Чем интересен эпизод с конем шарапом

Опубликовано: 30.04.2024

Главная задача Горького – показать ту темную и грязную жизнь, которой приходится жить всем персонажам повести. Как они относятся к образу своего существования? Воспринимая художественное произведение, читатель проходит через пристрастную призму взгляда автора и почти всегда отождествляет его с главным героем, Алешей. Это произведение – не сказка, не быль, а рассказ о реальных событиях, о детстве великого писателя. Автор, взявший псевдоним Горький, всем персонажам оставил подлинные имена и фамилии. Алеша, живущий в семье Кашириных, победит крепкие и цепкие силы мрачного мира. А пока он просто живет, наблюдает и пытается анализировать.

Вскоре случится беда. Мы попробуем провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение покажет поведение всех героев этой истории.

Художественное владение словом

В описании пожара и всех действующих лиц отразилось мастерство владения Горьким русским языком. Он ярко показывает все краски пожара, ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. Эпитеты и описания таковы, что картина этой драмы кажется нарисованной на холсте. Пожар – самостоятельное живое действующее грозное лицо, перед которым, кажется, невозможно устоять. В его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей.

анализ эпизода пожар из повести горького детство

На фоне грандиозной картины огня бестолково мечутся мелкие фигурки деда, Якова, женщин. Величественна, смела и решительна только одна Акулина Ивановна. Только она все видит и замечает, везде все успевает и всем умно и быстро распоряжается. Это подчеркивается теми глаголами, которыми пользуется Горький, описывая все действия бабушки.

Как гром с неба

В дом ворвался пожар. Бабушка резко вскочила на ноги, ахнула и рванулась в другую, темную комнату. С этого начнется анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Такое поведение очень отличает бабушку от всех остальных, которые не могут мгновенно собраться и действовать в необычной ситуации. Акулина Ивановна торопливо отдавала команды потерявшим головы женщинам, которые сами не могли сообразить, что делать: спасти иконы, одеть и вывести детей. Озлобленный дядя Яков никак не мог второпях надеть сапоги и кричал, что в пожаре виноват Мишка, который все поджег и убежал.

Бабушке не понравился назревающий некстати скандал. Она резко и сильно толкнула Якова, да так, что он чуть не упал, и прекратила его истерику. Это говорит о том, что все должны действовать дружно, не сваливая вину на кого-то. Злобные люди, как это покажут потом действия Якова на пожаре, ничего толком не могут. Все эти описания требуются, чтобы провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Картина пожара

Она резко выделяется из всей главы своей захватывающей страшной красотой. Здесь идет не взгляд мальчика, а описание автора, который вспоминает захватывающий до ужаса и изумления бушующий огонь, ту стихию, которую, кажется, невозможно ни понять, ни остановить. Это настоящий пейзажный калейдоскоп зеленого, синего, красного, золотого цветов. Перед читателем предстает авторская речь с удивительно точным подбором деталей.

анализ эпизода пожар из повести горького детство сочинение

Перед тем как будет задано сочинение на тему: «Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство», урок в классе дает устный разбор этого момента. Тихой безветренной ночью горела мастерская Кашириных, над которой сияли Стожары. Было светло, как днем – даже были видны кривые гвозди, торчавшие из стен. Огонь уже поднялся к старой сухой крыше. Он быстро извивался по ней золотыми и красными узкими потоками. У Кашириных в красильной мастерской, бушуя, мечась и все уничтожая на своем пути, огонь набирает полную силу. Старое помещение все золотилось, как церковный иконостас.

В 13-14 лет уже можно и нужно учиться обобщать и обдумывать прочитанное произведение. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» (7 класс) должен обязательно освоить каждый школьник. Маленького Алешу влекло к огню. Он накинул чей-то тулуп и вышел во двор.

Промедление – это гибель

А бабушке любоваться пожаром и слушать причитания деда было некогда: она первая вспомнила про взрывоопасную смесь. Закрывшись тряпками, она сунулась прямо в огонь с криками: «Взорвет купорос, дураки!». Моментально бабушка вынырнула из огня с тяжеленной бутылью горючего вещества. Она вся дымилась. «Выводите лошадь! Распрягай лошадь! Снимите горящую попону!» – распоряжалась она. Это еще одна деталь, которая будет способствовать тому, чтобы был полноценным анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать с живописными картинами пожара.

Но бабушка не успокоилась. Она бросилась за помощью к соседям, кланяясь им, прося помочь, чтобы пожар не перекинулся на их дома. «Соседушки, дружней – бог вам на́ помощь! Берегите свое добро, чтобы огонь не перекинулся к вам! А пока помогите нам!» Она приказывала Григорию и Якову дать соседям топоры и лопаты, чтобы разрубить крышу и сбросить сено в сад.

анализ эпизода пожар из повести горького детство по плану

Однако нужен более глубокий анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать, характеризуя поведение всех персонажей. Поведение бабушки – особенное, она ничуть не думает о себе. У нее только одна мысль – спасти всех и все. Это героический человек, который не осознает своего героизма, а воспринимает его буднично, естественно. Маленький Алеша, боясь пропустить неизгладимое зрелище, спрятался под крыльцом и внимательно за всем наблюдал. Мальчик не боялся огня, он только беспокоился за бабушку: сопереживание и желание помочь, если возможно, – одна из отличительных черт Алеши.

Крыши у мастерской уже не было. Она прогорела. Из ее остатков торчали золотившиеся от огня стропила. Они были толстые, поэтому сгореть быстро не могли. Над ними вился дым. Внутри мастерской все завывало и трещало. Из нее вылетали языки пламени. А внизу стояли люди, которых собрала бабушка, и забрасывали огонь снегом. От пара и дыма у Алеши заслезились глаза. Он вылез из-под крыльца и натолкнулся на бабушку. В сердцах она ему велела уйти, чтобы не задавили.

Шарап

На двор от страха выбежал конь – огромный и сильный Шарап. Он испугался яркого огня, который осветил его большие и умные глаза. От ужаса он захрапел и уперся, не двигаясь. Дед даже не смог удержать испугавшегося коня. Бабушка бросилась к Шарапу, который вздыбился, твердо встала перед ним, и конь поверил ее силе, только жалобно косился на огонь.

анализ эпизода пожар из повести горького детство урок

Бабушка говорила с ним строго и спокойно, похлопывая по крупу, по шее. Но именно так и можно успокоить любое животное – своим не наигранным спокойствием. И Шарап пошел за ней. А ведь он был в три раза больше человека. И бабушке большое умное животное поверило. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» показывает, что все – и люди, и животные, слушали только бабушку. Алеша понимает, как важно быть внимательным к окружающим.

Заботы Акулины Ивановны

После пожара вернулась уставшая и перенервничавшая бабушка. Она тяжело села рядом с Алешей. Женщина молчала и покачивалась. Они с мальчиком сидели бок о бок, молча пересматривая кошмары ночи. Они оба понимали, что все сделанное бабушкой спасло их всех: она была терпелива, упорна и сильна, как никто другой. Но покоя ей не было. Появился измазанный дед, которому бабушка велела умыться. Он даже не нашел в себе силы сказать, как правильно вела себя умная женщина на пожаре. Желчно и едко он изрек: « Господь тебе разум на час дает». На это бабушка только усмехнулась: она отлично понимала, что в нем говорит злоба.

анализ эпизода пожар из повести горького детство 7 класс

Чем закончилась ночь

От испуга у беременной тетки Натальи начались преждевременные роды. И тут бабушка всем распоряжалась, несмотря на ожоги и усталость. Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания.
Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» по плану, составленному мысленно, легко и просто ляжет на бумагу:

  1. Введение. Реальны ли происходящие действия?
  2. Художественное мастерство автора – эпитеты и краски описания пожара, глаголы, описывающие действия бабушки.
  3. Организаторские способности и героизм бабушки.
  4. Остальные персонажи во время пожара.
  5. Заключение. Что хотел сказать Горький?

анализ эпизода пожар из повести горького детство

Алеша не сросся со своей средой. Он духовно вырос. Мальчик сопротивлялся тому, что противоречит пониманию добра и зла, красоты и уродства. Он верил, что добрые дела преодолеют злобу и зависть, сделают мир лучше. Алеша мучительно противился вековым традициям собственнического мира. Случайность, пожар в красильной мастерской, подводит к мысли, что идущая в России промышленная революция не пощадит бессмысленно жестокого дряхлого мира. Она его просто уничтожит.

4 \u0433\u043b\u0430\u0432\u0430, \u0432 \u0433\u0434\u0435-\u0442\u043e \u0432 \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430. \n

\u041d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043e\u043a \u0441\u0442\u0440\u043e\u043a: \n

\u00a0\u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u044f\u0445, \u0441\u0435\u0440\u0434\u0435\u0447\u043d\u043e \u0431\u0435\u0441\u0435\u0434\u0443\u044f \u0441 \u0431\u043e\u0433\u043e\u043c, \u0434\u0435\u0434, \u0440\u0430\u0441\u043f\u0430\u0445\u043d\u0443\u0432 \u0434\u0432\u0435\u0440\u044c \u0432 \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0443, \u0441\u0438\u043f\u043b\u044b\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b:\u2014 \u041d\u0443, \u043c\u0430\u0442\u044c, \u043f\u043e\u0441\u0435\u0442\u0438\u043b \u043d\u0430\u0441 \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u044c, \u2014 \u0433\u043e\u0440\u0438\u043c!\u2014 \u0414\u0430 \u0447\u0442\u043e \u0442\u044b! \u2014 \u043a\u0440\u0438\u043a\u043d\u0443\u043b\u0430 \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430, \u0432\u0441\u043a\u0438\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u0441 \u043f\u043e\u043b\u0430, \u0438 \u043e\u0431\u0430, \u0442\u044f\u0436\u043a\u043e \u0442\u043e\u043f\u0430\u044f, \u0431\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u0442\u0435\u043c\u043d\u043e\u0442\u0443 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u0430\u0440\u0430\u0434\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u044b.\u2014 \u0415\u0432\u0433\u0435\u043d\u044c\u044f, \u0441\u043d\u0438\u043c\u0430\u0439 \u0438\u043a\u043e\u043d\u044b! \u041d\u0430\u0442\u0430\u043b\u044c\u044f, \u043e\u0434\u0435\u0432\u0430\u0439 \u0440\u0435\u0431\u044f\u0442! \u2014 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e, \u043a\u0440\u0435\u043f\u043a\u0438\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430, \u0430 \u0434\u0435\u0434 \u0442\u0438\u0445\u043e\u043d\u044c\u043a\u043e \u0432\u044b\u043b:\u2014 \u0418-\u0438-\u044b. \u042f \u0432\u044b\u0431\u0435\u0436\u0430\u043b \u0432 \u043a\u0443\u0445\u043d\u044e; \u043e\u043a\u043d\u043e \u043d\u0430 \u0434\u0432\u043e\u0440 \u0441\u0432\u0435\u0440\u043a\u0430\u043b\u043e, \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0435; \u043f\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443 \u0442\u0435\u043a\u043b\u0438-\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u0437\u0438\u043b\u0438 \u0436\u0435\u043b\u0442\u044b\u0435 \u043f\u044f\u0442\u043d\u0430; \u0431\u043e\u0441\u043e\u0439 \u0434\u044f\u0434\u044f \u042f\u043a\u043e\u0432, \u043e\u0431\u0443\u0432\u0430\u044f \u0441\u0430\u043f\u043e\u0433\u0438, \u043f\u0440\u044b\u0433\u0430\u043b \u043d\u0430 \u043d\u0438\u0445, \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0435\u043c\u0443 \u0436\u0433\u043b\u043e \u043f\u043e\u0434\u043e\u0448\u0432\u044b, \u0438 \u043a\u0440\u0438\u0447\u0430\u043b:\u2014 \u042d\u0442\u043e \u041c\u0438\u0448\u043a\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0436\u0435\u0433, \u043f\u043e\u0434\u0436\u0435\u0433 \u0434\u0430 \u0443\u0448\u0435\u043b, \u0430\u0433\u0430!\u2014 \u0426\u044b\u0446, \u043f\u0435\u0441, \u2014 \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430 \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430, \u0442\u043e\u043b\u043a\u043d\u0443\u0432 \u0435\u0433\u043e \u043a \u0434\u0432\u0435\u0440\u0438 \u0442\u0430\u043a, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d \u0435\u0434\u0432\u0430 \u043d\u0435 \u0443\u043f\u0430\u043b. \n

\u0421\u0446\u0435\u043d\u0430 \u0441 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c\u044e \n

\u041d\u0430\u043a\u0438\u043d\u0443\u0432 \u043d\u0430 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443 \u0442\u044f\u0436\u0435\u043b\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0448\u0443\u0431\u043e\u043a, \u0441\u0443\u043d\u0443\u0432 \u043d\u043e\u0433\u0438 \u0432 \u0447\u044c\u0438-\u0442\u043e \u0441\u0430\u043f\u043e\u0433\u0438, \u044f \u0432\u044b\u0432\u043e\u043b\u043e\u043a\u0441\u044f \u0432 \u0441\u0435\u043d\u0438, \u043d\u0430 \u043a\u0440\u044b\u043b\u044c\u0446\u043e \u0438 \u043e\u0431\u043e\u043c\u043b\u0435\u043b, \u043e\u0441\u043b\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u044f\u0440\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0433\u0440\u043e\u044e \u043e\u0433\u043d\u044f, \u043e\u0433\u043b\u0443\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0440\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0434\u0435\u0434\u0430, \u0413\u0440\u0438\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f, \u0434\u044f\u0434\u0438, \u0442\u0440\u0435\u0441\u043a\u043e\u043c \u043f\u043e\u0436\u0430\u0440\u0430, \u0438\u0441\u043f\u0443\u0433\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0438: \u043d\u0430\u043a\u0438\u043d\u0443\u0432 \u043d\u0430 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443 \u043f\u0443\u0441\u0442\u043e\u0439 \u043c\u0435\u0448\u043e\u043a, \u043e\u0431\u0435\u0440\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e\u043f\u043e\u043d\u043e\u0439, \u043e\u043d\u0430 \u0431\u0435\u0436\u0430\u043b\u0430 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u0432 \u043e\u0433\u043e\u043d\u044c \u0438 \u0441\u0443\u043d\u0443\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432 \u043d\u0435\u0433\u043e, \u0432\u0441\u043a\u0440\u0438\u043a\u0438\u0432\u0430\u044f:\u2014 \u041a\u0443\u043f\u043e\u0440\u043e\u0441, \u0434\u0443\u0440\u0430\u043a\u0438! \u0412\u0437\u043e\u0440\u0432\u0435\u0442 \u043a\u0443\u043f\u043e\u0440\u043e\u0441. \u2014 \u0413\u0440\u0438\u0433\u043e\u0440\u0438\u0439, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0438 \u0435\u0435! \u2014 \u0432\u044b\u043b \u0434\u0435\u0434\u0443\u0448\u043a\u0430. \u2014 \u041e\u0439, \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u043b\u0430. \u041d\u043e \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u044b\u043d\u044b\u0440\u043d\u0443\u043b\u0430, \u0432\u0441\u044f \u0434\u044b\u043c\u044f\u0441\u044c, \u043c\u043e\u0442\u0430\u044f \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043e\u0439, \u0441\u043e\u0433\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c, \u043d\u0435\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0432\u044b\u0442\u044f\u043d\u0443\u0442\u044b\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445 \u0432\u0435\u0434\u0435\u0440\u043d\u0443\u044e \u0431\u0443\u0442\u044b\u043b\u044c \u043a\u0443\u043f\u043e\u0440\u043e\u0441\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0430\u0441\u043b\u0430.\u2014 \u041e\u0442\u0435\u0446, \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c \u0432\u044b\u0432\u0435\u0434\u0438! \u2014 \u0445\u0440\u0438\u043f\u044f, \u043a\u0430\u0448\u043b\u044f\u044f, \u043a\u0440\u0438\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043d\u0430. \u2014 \u0421\u043d\u0438\u043c\u0438\u0442\u0435 \u0441 \u043f\u043b\u0435\u0447-\u0442\u043e, \u2014 \u0433\u043e\u0440\u044e, \u0430\u043b\u0438 \u043d\u0435 \u0432\u0438\u0434\u043d\u043e. \u0413\u0440\u0438\u0433\u043e\u0440\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0440\u0432\u0430\u043b \u0441 \u043f\u043b\u0435\u0447 \u0435\u0435 \u0442\u043b\u0435\u0432\u0448\u0443\u044e \u043f\u043e\u043f\u043e\u043d\u0443 \u0438, \u043f\u0435\u0440\u0435\u043b\u0430\u043c\u044b\u0432\u0430\u044f\u0441\u044c \u043f\u043e\u043f\u043e\u043b\u0430\u043c, \u0441\u0442\u0430\u043b \u043c\u0435\u0442\u0430\u0442\u044c \u043b\u043e\u043f\u0430\u0442\u043e\u044e \u0432 \u0434\u0432\u0435\u0440\u044c \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u044c\u044f \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430; \u0434\u044f\u0434\u044f \u043f\u0440\u044b\u0433\u0430\u043b \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e \u043d\u0435\u0433\u043e \u0441 \u0442\u043e\u043f\u043e\u0440\u043e\u043c \u0432 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445; \u0434\u0435\u0434 \u0431\u0435\u0436\u0430\u043b \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0438, \u0431\u0440\u043e\u0441\u0430\u044f \u0432 \u043d\u0435\u0435 \u0441\u043d\u0435\u0433\u043e\u043c; \u043e\u043d\u0430 \u0441\u0443\u043d\u0443\u043b\u0430 \u0431\u0443\u0442\u044b\u043b\u044c \u0432 \u0441\u0443\u0433\u0440\u043e\u0431, \u0431\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043a \u0432\u043e\u0440\u043e\u0442\u0430\u043c, \u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0438\u043b\u0430 \u0438\u0445 \u0438, \u043a\u043b\u0430\u043d\u044f\u044f\u0441\u044c \u0432\u0431\u0435\u0436\u0430\u0432\u0448\u0438\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c, \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043b\u0430:\u2014 \u0410\u043c\u0431\u0430\u0440, \u0441\u043e\u0441\u0435\u0434\u0438, \u043e\u0442\u0441\u0442\u0430\u0438\u0432\u0430\u0439\u0442\u0435! \n

Во время пожара дед растерялся, пришел в отчаяние. Он начинал то тихо выть, то оглушительно кричать, давал бессмысленные приказания. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки. При спасении коня он выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув:— Мать, держи! Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя. Когда нянька пожаловалась, что не смогла отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика.

Да, вот он. Находится в 4 главе, в середине

Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал:— Ну, мать, посетил нас господь, — горим!— Да что ты! — крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты.— Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! — строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл:— И-и-ы. Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал:— Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!— Цыц, пес, — сказала бабушка, толкнув его к двери так, что он едва не упал.Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе.Накинув на голову тяжелый полушубок, сунув ноги в чьи-то сапоги, я выволокся в сени, на крыльцо и обомлел, ослепленный яркой игрою огня, оглушенный криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая:— Купорос, дураки! Взорвет купорос. — Григорий, держи ее! — выл дедушка. — Ой, пропала. Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла.— Отец, лошадь выведи! — хрипя, кашляя, кричала она. — Снимите с плеч-то, — горю, али не видно. Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила:— Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, — наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено — в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, — бог вам на помочь.Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув:— Мать, держи!Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя.— А ты не бойся! — басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. — Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок. Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая красное ее лицо.Нянька Евгенья вывела из дома закутанных, глухо мычавших детей и закричала:— Василий Васильич, Лексея нет. — Пошла, пошла! — ответил дедушка, махая рукой, а я спрятался под ступени крыльца, чтобы нянька не увела и меня.Крыша мастерской уже провалилась; торчали в небо тонкие жерди стропил, курясь дымом, сверкая золотом углей; внутри постройки с воем и треском взрывались зеленые, синие, красные вихри, пламя снопами выкидывалось на двор, на людей, толпившихся пре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока создана в рамках реализации Указа Президента РФ "О праздновании 150-летия со дня рождения Максима Горького"

Просмотр содержимого документа
«"Две жизненные правды в повести "Детство" М. Горького. Урок литературы в 7 классе»

Медведева Екатерина Михайловна,

МБОУ СОШ №67,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории,

ekaterina.medvedeva.1991@mail.ru

Тема урока в 7 классе:

Автобиогра­фический характер повести М. Горького «Детство»

Две жизненные правды в повести «Детство» М. Горького

Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные. Научиться анализи­ровать текст повести

Метапредметные. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобще­ния

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе

Личностные. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой дея­тельности

Учащиеся видят на слайде высказывания известных писателей

Л.Н. Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф. М. Достоевский: «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем эти высказывания? (о детстве)

Какое произведение мы будем изучать на этом уроке? (Повесть «Детство» М. Горького) Запись темы урока. Какие основные задачи урока стоят перед нами?

- Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

Каким вы представляете себе эту пору детство? Составьте кластер

(к доске выходят желающие)







Детство



Таким ли мы видим детство у М. Горького? (нет)

Почему? С чем это связано?

Понятие о художественной автобиографии.

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

На основе презентации обучающиеся вспоминают, где и как жила семья Алеши, какова была общая атмосфера в доме.

!А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача — не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши.

Сегодня мы поработаем в группах. Ваша задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в формировании его личности.

1 группа рассматривает внешнюю характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. -

2 группа оценивает душевные качества бабушки.

3 группа дает характеристику деду Алеши.

Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).\

4. Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину?

7. Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки. Докажите. Что она убидительнее правды деда.

Вопросы к учащимся 3 группы:

1.Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?

Анализ эпизода

“Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

- Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

- Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

( Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

- Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

( Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие

Эвристическая беседа.

- Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.

Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

-Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»

Обобщение. (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

- Как рассмотренные персонажи оказали воздействие на формирование личности и характера Алеши? Доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.

- прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

- что в его характере для этого?

Рефлексия. Продолжите предложения: (они высвечиваются на слайде)

«На мой взгляд, произведение М. Горького «Детство» -…»;

«Автобиографическая повесть – это…»; «Правда- это»

«Повесть учит нас …».

«На уроке мне понравилось….»

Домашнее задание: На «4» и «5» Написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства;

на «3» составить синквейн на тему «Детство» в понимании М. Горького

Презентация "Анализ эпизода "Пожар" по повести А.М.Горького "Детство" " может быть использована на уроке литературы в 7 классе по соответсвующей теме.

ВложениеРазмер
analiz_epizoda_pozhar.pptx 503.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ эпизода «Пожар " из повести А.М.Горького "Детство"

Главная задача Горького – показать ту темную и грязную жизнь, которой приходится жить всем персонажам повести. Это произведение – рассказ о реальных событиях, о детстве великого писателя. Автор, взявший псевдоним Горький, всем персонажам оставил подлинные имена и фамилии.

Алеша , живущий в семье Кашириных, победит крепкие и цепкие силы мрачного мира. А пока он просто живет, наблюдает и пытается анализировать.

Художественное владение словом В описании отразилось мастерство владения Горьким русским языком. Он ярко показывает все краски пожара,у жасные и завораживающие , постоянно меняющиеся. Пожар – самостоятельное действующее грозное лицо , перед которым невозможно устоять. В его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей.

Тихой безветренной ночью горела мастерская Кашириных. Было светло, как днем – даже были видны кривые гвозди, торчавшие из стен. Огонь уже поднялся к старой сухой крыше. Он быстро извивался по ней золотыми и красными узкими потоками. У Кашириных в красильной мастерской, бушуя, мечась и все уничтожая на своем пути, огонь набирает полную силу. Старое помещение все золотилось, как церковный иконостас. Маленького Алешу влекло к огню. Он накинул чей-то тулуп и вышел во двор.

Промедление – это гибель А бабушке любоваться пожаром и слушать причитания деда было некогда: она первая вспомнила про взрывоопасную смесь. Закрывшись тряпками, она сунулась прямо в огонь с криками: «Взорвет купорос, дураки !». Моментально бабушка вынырнула из огня с тяжеленной бутылью горючего вещества. Она вся дымилась. «Выводите лошадь! Распрягай лошадь! Снимите горящую попону!» – распоряжалась она.

На двор от страха выбежал конь – огромный и сильный Шарап. Он испугался яркого огня, который осветил его большие и умные глаза. От ужаса он захрапел и уперся, не двигаясь. Дед даже не смог удержать испугавшегося коня. Бабушка бросилась к Шарапу, который вздыбился, твердо встала перед ним, и конь поверил ее силе, только жалобно косился на огонь.

Но бабушка не успокоилась. Она бросилась за помощью к соседям, кланяясь им, прося помочь, чтобы пожар не перекинулся на их дома. «Соседушки, дружней – бог вам на́ помощь! Берегите свое добро, чтобы огонь не перекинулся к вам! А пока помогите нам!» Она приказывала Григорию и Якову дать соседям топоры и лопаты, чтобы разрубить крышу и сбросить сено в сад.

После пожара вернулась уставшая и перенервничавшая бабушка. Она тяжело села рядом с Алешей. Женщина молчала и покачивалась. Они с мальчиком сидели бок о бок, молча пересматривая кошмары ночи. Они оба понимали, что все сделанное бабушкой спасло их всех: она была терпелива, упорна и сильна, как никто другой.

Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания. Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у.


Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло.


А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р.


Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков.

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п.


М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.

Читайте также: