Когда подрезают хвост корове

Опубликовано: 04.05.2024

Для чего корове хвост

Добавить в избранное

Каждая корова обладает хвостом с пушистой кисточкой, которым она, как правило, размахивает из стороны в сторону. Многие задаются вопросом, зачем же корове эта часть тела. Рассмотрим его подробнее.

  • Зачем корове хвост
  • Почему постоянно задирает
  • Можно ли подрезать
  • Что делать, если сломали
  • Почему у коровы мягкий хвост

Зачем корове хвост

С помощью этого отростка крупный рогатый скот отгоняет назойливых насекомых: мух, оводов, комаров, слепней. Обращайте внимание на поведение своей коровы, если она слишком энергично размахивает хвостом — проверьте, не завелись ли у неё вши или другие паразитирующие организмы.

Почему постоянно задирает

Если вы обратили внимание на то, что бурёнка постоянно ходит с поднятым хвостом — это, скорее всего, говорит о скором отёле. Чтобы наверняка определить причину, обратите внимание на следующие симптомы, указывающие на скорые роды:

Хвост коровы

  • расслабление связок по бокам;
  • напухшие наружные половые органы;
  • слизистые выделения из влагалища;
  • беспокойное поведение;
  • продолжительное, беспокойное мычание.
Также поднятый хвост может указывать на послеродовые воспалительные процессы — эндометриоз. Чтобы распознать этот недуг, необходимо провести гистологическое исследование тканей влагалища.

Можно ли подрезать

Купирование проводят в гигиенических целях — грязь, скапливающаяся в волосах на кончике отростка, может стать причиной развития различных заболеваний. Также его обрезают для удобства обслуживающего персонала, так работники фермы могут быть уверены, что недовольная бурёнка не ударит их хвостом.

  1. Ампутация нижней четверти и накладывание тугого жгута.
  2. Использование специальной машинки для укорачивания волос на кончике отростка.

Видео: Обрезка хвоста коровы с помощью специальной машинки


Что делать, если сломали

Переломы хвостовых позвонков — распространённое явление у крупного рогатого скота. Признаки перелома: обвисший конец, болезненный отёк на месте повреждения, повышенная подвижность отростка ниже места перелома.

Если вовремя не провести ампутацию повреждённого участка, животное сникает, теряет аппетит, становится малоподвижным.

Корова

Купирование проводится в несколько этапов:

  • ампутация нужного участка;
  • послеоперационный уход: протирание 5% спиртовым раствором и нанесение на место перелома йодоформа.

Почему у коровы мягкий хвост

Мягкий хвостовой отросток у коровы говорит о развитии хронического заболевания — остеодистрофии. Главная причина этого недуга — дефицит кальция, фосфора, белка и витаминов, что, в свою очередь, говорит о несбалансированном рационе. Чтобы избавиться от болезни, добавьте в ежедневный рацион специализированные кормовые фосфаты, мясо-костную муку и комплекс витаминов.

КРС

Крупный рогатый скот был неспроста наделён длинным хвостом с пушистой кисточкой — в процессе эволюции природа позаботилась об удобстве животных. Не забывайте обращать внимание на состояние этой части тела — по ней можно определить как настроение коров, так и наличие различных болезней.

Стоит ли купировать коровам хвосты

Большинство людей, далеких от сельского хозяйства, считают, что процесс дойки – занятие схожее с рыбалкой. Эдакий медитативный процесс, во время которого человек становится ближе к природе, да еще и получает в результате бесподобное парное молоко. Но действительность чуть менее романтична. На самом деле доение – процесс, связанный с физическим трудом и часто требующий больших усилий и выносливости.


Удар с неожиданной стороны


Но и это еще не все. Многие доярки регулярно получают удары хвостом по лицу. А сила этого удара способна доставить очень неприятные ощущения. Не говоря уже о том, что хвосты животных, даже в самых лучших хозяйствах и фермах, часто испачканы грязью или навозом.


Корова будет размахивать хвостом и обязательно заденет того, кто стоит с ней рядом в стойле, независимо от того, разговаривает ли он в это время с соседом или же зевает от усталости. Энергичный шлепок может застать врасплох и ветеринара, и зооинженера, и доярку и даже директора предприятия. Но вот ударит ли вас корова хвостом, если он подстрижен или его нет совсем?


В целях гигиены


Практика купирования коровьих хвостов была введена в молочной индустрии еще в начале 90х в Новой Зеландии из-за вспышки лептоспироза. Именно длинные кисточки на хвостах коров являлись основной причиной распространения болезнетворной бактерии, содержащейся в моче животных. Производители и ветеринары тогда сошлись во мнении, что подобная процедура будет способствовать улучшению гигиены коровников и сократит уровень заболеваемости. Однако недавние исследования доказали, что купирование никак не влияет ни на уровень гигиеничности, ни на поражаемость животных заболеваниями.



Конечно, сегодня рабочие намного меньше контактируют с коровьими хвостами, поскольку современное оборудование позволяет механизировать и значительно ускорить весь процесс. Кроме того, некоторые современные конструкции стойл позволяют дояркам находится гораздо ниже того уровня, на котором корова размахивает кисточкой своего хвоста. Так что, какими бы интенсивными не были эти движения, хлестнуть обидчиков по лицу она просто не сможет. Подобная схема расположения также защищает работников от таких распространенных неожиданностей, как попадание на одежду мочи или испражнений животных.


Популярная методика


В настоящее время около 51% молочных хозяйств США купируют хвосты своим коровам в соответствии с последним распоряжением Департамента сельского хозяйства. Высок этот процент в фермерских хозяйствах среднего размера, с поголовьем 100-500 голов скота. И это несмотря на тот факт, что владельцы животных считают процедуру операцией средней или высокой сложности.


Купирование больше характерно для Восточного Среднезападного побережья Штатов, а вот на Западе подобная практика не особенно прижилась.


По словам руководителя самой крупной молочной фермы в Миссури «Heartland Creamery», Джо Вин (Joe Vien), купирование является их коров стандартной операцией. «Мы здесь проводим ее в возрасте 24 месяцев, оставляя животным хвост в виде своеобразного обрубка» - заявляет он.


корова с купированным хвостом и корова с обычной кисточкой, аккуратно подрезанной на ферме в Колумбии. Сотрудники этой фермы приобрели несколько коров с купированными хвостами, чтобы провести эксперимент. Действительно ли они так хороши? (фото Abbie Fentress Swanson/Harvest Public Media)


Быстро и безболезненно… почти


Хвосты здесь не купируют до тех пор, пока не настанет пора доить корову. Методика очень простая. Сперва нижнюю четверть хвоста отрезают, а затем выше накладывают тугой жгут, который препятствует кровообращению в этой области. По словам ветеринаров, такой способ – лучшее, что есть на сегодняшний день. И уж конечно, он намного эффективнее того, что использовали раньше, когда хвост просто пережимали жгутом и ждали, когда он отсохнет.


«Мне не кажется, что этот способ более болезненный, - признается Вин, - но это, разумеется, мое мнение. Он быстрый и менее травматичный. Мы не затягиваем процесс, а делаем все быстро и максимально безболезненно. Это самое большее, что можно сделать для животных в этом случае».


По словам руководства фермы, купирование предохраняет коров от мастита – заболевания, способного значительно повлиять на надои, а то и вовсе привести к смерти животного.
«Мы заботимся о наших коровах, как о собственных детях, - говорит Вин, - на предприятии около 9 тысяч коров и примерно 4 тысячи из них дают молоко. С каждым животным мы обращаемся предельно бережно и уважительно, и заботимся о том, чтобы все они были здоровы и хорошо себя чувствовали».


Общественность негодует


Но в этой истории козырь в руках общественного мнения. Защитники прав животных высказываются против подобной операции, мотивируя это тем, что компании больше думают об удобстве доярок, чем о комфорте животных.


На коровах, подвергшихся купированию, намного больше мух и слепней. Ведь кисточка на хвосте служит для них естественным механизмом уничтожения и отпугивания этих насекомых. Кроме того, многие фермы, зарабатывающие на сельском туризме, также отказались от купирования, но по более меркантильной причине. Они попросту устали объяснять туристам, почему их коровы выглядят так нелепо.


(фото Abbie Fentress Swanson/Harvest Public Media)


Если люди приезжают посмотреть ферму, им стоит показывать ее полностью, - считают борцы за права животных. Очень сомнительно, что вы сможете объяснить гостям, как вышло, что корова облеплена слепнями и мухами и покачивает при этом обрубком вместо хвоста. Едва ли подобная картина хорошо отрекламирует ваш способ ведения хозяйства.


Купировать или нет?


Именно влияние общественного мнения стало толчком к тому, что Национальная федерация производителей молока этим летом приняла постановление о запрете купирования хвостов коровам. Фермерам и руководителям крупных компаний рекомендовано постепенно отказаться от процедуры купирования, сведя ее на нет к 2020 году. Как разъясняется в сообщении федерации «для удаления хвостов коровам нет никаких обоснованных причин».


Однако противники процедуры утверждают, что 10 лет – слишком долгий срок. Сообщество гуманного обращения с животными США, к примеру, твердо заявляет, что купирование приносит бессмысленную боль животным и должно быть прекращено немедленно.


«Мы не требуем чего-то, что бы снизило эффективность обслуживание молочных ферм и не просим, чтобы менялись какие-то правила ухода за животными, связанные с доением, - говорят они. - Мы просто хотим, чтобы животным, которым действительно нужно пользоваться длинными хвостами, оставляли их в целости и сохранности».


Есть варианты


Многие забывают о том, что у купирования существует безболезненная альтернатива – обрезка кисточки. Здесь все просто – длинные волосы на кисточке хвоста коровы аккуратно подрезаются специальной машинкой (очень хорошо подходит станок для обрезки труб) или ножницами так, чтобы оставить небольшой аккуратный пучок.


Этого вполне достаточно, чтобы отогнать мух и слепней и гораздо более гигиенично, поскольку хвост перестает доставать до земли. От ударов по лицу, разумеется, такая процедура не защитит, зато «обезвреженный» хвост бьет не так больно. Кроме того, он гораздо чище.



Сейчас все больше и больше фермеров во всех штатах Америки начинают отказываться от купирования хвостов в пользу простой обрезки. Ветеринарные врачи и борцы за права животных также протестуют против этой бессмысленной и болезненной меры.

Наша жизнь окружена приметами

Запреты и поверья сопровождают нашу жизнь. Накопленные за многие столетия, они передаются из поколения в поколение. Например, приметы, связанные с погодой, помогают человеку предпринять меры, чтоб уменьшить потери от природных стихийных бедствий. Шаман, кандидат технических наук, доцент Иркутского государственного университета путей сообщения Виктор Владимирович рассказал о некоторых популярных в округе приметах.

— У каждого человека есть чувство самосохранения. Запреты позволяют держать себя в определенных пределах: человек не дает воли эмоциям, чувствам, не теряет власти над телом, что позволяет ему вести правильный образ жизни, а в некоторых случаях и сохранить свою жизнь. На этой основе человек создает систему, позволяющую успешно вести хозяйство, сохранить свое здоровье и здоровье детей, родных и близких. Справедливости ради надо отметить, что многие запреты, поверья связаны с потусторонними силами. Каждый бурят приведет много таких примеров. Научный мир не в состоянии объяснить многие события и факты. Например, перерождение человека для многих исповедующих религию предков бурят — неоспоримый факт. Но совершенно непонятно, по каким энергетическим каналам оно происходит. Нет четкого представления о том, какой образ жизни ведет к перерождению. Не выработаны методики и способы исследования реинкарнации и многих других явлений, связанных с потусторонним миром. Исследованию такого рода вопросов в науке не уделяется никакого внимания. Ученые в подавляющем большинстве являются материалистами и не считают нужным заниматься подобными вопросами. В народе веками сохраняются поверья, приметы и запреты, которые могут показаться странными, но в которые свято верят люди. Дошли эти поверья и до наших дней. Таких в Усть-Ордынском округе очень много, приведу лишь несколько.

Приметы, связанные с молоком

Сметана отстаивается толстым слоем у женщины, родившейся летом или осенью.

Не жалеть молока, отдавая для ребенка. Не разбавлять это молоко водой.

Не давать молочную пищу постороннему человеку поздно вечером.

Молоко не впрок при грязной дойке.

Молоко киснет без особой причины — к грозе.

Приметы, связанные со скотом

При продаже рогатой скотины следует отрезать кончик хвоста, чтоб счастье не покинуло семью.

Скотина чешется об угол дома — хорошая примета.

Скотина хозяина бодается меж собой — плохая примета.

Скотина беспричинно пугается в своем дворе — плохая примета. Хозяину в этом случае следует тарасуном или молоком сделать обряд подношения духам.

Скотина с белым пятном на лбу — хорошая примета.

Собака лежит на снегу — к теплу.

Вороны каркают — к ненастью.

Вороны прилетели и кружат — к отсутствию дождя.

Полевые мыши живут на поверхности — к сухой осени.

Постройка осами своего домика под вашим навесом — к счастью.

Запреты бытового характера

Бить коня по голове.

Перешагивать через ноги отца, мужчины.

Ходить в гости в дом или ночевать, где есть маленький ребенок.

Спать ногами к дверям.

Рубить деревья в святых местах.

Подбрасывать или крутить шапку.

Ходить посередине дороги.

Наступать на порог дома.

Качать пустую люльку.

Спать головой у входной двери.

Плевать в огонь.

Вырывать цветы с корнем.

Забирать с собой камни с берегов Байкала.

Рубить одинокое дерево.

Принимать участие в свадьбе и похоронах в течение определенного времени.

Человек, живя в сельской местности, учится наблюдать и понимать тайны, закономерности окружающей среды. Жизнь заставляет относиться к природе как к одушевленному явлению.

Некоторых запретов следует придерживаться всегда. Например, это касается посещения в определенное время свадеб и похорон. А вот запрет на дарение ножа можно обойти тем, что нужно при дарении вручить дарителю незначительную сумму рублей.

В подавляющем большинстве буряты считают нужным соблюдать установившиеся запреты. Конечно, есть люди, склонные не верить приметам, а некоторые вообще не интересуются вопросами такого рода, считая, что раз то или иное событие не имеет объяснения, значит, его и быть не может. Соблюдать или нет старинные приметы — личное дело каждого, но согласитесь, что без них жизнь была неполноценной.

Хвост корове нужен не только в качестве украшение. Это продолжение позвоночного столба, которое имеет значение в энергетическом балансе организма. По движению хвоста и его внешнему виду можно сделать выводы о самочувствии животного, наличии заболеваний.

Хвост коровы: основное назначение

Корова и хвост

Корову отличает добродушие и привязанность. Она распознаёт и запоминает лица людей, которые за ней ухаживают. Если ей дали кличку и пользуются ей при общении с животным, то корова будет помнить и отзываться на неё. Если кто-то сделает ей больно или неприятно, она может ударить хвостом. Этот орган у коровы в некоторых ситуациях вполне заменит руку.

Волосы на хвосте плотные и крепкие в здоровом состоянии. Они по упругости превышают упругость волос с гривы лошади. Волос с коровьего хвоста ценится. После забоя его используют для набивки мебели и матрацев.

Хвост служит коровам для борьбы с навязчивыми насекомыми – слепнями, оводами, мухами, комарами, осами. Если у животного наблюдается беспокойное поведение, то можно подозревать распространение вшей. В таком случае надо применить срочные меры, чтобы остановить заражение паразитами.

В природе нет видов крупного рогатого скота без хвоста. Этот орган нужен животному, поэтому эволюционный отбор сохранил его. В конце прошлого века в Новой Зеландии среди фермеров было популярно купировать хвостовой отдел коровам. Во время дойки снижался риск получить неожиданный удар хвостом, также была надежда уменьшить заболевание лептоспирозом.

Возбудители патологии распространялись с навозом, мочой, которые часто оседают на кисточках коровьего хвоста. Ветеринары и фермеры думали, что путём купирования будет повышена гигиена в коровнике, и заболеваемость лептоспирозом пойдёт на спад. Но такой способ не показал высокой эффективности.

Постепенно от купирования стали отказываться, так как заметили, что животных облепили кровососущие насекомые. Коровам нечем стало отгонять их. Теперь стали подрезать только пушистую кисточку на кончике. Он не достаёт до подстилки в коровнике, не имеет возможности пачкаться в навозе и моче, так снижается риск подцепить возбудителя инфекционного заболевания.

Корова и хвост

Сигналы хвоста

Внимательные хозяева по определённым сигналам коровьего хвоста смогут определить самочувствие животного. Если корова постоянно поднимает его вверх, то это говорит о приближающемся отёле. Для того чтобы окончательно удостовериться в скорых родах, надо обратить внимание на сопутствующие признаки:

  • беспокойное поведение коровы;
  • выделение слизи из влагалища;
  • отёк наружных половых органов;
  • расслабление по бокам связок;
  • беспокойное, длительное мычание.

Важно! Корова может поднимать хвост во время воспалительных процессов в послеродовой период. Этим она показывает на дискомфорт в половых органах. Для постановки диагноза надо вызвать ветеринара, чтобы он провёл гистологическое обследование влагалища.

Болезни хвоста

Сам хвост тоже может болеть. Патологии могут развиваться быстро, заражать другие особи, поэтому к характерным симптомам надо относиться внимательно.

Перелом

Нередко среди крупного рогатого скота встречается перелом хвостового отдела. Такая травма наносится при оттаскивании лежащего животного, во время удара, при сильном скручивании хвоста при загоне, при огнестрельном ранении.

  • хвост неподвижен, опущен вниз;
  • место перелома отекает;
  • болезненность участка травмы при ощупывании;
  • хруст на месте перелома.

Расположенный ниже участок хвостового отдела постепенно холодеет. Если перелом находится ближе к основанию, то это затрудняет опорожнение кишечника для коровы. При закрытом переломе прогноз благоприятный. Открытый, тем более дробный перелом хвостовых позвонков грозит омертвением.

Для лечения перелома накладывают клеевую повязку на 25 дней. При открытом переломе хвост часто ампутируют. Для предотвращения таких травм не рекомендуется перекручивание хвоста коров для ускорения их передвижения и грубого оттаскивания лежащих животных.

Перелом хвоста

Остеодистрофии

При этой хронической патологии основной отличительный признак – мягкий хвост. Причина болезни в недостатке основных витаминов, фосфора, кальция, белка в питании животного. Несбалансированное питание приводит к такому изменению в физиологии коровы. Исправить положение можно добавлением в корма специальных фосфатов, витаминных комплексов, костной муки.

Гангрена

У коров может встречаться гангрена хвостового отдела, то есть омертвение. Причинами специалисты – ветеринары называют:

  • ущемление хвостовой части;
  • раздавливание;
  • укусы;
  • ожоги сильнодействующими веществами;
  • отравление спорыньёй.

На хвостовой зоне появляются воспаления с гноем и участками омертвения, начинают выпадать волосы, появляется неприятный запах. Для лечения надо установить причину заболевания и ликвидировать её.

Важно! У коров гангрену может вызвать стафилококк. В случае массового поражения животных проводят дезинфекцию всего коровника и инвентаря.

Гангрена хвоста коровы

Экзема

Ещё одним заболеванием является экзема корня хвостового отдела. Эта патология больше распространена среди лошадей и собак, но и коровы могут заболеть данным недугом. Экзема проявляется по типу хронического воспаления основания хвостовой части, которое сопровождается сильным зудом. Основными причинами болезни считается неправильный уход и распространение паразитов на коже.

Характерными признаками являются пузырьки на коже животных, которые постепенно лопаются, покрывают кожу коровы своим содержимым. Оно высыхает, образует корочку, которая отпадает, оставляя после себя мокнущую поверхность. Всё это сопровождается нестерпимым зудом. Из-за этого животное ведёт себя нервно, беспокойно, пытается почесать зудящее место о любые выступы. В результате на больном участке образуются расчёсы, повреждения, даже язвы.

Хвост обезображивается. Для облегчения состояния коровы надо обмывать болезненный участок раствором сулемы в соотношении 1:300, затем раствором буровской жидкости (3-5%), потом раствором дёгтя с рыбьим жиром (3-5%), тимоловым или камфорным спиртом. На мокнущих стадиях надо применять высушивающие средства, которые будут дезинфицировать больное место, снижать зуд, например, серный цвет.

Экзема у коровы

Травматическая параплегия

Паралич нижних конечностей чаще возникает у бычков из-за раздавливания кончика хвоста, но травма может быть получена о ребристый пол. На больной части тела выпадают волосы, на коже образуются трещины, появляется отёк, воспаление, в некоторых случаях развивается влажная гангрена. Постепенно начинают слабеть тазовые конечности. Животное начинает больше времени проводить в лежачем положении, теряет вес, аппетит, хотя температура и пульс остаются в пределах нормы. В данном случае ампутация поврежденного хвоста не приносит положительного результата.

Управление при помощи хвоста

В народе сохранилось устойчивое выражение «крутить коровам хвосты». Мало кто понимает его прямое и даже переносное значение. Но хозяева и фермеры пользуются этим приёмом. Хвосты сельскохозяйственным животным действительно крутят, чтобы управлять их поведением. Ведь основание хвостового отдела — это болевое место. Также центрами боли являются ноздри и уши. Этим пользуются, чтобы заставить животное слушаться. Так поступают с упрямыми коровами и быками, чтобы заставить идти их в нужную сторону или ускорить шаг.

Управление коровой при помощи хвоста

Прокручивая хвост вокруг оси, животному причиняется боль, это делает его послушным. Но надо знать меру, чтобы не поломать позвонки, иначе придётся лечить животное. Коровы не любят, когда держатся за их хвост. Замечено, что если корову или быка взял за хвост незнакомый человек, то животное начинает беспокоиться, а может и лягнуть. Если же это делает хозяин, то животное начинает подчиняться.

Для коров хвост служит защитой от кровососущих насекомых. При купировании хвостового отростка животное надо спасать от мух, слепней и комаров при помощи репеллентов. Многочисленные болезни часто имеют механические причины возникновения. При правильном уходе и внимательном отношении к животному удастся избежать повреждений и травм.

Лечение коров нужно доверять специалистам. Ветеринары быстро определять причины недомогания, выявят риск распространения на других животных. Грамотное лечение поможет быстрее, не даст патологии перейти в хроническую форму.

Метки текста:

Лобанова Л.С. (г.Сыктывкар)
«Мотив порчи скота» в представлениях о Великом четверге (по материалам коми) Vkontakte
Facebook

Канун Великого четверга в традиционной культуре коми характеризуется как опасный период, что выражается активизацией нечистых сил: колдунов и демонических существ, пытающихся максимально использовать этот период для нанесения порчи домашним животным, а через них и хозяевам этих животных. В данном случае показательно и то, что этот день носителями традиции определяется как «день хождения еретников», «день отмечания скота еретником».

Способность совершать подобные действия приписывалась в основном еретникам, и другим людям, обладающим сверхъестественным знанием, таким как «тoдысь» (букв. знающий), «скoт тшыкoдысь» (наводящий порчу на скот), «мoс тшыкoдiсь» (наводящий порчу на коров), «колдунья», «пель вундалысь» (букв. режущий ухо). Закономерности употребления персонажа зависят как от локальных традиций, так и от конкретных случаев. Так, например, колдунья употребляется в текстах, где информатор говорит по-русски, «пель вундалысь» – выделяется в работах В.П.Налимова и определяется как «целый ряд женщин керысь (наводящий порчу – Л.Л.) , специальность которых заключается в том, чтобы ночью на страстный четверг вырезывать часть уха у коров» [1] .

Наводящим порчу на скот в Великий четверг выступает также еретник, еретьнича, ерекник. В разных локальных традициях по набору признаков и по степени их выраженности образ еретника имеет свои особенности. Так, в нижневычегодской традиции еретьнича [2] – реальная женщина, которая знается с нечистой силой, и может использовать свои сверхъестественные способности, как во вред, так и на пользу людям, и способность наводить порчу на коров / отбирать молоко в Великий четверг будет входить в набор характеристик этого персонажа. Но в то же время указанный признак будет идентичным для вишерского [3] еретника: «Бoжтэ вундэ, мoс пельтэ вундэ. Еретничайтэ, еретникыс сэсся пондас уна мoс лысьтыны, йoв с ёйны. Сылы сэсся еретникыслы йoв пондас воны. […] Сiйе мoссэ тшыкедас, и мoскыдлэн йoлыс быре, сылы сэсся аслыс йoлыс лове. Еретник подрезает хвосты и уши коровам – еретничает, и он будет много коров доить и молоко есть. Ему, еретнику, будет идти молоко. Он наведет порчу на корову, и у коровы молоко пропадет, еретнику будет идти молоко» (Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (ФФ ИЯЛИ), В1114–75).

Объединяющим признаком для всех персонажей является способность наводить порчу на скот в Великий четверг, кроме того, мы можем выделить ряд общих признаков, среди которых: двойственная природа; женская ипостась; способность к оборотничеству; связь с нечистой силой; календарно приуроченная активизация способностей [4] .

Время активизации перечисленных персонажей происходит в канун Великого четверга с наступлением темноты, в полночь, «пока луна на небе». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Распространено представление, что наводящий порчу превращается в кошку, собаку, мышку, сороку, ворону, и таким образом проникает в хлев через любую щель, закрытые двери, окна или трубу. Единственной преградой, которую, по представлениям, признают сами еретники, является перекрещенный путь. «А еретникъясыд пе шувены, код пo оз крестов, верман пырны мoс дiнас, а код пo кресталас, кoть пе раз кодь oдзесыд, он вермы пырнытэ, кoть пе л ёк oдзес а код пе оз крестов, кoть и бур oдзес, сэтчи пе верман пырны. Еретники говорят, у кого не перекрещено, сможешь проникнуть к корове, а у кого перекрещено, хоть и дверь развалена, не сможешь пройти, хоть и дверь плохая. А если не перекрещено, и через прочную дверь сможешь пройти» (ФФ ИЯЛИ, В1113-44).

В быличках широко распространен сюжет, о том, что хозяин, в указанный выше период, обнаруживает в хлеву метлу / мышь / сороку / кошку / «то ли кошку, то ли собаку» наносит ей увечье, а потом оказывается, что у какой–то женщины проколот бок, сломана рука или нога; или обнаруженный предмет или животное обращается человеческим голосом, с просьбой помиловать. Такие случаи описываются как единственная возможность распознания наводящего порчу.

Действия, перечисленных персонажей, применяемые по отношению к скоту, по современным материалам довольно разнообразны. В ряде текстов характеризуется как порча, нанесение вреда, ущерба: «Мoсъястэ вoлэм керены, сэсся мoсъясыд висьмасны ли мый ли май ли. Наводили порчу (букв. делают) на коров, потом корова заболеет или ещ ё что» [ФФ ИЯЛИ: В1113-44]. «торкены – наводят порчу (букв. нарушить, сбить)», «еретничайтoны – еретничают», «скoтсo тшыкoдoны–ветлoны – ходят–портят скот» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8], «омoль вoчoны – плохое делают» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8], «мoстэ косьтэны – букв. иссушают корову» (Научный архив Коми НЦ УрО РАН (НА КНЦ), ф.5, оп.2, д.279, л.391). В некоторых текстах определяется как особый магический акт – отмечание животного: «Ыджыд четвергнад мoс пельяс вoлoм пасъялoны. В Великий четверг отмечали уши коровам» [ФФ ИЯЛИ: А1106-22]; «ыжтэ вoлi мыйкекерoмась пасъемась, чудеса диве, еретникыд пасйема. Овцу отметили, вот диво то, еретник отметил» [ФФ ИЯЛИ: В1102-42]. В большинстве текстов указывается как подрезание частей животного: «А мыйсюрo тай шуoны: бoжъяссo пo вундалoны да мoс пельястo пo вундалoны, шуoны, а ме ог тoд мыйла вoчoны. Говорят, всякое делают: отрезают хвосты и уши коров, а для чего, я не знаю» [ФФ ИЯЛИ: А1405-10]; «…ыж пельтo вундалoны – подрезают уши овец» [НА КН, ф.5, оп.2, д.279, л.391.]; «Зайдут, у коровы было уши режут перед Большим четвергом у скотин. Это привычка уже была» [ФФ ИЯЛИ: А1101-36]; «…вундалoны яндзимсo, бoжсo и кодлысь кытi сяммoны. Отрезают репицу, хвост, у кого, где смогут» [ФФ ИЯЛИ: В1506-2].

Сюжет многих быличек составляет описание результатов нанесенных увечий, обнаруженных утром Великого четверга: «Ме тай тoда нин, петiс мамo, мам бoрдo воис, мыйке пе Oндрей пе пыр петав, мoстo пе то мый вoчoмась, сiя ставсo лестукoн вундалoмась, мoс мыйке дорсo да н ёньсo вoлi. Я знаю, вышла мама <в хлев>, вернулась, плачет, ой, давай говорит Андрей выйди, посмотри, что сделали с коровой, разрезали вс ё полосками, около этого <репицы>и вымя» [ФФ ИЯЛИ: А1616-5]. Описывается, что отрезано / отмечено ухо коровы / «отрезано вымя» / «содрана кожа с боку». В силу того, что описанное является результатом магического акта, говорит отсутствие крови на порезе.

Животное, у которого отрезали часть уха, хвоста, вымени или репицы, теряет функциональные характеристики: у коровы уменьшается или теряется удой, снижается жирность молока, а у овец снижается качество шерсти [5] ; заболевает; перестает размножаться; нарушается вод скота. Таким образом, отрезание частей органов животного является способом нанесения порчи. И в каждом конкретном случае (при наименовании действий совершаемых еретником либо другим лицом) название будет зависеть от принципа наименования, т.е. отражается ли способ, цель или результат. Соответственно, «мoс пель пасйoны / мoс пель вундoны / мoс косьтэны / тшыкoдoны – отмечают ухо корове / отрезают ухо корове / иссушают корову / наводят порчу» являются семантически равнозначными. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В большинстве случаев нанесение порчи на скот в Великий четверг рассматривается как форма вредоносной магии, действие, совершаемое с целью нанесения зла: «Ыджыд четвергыс – сiйа мoс пель пасйoны да мыйда. А мыйла пасйoны? […] Мыйoс лёк вoчoны. В Великий четверг отмечали уши коровам, да что да. А для чего отмечали? Чтобы плохое сделать» [ФФ ИЯЛИ: А1104-15]. Распространено представление, что еретники в канун Великого четверга слетаются на совместные сборища, где дают отчет о своей зловредной деятельности, поэтому пытаются максимально использовать указанный период для нанесения зла [6] . Или нечистая сила [7] , которая вселяется в человека и является источником его способностей, и в канун Великого четверга активизируется, подталкивает творить зло [8] .

По другим представлениям отрезание частей органа животного характеризуется как способ порчи животного с целью отбирания молока или других функциональных характеристик. Так, согласно материалам В.П.Налимова [9] , корова, у которой отрезали часть уха в ночь на Великий четверг, начинает давать мало молока, потому что, «по представлениям зырянок» часть молока переходит тому, кто отрезал. Исследователь объясняет данный факт основами «первобытной религии зырян. Женщина, вырезавшая часть уха у коровы, пользуется частью коровы, отсюда вытекает е ё право на часть молока, которое дает эта корова» [10] . В других случаях «пель вундалысь» делает на ухе коровы отметину, и данное действие обозначается как «мoс пель пасйыны – отметить ухо коровы». Семантика данного магического действия исходит от значения глагола, «пасйыны» и обозначает «наложить пометку, сделать знак, который да ёт право на пользование тем предметом, объектом, на котором сделана пометка, знак» [11] .

В современных записях мотив отбирания молока встречается не часто, и в рамках данной работы приведем только два текста, которые достаточно ясно отражают исследуемую тему.

«Еретникыс сiйа тoдыссьыс вобщем торъя, торъя сiйа, сiйа еретничайтэ вoлэм скoттэ пасйены да мыйда. Сэсся Ыджыд лун вовас да Ыджыд Четвергкoд паныд вoлi мoс пельястэ вундаласны, сiйен занимайтчены вoлэм […] Мoс пельсэ вундасны, пасъясны бытте мoссэ тьoткаслысь пыраласны да, сэсся Ыджыд Четвергкoд паныд сiйе кытшовтасны, мoс пель торсэ oшласны, да еретникъясыслэн налэн сэтче вoлэм вый виялэ. […] Гортас нувасны да oшлэны вoлэм сiйе сэсся дозйе вый виялэ вoлэм. Сiйа еретникыс тoдыссьыс вобщем торъялэ. Еретникыс пе сiйа верме пoртчыны гoлике, кoлуйей, катшай, ракай, мый думайтас – сiйей пе, сiйа пе и лове. Еретник – он отличается от знающего, они еретничали – метили скот да что да. Потом придет Пасха, и в канун Великого четверга подрезали уши коровам, вот этим занимались. Отрежут ухо корове, будто отметят корову у тетки, проникнув <в хлев>, в канун Великого четверга обойдут, подвесят подрезанные уши коров и у еретников оттуда масло капает. Унесут домой, подвесят и оттуда в мисочку капает масло. В общем еретник отличается от знающего. Еретник, говорят, может превращаться в метлу, одежду, сороку, ворону – в кого задумает, в того и превратится» [ФФ ИЯЛИ: В1103-26]. Согласно данному тексту «мoс пель вундoм – отрезание уха коровы» и «скoт пасйoм – отмечание скота» представляют единое действие, в котором второе является результатом первого: отрезая кончик уха еретник оставляет на животном знак о своей собственности. И кончик уха коровы, полученный в результате совершенного магического акта, символизирует животное, и по принципу парциальной магии, позволяет владеть животным в целом. По сообщению информанта, «еретнику капает масло», что является символом жирности молока, соответственно отрезание уха коровы в ночь на Великий четверг рассматривается как способ перенимания жирности молока.

Согласно следующему тексту отрезание ушей и хвостов коров в ночь на Великий четверг расценивается как порча с целью отбирания молока. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«Бoжтэ вундэ, мoс пельтэ вундэ. […] Еретничайтэ, еретникыс сэсся пондас уна мoс лысьтыны, йoв с ёйны. Сылы сэсся еретникыслы йoв пондас воны. […] Сiйе мoссэ тшыкедас, и мoскыдлэн йoлыс быре, сылы сэсся аслыс йoлыс лове. […] С ёр костэ пе, […] Сэтчи пе ведра, кык ведра лoсьoдoмась, да бытте пе мoс лысьтэ. «Тoлo Сюруш, тoлo Серед, тoлo Калюш», только пе йoлыс бызге. […] ог тoд, мый лысьтэ, ачыс пе кык с ёр костас. Мoс нимъяссэ шувалэ, […] да мoссэ лысьтэ, да йoлыс пе дзизге ведраас. <Еретник>отрезает хвост, ухо корове. Еретничает, и ертник будет много коров доить, молоко есть. Ему еретнику будет молоко идти. Он испортит корову, и у коровы молоко пропадет, молоко будет ему <еретнику>. Говорят <садиться>между грядками, ставит два ведра, и будто корову доит: «Тoлo Сюруш, тoлo Серед, тoлo Калюш [12] », а молоко только и льется. Не знаю, что доит, сам между грядками <сидит>. Перебирает клички коров, и доит, молоко льется в ведро» [ФФ ИЯЛИ: В1114-75]. Основной мотив – имитирование доения между грядками [13] выступает как способ отбирания молока, которое стало возможным после отрезания уха коровы или хвоста, оставив на корове свой след и завладев частью животного.

Встречается представление о том, что в ночь на Страстной четверг «еретницы, обернувшись сороками, проникают в хлев и доят коров, а затем вешают пустое ведро на кол, угол забора или поленницу и, упомянув имя хозяйки, трижды произносят: «Йoлыс – вылыс – меным, кoзяйкалы – лoз ва [14] . – Молоко – сливки мне, хозяйке – синяя вода» [15] . В данном обряде цель выражена приговоре, соответственно причисляется к способам отбирания молока.

В некоторых текстах действия наводящего порчу определяются как обход на мялке или полет на метле. «Няръяннас сiйo пo бара ветлoны еретникъяс, няръян вылас пуксясны да. […] Ыджыд Четверг лун паныдыс. Няръян вылас пo вожасясны да картаысь карта скoтсo тшыкoдoны–ветлoны. На мялке еретники ездят, сядут на мялку и ездят. В канун Великого четверга сядут на мялку и ходят–портят скот из хлева в хлев» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8]. «Амин аддзылoма, гoлик вылын пo ветлo Бредз Паш гoтырыд, пуксьoма да Страшнoй Четвергкoд водзча. Амина видела, что жена Бредз Паши в ночь на Великий четверг ездила на метле» (НА КНЦ, ф.5, оп.2, д.279, л.391). А в славянской культуре обход или объезд хлева на каком–либо хозяйственном орудии практиковался ведьмой или колдуном в целях отбирания молока [16] .

Таким образом, мотив наведения порчи на животных наиболее ярко характеризует особенности обрядового поведения Великого четверга в коми традиции. Вокруг этого мотива группируется большой комплекс ритуально–магических действий, направленных на предотвращение порчи, изгнание наводящего порчу, оберегание животного. В качестве наиболее типичных способов предотвращения этого опасного события выступают следующие: перекрещивание всех входов и выходов хлева, прочтение заговоров, окружение хлева магическим кругом, подкладывание можжевеловых веток, перекрещивание животного, обсыпание солью, обмазывание экскрементами вымени коровы. В каждом отдельном случае (при описывании варианта обряда исполнителем) совершалось либо одно действие (закрещивание дверей) либо они могли накладываться друг на друга (закрещивание с прочтением заговора) и/или производились последовательно друг за другом, тем самым, усиливая или удваивая семантику оберега.

  • [1] Налимов В.П. Материалы по этнографии зырян и пермяков // Архив Финно–угорского Общества. Хельсинки,1908. Suomalais-Ugrilainen Seura. I. 1, 38. (CD-Rom. Где ты живешь: Гипермедиа энциклопедия. Сыктывкар, 2006).
  • [2] Тогда как по отношению к мужчине будет применятся еретник. В коми языке нет категории рода, и в большинстве случаев еретник применяется по отношению и к мужчинам, и женщинам.
  • [3] Одна из микролокальных традиций коми.
  • [4] По характерным признакам персонаж близок к славянской ведьме. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. С.230–245.
  • [5] У коми овцы разводились в основном для получения шерсти.
  • [6] Подобный сюжет лежит в основе многих нижневычегодских, прилузских, сысольских устных рассказов.
  • [7] В некоторых случаях указывается как «шева».
  • [8] Мотив зафиксирован в верхневычегодской традиции.
  • [9] В.П.Налимов (1879–1939) выдающийся собиратель и исследователь традиционной культуры коми. Собранные им материалы и исследования по этнографии народов коми, хранятся в Архиве Финно-Угорского общества в Финляндии. Одна из рукописных тетрадей озаглавлена «Пель вундалысь» (букв. "режущий ухо") [1.1.38.2.], в котором связным текстом изложены представления коми об особом виде колдовства.
  • [10] Налимов В.П. Материалы по этнографии зырян и пермяков. С.2–3.
  • [11] Там же. С.4.
  • [12] Тoлo – возглас, восклицание корове обозначающее просьбу стоять спокойно при доении, остановиться. Перечислены клички коров: Сюруш (букв. Рогатая), Серед (букв. Рябая), Калюш (букв. Белоголовая)
  • [13] Грядки определяют границу между мужской и женской частями традиционного жилища коми, и в представлениях наделены статусом пограничного.
  • [14] Выделение курсивом – наше.
  • [15] Кудряшова В. М. Заговоры народа коми // Общее и особенное в жанрах коми фольклора и литературы. Труды Института языка, литературы и истории. Сыктывкар, 1991. Вып.48. С. 34–45, 39.
  • [16] Левкиевская Е.Е. Отбирание молока // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М., 2004. Т.3. С.584–588.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Читайте также: