Что лошади делают в цирке

Опубликовано: 14.05.2024

У лошадей есть строгая иерархия.







Не секрет, что люди ходят в цирк за сильными эмоциями. Клоуны вызывают смех, акробаты выполняют головокружительные и порой смертельно опасные трюки, которые вызывают восхищение и щекочут нервы. Изюминка цирка – дрессированные животные, опасные и не очень, но все безмерно милые.

Братья Суанбековы работают без страховки.

Мурад и Екатерина рассказали корреспонденту «АиФ в Омске», как находили общий язык с першеронами, стоит ли совмещать воздушную гимнастику с верховой ездой и делать из шимпанзе наездника.

Кто больше, тот и прав?

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Мурад, Екатерина, сколько лошадей принимает участие в аттракционе?

Мурад Хыдыров (М.Х): В общей сложности их 10, в том числе два французских першерона.

– Першероны считаются самыми рослыми среди своих собратьев. Какой рост у ваших подопечных?


Екатерина Венегас (Е.В.): В холке примерно 1,75 м.

– Эту породу специально вывели для перевозки тяжестей. Что першероны делают в цирке?

М.Х.: Они у нас заняты в номере «Па-де-де», части нашего мини-аттракциона «Свобода лошадей», – мы на их спинах делаем акробатические этюды.

– Не мешает, что один першерон немного мельче другого?

Е.В.: Так и должно быть.

М.Х.: У першеронов разница в росте 2 см. Для работы на арене это очень удобно – более крупный идёт по краю манежа, выравнивая ход.

– Екатерина, не страшно работать на спине скачущей лошади?

Е.В.: Каждый раз, когда выходу на манеж, боюсь, как, наверное, любой артист.

– Лошади – пугливые создания, к ним нельзя подходить сзади, а в номере есть моменты, когда вы находитесь совсем рядом с задними копытами…

– На самом деле во время выступления мы больше всего переживаем за лошадей, потому что успех зависит в первую очередь от них. Мы, люди, сделаем всё от нас зависящее в любом случае, а лошадь может испугаться лопнувшего шарика, мигающих огоньков и прочее. Самое страшное, что может произойти, если лошадь взбрыкнёт из-за испуга, – мы просто полетим сверху. Такие случаи бывали, поэтому стараемся приучать лошадей к внезапным звукам, постороннему шуму, аплодисментам.

Рост першерона 1,75 метров, вес - больше тонны.

– С першеронами сложно работать?

– Першероны приехали к нам из Белоруссии. Несмотря на то, что они братья, по характеру совершенно разные – один дикий, второй более добродушный – и между собой ладили плохо. Когда завели их в один вольер, они начали выяснять между собой отношения, снося стенки. Мурад решил их успокоить, зашёл в вольер, один из першеронов сломал ему челюсть, ударив копытом, – пришлось накладывать швы. Так прошло первое знакомство.

– Сколько понадобилось времени для того, чтобы отрепетировать номер?

– Два месяца. Першероны сами по себе ленивые создания, в отличие от тех же рысаков, которые готовы рвануть с места в карьер, поэтому с новичками мы быстро нашли общий язык. Главное было показать, кто в доме хозяин и что никто никого не будет обижать.

– Как правило, в отношениях между лошадью и всадником кто сверху, тот и главный…

– На манеже всё иначе. Члены группы должны чувствовать друг друга, без этого номера не получится. В аттракционе «Свободе лошадей» на арену одновременно выходит шесть лошадей, они чётко знают: конь, идущий первым, - вожак, за ним следуют все остальные, а главенствует над вожаком человек, стоящий в центре манежа.

Мама на голове у сыновей - такое встретишь нечасто.

Главное – манёвры

– Как вас судьба свела с лошадьми?

– Я пришла в цирк из спорта. Думала, что буду заниматься акробатикой, летать под куполом, а мне дали лошадей. Я не знала, с какой стороны к ним подходить. Сначала пришлось привыкать друг к другу, общаться в вольере, потом переместились на манеж, затем начались репетиции акробатических этюдов. Лошадей нужно чувствовать, предугадывать их действия, иначе ничего не получится.

– Першероны вас признали за главную?

– Общий язык мы нашли, хотя периодически они меня проверяют на прочность. Один из них, бывает, идёт-идёт, наступает мне на ногу и косит глазом: «Мол, извини, случайно вышло». А вес у него больше тонны. Правда, он бережно наступает – просто напоминает, что он огромный страшный зверь, а не хомячок. У каждого, конечно, свой характер. С животными очень интересно работать – гораздо интереснее, чем с людьми.

– При движении по кругу сложно удержаться на спине лошади…

– Да, это так. Сила инерции просто выносит за пределы манежа, приходится это учитывать.

– Было желание объединить работу с лошадьми и воздушную акробатику?

– Нет. Классика должна оставаться классикой, не стоит смешивать несовместимое.

Шимпанзе Микки показывает прекрасные манеры за столом.

– Екатерина, Мурад на спине лошади работает с вами в паре. Он больше гимнаст или дрессировщик?

– Мурад дрессировщик, хотя как гимнаст отрабатывает программу от и до. Помимо лошадей он ещё занимается шимпанзе. Микки – член нашей семьи, Мурад взял его малышом, вырастил, между ними очень трепетные отношения – как между отцом и сыном. Мик очень сообразительный, он всё понимает и делает то, что нужно, без долгих репетиций. Сейчас он вырос, уже ощущает себя мужчиной и артистом и на манеж выходит с чувством собственного достоинства.

– Микки с лошадьми ладит?

– Мы пробовали его посадить на лошадь. Мик очень коммуникабельный, ему понравился новый опыт. Лошади на Мика не отреагировали.

– Как часто нужно менять программу, чтобы она не наскучила?

– Её желательно не менять как минимум три года, чтобы можно было спокойно, стабильно работать и раз в год уходить в отпуск.

– Когда вы отдыхаете, с кем остаются подопечные?

– Лошади всегда под присмотром служащих. За ними нужен глаз да глаз.

Будущие звезды цирка могут появиться на свет на конезаводе или даже в колхозе – главное, чтобы их вовремя заметил дрессировщик. Легко ли всегда ходить по кругу циркового манежа, выяснял Sputnik.

О лошадях, своих "детках", дрессировщик Белорусского государственного цирка Руслан Лазаров может говорит часами. Животные, как люди, – у каждого свой характер. Есть в цирке хитрецы, которые стараются "откосить" от работы. А есть трудоголики, вкалывающие за себя и того парня за сухарик.

Когда эти прекрасные животные гарцуют на сцене, все выглядит легко и празднично. Совсем не так – за кулисами. Проект Sputnik "Изнанка профессии" – о той части простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы, без наших комментариев.

Программа Руслана Лазарова называется Белорусские наездники

Девочки везде девочки

В цирке работают с жеребцами. В дрессуре они легче, чем девочки. Я вообще за свою практику лишь однажды цирковую кобылу встречал – в одном из европейских цирков. Знаете, девушки они везде девушки. И у лошадей есть свои капризы.

Ветеринар Александр Полоз

В нашей команде – несколько тракенов (жеребцов тракененской породы – Sputnik), орловских рысаков. Остальные – обычные белорусские упряжные, которых мы заказываем в колхозах и на конезаводах.

С чистопородными проще работать – полукровки бывают непослушными. Хотя такие лошади более выносливые – работяги.

У каждого коня свой характер. Есть у нас парочка, я бы сказал, вредных по натуре. Одного Терек зовут. Характер своеобразный. Упрямый. Может укусить. Хотя дрессировать его было легко – хорошо все схватывал. Что я делаю, если он сопротивляется? Тоже сопротивляться начинаю, а там у кого силенок уже больше хватит.

Почти все лошади приходят в цирк еще жеребятами, вырастают на манеже - они как твоя семья, говорит дрессировщик

Второго коня я до конца еще не раскусил. Одно выступление отрабатывает хорошо, потом два может запороть. То ли он пугается, то ли специально так делает.

Кстати, зовут его Руслан, как и меня. Ну, так получилось. Лошади к нам приходят уже с кличками. Свои имена они знают, понимают, когда именно к ним обращаются. Но с этим конем мы решили привычку поменять – зовем его Ржавый, Рыжий. Вообще он интересный, необычный. Похож на иноходца.

Остаться без сладенького

Травм за время моей работы было много. Про выломанные пальцы я уже молчу. Причиной может быть что угодно. Иногда лошадь не доспала. Поэтому, заходя в денник, коня всегда нужно окликнуть для начала. Бывает, что с перепугу может укусить.

Однажды выполнял трюк: спустился под живот коню, а он внезапно поскользнулся. Откуда вода на манеже взялась, не знаю. Я оказался под ним, и меня разорвало. Конь наступил мне на брюшную полость. Была гематома, делали операцию.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

В цирке мы стараемся без рукоприкладства обходиться. Многие лошади приходят к нам еще жеребятами. Ты их дрессируешь, приручаешь. Они уже твоя семья – разве тут ударишь? Голосом обычно работаем. Самое худшее для коня – когда его лишают лакомства. После репетиций для лошадей выставляют тазики с сухариками и морковкой. Если этого нет, для них это самое обидное, по-моему.

Малыш на манеже

В нашем цирке лошади трюки не выполняют. Мы используем джигитовку. Главное – чтобы конь ровным галопом шел, не притормаживал. Научить этому – самая сложная часть работы.

Никогда не знаешь, за сколько подготовишь коня. Все по-разному к работе относятся. Кто-то ленится, кто-то, наоборот, за морковку или за сухарик начинает быстрее слушаться и выполнять команды.

Самая большая лошадиная обида - это когда лишают сладкого

Последнюю лошадь за месяц выдрессировали. Но она пришла к нам уже "под седлом".

Сейчас появился жеребенок. Ему два года: по лошадиным меркам, вообще малыш. Пока выпускам его на манеж после репетиций и просто гоняем. Как для взрослого, выставляем ему тазик с морковкой. Тоже хитрюга. Первые три раза хорошо отходил, на четвертый вышел и сразу тазик искать стал, ему никакой репетиции уже не надо.

Лошади очень умные. Просто специально это скрывают иногда.

Сложно ли мне повторять одно и то же каждый день? В этой ситуации говорю, что артисты тоже живые. Конечно, бывают срывы. Но я стараюсь сильно не загоняться по этому поводу. Приезжаю домой, закрываюсь в комнате, включаю танки. А назавтра все по новой.

Дрессировщик должен полностью доверять лошади. Чтобы появилось полное взаимопонимание, нужны годы совместной работы

Чем занимается "Гринпис"?

Какой советский цирк без животных. Так испокон веков повелось. Мне до сих пор непонятно, что из себя представляет "Гринпис". Мы когда в Израиле работали, их волонтеры приехали к нам, закрылись в клетках, весь день сидели. Начали статьи писать, что мучают животных. Хотя мы им предлагали: пожалуйста, проходите, смотрите, это же не закрытая территория. А финалом этой истории стало то, что в конце дня им привезли еду из "Макдональдса". Извините, какой вы "Гринпис", если вы едите животных. Как мне кажется, это движение, главная цель которого показать себя.

На мой взгляд, запрещать животных в цирке нельзя. Но контроль за их состоянием ввести нужно, особенно потому как в последнее время появляется много цирков-однодневок.

У нас содержится девять лошадей. Все живут в конюшне при цирке. Заботятся о них служащие. Все они ребята со стажем, у многих свои конюшни. Поэтому за животных я особо не переживаю.

Дрессировщики просят зрителей не делать резких движений во время представления, не светить на арену фонариками и лазерными указками - это может напугать лошадей, от которых в этот момент зависят человеческие жизни

Американцы, которые перекричат стадион

Какой он, идеальный зритель? Это человек, который ведет себя аккуратно – не выбегает на манеж и не подходит к нему близко. И самое главное – не пользуется лазерными указками. Ладно, артисту в глаза это попадет. Конь идет ровно, человек в трюке. Если лошадь головой дернула – все, сбивается темп. Конь может поскользнуться, может споткнуться.

Мы нередко путешествуем. Больше всего меня впечатлила, наверное, Япония. Серьезный прокатчик, хорошие условия и зарплата. И сама страна интересная. Зритель там очень необычный.

В Беларуси очень теплый зритель, признается Русла Лазаров

У меня знакомый в Америке работал. Говорит, там если на выступление придет четверть зала, люди все равно переорут любой стадион, потому что они пришли отдыхать. Японцы другие. Если они будет сидеть и хлопать – для них это высший уровень. А если еще автограф подойдут возьмут – ты просто царь и бог. Они неэмоциональные, поэтому так ценна каждая эмоция.

В Беларуси очень теплый зритель, об этом мне не раз говорили коллеги, которые приезжали к нам с гастролями. Зал хорошо раскачивается. Когда выходишь на манеж и тишина – непонятно, для кого работаешь, начинаются мысли всякие: может со мной что-то не так. А здесь зритель сразу открывается.

В цирке "с опилок"

По профессии я артист цирка. Всю жизнь занимаюсь джигитовкой. Всему меня научил отец – заслуженный артист Северной Осетии, артист Белгосцирка Борис Лазаров.

Руслан Лазаров из цирковой династии, в цирке он с раннего детства, с опилок, как здесь принято говорить

Династия началась с него. В семь лет он стал заниматься в конном клубе на Северном Кавказе, откуда родом. Его дядей был знаменитый джигит Казбек Нугзаров, который выступал со своей труппой в советском цирке. Он рассмотрел в моем отце талант и забрал к себе. Папа всю жизнь с лошадьми проработал и меня научил.

Моя супруга Валерия тоже дрессировщица. Ее родители также работали в цирке. Я уже себя не представляю в другой профессии. Потому что с малых лет, как говорят у нас, с опилок, в цирке. В семь лет начал работать в джигитовке, в манеж вообще попал года в два.

С другими животными даже и не думал работать. Считаю, что каждый должен заниматься тем, что ему предназначено.

  • Изнанка профессии: балерина, которая прощает спящих зрителей
  • Изнанка профессии: машинист метро, который всегда видит свет в конце тоннеля
  • Изнанка профессии: дегустатор алкоголя, которой завидуют друзья


Цирк — это незабываемое зрелище! Кто не испытывал чувства восторга, когда следил за виртуозной работой вольтижеров! Вот на арене появляется всадник на вороном коне, и зрители, затаив дыхание, следят за каждым его движением. Он на полном скаку спрыгивает с лошади, отталкивается от манежа, перевертывается в воздухе и снова оказывается в седле.

В рядах зрителей — вздох облегчения. Но вот он, словно сраженный пулей, опрокидывается навзничь и почти волочится по земле, лишь одним носком держась за седло. А потом — рывок, и джигит опять в седле. Затем на полном скаку всадник ныряет под живот лошади и взбирается на нее уже с другой стороны…

Цирковые лошади фото

Конный цирк России имеет глубокие корни, уходящие в национальные конные игры. Его совершенствовали и развивали многие талантливые представители этого увлекательного жанра. Одним из таких до революции был П. Крутиков, отказавшийся в молодости от карьеры юриста и полностью посвятивший себя конному цирку.

Его выступления на замечательно подготовленных лошадях в Киевском цирке, а затем турне по Европе имели колоссальный успех. Французские газеты того времени писали, что ни в одном цирке не было подобных номеров и таких великолепных лошадей.

Появление Крутикова на арене цирка всегда вызывало восторг зрителей. Начинал он программу, как правило, выезжая на тройке лошадей, сидя верхом на средней. Эта лошадь выполняла сложные движения, а две другие, бегущие по бокам, точь-в-точь повторяли их. Затем Крутиков демонстрировал уникальный трюк. Он проезжал на лошади по высокому мосту длиною в 6,5 метров и шириной около 16 сантиметров.

Лошади в цирке

История сохранила имя и другого талантливого мастера конного цирка — Е. Мердера. Он поражал зрителей смелостью и сложностью своих номеров. Да и как было не поражаться, ведь только он мог проехать верхом на лошади по бревну, обмотанному канатом, установленному на пятиметровой высоте.

Большое влияние на развитие конного цирка оказали и такие мастера, как Н. Сычев, который выступал в классическом жанре циркового наездничества, П. Федосеев сальтоморталист на лошади, джигитовщик П. Орлов, жокей В. Соболевский, женщины-наездницы В. Гамеакурия, сестры Романовы и многие другие талантливые артисты, прославившие конный цирк России.

Но особенно широкое признание публики получил конный цирк в советское время. На арену вышло новое поколение замечательных артистов. Они успешно стали конкурировать с лучшими мастерами европейских цирков. Одним из них был известный советский жокей Г. Липадо, много сделавший для развития конного цирка молодой Советской республики.

Конный цирк

Пожелтевшие страницы театральных журналов хранят восторженные отзывы о его выступлениях: «Играет оркестр, распахивается форганг и на арену цирка выезжают Глеб с женой Тамарой Рокотовой. Они на крупах двух рядом бегущих лошадей исполняют классическое па-де-де и заканчивают этот номер красивыми акробатическими трюками».

Тамара ни в чем не уступала мужу. Она искусно демонстрировала так называемые арабские колесики и стойку в па-де-труа (акробатика на трех лошадях), что считается вершиной мастерства. Захватывал зрителей и такой номер. По кругу галопом мчится конь, Тамара стоит у края манежа, а когда конь приближается к Тамаре, она делает четыре стремительных шага наперерез коню, кажется столкновение неминуемо, но Тамара резко подпрыгивает и, пока она находится в воздухе, конь продвигается на полкорпуса вперед и наездница во весь рост становится ему на спину.

В настоящее время среди артистов этого жанра славой непревзойденных заслуженно пользуются два виртуоза — И. Кантемиров и М. Туганов.

Цирк с лошадьми

Труппа Али-Бека Кантемирова, отца И. Канте-мирова,— это целая эпоха в советском цирке. Газеты и журналы в свое время писали, что АлиБек Кантемиров — это непревзойденный мастер конного цирка. Манежу он посвятил всю свою жизнь. Начав артистическую деятельность в одном из дореволюционных цирков России, он получил мировую известность.

Много и упорно работают Кантемировы над своими номерами, и не случайно за одну из программ труппе Али-Бека присуждено звание лауреата Всесоюзного смотра циркового искусства, посвященного 50-летию Советской власти.

В труппе Кантемирова к лошадям относятся с любовью и уважением, как к равноправным партнерам. Обычно срок работы лошади в цирке не более пяти лет, а у них они служат по 15-20 и даже более лет. Джигиты Кантемировы на своих лошадях принимают участие во многих Всесоюзных конноспортивных праздниках и завоевывают заслуженные победы. Они широко известны и как артисты кино. Со своими лошадьми Кантемировы снимались во многих фильмах. Но особенную известность получил Ирбек и его любимец Буян после съемок фильма «Смелые люди».

Цирк кони

А однажды Буян выступил в такой роли, что удивил видавших виды артистов. В день 60-летия народного артиста Советского Союза М. М. Яншина, большого любителя лошадей и конного спорта, Ирбек решил его оригинально поздравить: принарядил Буяна и привел его на пятый этаж по узкой крутой лестнице к квартире юбиляра. Появление четвероногого поздравителя в дверях квартиры вызвало слезы радости на глазах Михаила Михайловича.

То, что лошади — артисты цирка — знают все, а вот что они выступают в театре, слышали, наверное, немногие. Да, да, именно в театре. Да еще в каком! В Москве в Большом театре, в таких знаменитых операх, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина и «Иван Сусанин» М. Глинки. А в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» уже около века, с самой премьеры спектакля, присутствует на сцене верный спутник главного героя — Россинант. Раньше эту роль играл терский конь Мавр, а в последние годы ее прекрасно исполняет конь тоже терской породы по кличке Состав.

Лошадь на арене цирка

Не обходились без четвероногих артистов и постановки таких опер, как «Мазепа» П. Чайковского, «Псковитянка» И. Римского-Корсакова. Лошади принимали активное участие в балете «Конек-Горбунок». Когда на сцене появляется живая лошадь, зрители забывают об условности развертывающегося перед ними действия. Недаром же знаменитая балерина Е. Гельцер, с успехом выступавшая в балете «Шубертиана», в своем дневнике написала: «Найти сквозную линию образа Ундины мне помог эпизод отъезда рыцаря.

Во время репетиции на сцену привели красивую лошадь, на которой игравший рыцаря уезжал от Ундины. Я стремительно бросилась за ним и повисла на стременах, обвивая волосами его ноги. Несколько мгновений я пролетела, уцепившись за стремена,— это было рискованно, но красиво».

Болгарские жокеи Игнатовы, колонна на лошадях из трёх человек
Конные номера
в историческом процессе становления цирка занимают особое место.

Перенесенные в XVIII в. с ярмарочных площадей в первые стационары, конные зрелища явились основой конного цирка, который предопределил возникновение и развитие цирка в его современном виде. До конца прошлого столетия различные выступления с лошадьми и на лошадях составляли основу репертуара цирка. Номера разделялись на конную акробатику, наездничество, высшую школу верховой езды и дрессировку. Каждый из этих видов, в свою очередь, подразделялся на отдельные разновидности, обогащавшие программу большим количеством конных номеров всевозможного характера: конная карусель, конная клоунада, конная пантомима, конный скетч, конный танец, конно-пластические позы, конные мимико-трансформационные номера и др. Большая часть этих номеров в советском цирке не сохранилась. Специфика конного цирка определила форму и размер площадки для представления - круглый манеж 13 м в диаметре. Такая площадка в центре зрительного зала стала стандартной для всех цирков мира, так как она наиболее удобна для наклона корпуса бегущей по кругу лошади и для устойчивости стоящего на ней наездника. По мере становления цирка, вновь возникавшие жанры постепенно вытесняли конные номера. В советском цирке утвердились лишь некоторые виды работы с лошадьми: акробаты на лошадях, сальтоморталисты, номера па-де-де, па-де-труа, жокеи, гротеск, вольтижировка, джигитовка.

Удельный вес акробатики в перечисленных видах неодинаков. У акробатов на лошадях, сальтоморталистов, жокеев, в номерах па-де-де и па-де-труа акробатика является основой работы, а в номерах гротеска, вольтижировки и джигитовки большую роль играет наездничество. Это обстоятельство особенно важно учитывать для правильного понимания различий чистой акробатики на лошадях и акробатического наездничества.

Акробаты на лошадях

В основе трюков этих номеров - пирамиды, колонны (в том числе и тройные), выполняемые группой артистов на трех-четырех лошадях, бегущих рысцой бок о бок.

Номера этого типа появились на манеже в конце XIX в. Манеж (от франц. "manege") - закрытое помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей. В отличие от номеров па-де-де и па-де-труа конная акробатика требует более сложных трюков и, следовательно, незаурядной подготовки исполнителей. Высшее достижение в этой области - вольтижная акробатика, впервые включенная в композицию номера труппой под руководством М. Запашного.. Высокопрофессиональные акробаты Запашные группой освоили элементы вольтижной акробатики на движущихся лошадях и добились отличных результатов.

Жокеи - наездники

акробаты на лошадях, конный номер, двое на лошади

На цирковом манеже жокеи - наездники появились значительно позже других конных номеров. Их название идет от ипподромных наездников, костюм которых стал традиционным для артистов, выступающих в этом амплуа.

Жокеи выступают на заарнированной лошади, имеющей седло и гурт . Само по себе седло никакого значения в трюковой работе не имеет. Оно используется лишь при выезде на манеж как традиционная принадлежность верховой езды, после чего снимается. Для большей устойчивости наездника на лошадь надевают чепрак (суконную накидку, покрывающую спину лошади). Чепрак посыпается канифольной пылью, предохраняющей наездника от скольжения. Жокейский номер делится на три части, или, как говорят в цирке, па три репризы. В промежутке между частями обычно выступают клоуны, исполняющие короткие репризы (отсюда и название части - реприза). Выступления клоунов необходимы для отдыха наездников и лошадей.

Первая реприза - театрализованный выезд, характерный для всех жокейских номеров. Жокеи объезжают несколько раз манеж, затем снимают седла и с седлом в руке, стоя на лошади, позируют, меняя положения. Потом, отдав седло униформистам, исполняют несложную конную вольтижировку .

Вторая реприза - основная часть номера, состоящая из различных, главным образом прыжковых, элементов, исполняемых в определенной последовательности. Вот примерное построение этой репризы: наездник подбегает к лошади, приноравливается к ритму ее бега, пропускает животное чуть вперед и с разбегу вскакивает, упираясь руками, на наиболее широкую часть спины лошади - круп, затем делает маховой выход в стойку на руках и сразу полукурбетом встает в рост. Из этого положения жокей может исполнить переднее сальто в положение сидя, то есть оказаться верхом на лошади, или заднее сальто на манеж. После этого следуют так называемые жокейские подсечки, и наездник спрыгивает с лошади, чтобы затем вновь вскочить на нее для исполнения еще нескольких сольных трюков.

Во время выступления жокей не находится на лошади постоянно, как в джигитовке или в вольтижировке. Выполнив тот или иной элемент, он соскакивает с лошади, чтобы уступить место партнерам, которые также прыгают на лошадь с разбегу. Чередуясь, артисты проделывают комбинацию за комбинацией. Вообще все выступление жокеев - это непрерывная цепь трюковых вскакиваний на лошадь и соскоков с нее. Вскакивание осуществляется различными способами. Наездник берется руками за гурт, отталкивается ногами от манежа и садится верхом либо с разбегу без помощи рук, либо с упором руками о круп. Вскочив на лошадь, он встает в рост.

Трюковые элементы жокеи выполняют, стоя на лошади, не держась за поводья. Многие элементы жокеи исполняют, как говорят в цирке, "от хвоста", то есть наездник отталкивается от крупа лошади или опирается на него. Соскок с бегущей лошади на манеж обычно осуществляется через какой-либо трюк - заднее сальто или переднее, чаще - арабское. Спрыгнув, жокеи, как правило, добавляют еще прыжковую комбинацию, например, рондад, заднее сальто уже на манеже. Третья реприза - заключительная - состоит из серии вскакиваний на лошадь, выполняемых с разбегу, так называемый курс (от франц. "course"-бег).

Разарнированная лошадь пускается быстрым галопом, наездник разбегается по диагонали (по отношению к лошади) и, сильно оттолкнувшись от манежа, вскакивает на круп в рост.

Курс - один из труднейших элементов в выступлении жокеев, требующий энергичного разбега, сильного толчка и высокого взлета. Жокеи-подростки и жокеи-женщины при исполнении курса часто пользуются подушкой, представляющей собой небольшой, простейшего устройства трамплин.

Жокеи-наездники выступают соло, в паре и группой. Сольное выступление ограничено определенными трюками, к тому же требует от исполнителя большой физической выдержки, так как наездник все три репризы проводит один. (В программах советского цирка соло-наездники в последние годы почти не встречаются.) Выступая в паре, наездники демонстрируют трюки и одновременно и поочередно. Вот некоторые из парных трюков: верхний стоит па плечах нижнего или выполняет переднее сальто с опорой па руки партнера или заднее сальто с плеч нижнего на манеж и т. п.

Наибольшие возможности представляет групповое исполнение - здесь и сольные прыжки, и трюки, рассчитанные на двоих, и комбинации для нескольких наездников, демонстрируемые одновременно на двух или трех лошадях. В групповом номере па каждой лошади могут выступать сразу несколько наездников. Особенно интересны групповые прыжки в сидячее положение и курс. Например, наездники группы под руководством Л. Александрова-Серж исполняли курс одновременно вчетвером на одну лошадь.

Выступление группы жокеев более распространено в нашем цирке, нем парные номера. Как показывает практика работы жокеев-наездников, в их номерах элементы акробатики тесно переплетаются с наездничеством: стойка на руках на голове партнера, стоящего на лошади, заднее сальто с плеч нижнего на его же плечи (с плеч в плечи), выпрыжка (заднее сальто на лошадь с плеч нижнего, который, подбросив верхнего, спрыгивает на манеж), заднее сальто с одной лошади на другую, бегущую вслед, заднее сальто с лошади на плечи бегущего за ней партнера. Как видим, очень часто бывает трудно разграничить собственно наездничество и конную акробатику.

Па-де-де (от франц. "pas-de-deux"-танец вдвоем) исполняется на двух рядом бегущих лошадях, как правило, мужчиной и женщиной. В основе этого номера - выполнение отдельных элементов пластической акробатики, поддержек, балетных движений и поз, идущих в определенном чередовании и объединенных в целостную композицию.

Лошади бегут бон о бок легкой рысью. Одна по первой писте (дорожка у барьера, занимаемая бегущей лошадью), другая - рядом, по второй. Практически лошади не могут бежать по манежу одинаково, нога в ногу. И, следовательно, наезднику, стоящему на их крупах, чтобы смягчить толчки, приходится попеременно сгибать ноги в коленях в соответствии с ритмом бега лошадей.. В таком положении нижний и держит партнершу, которая выполняет различные акробатические упражнения.

ПА-ДЕ-ДЕ

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем). Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ТРУА

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. pas de trois - танец втроем). Конный номер, в котором акробатические поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Гротеск-наездница

До сих пор нет сколько-нибудь убедительного толкования термина "гротеск" применительно к цирковой наезднице. Можно предположить, что восхищение и изумление, вызванное когда-то изящной наездницей, вылилось в определение "гротеск" - из ряда вон выходящая.

Еще в начале прошлого столетия в программы европейских цирков стали включаться номера конно-балетного характера. Амплуа балерины-наездницы все более и более утверждалось на манеже, выступления артисток принимали самые разнообразные формы. К началу нашего века номера гротеск-наездниц получили большое распространение в цирковых программах.

Основа номера гротеск-наездницы - танцевально-акробатические элементы и балетные прыжки, исполняемые на бегущей лошади. Среди традиционных трюков - пируэты, полпируэты, стоя на лошади, прыжки через обруч, через багет, арабески, повороты и т. п. Все свои действия наездница приноравливает к ходу лошади. Длительное время гротеск-наездницы исполняли свои номера на панно. В последние годы его стали заменять чепраком. Обычно выступления гротеск-наездниц состоят из реприз (двух или трех), как и у жокеев. Артистки должны обладать пластической выразительностью, легкостью прыжка и иметь чувство баланса.. В финале номера лошадь пускается быстрым галопом, и ее заставляют прыгать через препятствия (парфорсная езда, как говорят в цирке), что значительно усложняет выполнение трюков.

По своему назначению лошади подразделяются на две группы: быстрых аллюров (верховые и рысистые) и шаговые (рабочие). Для высшей школы верховой езды, дрессировки на свободе и джигитовки в основном используют лошадей быстрых аллюров. Лошади шаговые (тяжеловозы) с объемистым корпусом и широкой спиной обычно применяются для выступлений под жокеями: для гротеска (панно), конных акробатов и жонглеров. Следует сказать, что из этого правила могут быть исключения; например, крупные, имеющие широкие спины рысаки вполне подойдут под панно для конных акробатов и жокеев.

Кроме арабских и чистокровных скаковых, разводимых во многих странах, всемирно известны верховые породы, выведенные в России: ахалтекинская, донская, кабардинская, карабаирская и др.

За годы Советской власти созданы высокоценные породы лошадей: буденновская, терская, кустанайская, новокиргизская и украинская породная группа.

Из лошадей верховых пород, разводимых за рубежом, широко известны: англо-арабская, тракененская, голштинская, ганноверская, цветная американская и другие. Порода лошадей и ее происхождение определяются племенным свидетельством. При отсутствии документов породность и кровность лошади в какой-то мере можно определить по наружному виду (экстерьеру).

Экстерьер

Основное достоинство цирковой лошади - это гармония пропорций и красота форм в сочетании с эффектными движениями. Кроме того, обязательно надо учитывать восприимчивость ее к дрессировке. Не надо забывать, что зритель должен увидеть на манеже не обычных рабочих лошадей, а лошадей особенных, парадных. Под экстерьером принято понимать строение наружных частей тела, пропорциональность сложения в целом.

Общепринятые обозначения (названия) статей тела даны на схеме (рис. 1).

Рис. 1. 1 - челка , 2 - темя, 3 - лоб, 4 - надглазная ямка, 5 - ноздри, 6 - подбородок, 7 - цепочная ямка, 8 - щека, 9 - затылок, 10 - шея, 11 - холка, 12 - спина, 13 - поясница, 14 - круп, 15 - область подпруги, 16 - бок, 17 - пах, 18 - брюхо, 19 - плечо-лопатка, 20 - локоть, 21 - предплечье, 22 - запястье, 23 - пясть, 24 - путовый сустав, 25 -

Рис. 1. 1 - челка , 2 - темя, 3 - лоб, 4 - надглазная ямка, 5 - ноздри, 6 - подбородок, 7 - цепочная ямка, 8 - щека, 9 - затылок, 10 - шея, 11 - холка, 12 - спина, 13 - поясница, 14 - круп, 15 - область подпруги, 16 - бок, 17 - пах, 18 - брюхо, 19 - плечо-лопатка, 20 - локоть, 21 - предплечье, 22 - запястье, 23 - пясть, 24 - путовый сустав, 25 - 'бабка', 26 - венчик и копыто, 27 - бедро, 28 - колено, 29 - голень, 30 - скакательный сустав, 31 - плюсна, 32 - грива, 33 - хвост

Гармония пропорций и красота форм лошади обычно соответствует ее рабочим качествам. Однако это соответствие не является обязательным, поэтому, выбирая лошадь, надо руководствоваться не только экстерьером, но и данными о ее способности выполнять ту или другую работу, в том числе и восприимчивость к дрессировке. Легкость движений или, наоборот, их скованность можно увидеть при осмотре лошади, заставляя ее двигаться тремя основными аллюрами: шагом, рысью и галопом.

По экстерьеру лошадь, предназначаемая для высшей школы верховой езды, должна быть пропорционально сложенной при росте не ниже 160 см, иметь небольшую сухую голову с достаточно длинным затылком, неузкую пристановку, широкий ганаш, гибкую и длинную шею, хорошо выраженную холку (удобную для размещения седла), средней длины поясницу и спину, длинную, отлого поставленную лопатку.

Большое значение в экстерьере верховой лошади имеют: хорошо развитое, мускулистое бедро, длинная голень, объемистое подплечье и крепкие копыта. Легкие, свободные красивые движения и способность выдерживать длительную тренировочную работу под весом всадника являются также необходимыми качествами верховой лошади. Даже малейшие дефекты зрения нежелательны.

При выборе лошади для работы под всадником в каждом отдельном случае следует учитывать рост и особенности фигуры артиста или артистки. Так, например, высокий наездник пропорционально выглядит на крупной лошади, невысокий всадник - на лошади среднего роста. Артист, имеющий длинные ноги, будет испытывать неудобство на лошади, хотя и высокой, но имеющей неразвитую грудную клетку (мелкой в подпруге). Действуя шенкелем, ему придется отводить свои ноги назад, а это искажает посадку. Надо иметь в виду, что небольшие лошади вообще "не смотрятся" в цирке с мест для зрителей, расположенных выше уровня манежа.

Лошади для номеров "дрессировка на свободе" должны иметь достаточно правильные формы, причем длинная шея и небольшая выразительная голова очень желательны.

Масти

Цирк должен поражать зрителя своей неожиданностью и эксцентричностью. Необычен должен быть и внешний вид лошадей, в основном определяемый их мастью, длинными и пышными хвостами и гривами. Тусклые, невыразительные масти будут сливаться с грунтом манежа, фоном зрительного зала. Поэтому для цирка предпочтительнее лошади соловые, светло-серые, серые в яблоках, вороные, белые (альбиносы), золотисто-гнедые, рыжие, буланые. Желательно иметь в конюшне лошадей нескольких мастей, например по четыре - серых, вороных, чубарых и пегих. Это даст несколько вариантов работы, например двенадцать (4+4+4), восьмерка (4+4; 2+2+2+2), шестерка (3+3; 2+2+2), четверка (1+1+1+1; 2+2). Следует сказать, что гнедые и рыжие лошади лучше выглядят одни, без смешивания с другими мастями. Для сольных номеров на свободе целесообразны лошади редких мастей (чубарые, пегие, игреневые, соловые и буланые).

Под мастью (рубашкой) мы подразумеваем цвет ее волос. Масть - главный отличительный признак лошади.

Наиболее часто встречаются следующие масти:

  • Гнедая - различных оттенков коричневая окраска волос туловища и головы. Конечности ниже запястья и скакательного сустава, а также хвост и грива - черные. Для цирка желательны золотисто-гнедые лошади.
  • Вороная - черная окраска волос всей лошади.
  • Рыжая (различных оттенков) - одинаковая желтая окраска волос туловища и ног, грива и хвост обычно несколько светлей. Для цирка очень эффектны золотисто-рыжие лошади. Шерсть их лоснится и под электрическим светом играет блестящим золотистым отливом.
  • Серая - цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в молодом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке.
  • Белой лошадью можно назвать ту, которая имеет непигментированную кожу (альбиносы). Серая масть имеет на манеже эффектный вид, особенно если лошадь в яблоках или с серебряным отливом.
  • Бурая - окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных волос.
  • Караковая - черная окраска волос туловища, головы и конечностей с подпалинами на морде и пахах. Лошади этой масти выглядят на манеже монументальнее. Их силуэты четко выделяются среди окружающей обстановки, что можно подчеркнуть светлой сбруей.

Как мы уже отмечали, для цирковой дрессировки имеет смысл использовать лошадей редких, бросающихся в глаза мастей, а именно:

  • Соловая - волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост - серебристо-белые.
  • Буланая - характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакательных суставов - черные. Вдоль спины - темный ремень.
  • Пегая - по основной окраске корпуса разбросаны крупные пятна-мазки волос.
  • Чубарая - по белому корпусу разбросаны мелкие темные черные, коричневые, рыжие пятна или же по темному корпусу белые пятна.

Отметины и приметы

У лошадей часто встречаются отметины, то есть различной величины и формы белые, редко черные или желтого цвета пятна на голове и ногах.

Во лбу можно встретить седину, звездочку, звезду, белую продольную полоску (проточину); между ноздрями - седину, белизну, желтое пятно. На ногах отметины могут захватывать области от венчика до половины предплечья или голени.

Приметами считаются все остальные опознавательные признаки у лошадей: тавро (клеймо, датирующее рождение лошади и номер конного завода), отсутствие или дефект глазного яблока, шрамы, рубцы. Между мастью и биологическими свойствами лошади существует определенная связь. В частности, еще древнеримские авторы считали лошадей темных мастей более выносливыми и стойкими к вредным воздействиям внешней среды.

Развитие и возраст лошади

Рост и развитие лошади продолжается до 5-6 лет, живет лошадь обычно 20-25 лет (известны лошади, прожившие более 50 лет). Самый благоприятный возраст для цирковой лошади - от 4 до 15 лет, хотя нам известны случаи работы лошадей в цирке до 20-25-летнего возраста.

Возраст лошади достоверно можно определить по племенному свидетельству или паспорту, при отсутствии этих документов год рождения лошади определяют по тавру. У нетавренных лошадей приблизительное представление об их возрасте опытный специалист может получить по внешнему виду. Однако более точно возраст лошади можно установить по систематическим изменениям ее зубов. Наблюдения показали, что смена молочных зубов на постоянные и их стирание (со стороны жевательной поверхности) в подавляющем большинстве происходит с определенной закономерностью.

Пол лошади

На работоспособность лошади немаловажное влияние оказывает ее пол. Жеребцы энергичны и требуют много сил, опыта и умения от всадника и дрессировщика, кроме того, они обычно агрессивно настроены по отношению к другим лошадям. Половой рефлекс у жеребцов часто оказывает мощное тормозящее действие на все другие раздражители. Однако дрессированные жеребцы выглядят на манеже более эффектно, чем вялые мерины. По традиции русские дрессировщики предпочитают для "свободы" жеребцов, в то время как зарубежные артисты в основном работают с меринами (кастратами).

Читайте также: