык” повествуется история о волке, который дрался с собаками на ринге, развлекая людей. Белый Клык – а именно так и звали волка, был отважным и беспощадным воином, сильным, жестоким и ловким. У него были большие, крепкие и острые клыки, навыки борьбы и выживания. Кроме того, он был намного умнее всех […].

Сочинение на тему: Дружба в рассказе Белый пудель, КупринДружба В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”. Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал […].

Рассказ о гусеМоя соседка держит в своем дворе гусей. Все они серые, кроме одного красавца. Один из ее Гусей – это большой белый вождь. Все остальные птицы ходят за ним и слушаются его. Этого гуся прозвали Сер. У него длинная, грациозная и прочная шея. Такая шея отличает гусей от уток, имеющих шейку короткую. Глаза у него маленькие, […].

Роль музыки в годы войны по тексту Носова “В первую очередь Пелагея сходила в темную…” (ЕГЭ по русскому)“В первую очередь Пелагея сходила в темную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.” Вступление Кто будет спорить о том, что музыка воплощает мысли и чувства? Вряд ли легко найдешь такого человека сегодня. Музыка – часть нашей жизни, лучшая ее часть, дарящая мечту, сохраняющая, помогающая. Особенно это стало понятно, на мой взгляд, в годы […].

Анализ рассказа Бунина ЦифрыВ рассказе “Цифры” описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нем не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это еще нежные, […].



Анализ текста Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

Анализ текста Учитель

Анализ рассказа Е. Носова «Белый гусь».

Цель: совершенствовать навыки анализа художественного текста;

помочь учащимся глубже осмыслить проблему ответственности родителей за своих детей;

воспитывать чувство любви и уважения к своим родителям, чувство ответственности за свою семью

подготовить к написанию сочинения – рассуждения «Каким должен быть папа?»

развивать навыки связной устной и письменной речи.

Оборудование: мультимедийная презентация

Технологии, применяемые на уроке: Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы: прием « фишбон», составление кластера и синквейна, чтение с остановками, мини - рассуждение

Эпиграф к уроку

Природа мать. У нее есть, чему поучиться.

Слово учителя.

«Луг согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. .

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетевшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Это был. Кто это был?

(Ответ учащихся: Белый гусь из рассказа Носова «Белый гусь»)

Сегодня на уроке мы будем анализировать текст известного писателя Е. Носова «Белый гусь». мы с вами попробуем поразмыслить о том, что же так волнует писателя, что он хочет сказать нам, чему учит. Эиграфом к нашему уроку взяты слова : Природа – мать. У нее есть, чему поучиться.

Но сначала мы послушаем небольшое сообщение о писателе.

2.Презентация одного ученика.

3. Понравился ли вам рассказ? Чем?

(выступление 2-3 учеников)

О чем говорится в рассказе? Как можно определить тему текста?

(В рассказе говорится о белом гусе и его гусятах. Тему можно определить как «Белый гусь». Рассказ так и называется «Белый гусь», тема вынесена в заглавие произведения)

Как можно определить жанр произведения?

(Это рассказ, так как в основе лежит одно событие )

К какому типу речи относится рассказ? Почему?

( В рассказе говорится об одном событии, значит это повествование. есть здесь и описание, и рассуждение. Повествование с элементами описания и рассуждения.

Как можно определить стиль речи? Почему?

(Художественный, это художественное произведение)

Какова основная проблема произведения?

(Проблема «взаимоотношений родителей и детей» в мире природы

4. Анализ текста

Каким предстает перед нами Белый гусь в начале рассказа? Найдите описание Белого гуся.

-Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

-Ходил он важно, обдумывал каждый шаг.

-Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

Когда гусь на отмели размахивал своими упругими полутораметровыми крыльями, на воде, пробегала серая рябь, и шуршали прибрежные камыши.

-Если же при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники

Какие художественные средства использует автор для создания внешнего облика гуся?

(Птица похожа на человека. Он с гусями разговаривает, каждый шаг обдумывает. Это метафора

Все у него было адмиральское. Собирал перепонки, подобно тому как складывают веер. Цвета апельсиновой корки клюв. Это сравнение.

если он издавал крик, то звенели в лугах подойники. Это преувеличение.)

Какое место занимал Белый гусь в лугах? Как он вел себя?

( Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения:

-в лугах жил беспечно и вольготно

-на него засматривались лучшие гусыни деревни

-ему безраздельно принадлежали отмели.

самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга – тоже его.

-плес тоже считал своим, он меня просто не признавал

-устраивает драку с соседней стаей

-набрасывается на теленка, бычок не выдерживал и пускался наутек.

-никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята вот и лютует.)

Какой вывод делает автор по поводу поведения Белого гуся?

(короче говоря, на лугу не прекращались гомон, устрашающее шипенье и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу)

Какую печальную историю о судьбе «семьи» Белого гуся поведал мальчик Степка автору?

(Степка рассказал, что гусыню машина переехала, что эти гусята теперь сироты. Этих гусят теперь растит и воспитывает отец, папаша, Белый гусь.)

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Как называет автор гуся? Кто к кому так обращается?

(Автор называет гуся папашей. Так обращаются дети к своим отцам. Такими словами

обращаются родственники в семье в мире людей. Автор переносит эти слова в мир природы)

Какие миры представлены в рассказе? Изобразите это в виде схемы

Семья Белого гуся:

Белый гусь (папаша)

гусыня (мать) (умерла)

Почему автор назвал Белого гуся Белым (а не серым)?

Мини-рассуждение в форме «двойного дневника»

Главный герой рассказа

Почему автор назвал гуся Белым?

Физкультминутка.

Класс становится на физкультминутку колоннами между рядами. Во главе каждой колонны - мальчик в роли Белого гуся, остальные в роли гусят. Учитель командует действиями учеников.

Гусята во главе с гусаком идут на речку. (Дети, заложив руки за спину, высоко подняв ноги гордо подняв головы, шагают на месте)

Гусята плавают за отцом.(Делают плавательные движения)

На берегу встряхивают с себя воду. (Делают движения, будто стряхивают с себя воду)

Приводят себя в порядок(Делают 6 полных сильных взмахов) и садятся за парты

Когда происходят события, описанные в рассказе?

(Весной, когда дороги высохли, везде все зазеленело.)

Как меняется погода в рассказе?

(Сначала была ясная, солнечная погода. Неожиданно из –за леса наползла туча. Налетел вихрь, обрушился ливень, вдруг что – то жестко стукнуло, к ногам скатилась белая горошина. Туча свирепствовала с нарастающей силой. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной в четвертину пиленого сахара. Туча налетела внезапно, все запорошило мгновенно. Так же внезапно промчалась.)

Как вели себя гуси во время града?

(Все гуси сначала полегли в траву. Под ними спрятались выводки. Когда начался град, они не выдержали и побежали, побежали и гусята за взрослыми. Однако многие из них погибли, забитые градом. Спаслись лишь немногие, кто успел спрятаться под кусты лозняка.)

Как вел себя Белый гусь во время града?

(Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.)

Какую картину увидел автор после того, как прошел град и выглянуло солнце?

(На середине луга остался лежать Белый гусь. Все двенадцать пушистых «одуванчиков» , целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Белый гусь погиб, спасая своих детей. Он не побежал, не спрятался, потому что чувствовал ответственность за своих детей. Ценой своей жизни он спас гусят.)

Что значит для каждого из вас Белый гусь?

К уроку вы получили задание составить кластер и синквейн. Что у вас получилось?

важный, заботливый,

учит, воспитывает, растит.

Свою жизнь посвящает детям.

Пример для подражания.

Что хотел нам сказать автор этим поступком Белого гуся?

Природа учит нас, людей, какими мы должны быть

Автор хотел подчеркнуть, что родители ответственны за своих детей.

Основная мысль текста в том, что родители ответственны за воспитание, за жизнь своих детей.

Белый гусь учит, какими мы должны быть.

Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь гусят? Прервется ли род Белого гуся?

( Род белого гуся не прервется. Среди гусят есть такой гусенок, который по характеру похож на своего отца. Он такой же бесстрашный, упорный, настойчивый.

Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открывался удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Вспомните пословицы о взаимоотношениях родителей и детей:

Лаша пуласси тихаран палла.

Сын пуласси ачаран палла.

Амашне пах та херне ил.

Яблоко от яблони далеко не падает.

Уулми улмуссирен аякка укмест.

Детки хороши - отцу, матери –венец, детки худы –отцу, матери – конец.

Какой вывод я для себя сделал?

Домашнее задание.

написать сочинение – рассуждение «Каким должен быть папа?»


Главным героем, причем в прямом и переносном смысл, рассказа "Белый гусь" писателя Носова является сам Белый гусь. Огромная птица с полутораметровыми крыльями и очень сварливым характером.

Также мы должны назвать главными героями рассказа:

  • Автора, от лица которого ведется рассказ и который видимо описывает реальный случай, свидетелем которого он оказался.
  • Мальчика Степу, хозяина Гуся, который принес червей
  • Теленка, который трусливо сбежал от гуся
  • Маленьких гусят, которые выжили благодаря своему доблестному родителю и получили возможность смотреть на этот большой и прекрасный мир.

Главная мысль рассказа в том, что родители, люди они или животные, превыше всего на свете ставят благополучие своих детей, их будущее.


Из самого названия рассказа Евгения Носова "Белый гусь" видно кто является главным героем. Конечно же это Белый гусь с весьма неоднозначным характером. У него была очень плохая "репутация", дружно он ни с кем не мог жить, ко всем задирался, дрался с другими гусями, запугивал телёнка и даже людям не давал покоя. Он казался надменным, высокомерным и себялюбивым.

Основная тема произведения: какой бы скверный характер не был у гуся, в экстренной ситуации он повёл себя как настоящий герой, показавший себя любящим родителем и ценой своей жизни спас всех своих гусят.

То есть за внешней недружелюбностью скрывалась добрая нежная душа.



Главный герой рассказа Носова "Белый гусь " - это Белый гусь, который сам "воспитывал" гусят и погиб, спасая гусят, спрятав их под свои крылья.

Второстепенные герои рассказа:

  • Автор, который сам был свидетелем описываемой истории;
  • Мальчик Степа, который принес червей. Он же и хозяин Гуся.
  • Теленок, сбежавший от Гуся.
  • Гусята, которые остались без матери и за которыми следил Белый гусь.

Главная мысль рассказа Носова "Белый гусь " в том, что все родители желают своим детям только добра и благополучия, а также готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.


В рассказе Евгения Носова "Белый гусь" главный герой один, и это собственно сам гусь, заботящийся о своем потомстве. Белый гусь был разбишакой и драчуном, но без сомнений отдал свою жизнь за своих маленьких деток-гусят. Он погибает под льдинками града, но спасает детишек - вот такой он совершает героический поступок во имя детей.

Второстепенным героем является рассказчик, наблюдающий за гусаком со стороны. Кроме того, в повествовании мы встречаемся с мальчиком Степкой, которому и принадлежал гусь. Гусята тоже являются героями повествования, и Носов очень интересно описывает их после окончания ливня с градом. Автор называет их маленькими пушистыми одуванчиками, которые радуются солнцу и огромному миру.

Главная мысль рассказа состоит в том, что птицам и животным свойственны родительские чувства, а ради своих детенышей они могут пожертвовать даже своей жизнью. Рассказ учит нас пониманию окружающего мира и стремлению наблюдать за жизнью живых существ, которые во многом похожи на нас.



Можно выделить главную мысль рассказа Виктора Драгунского "Рабочие дробят камень", а также обозначить главных героев. Начнем с героев.

Мальчик Денис - главный герой рассказа. Он решает доказать ребятам, что может спрыгнуть с самой верхней вышки. Два раза он пытается сделать это, но слезает, не решившись. На третий раз он прыгает. Ему страшно, но он преодолевает страх.

Друг Дениса Костик. Именно ему приходит идея спрыгнуть с вышки. Он спрашивает Дениса, сможет ли тот это сделать.

Друг Дениски Мишка. Мишка смеется над Денисом и дразнит его. Он заявляет, что мальчику слабо спрыгнуть с такой высоты.

А теперь определимся с главной мыслью произведения. Рассказ содержит несколько важных уроков. Первый заключается в том, что не стоит поддаваться на провокации и подвергать свою жизнь опасности. Если "на спор" делать что-то опасное, это может обернуться бедой.

Второй урок состоит в том, что не стоит дразнить других, смеяться над ними и подначивать сделать что-то небезопасное. Это может привести к плохим последствиям. В рассказе все закончилось благополучно, Денис прыгнул и с ним ничего не случилось. В реальности все может пойти иначе. Поэтому стоит быть осторожными и не подвергать свою жизнь опасности только ради того, чтобы что-то доказать другим. Важно думать о своих родных, как это делал главный герой, когда стоял на вышке.

Можно посмотреть в этом вопросе, как заполнить читательский дневник.



Согласитесь, что у этого детского рассказа очень странное название - "Бы"! И мне кажется, что автор Виктор Драгунский вложил в название особый смысл. Ведь мы знаем, что эта частица помогает образовывать сослагательное наклонение, когда действие предполагается, но не делается.

Главный герой рассказа - мальчик Дениска.

В самом конце появится мама.

Именно Дениска придумал такую историю, в которой он вдруг стал бы руководить взрослыми - мамой, папой и бабушкой, а они, взрослые, слушались бы его. Ну, в общем, чтобы в жизни вдруг все стало наоборот.

И мальчик в своих фантазиях уж разошелся! Но очень похоже на то, что он повторял все слова, которые ему говорили постоянно взрослые. И если бы мир вот так "перевернулся", то ничего своего Дениска бы не придумал, а как бы отыгрался на взрослых за все то, чем он был недоволен.


Главная мысль, вероятно, состоит в том, что взрослые заботятся о мальчике, воспитывают его, ухаживают за ним, помогают ему во всем, а он хочет просто наказать взрослых, покомандовать ими. Но никакой заботы о них он проявить не хочет. И даже когда они со слезами просятся с ним в кино, он радуется этому и не берет их с собой. Так что очень хорошо, что это были всего лишь фантазии. Это как раз тот случай, когда говорят:

"Случилось бы, да БЫ мешает". И хорошо, что мешает!


Рассказ Николая Носова "День рождения" входит в число рассказов, объединенных в одну повесть под названием "Веселая семейка". В рассказе повествуется о Мише и Коле, которые выводили цыплят. Ребятам повезло увидеть процесс проклевывания яиц и они радовались появлению на свет каждого новорожденного цыпленка.

Коля и Миша опекали цыплят с первых минут, они высаживали их в теплое место и подбирали для них подходящий корм. Уход за малышами доставлял ребятам радость и они даже устроили цыплятам настоящий День рождения.

Коля и Миша являются главными героями повествования, а второстепенными героями можно назвать всех одноклассников, которые с подарками пришли к именинникам. Главной героиней рассказа является и учительница Мария Петровна, принимавшая активное участие в наблюдении за малышами. Она принесла цыплятам простоквашу, которую они с удовольствием пили.

Главная мысль рассказа заключается в том, что если действовать дружно, то можно добиться удивительных результатов. Достижение цели возможно лишь тогда, когда все силы направлены на её осуществление. Ребятам удалось вывести цыплят благодаря дружеской поддержке, доверию и взаимопомощи.

Рассказ учит нас находить цель и стремиться к её достижению, даже если цель кажется призрачной. Автор пытается донести нам мысль о том, что только после преодоления препятствий можно испытать истинную радость от плодов своего труда.



Небольшой совсем рассказ Осеевой, но поучительный и, самое главное, лёгкий, что немаловажно для юных читателей, которым в начальных классах трудно справляться с большими текстами. Поэтому, прочитав его, ребенку просто будет разобраться с тем, кто главный герой, а кто не совсем главный, герой второго плана.

Для этой истории про "Хорошее" можно объединить в отзыве для читательского дневника и персонажей/участнико­ в событий, и краткое содержание, например так:

Отзыв по рассказу "Хорошее"

В рассказе В.Осеевой главным героем является Юрка. Он мечтает совершить подвиг. К мальчику сначала пристает сестра. Ей хочется поиграть с братом, но брат ее отталкивает. Юрку просит няня убрать тарелки, но Юрке неохота. Даже Трезору он не наливает водички и продолжает мечтать.

Когда Юрка спрашивает у мама, что хорошего он может сделать. Мама отвечает, что поиграть с сестрёнкой, помочь няне и позаботиться о собаке.

Оказалось, что хорошее - это не только мечтать спасти кого-то из речки, хорошее - это помогать близким.

Самый главный герой рассказа - Юра.

Другие участники рассказа "Хорошее": младшая сестра, няня, мама и папа Трезор.


В читательском дневнике нужно сначала под пнктом 1 указать имя автора рассказа :


Затем нужно в пункте 2 написать в каком году вышел в свет её рассказ "Волшебное слово":


В третьем пункте укажем жанр рассказа "Волшебное слово":


В четвёртом пункте напишем по порядку всех главных героев:


В пятом пункте напишем краткое содержание и довольно будет написать всего несколько небольших предложений, например, вот таким образом:

5 Павлик поссорился со своими близкими, сильно обиделся и ушёл из дома. Он сел на скамеечку в парке. На этой скамейке сидел старичок, который поинтересовался у Павлика, почему он такой удручённый. Павлик рассказал старичку свои проблемы, что никто его дома не любит: сестра краску для него пожалела, брат не хочет его брать с собой кататься на лодке, а бабушка не угостила его морковкой.

Старичок посоветовал не унывать Павлику, а идти домой и при разговоре с родными говорить им тихо и любезно волшебное слово и старичок тихонечко прошептал это слово Павлику на ушко.

Павлик пошёл домой и как учил старичок, тихо-тихо попросил свою сестру Лену дать ему краски, при этом он сказал волшебное слово "пожалуйста" и Лена с большим удовольствием дала ему краски. Павлик с помощью волшебного слова расположил к себе ещё и бабушку, и брата и каждый из них сделал то, что Павлик просил. Павлик на радостях, что у него всё получилось, бросился искать старичка в парке, чтобы поблагодарить его за волшебное слово, которое он ему подсказал, но старичка не было на скамейке.

6 Теперь составим план пересказа для рассказа "Волшебное слово":


7 Главной мыслью рассказа "Волшебное слово" является то, что в разговоре твои вежливые слова всегда располагают собеседника к тебе самому, поэтому нужно ими всегда пользоваться.

Мне понравился рассказ про волшебное слово, потому что после того, как Павлик узнал волшебное слово и стал его использовать при общении с родными, то его жизнь стала совершенно другой: к нему стали все хорошо относиться, а ведь раньше он думал, что его никто не любит.

9 Рассказ "Волшебное слово" учит быть вежливым всегда со всеми людьми.

10 Пословицы, которые можно подобрать к рассказу "Волшебное слово":


11 Пример рисунка к рассказу "Волшебное слоао":

Лазарева Ольга Валерьевна

Данная презентация содержит материал доя проведения урока внеклассного чтения по рассказу Е.Носова "Белый гусь"

ВложениеРазмер
urok_po_rasskazu_evgeniya_nosova.pptx 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по рассказу Евгения Носова «Белый гусь».

- познакомить учащихся с рассказом Е. Носова « Белый гусь»; - показать в гусе необычное и высокое; вызвать у учащихся чувство восхищения отцовским подвигом самоотверженной птицы. Цели урока:

Любознательность заставляет биться мысль, а мысль порождает чувство, а чувство же, в свою очередь, окрашивает наши поступки. Так вот я – за любознательность! А значит – за богатство человеческой души, за добрые поступки. Е. Носов

Родился писатель в деревне, детство его прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Он много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в её тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев… Любовь ко всему живому неизменно чувствуется во всех его произведениях. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке. О писателе

Кильватер – волновая струя, остающаяся позади идущего судна Кильватерным строем – следуя друг за другом Кокарда – форменный знак на головном уборе Привада – корм для приманки рыб Армада – большое соединение кораблей, самолетов, танков Лозняк - ивовый кустарник Плёс - широкое водное пространство между островами Отмель – мель, идущая от берега . Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Определите тему рассказа. Составьте план рассказа. Охарактеризуйте главное действующее лицо (персонаж). Как описан Белый гусь? Установите композицию рассказа. Придумайте своё название к данному рассказу и обоснуйте его. Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ? Сравните поведение Белого гуся и других взрослых птиц. Почему этот текст можно назвать рассказом? Ответим на вопросы

Композиция рассказа 1. Описание внешности Белого гуся. Экспозиция 2. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Завязка 3. Из-за леса наползла туча, посыпался град. Кульминация Развязка 4. Туча промчалась. 5. Гусь лежал, раскинув могучие крылья; двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу. План (простой)

Этому гусю следовало бы дать чин адмирала. Белоснежные перья Крылья могучие Полутораметровые крылья Важной походкой

- В чём ещё проявляется непохожесть Белого гуся, кроме внешнего вида, походки, голоса? Белый гусь не такой , как все его собратья.

Из-за леса наползла туча, посыпался град Накатилась на солнце Поднималась серо-сизой тяжелой стеной Пожирала синеву неба Ледяные горошины Свирепствовала с нарастающей силой Что помогли ощутить глаголы, описывающие тучу? возрастающее напряжение в природе.

Какие средства выразительности речи использует автор для яркости изображения надвигающейся тучи? Туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Сравнения : тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом. Олицетворения : росла, пожирала, поднималась, свирепствовала…

– Как вел себя главный герой на протяжении всей бури? А остальные гуси?

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови. Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”

Како ва основная мысль рассказа? Какие чувства остались у вас после прочитанного? Каким вы видите Белого гуся после прочтения рассказа? Любовь ко всему живому . Боль, грусть, печаль… Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, безгранично любящий своих детей, благородный, своенравный, самоотверженный.

-А известны ли вам произведения с участи­ем гусей? Гуси предстают перед нами бдительны­ми, осторожными, мудрыми, иногда агрес­сивными, опасными, а порой веселыми и за­дорными. Оказывается, гуси — довольно популяр­ные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомились с еще одним произ­ведением, которое написал Евгений Носов, — рассказом «Белый гусь». Мы живем в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. Античная легенда «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гу­си-лебеди», песенка про двух веселых гусей, повесть-сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». - Какими там предстают гуси?

Памятник сенбернару Барри. Памятник ездовой собаке-вожаку Болто . Памятник собаке русского учёного И.П.Павлову Памятник жабе Памятник бабочке-огнёвке Памятник ласточкам Памятники животным Памятник бычку-кормильцу. Установлен в г. Бердянске Белому Биму Черное ухо

Домашнее задание: Написать отзыв на один из рассказов Е.И . Носова. Сделать иллюстрацию к любому рассказу. Памятник Белому гусю ( Где будет стоять памятник? Как он будет выглядеть? Какая надпись будет на нём?)

Класс: 7

1) расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;

2) сформировать умение анализировать художественный текст;

3) развивать навык анализа эпизода художественного текста;

4) воспитывать гуманное отношение к миру живой природы.

1) погрузившись в текст художественного произведения, понять, какова его основная мысль;

2) определить, в чём заключается мастерство писателя.

Оборудование:

  • портрет писателя Е.И.Носова,
  • сборники “Вокруг тебя - мир ” с рассказом Е.И.Носова “Белый гусь”,
  • “Толковый словарь русского языка” /под ред.С. И. Ожегова/,
  • иллюстрации учащихся к рассказу.

Тип урока: урок-диалог.

Оформление доски: портрет писателя Е.И.Носова, эпиграф к уроку.

“Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.
Е. И. Носов

Ход урока

II. Вступительное слово учителя, выступления учащихся о писателе Носове.

Носов Евгений Иванович (1925-2002), русский писатель. Родился 15 января 1925 в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова “Красное вино победы” (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) “Радуга”, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник”), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (“Рассказы”, 1959; “Тридцать зёрен”, 1961; “Дом за триумфальной аркой”, 1963; “Где просыпается солнце”, 1965; “Шумит луговая овсяница”, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); “ За долами, за лесами”, 1967; “Берега”, “Красное вино победы”, оба 1971; “И уплывают пароходы. ”, 1975; “Усвятские шлемоносцы”, 1980; “В чистом поле. ”, 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (“Шумит луговая овсяница”, 1925; “Объездчик”, 1966; “За долами, за лесами”, “ Варька”, “Домой, за матерью”, все 1967; “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970; “Шопен, соната номер два”, 1973) глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно- наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (“Мост”, “Дом за триумфальной аркой”) и повестях (“Не имей десять рублей”, “Моя Джомолунгма”) о собственном детстве и отрочестве (рассказы “Подпасок”, “Дежка” ). О русском мужике на войне повесть “Усвятские шлемоносцы” (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской жизни – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Повесть утверждает в характерной для писателя проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ “Сон”, рассказы “НЛО нашего детства”, “Темная вода”, “Карманный фонарик”, “Костер на ветру”, “ Красное, желтое, зеленое.”..) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” селе бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (“Жди назавтра ясного дня”, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.

III. Работа с текстом.

1. Выразительное чтение начала рассказа Е.И.Носова “Белый гусь” учителем: “Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому надо было бы присвоить звание адмирала…”

- Почему, по-вашему, в рассказе “Белый гусь” пишется с заглавной буквы?

- Что такое адмирал *?

Лексическая работа (подготовленный ученик).

Адмирал - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.

(“Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И.Ожегова)

- Какие приёмы использует автор, описывая обыкновенную домашнюю птицу? Докажите это текстом.

(В процессе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что, описывая Белого гуся, автор использует приёмы: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболизацию).

- Назовите основные эпизоды рассказа. (Учащиеся называют эпизоды: “Знакомство с Белым гусём”, “Папаша”, “Гроза”, “Гибель Белого гуся”, “Спасённые гусята”)

- Какой эпизод в рассказе самый главный и почему? (Эпизод “Гроза”. Это кульминация произведения)

3. Выразительное чтение эпизода “Гроза” (подготовленный ученик) и его обсуждение.

- Каким вы увидели Белого гуся до грозы и в этом эпизоде?

- Как и почему он бросился защищать своё потомство?

- Как относились к папе-гусю дети-гусята?

- Как описывает дождь, грозу писатель?

- А как он показывает гибель Белого гуся?

4. Выводы учащихся. Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером , если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.

IV. Реализация домашнего задания.

(Отчёты творческих групп).

1 группа: зачитывает выбранные из текста примеры изобразительно-выразительных средств языка, используемые автором при описании грозы,

2 группа: анализирует поведение всех участников события во время грозы (рассказчика, Белого гуся, гусят),

3 группа: пересказ эпизода “Гроза” от имени рассказчика,

4 группа: обсуждение иллюстраций к рассказу.

5. Проблемный вопрос: О чём рассказ Е.И.Носова “Белый гусь”? (Размышления учащихся). (Как хрупок мир живой природы…)

V. Подведение итогов урока.

Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она ? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.

VI. Комментирование оценок.

VII. Домашнее задание: творческая работа в форме размышления “Как хрупок мир живой природы” (по рассказу Е.И.Носова “Белый гусь”).

- Чему научил вас рассказ Е.И.Носова?

- Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

Литература к уроку

1. Сборник “Вокруг тебя - мир”. Книга для ученика. 7 класс. Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. М.: 2000. (С.87-92).

2. “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И., М.: 1986.

Читайте также: