Что означают кони в мезенской росписи

Опубликовано: 03.05.2024

Народные ремесла – это целый мир, сочетающий в себе вымысел и реальность, поэзию и трудовую повседневность. Вот и история мезенской росписи вплотную связана с жизнью северного народа, придумавшего ее.

мезенской росписи

Истоки творчества наших предков

Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи.

Зашифрованные послания

Деревянные прялки, лукошки, посуду, сундучки и короба расписывали мезенские мастера. Чем же интересен этот удивительный стиль? С первого же взгляда образцы мезенской росписи предстают неким сообщением, закодированным в черточках, капельках, спиральках, завитках и точках. Собственно так оно и есть. Ни одна линия или штрих не изображались напрасно, в каждом элементе есть своя смысловая нагрузка. Графика сдержанная, но очень выразительная. Каждый рисунок лаконичен и весьма своеобразен, потому что сочетать детали внутри него художник имел возможность по-разному, вариантов было не счесть. Тем и захватывает зрителя мезенская роспись.

Элементы рисунка укладываются в четыре условные схемы: орнамент в квадрате, в ромбе, в косой клетке и в треугольнике. Изображения внутри них обозначают плоды и зерна, семена шишек, огонь, солнце, охраняющие символы и т. д.

Главная среди вещей

Самыми популярными предметами для росписи у местных мастеров были прялки. Изящные и тонкие, они целиком вырезались из дерева – березки или ели с загибом ствола. Поверхность прялки не грунтовали, по коричнево-золотистому цвету писали красные фигурки, заключая их в тонкий черный контур.

мезенская роспись элементы

Мезенская роспись: орнаменты

Спецификой рисунка на знаменитых прялках мезенских художников искусствоведы называют присутствие трех содержательных ярусов. Каждый из них представляет миры – небесный, земной и подземный. На нижнем ярусе нарисованы кони и олени, в среднем к ним присоединяются птицы, а верхний ярус заполнен изображениями одних пернатых. Возможно, присутствие коней и оленей в нижнем ярусе обозначает, что это мир не только живых, но и мертвых. Кони у древних народов были связаны с погребальным культом. Границами ярусов являются горизонтальные полосы, внутри которых располагаются узоры. Изюминка этих узоров – геометрические фигуры, которыми и отличается мезенская роспись.

Прялка обычно расписывалась художниками с обеих сторон. Линии ярусов на лицевой и тыльной сторонах должны были в точности совпадать. Таким образом мастера добивались объемного восприятия, что, по мнению исследователей, уподобляло изображение своеобразному древу жизни. Сюжеты бывали разными. С тыльной стороны они чаще всего посвящались бытовым сценами из будничной жизни, тогда как с лицевой изображался величественный и таинственный мир природы. Позже в сценах стали появляться и люди – фигурки всадников и прях, прогуливающихся кавалеров и дам.

мезенская роспись элементы росписи

Отголоски язычества

Ученые предполагают, что раньше художники пользовались не кистью, а резцом. Этим и объясняется геометрический характер орнамента. Поскольку в резьбе по дереву орнаменты более несли идею оберега, нежели украшения, они могли выражать языческую символику. Язычество в древности формировало культуру, определяло правила отношений человека с природой. Символы мезенской росписи имели огромную смысловую нагрузку: они были призваны менять действительность, магическим образом влиять на нее.

Стихии и светила наши предки возводили в ранг божеств, немудрено, что присутствие этих знаков на ритуальных предметах и предметах быта обозначало нечто большее, чем просто радующий глаз рисунок. Какими представляет их мезенская роспись?

Элементы росписи, имеющей значение оберега

Солнце и луна, земля и вода, ветер и огонь в языческом представлении являются основополагающими объектами, тесно связанными с добрыми творческими силами Вселенной.

Значимость солнца

Солнце в художественном пространстве, присутствие солнечных знаков имело значение амулета. Миры-ярусы на прялках мезенской росписи содержали изображение солнца во всех трех рядах. Его изображали в виде заключенного в окружность крестика. Для того чтобы передать на рисунке ход солнца по небосклону, ряд кружочков с крестом внутри соединяли плавными диагональными линиями, иногда впечатления движущегося солнца достигали при помощи вписанных в окружность дугообразных черточек-спиц.

Земля-кормилица

Символом плодородия были земля и семена. Ромбики, треугольники и квадраты, пустые внутри, обозначали вспаханную землю, а символом засеянной земли были помещенные внутрь полых фигур точки и овалы. Иногда ромбики и квадраты расчерчивали на четыре и больше частей, украшали различными элементами в виде черточек и завитушек. Зернышки имели вид почти круглой маленькой фигурки либо вытянутого эллипса, полого, закрашенного или разделенного посередине линией. Прорастающее зерно рисовали как каплю, окруженную с обеих сторон изящными завитушками. Нередко в мезенской росписи можно увидеть изображение земли, прогретой солнцем и напитанной влагой, с ростками семян – все эти графические знаки умещались в искусно созданный квадрат либо ромб.

мезенская роспись прялка

Водная стихия

Вода издавна считается олицетворением очищающей и одаривающей стихии. Не только в орнаментах, но и в сюжетных изображениях встречаются разбросанные вокруг объектов капли воды. Воду принято было изображать волнистой линией, завитками и перышками. Она могла находиться и в наполненном влагой небе, тогда над прямой горизонтальной линией, обозначавшей небесную твердь, вилась волнообразная линия воды, а дождь рисовали в виде вертикальных или диагональных волнистых палочек. Если хотели передать интенсивность дождевых потоков, то просто рисовали прямые диагональные черточки.

Сила ветра и огня

Символика мезенской росписи включает в себя также знаки воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Мезенские мастера обозначали воздух короткими штрихами, окружавшими персонажей. Ветер же далеко не всегда был дружественной стихией для охотников и земледельцев. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии. Изображение огня могло напоминать рисунок солнца, а иногда его обозначали спиралью. Спираль как символ используется во многих культурах мира, двойная спираль выражает единство двух начал – женского и мужского.

история мезенской росписи

Ночная повелительница

Луна – прообраз загадочной силы, влияющей на рост растений (не случайно в земледелии существует лунный календарь). Еще ночное светило издавна считается покровительницей женщины. В произведениях северных резчиков и живописцев луна в виде серпа расположена горизонтально, рожками вниз. Чтобы изобразить полнолуние, под серпом писали крестик.

Символика животного и растительного мира

Другие значимые образы мезенской росписи – деревья, птицы, лоси, кони, олени, снег и холод, который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Елки и другие деревья художники писали традиционно: вертикальная палочка снабжалась штрихами-ветвями, нередко они были изогнуты плавными дугами, дерево всегда изображали либо с корнями, либо растущим на земле. Холод художник мог условно изобразить вертикальной линией, на которую часто были нанизаны перпендикулярные короткие штрихи. И, конечно, в ходу были разнообразные снежинки.

Птицы – предвестники счастья

Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки. Лебедь связан со стихиями воздуха и воды, его рисовали продолговатым, с изящно изогнутой длинной шеей. Утка указывает на культ солнца – она прячет дневное светило на ночь под землю или в воду, чтобы не нарушился мировой порядок. Ее рисовали в виде слегка вытянутого круга с более короткой петелькой-шейкой. Туловище птиц представляло собой в росписи ярко-красный густой мазок с волнистыми штрихами, обозначавшими обобщенно хвост. В мезенских творениях уточка часто соседствует с лошадью, тоже связанной с обожествлением солнца. Конь, по фольклорно-языческим представлениям, утром возводит солнышко на небосвод.

Летящая над лесом птица была знаком зенита дня, она роскошно раскидывает крылья в плавных зигзагах, капельках и завитках и напоминает сказочную жар-птицу.

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

символы мезенской росписи

Конь - главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Синтез магии и искусства

Охранительные орнаменты и узоры помещались на предметах быта, чтобы уберечь их хозяев от злых духов, могущих проникнуть в дом вместе с чужими людьми и вещами. Особенно ревностно защищали графическими оберегами ту утварь, которая призвана содержать в себе самое ценное добро, – хранилища зерна, сундуки с дорогими нарядами. Росписи круглых и овальных предметов повторяют их форму. Крышка туеса или лукошка украшена орнаментом по кругу, в центре может располагаться какой-либо сюжет. Стенка опоясана рисунком из сегментов, делящих изображение на несколько уровней, в среднем – скачущие кони, окруженные солярными знаками, обозначениями ветра и воды. Сверху и снизу – многоэлементный орнамент с символикой плодородия.

Оберегающими знаками снабжали и посуду, ведь она содержала то, что люди принимают в себя. Ложки и черпак непременно имели волнистые водные знаки. Сходство формы ковшика с шеей птицы или лошади мастера подчеркивали соответствующим орнаментом. Кроме того, здесь были символы земли, движущегося солнца, изображение утки, лошадки.

мезенская роспись орнаменты

Красноречивый язык цвета

Чем еще привлекает и завораживает мезенская роспись? Цвета, которыми пользовались древние «дизайнеры», поражают лаконичностью и эмоциональным накалом. Основную нагрузку несет на себе, конечно, графика, которую отличают всего два цвета – красный и черный. Образуя экспрессивный контраст, они не оставляют места для других оттенков столь знаковой живописи, какой является искусство мезенской росписи.

Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле. Яркие красные пятна, окаймленные строгими черными контурами – типичный стиль мезенских искусников. Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.

Сегодня

Древнее ремесло живо и поныне – в Архангельской области до сих пор создают сувениры в мезенском стиле. Однако постепенно меняется техника исполнения: ассортимент современных инструментов художника вытесняет перьевой способ нанесения рисунка. Ушел из росписи и тот магический сакральный смысл, каким она была наделена в далекие времена наших предков.

Категория: Чистый источник
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 159 419, фото: 16

Содержание:

  • 1 Символика узора
  • 2 Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
    • 2.1 Узоры в прямой клетке
    • 2.2 Простые элементы
    • 2.3 Узоры в косой клетке
    • 2.4 Ленточный орнамент
  • 3 Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
  • 4 Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
  • 5 Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.


Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.


Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.


Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).


Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.


↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.


↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.


↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.


↑ Узоры в косой клетке


↑ Ленточный орнамент


↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.


↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.


↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, своё название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенская роспись

Мезенской эту роспись назвали потому, что её родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906 году. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Символика узора

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Символика узора
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети)
.

народное искусство русских
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несёт и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространённых декоративных узоров.мезенская роспись
Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль ещё и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

мезенская роспись

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный мно
жеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустёртое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

мезенская роспись

Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

мезенская роспись

Узоры в косой клетке

мезенская роспись

Ленточный орнамент

Ленточный орнамент

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям.

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, ещё больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же чёрными штрихами рисуются разветвлённые рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов





Красные кони палащельской корневухи

Все, кто был в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском, могли заметить на центральной площадке мезенского сектора большого красного коня необычной формы на чёрных ногах. Этот конь – символ самой загадочной и, наверное, самой узнаваемой за пределами Архангельской области, росписи.

Конь Мезенского сектора.jpg

Не все могут точно ответить, почему эта декоративная графическая роспись называется «мезенской» -- по названию города или по названию реки. Многие статьи о красных мезенских конях начинаются с пространных описаний истории и культуры города Мезени, расположенного на правом берегу реки Мезени в 45 км от впадения её в Белое море. Но настоящим центром этого декоративно-прикладного промысла является деревня Палащелье в Лешуконском районе Архангельской область в среднем течении реки Мезени. Следовательно, роспись можно называть «палащельской» (по деревне) и «мезенской» (по названию реки).

Вторая загадка росписи связана с определением времени её появления. На первый взгляд, использование только красного и чёрного цвета, простота графичных рисунков, чередование геометрических орнаментов и стилизованных изображений животных заставляют зрителя вспомнить о простых и условных по форме образах животных, созданных первобытным человеком. Ощущение, что росписи эти оставлены нам древними охотниками, усиливается, когда мы замечаем, как мало внимания здесь уделяется человеку и как любовно выписывались «уточки», «кони» и «олени». Но на самом деле первое упоминание о существовании палащельской росписи относится только к концу XVIII века, а самая древняя из сохранившихся мезенских прялок датируется 1815-1854 годами. Расцвет расписного промысла в Палащелье приходится на начало XX века. Следовательно, мезенская роспись – самая молодая из северорусских народных крестьянских росписей.

В Палащелье в промысле участвовали целыми семьями, причём женщины и дети только помогали мастеру-мужчине, в 20-е годы таких мастеров в одном селе было сорок восемь. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины. И наконец, сами материалы, которые использовали мастера, -- дерево, кисти и краски -- были не привозные, а местные, бесплатные.

В традиционных палащельских росписях никогда не делали фон, рисунок наносился прямо на природную структуру материала: дерево (чаще ель) или бересту. Ну, а местные красители находились буквально под ногами: красный – мергель – известково-глинистая порода красно-коричневого цвета, береговая глина, чёрный – смесь сажи с лиственничной смолой. Законченный рисунок протирали олифой, которую изготавливали из конопляного или льняного масла, после этого роспись приобретала золотистый оттенок. Это покрытие не давало краске размазываться, но со временем олифа впитывала пыль и грязь и изделия темнели. Расписывая хлебницы, солонки, ложки, короба и туеса, северные мастера использовали самые простые приспособления: палочки и глухариные перья.

Берег реки Мезени, Архангельская область.jpg

Если простые предметы быта, посуду и короба расписывали в основном геометрическим красно-чёрным орнаментом, то роспись знаменитых мезенских прялок была более разнообразна и имела свои специфические особенности, традиции и символику.

Прялка – совершено особый предмет в русском декоративно-прикладном искусстве. Она не только имела прямое практическое применение – как приспособление для ручного прядения, -- но и являлась символом достатка. Она была практически у каждой русской женщины-крестьянки, являлась обязательной частью приданого. Прялку отец делал или покупал для дочери, жених – для невесты. Умение пользоваться прялкой рассматривалось как готовность девушки к семейной жизни и оценивалось как умение женщины вести хозяйство. В мифологии и литературе с прялкой связаны сакральные представления об устройстве мира, жизни и судьбе.

Не только в разных регионах России, но и в разных районах Архангельской области сложились свои уникальные по форме и виду росписи прялки. Северные прялки не только изготавливались из дерева, но и своей формой удивительно похожи на дерево, где вертикальная часть – лопаска (крона), ножка (ствол); горизонтальная часть, на которой сидела мастерица, – донце (корень). Большинство северных прялок, в том числе и мезенская, изготавливались из целого куска дерева, в котором донце – корень, что ещё больше роднит прялку с деревом. По-местному такая цельная прялка называлась «прялицей-кокорицей», или «корневухой»:




Палащельская прялка имеет трёхчастную структуру не только в форме, но и в росписи. Эта трёхчастность может быть сравнима с представлениями наших предков об устройстве мира, уменьшенной копией которого является «древо жизни» или «мировое древо». Как прялка занимала центральное место в жизни северянки, так и мировое дерево ― это ось мира, его опора, расположенная в центре Вселенной, без неё мир рухнет. Прялка не просто похожа на мировое дерево, отчасти она сама – его модель. Крестьяне, ежегодно наблюдая за жизнью растений, воспринимали мир по вертикали. Эту вертикальную трёхчастную структуру можно наблюдать и в изображении языческих идолов, и в архитектуре северного дома, и в древе жизни, и в устройстве и росписи северной прялки.

Рассмотрим палащельскую прялку детально. По размеру она меньше, и уже, чем борецкие и пермогорские прялки с берегов Северной Двины, но такая же цельная. В её декоре используются только красный и чёрный цвета, и роспись идёт без грунтовки, а прямо по дереву. Её отличает графичность и многоярусность рисунка. Мезенские мастера расписывали плоскую лопаску так, как будто она имеет круглую форму. Горизонтальные линии и геометрические ряды на внешней (лицевой) стороне продолжаются на том же уровне на внутренней (тыльной) стороне, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объёмное и округлое и уподоблялась древу жизни. Эти две стороны мезенской прялки отличаются друг от друга. Внешняя сторона лопаски имеет более традиционный орнамент и делится на три части или яруса:



1. Внутренняя (тыльная) сторона мезенской прялки.

2. Внешняя (лицевая) сторона мезенской прялки.

1) Верхняя часть украшена рядами птиц: «уточек» или «курочек», «лебедей», которые чередуются с рядами узорных прямоугольников — «бёрдо», названных так по сходству с одноимённой частью ткацкого станка. Бёрдо символизирует вспаханное поле. Птицы в верхней части прялки традиционно рассматриваются как символ верхнего небесного мира, его посланники, как души умерших, а также как символ тепла и света. Потом сплошной полосой шли геометрические узоры, напоминающие вышивку или тесьму, как бы отделяя мир верхний от мира земного.

2) Средний ярус прялки расписывался рядами коней и оленей, чередующихся с «уточками» и узорными полосами. Мезенские кони, олени и лоси совершенно необычны.

Мезенские кони.jpg

Красные, тонконогие, изящные, с тонкими «паучьими», волнисто изогнутыми ножками, с летящими чёрными хвостами и гривами, палащельские расписные кони совсем не похожи на мезенских лошадок, которых крестьяне видели в своей реальной жизни. А лошади в крестьянских хозяйствах в бассейнах рек Мезени и Пинеги были свои. С конца ХVII – начала ХVIII века здесь в сельскохозяйственных и транспортных работах использовали лошадей мезенской породы (мезенки). Эти неприхотливые лошади характеризовались высокой работоспособностью и выносливостью и были хорошо приспособлены к местному климату. Красных коней на палащельских прялках с мезенской лошадкой роднят энергичность и темперамент. Лёгкость и стремительность коней мастера подчёркивают изображением многочисленных звёздочек, стихиек и крестиков, разбросанных по всему пространству прялки.

Земной мир тоже отделяется от нижнего мира рядами геометрических узоров. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты, свастические изображения. Ромбовидный орнамент символизировал плодородие и, в зависимости от места в композиции, мог означать землю, растение или женщину, порождающее начало. Несмотря на то, что геометрические узоры составлялись из однотипных элементов, на каждой прялке они выглядели по новому, благодаря тому, что каждый мастер сочетал эти элементы по-разному.

3) В нижней части лопаски мы снова видим изображения коней. И это не случайно. Конь – не только символ солнца, но и часто рассматривается как персонаж мира нижнего, погребального культа, он является связующим звеном с предками в мире мёртвых.

Внутренняя сторона лопаски, которую видит мастерица во время работы, не только частично отличается от внешней, но и более информативна. Верхний и нижний ярусы обеих сторон похожи, хотя и не повторяют друг друга. Сверху птицы, снизу конь, между ними геометрические орнаменты. Но вот центральная часть внутренней стороны всегда оригинальна и, как правило, здесь палащельские художники изображали сюжеты повседневной жизни: охотники с собаками, рыбалка, выезд на санях, лодки, всадники на конях, гуляющие дамы и кавалеры, с начала XX века -- ненцы с оленями и другие. Интересно, что научно-технический прогресс и революционные преобразования в нашей стране нашли отражение в бытовых сюжетах росписей: пароход, первый трактор, советская символика, могли появиться на прялке. Здесь же можно увидеть вздыбленных коней или оленей, между которыми растительный элемент. И тут мы снова возвращаемся к мировому древу – которое и представлено этим растительным элементом:

Мировое дерево.jpg

Художник, дизайнер и педагог Наина Величко, характеризуя архаические черты мезенской росписи, выделяет следующие её художественные особенности:

· Повтор. Цепочка коней, оленей, птиц – как намёк на воспроизводство, заклинание множества, которое и есть достаток, благополучие. Повтор элементов в росписи может как усилить ощущение движения, так и стабилизировать, успокоить ритм.

Повтор

· Синкретизм – слияние реального и символического.

· Изображение перспективы. Цветное изображение близких и силуэтное, монохромное – дальних объектов.

· Профильное изображение, или «эффект наблюдателя».

· «Отсутствие присутствия». Чтобы сказать зрителю, что птица улетела или спряталась, народный мастер рисует перышко.

· «Зверь главнее человека». Человек-охотник зависел от зверя и опасался его, наделял сверхъестественными способностями. Кроме того мезенские прялки в старину расписывали только мужчины, а для них в хозяйстве важней всего кони и олени.

· Отсутствие рамок – эффект бесконечности, безграничности мира в котором живёт человек.

· Лаконичность и натуральность цветового решения (красный, чёрный и золотистый естественный цвет дерева).

Палащельский промысел, столь популярный в начале XX века, едва не угас в тяжёлые послереволюционные и военные годы. Возрождение этого яркого, самобытного и практически забытого вида народной росписи приходится на 60-е годы ХХ века, когда Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Фёдор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого. Отчасти гарантией сохранности промысла стала деятельность предприятия «Беломорские узоры», основанного в феврале 1968 года. Цель его создания – возрождение, сохранение и развитие традиционных художественных промыслов Севера, в том числе и мезенской росписи. Мезенские кони являются эмблемой этого предприятия. В 1991 году в работу по сохранению своего культурного наследия включилась Мезенская детская школа искусств. Сегодня роспись отчасти утратила своё прикладное назначение, но, с другой стороны, особое значение приобрели её эстетическая и презентационная функции. В Архангельске и Северодвинске развёрнуто производство сувениров в мезенском стиле. Мастера, а точнее -- мастерицы (росписью сейчас занимаются преимущественно женщины), сохраняя традиционные образы, сюжеты, элементы и орнаменты мезенской росписи, вносят в старинное искусство нечто новое. Образы коней, оленей и птиц, такие графичные и строгие раньше, становятся более мягкими и плавными. На выставках и прилавках сувенирных магазинов можно увидеть теперь не только красных коней, но и зелёных, и синих. Символы и элементы северных росписей активно используют дизайнеры одежды и украшений. Можно сказать, что мезенская роспись стала узнаваемой маркой не только Архангельской области, но и Севера в целом.

Современные изделия с мезенской росписью.jpg

Автор: Е.Ю.Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения, ВШСГНиМК, САФУ им. М.В.Ломоносова.

1. Величко Н.К. Мезенская роспись. М.,2014.

2. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. М.,2010.

3. Мезенский район. Люди. События. Факты. Энциклопедический словарь. Архангельск, 2012.

4. Палащельская роспись (из коллекции музея). Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Архангельск, 2005.

Самобытный орнамент с птицами счастья, конями на комариных ножках и оленями с развесистыми рогами, чем-то напоминающими творения японца Миядзаки. Во время нашего путешествия мы столкнулись со знаменитой Мезенской росписью вскользь – из-за пандемии были закрыты все музеи Архангельской области, где можно было бы узнать все подробности этого ремесла. Но кое-что выяснить удалось, а фотографии пришлось взять на этот раз из открытых источников.

Считается, что необычная роспись пошла из села Палащелье на берегу реки Мезень. Как центр росписи по дереву в источниках это место упоминается только в 1906 году, но считается, что сам стиль сформировался заметно раньше – в конце 18-го века.

Взглянув впервые на достаточно примитивные рисунки, кажется, что всё это какая-то наркомания – кто же так рисует, скажем, коней? А оленей вы вообще видели? Но по непонятной причине, перестать разглядывать и вглядываться в эти орнаменты – невероятно сложно. Они затягивают и, в итоге, привлекают гораздо сильнее расписных роз в Каргополе (это тоже покажем, но чуть позже).

Все рисунки, сделанные в этой манере, невероятно светлые. Такое впечатление, что от них становится даже легче на душе. Частично, вероятно, потому что готовое изделие покрывали олифой. Когда она высыхала, то деревянную подложку как будто озарял солнечный свет.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

В росписи используют всего два цвета – черный и красный. Когда-то это была охра, изготовленная из береговой глины и сажа, смешанная со смолой лиственницы. В старину мастера работали глухариным пером! Также в ход шли заостренные палочки и кисти.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Все элементы росписи сочетаются друг с другом на удивление гармонично, и несут собственный смысл, рассказывая о жизни севера и людей, некогда его населявших.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Самые знаменитые и узнаваемые сюжеты Мезенской росписи построены вокруг коней и оленей. Они изображены до того нереалистично, что даже не всегда с первого взгляда угадывается – что это? И дело не столько в ярко-красном цвете, а в пропорциях: длинные тонкие, словно комариные, ноги заканчиваются не копытами, а пёрышками. Рога оленей иногда можно спутать с развивающейся гривой. Эти животные изображены как нечто мифическое, неземного происхождения. Они даже чем-то перекликаются с творчеством знаменитого режиссера-аниматора Миядзаки-старшего, хотя вряд ли он когда-либо переправлялся через Северную Двину и колесил по бескрайним болотам и тайге.

Еще один любимый сюжет – изображение птиц. Ими не только расписывают предметы быта, но и изготавливают и щепы – для красного угла. Считается, что они приносят хорошие вести и счастье.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Все эти сюжеты обрамляются изображениями деревьев, геометрическими орнаментами, символами стихий и плодородия. Почти у каждой чёрточки орнамента - свой смысл.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

И самое прекрасное в этой росписи – это не искусство ради искусства. Ей расписывали самые обычные бытовые предметы – туески, прялки, детские игрушки, разделочные доски, ложки, солонки, решето и многие другие вещи, без которых не обойтись. И эти сказочные сюжеты привносили добро, тепло и солнечный свет в повседневную сложную и изматывающую жизнь «на фронтире». Особенно в полярные ночи.

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Сказочные олени и кони на комариных ножках. Мезенская роспись

Искусство Мезенской росписи не утрачено - им до сих пор занимаются мастера и мастерицы тех краёв, чтобы принести в нашу жизнь хоть немного прекрасной сказки.

Читайте также: