Почему гуси и журавли летят клином

Опубликовано: 16.04.2024

Почему журавли и некоторые другие крупные птицы во время своих миграций выбирают такую форму построения, как клин? Оказывается, этот строй позволяет им экономить энергию, поскольку птицы, выстроившись клином, так оптимизируют возникающие воздушные потоки, что те не мешают, а помогают им лететь. Но такое возможно только у крупных путешественников.


Когда речь заходит о перелетных птицах, почти сразу же вспоминается летящий по небу журавлиный клин. Впрочем, подобное построение используют не только журавли — многие другие крупные птицы, например, гуси, утки, ибисы также предпочитают путешествовать, построившись в виде клина. Таким образом, можно предположить, что этот строй является достаточно удобным для долгих перелетов. Однако сразу же возникает вопрос: почему?

Долгое время существовали две гипотезы, которые объясняли выгоду от подобного построения — одна из них, поведенческая, говорит о том, что птицы при путешествии просто следуют за лидером, то есть тем, кто летит перед ними, и из-за этого автоматически получается клин. Вторая гипотеза объясняет выгоду подобного построения законами аэродинамики — они благоприятствуют именно построению клином, поскольку при такой форме построения птицам легче лететь.

Однако обе этих версии совершенно не объясняют того факта, что клин не является единственной формой построения птичьей стаи. Например, кулики летят зигзагообразным строем, напоминающим змейку, скворцы — четкой линией, а чайки — вообще беспорядочной толпой. Почему же в таком случае эти птицы позволяют себе так наплевательский относиться к законам аэродинамики — ведь они могли бы, изменив построение, весьма облегчить себе путешествие? Кроме того, необходимость видеть лидера, указывающего направление движения, есть и у этих пернатых, и, более того, судя по всему им это удается и при других формах построения.


И вот недавно ученые из Международной группы зоологов под руководством Джеймса Ашервуда из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета (Великобритания) решила разгадать загадку птичьего клина. Для этого исследователи снабдили 14 молодых лесных ибисов (Geronticus eremita) GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, которые регистрировали движения крыльев. После чего прошлой осенью вернули этих выращенных в неволе птиц в естественную среду обитания — как раз накануне их традиционного путешествия из Австрии в Италию (оно прошло под руководством приемных "родителей", то есть людей на параплане). Во время полета эти "родители" получили уникальную возможность исследовать полет ибисов, находясь вблизи самих птиц.

В итоге, когда ибисы благополучно долетели до приготовленного им места зимовки, а ученые проанализировали данные приборов и результаты собственных наблюдений, выяснилось, что аэродинамическая гипотеза была абсолютно корректной. В статье, которая была опубликована в журнале Nature, ученые пишут про то, что ибисы старались лететь сзади и слегка сбоку впереди летящего товарища, чтобы поймать крылом поднимающиеся вверх вихревые потоки, которые тот оставлял позади себя. Если же ведомый оказывался строго позади ведущего, то характер взмахов менялся — так, чтобы минимизировать влияние нисходящих потоков от тела того, кто летел впереди.

Таким образом было выяснено, что построение при полете определяется в основном двумя факторами: птицам нужно поймать восходящие потоки от лидера и избежать нисходящих, которые тоже тянутся за тем, кто движется впереди. Также орнитологи выяснили, что при этом птицы специально синхронизируют друг с другом движения крыльев — опять же для лучшей настройки на воздушные потоки. В результате получается, что во время полета ибисы как бы тянут друг друга за собой. Без сомнения, подобное дает немалый энергетический выигрыш, хотя сами авторы работы не проводили измерения расходов калорий путешествующих ибисов, ссылаясь на то, что это сильно повредило бы этим редким птицам, которые и так находятся на грани исчезновения.

Любопытно, что результаты исследования группы Ашервуда подтверждают одну закономерность, которая давно уже известна всем военным летчикам — если эскадрилья построена клином, то каждый самолет расходует меньше топлива. Прежде ученые считали подобную аналогию неуместной, поскольку воздушные потоки, которые создает самолет, достаточно стабильны (ведь аэропланы крыльями не машут), а вот вихри от крыльев летящей птицы гораздо более непредсказуемы и непостоянны. Но оказалось, что и птицам подобное построение помогает минимизировать энергетические затраты, вызванные воздушными вихрями.

Однако все-таки, почему же далеко не все птицы летают клином, если это таит в себе огромную энергетическую выгоду? Построив модель передвижения подобным строем группы птиц с более и менее большим весом, нежели у ибисов, ученые обнаружили, что такая выгода возникает только у крупных птиц — вроде тех же ибисов, аистов, пеликанов, гусей и т. п. А вот их более мелким пернатым сородичам из-за меньшего веса, а также размера тела и крыльев приходится иметь дело с другими аэродинамическими закономерностями, и они уже не могут вот так просто выбрать строй и ритм взмахов крыльями, чтобы ловить одни потоки и избегать другие. Наверное, именно поэтому у перелетных птиц малого размерного класса и наблюдается такое разнообразие построений для путешествий, тогда как почти все крупные птицы летают клином.

Итак, почти все загадки, связанные с тем, почему крупные перелетные птицы летают клином, ученые вроде бы разгадали. Впрочем, кое-что пока осталось неясным — например то, каким образом птицам удается найти оптимальное построение. Могут ли они преднамеренно образовывать клин, корректируя построение на глаз или же просто действуют методом проб и ошибок, ощущая воздушные потоки и находя положение с наименьшим сопротивлением воздуха?

Также непонятно, как именно перелетные птицы выбирают лидера стаи: ориентируются ли при этом на его аэродинамические умения или же куда важнее навигационные способности вожака? И, наконец, совершенно непонятно, как и при каких обстоятельствах происходит смена ведущего во время путешествия. Как видите, вопросов еще достаточно много, и ученые надеются найти на них ответы во время следующей серии экспериментов, которые собираются провести с другими видами птиц, например, с гусями…

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Почему птицы летают клином ?
masterok November 12th, 2014

Осень… Стаи птиц Тютчева уже давно улетели за синее море. И уже скоро-скоро наступит зима… А вы когда-нибудь задумывались, почему птицы летают именно клином? Вожак впереди, остальные позади?

Пилоты тратят долгие годы, чтобы научиться летать клинообразной эскадрильей, а птицы наделены этой способностью с рождения. Однако до сих пор оставалось загадкой, почему птицы предпочитают летать именно клином.

Сегодня на этот счет существует две конкурирующих теории.

Есть две гипотезы, касающиеся выбора пернатыми именно этого воздушного построения. Первая — поведенческая: птицы просто следуют за лидером, за тем, кто летит перед ними, и из-за этого автоматически получается клин. Вторая гипотеза затрагивает вопросы аэродинамики: им так проще лететь. Дело в том, что на конце крыльев каждой птицы образуется воздушный вихрь, а это обеспечивает собрату, летящему на полкорпуса позади, дополнительную подъемную силу. Таким образом, сопротивление воздуха снижается для всей стаи, за исключением вожака. Кроме того, птицы получают возможность чаще парить, чем тоже экономят энергию.

Это может показаться странным, но учёные долгое время не могли выбрать из этих двух объяснений верное. Если говорить, например, о самолётах, то в эскадрилье построение клином действительно экономит топливо. Но птицы не самолёты: воздушные потоки, которые создаёт самолёт, стабильны, а воздушные вихри от летящей птицы гораздо более непредсказуемы и непостоянны, ибо те же самолёты крыльями не машут.

Ответить на вопрос, почему птицы выбирают V-образную формацию стаи, попытались ученые Валмир Барбоса и Андре Натан из Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии. Они построили компьютерные модели стай из 15-35 птиц, приняв в расчет обе теории. Результат эксперимента показал, что верны оба предположения. Полет клином позволяет птицам расположиться относительно соседа таким образом, чтобы иметь максимальный обзор. А затем пернатые путешественники регулируют свое положение, чтобы попасть в восходящую часть воздушного вихря, образуемого крыльями впереди летящей птицы. Барбоса и Натан отмечают, что стая принимала V-образную форму независимо от того, как изначально были выстроены птицы. Забавно, что в ходе эксперимента компьютерные пернатые даже создавали стаи более сложной формы, в частности, летали W-образным строем.

Еще одно исследование провела Международная команда зоологов под руководством Джеймса Ашервуда (James Usherwood) из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета (Великобритания) увешала 14 молодых лесных ибисов GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, регистрировавшими движения крыльев. Молодым ибисам, выращенным в неволе, предстояло вернуться в естественную среду обитания, проделав путь из Австрии в Италию под руководством «родителей» — людей на параплане. Вот исследователи и решили воспользоваться счастливой возможностью понаблюдать за птичьим клином, так сказать, вплотную.

Аэродинамическая гипотеза в итоге полностью подтвердилась: как пишут авторы работы в журнале Nature, ибисы старались лететь сзади и слегка сбоку впереди летящего товарища, чтобы поймать крылом поднимающиеся вверх вихревые потоки, которые тот оставлял позади себя. Если же ведомый оказывался строго позади ведущего, то характер взмахов менялся так, чтобы минимизировать влияние нисходящих потоков от тела того, кто летел впереди.

В общем, построение при полёте определяется тем, что птицам нужно поймать восходящие потоки от лидера и избежать нисходящих, которые тоже тянутся за тем, кто движется впереди. Кроме того, птицы специально синхронизируют друг с другом движения крыльев — опять же для лучшей настройки на воздушные потоки. В итоге получается, что в полёте они тянут друг друга за собой. Тут должен быть выигрыш в энергии, но таких замеров авторы работы не проводили, ссылаясь на то, что это сильно повредило бы ибисам, которые и так находятся на грани исчезновения.

Авторы подчёркивают, что эти соображения играют роль только для крупных птиц вроде ибисов, аистов, пеликанов, гусей и т. п. Мелким пернатым в силу меньшего размера тела и крыльев приходится иметь дело с иной аэродинамикой, и они уже не могут вот так просто выбрать строй и ритм взмахов крыльями, чтобы ловить одни потоки и избегать других.

Миграция птиц

Миграция птиц

Пролетающие по осеннему небу стаи птиц – это привычное явление, которое можно наблюдать каждый год. Птицы пролетают над городами и селами, оставляя позади свою северную Родину, чтобы отправиться на зимовку в теплые края. Некоторые виды, преимущественно мелкие пташки, которые питаются насекомыми, покидают насиженные гнезда разрозненно или бесформенными стаями. Но более крупные виды – дикие гуси, лебеди, журавли, действуют иначе. Поднимаясь в небо, они формируют клин, придерживаясь такой формы построения на протяжении всего перелета. Но почему они осуществляют перелет именно так?

Оказывается, эта форма построения стаи вовсе не случайна. В природе вообще встречается мало случайностей, а что касается птичьих стай – эта форма оказывается на практике необычайно эффективной.

Потоки воздуха в полете

Для мелких птиц какое-либо особое построение стаи действительно малоэффективно, а крупные особи существенно выигрывают, перелетая клином. Такое построение обеспечивает оптимизацию воздушных потоков, минимизируя тем самым затраты энергии отдельных птиц. Разумеется, что журавли не делают предварительных расчетов аэродинамики – они просто летят так, потому что ощущают, что так лететь им физически легче. Это было доказано приборами, которые исследователи прикрепили к ибисам, отправляющимся в полет на юг.

Синхронная работа крыльев

Синхронная работа крыльев

Для того, чтобы сделать перелет наиболее простым для каждой крупной особи, порождающей ощутимые восходящие и нисходящие потоки при полете, птицы в клине синхронизируют также и движения крыльев. Возможно, многие нюансы стайного перелета закладываются на уровне инстинкта, но многому птица просто учится в процессе полета, ощущая, в каком случае движение удается легче, а в каких – дается с большей сложностью. Крупные птицы – это умные, хорошо обучаемые создания, вовсе не удивительно, что они быстро учатся совершенствовать свои врожденные навыки.

Следование за лидером

Стая следует за вожаком на взлете

Стая следует за вожаком на взлете

Кроме того, птицы в стае инстинктивно следуют за лидером, которого каждая особь должна постоянно видеть в процессе полета. Построение клином позволяет видеть лидера и все его маневру, своевременно подстраиваться под изменения курса вожака. Это настолько удобно, что современные военные летчики, пилотирующие истребители, предпочитают тоже держаться клином.

Экономия энергии

Истребители летят клином

Истребители летят клином

Продолжая рассматривать особенности пилотирования истребителей, необходимо указать еще один важный момент. Пилоты хорошо знают о том, что полет клином позволяет экономить топливо, в этом случае каждый самолет медленнее расходует горючее в своих баках. Птицы тоже могут экономить силы, передвигаясь в этом выверенном построении. Аэродинамические потоки от впереди летящих товарищей поддерживают стабильность их полета, а это важно, если учесть, что перелеты могут происходить на многие тысячи километров.

Наибольшие нагрузки в полете приходится на впереди летящую птицу, вожака. Он задает ритм и рассекает воздушное пространство, передавая потоки далее летящим особям. Вожак – это самая сильная, здоровая птица, которая легко выдерживает такие нагрузки. Когда вожак устает, его место впереди клина может на время занять другая птица из группы лидеров. Это тоже эффективно – когда максимум нагрузок приходится на сильных, выносливых особей, вчерашние птенцы и более слабые птицы могут лететь, пользуясь потоками, тратя минимум энергии. Таким образом, долететь до цели может вся стая, и потери в процессе перелета окажутся минимальными. Это важно для сохранения поголовья.

Почему не все птицы летят клином?

Стая голубей

Стая голубей

Как показала практика, построение клином актуально только для крупных птиц, оно оказывается эффективным только в том случае, если особи обладают достаточной массой. Мелкие птицы сталкиваются с другими аэродинамическими явлениями в процессе перелета, это связано с их небольшой массой. Клин для них совершенно бесполезен, поэтому они летят разрозненно или пользуются другими способами построения стаи.

Таким образом, крупные перелетные птицы пользуются построением в виде клина, так как оно оказывается наиболее эффективным для них. В этом случае они получают сразу целый ряд преимуществ: постоянно видят вожака, могут пользоваться потоками от более сильных птиц, летящих впереди. Такой вариант построения можно считать заложенным на генетическом уровне, однако некоторым вещам стайным птицам приходится обучаться в процессе полета – например, эффективно использовать потоки и энергию от впереди летящих особей.

Почему птицы летают клином – видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Каждую осень можно наблюдать за пролетающими стаями птиц, которые держат свой путь в теплые края, чтобы весной вернуться обратно. Мелкие птахи покидают гнезда бесформенными стаями. Представители пернатых покрупнее формируют в небе клинообразный строй и держат его на протяжении всего пути. Эта форма имеет ряд преимуществ и делает полет более эффективным.


Потоки воздуха в полете

Не секрет, что в мире человеческих изобретений работают те же законы физики, что и среди представителей мира природы. Прообразом самолета стали птицы, с той лишь разницей, что летательный аппарат крыльями не машет. Зато и от самолета, и от птицы исходят вихревые потоки. Именно их наличие позволяет летчикам экономить топливо в полете, но только в том случае, когда они летят группой. Классический пример – военная эскадрилья.

Птицы в длительных перелетах используют тот же принцип. Располагаясь немного сзади и сбоку от летящего впереди собрата, особь ловит от него восходящие вихревые потоки, образующиеся вокруг конца каждого крыла при взмахе. Эта струя воздуха передается по цепочке всему клину. Таким образом, каждая последующая птица в V-образном строе как бы ложится на воздушную подушку и легче преодолевает сопротивление воздуха. Если бы гуси и утки в своих путешествиях выстраивались строго друг за другом, то им доставались бы не восходящие, а нисходящие вихри. На их погашение уходило бы немало сил и перелет давался бы тяжелее.

Эффективность такого построения была замечена давно. В частности, в циклических видах спорта (велоспорт, бег на коньках, лыжные гонки) состязающиеся используют этот принцип, чтобы легче преодолевать сопротивление воздуха за идущим впереди спортсменом.

Доказательством аэродинамической теории построения птичьего клина служат исследования бразильских ученых Валмира Барбосы и Андре Натана. Они построили компьютерные модели стай из 15-35 птиц и отметили, что стая принимала V-образную форму независимо от того, как изначально взлетали птицы.

Чтобы облегчить перелет для каждого последующего члена стаи, птицы подстраиваются друг под друга и их крылья работают синхронно. Естественно, законы аэродинамики перелетным птицам не знакомы. Ученые не пришли к единому мнению, срабатывают ли в этом случае инстинкты или же пернатые вырабатывают такую тактику, исходя из собственных ощущений.

Следование за лидером

Клиновидное расположение дает большое преимущество для зрительного контроля. Вожак при таком построении находится в поле зрения каждой особи. Хорошо улавливаются все сигналы, идущие и от летящей в центре клина птицы, и от остальных собратьев. Это дает возможность своевременно подстраиваться под каждый предстоящий маневр.

Лидером всегда становится опытная и при этом сильная птица, которая совершала перелёт не единожды и точно знает путь. Это непростая работа: органы чувств и мышцы находятся в наивысшей степени напряжения. Хотя принято читать, что вожак в стае один, во главе клина могут попеременно лететь разные особи. Свое место вожак уступает другой сильной птице из стаи, когда устает. Чтобы отдохнуть и восполнить свои силы, лидер встает в конец клина, где лететь гораздо проще. Такое чередование происходит на протяжении всего пути.

Тех, кто летит впереди и тащит на себе всю стаю, остальные поддерживают криком. Его-то мы и слышим, когда наблюдаем за пролетающими в небе журавлями, утками, гусями и другими представителями пернатых.

Экономия энергии

Перелет в V-образном строю помогает экономить энергию. Это доказывает эксперимент французских орнитологов, которые обучили стаю пеликанов лететь за самолетом. У птиц на спинах были закреплены датчики, которые отслеживали их сердечную деятельность. У тех, кто летел в клиновидном построении, частота сокращений сердца была значительно ниже, чем у особей, летящих в одиночку. Это доказывает, что нагрузка на организм во время перелета клином снижается. Гуси таким образом экономят до 20% энергии.

Орнитологи доказали, что летящие клином птицы способны преодолеть расстояние на 2/3 больше, чем летящие самостоятельно. Благодаря потоку воздуха, создаваемому всей стаей, образуется до 70% мощности полета, а скорость клина достигает 80 км/ч. Птица чувствует утерю поддержки, когда выбивается из строя. Нагрузка резко возрастает, тогда особь возвращается на место. Неудивительно, что птицы способны совершать дальние перелеты, в том числе через огромные водные пространства морей и океанов, где не всегда есть возможность приземлиться на отдых.

Уже упомянутые восходящие вихревые потоки помогают птицам дольше планировать, что экономит силы. Таким образом, долететь до цели может вся стая, а потери в процессе перелета окажутся минимальными. Это важно для сохранения поголовья.

Почему не все птицы летят клином

Этот принцип работает только в случае с крупными представителями орнитофауны. Клином летают гуси, утки, журавли, ибисы, аисты, пеликаны, лебеди. А вот птичкам помельче, с меньшим весом, размером крыльев и тела, приходится сталкиваться с аэродинамикой другого характера. Так что клин в их случае никакого преимущества не несет. Они используют другие виды построения или летят разрозненно. Это доказали результаты эксперимента. Ученые построили модель передвижения клином группы птиц с меньшим и большим весом, нежели у ибисов, и пришли к выводу, что выгода от клинообразного строя возникает только у крупных птиц.

После таких открытий сложно говорить о том, что птицы обделены интеллектом. Хотя, наверное, здесь речь идет об удивительной мудрости природы. Она наделяет свои творения всеми способностями, необходимыми для успешного выживания вида, и клиновидный строй перелетных птиц – яркое тому подтверждение.

Главная » Природа » Почему аисты и журавли летят клином | «Зачем и почему»

Здесь вы сможете узнать множество интересных и зажигательных историй, множество фактов и объяснений в мире. На нашем сайте вы найдете много полезной и интересной информации из различных областей науки, спорта, природы, животных и многое многое другое.
Читайте и делитесь с друзьями!

В данной статье мы с Вами узнаем – ПОЧЕМУ АИСТЫ И ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ КЛИНОМ

Осень… Стаи птиц Тютчева уже давно улетели за синее море. И уже скоро-скоро наступит зима… А вы когда-нибудь задумывались, почему птицы летают именно клином? Вожак впереди, остальные позади?

Почему аисты и журавли летят клином

Пилоты тратят долгие годы, чтобы научиться летать клинообразной эскадрильей, а птицы наделены этой способностью с рождения. Однако до сих пор оставалось загадкой, почему птицы предпочитают летать именно клином.

Поведенческая гипотеза

Есть две гипотезы, касающиеся выбора пернатыми именно этого воздушного построения. Первая — поведенческая: птицы просто следуют за лидером, за тем, кто летит перед ними, и из-за этого автоматически получается клин. Вторая гипотеза затрагивает вопросы аэродинамики: им так проще лететь.

Почему аисты и журавли летят клином

Большинство видов перелётных птиц летает стаей в форме клина. Первой во главе клина летит самая опытная и сильная птица — вожак стаи. Когда он совершает мах крылом, позади образуются завихрения воздуха и восходящие потоки, и летящие за ним птицы могут воспользоваться этой подъёмной силой.

Таким образом, каждая птица экономит до 25% энергии на перелёт, а общая мощность полёта всей стаи возрастает на 70%.

Самые слабые, больные и неопытные птицы всегда летят в конце. Большая часть нагрузки во время полёта достаётся вожаку, но когда он устаёт, то улетает в конец клина, а его место занимает птица, летевшая сразу за ним.

Почему аисты и журавли летят клином

Так птицы меняются местами на протяжении всего полёта, и каждая получает возможность отдохнуть. Если же какая-то птица случайно покинет общий строй, то сразу ощутит дополнительную нагрузку и будет вынуждена вернутся в общий поток.Знакомый всем крик, который издаёт птичья стая — на самом деле звуковой стимулирующий сигнал от летящих в конце птиц: так они поддерживают вожаков и просят их не сбавлять скорость. Если же по каким-то причинам одна из птиц не может лететь дальше, то вместе с ней покидают стаю две птицы, летевшие рядом с ней, и на земле пытаются ей помочь, пока она либо не оправится, либо не умрёт, после чего или летят дальше самостоятельно или прибиваются к другой стае.

Главным ориентиром для птиц служит магнитное поле Земли, так что полёты над океаном не представляют для них никакой сложности.

Дело в том, что глаза птицы содержат белок криптохром, под воздействием света и магнитного поля планеты меняющий свою форму. Мозг птиц распознаёт сигналы, и птица ориентируется по ним.

Почему аисты и журавли летят клином: Аэродинамическая гипотеза

Дело в том, что на конце крыльев каждой птицы образуется воздушный вихрь, а это обеспечивает собрату, летящему на полкорпуса позади, дополнительную подъемную силу. Таким образом, сопротивление воздуха снижается для всей стаи, за исключением вожака. Кроме того, птицы получают возможность чаще парить, чем тоже экономят энергию.

Почему аисты и журавли летят клином

Это может показаться странным, но учёные долгое время не могли выбрать из этих двух объяснений верное. Если говорить, например, о самолётах, то в эскадрилье построение клином действительно экономит топливо. Но птицы не самолёты: воздушные потоки, которые создаёт самолёт, стабильны, а воздушные вихри от летящей птицы гораздо более непредсказуемы и непостоянны, ибо те же самолёты крыльями не машут.

Ответить на вопрос, п очему аисты и журавли летят клином , попытались ученые Валмир Барбоса и Андре Натан из Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии.

Они построили компьютерные модели стай из 15-35 птиц, приняв в расчет обе теории. Результат эксперимента показал, что верны оба предположения. Полет клином позволяет птицам расположиться относительно соседа таким образом, чтобы иметь максимальный обзор.

Почему аисты и журавли летят клином

А затем пернатые путешественники регулируют свое положение, чтобы попасть в восходящую часть воздушного вихря, образуемого крыльями впереди летящей птицы. Барбоса и Натан отмечают, что стая принимала V-образную форму независимо от того, как изначально были выстроены птицы. Забавно, что в ходе эксперимента компьютерные пернатые даже создавали стаи более сложной формы, в частности, летали W-образным строем.

Еще одно исследование провела Международная команда зоологов под руководством Джеймса Ашервуда (James Usherwood) из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета (Великобритания) увешала 14 молодых лесных ибисов GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, регистрировавшими движения крыльев.

Почему аисты и журавли летят клином

Молодым ибисам, выращенным в неволе, предстояло вернуться в естественную среду обитания, проделав путь из Австрии в Италию под руководством «родителей» — людей на параплане. Вот исследователи и решили воспользоваться счастливой возможностью понаблюдать за птичьим клином, так сказать, вплотную.

Аэродинамическая гипотеза в итоге полностью подтвердилась: как пишут авторы работы в журнале Nature, ибисы старались лететь сзади и слегка сбоку впереди летящего товарища, чтобы поймать крылом поднимающиеся вверх вихревые потоки, которые тот оставлял позади себя.

Если же ведомый оказывался строго позади ведущего, то характер взмахов менялся так, чтобы минимизировать влияние нисходящих потоков от тела того, кто летел впереди.

Какие птицы летают клином

Клиновой строй используют гуси и утки , журавли и пеликаны

Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом). Шеренгой, крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних полётах выстраиваются в линию друг за другом. Но есть утки, строй которых напоминает пологую дугу.

Почему аисты и журавли летят клином

У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно. Так и летят скученной стаей. Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку.

Сопротивление воздуха при полёте достаточно ощутило… вожак рассекает, за ним, в увлечённом им потоке лететь легче, причём самому последнему в цепи проще всего, там отдыхает уставший ведущий, меняясь с другим матёрым гусем.

Видео

Читайте также: