Как разговаривает курица для детей

Опубликовано: 24.04.2024

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Рекомендуемый возраст детей: 5–6 лет.

Дети должны знать:

  • понятие “домашние птицы”;
  • как называется помещение, где живут домашние птицы;
  • чем эти птицы питаются;
  • названия частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
  • о пользе домашних птиц для человека;
  • для чего люди разводят домашних птиц.

Расширение словарного запаса детей:

  • Названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
  • Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный, острый;
  • Действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Задание “Кто это?”

Покажите изображения домашних птиц ребенку и скажите: “Здесь нарисованы домашние птицы: петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка.

Вопросы:

- Покажи, где утка, курица, гусь, селезень и т.д.

- Покажи в том порядке, как я скажу: селезень, индюк, курица; петух, утка, гусь.

Задание “Какую пользу приносят домашние птицы?”

Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую пользу они приносят человеку.

Задание “Кто как голос подает?”

Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос подает:

  • “Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
  • Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
  • Гусь – “га-га-га” - гогочет.
  • Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
  • Утка – “кря-кря-кря” - крякает.

- Покажи, кто кричит “ко-ко-ко”, “кря-кря-кря”, “га-га-га” и т.д.

- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто кукарекает? Кто болобочет?

- Продолжи: “Утка - . (крякает)”, “Гусь - . ”, “Петух - . ”, “Индюк - . ”, “Курица - . ” и т.д.

Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.

- Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где индюшонок?

- Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки – утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.

Задание “Родители птенцов”

Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка мама – индюшка, папа – индюк.

- Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.

- Назови “родителей” всех птенцов:

  • у гусенка мама - . (гусыня), папа - .
  • у утенка мама - . папа- .
  • у цыпленка мама - . папа - .
  • у индюшонка мама - . папа - .

Задание “Части тела домашних птиц”.

Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.

Например:

  • “Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На ногах – острые шпоры. ”
  • “Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек. ”

- Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д. Такая работа проводится с изображениями всех птиц.

- Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у остальных птиц.

- “Правда или нет?”. Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.

Например:

  • “У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
  • “У петуха три лапы”.
  • “У курицы на ногах перепонки”.
  • “Гусь не умеет плавать”.
  • “Петух – это водоплавающая птица”.

- “Чем птицы отличаются от животных?” Рассмотреть схему.

Задание “Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?”

- По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.

- Курица ходит по земле, она не умеет плавать.

- Петух ходит по земле, он не умеет плавать.

- Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.

Задание “Что сначала, что потом?”

- Расскажи, что происходит сначала, что потом?

- Сначала курица сносит яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится петушком или курочкой.

Задание “Чьи перья?”

Рассмотрите с ребенком иллюстрации и расскажите ему, какие перья каким птицам принадлежат.

Например:

  • “Это перо - утиное. Его потеряла утка.”
  • “Это перо – индюшиное. Его потерял индюк.”
  • “Это перо – петушиное. Его потерял петух.”

Задание “Найди лишнюю картинку”.

Определите, какая картинка лишняя и почему.

  • “Лишняя ворона, потому что это дикая птица, а все остальные птицы – домашние.”

Задание “Прав ли Незнайка?”

- “Орёл, петух, гусь – это домашние птицы.”

(Нет, не прав. Петух и гусь – это домашние птицы, а орёл – дикая птица.)

- “Курица, голубь, индюк – это домашние птицы.”

(Нет, Незнайка сказал неправильно. Курица и индюк – это домашние птицы, а голубь – дикая птица.)

Задание “Отгадай загадку”.

- Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это? (Утка)

- Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это? (Гусыня).

Задание “Придумай загадку сам”.

Придумай загадку сам по плану:

План:

  1. Как выглядит эта птица? (опиши её)
  2. Что она умеет делать?
  3. Как называется ее детёныш?
  4. Кто это?

Задание “Рассмотри картинку, посчитай птиц”.

Один индюк, две индюшки, три индюшонка.

Один петух, две курицы, три цыпленка.

Литература.

  1. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев “Хочу все знать. Часть 1. Мир вокруг нас”. Москва, “Владос”, 2003 г.
  2. Е.М. Косинова “Моя первая книга знаний. Упражнения для развития речи”. Москва, “Эксмо”, 2004 г.

✅Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними, чем кормит и где содержит. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы»

✅Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост, туловище, ноги, крылья; у петуха – гребешок, бородка, шпоры) чем покрыто тело птиц?

✅Назови папу, маму и детёныша каждой птицы (петух-курица-цыплёнок, селезень-утка-утёнок, гусь-гусыня-гусёнок, индюк-индейка-индюшонок).

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Игра: «Кто как голос подаёт» (индюк- болбочет, курица-кудахчет-квохчет, петух-кукарекает, утка- крякает, гусь-гогочет).

✅Игра: «Скажи наоборот» (утка большая, а утёнок маленький; цыплёнок молодой, а петух – старый; у гуся шея длинная, а у курицы-короткая; у курицы лапы без перепонок, а у утки- с перепонками).

✅ «Считай и называй». Таня пришла на птичий двор и увидела там много птиц. Помоги Тане сосчитать и назвать их.

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Игра: «Назови ласково» (утка- уточка, утки- уточки, утёнок-утёночек, утята-утятки, петух-петушок, петухи- петушки, цыплёнок-цыплёночек, цыплята-цыплятки, курица-курочка, куры-курочки).

✅Игра: «Один-много» со всеми домашними птицами. Назови каждую из птиц, как будто их много: куры, петухи и т д.

✅Игра: «Кто лишний?» . Посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), между, за.

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅ Игра: «Исправь ошибку» (на логическое мышление). У утки- гусята (ребёнок: не гусята, а утята), у индюшки-цыплята, у курицы-утята, у гусыни-индюшата, у утёнка папа-петух, у гусенка мама-утка, у цыплёнка мама-индюшка.

✅Назови и сравни части тела у петуха, индюка и гуся.

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Расскажи, чем отличаются друг от друга петух и курица? Петух и гусь? Чем отличаются друг от друга петухи?

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Назови только те рисунки, на которых изображено, что человек получает от птиц.

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Обведи части тела петуха в том порядке, как я скажу: сначала-гребешок и бородку; теперь-голову и клюв; затем-шею, шпоры и остальные пальцы; и, наконец,-ноги, туловище и хвост. Расскажи, как ты обводил петуха.

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Чьи лапы видны из-за забора (ответ должен быть в форме прилагательного): петушиные, куриные, собачьи, гусиные. Сколько петухов, кур, гусей и собак прячется за забором?

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅В ряду картинок найди «лишнюю» и объясни, почему ты так думаешь?

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про девочку Таню и продолжи его.

Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул чёрный хвост Барсика. Таня подошла поближе и обнаружила в траве гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда…

🔰РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ по теме:

✅ «Расскажи-ка» . Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. "Предисловии"

ДЕКАБРЬ
1-я и 2-я неделя

1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух - курица - цыпленок.
Гусь - гусыня - гусенок.
Селезень - утка - утенок.
Индюк - индюшка - индюшонок.


2. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.


3. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.


4. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.


5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.

6. Упражнение "Кто как разговаривает?" на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).

    Утка - "кря-кря" - крякает.
    Гусь - "га-га"- гогочет.
    И т. д.



7. Упражнение "Кто у кого?" на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.

    У утки - утенок (утята).
    У гусыни - гусенок (гусята).
    И т. д.

8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью суффиксов.

    Петух- петушок.
    Утка - уточка.
    И т. д.

9. Упражнение "Один - много" на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.

    Одна утка - много уток.
    Один селезень - много селезней.
    Один утенок - много утят.
    И т.д.

10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

    1 утка, 2 утки, 3. 4. 5.
    1 утенок, 2. 3. 4. 5.
    1 селезень, 2. 3. 4. 5.

11. Упражнение "Кто как передвигается?" на подбор глаголов к существительному.

    Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает.
    Индюшка (что делает?) - .
    Курица (что делает?) - .
    Петух (что делает?) - .

12. Развитие логического мышления. Упражнение "Исправь ошибку".

    У утки - гусята.
    У индюшки - цыплята.
    У курицы - цыплята.
    У гусыни - индюшата.

13. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Первый, второй - шли утята,
    Третий, четвертый - за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал,
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал,
    А десятый испугался,
    Громко- громко запищал:
    "Пи-пи-пи!"- "Не пищи,
    Мы тут рядом, поищи!"

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
14. Развитие слухового внимания, памяти. Выучить стихотворение.

    Курицы на улице
    (А. Прокофьев)

- Ку-ка-ре-ку! Курицы,
Хорошо ль на улице?
Ку-ка-ре-ку! Десятый раз,
Беспокоюсь я за вас.
Беспокоюсь, хлопочу,
Громко крыльями стучу.
Я горланю во весь дух,
Потому что я петух.
Брось горланить! Ко-ко-ко.
Все мы здесь. Недалеко.
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу русскую народную сказку "Гуси-лебеди" и сказку Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок".

1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух - курица - цыпленок.
Гусь - гусыня - гусенок.
Селезень - утка - утенок.
Индюк - индюшка - индюшонок.


2. Уточнить у ребенка, как этих птиц называют (домашними), почему они так называются.


3. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.


4. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.


5. Рассказать о профессии птичницы.


6. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.


7. Упражнение "Кто как разговаривает?" на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).

    Утка - "кря-кря" - крякает.
    Гусь - "га-га" - гогочет.
    И т.д.

8. Упражнение "Кто у кого?" на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.

    У утки - утенок (утята).
    У гусыни - гусенок (гусята).
    И т.д.

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью суффиксов.

    Петух - петушок.
    Утка - уточка.
    И т.д.

10. Упражнение "Один - много" на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.

    Одна утка - много уток.
    Один селезень - много селезней.
    Один утенок - много утят.
    И т.д.

11. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

    1 утка, 2 утки, 3. 4. 5.
    1 утенок, 2. 3. 4. 5.
    1 селезень, 2. 3. 4. 5.
    И т.д.

12. Упражнение "Кто как передвигается?" на подбор глаголов к существительному.

    Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает.
    Индюшка (что делает?) - .
    Курица (что делает?) - .
    Петух (что делает?) - .

13. Упражнение "Чей клюв, чьи лапы?" на образование притяжательных прилагательных.

    Клюв утки - утиный клюв.
    Лапы утки - утиные лапы.
    И т. д.

14. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

    Утка большая, а утенок - маленький.
    Цыпленок молодой, а петух - .
    У гуся шея длинная, а у курицы - .
    У курицы лапы без перепонок, а у утки - .

15. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями (начало см. в теме "Домашние животные").
Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре:

    - Как с гуся вода. (Все ему нипочем.)
    - Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее.)

16. Упражнение "Отгадай загадку" на развитие логического мышления.

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку,
    Спотыкалочку (Утка)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру - часы
(Петух)
17. Развитие слухового внимания.
Взрослый говорит ребенку: "Прочту рассказ только один раз, а затем тебе нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен."

    "Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличку Роджер. Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса."
Вопросы:
- Назови номер дома.
- С какой стороны нужно обойти дом?
- С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
- Третья или пятая клетка тебе нужна?
- Какого цвета Роджер?
- Как зовут троюродного брата Роджера?


18. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

    Шла уточка бережочком,
    Шла серая по крутому.
    ("идут" двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
    Вела детей за собой
    И малого и большого
    (загибают безымянный палец, большой палец)
    И среднего, и меньшего
    (загибают средний палец, мизинец)
    И самого любимого
    (загибают указательный палец)

19. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу сказки:
- "Гуси-лебеди"
- "Гадкий утенок" (Г. Х. Андерсен)
- "Серая шейка" (Мамин-Сибиряк)

Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину: "Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай, из какого произведения!"

- До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
(Лебедь из сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок")
- Отправила нас Баба Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
(Гуси-лебеди из одноименной сказки)

Хорошим подспорьем для занятий по этой теме будет Альбом №3 "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова. Стр.9-12.

Комментарии к статьям
Развитие речи. Декабрь

08.12.2007, 18:41
вера

Оксана, большое вам спасибо. волей судьбы поменяла работу. знаний вагон, а опыта работы с дошкольниками - ноль. ваши домашние задания - настоящая находка. есть на что опереться и творить дальше. успехов. 09.12.2007, 15:50
Валерия

Спасибо большое за все логопедические занятия. У меня была небольшая проблема: когда я выходила со своей дочкой гулять абсолютно не знала, что делать (детская площадка, какие знаки по форме, какие машины по цвету-это всё уже "устарело"). Теперь же я каждое Ваше занятие переписываю в небольшой блокнотик, коротко, только пункты, и занимаюсь прямо на улице. Учёба происходит незаметно для ребенка в игровой форме и знания закрепляются на практике (темы о временах года, о птицах, деревьях. ).Может, кому-то пригодится и моя форма Ваших занятий. 09.12.2007, 16:27
Оксана Сергеевна

Спасибо,Валерия за отзыв и идею занятий.Это интересно,действенно в работе. 03.06.2010, 16:48
таня

просто здорово! только сталкнулась с тем, что нет картинок с птицами, а дочке на пальцах показать не вдохновило,если есть, Оксаночка, что - нибудь поделитесь, пожалуйста,в электроном виде 30.11.2011, 15:29
Наталья

Спасибо большое.Материал использую на занятиях с дошкольниками.Мне есть от чего оттолкнуться и детям интересно. 10.10.2016, 09:45
Ирина

Оксана Сергеевна, спасибо за подборку домашних заданий, за работу с детьми с Ринолалией. В этом году к нам в детский сад поступила девочка с Ринолалией, послеоперационный период, никогда с такими детьми раньше не работала. Ваша статья очень интересна и пригодится в работе.

Автор: Даутова Миляуша Салаватовна

Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Дети должны знать:

- понятие «домашние птицы»;

- как называется помещение, где живут домашние птицы;

- чем эти птицы питаются;

- название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);

- о пользе домашних птиц для человека;

- для чего люди разводят домашних птиц;

Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;

Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;

Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.

Дидактические игры и упражнения.

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:

Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.

  1. Игра«Собери семью»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.

Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.

Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.

Логопед говорит: "Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?" Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.

у утки - утенок, у гусыни - . у индюшки - . у курицы - . .

  1. Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
    Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
    Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
    Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи…
  2. Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

у человека - дети, а у птиц - птенцы.

у человека - нос, а у птицы - . . .

у животных - шерсть, а у птиц - . . .

у кошки - лапы, а у птиц - . . .

  1. Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
    Гусь — гогочет,
    утка — крякает,
    курица — кудахчет,
    петух — кукарекает,
    цыпленок — пищит,
    индюк — балаболит.
  2. Игра «Назовите родителей»
    У цыпленка — курица, петух;
    у индюшонка — индюшка, индюк;
    у утенка — утка, селезень;
    у гусенка — гусыня, гусак.
  3. Игра «Назови, какой и какая птица?»
    Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
    И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
  4. Игра«Один — много»
    Гусь — гуси — много гусей,
    утка — утки — уток,
    петух — петухи — петухов,
    курица — куры — кур,
    селезень — селезни — селезней,
    гусенок — гусята — гусят,
    гусыня — гусыни — гусынь,
    утенок — утята — утят,
    индюк — индюки — индюков,
    индюшка — индюшки — индюшек,
    индюшонок — индюшата — индюшат.
  5. Игра «Назови ласково»
    Петух — петушок — петушки,
    зерно — зернышко — зернышки,
    курица — курочка — курочки,
    цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
    утка — уточка — уточки,
    гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
    гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
    утенок — утеночек — утятки,
    индюшка — индюшечка — индюшечки,
    индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
    яйцо — яичко — яички,
    крыло — крылышко — крылышки.
  6. Игра «Сравни и назови по образцу»
    Красивый — красивее, мягкий — мягче,
    твердый — тверже, длинный — длиннее,
    корокий — короче, добрый — добрее,
    злой — злее, сильный — сильнее,
    слабый — слабее, высокий — выше,
    низкий — ниже, толстый — толще,
    тонкий — тоньше.
  7. Игра «Кого не стало?».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.

Гусь - гусыня - гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»

  1. Игра «Какое слово не подходит?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.

Индюк, индеец, индейка, индюшата.

  1. Упражнение «Кто лишний?»

Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.

Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.

Индюк, утка, клёст, гусыня.

Синица, утка, индюк, петух.

Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.

Перо, крыло, клюв, утка.

  1. Упражнение «Запомни слова»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.

Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.

Петушок, курица, цыпленок, цыплята..

Гусь, индюк, петух, утка.

  1. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления

Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.

У утки - гусята, у индюшки - цыплята,

у курицы - утята, у гусыни - индюшата.

  1. Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.

Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».

- Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?

- У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?

- У неё крылья Заострённые? Закруглённые?

После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.

  1. Игра «Угадай кто это?»

Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать

загадки по опорным словам.

Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).

Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).

Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)

Кря-кря- ищу червя! (утка).

  1. Игра «Какая домашняя птица?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход игры: Кудахчет - . кукарекает- . крякает - . гогочет - .

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: "Кто как передвигается?

Утка (что делает?) - ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…

Развитие общих речевых навыков.

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”

Наши уточки с утра -

Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда -

Га - га - га ! Га - га - га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)

Наши курочки в окно-

Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя - петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Диалог «Курочка-рябушка»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?

- Курочка-рябушка, за чем идёшь?

- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят,

На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большого.

- Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.

Пальчиковая гимнастика.

Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,

Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого , а со слов

А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать

Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал:

« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Игра “Гусь”

(кумыкская народная песенка)

- Где ладошка? Тут?

- На ладошке пруд?

Это гусь молодой.

Средний – гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда - в живот!

Игра “УТОЧКА”

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)

Вела детей за собою,

И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)

И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.( Загибают указательный палец.)

Игра «Сколько было утят в стае?»

Как-то летним вечерком

Утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

Первый среди них – вожак.

Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»

У трёх других утят

Спинки жёлтые блестят.

А последний поотстал.

Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг,

Вызвав у утят испуг,

Ещё двое выбегают,

Место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем:

Сколько было утят в стае?

Загадки.

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня . (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».

Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:

Каков внешний вид?

Кто у этой птицы детёныши?

Какую пользу приносит?

Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.

Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.

Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:

- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:

Но споткнулся и шлепнулся в лужу.

В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:

- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!

Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  • Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
  • Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  • Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  • Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
  • Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
  • Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
  • Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  • Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
  • Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  • Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  • Контроль над правильным звукопроизношением.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» — поет … (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Либо белый, либо сизый,

Либо пёстрый, в детстве – лысый,

Любит сесть он где повыше

Например, под самой крышей.

Там сидит, воркует он –

Быстрокрылый почтальон. (Голубь)

— Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.

  1. Беседа по вопросам на изученную тему.

— А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

— Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

— Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

  1. Игра «Кто как разговаривает?»— Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух — кукарекает.

гусь – шипит, гогочет

— Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

  1. Игра «У кого кто в семье?»– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

голубь – голубка — голубята

  1. Пальчиковая гимнастика «Утята».– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке,

Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов

А за ними плёлся пятый

Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался.

Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки.

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

  1. Игра «Расхвали»

— Ребята, домашние птицы очень любят когда их расхваливают, давайте сделаем им приятно и похвалим.

Петух, какой? – красивый, важный, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой, громкоголосый.

Курица, какая? – толстая, пёстрая, неуклюжая, глупая, пестрокрылая,

Индюк, какой? – большой, большехвостый, разноцветный, толстый

Селезень, какой? – красивый, разноцветный, ширококлювый,

Утка, какая? – заботливая, медлительная, ширококлювая, красноклювая,

гусь, какой? – большой, толстый, задиристый, важный, белоголовый, длинношеий,

  1. Игра «Чья, чей, чье?».

— ребята, подскажите чей хвост у петуха?. –петушиный хвост. (Логопед показывает картинку)

Перо, курицы (гуся, утки, петуха, индюка, ) (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…

Хвост, (курицы, гуся, утки) (чей?) – куриный, гусиный….

Глаза, курицы (утки, индюка) (чьи?) – утиные, индюшачьи…

Клюв утки (курицы, индюшки, гуся, петуха) (чей?) – утиный, куриный, индюшачий, гусиный, петушиный

Крыло утки (индюшки, петуха) (чьё?) – утиное, индюшачье, петушиное.

Нога гуся (петуха, цыплёнка, индюшонка) (чья?) – гусиная, петушиная, цыплячья, индюшачья.

  1. Игра с мячом «Один-много», — А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки – много уток (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, — много куриц,
петух – петухи – много петухов,
гусь – гуси – много гусей,

утка – утки – много уток,

индюк – индюки – много индюков,

селезень – селезни – много селезней,

голубю – голуби – много голубей,

индюшка – индюшки – много индюшек,

гусыня – гусыни – много гусынь,

голубка – голубки – много голубок,
гусенок – гусята – много гусят,
утенок – утята – много утят,
индюшонок – индюшата – много индюшат,

цыпленок – цыплята – много цыплят,

голубёнок – голубята – много голубят

— Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

  1. Игра «Хвастуны». – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец:Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

у голубя – не глаза, а глазищи,

  1. Игра «Кого не стало?» — А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

  1. Игра с мячом «Назови ласково». – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.Например,Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,

голубь – голубок,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

  1. Игра «Родственные слова»

Крыло, крылышко, крылья, крылатый, окрылённый, подкрылок;

Перо, пёрышко, перья, перьевой, перьями;

Хвост, хвостик, хвосты, хвостище, хвостатый, бесхвостый;

Петух — петь, пение, петушиный, петушок, петушиться,

Итог. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда).

Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Читайте также: