Что за памятник мужик на коне

Опубликовано: 29.04.2024

Большинство гостей Санкт-Петербурга в первый свой приезд посещают не только сверхпопулярные Эрмитаж или Петергоф, но и привозят с собой фотографии со знаменитого Аничкова моста на Невском проспекте. На его устоях возвышаются четыре конные скульптуры знаменитого мастера Петра Клодта.

Всего в Петербурге можно отыскать 27 скульптурных изображений коней, 11 из них выполнены знаменитым мастером. Композицию с шестью конями можно увидеть на Нарвских воротах, ещё четыре расположены на Аничковом мосту. Одиннадцатая скульптура — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.

Статуи покорения коня на Аничковом мосту

Наверное, это самые популярные изваяния, сделанные мастером. Эти скульптуры известны далеко за пределами Петербурга, и их давно можно отнести к неофициальным символам великого города.

Изначально две конные скульптуры, выполненные Клодтом, было решено разместить на набережной у Академии художеств. Впоследствии от этих планов отказались, и фигуры заняли своё место на западной стороне Аничкова моста, который был открыт после реставрации в 1841 году.

Восточные устои заняли две гипсовые копии этих скульптур. Через год предполагалось заменить их бронзовыми. Но по указанию Николая I бронзовые скульптуры были подарены прусскому королю. Клодт выполнил отливку фигур ещё раз, но и они перекочевали за границу, на этот раз уже королю Неаполитанскому.

«Юноша, поверженный конём»

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Со временем скульптор пришёл к идее объединить все статуи в композицию «Покорение коня человеком». В 1850 году она была представлена публике. Над пешеходами теперь возвышалось четыре бронзовых скульптуры: «Конь с идущим юношей», «Осаживающий коня юноша», «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, берущий коня под уздцы».

Со статуями коней связано несколько необычных легенд. Первая из них гласит, что под хвостом одного из коней Клодт изваял лицо своего врага. Мастер предпочёл не раскрывать личность этого человека, для нас тем более это останется загадкой. Хотя современники могли легко узнать образ несчастного.

Есть ещё одна легенда, связанная с конями: Клодт, узнав, что у двух из четырёх коней нет языков, был сильно расстроен. Мастер замкнулся в себе, стал сторониться друзей, и в итоге заболел и умер от нервного расстройства.

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

«Осаживающий коня юноша»

Ещё один интересный факт относится к подковам коней. Подкованы только те из них, которые обращены в сторону Адмиралтейства . Те же, которые смотрят в сторону площади Восстания, подков не имеют. По легенде, кони с подковами идут от кузниц, находившихся в Кузнечном переулке. А неподкованные животные туда только направляются. Имелся ли у мастера такой замысел, мы уже не узнаем.

Великая Отечественная война не обошла стороной и Аничков мост. На одном из его восточных устоев можно увидеть следы от фашистских снарядов и памятную табличку. Скульптуры же, к счастью, сохранились — во время военных действий они были закопаны в саду Аничкова дворца .

Конная группа на Нарвских Триумфальных воротах

Скульптуры, расположенные на воротах — одна из первых серьёзных работ Петра Клодта. На аттике арки шестёрка коней запряжена в колесницу богини Славы. В этой композиции скульптор создал только фигуры коней, остальные детали были созданы другими мастерами.

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Те ворота, которые мы видим сейчас, были заложены в 1827 году. При их строительстве использовалась кирпичная кладка, обшитая листами меди. Первые же, деревянные Нарвские ворота были возведены здесь ещё в 1814 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги, автора проектов Александровского дворца в Царском селе и Юсуповского дворца на Садовой улице Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Ещё одной знаменитой работой Петра Карловича Клодта является памятник императору Николаю I. Он расположен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Наверное, каждый посетитель собора видел и памятник. Лучше же всего его будет видно с 40-метровой колоннады собора.

Архитектором проекта выступил Огюст Монферран, автор Александровской колонны на Дворцовой площади. Уникален памятник императору тем, что это одна из первых конных скульптур, поставленных только на две точки опоры.

Кони Клодта: символы Петербурга

Памятник Николаю I стоит на одной оси со знаменитым «Медным всадником», их разделяет Исаакиевский собор. Такое расположение породило у остроумных современников эпиграмму: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Сегодня памятник находится на реконструкции.

Мастер своего дела, Пётр Карлович Клодт, безусловно, оставил Петербургу замечательное наследие — скульптуры, которые будут радовать местных жителей и туристов на протяжении долгих лет. В других же городах скульптор участвовал в проектах создания памятника князю Владимиру в Киеве и Храма Христа Спасителя в Москве.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. С нами интересно🌴

В классическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров.

Памятник Петру I


Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне.

Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ.

В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского. На памятнике оставили надпись «Прадеду — правнук».

Медный всадник


Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках.

Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Памятник произвел сильное впечатление на современников, князь Трубецкой писал: «Монумент Петр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу еще наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова — совершенно хорошо».

Нарвские ворота


Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами.

Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны.

Для чистоты эксперимента не будем брать всякие декоративные памятники коням, лошадям, каретам, квадригам на триумфальных арках и театрах, жокеям на ипподромах, всем тем персонажам, где лошадь несет чисто декоративный, художественно-смысловой элемент. Мы пройдемся по самой брутальной части, по героям, ну которым без коня, ну никак.


Примечательно, что памятниками, как таковыми на Руси особо не баловались, для поминания и памяти славяне строили храмы и часовни, писали иконы, и этого было достаточно, в отличии от "просвященой" Европы, в которой искусство скульптуры зародилось ещё в глубокой античности и рассвело в Римской Империи. В России же, как повелось, мода на памятники пришла с реформами Петра I, и если Петербург это волна зацепила достаточно сильно, то провинциальная Москва как то спокойно обходилась без неё. Первые памятники в бывшей-будущей столице стали появляться только в конце XIX века, а конный появился и того позже, во втором десятилетии XX-го.

Это был памятник Генералу Михаилу Скобелеву

В 1912 году в Москве на Тверской площади (до этого Скобелевской площади) был установлен памятник Скобелеву Михаилу Дмитриевичу. Генерал Скобелев был любимцем армии. Он был прозван «белым генералом» за то, что всегда ходил в бой в белом мундире и на белой лошади, веря, что в белой одежде он никогда не будет убит.

Автором памятника был скульптор-самоучка подполковник П. А. Самонов. Памятник представлял собой гранитный постамент, на котором возвышалась четырехметровая конная статуя генерала, справа была изображена группа русских солдат, защищающих знамя во время одного из среднеазиатских походов. Слева бойцы, идущие в атаку во время русско-турецкой войны за освобождение славян. С обратной стороны к постаменту была прикреплена доска с напутствием Скобелева своим солдатам под Плевной.



В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.

Памятник Князю Юрию Долгорукову

В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной стату, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий – первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы – 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.

Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии – «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей – то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С.М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.

Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.

Памятник фельдмаршалу Кутузову

В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой – реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.

На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Памятник писателю Фадееву

В центре Миусской площади стоит памятник - скульптурный ансамбль - выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).

Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга - "Разгром", ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в "Последнем из Удэге". Подвиг краснодонцев увековечен в романе "Молодая гвардия"- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он "отдал. много крови сердца".

. В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции - бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений "Разгром" и "Молодая гвардия".
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.

Слева от центральной статуи - две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица, привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации "Молодая гвардия", боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.

Памятник маршалу Жукову

8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния – скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня – поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.

Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни – за несоответствие реалиям, вторые – за неверные пропорции, третьи – за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным – находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».

Памятник генералу Багратиону

В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.

Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места – отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.

На протяжении всей истории человечества ни один полководец не обходился без верного коня. Поэтому их увековечивали, обычно сидя на красивом боевом коне. Можно смело утверждать то, что памятник им это и одновременно и памятник их лошадям. Создание подобных скульптур стало настоящей традицией для всех стран мира.

Традиция создания конных памятников насчитывает не одно тысячелетие. Еще древние греки любили всегда взгромоздить статую с конем на видное место. Они создавали действительно великолепные творения. К сожалению, до наших дней мало, что из этого до нас дошло. Однако, и так сегодня существует достаточное количество великолепных конных творений.

Памятник Петру Первому (Россия)

Изваяние Петра Первого на боевом коне находится на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это тот самый «Медный всадник» Пушкина, который известен на весь мир. Эскиз разрабатывался архитектором Э. Фальконе. В 18 столетии он сделал модель головы всадника натуральной величины. Дело довершила да конца его ученица Мари-Анна Коло. Отливка всей остальной части памятника стартовала в 1775 году. Она проходила настолько неудачно, что чуть не закончилась настоящей катастрофой. Изготовленная форма дала трещину, когда в нее поместили раскаленную медь. Она начала понемногу вытекать. Ответственный за отливку Е. Хайлов, рискуя своей жизнью, исправил дефект и довел дело до логического конца.

Конные памятники мира

Заключительные работы над памятником были окончены уже в 1778 году. Они проводились в соответствии с эскизами Ю. М. Фельтена. Подножьем для памятника сегодня служит «Гром камень» - гранитный валун, имитирующий естественную скалу. Он был найден в Финском заливе возле деревни Лахта. Монолит имел вес 1,6 т, что доставило огромные сложности для транспортировки. Для него пришлось строить специальное судно, на котором он в 1770 году и прибыл к месту назначения. После обработки камня его размеры значительно уменьшились. Наконец можно было проводить установку памятника. В этом деле назначили ответственным Ф.Г. Гордеева. Он, как полагается всем творческим людям, внес свою лепту в творение, вылепив у ног коня змею.

Официальное открытие памятника прошло 1782 году. В XVIII столетии он считался одним из лучших творений монументальной пластики. Один замысел создателя был своеобразен и интересен. Скачущий конь превосходно выполнен и создает ощущение движения. Памятник сыграл свою центральную роль в формировании общего ансамбля петербургской площади.

Памятник Богдану Хмельницкому (Украина)

Памятник был сделан из бронзы. Установлен на постаменте в форме холма и облицован огромными глыбами. Гетман изображен на вздыбленном лихом коне. Его правая рука отведена немного назад. В ней он держит булаву (символизирует власть) и показывает ею на север. Все детали выполнены довольно реалистично (лицо, одежда, сбруя).


Вставшая на дыбы лошадь выглядит впечатляюще. Скульптор постарался как можно правильнее выполнить каждый изгиб ее тела. Общая композиция выполнена в динамичном стиле. Среди многочисленных конных скульптур памятник есть одним из самых органичных.

Квадрига Святого Марка (Италия)

В Венеции находится одноименный собор. Он был построен в далеком 829 году. На сегодняшний день его внесли в наследие ЮНЕСКО. В базилике собора, которая украшает собой главный вход в постройку стоит величественная скульптура, состоящая из нескольких фигур лошадей. Четыре величественных животных выполнены из бронзы и покрыты позолотой. Их называют квадригой Святого Марка.

Исследователи утверждают, что эту небольшую конницу сделал в IV веке до нашей эры скульптор Лисипп. Якобы изначально эти лошади служили украшением Константинополя. Но во времена Крестового похода они были доставлены и установлены в Италии. Своим изяществом бронзовые кони поражали в средневековые времена. В 1364 году Франческо Петрарка даже посвятил им некоторые строки:

. красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание.
Сегодняшнего человека они поражают не меньше, потому как на данный момент это единственная сохранившаяся с античных времен конная скульптура. А по возрасту квадригу можно назвать самым старым изделием, изображающим лошадей.


Памятник Ататюрку (Турция)

Скульптура находится в парке Караалоглу. На лошади изображен турецкий и османский реформатор Кемаль Ататюрк. Он является основателем современного Турецкой Республики. Мало что известно о создателе скульптуры или ее годе рождения. Она имеет вид всадника, находящегося на лошади, вставшей на дыбы.


Статуя Марка Аврелия (Италия)

В Капитолийском музее, который в Риме находится бронзовая статуя. Она изображает императора и полководца Марка Аврелия. Это единственная статуя, сохранившаяся с античности, которая изображает всадника. Скульптура выполнена в размерах, которые в 2 раза превышают натуральные. Предполагается, что она была выполнена в промежутке 160 – 180 годах до н.э. Сначала это статуя украшала собой склон Капитолийского холма. Ей удалось пережить даже годы, когда шла активная борьба с язычниками. К счастью, католики немного запутались кто именно изображен на коне. Продолжительное время считалось, что всадником был Константин I Великий, который был ярым католиком. Но в XII столетии местный библиотекарь Бартоломео Платина увидел некие сходства памятника с Марком Аврелием. Точная копия памятника сегодня украшает площадь перед Капитолием.

Медный всадник - один из главных символов Петербурга







18 августа 1782 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру I – величественный Медный всадник. Работы по его созданию велись целых 16 лет. Жители города на Неве были восхищены изваянием: император был изображен на постаменте в виде огромной скалы, верхом на вздыбленном коне, а сама скульптура держалась всего лишь на трех точках опоры. По сей день Медный всадник остается одним из главных символов Петербурга. Памятнику посвящают литературные произведения, о нем слагают мифы и легенды. Как создавалось легендарное изваяние, и почему отлитый из бронзы памятник назван Медным всадником – в материале SPB.AIF.RU.

Молодому царю было всего 23 года, когда он повёл войска на крепость Азов.

Зрачки в форме сердец

Памятник Петру I был создан по инициативе императрицы Екатерины II. Философ-просветитель Дени Дидро порекомендовал правительнице нанять для этой работы 50-летнего француза Этьена-Мориса Фальконе – одного из лучших скульпторов того времени. Императрица так и сделала: контракт с Фальконе на сумму 200 тысяч ливров был заключен, и в октябре 1766 года скульптор вместе со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло прибыл в Петербург. Французов поселили в каменном здании бывшей конюшни временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, а мастерскую для скульпторов оборудовали на территории бывшего дворца.

Гром-камень доставляли в Петербург почти целый год.

Фальконе работал над созданием модели памятника в течение двух лет. Когда стало понятно, что Петр будет изображен в виде всадника, мастер попросил предоставить ему двух лучших лошадей орловской породы из императорских конюшен – Каприза и Бриллианта. Скульптор смотрел, как офицер на лошади вскакивал на помост и ставил лошадь на дыбы, а сам в это время делал наброски. Конь у скульптора получился прекрасно, как и фигура императора, а вот голова Петра у Фальконе никак не удавалась.

315 лет назад произошла битва на Двине.

«Скульптор переделывал голову всадника бесконечно, но все равно его работа не нравилась Екатерине II, – рассказывает историк и биограф Петра I Алексей Доронин. – Императрица хотела уже пригласить для этого другого скульптора, но тут за дело взялась юная помощница Фальконе. Она с первого раза успешно вылепила голову императора: лицо получилось мужественным и открытым, а в глазах Петра читалась смелость и мудрость. По воспоминаниям современников, Колло была влюблена в Фальконе, поэтому она сделала зрачки Петру в форме сердец». За выполненную работу Мари-Анн Колло сразу же приняли в члены Российской Академии художеств и назначили ей пожизненную пенсию. Змею под ногами всадника сделал русский скульптор Федор Гордеев. Гипсовая модель памятника была завершена в 1769 году.

Постамент из Гром-камня

Фальконе планировал установить памятник на большом постаменте, высеченном из единого куска скалы. По замыслу скульптора размеры постамента для изваяния должны были достигать более 11 метров высотой. Подходящей глыбы на примете не оказалось, и по просьбе француза в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали объявление о поисках нужного камня. Глыбу нашел крестьянин Семен Вишняков: он предложил использовать в качестве постамента для памятника гигантский Гром-камень, лежащий неподалеку от деревни Конная Лахта. Валун весом около двух тонн был размером 13 метров в длину, 6 метров в ширину и 8 – в высоту. Местные говорили, что камень откололся от гранитной скалы в результате удара молнии, благодаря чему и получил свое название. За такую находку крестьянин получил в качестве вознаграждения 100 рублей.

Бронзового императора поставили на огромную скалу.

Когда рабочие вытащили глыбу из земли, яма из-под камня тут же заполнилась водой, и на этом месте образовался водоем. Он сохранился до наших дней и носит название Петровского пруда. Камень доставляли в Петербург почти целый год. В ноябре 1769 года, когда земля подмерзла и не проваливалась под тяжестью глыбы, скалу повезли на берег Финского залива, где камень оказался лишь в апреле следующего года. Отсюда постамент для Петра отправился в город на Неве по водному пути на специально построенном для этой цели корабле. В октябре 1770 года камень выгрузили на Сенатскую площадь. Чтобы переместить глыбу на сушу, корабль пришлось немного притопить и опустить на вбитые в дно реки сваи. Скульптор начал обтесывать камень еще в пути, а завершил свою работу уже на площади в Петербурге. После этого скала значительно уменьшилась в размерах.

Памятник отлили со второй попытки

Скульптура должна была получиться огромной, и за сложную работу не хотел браться ни один литейщик. Наибольшая трудность заключалась в наличии всего лишь трех точек опоры, и толщина стенок передней части скульптуры должна была быть не больше сантиметра. Наконец взяться за отливку памятника согласился пушечных дел мастер Емельян Хайлов, а все подготовительные работы к отливке выполнял сам Фальконе. Бронзовый сплав для изваяния мастера изготавливали вместе. Уже в процесс работы труба, по которой лился горячий жидкий сплав, лопнула, и бронза полилась наружу. «Хайлов проявил невиданный героизм, – отмечает Алексей Доронин. – Он моментально стащил с себя армяк, намочил его, обмазал глиной и приложил к месту разрыва трубы. Мастер рисковал своей жизнью для того, чтобы не допустить пожара и спасти памятник. При этом Хайлов испортил себе зрение и получил сильнейшие ожоги рук».

Памятник открыли через 16 лет после начала работ.

Несмотря на проявленную мастером отвагу, верхнюю часть памятника спасти все же не удалось, и ее пришлось переделывать. Через три года отливка была завершена. В одной из складок плаща Петра скульптор разметил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Полтавская битва – одно из крупнейших сражений Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы.

Бронзовый царь стал Медным всадником

В этом же году Фальконе был вынужден уехать из России, не закончив памятник. Работу над бронзовым изваянием продолжил архитектор Юрий Фельтон. На завершение скульптуры ему потребовалось еще 4 года. И вот 18 августа 1782 года на Сенатской площади состоялось торжественное открытие памятника Петру. Скульптора Фальконе на праздник не пригласили. Император предстал перед петербуржцами на огромной скале, символизирующей преодоленные им препятствия. Петр гордо восседает на вздыбленном коне. Вместо седла на коне – медвежья шкура как символ великой нации, а под копытами – поверженный враг в виде змеи. Голову Петра украшает лавровый венок – знак победителя.

Памятник был единодушно принят населением. О величественном монументе слагали стихи, а Пушкин посвятил ему целую поэму – «Медный всадник». С легкой руки поэта это имя прижилось, и бронзовый памятник стали называть Медным всадником. Бронзовый император уже 234 года стоит на берегу Невы и любуется красотой своего города.

Читайте также: