Едят ли монголы лошадей

Опубликовано: 29.04.2024


Как снабжалась монгольское войско

Орда - это не просто войско, она по сути является миграцией. /Фото: m.mylove.ru.

Сразу же сломаем шаблон: монгольская орда, представленная туменом, – это не просто неорганизованная волна людей. По сути, это спланированная миграция с военными целями. Организационный тумен составлял 10 тысяч воинов. Фактический тумен мог быть существенно больше, когда речь заходила об общем количестве людей в нем. Все потому, что вместе с воинами кочевало огромное количество людей, на первый взгляд, мало относящихся к войне. А это значит, что у всякой орды вопреки популярному заблуждению был нормальный обоз.

Вслед за воинами орды двигался степной город. /Фото: inform-24.com.

У самого воина-степняка действительно могло ничего не быть кроме пары лошадей (Чингисхан, кстати, завещал, чтобы каждый воин имел трех лошадей: две боевых и одну ездовую). Однако за монголами-завоевателями шли остальные жители орды – многочисленные родственники, в том числе женщины и дети. Во время войны они оставались в тылу и занимались кочевым хозяйством, организуя снабжение. Конечно же, монгольские воины грабили местность с целью банальной фуражировки. Однако в первую очередь еду с собой они все-таки везли. Самое интересное, что в туменах везли не только, еду для людей, но и для боевых лошадей. В составе обоза перегонялись стада скота, который также использовался для пропитания людей.

Что же ели монголы

Монголы собрали кухню почти со всей Азии. Вот эти шарики - курут. /Фото: ya.ru.

Здесь все достаточно просто. Средневековые степняки питались главным образом тем же, что сегодня составляет традиционную кухню Монголии. В качестве сухого пайка выступал курут – небольшие шарики из загущенного козьего, овечьего, кобыльего или коровьего молока. В мешке это блюдо можно хранить до 1 месяца без холодильника. Большую часть рациона кочевников составляло мясо скота, в том числе лошадей. Его преимущественно сушили и вялили, делая мясные полоски под названием борц. Наконец, монголы ели обычный сыр, который называли бислаг. Кочевники прекрасно знали творог – арул, простоквашу – тарак, сливки – урук. Готовили монголы и несколько видев колбас в том числе вареную и ливер.

Мясные полоски борц. /Фото: ya.ru.

Во время стоянок кочевники тушили мясо – хорхог, делали чебуреки – хушур, готовили лепешки – бузы и даже делали макароны – цуйван. Запасы злаковых орда везла с собой в обозе. Предназначались они как для прокорма людей, так и для прокорма боевых лошадей, которые не могут нормально прожить на одной только степной траве и ягеле. Большая часть зерновых поставлялась в орду от покоренных народов, в первую очередь из Китая, а также с Кавказа.

Макароны цуйван. /Фото: Twitter.

По итогу, в военном походе рацион завоевателей мало чем отличался от рациона в условиях обычного кочевья. Безусловно, ни о каких сотнях тысяч монголов, вторгшихся в Китай, на Кавказ, на Русь и в Европе и речи не шло – подобные цифры являются страшнейшим преувеличением. Тем не менее, тот факт, что орда – это своего рода мобильный город со своим собственным хозяйством, долгое время гарантировал Чингисхану и его наследникам военные успехи против куда менее организованных народов и государств.

Монголы делали много сыров. /Фото: mongoliafaq.com.

В продолжение темы читайте про то, почему монгольский лук не приняли на вооружение другие народы , если он был таким «чудо-оружием».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.

«Пили кровь, ели людей и собак»

В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.

«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.

Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.

Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.

Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.

Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.

А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.

Зайцы, олени и дикие кабаны

В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.

«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.

Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.

Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».

То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.

Питание зависело от времени года

Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.

«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот. Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.

Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.

С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.

Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.

Баранина и кумыс

Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.

Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.

«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.

То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.

Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.

Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.

Секрет выносливости и силы

Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.

«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.

Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».

Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.

По нашествию Батыя на Русь есть много вопросов и задают их, как правило, не историки, ибо для академической науки эти вопросы весьма неудобны. Вот некоторые из них, где захоронения монгол погибших в ходе нашествия? Почему в ДНК русских нет монгольских ген, ведь так называемое «монголо-татарское иго» было 300 лет? Чем питались монгольские лошади во время зимнего нашествия Батыя на Русь? Это далеко не все вопросы, но они вполне логичны, и мне, как непрофессиональному историку интересны ответы на них со стороны официальной науки.

Итак, на вопросы монгольского нашествия отвечал доктор исторических наук Юрий Селезнев на форуме «Ученые против мифов» организованный порталом Антропогенез.ру.

Вопрос 1. Почему в генофонде русского народа не найден монгольский генетический след?

Цитата от Юрия Селезнева

Далее Селезнев приводит пространную аналогию с Северной Америкой, приводя в качестве доказательства «завоевания» Америки неграми, бывшего президента Обаму. Указывая на явное генетическое изменение от первого президента США Линкольна, до президента Обамы. Я не понял, причем здесь русская генеалогия и монголы. И откровенно говоря, такой глупости от академического ученого не думал услышать. Его позвали развеять мифы фолк-хисториков, а он сам выступил в роли фолк-генетика. Впрочем, после его фразы: «Я, конечно, не генетик, но…» этот ответ можно было сразу пропустить.

Северная Америка, завоеванная 250 лет назад африканскими полчищами. Явные генетические изменения от первого президента США до Абамы

Вопрос 2. Численность и пропитание монгольской армии в условиях русской зимы.

Немного поясню версию фолк-хисториков, численность войска Батыя вторгшегося на Русь неизвестна. Есть разные оценки, от 30 тыс. по Гумилеву и до 500 тыс. Официальная историография дает цифру в 120-140 тыс. При этом так называемые фолк-хисторики задают вполне логичный вопрос, о пропитании монгольских лошадей. С учетом того, что каждый монгольский воин имел, как минимум три лошади: вьючную, походную и боевую, то общий лошадиный табун должен быть районе полумиллиона голов. Некоторые фолк-хисторики говорят о 1 миллионе голов лошадей.

Низкорослые монгольские лошади были исключительно выносливые, могли самостоятельно добывать зимой пропитание из-под снега. Двигалась армия Батыя по руслам замерзших рек. Картина выглядела так: примерно полумиллионное стадо, растянувшееся на многие километры, идет по льду замерзших рек, которые местами всего несколько десятков метров в ширину. Вопрос, где лошади добывали корм? На льду его нет, по берегам рек и в подлеске его очень мало, отбирали у местного населения? Но, во-первых, население было не многочисленным, КРС держали мало, соответственно заготовленного сена было не много, а во-вторых, крестьяне в основном выращивали рож, но ржаной фураж монгольская лошадь не ела.

Монгольский тяжелый конник, времен нашествия Батыя

На что Селезнев отвечает:

Первое , он ставит по сомнение большую численность армии Батыя. Не называя никаких цифр, Селезнев опровергает утверждение о том, что армия Батыя должна быть больше 50 тыс. По его мнению, получается, монгольская армия была небольшой, хорошо вооруженной и дисциплинированной. Отсылая к европейским исследованиям, которые подтверждают его выводы о монгольском войске, а также высоком достижении кочевой культуры.

Я не знаю, как относится к доводам Селезнева, он отвергает не только версии фолк-хисториков, но и общепринятые исторические цифры, и как по мне, саму логику. Если допустить, что армия Батыя была в пределах 50 тыс., то только под Козельском упокоили 4 тыс. монгол – это почти 10% его войска, тогда после сражения на речке Сити их вообще не должно было остаться.

Второе , как-то мутно и пространно Селезнев начинает объяснять про форсирование рек именно зимой, в районе земледельческих народов (булгар), так как там есть мосты и переправы, можно купить фураж и т.д. Представьте себе картину: воины Батыя покупают фураж. Не представили? Вот и я не могу.

Монгольские войны

Далее Селезнев отсылает к сообщению китайского посланника Сюй Тина, который, оказавшись в монгольских степях, перед западным походом Батыя в 1235-1236 годах, описал многочисленное войско монгол.

Из сообщения следует, что войско все-таки многочисленное и это опровергает его первой мысль, что войско Батыя маленькое, но «качественное». И непонятно, как за три года хождения, без боевого опыта, из мальчиков могут получиться юноши – превосходные воины. Я так и не понял про фураж для лошадей, одна монгольская лошадь потребляет примерно 10 кг сена, на полумиллионное поголовье нужно 5 тыс. тонн ежедневно – это 2 грузовых состава каждый день.

В общем, я разочарован, кроме демагогии, глупостей и пустой болтовни историк Селезнев ничего не сказал. Кому интересно, вот его «развенчание мифов», там есть еще «ответы», но ничего вразумительного нет.

Админчег Muz4in.Net 30.03.2017, 14:14 Тэги

Чингисхан и его орда пронеслись по Азии, убив несметное количество людей и завоевав огромную часть мира. Ни одна армия не смогла противостоять им. К тому времени, когда закончились их завоевания, они уничтожили одну десятую населения мира.

Чтобы осуществить это, необходима была сильная и жестокая армия. У воинов в монгольской армии не было выбора быть слабыми. Жить в монгольской орде означало отказываться даже от самых основных удобств и делать совершенно ужасные вещи.

1. Монголы никогда не стирали свою одежду


Во времена Чингисхана монголы полагали, что загрязнение воды разозлит драконов, которые управляют её циклом. Они боялись, что если испачкают воду, боги пошлют шторм, чтобы разрушить их дома – поэтому они не мыли и не стирали ничего.

Купаться или стирать свою одежду в проточной воде было запрещено. Большая часть монгольских воинов не утруждали себя даже переодеванием. Самое большее – они могли снять свои шубы, чтобы вытрясти из них вшей, и надеть их обратно. Они носили одно и то же день за днём, пока оно буквально не сгнивало прямо на них.

Они также не мыли в воде посуду. Вместо этого, они мыли тарелки в остатках бульона. А потом они выливали использованный бульон обратно в чан и снова готовили.

Они воняли, но гордились этим. В вони была их власть. Считалось честью, если великий хан дарил кому-то свой плащ – не только потому, что у этого человека теперь была своя одежда, но и потому, что теперь он мог носить вонь хана.

2. Они начинали учиться ездить на лошадях, когда им исполнялось всего три года


Как только монгол начинал ходить, он учился верховой езде. В каждой семье, богатой или бедной, была своя лошадь. Даже пастухи заботились о своём умении ездить верхом. Они должны были готовиться смолоду, поэтому начинали делать это, когда им исполнялось всего три года.

Монголы изготавливали специальные сёдла для детей, разработанные с дополнительными элементами безопасности, чтобы предотвратить травмирование ребёнка. Они хотели, чтобы их дети занимались верховой ездой как можно раньше. Это имело огромное значение. Европейцы, видевшие их, утверждали, что маленькие девочки в Монголии ездили верхом на лошадях лучше, чем большинство европейских мужчин.

Дети также учились стрельбе из лука. Как только они начинали ездить верхом, им давали крошечные луки и учили стрелять. Для монгола во времена великих ханов езда верхом и стрельба из лука были так же важны, как и умение ходить.

3. Они пили кровь, перерезая вены на шеях своих лошадей


Монгольская армия преодолевала невероятные дистанции. За один день они могли пройти 80 миль (130 километров), расстояние, которое в то время считалось неслыханным. Для этого нужно было передвигаться достаточно быстро, и у них не было времени, чтобы останавливаться на перекус.

Во время длительных поездок они помещали сырое мясо на спины лошадей. Считалось, что это должно было смягчить мясо, таким образом, они могли есть его в движении. Некоторые полагают, что мясо на самом деле предназначалось для лошади, чтобы помогать лечить раны, появление которых было неизбежно во время таких невероятных походов.

Марко Поло утверждал, что эти воины двигались в течение десяти дней, останавливаясь лишь недолго, чтобы развести огонь. Когда они хотели пить, они делали отверстия в шеях лошадей и пили кровь.

Лошади также помогали им напиваться. Они доили кобыл каждый раз, когда представлялась такая возможность. Они брали молоко с собой в дорогу; через некоторое время оно начинало бродить и превращалось в алкогольный напиток

4. Они вспарывали грудные клетки животным


Монголы редко ели овощи. Время от времени они собирали некоторые дикие растения или съедали небольшое количество еды, предложенной им сдающейся армией, но больше всего они полагались на мясо и молочные продукты.

Их диета, по существу, представляла полную противоположность веганству – и способ приготовления был полной противоположностью кошерному. Когда они хотели забить животное, они связывали его, втыкали нож в грудь и распарывали её. Затем они хватали и сжимали сердце, чтобы заполнить тело кровью.

Они вытаскивали все внутренние органы животного и готовили их. В ход шли все части тела животного – обычно их готовили в чане с бульоном, а в особых случаях – на вертеле. Кровь из тела выкачивали и делали из неё колбасы.

Как правило, монголы питались бараниной, но не брезговали и мясом лошадей. Лошадей обычно припасали для особых случаев, но они ели любую конину, которую могли раздобыть. По словам одного миссионера, который путешествовал по Монголии, они съедали даже послед кобыл.

5. У монгольского мужчины могло быть 30 жён


Монголы были строги в отношении внебрачных связей. Если мужчину ловили с замужней женщиной, ему могли за это отрезать губы. Если их заставали в постели, его могли убить. И если его ловили с не состоящей в браке девственницей, казнили и мужчину, и женщину.

Но при условии женитьбы, тем не менее, у мужчины могло быть столько женщин, сколько он хотел – или, более точно, столько, сколько он мог содержать. Он должен был оплатить приданое каждой, и он должен был предоставить каждой отдельную палатку для проживания. У некоторых монгольских мужчин было тридцать жён, а у ханов их были сотни.

6. Младший сын наследовал жён своего отца


Когда жизнь монгола подходила к концу, он должен был быть уверен, что о его жёнах позаботятся. Его земли и его имущество делили между сыновьями, причём лучшее доставалось младшему. Он получал дом своего отца, его рабов и жён.

Мальчик не женился на своей собственной матери, но он заботился обо всех других жёнах своего отца. И, в то время как не было никаких правил в этом отношении, ему разрешали сделать жён отца своими собственными.

7. Они использовали психологические атаки


Один из главных способов, с помощью которого монголы стали такими эффективными убийцами, было психологическое оружие. Они, возможно, не завоевали бы столько стран, только сражаясь – они должны были заставить как можно больше людей сдаться, чтобы минимизировать необходимость тратить впустую жизнь своих воинов.

Независимо от обстоятельств, они скрывали своё численность своего войска. Если противостоящая армия была многочисленней, они размешали макеты на запасных лошадях и жгли больше походных костров, чтобы казаться более внушительными. Если их армия была многочисленнее, они ездили гуськом на лошадях, к хвостам которых были привязаны ветки, чтобы замаскироваться в облаке пыли.

Они были экспертами в запугивании людей. Они путешествовали со своими юртами – палатки, которые они могли использовать перед осадой, как портативные дома. По крайней мере, в одном случае они использовали цвета этих палаток, чтобы напугать людей в пределах города. Сначала они поднимали белые палатки, говоря осаждённым, что в случае сдачи города их пощадят. Если они не сдавались, монголы поднимали красные палатки, говоря осаждённым, что только мужчины будут убиты. Если люди всё еще не были готовы сдаваться, монголы поднимали чёрные палатки, сообщая осаждённым, что все внутри умрут.

8. Они уничтожали целые города


Ключом к психологическому террору была их репутация беспощадности. Им было необходимо, чтобы враги думали, что они не остановятся, пока все до единого в городе не будут убиты. Они не использовали никаких уловок, чтобы заполучить такую репутацию – они действительно так и делали.

Если город не сдавался, монгольская орда уничтожала всех до единого человека. Они окружали женщин и детей и убивали их всех. Иногда они даже окружали кошек и собак и убивали их заодно. Они отрезали их головы и делали пирамиду из черепов, чтобы любой, кто проходил мимо, знал, что произойдёт, если разозлить хана.

Самое ужасное они творили с беременными женщинами. По словам арабского писателя, монголы не останавливались на их убийстве. Они распарывали им живот и убивали плод.

9. Им нужно было убивать дворян, не проливая крови


Монголы полагали, что в крови таилась духовная сущность человека. Они не смели проливать кровь дворянина, полагая, что она загрязнит землю, на которую попадёт. Поэтому они должны были найти другие способы сделать это.

Обычно дворян душили или топили. Если член семьи предавал хана, его заворачивали в ковёр и бросали в ёмкость с водой. Иногда, тем не менее, процесс приобретал творческий характер. Гуюк Хан позаботился об одном из своих конкурентов, зашив каждое отверстие на его теле и сбросив его в реку.

Они должны были проявлять творчество и с вражескими дворянами. В одном случае они заманили русских дворян в ловушку под деревянную планку и устроили банкет сверху, чтобы задушить их, не проливая крови. В другом случае Чингисхан убил человека, залив раскалённое серебро в его глаза.

10. Они катапультировали тела больных на городские стены


Монгольская армия, возможно, была первой, кто использовал биологическое оружие. Когда они пронеслись по Европе, они были поражены чумой – и они решили использовать это как своё преимущество.

Их враги скрывались в окружённом городе Кафа. Когда чума начала уносить жизни их воинов, они поняли, что не смогут остаться здесь навсегда. Они хотели нанести максимальный урон прежде, чем покинут осаду; таким образом, они стали бросать тела своих мёртвых воинов на городские стены.

Любого монгола, который умирал от чумы, помещали на катапульту и запускали в стену. С другой стороны люди пытались избавиться от этих тел, бросая их в море, но это наносило ущерб их водоснабжению. Вскоре чума распространилась по всему городу.

Несколько человек сбежали по городским стенам и направились на запад, но было уже слишком поздно. Они уже были заражены болезнью и лишь распространили её дальше по всей Европе.

КАКИЕ ЛОШАДИ БЫЛИ У МОНГОЛО-ТАТАР?

Эту статью в хорошем качестве с выделением текста и иллюстрациями можно посмотреть по адресу:
http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/08_mongol_kot_bil.shtml

Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

АБ: Могут возразить: монгольская лошадка прекрасно умеет добывать себе пропитание из под снега. Все правильно. «Монголки» — выносливые создания, способные прожить всю зиму на «самообеспечении»… Однако в нашем случае вышеприведенный аргумент не работает. Во первых, древние источники не упоминают о лошадях монгольской породы, имевшихся «на вооружении» орды. Наоборот, специалисты по коневодству в один голос доказывают, что «татаро монгольская» орда ездила на туркменах — а это совсем другая порода, и выглядит иначе, и пропитаться зимой без помощи человека не всегда способна… [9.1].

ЕТ: Начнём со специалистов-археологов.
Цалкин: «Степные лошади Восточной Европы в свете данных из раскопок Сарая Берке представляются довольно однородными по росту. Среди них не было обнаружено ни очень мелких, ни рослых и крупных, что, может быть, в известной степени находит себе объяснение в ограниченности количества наблюдений. Наиболее многочисленную группу среди них составляют малорослые лошади и немного меньшим процентом были представлены средние; мелкие были очень редки. Что касается средней величины роста в холке, то у рассматриваемых субфоссильных лошадей она выражается следующими цифрами: золотоордынская - 135,28±0,76 см.» [Домашние животные Золотой Орды. Цит.по 8.49]
Цалкин: «Полученный из раскопок Кара-Корума материал для изучения лошадей древней Монголии незначителен. Анализ произведенных измерений костей конечностей устанавливает, что размеры их у древнемонгольской и золотоордынской лошади довольно близки. Судя по длине трех сохранившихся пястных и одной плюсневой кости, лошади из Кара-Корума должны быть отнесены к числу так называемых малорослых, имеющих высоту в холке в пределах 128-136 см. Таков же примерно рост лошадей и в современной Монголии.» [Фауна из раскопок Kара-Kорума. Цит.по 8.49]

ЕТ: Таким образом, никаких туркменов в раскопках не обнаружено, а золотоордынские лошади соответствуют монгольским. Перейдём к древним источникам.
Мэн-да бэй-лу: "Земли в татарском государстве богаты травой и водой и благоприятны для овец и лошадей. Лошадей у них на первом или втором году жизни усиленно объезжают в степи и обучают. Затем растят в течение трех лет и после этого снова объезжают [их]. Ибо первое обучение производится [только] для того, чтобы [они] не лягались и не кусались. Тысячи и сотни составляют табун, [лошади] тихи и не ржут. Сойдя с коня, [татары] не привязывают [его]: и так не убежит. Нрав [у этих лошадей] очень хороший. В течение дня [их] не кормят сеном. Только на ночь отпускают их на пастбище. Пасут их в степи смотря по тому, где трава зелена или высохла. На рассвете седлают [их] и едут. Никогда не дают [им] бобов или зерна. Всякий раз, когда [татары] выступают в поход, каждый человек имеет несколько лошадей. [Он] едет на них поочередно, [сменяя их] каждый день. Поэтому лошади не изнуряются" [2.2].
Сюй Тин: "[Я, Сюй] Тин, исследовал систему коневодства у татар. С самого начала весны [они] прекращают боевые действия. После [весны они] всегда выступают на войну уже с добрыми конями. Притом [татары] свободно отпускают их [двигаться вслед за] водой и травой, не приказывая всадникам направлять [их] движение. А вот когда до них доходит западный ветер, то [татары] ловят, обуздывают их [лошадей] и треножат у шатров. [Лошади] потребляют траву и воду понемногу, и за месяц, в течение которого [они] сбрасывают жир и притом становятся крепкими, всадниками вместе с ними проходится несколько сот лит . Таким образом, [они находятся] в естественном положении и не потеют, и потому в состоянии переносить дальние [переходы] и военные походы. Обыкновенно, во время движения по основному пути, [татары] не разрешают им [отойти] на боковые [дороги] для поедания травы и питья, вероятно [,потому, что если] в ходе тяжелой работы поесть травы и попить, то жир не выработается и появятся болезни.
Они [татары] тех из оставленных жеребцов, которые самые сильные и лучшие, называют ила [т. е.] кони-производители. Большинство же остальных [жеребцов], за исключением [ила], сделаны меринами. По этим причинам [у татар] не может не быть сильных и крепких [коней]. Что касается вожаков, то [они] казенные кони. Мерин никогда не водит табун кобыл, которые не смешиваются с табуном меринов. Табуны меринов и кобыл каждые по отдельности составляют собственные стада. Все лошади [разбиты] на стада, в которых чаще всего по 400-500 голов и которыми ведает только пара улачи. [Они] управляют [стадом], держа в руках круглые железные [пруты] с острием. Ими бьют как плетьми. Лошади, увидев их, сразу пугаются.
Всякий раз, когда надо поить лошадей, они [татары] выкапывают колодец, из которого за раз могут напиться только 4-5 лошадей. Каждая [лошадь] самостоятельно придерживается порядка очередности: [лошади] подходят друг за другом, при этом пришедшая [первой] и вдоволь напившаяся уходит, а следующая за ней делает то же самое. Если случается, что кто-то нарушает [этот] порядок, то улачи достаточно издалека помахать железным прутом, и [лошадь] покорно склоняет голову, а ее ноги замирают на месте. И никто уже не смеет бунтовать, в общем устанавливается совершеннейший порядок. Каждый их [татар] табун кобыл ведет конь ила [из расчета] один конь [ила] на 50-60 голов кобыл. Если кобыла выходит из табуна, то конь ила непременно кусает и лягает ее, понуждая вернуться. Или когда конь ила другого табуна пересечет [ему путь] и зайдет в него, то конь ила " [цит. по 8.56, с.73-74].
Пэн Да-я: "Их [черных татар] лошади пасутся в поле и не [нуждаются] в сене и зерне. В шестой луне [они] откармливаются молодой травой, так что они становятся упитанными и крепкими. Когда [жеребцам] исполняется четыре года, [их делают] меринами. По этой причине [они] очень крепкие, имеют спокойный, покладистый нрав и без норова, способны переносить ветер и мороз долгое время. Если же их не холостят, то напротив - [они] кроме того, что переменчивого нрава, еще ржут и пугаются, так что невозможно [их] использовать в засадах. Так как копыта [татарских лошадей] легко режутся и боятся камней, то [их укрепляют] железными или деревянными пластинами. Они называются 'ножные накладки'. Во всех случаях быстрой скачки [у татар] нельзя досыта кормить [лошадей], их всегда [после скачки] освобождают от седел, непременно связывают так, чтобы морда была задрана вверх, и ждут, пока их цит придет в равновесие, дыхание успокоится и ноги охладятся. После того как наступают холода, их [лошадей] " [цит. по 8.56, с.74].
Фома Сплитский: «Лошади у них малорослые, но сильные, легко переносящие голод и трудности, ездят они на них верхом на крестьянский манер; по скалам и камням они передвигаются без железных подков как дикие козы. А после трехдневной непрерывной работы они довольствуются скромным кормом из соломы» [6.3].
Герман II: «У них большие и сильные кони, которые питаются листьями и даже [ветками и корой] деревьев. На них [татары] взбираются по трем ступенькам, словно по трем уступам [вместо стремян], так как у них [татар] короткие ноги…»[6.4].
Фридрих II: «Говорят, что, если не хватает пищи, кони их, которых они ведут с собой, довольствуются древесной корой и листьями и корнями трав; и все же в нужный момент они всегда оказываются чрезвычайно быстрыми и выносливыми» [6.4].
Ивон Нарбонский: «Они привычны не к очень рослым, но очень выносливым коням, довольствующимся небольшим количеством корма, на которых сидят, крепко к ним привязавшись» [6.4].
Барбаро: «Но вот что удивительно: страна эта не производит очень породистых лошадей; они низкорослы, с большим брюхом и не едят овса» [6.21].
Ибн ал-Асир: «Их животные, на которых они ездили, рыли землю копытами и поедали корни растений, не зная ячменя» [3.3, 118].
ЕТ: Последнее сообщение азиатского летописца. Уж он-то должен отличать туркменских лошадей от монгольских. Отличие европейских лошадей от монгольских отметил Карпини.
Карпини: «Они нам ответили, что если мы поведем в Татарию тех лошадей, которые у нас были, то они все могут умереть, так как лежали глубокие снега, и они не умели добывать копытами траву под снегом, подобно лошадям Татар, а найти им для еды что-нибудь другое нельзя, потому что у Татар нет ни соломы, ни сена, ни корму» [6.8].
Герберштейн: «У них в изобилии имеются лошади, (хотя) с низкой холкой и малорослые, но крепкие (и выносливые), хорошо переносящие голод [и работу] и питающиеся (листьями) ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами (даже из-под снега, если нет травы.). [Столь выносливыми лошадьми татары весьма умело управляют] московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими (это известно им по опыту). Эта [порода] лошадей называется “бахмат”» [6.24, 7].
ЕТ: Последнее сообщение относится к началу XVI в. Вот свойства лошадей монгольской породы:
http://www.zooclub.ru/horses/147.shtml
«Монгольская лошадь в высшей степени приспособлена к суровому континентальному климату своей родины, обходясь малым количеством воды и скудным кормом. В благоприятных условиях быстро накапливают подкожный жир, помогающий им переносить бескормицу зимой и во время засух. Обладают сравнительно высокой работоспособностью под седлом, вьюком и в упряжи. При ежедневной работе за сутки проходят под всадником 70-80 км, а в однодневных переходах - до 100-120 км».

Морозов (участник Московской торговой экспедиции в Монголию): «Монгольская лошадь небольшого роста, всего один аршин двенадцать-пятнадцать вершков; но при хорошем питании в молодом возрасте она вырастает значительно больше и доходит до двух аршин двух-трех вершков. Телосложение крепкое, голова большая, некрасивая, шея короткая, без подгривка, грудь очень развитая и широкая, спина прямая, ноги короткие, сильные, копыта и зубы очень крепкие.
Твердо выраженных очертаний, определенного типа в экстерьере ее не наблюдается, а потому она пригодна для самой разнообразной работы.
Так, под верхом она незаменима, но может ходить и в запряжке, при чем легко везет 20-25 пудов, делая переходы по 50 верст и не зная никогда никакой ковки. Есть бегуны, делающие без отдыха 250 верст.
Характер у нее резвый, выносливый и очень нетребовательный в отношении корма и ухода.» [8.50]

Пржевальский: «Здесь, кстати сказать, несколько слов о монгольских лошадях. Характерные их признаки составляют: средний или даже малый рост, толстые ноги и шея, большая голова и густая, довольно длинная шерсть, а из особых качеств необыкновенная выносливость. На самых сильных холодах монгольские лошади остаются на подножном корму и довольствуются скудной травой; за неимением же ее едят, подобно верблюдам, бударгану и кустарники; снег зимой обыкновенно заменяет им воду. Словом, наша лошадь не прожила бы и месяца при тех условиях, при которых монгольская может существовать без горя» [цит.по 8.49]

ЕТ: Подробно исследовавший вопрос о степных лошадях автор сделал следующее заключение.
Долбе: Средний вес 300-350 кг, иногда до 400-450 кг, кобылы немного легче жеребцов. Рост в холке 126-143 см, но в среднем 130-135 см. Потрясающе вынослива и неприхотлива, очень крепкое здоровье. В течение 4-7 дней способна проходить по пересеченнному рельефу 70-100 километров в сутки, довольствуясь 5-часовым отдыхом и 3-х часовой тебеневкой. Достаточно быстра, преимущества в скорости в сравнении со скаковыми породами особенно проявляются на длинных дистанциях. Некритична к качеству поверхности земли, за исключением сильно каменистых и обледеневших поверностей. Подковки не требует. В течение часа способна пробегать до 25 км, отдельные скакуны — и более, до 50 км. Может ходить в запряжке, но только будучи под седлом. Тяговые качества оцениваются по-разному, от невысоких (легкий тарантас и только 10 км) до весьма неплохих (320-400 кг, т.е. груз, равный или превышающий собственный вес, на 50 км в день). К саням не приучены и тянут их плохо. Прекрасно идет под вьюком.
Практически любая из тех лошадей, что могли оказаться в войске татаро-монголов, за исключением лошадей из бесснежных регионов, была способна к круглогодичной тебеневке в условиях глубокоснежной зимы. Вместо воды может успешно довольствоваться снегом. Способна к нажировке; накопленные запасы жира могут расходоваться в случае полного отсутствия или недостаточного корма. В течение нескольких дней может обходиться и без корма. Способна поедать и усваивать самый плохой и жесткий корм, поедаемые растения могут быть очень небольшой высоты. Овса и других зерновых кормов в своей природной среде лошади не получают и не едят, либо требуется какое-то время на приучение к подобным кормам. [8.49]

ЕТ: В соответствии со свойствами лошадей строится и стратегия монголов. В сытный период они пасут лошадей, чтобы накопить как можно больше жира, а в период бескормицы ведут активные боевые действия пока жир не израсходуется.
Киракос: «Между тем один за другим прибывали гонцы и торопили их на бой. Но они вовсе не спешили, а спокойно собрали войска свои и [из стран], подвластных им, пришли со всем своим имуществом в Армению, на луга, изобилующие травой, чтобы откормить лошадей своих, а потом медленно двинулись туда, где был раскинут стан султана» [4.1, ф.4].

ЕТ: Но если монгольские лошади такие хорошие, то почему остальные страны не завели себе их? Увы, всякое животное оптимизировано для своей среды обитания.
Иванин: «Наши сочные, влажные травы, особенно весною, были вредны для монгольских лошадей, привыкших к степному сухому корму; даже перемена воды бывает для многих лошадей вредна. Поэтому неминуемо развились бы болезни и падёж на лошадей» [8.28, с.109-110].
ЕТ: Отсюда логически вытекает ответ на следующий интересный вопрос: почему монголо-татары вторгались зимой.

Читайте также: