Когда ехал я на лихом коне

Опубликовано: 13.05.2024


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: грудинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «лихой»

Ассоциации к слову «конь»

Синонимы к слову «лихой»

Синонимы к слову «конь»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «на лихом коне»

  • Подле них Андрюша радостно гарцевал на лихом коне .

Сочетаемость слова «лихой»

  • лихие люди
    на лихом коне
    лихие времена
  • в лихую годину войны
  • пересидеть лихое время
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «конь»

  • белый конь
    боевой конь
    железный конь
  • конь всадника
    старый конь борозды
    конь шпоры
  • копыта коней
    поводья коня
    шея коня
  • конь заржал
    конь фыркнул
    конь остановился
  • сесть на коня
    пришпорить коня
    вскочить на коня
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «лихой»

ЛИХО́Й 1 , -а́я, -о́е; лих, лиха́, ли́хо. Устар. и прост., народно-поэт. Могущий причинить вред, зло; злой.

ЛИХО́Й 2 , -а́я, -о́е; лих, лиха́, ли́хо. Разг. 1. Смелый, храбрый, удалой. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «конь»

КОНЬ , -я́, мн. ко́ни, -е́й, м. 1. Лошадь (преимущественно о самце; в речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи). Боевой конь. Ферма рысистых коней. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «лихо»
  • Как правильно пишется слово «лихой»
  • Как правильно пишется слово «кон»
  • Как правильно пишется слово «конь»
  • Разбор по составу слова «лихо» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «конь» (морфемный разбор)

Значение слова «лихой»

ЛИХО́Й 1 , -а́я, -о́е; лих, лиха́, ли́хо. Устар. и прост., народно-поэт. Могущий причинить вред, зло; злой.

ЛИХО́Й 2 , -а́я, -о́е; лих, лиха́, ли́хо. Разг. 1. Смелый, храбрый, удалой.

Значение слова «конь»

КОНЬ , -я́, мн. ко́ни, -е́й, м. 1. Лошадь (преимущественно о самце; в речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи). Боевой конь. Ферма рысистых коней.

Синонимы к слову «лихой»

  • удалый
  • удалой
  • бесшабашный
  • залихватский
  • разудалый
  • (ещё синонимы. )

Синонимы к слову «конь»

  • кон
  • лошадь
  • мерин
  • иноходец
  • рысак
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «лихой»

  • лихо
  • шеф
  • (ещё ассоциации. )

Ассоциации к слову «конь»

  • лошади
  • лошадь
  • конница
  • лошадки
  • хомут
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «лихой»

  • лихие люди
  • в лихую годину войны
  • пересидеть лихое время
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «конь»

  • белый конь
  • конь всадника
  • копыта коней
  • конь заржал
  • сесть на коня
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «лихо»
  • Разбор по составу слова «конь»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «лихо»
  • Как правильно пишется слово «лихой»
  • Как правильно пишется слово «кон»
  • Как правильно пишется слово «конь»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Маргарита ЮЖИНА ПОЗАДИ НА ЛИХОМ КОНЕ

ГЛАВА 1

– Нет, это же надо, а? Он меня бросил. Этот плешивый пудель встал вчера в позу Наполеона и торжественно сообщил, что у него новая сердечная привязанность! Сволочь! – всхлипывала Тайка прямо на своем рабочем месте, у контейнера.

– Да не убивайся ты так! – успокаивала подруга. – Он никогда до приличного мужика недотягивал. Обычный сельский вариант.

– Ага, то-то ты перед этим вариантом на своем дне рождения вертелась, думаешь, не помню?

– Это же я тебе уважение оказывала! – вспылила Катерина. – Я же видела, тебе неприятно, что его за Емелю держат, вот и поддерживала тебя, а так, на фиг он сдался! И чего ты на себе крест ставишь? Ты у нас умница, работяжка, каких поискать, фигурка замечательная, мордашка… Господи, ты посмотри, как у тебя морду от слез разнесло! Прекращай ныть! Вернется он, куда он без тебя? Если бы не ты…

Да, если бы не Тайка… Три года назад она встретила его возле магазина. Он стоял возле винной тары и глазами побитой собаки смотрел на всех прохожих. Чего он ждал, неизвестно, но тогда у Тайки было прекрасное настроение, впереди предстояли выходные, и она просто попросила этого несчастного донести ей сумки. После носильщик был приглашен на чай. К столу он подошел тщательно умытый и страшно смущенный. Первая же чашка «Беседы» самым волшебным образом оправдала свое название – из гостя полился поток откровений. Так Тайка узнала, что зовут его Геннадий, приехал он из села на крупные заработки. Сельский житель изрядно потрудился лопатой и решил, что пора переходить на новый виток жизненной спирали. Почему-то сам себе он виделся специалистом во многих отраслях и был всерьез обескуражен, что мощные, богатые промышленные предприятия вовсе не нуждаются в его, Гениных, услугах. В городе на заводах шли сокращения, зарплата не выплачивалась месяцами, а туда, где выплачивалась, устроиться было невозможно. Правда, Геннадий увлекался фотографией, но и она кормить его не собиралась. На каждом углу предлагал теперь свои услуги «Кодак». Тягаться с ним если кто-то и смог бы, то точно не Гена. Выслушав трагичную повесть гостя о коварной судьбине, Тайка разрешила ему переночевать, а после и совсем остаться. С первым своим мужем она разошлась еще десять лет назад, а мужик в доме никогда не помешает. Так и жили они вместе уже три года, расписываться не расписывались, но сроднились, притерлись, притерпелись друг к другу, и вот тебе на! Оперившийся Геночка возомнил себя ястребом и упорхнул к другой клуше.

– Тай, ну хватит слезы лить. Смотри, время уже пять часов, пора товар собирать да по домам, – напомнила Катерина. – Тоже мне горе – мужик сбежал! Ты через неделю ему спасибо скажешь, еще сама над собой смеяться будешь.

– Тут не до смеха, – горько вздохнула Тайка. – Ты ведь не знаешь многого, да тебе и не надо знать.

– Ой, ну я тебя умоляю! Что же такое мне неизвестно? Беременная, что ли? Нет? Ну а остальное все фигня! Выкрутимся!

Вечером Тайка поднималась по лестнице, таща тяжеленные сумки с продуктами – разводы разводами, а организм от этого страдать не должен.

– Ключ, зараза, тоже взбунтовался! – ворчала Тайка, воюя с заевшим замком. Свет в прихожей включить не успела – по глазам резко ударил яркий луч фонарика.

«Это что же за лампа у них, с маяка, не меньше!» – мелькнула в голове глупая мысль. Руки сами собой разжались, и тяжелые сумки с глухим стуком грохнулись на пол.

– Себя, значит, мы любим! Кормим, поим. Хорошо живете. Сыто! А долги, ясен пень, по барабану, – раздался мерзкий голос.

– Ребята, я не виновата, честное слово! Он завещание не на меня… – Договорить не получилось, Тайка просто задохнулась от боли. Ни вдохнуть, ни выдохнуть. Перед глазами живо запрыгали белые мошки, и она осела на свои же сумки. Сознание вернулось от того, что кто-то грубо хлестал Тайку по щекам. Тот же противный голос зло сообщил:

– Короче, завтра мы тебя находим в этом же месте, и ты нам, радостно улыбаясь, даришь чемоданчик, заметь, не пустой. Если что-то в сценарии задумаешь изменить – не успеешь. В общем, все по Станиславскому – мы сказали, ты сделала. А теперь позволь гостям выйти. Да, и не валяйся в таком непотребном виде, еще приличная женщина называется!

Вот это и была та настоящая беда, куда ее толкнул бывший так называемый супруг, который теперь предательски сбежал.

Все это случилось больше года назад. Супружество тогда казалось Тайке на редкость благополучным, Гена постоянно что-то дома мастерил, окружал заботой и только что на руках не носил. Правда, вопрос с работой так и оставался открытым, но у Тайки весьма удачно складывался ее, пусть небольшой, бизнес, и острой нужды в деньгах семья не испытывала. Однажды Гена выложил перед Тайкой на стол целую пачку фотографий. На всех снимках была она. Что это были за кадры! Тайка и представить себе не могла, что может так обворожительно выглядеть. Вот она у дерева, вот здесь – дома, а это совершенно замечательный кадр – она стоит на балконе. Тайка тогда попросила увеличить некоторые снимки и повесила их в комнате. Но Гена хотел не этого. После того дня он стал настойчиво убеждать жену, что фотография его единственное и настоящее призвание. Не согласиться с этим было трудно, однако оставалось непонятно, как Гена собирается изменить их жизнь, зарабатывая таким путем. Папарацци! Когда впервые он сказал это слово, Тайка долго восхищалась, как быстро в крестьянские мозги входят иностранные слова, пополняя словарный запас. И ведь произнес без ошибки! Затем это слово стало появляться все чаще и чаще в разговоре Гены. Тайка упорно приписывала его Гениному остроумию, но тот не шутил. Похоже, он всерьез заболел этой идеей. Пришлось реагировать по-другому.

– Гена! Что ты несешь! – кипятилась Тайка. – Ты думаешь, все так легко? Ну где ты будешь искать известных личностей, да еще в нежелательном для них виде? А если вдруг и удастся, как ты собираешься вытаскивать из них деньги? Тебя же по судам затаскают! И правильно сделают, все мы люди, нечего чужой слабостью пользоваться! Да и, в конце концов, это просто смешно – с твоим «ФЭДом» только кошек соседских можно фотографировать, а ты в папарацци!

– Вот я к этому и веду! – обрадовался Гена Тайкиной понятливости. – Мне нужен только хороший аппарат. И не просто хороший, а самый наилучший! Поэтому нужны деньги. Остальное – это уже мои заботы.

– Ничего себе! Значит, я должна достать деньги, и, судя по всему, немалые, а уж куда их потратить, ты без меня решишь, так, что ли?

– Родная моя, не просто потратить, а вложить в прибыльное дело, – убеждал супруг, преданно и нежно заглядывая в глаза. – Неужели ты не понимаешь, я хочу быть настоящим мужиком в доме. Я хозяином в доме хочу быть!

Уговаривать он умел. Для пущего веса мельком обмолвился, что в противном случае ему опять придется перебираться в совхоз, потому как быть мальчиком «подай-принеси» ему уже его мужское достоинство не позволяет. Что такое случилось с достоинством, Тайка выяснять не стала, а, как и подобает любящей женщине, испугалась предстоящей разлуки с милым и, немного поразмышляв, согласилась. Деньги пришлось занимать, конечно же, ей, потому что Гена, с обожанием глядя на супругу, трепетно произнес:

– Я не стал бы втягивать тебя в свои проблемы, но такие деньги можешь занять только ты.

«Такие» деньги вылились в огромную сумму. Тайка наивно считала, что обойтись можно и гораздо меньшими вложениями, но будущий натуросъемщик популярно объяснил, что экономить на мелочах – себе дороже. Помимо дорогого фотоаппарата, у Гены была запланирована покупка крохотной комнатки для фотолаборатории и целая куча необходимых мелочей. Деньги Тайка решила занять у одного своего старого знакомого, с которым жила когда-то на одной улице и даже какое-то время дружила. Бывший друг занимался тем, что прикрывал почти весь центральный рынок, в том числе и Тайкин контейнер, своей заботой – иными словами, Езя был самой банальной «крышей». А поскольку кураторство рынка было не единственной его деятельностью, то денежки у него водились. Вот к нему-то и пришла Тайка.

– Значит, деньги нужны? – уточнил рыжеватый, начинающий полнеть Езя. При разговоре губы у него приветливо улыбались, а вот глаза смотрели пристально и хищно. Про былую дружбу он вообще вспоминать не собирался. – Я не спрашиваю, для чего тебе столько, чувствую, не на мороженое, только ведь, знаешь, я милостыню не подаю. А дать такую сумму без процентов, да еще на полтора года, это царская милостыня получается. Да ты и сама, как женщина самостоятельная, не примешь от меня такого подарка.

– Сколько? – холодея, спросила Тайка.

– Как и везде, тридцать процентов, а иначе разговаривать я не намерен.

Сумма получалась устрашающая. Но отступать было поздно, да и никто больше таких денег не даст.

Песню «Вот пуля просвистела…» многие считают народной казачьей и полагают, что она появилась на свет не позднее времён Гражданской войны. Это утверждение вводит в недоумение исследователей русского фольклора и историков музыки, ведь в сборниках произведений той эпохи она не упоминается. Зато она давно знакома истинным фанатам отечественного рока. А в 1995 году, благодаря Сергею «Чижу» Чигракову, песня стала крупным хитом.

Так кто же и когда написал композицию, также известную под названиями «Батька-атаман», «Атаман» и «Комиссар»?

История песни «Вот пуля просвистела…»

Попробуем проследить историю создания знаменитого произведения. Рассмотрим версии её происхождения, которые высказывали разные исполнители, а также будем опираться на расследование, которое провел Всеволод Бойко из русской службы Би-би-си.

Его результаты были опубликованы в декабре 2017 года на официальном сайте BBC.

Версия Чижа и Чернецкого

Широкая аудитория узнала о треке после того, как Сергей Чиграков включил его в альбом «О любви» (1995), поэтому начнём разбираться в истории песни «Атаман» с воспоминаний Чижа.

В 2000 году Сергей был в гостях на станции «Наше радио». В ходе беседы он несколько раз назвал «Батьку-атамана» украинской народной песней и сказал, что узнал о ней во время жизни в Харькове. Он также ссылался на воспоминания своего приятеля, дед которого якобы пел её со времен гражданской войны и коллективизации.

В Харькове Чиграков играл в рок-группе «Разные люди». Её основатель Александр Чернецкий утверждал, что песню «Вот пуля просвистела…» знали и любили всего его друзья:

Люди запоминали её во всех компаниях. Никто даже ручку не брал, не записывал. Простые аккорды, простая мелодия, её пели даже а капелла. Не было гитары – всё равно, после какой-то рюмки водки её запевали.

Именно Чернецкий спел её Чигракову. Но лидер группы «Разные люди» настаивал на том, что зародилась композиция не в Харькове. Якобы в конце восьмидесятых песню привёз из Архангельска один его знакомый.

Панковский след

Судя по всему, к Украине «Батька-атаман» действительно не имеет ни малейшего отношения. Равно как нельзя считать песню народной. У представителей питерской рок-тусовкий той поры её авторство не вызывало сомнений.

В 1983 году Игорь Шолк по прозвищу «Нехороший» и Михаил Тинкельман, которого друзья называли «Солидным», на скорую руку сочинили слова песни «Комиссар». Музыку написал Алексей «Лёва» Леонтьев.

Игорь Шолк отвечать на вопросы о композиции отказывается, а Михаил Тинкельман отреагировал на расспросы журналиста BBC так:

Род интереса к моей персоне меня совершенно не вдохновляет. Так как я очевидно не претендовал ни на какие бонусы и упоминания, связанные с текстом, то и не имею никаких обязательств по удовлетворению чьего-либо любопытства. Обратите также внимание, что песенка, сделанная по приколу и для забавы, современными исполнителями подаётся пафосно и натужно, что, естественно, также не располагает к участию в этом раскладе.

Алексей Леонтьев рассказал, как определился первый исполнитель трека:

Свин, когда приходил ко мне в гости, сказал, что он готов купить за две бутылки портвейна право первородства. Право первородства ему, конечно же, не было продано, но право исполнения было отдано. При этом то ли история умалчивает, то ли никто не помнит, видели ли мы эти две бутылки портвейна.

Итак, первым её исполнил Андрей «Свин» Панов из группы «Автоматические удовлетворители», что произошло 1 мая 1983 года в Люберцах. В том же году небольшую заметку о мероприятии опубликовал журнал «Ухо». В статье упоминалась песня «Атаман».

Известно интервью, в котором Свин отвечает на вопрос, кто автор песни «Батька-атаман»:

Вещь эта, действительно, чисто технически была мной собрана буквально по кусочкам, и к ее авторству я имею прямое отношение: не было б меня – не было бы и этой песни…

После концерта 1983 года Панов неохотно пел «Вот пуля просвистела», хотя иногда это случалось.

В книге «Ау! Свинья!» Алексей Рыбин приводит воспоминания матери музыканта:

Тот же «Комиссар», которого ему все время инкриминировали, а это вообще не его песня… мне говорили – антисоветчина, мол, «Комиссар»… Я говорю – да не Андрюшина это песня, он ее и на концертах перестал исполнять из-за того, что вещь чужая.

Посмотрим ещё одну памятную видеозапись выступления «Свина».

Важно учитывать, что ни один авторитетный исследователь народного песенного творчества не указывал на фольклорное происхождение композиции. Более того, по словам экспертов, она написана размером, который редко использовался в ту эпоху.

Смысл песни «Вот пуля просвистела»

О чём «Батька-атаман», понятно из текста произведения. Песня исполняется от лица человека, который явно был не рад приходу советской власти и отважился выступить против «комиссаров» с оружием в руках.

В интервью Русской службе BBC Алексей Леонтьев рассказал об источнике вдохновения для авторов. Им стала повесть «С мандатом губкома» писателя Сергея Мотияша, опубликованная в журнале «Юность» в 1978 году.

По сюжету, молодые учителя отправляются в далёкую деревню, где им приходится скрываться от банды лихого атамана. Выпивая в избе, «злодеи» сначала поют залихватские куплеты:

У Советов денег нету,
А у нас их сколько хошь,
Потому как у Советов
Всей скотины – клоп да вошь.
Как добуду я обрез
Да уйду с обрезом в лес…
И начну я им опять
Комиссариков считать.

Позже они заводят жалостливую:

Пуля прямо в грудь
Попадала мне,
Но спасуся я на лихом коне.
Шашкою меня комиссар достал,
Кровью исходя, на коня я пал.
Эх, конь мой вороной,
Да обрез стальной,
Да густой туман,
Эх, батька-атаман.

Провести параллели между этими песнями и композицией «Вот пуля просвистела…» отнюдь не сложно.

Дочь Сергея Мотияша не смогла подсказать журналисту Би-би-си, откуда взялись эти строчки. Она лишь высказала предположение, что у него были какие-то старые архивы.

Видимо, у «Батьки-атамана» был ещё один куплет. Якобы он таков:

Вот возьму обрез, да пойду с ним в лес,
Буду пить, гулять, комиссариков стрелять.
Сила у обреза – девять грамм свинца,
Щелкнул курок, вот и нету подлеца.

По другой версии, он звучал следующим образом:

Давите красных сволочей,
Да чтоб не …… [крали] коней.
Давите красных сволочей,
Да за жену, да за детей!

Не исключено, что это уже истинное народное творчество, проявившееся, когда песня стала популярной.

Кавер-версии

В 1987 году на фестивале в Подольске песню «Вот пуля просвистела» с изменённым текстом исполнил Александр «Рикошет» Аксёнов в составе группы «Объект насмешек». После этого трека выступление прервал сотрудник госбезопасности.

О тех событиях рассказывал Игорь Гудков, который тогда был руководителем коллектива:

Я пошел на пульт, и туда пришел кгбэшник и выключал звук на песне «Комиссар». Меня чуть не свинтили там, потому что я ручки двигал наверх, а он их двигал вниз.

Впоследствии композицию полюбили всевозможные казачьи коллективы и поклонники «белого» движения. Как правило, о настоящей истории песни «Вот пуля просвистела…» они не знают.

Так спели «Вот пуля просвистела» участники шоу «Голос».

Текст песни «Вот пуля просвистела…» («Батька-атаман»)

Вот пуля просвистела, в грудь попала мне,
Спасся я в степи на лихом коне,
Но шашкою меня комиссар достал,
Покачнулся я и с коня упал.

Припев:
Хэй, ой да конь мой вороной!
Хэй, да обрез стальной!
Хэй, да густой туман!
Хэй, ой да батька-атаман, да батька-атаман!

На одной ноге я пришел с войны,
Привязал коня, сел я у жены.
Но часу не прошло, комиссар пришел,
Отвязал коня и жену увел.

Спаса со стены под рубаху снял,
Хату подпалил, да обрез достал.
При Советах жить – торговать свой крест!
Много нас таких уходило в лес.

Аккорды песни «Батька-атаман» («Вот пуля просвистела…»)

Вот пуля просвистела, в грудь попала мне,
Dm Am F G
Спасся я в степи я на лихом коне,
Am C A7
Но шашкою меня комиссар достал,
Dm Am F G
Покачнулся я и с коня упал.

Припев:
Am C A7
Хэй, ой да конь мой вороной,
Dm Am F G
Хэй, да обрез стальной,
Am C A7
Хэй, да густой туман,
Dm F G Am
Хэй, ой да батька-атаман,
F G Am
Да батька-атаман.

Цитата о песне

99% уверенности, что этой песни не было ни до Гражданской войны, ни на ней.

Рустам Фахретдинов, Европейский университет

Несмотря на то, что история не до конца выясненная, [«Вот пуля просвистела…»] вполне себе ложится в репертуар казачьего коллектива. И она раскрывает исторический контекст, позволяет современному зрителю понять, чем была Гражданская война, и какие ощущения и эмоции испытывали люди в то время… Никогда бы ни подумал, что она написана в семидесятых – восьмидесятых годах. Настолько она передает эмоции, настолько она честная, что ли.

Вениамин Новоточинов, руководитель Московского казачьего хора

Свят Георгий во бое
На лихом сидит коне,
Держит в руце копие,
Тычет змия в жопие.

Эта тощая востроносая дамочка была древнейшей приятельницей Алисы (кажется, еще в детском садике на горшочках рядом сидели), тянула свое зрелое девичество в компании с престарелой своей матушкой неподалеку от нашего жилища и частенько забегала к нам пошушукаться насчет районного начальства, а покончив с этой волнующей темой, уединялась с Алисой в нашей спальне, где и предавались они, как я понимаю, специфическим разговорам, не предназначенным для грубых мужских ушей. Не могу сказать, чтобы она мне была противна, так, иногда смешила и слегка раздражала, сплетенки ее временами были интересны, а уж в тот вечер я слушал ее в оба уха, стараясь не пропустить ни слова.

Да и как было не слушать!

Началось с того, что сразу после обеда в свой кабинет быстрым шагом проследовал сам Первый, за ним по пятам Кнут, а за Кнутом, едва не наступая ему на задники, «этот самый, который так подвел нас с газетой, Волошин». «Представляете, я его едва узнала! Только по этой его черной повязке на глазу. Лысый, как чайник, физиономия голая, смотреть неловко, честное слово. И глаз сверкает! Поистине, бог шельму метит. » В приемной уже дожидались трое посетителей, все директора совхозов, они было вскочили, но Первый поприветствовал их взмахом руки и бросил на ходу: «Сидите, товарищи». И дверь в кабинет закрылась.

Как и о чем происходил у них там разговор за закрытой дверью, секретарша не знала. Минут через десять дверь распахнулась, и в приемную вышли – сначала Волошин и почти сразу за ним Кнут. Волошин остановился у стола секретарши и оперся на его край рукой без пальца. Кнут двинулся к выходу в коридор, но приостановился возле Волошина и произнес негромко: «Вот так, Волошин. А будешь трепыхаться, возьмемся за тебя по-настоящему. Тогда взвоешь». Сказавши это, он обычной своей неторопливой походкой пересек приемную и удалился. В приемной воцарилась тишина, посетители старательно отводили глаза от Волошина, секретарша принялась перебирать какие-то бумаги. «Ей-богу, товарищи, не знаю даже – какие. Всегда мне в таких ситуациях ужасно неловко. Двадцать лет там служу, а привыкнуть ну никак не могу, представляете?» И тут раздался звонок, призывающий ее в кабинет.

Она вскочила. Тут надо отметить одно обстоятельство. Кнут известен был в райкоме тем, что вечно забывал закрывать за собой двери. Вот и тут дверь в кабинет он за собой только прикрыл, оставив изрядную щель, а дверь в коридор оставил нараспашку. Итак, секретарша на звонок вскочила и вдруг увидела, что один из посетителей уставился на Волошина дикими вытаращенными зенками и откинулся на спинку стула, загородившись портфелем. Она тоже взглянула на Волошина. И ужаснулась. «Он был синий, товарищи! Представляете? Синий, как покойник!» Глаз его налился кровью. Лысая голова втянулась в плечи, лысина покрылась обильным потом. Губы искривились, он прошипел несколько омерзительных слов, и его всего перекосило.

По словам секретарши, у нее от ужаса потемнело в глазах. «Будто тьма рухнула». И в этот самый момент из коридора послышался грузный грохот, словно упало что-то тяжелое и объемистое. И кто-то хрипло завопил. И совершенно как эхо из кабинета Первого донесся пронзительный визг. В коридоре затопали и заголосили, а дверь кабинета распахнулась, и в приемную буквально вывалился наш Первый. Он прижимал ладонь к щеке, между пальцами бойко стекали густые красные струйки. «Врача. – пробормотал он. – Немедленно. Врача!» Его качнуло. Посетители, оправившись от столбняка, кинулись к нему и, втащив обратно в кабинет, уложили на диван. Секретарша оказалась на высоте. Выхватила из шкафчика полотенце, смочила из графина и наложила на пораженную щеку. Затем, приказав посетителям держать и прижимать этот компресс, кинулась к телефону. «И представьте, товарищи, в «скорой» уже знали! Машина уже выехала! Конечно, никакой мистики не случилось, а «скорую» вызвали минутой раньше для Кнута, который сверзился с лестницы. »

А с Первым случилось такое несчастье. У него был любимый красно-синий карандаш, толстый, всегда остро заточенный с обоих концов. Когда Волошин и Кнут удалились, он взял этот карандаш, чтобы сделать пометки в перекидном календаре. И тут ему вдруг стало дурно. Он еще успел дать звонок секретарше, потерял сознание и упал лицом вперед. И карандаш пропорол ему щеку насквозь. («Хорошо, что не в глаз!» – простодушно присовокупила наша старая дева.)

Если судить по одновременности шумов и криков, донесшихся из коридора и кабинета, Кнут пострадал в те же самые секунды. Он неторопливо поднимался по лестнице на третий этаж, снисходительно с кем-то беседуя, вдруг замолк на полуслове, слабо помахал руками и покатился по ступеням вниз.

Набежали врачи и санитары, прибыли чины из всяких органов, начались расспросы и допросы, в общем, кутерьма получилась страшная. Да и то сказать, буквально в одну секунду вышли из строя два руководителя райкома! Тут, дорогие товарищи, забегаешь.

– А что случилось с Волошиным? – спросил я, когда она, отговорившись, погрузила свой востренький нос в чайную чашку.

– С Волошиным? – переспросила она с удивлением. – А что – с Волошиным?

– Ну как же. Он же был в приемной, когда началась вся эта, как вы говорите, кутерьма. Вы же рассказывали: синий, как покойник, весь в поту. Он тоже свалился? Ему-то оказали помощь?

Секретарша поставила чашку и поглядела на меня, затем перевела взгляд на Алису.

– Н-ну, откуда я знаю? Я о нем тогда и думать забыла. Все кричат, бегают, кровь хлещет. Если он и свалился, то отлежался, надо думать. А может, и его врачи пользовали, откуда мне знать? Не до него нам там было, товарищи дорогие.

Мысль о том, что Волошин тоже претерпел в этих странных обстоятельствах, не вызывала как будто сомнений, хотя смутная идея совершенно иного толка и возникла тогда же в голове моей, такой уж одиозной фигурой представлялся мне Ким, но идея эта была поистине сумасшедшей, и я поспешно погасил ее, едва она вплыла в мое сознание.

– Ладно, барышни, – произнес я, поднимаясь. – Вы здесь чирикайте и развлекайтесь, а у меня еще срочные дела.

Я ушел к себе и позвонил на работу. Дежурный врач оказался полностью в курсе и вовсю кипел ядовитейшим сарказмом. Еще бы, одним махом два секретаря! Террористы не дремлют! Шашки наголо! Скальпели на изготовку! Примкнуть клистиры! Наш славный Первый: взялся за специально оборудованный карандаш, мгновенно отключился и очнулся с карандашом в щеке. Еще и правый клык расшатал. Проверить карандаш на ядовитость, а пролитую на боевом посту кровь – на содержание алкоголя. Доблестный Кнут: давал на лестнице руководящие указания некоему замухрышке-завклубом, был оглушен порцией нервно-паралитического газа и очнулся на нижней ступеньке со сломанной ключицей и фингалом во лбу. Фингал явно экспортный, по спецзаказу. Оба пострадавших тщательно обслужены нашей передовой медициной: рана на щеке зашита, рука на перевязи, фингал оставлен дышать свежим воздухом. В настоящее время они сидят или лежат по домам. Больницу навестил некто компетентный, понюхал, поспрашивал и удалился с физиономией, на коей явственно читалось, что дело здесь нечисто. Ким Волошин? Да, упоминался. Мало того, создалось впечатление, что, с точки зрения компетентного товарища, он столбом возвышается над кучей прочих свидетелей. В больнице не появлялся, куда делся – неизвестно. Кажется, его разыскивают. И беда не приходит одна. Недавно позвонил хмырь, заведующий райторговским складом, и сообщил, что тоже чувствует себя неважно. Происками идеологических врагов посажен на гвоздь, порвал брюки, а может, и не только брюки, а может, и совсем не брюки. Послана «скорая помощь».

В таком духе дежурный, бывший Вася-Кот и бывший врач «скорой», мог продолжать до бесконечности, но я ему мирволил, потому что врач он был талантливый. Я обозвал его пустобрехом и положил трубку, и буквально через минуту мне позвонил Главный. Его, конечно, уже известили.

– Совпадения случаются, Алексей Андреевич, – рассудительно объяснил он мне, – двоих накрыло одновременно, хотя бы и таких значительных лиц, – то ли бывает! А помните, в прошлом году на стадионе подломилась сгнившая скамья? Тогда разом пятеро покалечились. Знаю, знаю, райком не стадион, и все же не будем паниковать, Алексей Андреевич, не будем впадать.

Ну, я и не паниковал. Но оказалось, что я не люблю совпадений. Утром выяснилось, что и Моисею Наумовичу совпадения не нравятся. Расспросив меня в подробностях, он некоторое время молчал, тихонько трубя через губу, потом проговорил угрюмо:

– Все-таки жаль, что нельзя поговорить с этим Волошиным.

Впрочем, вскоре выяснилось, что с Волошиным говорили. Мы бы об этом не узнали, если бы не С., тогда еще лейтенант милиции, тот самый, по милости которого я сейчас сижу за машинкой. Он довольно регулярно полеживал у меня по поводу своего маленького сердца. Хороший был парнишка, благожелательный и в меру доверчивый, и завоевал он меня тем, что охотно развлекал криминальной хроникой Ташлинска.

Так вот, через несколько дней после события в райкоме он явился ко мне на «чек-ап», получил обычные уколы в обе ягодицы и сообщил по секрету, что компетентным товарищам все же удалось разыскать Кима в тот же вечер. Он сидел у себя дома, пил с соседом бормотуху и ругался по-черному. Непрошеным гостям он объявил, что ежели секретарей стукнуло, то по заслугам, есть Бог на свете, а вот за что стукнуло его, Кима, он не знает и считает это упущением. Еще из беспорядочной этой беседы выяснилось, о чем шел разговор. Ким потребовал от райкома извинений за незаконное увольнение из газеты, восстановления на работе и денежной компенсации за вынужденный прогул. Ну и, конечно, где залез, там и слез.

А в скором времени случилась «собачья бойня».

Н амедни один из подписчиков меня спросил о чём поётся в плясовой казачьей песне "Ойся, ты ойся, ты меня не бойся". Смутили человека непонятные слова в начале.)
Отвечаю. Как все казачьи песни (озорные и насмехающиеся над врагом, смертью и напастями) здесь словом «ойся» казаки называли горцев: чеченов, ингушей, дагестанцев и кабардинцев. Когда те плясали лезгинку, то издавали гортанные крики что-то вроде «хорса!», отсюда они и получили это прозвище. Сама песня написана на мелодию лезгинки и существует в двух вариантах.
Первый это "Терская плясовая или казачья лезгинка" :

На горе стоял Шамиль
Он Богу молился
За свободу, за народ
Низко поклонился
Ой-ся, ой-ся
Ты меня не бойся
Я тебя не трону
Ты не беспокойся
Базар большой
Чеченов много
Русска девка хорошо
Давай дорога
Ой-ся, ой-ся
Ты меня не бойся
Я тебя не трону
Ты не беспокойся
Чечен молодой
Купил поросенка
Всю дорогу целовал
Думал что девчонка
Ой-ся, ой-ся
Ты меня не бойся
Я тебя не трону
Ты не беспокойся
Чечен молодой
В озере купался
Руки-ноги утонули
А пупок остался
Ой-ся, ой-ся
Ты меня не бойся
Я тебя не трону
Ты не беспокойся
Чечен молодой
Кинжал новый
У чечена
Нос здоровый
Ой-ся, ой-ся
Ты меня не бойся
Я тебя не трону
Ты не беспокойся
По реке плывёт чечен
И руками машет,
А на нём стоит казак
И чегой-то пляшет!
На кавказе все казачки
Самые красивые
На кавказе казаки
Самые счастливые!
Дайте мне кинжал большой
Дайте ножик финку
Я поеду на кавказ
Танцевать лезгинку!
Чечен молодой
На коне катался
На казаков напоролся,
Без штанов остался.
На коне, вдоль речки скачет
Молодой лихой джигит.
Как увидит он казаков
Портит воздух и бежит
Чечен маладой
*охотлив* до драки
У него кинжал большой
Достает до самых пят
Али мы не казаки
Али мы не терцы.
Ай не мы ли за горой
Резали чеченца

И второй вариант, я бы назвал его серьёзным, "Казачья молитва" :

На горе стоял казак - он Богу молился.
За свободу, за народ низко поклонился.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
А еще просил казак Правды у Бога.
Будет Правда у людей - будет и Свобода.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
За друзей просил казак - чтоб их на чужбине
Стороною обошли алчность и гордыня.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Чтобы жены дождались, и отцы, и дети
Тех, кто ищет Правду-Мать да по белу свету.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Для людей просил казак да благословенья,
Чтобы были хлеб да соль во мирных селеньях.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Чтобы крови не лилось у отчего порога,
Чтобы кривде не жилось - он молился Богу.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
А еще просил казак Правды у Бога.
Будет Правда на земле - будет и Свобода.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Так молился тот казак за землю родную,
Что б не горе, не слеза ее не коснулись.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся.
Я тебя не трону - ты не беспокойся.
На горе стоял казак - он Богу молился.
За свободу, за народ низко поклонился.

И что за слова такие?

Казачья песенная культура имеет массу примеров когда песня представлена в нескольких вариантах. В серьёзном (официальном), и задорном (с крепкими словечками и намёками для взрослых). А что Вы хотели? В походах, да ночевках надо было себя хоть чем-то развлечь, да и хорошая песня придаёт сил в бою. Написана она предположительно в XIX веке во время Кавказской войны (1817-1864 гг.), которую кстати вряд ли удалось бы выиграть без этих хорошо подготовленных, по-хорошему бесшабашных добрых молодцев для которых честь и Родина были отнюдь не пустым звуком. На все угрозы, даже находясь в меньшинстве, они отвечали очень просто: "Мы казаки. С нами Бог".
И ведь выживали чертяки.)

Читайте также: