Что такое тройка лошадей для россии

Опубликовано: 27.04.2024



Тро́йка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.

Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

Содержание

История русской тройки





Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.

Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.

С 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной Выставке. Коренником был рождённый в Хреновском конном заводе орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза [1] , а пристяжными были верховые стрелецкие лошади [2] . Картина, на которой запечатлена та легендарная тройка, находится сейчас в музее коневодства Тимирязевской академии в Москве. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков, выглядела такая тройка настолько шикарно, что даже дарилась в США официальными лицами. В 1982 году на международную конскую выставку-ярмарку «Эквитану» в Германии снова привезли русскую тройку светло-серых коней. Коренник — орловский рысак Пёстрый Палас, пристяжные — лошади терской породы — потомки стрелецких лошадей. Тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны». В 1989 году советские конники привезли на «Эквитану» новую тройку — коренник орловец Вальс, пристяжные — терские лошади Цегель и Циэмир. Зрители аплодировали стоя этой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали в манеже круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки осталось так же мало, как мало осталось и орловских рысаков.

Однако вовремя взявшиеся за дело энтузиасты и члены Российской ассоциации «Содружество», созданной в середине 1990-х годов во главе с А. М. Ползуновой спасли национальной достояние России. По инициативе «Содружества» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве.

Благодаря участию «Ассоциации» к спасению русских троек была привлечена даже Французская рысистая ассоциация во главе с графом Домиником д‘Беллегом. В 2000 году впервые в рамках «Дней Франции» на московском ипподроме, учреждённых на деньги французской стороны, был проведён дорогостоящий приз «Венсеннского ипподрома» для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре 2000 года русские тройки впервые продемонстрировали французской публике свою уникальную красоту и стремительный бег на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

С тех пор «Дни России» во Франции и «Дни Франции» в России стали постоянным событием на Московском и Венсеннском ипподромах, а тройки — постоянными участниками этих мероприятий. Так, в розыгрыше приза «Венсеннского ипподрома» в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек, которых пришлось разделить на два заезда, так как все семь троек (21 лошадь) не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Соревнования русских троек

Соревнования русских троек сегодня приобретают всё большую популярность. Они проходят в два этапа. В первый день нарядные, украшенные бубенцами и лентами лошади с нарядно одетыми наездниками и их помощниками выезжают соревноваться в фигурной езде, где наездник сам управляет всеми тремя лошадьми, показывая своё мастерство, а лошади должны выполнить различные фигуры — «вольты», «восьмёрки» и т. д.

Судьи оценивают не только чистоту выполнения всех элементов, но и общее впечатление от тройки: съезженность лошадей, их реакцию на происходящее вокруг них. Украшения в едином стиле у лошадей, наездника и помощников и одна масть всех трёх лошадей оценивается выше. Во второй день соревнований проводится соревнование на резвость. В этом случае лошадям одевают беговую упряжь, защитные приспособления от травм, наездник и помощники одевают простую спортивную форму со шлемами. Здесь помощники активно помогают наезднику в управлении: в то время, как наездник управляет идущим резвой рысью коренником, помощники держат под контролем скачущих галопом пристяжных.

Лучших троек сегодня можно увидеть в Москве на ипподроме. Приезжают сюда и тройки из Костромы, Ярославля, Саратова, Калуги, Владимира, Вологды и других старых русских городов.

Самой знаменитой тройкой последних лет стала тройка светло-серых лошадей Московского конного завода с коренником породы русский рысак Александритом (Рагби’с Стар — Ассамблея 1992), пристяжные — орловские рысаки Приз и Виток. Именно эта тройка снята в заставке к программе «Вести» на канале «РТР».


Всем Здравствуйте раз Drive2.ru» — портал автолюбителей решил отдать должное с чего начиналось автомобилестроение да с Лошадей, а именно с Русской тройки .


История русской тройки лошадей
Тройка — это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась. В центре находится лошадь — коренник, которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку — пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость в 45-50 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.


Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке. Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два — то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей. В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.


Самая лучшая русская тройка — это та, где все три лошади подобраны в масть. Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник — орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России. Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны. Как правило, они проходят в два этапа.


1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.
2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.


Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др. ), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др. ), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").


И ещё кро не устал читать немного видео :

Русская тройка.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

Русская тройка. Автор: Н. Самокиш.

Разыгрались чудо-кони,
Закусили удила.
Не сдержать их против воли.
Эх! гуляй. гуляй душа!

История возникновения тройной упряжки

Илья Пророк в огненной колеснице.

По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована из былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

Тройка рысаков. Автор: Панфильцев Николай.

Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.

 «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков.

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.

 Почтовая тройка.

Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

Автор: Alfred Wierusz-Kowalski

Русская идея упряжки лошадей

В троечной упряжи все предусмотрено до мелочей и в ней нет ни одной лишней детали. Придуманная в России разноаллюрная запряжка троих лошадей являлась уникальной, не имеющей аналогов в мире. Она могла преодолеть большие расстояния на огромной для упряжи скорости - от 45 до 50 километров в час.

Автор: Н.Шумилкин.

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

Автор: Н Самокиш.

Байка об удалом русском ямщике

Тройка. Автор: В.С. Пшеничников.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

Автор: Alfred Wierusz-Kowalski.

Сразу же ко дворцу был доставлен самый удалой кучер с его лихой тройкой рысаков. И когда царица спросила у него: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец, не задумываясь, дал таков ответ: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу» .

Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.

Понесли. Автор: П.О. Ковалевский.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

 Вятские рысаки. Автор: Станислав Потеха.

Самыми лучшими русскими тройками считались подобранные в масть рысаки. При том коренник обязательно должен был быть гораздо крупнее пристяжных. А что касалось лучшей породы лошадей для тройки, то таковыми являлись рысаки вятской породы - некрупные и неказистые, но очень выносливые. А вот тройку статных и крупных орловских лошадей могли себе позволить лишь богачи.

Русская тройка орловских рысаков. Автор: Ю. Жабин.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Тройка.

Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».

Тройка с бубенцами

В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

Автор: А.А. Дейнека.

Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.

Паутов Игорь. Русская тройка

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

Масленница. Автор: Петр Грузинский.

 Народное гулянье. Автор: С. Стоянов.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо красивых пород лошадей , которые восхищают своим экзотическим видом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.
История русской тройки Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом.

Тройка. Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.
Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.
В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.
Пара слов … о колокольчике
Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Тройка . Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.
Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.
Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай – город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.
Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.
Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.
На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.
Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».
Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

материал взят из интернета.

Почему русские запрягали именно трех лошадей и как запряженные лошади умудрялись смотреть в разные стороны?

АННА СОРОКИНА

Тройка - это исключительно русский вид упряжки лошадей, не имеющий аналогов в мире. И к тому же, самый быстрый! Это символ России, наряду с матрешками, балалайками и морозами.

1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)

Шкатулка

Русская тройка - это упряжка из трех лошадей, которые идут разным аллюром. Центровая лошадь («коренник») должна быть самой сильной и крупной, она идет рысью. По бокам впрягаются «пристяжные» лошади, которые скачут галопом, неся за собой «коренника», при этом меньше утомляясь, чем если бы они шли по одиночке. Такая упряжка может преодолевать большие расстояния на скорости до 45-50 километров в час. Как современный автомобиль!

2. Лошади смотрят в разные стороны

Если посмотреть, как несется русская тройка, то можно заметить такую интересную деталь: лошади по бокам поворачивают головы в стороны, но идут при этом точно вперед. Отчего так происходит? Дело в том, что в упряжке правая лошадь идет галопом с левой ноги, а левая - с правой. А голову они поворачивают в другую сторону для равновесия. Это происходит на уровне инстинкта (и смотрится очень элегантно, согласитесь).

3. Лучшие тройки должны быть одной породы

Репродукция картины

Считается, что лучшие тройки получаются из лошадей-рысаков (это породы, которые выведены для быстрого бега) одной масти. При этом центральная лошадь должна быть крупнее. Самыми надежными считаются вятские лошади из-за своей выносливости, а самыми «статусными» - упряжки из крупных орловских рысаков.

4. Тройка - для трех пассажиров

Шкатулка

Само это слово стали использовать по отношению в упряжке в 18 веке (некоторые источники говорят о конце 17 века). Тогда количество лошадей зависело от количества пассажиров и грузов - если ехал один человек, то запрягали одну лошадь, а если нужно было больше «лошадиных сил», то лошадей запрягали друг за другом. Но такой способ упряжки не прижился в России из-за невысокого качества дорог (а точнее, их отсутствия). А вот когда стали пробовать пристегивать лошадей рядом, «на отлет», то дело пошло лучше.

5. За тройку спасибо почте (но это неточно)

Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900). (с) Global Look Press

О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.

6. Тюнинг от злых сил

Зимняя тройка. (с) Алексей Шторх/Global Look Press

Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.

7. Колокольчик вместо магнитолы

«Ехали на тройке с бубенцами», - поется в известной песне «Дорогой длинною». Действительно, когда ехала тройка, ее можно было услышать за километр! Извозчики использовали колокольчики, чтобы летящим тройкам успели освободить место на дороге и оповестить всех, что едет почтовая служба.

Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.

8. Самые быстрые экспонаты

Орловские рысаки в тройке. (с) Ю. Евсюков/Sputnik

За рубеж русская тройка впервые попала в 1911 году - ее показали на Всемирной выставке в Лондоне. Она состояла из орловского рысака и пристяжных стрелецких лошадей. С тех пор русские тройки были постоянными участниками зарубежных выставок. В советские годы традиция продолжилась, но тройки чаще всего составляли из статных орловских рысаков.

9. Тройку можно увидеть и сегодня

Чемпионат Русской тройки. (с) Legion Media

С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.

Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.

10. Тройка вдохновляет

Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013. (с) Евгений Епанчинцев/Sputnik

Слово «тройка» - это русизм, оно на другие языки не переводится, а так и пишется. И это настоящий символ России! Ей посвящено множество картин, стихов, рассказов, песен. Самым известным, конечно, считается отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади».

Кстати, проездной в московском метро тоже назван в честь русской тройки.

А вы катались на русской тройке? Расскажите об этом в комментариях!

Читайте также: