Что лучше лошадь или мотоблок

Опубликовано: 18.05.2024

25 день Хейлета, Шестица.

Рано или поздно каждый хуторянин задумывается о приобретении тягловой силы. Без помощника хотя бы в одну лошадиную силу, сложно притащить из леса ствол дерева, вспахать поле или съездить куда-нибудь по делам.

В принципе можно, конечно, пользоваться наёмными услугами. Местные трактористы за совсем небольшую плату помогут решить все проблемы. Так до сих пор я, собственно, и делал.

Но вот был недавно в гостях у пасечника, живущего неподалёку, и показалось мне, что всё-таки конь - вещь в хозяйстве полезная.

Мужик живёт один-одинёшенек, жена несколько лет назад умерла. Остался он в единственном числе в деревне, из которой уже лет 10 как разъехались все по городам и весям.

Хуторские будни. Что лучше? Мотоблок или лошадь

А хозяйство не малое – 25 пчелиных семей, огороды, лошадь и 4 барана. Дети приезжают раз в год на 2 недели. В основном, чтобы набрать себе в город мёду, мяса и сушёных грибов.

Два десятка ульев раскидано по старому яблочному саду

На мой вопрос как же он со всем этим справляется, ответил, что «вот только кобылка и выручает». Я иду дальше, и задаю свой главный провокационный вопрос. А не лучше ли купить мотоблок?

Хуторские будни. Что лучше? Мотоблок или лошадь

В ответ слышу гомерический хохот и длинную эмоциональную тираду, которую впоследствии я преобразовал в такой вот перечень «преимуществ лошади перед мотоблоком»:

1. Лошадь – живая душа, можно сказать член семьи, друг, товарищ и брат. В противовес «железяке» понимает всё с полуслова. Когда надо – поднатужится, когда можно – разыграется и в щёку лизнёт.

2. Цена. Купить лошадку без родословных и документов в наших краях можно за 300-400 долларов. Мотоблок (новый) стоит около 1000 долларов.

3. Если мотоблок с момента покупки становится только хуже (изнашивается в процессе эксплуатации), то конь исправно служит 10-15 лет. Без капремонтов и покупки запчастей.

4. На те деньги, которые требуются на содержание мотоблока, можно купить еды для коня на 2 года вперёд.

5. Каждый год лошадь приносит жеребёнка, которого ещё через год можно продать за те же 300-400 долларов (или за 200-250 долларов сразу). Это значит, что кроме прямой практической пользы, лошадка приносит «в дом» ещё и живые деньги. Даже если рассмотреть наихудший сценарий – сдача жеребёнка на мясо, то экономический эффект всё равно положительный.

6. Кузовок для мотоблока стоит 500 долларов (сверх цены самого агрегата). Телегу с лошадиной упряжью можно сколотить за бесплатно в течение одного дня. Нужны только колёса, причём не обязательно с камерами. По нашему бездорожью можно ездить даже на деревянных.

7. Скорость передвижения на лошади значительно выше, чем у мотоблока. Проходимость и маневренность – тоже.

8. В противовес запчастям к мотоблоку, которые стоят каких-то денег и ничем иным их не заменить, сбруя для коня изготовляется самостоятельно из дерева и верёвок. Никаких хитрых узлов нет в принципе! Самая «сложная» деталь – это хомут, который каждый человек, умеющий держать в руках пилу, изготовит за 4 часа.

Пол года – с апреля до глубокой осени, с едой проблем нет никаких. Лошадка пасётся себе на лугу и полностью довольна жизнью. На зиму, конечно, надо запастись сеном. Но в деревне, где вокруг заросшие поля, это вообще не представляет сложности. Каждое утро по пол часа косьбы – и за месяц нужное количество сена обеспечено. А если ещё засеять пару соток ячменя, то жизнеобеспечение четвероногого друга будет в полном порядке.

Вот такой расклад. А меня, если честно, больше всего в мотоблоках раздражает тарахтение мотора. Как-то совсем не вписывается в тихую и размеренную хуторскую жизнь, скрежет железа и выхлопные газы.

Друзья, подписывайтесь на канал, задавайте вопросы и высказывайте свои мнения в комментариях. Делитесь полезной информацией. Это не стоит ровным счётом ничего, но ценится высоко.

Вы здесь

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Часть 1.

Ни для кого не секрет, что эпоха хозяйственного господства лошадей давно миновала, уступив свое место тракторам и мотоблокам. Появились даже противники использования лошади, считающие, что лошадь ни при каких условиях не может быть использована в сельском хозяйстве, что ей место только как сырьё для гастрономии или в лучшем случае, спортивного снаряда. Так есть ли у лошади, шанс вернутся или по крайне мере найти свою нишу в нашем высокотехнологическом мире.?
Попробую ответить это на этот вопрос, используя сравнение затрат и выгод получаемых при использовании лошади и мотоблока. Почему мотоблока, а не трактора спросят меня. Мне кажется, что мотоблок более близко стоит рядом с лошадью по трудозатратам в использовании и набора орудий. Кроме того, применяемые технологий обработки земли, также похожи.
Начнём с самого начала, приобретение основного производящего средства: Лошадь?! или Мотоблок?! Сколько надо потратить денег? Количество денег потраченных для приобретения лошади, мотоблока и орудий к ним будет примерно одинаковым для домашнего хозяйства. Давайте сравнивать.
Итак: стоимость рабочей лошади – 30.000-60.000 руб. Возьмем среднею цену в 50.000 руб., упряжь -6.000., плуг конный -3500., двухкорпусный окучник -4.500 руб., борона -3.000 руб., телега -18.000 грузоподъемностью 1 тонна.
Стоимость мотоблока – 32.000-75.000 руб. Почему такой разброс цен? (Мотоблоки делятся по весу и назначению для обрабатываемой площади: на лёгкие для 5-12 соток., средние для 15-50 соток и тяжелые более 50 соток.). На лошади можно и 5 соток и 1 гектар обработать, и так как на тяжёлом мотоблоке можно обработать, приблизительно столько же земли, столько на лошади, останавливаем свой выбор на нём. Средняя цена тяжёлого мотоблока –50.000 руб. Упряжь покупать не надо, плуг -3500., двухкорпусный окучник -4.500 руб., борона -3.000 руб., прицеп -14.500 руб грузоподъемностью 500 кг.
Итого: затраты на приобретение лошади и орудий ≈ 85.000 руб., мотоблока и орудий ≈ 75.500 руб. Как мы видим затраты примерно одинаковые.
Основным аргументом, противников использования лошади в сельском хозяйстве, является довод, что лошадь всегда надо кормить. Мотоблок же большую часть времени стоит  есть, пить не просит. Если же мотоблок стоит, и есть, пить не просит, то и пользы он ни какой не приносит.
Лошадь же, в отличии от мотоблока, надо кормить. Если на дворе лето, то расходов на корм практически нет, а если она стоит в деннике, тогда появляются расходы на содержание. Воспользовавшись on-line калькулятором http://www.konniy-traktor.ru/index.php/blog/show/economics-of-horses.html , узнаём, что содержание лошади обходится в 222 рубля в день или 81.000 рублей в год. Это при условии, что мы покупаем корма, а не производим их сами. Если же заготовка кормов производится своими силами, то содержание лошади обходится в 182 рубля в день или 67.767 рублей в год при урожайности сена 1т/га (низкая урожайность). Когда урожайность сена 3т/га (высокая урожайность), то содержание лошади обходится в 75 рубля в день или 27.517 рублей в год. Для нашего примера (лошадь против мотоблока) будем рассматривать среднюю урожайность сена в 1,5 т/га тогда, расходы на содержание составят 137 рублей в сутки или 50.047 руб в год.
Какую пользу приносит лошадь, проедая наши денежки в тёплом деннике? Навоз – название этой пользы. Конечно, его можно продать, но важнее его не надо покупать, если Вам надо удобрять землю, а удобрять её надо.
Так, что для владельцев мотоблока, стояние мотоблока в гараже это чистый минус, а для владельцев лошади минусовое содержание в деннике, оборачивается плюсом. Какой же плюс может принести навоз?
Как всегда, считаем: за период денникового содержания от 180 до 220 суток от 1 лошади получают 4.5-5.5 тонн навоза. Цена продажи, опять же, средняя, равна – 650 рублей за м3. Сколько можно теоретически получить выручки, продав 5 тонн навоза? По разным данным, 1 м3 весит от 500 кг до 1010 кг, 500 кг это вес свежего навоза, а 1010 кг лежавшего около года. Возьмём как всегда среднюю цифру – 750 кг, тогда получим, что 5 тонн навоза/0,75 кг занимает 6.66 м3. Значит 5 тонн навоза можно продать
(6.66 м3*650 руб) за 4.329 рублей. Понятно, что эта сумма может изменятся как в сторону увеличения (если Вы находитесь рядом с крупным городом), так и уменьшения, вплоть до того, что это навоз, никому и даром не надо и бесплатно не надо.
Но повторюсь, если Вы ведёте любые огородно-садовые работы, Вам эти деньги тратить не надо. Это главная польза от постоянного содержания лошади.
Конечно, приверженцы железных коней спросят, а сколько же денег Вы потратили, что бы собрать эти несчастные 5 тонн навоза?
Расчёт здесь прост: 137 рублей (содержания в сутки) умножаем на период денникового содержания, зависит от региона нахождения (200 дней), 137 рублей * 200 суток получим 27.400 рублей.
Ага, значит, даже сели Вы, продадите свои 5 тонн навоза, то всё равно будите иметь, 23.071 рублей убытков, радостно потирая руки, скажут приверженцы железных коней. “Но торопиться не надо”, – так говорил товарищ Саахов., – “Цыплят по осени считают”, – вторит ему народная пословица.
Не убытков, а расходов, поправим их мы, и согласно народной мудрости не торопясь, продолжим подсчёт затрат и выгод использования лошади и мотоблока.

Часть 2.

Если Вы стоите перед выбором, что эффективней использовать для обработки земли: лошадь или мотоблок, значит Вы не владелец дачного участка в 6 соток, а владелец участка под огород возле дома в 25 соток и выделенного не далеко (по разному, бывает) от деревни участка земли.
Основные задачи, которые будут возлагаться на лошадь или мотоблок, это обработка придомного огорода. Так как обработка земли на дальнем кордоне, обычно возлагалась на знакомого механизатор. Но если Вы задумались над приобретением лошади или мотоблока, значит, Вы подумываете о том, как справится с обработкой земли на дальнем кордоне своими силами, что бы не зависеть от внешних обстоятельств. Попробуем рассчитать, сколько Вам потребуется времени и средств на решение этой задачи.
Как всегда, давайте, определим точки отсчёта: земли у Нас 1.75 гектара, 25 соток огорода у дома, 50 соток дальнего огорода и 1 гектар земли под личные нужды. Чтобы обеспечить личные потребности в продуктах, достаточно 75 соток огородов, а что делать на оставшемся 1га? Попробуем использовать его под мелкотоварное производство, что бы обеспечить поступление денег в семейный бюджет. Выберем, к примеру: производство картошки, культуры известной и имеющей стабильный сбыт.
Теперь предстоит определить основные агротехнические операции,
без учёта особенностей агротехнологий отдельных культур. Потому что возле дома растёт: морковка, лук, огурцы и помидоры в теплице, картофель ранний. На дальнем огороде: свекла, капуста, зерновые и поздняя картошка.
Основные агротехнические операции, выполняемые с помощью лошади или мотоблока, это: весенняя вспашка, боронование, нарезание гряд, окучивание, окучивание, междурядная обработка культиватором (прополка), междурядная обработка культиватором (прополка), уборка урожая за плугом, осенняя пахота. Конечно, на самом деле работ будет больше, но мы упростим себе задачу, опустив некоторые виды агротехнические операций и транспортные работы, потому что не можем учесть индивидуальные особенности всех домашних хозяйств.
Для оценки эффективности использования лошади против мотоблока будем считать только время и средства, затраченные на обработку 1 га земли, которую мы выделили под картошку. Показатель себестоимости 1 кг картошки выращенной с использованием лошади или мотоблока, будет показателем преимущества одного способа над другим. Все расходы сведём потом в таблицу.
Начнём наши подсчёты с мотоблока. Сразу договоримся, что поле представляет собой не целинные земли, иначе увеличатся расходы, и мы планируем получить 18 тонн картофеля с 1 гектара.

1) Весенняя пахота с плугом, шириной захвата 0.25м, производительность по паспорту 0,05 м2 в час, необходимо 20 часов для того, что бы вспахать 1 гектар со скоростью 2км/ч. При расходе топлива 2 литра в час, необходимо 40 литров бензина по 25 рублей за литр, общей стоимостью 1.000 рублей. В реальности за 20 часов выработка будет меньше, а расход топлива больше, потому что надо учитывать время и длину холостых ходов. Добавим 10% к времени и к расходу топлива, тогда нам понадобиться 22 часа и 44 литра бензина, стоимостью 1.100 рублей.
2) Боронование бороной с шириной 1.1 метр, для того, что бы забороновать 1 гектар в два прохода необходимо 10 часов и 20 литров бензина стоимостью 500 рублей. Холостые ходы при бороновании минимальные.
3) Нарезание гряд с посадкой картофеля, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 70 см, производительность по паспорту 0,14 м2 в час, необходимо 8 часов и 16 литров бензина стоимостью 400 рублей, для того, что бы нарезать и посадить картофель.
4) Первое окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 60 см, производительность 0,13 м2 в час, необходимо 8 часов и 16 литров бензина стоимостью 400 рублей.
5) Второе окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 50 см, производительность 0,10 м2 в час необходимо 10 часов и 20 литров бензина стоимостью 500 рублей.
6) Междурядная обработка (прополка), культиватором-бороной с шириной 1.2 метр, производительность 0,24 м2 в час для того, что бы прополоть 1 гектар в один проход необходимо 4 часов и 8 литров бензина стоимостью 200 рублей.
7) Уборка урожая за плугом (ботву в ручную скосили), при ширине междурядий 70 см и производительности 0,13 м2, необходимо 8 часов и 16 литра бензина стоимостью 400 рублей.
8) Транспортировка урожая на хранение. Если удалённость поля 1 км от дома, то для того, чтобы перевезти 18 тонн картошки на прицепе грузоподъемностью 500 кг, Нам понадобится проехать 72 км и 20 часов со средней скорость 4 км/ч,. Затратив соответственно 40 литров бензина или 1.000 рублей.
9) Осеняя пахота с плугом, шириной захвата 0.25 м, производительность по паспорту 0,05 м2 в час, необходимо 20 часов для того, что бы вспахать 1 гектар. При расходе топлива 2 литра в час, необходимо 40 литров бензина, общей стоимостью 1.000 рублей. Снова добавим 10% к времени и к расходу топлива, получим 22 часа и 44 литра бензина, стоимостью 1.100 рублей.

Теперь обработка 1 гектара земли с помощью лошади. Будем выполнять такие же агротехнические операции с похожими сельхозорудиями.
1) Весенняя пахота, производительность по нормативам 0,08 м2 в час, средняя скорость 3.2 км/ч, необходимо 13.7 часов для того, что бы вспахать 1 гектар с учётом длины холостых гонов.
2) Боронование бороной «Зиг-заг», одним звеном, производительность по нормативам 0,34 м2 в час, необходимо 2.92 часов для того, что бы для того, что бы забороновать 1 гектар.
3) Нарезание гряд с посадкой картофеля, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 70 см, производительностью 0,22 м2 в час, необходимо 5 часов, для того, что бы нарезать борозды и посадить картофель.
4) Первое окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 65 см, производительность 0,20 м2 в час, необходимо 5.5 часов.
5) Второе окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 50 см, производительность 0,16 м2 в час необходимо 6.3 часов.
6) Междурядная обработка (прополка), культиватором с шириной 1.2 метр, производительность 0,38 м2 в час, для того, что бы прополоть 1 гектар в один проход необходимо 2 часа.
7) Уборка урожая за плугом (ботву скосили косой), при ширине междурядий 70 см и производительности 0,13 м2, необходимо 8 часов.
8) Транспортировка урожая на хранение. Если удалённость поля 1 км от дома, то нам понадобится проехать 48 км и 10 часов со средней скорость 4.5 км/ч, чтобы перевезти 18 тонн картошки на прицепе по 750 кг.
9) Осеняя пахота с плугом, производительность по нормативам 0,08 м2 в час, средняя скорость 3.2 км/ч, за 13.7 часов.
Как уже обусловлено, мы собрали с гектара 18 тонн картошки и теперь определим сумму прямых затрат на её производство.
Для этого составим таблицу:
Для того чтобы удобрить 1 га земли, необходимо от 4 тонн до 6 тонн навоза. Возьмем как обычно среднее значение – 5 тонн. Поэтому в первую строку нашей таблицы попадут расходы, связанные со стоимостью навоза для удобрения земли. Остальные строки займут расходы, связанные с проведением агротехнических операций.

Таблица 1. Прямые расходы на производство 18 тонн картошки.


Вот и пришла осень, начнём считать цыплят. Мы собрали урожай картошки в 18 тонн. Понесли расходов на её производство: с использованием лошади – 23.071 рублей, с использованием мотоблока – 9,929 рублей. При средней стоимости 1 кг картофеля 10 рублей, сумма выручки составит –180.000 рублей. Величина дохода при использовании лошади составит – 156.929 рублей, при использовании мотоблока – 170,071 рублей. Получается, что использование лошади принесло – 13,142 рублей убытка. Немного, но всё же расстраивает, и основная причина убытка – содержание лошади.
Но если внимательно посмотреть на таблицу, то видна одна определённая закономерность. Какая? – спросите Вы. Смотрим. и для тех, кто не увидел, я подскажу: Расходы при использовании мотоблока растут пропорционально его использованию! Для того, чтобы было видно нагляднее, предлагаю посмотреть на следующий график:


Как видно из графика, расходы при использовании лошади лежат в точке Б, что выше точки А использования мотоблока, и это означает что расходы использования лошади больше, чем расходы использования мотоблока.
Но это состояние соблюдается, только, при данном количестве площади и расстоянии пробега до поля. Любое изменение этих двух категорий, приведет к повышению потреблению топлива, что в свою очередь приведёт к повышению расходов. Расходы при использовании лошади не растут, при увеличении расстояний пробега до поля и площади обрабатываемых земель. Потому что, расходы при использовании лошадей являются – постоянными, а расходы при использовании мотоблока – переменными.


Здравствуйте! Хоть сайт Д2 и посвящен автомобилям, в блогах пользователей чего только не найти. Будете удивлены и не раз, но я исчерпывающей информации по мотоблокам так и не нашел. Форумы колхозников и фермеров, — э то долго и безрезультатно, а типовые статьи от копирайтеров — «как выбрать и купить мотоблок» не вызывали доверия ибо они дичь! (Друзья, я понимаю что тема эта скучная, и далека от интересных статей драйв2, но тем кто осилит весь текст, в конце публикации бонус!).

В первом случае, на тематических форумах, тебя начинают грузить, сколько у кого поголовье поросят в этом году, и пытаются выведать, а как у тебя с урожаем в прошлом. А интернет публикации на заказные темы выдают себя с первых строк, поскольку начинают откровенно «лить воду» набивая себе стоимость статьи, и рассказывая все от сотворения мира и до сегодняшнего дня. Причем, что обидно, мне, как любителю своего писательского дела, и инженера по образованию, так это откровенные технические ляпы в подобных публикациях. Более того, пытаясь хоть как то найти полезную инфу, уже через пол часа листания сети голова идет кругом. В общем тоже не вариант.

Поэтому по крупицам я собрал, воедино, то немногое что нашел в сети, отсмотрел на ютубе, и в чем имею практический многолетний опыт. Было решено излить сии потуги на страницы личного блога. Ведь проблема есть, а вот решений не много. Вдруг кому потребуется подобного рода информация, я буду рад, если смогу помочь.


Итак, с момента изобретения двигателя человек его стремился куда-нибудь пристроить. В некоторых случаях, это «куда-нибудь» выглядело противоречиво и необычно, но в сущности свою работу выполняло, и расползалось по миру миллионными тиражами.
Первый патент на мотоблок был выдан в Германии, аж в 1912 году. Изобретателями сего чуда и патентообладателями принято считать Конрада Фон Мейенбурга, и компанию Сименс-Шуккертверке. Они производили авиамоторы, самобеглые коляски, сельхоз технику и бытовую технику. В сущност, и с тех пор то ничего и не изменилось. Фактически это переднеприводный модуль он же ведущие колеса. В СССР их называли одноосный трактор, или пешеходный трактор.


Причем стоит сразу расставить точки над И и определить что есть мотоблок, а что есть мотокультиватор.
Если он изначально только под фрезерование и без колес, то это культиватор. Например самый распространенный мотокультиватор —«Крот». А вот если это колесная техника, способная тащить плуг, или прицеп, или еще какую навеску, но при этом допускает замену колес на фрезы и осуществляет фрезерование, то это есть мотоблок.
Причем хоть первый мотоблок и изготовили в СССР только в 1948 году где то в Перьми, термин «Мотоблок» начал использоваться только с 80х годов. Когда различные КБ и НИИ начали усиленно обеспечивать промышленной подобной малой механизацией.
Все мотоблоки делятся на легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Если первые две категории в составе своем имеют только двигатель и трансмиссию, то в последних двух уже может быть и вал отбора мощности, или простенький шестеренчатый насос для гидравлики.
По понятным причинам типовой площади в 6 соток большинства горожан, самые распространенные мотоблоки это легкие и средние. Тяжелые, это излишне громоздко, в жигули не влезет, и разогнаться негде.
В общем, мой выбор, как и большинства Россиян, лег в сторону среднего класса мотоблоков. Н оказалось все не так просто.

Предыстория. В нашей семье с ранних 90х, живет и здравствует мотоблок «Каскад». Ранний, с капотом и фальш-фарой. Загляденье!


Красивого желтого цвета, с красным редуктором, и зубастыми колесами. Ему более 25 лет, и 10 лет назад он пережил операцию по замене карбюратора, пускача, а потом и мотора на китайский лифан (всборе), а пятью годами ранее замене подверглись детали трансмиссии. Причем стоит отметить, что переходных пластин не было, и все состыковки делались на коленке. Только потом интенсивно пошли в продажу мотоблоки с уже установленными китайскими и американскими моторами. Жаль, что пришлось отказаться от фальш-капота и фары, но что есть, то есть. Время обломало его гонор, обруталился, покрылся ржавчинкой, и одеревенел. Работал он не покладая фрез, на всех огородах нашей семьи, подчас вгрызаясь в целинные земли, и борясь с корнями деревьев.


Из полезных опций, которые он обрел за это время, отмечу только систему Круиз-контроля, в виде проволочки согнутой кольцом, которая фиксирует рычаг сцепления, и держит его нажатым. Сильно помогало на больших огородах, и легко сдергивается, если рука соскользнет. Почему об этой опции додумались только на 15ый год владения, не спрашивайте. Просто берите и пользуйтесь нашей идеей)))

Так вот. Имея достаточный опыт в общении с подобной техникой, потребовался новый мотоблок в другую деревню, и я начал мониторить рынок.
Рынок мотоблоков России сейчас это помесь совковых разработок и китайских технологий. Ничего путного не изобрели с времен распада совка.
Первый кандидат конечно для меня лично это мотоблок «Каскад» но их перестали производить и новый уже не купить. Двигатель в стандарте на каскаде ДМ-1, с жигулевским поршнем, нижними клапанами совершенно отвратительным приводом ГРМ и смазкой. Мне этот мотор запомнился плохим запуском, завести его было не просто, из за этого часто ломался пускач. К слову, именно шестерня привода грм и слизалась от времени.
Мотоблок «Каскад» это модернизированный мотоблок Луч. А «Луч» это детище пермского авиационного моторостроительного завода.(Меня всегда поражало, как мы на одном заводе делаем и ракеты и трактора с половниками) Дальнейшая модернизация «Каскада» это мотоблок «Ока».


Хотя в сущности от Луча до Каскада я не нашел изменений в конструктиве (может плохо искал). Модернезировался только цвет, и немного компоновка.
У этих мотоблоков редуктор выполнен по цепной схеме, сам корпус редуктора штампованный, стальной. Игольчатые подшипники первичного вала и обычные подшипники внизу на полуосях, закрытые манжетами.


Двигатели с этой трансмиссией от 6-8 л.с. Сейчас, для извращенцев и мазохистов еще производят бм-1, а для приличных и воспитанных граждан давно ставят Лифаны и Бригс энд Стратоны. Первые восходят к идеологии самого распространенного мотора Хонды, переписанной Китаем на новый лад, а вторые для меня темная лошадка. Но подозреваю, что восточные корни присутствуют и там. Привод сцепления рычажный с клиноременной передачей. 2 скорости вперед и две назад. Переключения пипкой на самом редукторе.

В общем, с Каскадом, Лучем, и Окой все понятно. Проверенная классика мотоблокостроения, простая и распространенная. Никаких инноваций, а может оно и к лучшему. Начинаю смотреть, что есть еще.

Ярко-голубые с белым мотоблоки «Нева» давно примелькались на садовых участках. Двигатели тут от Субарей, жаль не оппозитных, и до китайщины. Присмотрелся к мотоблоку «Нева».



Из-за легкого редуктора для нашей почвы он маловат по весу. Надо будет догружать. Каскад и Ока весят под сотню кг. Нева 60-70кг. Но рекламы им не отнять. Везде и вся, продаваны пиарят Неву изо всех сил. Цена на приличную Неву около 40, против около 30 на Оку. То есть более легкий мотоблок дороже на 30% старушки Оки.

В одном магазине мне все таки попался честны продавец, который откровенно сказал, что по неве возвратов больше, что редуктор у них требует к себе внимания, и сейчас они распродадут остатки, и с нового года обещают новый редуктор выпустить, получше. Я искренне рад, что есть еще адекватные продавцы, которые не впаривают, а помогают выбирать.

Отдельным детищем Завода под Калугой, где сейчас выпускают мотоблоки «Ока», стоит мотоблок «Угра». Очень темная и непонятная лошадь. Рассказываю.


Для начала продольная компоновка как на правильном заднем приводе. Вслед за массивным мотором продольно идет коробка, и потом вперед идет вал к редутору, который расположен строго вертикально под мотором.
Примечательно, что при рекламе сего чуда, давят аргументом, что при проектировке привлекались представители авиастроения. Зачем только непонятно. Может надо было механизаторов привлекать, мотоблок то пахать должен а не летать. Укуренная мысль формирует в голове летающий мотоблок Фантомаса.))) На деле мотоблок очень поход на корабль флота Альянска Повстанцев из саги Дж. Лукаса о Звездных Войнах. Может для этого они авиаинженеров привлекли?



Отбросив юмор, идея была хорошая. В частности отказ от клиноременной передачи и установка дискового механизма сцепления в масляной ванне. Почти мокрая DSG с его двумя сцеплениями! Что это дало? Я не знаю зачем они так усложнили рабочую лошадку. По факту, клиноременная передача для мотоблока это бес проблемный узел, который ремонтируется быстро, работает даже при отвратительном качестве изготовления и стоит не дорого. «Угра» же, лично по мне, испорчена сложной конструкцией и средним качеством. Изначально идея была хорошая, и даже может лучшая в классе средних мотоблоков. Но все испортило производство, дилеры, и потребители. Первые подвели качеством, вторые сервисом, а третьи уровнем интеллекта для правильной эксплуатации такой техники. Изучая рынок запчастей, я не смог найти некоторые позиции в редукторе, и некоторые прокладки. Мы ищем мотоблок в глушь, где ближайший магазин по железкам в 65 км от огорода. Так что «угра» со своим футуристичным дизайном и авиационными технологиями прошла мимо, в светлое космическое будущее.

Я не забыл рассмотреть мотоблоки «Салют», которые после «Невы» вторые по популярности. С салютом я никогда не работал.


Лично мне не нравится то, что он низкий, и эта подножка спереди как то отталкивает. На колхиду похож. Редуктор у него алюминиевый, с шестеренчатым приводом ведущих колес. Сам «Салют» очень компактен, за это его любят городские дачники. Особенность «Салюта» маленькие колеса и такие же фрезы. Может он и не плох, но по моему мнению немного легковат. 75-80кг, и все таки я не люблю алюминиевые редукторы на такой технике. Может это предрассудки. Как ни странно. Мне не по нраву внешний вид «салюта» хотя положа руку на сердце мне о нем сказать особо нечего. Нареканий по ним не много, для маленькой площади вполне себе техника. Две скорости вперед и одна назад. Моторы есть разные, но почти все зарубежные.


А история мотоблока «Салют» восходит снова к авиационному моторостроительному заводу. Напомню, это уже второй или третий русский мотоблок который породнился с авиацией.

В принципе я выбирал только из той техники которую описал выше. ВЫ мне возразите, а как же «Patriot», «Daewoo», «Hyundai» и еще армия китайской и корейской техники осадившая полки супермаркетов и строительных рынков? А я вам отвечу. Что я буду делать с этим хендаем или патритом, когда буду в поле в 200 км от даже той же Рязани. Где через пять лет я буду искать на них ремни и сальники? Вот и то то же.





Да, отечественная техника изготовлена дремучими обезьянами, которые забивают болты и закручивают гвозди, на оборудовании, которое на западе уже трижды бы переработали во вторсырье, но для подсобного хозяяйтсва и нужна подобная простая и ремонтопригодная техника. Если за 30 лет они не смогли эволюционировать, то еще 30 тоже не смогут. А может оно и не надо, по крайней мере в той стезе.
Так или иначе, сейчас техника подобного класса оптимизировалась. Наша промышленность смирилась, что не умеет делать маленькие моторы «ДЛЯ ЛЮДЕЙ» а не для военных действий. Но еще не забыто, как штамповать простые формы, и с люфтами, по разгильдяйски собирать редукторы, не закручивая половину крепежа. Это не страшно, ведь запас на «разгильдяство» у техники заложен конструктивно, а протянуть крпеж перед работой не трудно.

В итоге, я приобрел мотоблок «Ока» с двигателем Лифан 6.5 л.с. в полной комплектации за разумные деньги. Сделал ему Т.О. – 0 и скоро отвезу к месту прохождения службы.
А бонус в конце статьи, это немного дичи в ленту. Я знал про гонки на газонокосилках в Англии, но точно не знал про заезд мотоблока против пикапа в дрег рейсинге, и о гряземесие европейцев, в Хорватии. Которые, не смотря на воспитание и манеры, тоже любят прохватить по говнищу без крыльев на мотоблоке)))
на третьем видео сухие гонки которые проходят в Германии. Дико конечно, но весело!

Личному хозяйству – малая механизация!






  1. Лучшие средние бензиновые мотоблоки
  2. Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки
  3. Лучшие средние дизельные мотоблоки
  4. Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки
  5. Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки

Имея собственное хозяйство, обойтись без механических «помощников» трудно – даже маломощный мотоблок способен облегчить множество работ, причем самым нестандартным способом: например, установив на вал отбора мощности помпу, можно быстро накачать воду из колодца или, наоборот, осушить канавы или кессон. Неудивительно, что часто в деревнях можно увидеть самые сумасшедшие конструкции, которые по примеру вархаммеровских орков собираются буквально из того, что было лишнего под руками.

Однако сегодня мы будем разбираться не с тем, как собрать мотоблок, а что можно и нужно купить в магазинах в 2020 году.

Прежде всего, заметим, что мы не преследуем рекламных целей. Все предложенные к вашему рассмотрению агрегаты отбирались беспристрастно, по принципу — «как для себя».
Критерии выбора:

Для удобства классификации мотоблоки можно разделить на следующие группы:

  • Легкие мотоблоки имеют моторы мощностью не более 4-5 лошадиных сил, чаще всего моторная передача и одновременно сцепление у них – это клиноременная передача. Основное назначение – работа с фрезами, дополнительная навеска подключается вторым ремнем, если на ведущем шкиве есть несколько ручьев. Большую нагрузку в виде плуга они не потянут даже с утяжелителями, на тяжелом грунте будут перегреваться. Такой мотоблок – хороший выбор для небольшого хозяйства, где нужна техника серьезнее культиватора, но тяжелая работа в больших объемах не предполагается.
  • Средние мотоблоки уже и мощнее, и тяжелее. В этом классе можно встретить не только модели с многоступенчатой трансмиссией и реверсом, но и дизельные модели, которые пускай и дороже, но при частом использовании выгоднее по расходу топлива. Моторная передача чаще прямая – а это дает возможность подключения активной навески на вал отбора мощности.
  • Тяжелые мотоблоки полностью оправдывают свое название – их масса превышает 150 килограммов (а то и зашкаливает за 3 центнера, как у Profi PR 1040E и его одноклассников), поэтому они без дополнительного утяжеления могут тянуть плуг, перевозить груженые телеги – а моторы мощностью 10-13 л.с. прекрасно справляются с этой нагрузкой. Учитывая габариты и вес подобных аппаратов, в трансмиссии появляется дифференциал – развернуть такую технику на одном колесе, как легкие мотоблоки, уже не получится. Часто можно встретить и пониженную передачу в редукторе.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие средние бензиновые мотоблоки 1 CRAFTSMAN 24030B 9.6 / 10 50 959
2 Daewoo Power Products DATM 80110 9.5 / 10 37 350
3 CHAMPION BC1193 9.3 / 10 45 470
4 КаДви Ока МБ-1Д1М7 9.1 / 10 39 659
5 Мобил К Ghepard CH395 9.0 / 10 199 990
Лучшие легкие недорогие бензиновые мотоблоки 1 Нева МБ-1Б-6,0ФС 9.7 / 10 47 600
2 Aurora GARDENER 750 8.7 / 10 25 000
Лучшие средние дизельные мотоблоки 1 Aurora SPACE-YARD 1050D 9.7 / 10 52 990
Лучшие тяжелые бензиновые мотоблоки 1 Беларус 09Н-01 9.8 / 10 96 000
Лучшие тяжелые дизельные мотоблоки 1 PATRIOT Boston 9DE 9.6 / 10 56 235
2 CHAMPION DC1193E 8.9 / 10 52 990

Лучшие средние бензиновые мотоблоки

CRAFTSMAN 24030B

Трансмиссия у мотоблока имеет три скорости переднего хода и одну – заднего. Самое то для мотоблока такого типа – тут тебе и низкая первая для хорошей тяги, и более-менее приличная скорость хода на третьей, если куда-то едешь с пустой телегой. Ну, а на обратном пути можно включить вторую скорость. Сцепление – сухое, редуктор – шестеренчатый. В общем, мы можем дать свою рекомендацию.

  • Простой и надежный мотор
  • Три «передних» скорости
  • Достаточно удобно маневрировать
  • Довольно-таки невнятный рычаг переключения передач


Daewoo Power Products DATM 80110

По нынешним временам интересное предложение: умеренная цена, удачный вес (86 кг), который и транспортировку не усложняет, но и обеспечивает достаточную нагрузку на колеса, чтобы обходиться без обязательных усилителей – потребуются они только при тяжелой работе. Двигатель здесь установлен собственного производства, Daewoo DAT 225-й серии. Он выдает 8 лошадиных сил при хорошем крутящем моменте на низких оборотах. Надежность у него более чем приличная, мотор вышел весьма удачным. Правда, обслуживать его не очень удобно, чем «болеют» многие мотоблоки – как всегда, подводит расположение сливной пробки. Редуктор – шестеренчатый, в чугунном картере. Ну, а раз уж и мотор имеет неплохую мощность, и редуктор не обделен прочностью, то и комплектные фрезы внушают – их можно установить до восьми штук, так что и с производительностью тут все нормально.

Конечно, для удешевления производитель пошел на ряд жертв. В первую очередь это, естественно, перенос производства в Китай. Но, к счастью, это на надежности практически не сказалось. Разве что протяжку крепежа перед началом эксплуатации все же стоит проверить, если в магазине не сделали предпродажку, да залить масло. Коробка передач тут простенькая – две скорости вперед, две назад, хотя мотор мог бы работать и с большим числом ступеней в трансмиссии. Ну и моторная передача тут, естественно, самая простая – клиновой ремень, а не прямая передача через сухое сцепление. Приводной шкив мотора имеет «запасной» ручей для подключения передней активной навески, заднего вала отбора мощности нет.

  • Мощный и надежный двигатель
  • Удачная развесовка
  • Ременная моторная передача


CHAMPION BC1193

Мотор сконструирован грамотно, даже имеет маслосъемный колпачок на впускном клапане – редкая вещь для двигателей такого класса, тем более китайских. Клапана регулировать удобно, по ресурсу ЦПГ особых претензий у нас нет – вполне среднестатистический. И даже сливная пробка – о чудо! – расположена там, куда удобно подносить емкость для слива отработки.

Все хорошо? Тогда давайте добавим и ложку дегтя. Качество крепежа ожидаемо низкое – везде, где только можно (но не всегда нужно), поставили дешевую «сыромятину». Учтите это и не усердствуйте с затяжкой. Спирально-конические шестерни в редукторе с завода часто плохо отрегулированы – недаром даже в инструкции по эксплуатации есть отдельный раздел, описывающий процедуру регулировки зазора. А настраивается он регулировочными прокладками, которые еще попробуй найди. Так что, как ни крути, а мотоблок этот явно рассчитан на рукастого владельца, которому повозиться с техникой если и не в удовольствие, то хотя бы не в тягость.

Основное занятие большинства дачников – работа на огороде: посадка семян и сбор урожая, прополка, культивация, рыхление, боронование. Вручную сделать весь спектр необходимых мероприятий трудно. К тому же требуется много времени. Для облегчения дачных хлопот хозяева все чаще запасаются культиваторами – самым ходовым и эффективным агрегатом для работы на земле.

Во время культивирования на даче

Содержание:

  1. ТОП 11 лучших культиваторов по отзывам покупателей
    1. Мобил К МКМ-МИНИ
    2. Daewoo Power Products DAT 3530
    3. ELITECH КБ 60Н
    4. CHAMPION BC6712
    5. Huter GMC-6.5
    6. Hammer RT-50A
    7. Hyundai Т 850
    8. Нева МК-200-Н5.0
    9. Caiman TRIO 70 C3
    10. ECHO TC-210
    11. Husqvarna TF 338
  2. Сравнительная таблица
  3. Как выбрать подходящий вариант?
  4. Мотоблок или культиватор – в чем разница?

ТОП 11 лучших культиваторов по отзывам покупателей

Культиватор призван облегчить дачнику работу на огороде. Он должен справляться с поставленной задачей, качественно обрабатывать почву, рыхлить землю, окучивать грядки, бороться с сорняками. Правильно выбранный аппарат прослужит своему хозяину много лет. Ниже представлены самые популярные модели в оптимальном соотношении цена-качество.

Мобил К МКМ-МИНИ

Мобил К МКМ-МИНИ

Популярный профессиональный культиватор, который отлично подойдет для обработки участков площадью 6 соток. В комплект входят 4 фрезы диаметром 215 мм, позволяющие обрабатывать почву шириной до 42 см. Оснащен 4-тактным бензиновым мотором мощность 3,5 л.с., которого достаточно для уверенной вспашки земли.

Одним из главных преимуществ агрегата являются его компактные размеры и небольшой вес (30 кг), поэтому он без проблем поместится в багажник автомобиля. Закаленные ножи рассчитаны на весь срок эксплуатации, благодаря уникальной конструкции они затачиваются в земле сами.

Помимо выполнения основной функции (разрыхление земли), с его помощью можно также удалить сорняки, прополоть межрядье, окучить картофель. Но дополнительное навесное оборудование необходимо приобретать отдельно.

  • Небольшие размеры и вес.
  • Возможность регулировки руля по высоте.
  • Достаточная мощность.
  • Невысокий расход топлива.
  • Максимальная глубина культивирования 21.5 см.

Daewoo Power Products DAT 3530

Daewoo Power Products DAT 3530

Компактный агрегат за умеренную цену. Он подходит для работ на легких почвах и неплохо себя проявляет на средне-тяжелом глинистом грунте. Корпус механизма сделан таким образом, что при появлении каких-либо проблем и неполадок, он легко разбирается для проведения ремонта и сервисного обслуживания.

Установленные на культиваторе фрезы, изготовлены из высокопрочной стали, что обеспечивает ему отличное рыхление даже твердой почвы. Они также способствуют движению аппарата вперед. Агрегат можно перевозить в машине, нужно лишь сложить рукоятку.

  • Низкая стоимость.
  • Хорошие фрезы.
  • Маленький вес.
  • Высокая производительность.
  • Достаточно большой расход топлива.
  • Высокий уровень шума.

ELITECH КБ 60Н

ELITECH КБ 60Н

Недорогой культиватор, который отлично подойдет для работ на дачных и приусадебных участках. Несмотря на компактные размеры, он отлично справляется с тяжелыми почвами.

Помимо фрезеров к нему можно цеплять разные виды навесного оборудования, используя его в качестве картофелевыкапывателя или картофелесажалки, механизма для внесения удобрений и прочих. Однако их необходимо приобретать дополнительно.

  • Невысокая цена.
  • Небольшой расход топлива.
  • Хорошая обработка почвы.
  • Простота управления.
  • Можно цеплять навесное оборудование.
  • Сильная вибрация на холостых оборотах.
  • Непрочный пластмассовый ролик заднего хода.

CHAMPION BC6712

CHAMPION BC6712

Мощный культиватор среднего класса, который без труда справиться с большим объемом работ или с тяжелым грунтом. Он оснащен небольшими колесами, которые выполняют не столько ходовую, сколько опорную функцию. Благодаря им агрегат устойчиво стоит на поверхности. Во время работы движение культиватору придают вращающиеся фрезы.

Модель оснащена объемным бензобаком, заправки которого хватает на несколько часов непрерывной работы. Двигатель = установлен сверху для более удобного воздушного охлаждения. А чтобы его было проще хранить и перевозить, в аппарате снимаются рукоятки.

  • Хорошо заводится.
  • Экономный расход топлива.
  • Простота управления.
  • Исчерпывающая инструкция в комплекте.
  • Коротковатые крылья.
  • Съезжают резинки с рукояток.

Huter GMC-6.5

Huter GMC-6.5

Отличный агрегат по привлекательной цене. Он отличается хорошей мощностью, что позволяет использовать его на небольших участках – дачных, приусадебных и средних площадях – фермерских хозяйствах.

В данном культиваторе установлен одноцилиндровый четырехтактный бензиновый мотор, который выдает 6,5 л.с. Для вспашки почвы предусмотрены одинарные и двойные фрезы. Объем бака составляет 3,6 л, что обеспечивает бесперебойную работу на протяжении нескольких часов. Высоту руля можно регулировать, настраивая ее под конкретного пользователя. Она легко снимается, что упрощает транспортировку.

  • Прост в обслуживании.
  • Легко управлять.
  • Большая ширина обработки почвы.
  • Экономный расход бензина.
  • Огрехи сборки.
  • Маленькое переднее колесо.

Hammer RT-50A

Hammer RT-50A

Надежный в работе культиватор среднего класса. Им просто управлять, он легко заводится, способен выдавать мощность до 5 лошадиных сил. В комплект входит четыре фрезы, обрабатывающие за один прогон землю, шириной в 50 см.

Модель привлекает своей компактностью. В ней отсутствует коробка переключения передач. Агрегат может двигаться только вперед в одной и той же скоростью. Вместительность бензобака составляет всего 1,2 литра.

  • Небольшой вес.
  • Невысокий расход топлива.
  • Ровный ход.
  • Качественная сборка.
  • Большая глубина культивирования (67 см).
  • Отсутствует коробка передач, работает на одной скорости.
  • Маленький бак.

Hyundai Т 850

Hyundai Т 850

Небольшой, легкий в управлении культиватор, мощностью 6,5 лошадок, призван облегчить своему хозяину работы на огороде. Для более удобного перемещения по участку, в нем предусмотрено колесо, закрепленное спереди.

Модель укомплектована металлическими фрезами, быстро, эффективно вспахивающими почву, очищающими ее от сорной травы. Они одинаково хорошо проявляют себя на мягкой и твердой земле. В аппарате регулируется рукоять оператора, что делает управление более удобным.

  • Простая конструкция.
  • Вспашка получается мягкая, без больших комков.
  • Небольшой расход топлива.
  • Хорошо заводится.
  • Есть задняя скорость.
  • Все детали нужно подтягивать после покупки.
  • Короткие защитные крылья.

Нева МК-200-Н5.0

Нева МК-200-Н5.0

Хорошая модель по небольшой цене. Ее необычный внешний вид – не повод сомневаться в качестве и надежности механизма. Он легок в управлении, прост в эксплуатации.

Аппарат оснащен четырьмя фрезами. При необходимости их количество можно уменьшать, если обрабатываемая площадь меньше, чем ширина захвата этих ножей. В культиваторе установлена механическая коробка передач с тремя скоростями: одной задней, двумя передними.

  • Легкий ход.
  • Несколько скоростей.
  • Большая ширина обработки.
  • Трудно переключать скорости.
  • Маленькая глубина обработки (16 см).

Caiman TRIO 70 C3

Caiman TRIO 70 C3

Современный агрегат, отвечающий всем требованиям покупателей. А его высокая стоимость обусловлена использованием в его изготовлении высококачественных материалов. Несмотря на небольшие габариты, эта модель отличается достаточной мощностью. Но особенно впечатляет в механизме низкий расход бензина.

Он оснащен механической коробкой передач с двумя передними и задней скоростями. Может быть использован не только в качестве культиватора, к нему также можно подсоединять другие виды навесного оборудования: прицеп, плуг, полольники, окучник и прочие. Ширину обработки можно регулировать путем съема или добавления фрез к конструкции, парно с двух сторон.

  • Низкий уровень шума.
  • Наличие поворотных ручек.
  • Регулируемая ширина обработки.
  • Непонятная инструкция по эксплуатации.
  • Высокая цена.

ECHO TC-210

ECHO TC-210

Маломощный культиватор небольших размеров. Он станет отличным помощником в обработке почвы в огороде, парнике, вокруг деревьев, в палисаднике, на клумбах. С ним посадка, окучивание, борьба с сорняками будет простой, быстрой, эффективной. Им сможет управлять даже женщина.

Бензобак в этой модели вместительностью всего 0,5 литра. Но низкий расход топлива позволяет выполнять достаточный объем работ. В комплект к механизму входят стальные фрезы, размер которых обеспечивает обработку почвы шириной в 21 см за один проход. Глубина проникновения ножей в землю составляет 25 см.

  • Небольшие размеры.
  • Простота сборки.
  • Легкий вес.
  • Маленький расход топлива.
  • Подходит только для легких почв.
  • Высокая стоимость.

Husqvarna TF 338

Husqvarna TF 338

Один из лучших культиваторов, по отзывам владельцев, простой и надежный в эксплуатации. Он привлекает покупателей своим легким весом и отличной маневренностью. Его без труда можно транспортировать, он не занимает много места, в том числе из-за складываемой рукоятки. Агрегат оснащен специальным бампером, защищающим двигатель от повреждений.

В комплект входят 8 фрез, колеса, обеспечивающие более удобное его передвижение от места хранения к месту обработки почвы. Он оснащен механической коробкой переключения передач с тремя скоростями: 1 задней, 2 передними.

  • В комплект входят резиновые колеса большого диаметра.
  • Ширина обработки – 95 см.
  • Отлично вспахивает тяжелые почвы.
  • Работает тихо.
  • Высокая стоимость.

Сравнительная таблица

Если вы еще не определились, какой бензиновый культиватор лучше выбрать в 2020-2021 году для своей дачи, то можете сравнить технические характеристики каждой модели, которые мы указали в сравнительной таблице.

МодельОбъем двигателя, куб. смШирина обработки почвы, смСкорость вращения фрез, об/минГлубина культивирования, смОбъем топливного бака, лСредняя цена, руб.
Мобил К МКМ-МИНИ9822,50-4214021,51,617 890
Daewoo Power Products DAT 353057,22614022112 395
ELITECH КБ 60Н19635-85н/д32320 695
CHAMPION BC671219630-85130333,621 940
Huter GMC-6.519630-90190323,622 512
Hammer RT-50A15950361,224 352
Hyundai Т 85019680114303,629 511
Нева МК-200-Н5.016065-10028-12016232 595
Caiman TRIO 70 C321230-90208323,636 695
ECHO TC-21021,221277250,530 925
Husqvarna TF 3382129553-97304,839 945

Как выбрать подходящий вариант?

Планируя приобретение культиватора для дачи, следует акцентировать внимание на следующих моментах:

  • мощности техники, сможет ли она справиться с предполагаемым объемом работ;
  • производительности, сколько времени понадобиться хозяину, чтобы вспахать, разрыхлить огород;
  • возможности использования помимо фрезов другого навесного оборудования;
  • весе механизма, чтобы он легко шел и без проблем рыхлил почву, не застревал, не петлял;
  • ширине и глубине обработки почвы.

Мотоблок или культиватор – в чем разница?

Хозяева дачных участков часто стоят перед выбором, что лучше купить, культиватор или мотоблок. И у одного и у другого агрегата есть свои особенности, преимущества, о которых нужно знать, чтобы не прогадать с покупкой.

В пользу мотоблока говорит его мощность, производительность, многофункциональность. С его помощью можно выполнять практически все виды сельскохозяйственных работ: вспашку, окучивание, культивацию, сбор и транспортировку урожая, внесение удобрений, посадку семян и прочее. Это возможно благодаря наличию специального крепления для установки различного навесного оборудования. Такая техника походит для обработки достаточно больших площадей.

Культиватор же привлекает своими небольшими размерами, более легким весом, экономией топлива, большей маневренностью. В некоторых моделях тоже есть возможность цеплять разные виды навесного оборудования. Можно также найти аппараты, оснащенные коробкой передач с задней скоростью. И в пользу культиватора нельзя не отнести стоимость, она зачастую в разы ниже цен на мотоблоки.

Читайте также: